Что такое резонерство в психологии

Что такое резонерство в психологии

Резонерство — тип мышления, характеризующийся склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Она проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к «рассуждательству».

Психологическая структура резонерского мышления раскрыта Т. И. Тепеницыной (1965, 1968, 1979). Автор обнаружила, что резонерство не связано с каким-либо определенным видом ошибок в осуществлении собственно мыслительных операций. Оно обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных. Этот вариант личностной позиции больного определяется как чрезмерная потребность в «самовыражении» и «самоутверждении». Этим объясняются такие типичные черты резонерского мышления, как утрированная претенциозно-оценочная позиция больного, аффективная неадекватность выбора предмета обсуждения, несоответствие последнего способам доказательств и рассуждений, тенденция к «сверхобобщениям» по пустячному поводу, недостаточная самокритичность, своеобразная манера речи (витиеватость, склонность к многозначительным интонациям, употребление в избытке зачастую совершенно не подходящих к предмету обсуждения понятий, многоречивость).

Резонерство в мышлении наблюдается не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей. Отличие резонерства у психически больных Т. И. Тепеницына (1979) видит в степени искажения мотивационного плана мыслительной деятельности и в аффективной неадекватности мотивации, которые при психических заболеваниях еще отягощаются присоединением грубых расстройств мыслительной деятельности.

Резонерское мышление наблюдается при шизофрении, эпилепсии, олигофрениях и ряде органических поражений головного мозга. Об отличии эпилептического резонерства от шизофренического речь будет идти в соответствующем разделе книги. Однако и при шизофрении возможны различные варианты резонерского мышления. Э. А. Евлахова (1936) различала у больных шизофренией вычурный, манерно-резонерский и педантичный типы резонерства. Первый характеризуется преобладанием аутистической позиции и своеобразной личностной пропорцией — тонкость, гиперестетичность, наблюдательность при наличии эмоционального уплощения. Манерно-резонерское мышление характеризуется преобладанием «рассуждательства», переоценкой формальной стороны предмета обсуждения, малой содержательностью рассуждений, банальностью, трафаретностью, склонностью к стереотипиям. Педантичное резонерство отличается достаточной контактностью и большей живостью интеллекта, склонностью к шуткам и плоскому остроумию при непонимании юмора, иронии, при утере чувства такта, чрезмерной патетичностью, с которой произносятся достаточно банальные суждения. Выделенные типы шизофренического резонерства Э. А. Евлахова не соотносила с особенностями течения болезни.

Т. И. Тепеницына (1979) отмечает, что при выраженном дефектном состоянии шизофреническое резонерство меняется — на первый план выступает не столько искажение, сколько обеднение и уплощение эмоциональной сферы, резонерские рассуждения приобретают характер штампов-автоматизмов, утративших смысловую содержательную сторону. Эти наблюдения совпадают и с нашими (В. М. Блейхер, 1980)—резонерство при небольшой давности заболевания отличается сравнительно большей информативной насыщенностью и в известной мере сближается с синдромом философической (метафизической) интоксикации, описанной Th. Zihen (1924), тогда как при наличии выраженного психического дефекта оно носит более выхолощенный в смысловом отношении характер. Резонерство выявляется при клиническом исследовании и особенно в патопсихологическом эксперименте. Количество резонерских суждений возрастает при такой направленности беседы с больным, когда акцентируется, усиливается его личностно-оценочная позиция. Так, при выяснении понимания пословиц и поговорок наряду с обычной инструкцией (Как вы понимаете смысл пословицы?) вопрос задается и в несколько иной форме (Как вы относитесь к этой пословице?). Часто одного такого изменения инструкции оказывается достаточно, чтобы спровоцировать резонерство. Этот прием отражает специфику выявления резонерского характера мышления патопсихологом в эксперименте и должен быть взят на вооружение психиатрами. Резонерское мышление особенно ясно выступает там, где выполнение задания требует словесных определений, формулировок, сравнения понятий. Так, на предложение дать определение понятия «корова» б ьной шизофренией говорит: «Это предмет домашнего быта, предмет одушевленный, необходимый в практике роста и воспитания детей, а также и больных, вообще для обеспечения полноценного питания и помощи в состоянии здоровья». Другой больной определяет пальто, как «предмет элегантности, которая подчеркивает вкус носящего. Кроме того, иногда пальто защищает от холода и атмосферных влияний». Приводим пример резонерского объяснения пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает» — «Яблоко, как и все в природе, подчиняется закону Ньютона о всемирном притяжении». Словесные ссылки на высоконаучные методы (например, при исследовании особенностей восприятия цифр больной пытается установить аналогии с законами математической логики, методами экстра- и интерполяции), банальные сентенции, патетичность тона на фоне повышенной самооценки и неадекватных притязаний вытесняют полноценные доказательства. Отсюда вытекает порочность резонерского мышления — его непродуктивность. За мнимой логичностью часто схематизированных мыслительных построений у резонерствующего больного шизофренией стоят скупость, пустота, банальность мышления.

Источник

Что такое резонерство в психологии

Резонерство — тип мышления, характеризующийся склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Она проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к «рассуждательству».

Психологическая структура резонерского мышления раскрыта Т. И. Тепеницыной (1965, 1968, 1979). Автор обнаружила, что резонерство не связано с каким-либо определенным видом ошибок в осуществлении собственно мыслительных операций. Оно обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных. Этот вариант личностной позиции больного определяется как чрезмерная потребность в «самовыражении» и «самоутверждении». Этим объясняются такие типичные черты резонерского мышления, как утрированная претенциозно-оценочная позиция больного, аффективная неадекватность выбора предмета обсуждения, несоответствие последнего способам доказательств и рассуждений, тенденция к «сверхобобщениям» по пустячному поводу, недостаточная самокритичность, своеобразная манера речи (витиеватость, склонность к многозначительным интонациям, употребление в избытке зачастую совершенно не подходящих к предмету обсуждения понятий, многоречивость).

Резонерство в мышлении наблюдается не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей. Отличие резонерства у психически больных Т. И. Тепеницына (1979) видит в степени искажения мотивационного плана мыслительной деятельности и в аффективной неадекватности мотивации, которые при психических заболеваниях еще отягощаются присоединением грубых расстройств мыслительной деятельности.

Резонерское мышление наблюдается при шизофрении, эпилепсии, олигофрениях и ряде органических поражений головного мозга. Об отличии эпилептического резонерства от шизофренического речь будет идти в соответствующем разделе книги. Однако и при шизофрении возможны различные варианты резонерского мышления. Э. А. Евлахова (1936) различала у больных шизофренией вычурный, манерно-резонерский и педантичный типы резонерства. Первый характеризуется преобладанием аутистической позиции и своеобразной личностной пропорцией — тонкость, гиперестетичность, наблюдательность при наличии эмоционального уплощения. Манерно-резонерское мышление характеризуется преобладанием «рассуждательства», переоценкой формальной стороны предмета обсуждения, малой содержательностью рассуждений, банальностью, трафаретностью, склонностью к стереотипиям. Педантичное резонерство отличается достаточной контактностью и большей живостью интеллекта, склонностью к шуткам и плоскому остроумию при непонимании юмора, иронии, при утере чувства такта, чрезмерной патетичностью, с которой произносятся достаточно банальные суждения. Выделенные типы шизофренического резонерства Э. А. Евлахова не соотносила с особенностями течения болезни.

Т. И. Тепеницына (1979) отмечает, что при выраженном дефектном состоянии шизофреническое резонерство меняется — на первый план выступает не столько искажение, сколько обеднение и уплощение эмоциональной сферы, резонерские рассуждения приобретают характер штампов-автоматизмов, утративших смысловую содержательную сторону. Эти наблюдения совпадают и с нашими (В. М. Блейхер, 1980)—резонерство при небольшой давности заболевания отличается сравнительно большей информативной насыщенностью и в известной мере сближается с синдромом философической (метафизической) интоксикации, описанной Th. Zihen (1924), тогда как при наличии выраженного психического дефекта оно носит более выхолощенный в смысловом отношении характер. Резонерство выявляется при клиническом исследовании и особенно в патопсихологическом эксперименте. Количество резонерских суждений возрастает при такой направленности беседы с больным, когда акцентируется, усиливается его личностно-оценочная позиция. Так, при выяснении понимания пословиц и поговорок наряду с обычной инструкцией (Как вы понимаете смысл пословицы?) вопрос задается и в несколько иной форме (Как вы относитесь к этой пословице?). Часто одного такого изменения инструкции оказывается достаточно, чтобы спровоцировать резонерство. Этот прием отражает специфику выявления резонерского характера мышления патопсихологом в эксперименте и должен быть взят на вооружение психиатрами. Резонерское мышление особенно ясно выступает там, где выполнение задания требует словесных определений, формулировок, сравнения понятий. Так, на предложение дать определение понятия «корова» б ьной шизофренией говорит: «Это предмет домашнего быта, предмет одушевленный, необходимый в практике роста и воспитания детей, а также и больных, вообще для обеспечения полноценного питания и помощи в состоянии здоровья». Другой больной определяет пальто, как «предмет элегантности, которая подчеркивает вкус носящего. Кроме того, иногда пальто защищает от холода и атмосферных влияний». Приводим пример резонерского объяснения пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает» — «Яблоко, как и все в природе, подчиняется закону Ньютона о всемирном притяжении». Словесные ссылки на высоконаучные методы (например, при исследовании особенностей восприятия цифр больной пытается установить аналогии с законами математической логики, методами экстра- и интерполяции), банальные сентенции, патетичность тона на фоне повышенной самооценки и неадекватных притязаний вытесняют полноценные доказательства. Отсюда вытекает порочность резонерского мышления — его непродуктивность. За мнимой логичностью часто схематизированных мыслительных построений у резонерствующего больного шизофренией стоят скупость, пустота, банальность мышления.

Источник

Дезорганизация мышления и речи

Характерным и специфичным позитивным расстройством при шизофрении считается «разорванность мышления». По Е. Блейлеру, оно «расщеплено», как и все другие стороны психической сферы больного, и является результатом «разрыхления ассоциативных связей». «В ассоциациях единое расщепляется, разнородное соединяется; происходит так, как если бы мы разные понятия одной категории перемешали и потом стали бы их совершенно случайно сочетать» (Блейлер Е., 1911); «происходит разрыв, имеют место нелогичные, бессвязные, а иногда совершенно бессмысленные сочетания» (Гуревич М.О., Серейский М.Я., 1946).

Прогноз при наличии дезорганизации мышления обычно неблагоприятен. «Формальные и существенные расстройства мышления соединяются в один общий натиск к разрушению личности. Странно при этом только то, ничем не нарушенное миролюбие, с которым эти разнообразнейшие круги представлений делят между собой обладание конкретными фазами — Я. Это распадение искусного душевного здания на „множество ощущающих и мыслящих организмов“ составляет последнюю ступень дошедшего до неизлечимости умственного расстройства» (Шюле Г., 1880).

Дезорганизацию мышления и речи некоторые психиатры признавали самостоятельной группой синдромов, в противоположность позитивной и негативной симптоматике. Однако внимательный психопатологический и нейропсихологический анализ показывает, что эта совокупность синдромов неоднородна и часть из них можно отнести к позитивной симптоматике, а часть к признакам нейрокогнитивного дефицита.

При некоторых формах шизофрении мышление теряет свою связность, утрачивает гибкость, становится нечетким, неравномерным («мысли быстро приходят и уходят, перемещаясь с одного предмета на другой», «набегают друг на друга, пересекаются и сталкиваются»), стереотипным, чрезмерно абстрактным, прерывистым («обрывы мыслей»), нелогичным и неадекватным конкретной ситуации.

Что такое резонерство в психологии. Смотреть фото Что такое резонерство в психологии. Смотреть картинку Что такое резонерство в психологии. Картинка про Что такое резонерство в психологии. Фото Что такое резонерство в психологииЧитайте подробнее о симптомах шизофрении

Несмотря на некоторое сходство разорванности мышления с симптомом «скачки идей», эти психопатологические феномены отличаются друг от друга, поскольку связь между ассоциациями больного шизофренией разорвана, в противоположность их усиленному образованию при маниакальном синдроме.

Одним из дифференицально-диагностических критериев нарушений мышления при шизофрении и маниакального синдрома, развившегося в рамках биполярного аффективного, возможно, и шизоаффективного расстройства является тот факт, что в последних случаях пациент обычно возвращается к той мысли, с которой он начал свои рассуждения, в отличии от больного шизофренией, который обычно не способен завершить однажды начатую мысль.

Ассоциации отличаются фрагментарностью, «ослабленностью». Больному шизофренией трудно поддерживать заданную собеседником тему, обычно из-за слабости ассоциаций или «ускользания мыслей». Для внешнего наблюдателя речь больного шизофренией нередко непонятна и лишена логического смысла.

Речь больного шизофренией может быть разорвана, включать в себя неологизмы, аллитерации, бессмысленные рифмы, персеверации. Встречаются обрывы мыслей, их внезапная остановка. Интересно отметить, что часто «совершенно бессмысленный набор разорванных шизофренических ассоциаций обычно объединяется больным в грамматически правильно оформленное предложение (Гуревич М.О., Серейский М.Я., 1946) и представляет собой «сохранение формы без содержания». В.А. Жмуров (2008) в качестве иллюстрации разорванности мышления приводит бессмысленный диалог истца и ответчика в книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

Персеверации, или речевые стереотипы, некоторые авторы отличают от персевераций в широком смысле слова (речевые, двигательные, сенсорные стереотипы, ригидность, слабая способность к переключению и др. ). Liemann (1905) в свое время различал клонические, тонические и интенциональные варианты персевераций. Sandson, Albert (1984) в дезорганизации мышления и речи находили характерные черты персевераций, в свою очередь, разделяя их на «текущие персеверации», персеверации «stuck in set» и «возвращающиеся персеверации».

Персеверации современными исследователями шизофрении рассматриваются как симптом поражения префронтальных отделов мозга, его дорсолатеральных областей. Кроме того, персеверации часто обнаруживаются при фронтально-субкортикальных и мезолимбических нарушениях.

Отдельные авторы описывают персеверации как примеры префронтальных нарушений, которые следует понимать не как фокальные расстройства с определенным нейроанатомическим субстратом, а как изменение взаимосвязей между удаленными областями мозга.

Многие исследователи шизофрении считают, что персеверации следует отнести к позитивной симптоматике, поскольку они обнаруживают положительную корреляцию с галлюцинациями и дезорганизованным мышлением (формальное расстройство мышления).

Помимо персевераций дезорганизация мышления может проявляться склонностью к символике, нередко запутанной и фиксированной на сексуальной теме. При этом связь между символом и объектом совершенно непонятна и немотивирована.

Больные могут слиять понятия и образы, совершенно не связанные между собой («агглютинация понятий»).

По мнению некоторых авторов середины ХХ века, отсутствие целевых представлений влечет за собой наплыв в сознание побочных, случайных представлений, что и ведет к разорванности мышления.

В литературе, посвященной дезорганизации мышления и речи, можно встретить сведения о «сверхвключаемости» больных шизофренией, которая проявляется недостаточно устойчивыми границами понятий. При этом отмечается нечеткость мышления, обусловленная вторжением в речь больного посторонних или отдаленных ассоциаций (ВОЗ, 1997).

В 1997 г. Chua выявил значительную положительную корреляцию между дезорганизацией мышления и относительными объемами гиппокампа и веретенообразной извилины. В работах McIntosh et al. (2001) было обнаружено наличие положительной корреляции между выраженностью «дезорганизации» и объемом височных долей (эти исследователи, также определили взаимосвязь эйфории с увеличенными размерами таламуса).Несколько ранее Shenton et al (1992) отметили, что степень дезорганизации мышления коррелирует с объемом серого вещества в левом заднем отделе верхней височной извилины.

Некоторые авторы сообщали об усилении вербальной персеверации у больных шизофренией после приема метилфенидата и ее уменьшении в результате приема антипсихотика (галоперидол). Резонерство, напротив, типично для сниженной активности дофаминергической системы («снижение катехоламинергического тонуса»), подобное состояние достаточно типично для пациентов, испытывающих трудности для сохранения схемы последовательности мышления и действий.

Источник

Что такое резонерство в психологии

Общая психопатология

Нарушение процесса обобщения

Для того чтобы решать достаточно сложные задачи, глубоко проникать в сущность явлений, необходимо развитие абстрактного (от лат. abstractus — отвлеченный) мышления, т.е. способности выделять наиболее важные, существенные, общие, закономерные свойства, отвлекаясь от несущественных, случайных свойств, связанных с конкретной ситуацией.

В норме взрослый человек может использовать как конкретное мышление, так и абстрактное, в зависимости от ситуации, с которой он имеет дело. Патология абстрактного мышления может быть связана с недостаточностью процесса обобщения (отвлечения) и искажением этого процесса (упрощенно говоря — с его неправильностью или чрезмерностью).

Для оценки процесса обобщения в клинике помимо беседы с пациентом можно использовать небольшие тестовые задания, например: а) интерпретацию переносного смысла пословиц и поговорок (к примеру, «что значит: куй железо, пока горячо?»); б) выделение общих свойств предметов (например, «что общего у яблока и апельсина?»). В патопсихологии также используют ряд методик, например, «Метод пиктограмм».

Что такое резонерство в психологии. Смотреть фото Что такое резонерство в психологии. Смотреть картинку Что такое резонерство в психологии. Картинка про Что такое резонерство в психологии. Фото Что такое резонерство в психологии

Недостаточность процесса обобщения

Патологическая обстоятельность (детализированность) — склонность к детализации, застревание на частных обстоятельствах, неспособность отделить главное от второстепенного.

Пациенты с патологической обстоятельностью отвечают на вопросы врача очень пространно, начинают «от царя Гороха», добавляют много не относящихся к основной теме беседы деталей, ненужных уточнений. Им трудно разобраться, что именно в данной теме наиболее важно для собеседника, поэтому они стараются наиболее полно изложить все мысли, которые у них возникли. Цель рассказа в их сознании обычно не теряется, они постепенно продвигаются к ней, но делают это сложным, запутанным путем («лабиринтное мышление»).

На вопрос врача о пище, ставшей причиной пищевого отравления, пожилая пациентка, длительно страдающая сердечно-сосудистыми заболеваниями, начинает рассказ: «Вы знаете доктор, вчера я пошла в магазин. У меня рядом с домом на углу магазин открылся. Там раньше обувной был. Обувной так себе был, а теперь продуктовый хороший. Мне нравится туда ходить, у них продавцы в мясном отделе обходительные такие, всегда подскажут. Сейчас же не знаешь, что купить, одни жулики кругом, все обмануть норовят. Так вот, говорю я ему — какая у тебя колбаса получше, чтобы разжевать можно было. Зубы у меня не те, надо к доктору идти. А доктора сейчас какие дорогие, в том году была у одного. ».

Необходимо учесть, что, если у пациента нарушен процесс обобщения, то, чтобы получить необходимые анамнестические сведения, врачу следует:

а) Набраться терпения. Патологическая обстоятельность разной степени выраженности — весьма распространенный симптом среди пациентов (особенно пожилых) врачей всех врачебных специальностей. К сожалению, часто врачи работают в условиях недостатка времени, поэтому на подобные пространные рассказы они сразу начинают реагировать с раздражением. Подобное раздражение, однако, несправедливо, так как его нет в тех случаях, когда пациент, например, медленно двигается из-за болезни ног, почему же оно возникает, когда пациент долго говорит, из-за болезни мозга?

б) Помочь с процессом обобщения. Так же, как человеку с болезнью ног помогут костыли, человеку с нарушением процесса обобщения может помочь внешняя помощь, т.е. если врач сам выделит наиболее важный для себя аспект из уже сказанного пациентом и направит его дальнейшие рассуждения в нужное русло, он сможет получить всю необходимую информацию.

Патологическая обстоятельность — свидетельство органического поражения головного мозга (пихоорганический синдром), наиболее ярко обычно она выражена при сосудистом заболевании головного мозга и эпилепсии.

Следует различать патологическую обстоятельность (т.е. формальное расстройство мышления) и обстоятельность, обусловленную эмоциональным значением той или иной темы для человека. Так, волнуясь за свое здоровье или здоровье своих близких, человек в беседе закономерно будет возвращаться к теме здоровья снова и снова, будь эти волнения действительно обоснованы объективными причинами или вызваны какими-либо другими психическими расстройствами (например, бредом или тревогой).

Конкретное мышление — вся мыслительная деятельность ограничивается конкретными суждениями, абстрактное мышление недоступно.

Свидетельствует о слабоумии (врожденном или приобретенном) — подробнее см. тему «Патология интеллекта».

Примеры конкретного мышления

Тест «классификация предметов»: больной не может объединить стол и стул в одну группу (мебель), «так как на столе едят, а на стуле сидят».

Интерпретация пословиц: Не в свои сани не садись — «Не садилась я в чужие сани, я вообще в сани не садилась».

Искажение процесса обобщения

Для этих расстройств характерны «отлёт от действительности», преобладание абстрактных, чрезмерно общих понятий, часто отражающих лишь случайную сторону явлений, несоответствие реальной (конкретной) ситуации.

Например, в тесте на классификацию предметов больной объединяет в одну группу шкаф и кастрюлю, так как «у обоих предметов есть отверстие»; автомобиль и ложку — «общее — движение»; вилку, стол, лопату — «общее — твердость»; самолет и дерево — «это небо и земля» и т.д.

Резонёрство (резонёрское мышление, рассуждательство, от фр. raisonner — рассуждать) — мышление с преобладанием пространных, чрезмерно отвлеченных (абстрактных) рассуждений, имеющих мало содержательной связи с непосредственным предметом (целью) рассуждения. Цель мыслительной деятельности уходит на задний план, а на передний выдвигается тенденция к рассуждательству, философствованию с использованием различных сложных абстрактных понятий, рассуждениями о неразрешимых проблемах науки и философии, при том что на поверку многие суждения оказываются банальными, основанными на поверхностных или случайных аналогиях. Рассуждения не несут в себе никакого значимого смысла («бесплодное мудрствование», «словесная опухоль»), а ответы на конкретные вопросы зачастую не дают необходимой фактической информации.

В ответ на вопрос хирурга о сегодняшнем самочувствии пациент, накануне прооперированный по поводу перфорации язвы желудка, пускается в длительные рассуждения: «А что такое самочувствие? Чувствовать можно разные вещи — можно чувствовать любовь к Родине, а можно — боль от занозы. Тело человека — это только временное пристанище, оболочка. Тело смертно, если бы ученые придумали, как достичь бессмертия, Земля была бы перенаселена, была бы экологическая катастрофа. Поэтому телесные чувства не имеют решающего значения, важны душевные чувства. Все религии утверждают, что душа бессмертна. ».

Резонёрство может встречаться при шизофрении, психоорганическом синдроме, в более мягкой форме — при некоторых личностных особенностях.

Символическое мышление — мышление, при котором словам, знакам, предметам или событиям приписывается какой-либо особый, отвлеченный (не имеющий непосредственной родственной связи), а иногда просто случайный смысл, некое символическое значение.

Значение символов часто является сугубо личным, понятным лишь самому больному, иногда при этом оно может вступать в прямой конфликт с теми значениями, которые для тех же знаков/слов/предметов используют другие люди (например, больная для обозначения обычной расчески использует слово «прическа», так как «с ее помощью причесывают волосы»); иногда для одного и того же символа больной использует сразу несколько разных значений или многократно меняет его значения (поэтому создается впечатление о случайности при выборе приписываемых символу значений), что еще более затрудняет понимание символов окружающими.

Иногда больные придумывают собственные новые слова — неологизмы. Например, больная использует слово «эксквозочка» для обозначения своего причудливого головного убора. На основе неологизмов иногда развивается целый новый язык (криптолалия) или система шифрованной письма (криптография), понятные лишь одному автору. При этом в большинстве случаев слова или знаки в таких языках используются непоследовательно, отсутствует какая-либо стройная система значений, значения меняются в зависимости от минутного настроения, поэтому по прошествии некоторого времени разобрать их автор уже не в состоянии.

Символическое мышление может встречаться при шизофрении (особенно, случаи с наиболее нестандартным, неожиданным использованием символов), психоорганическом синдроме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *