Что такое риск в бизнесе
Классификация рисков предприятия
На функционирование предприятия влияют риски в виде событий (действий), препятствующих достижению коммерческих целей (стратегических, тактических).
У предприятий обычно нет права владения, пользования и распоряжения своими акциями. Но иногда они заключают договоры на поиск покупателей акций для своих учредителей. Какие риски возникают при этом и как в этом случае минимизировать налоги?
Характеристики рисков
Риски содержат факторы, отличающиеся по времени или месту образования, способу проявления, степени влияния на работу организации. Результатом их влияния может быть неблагоприятная ситуация в виде:
Виды рисков предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение одного может влиять на другие, усиливая или уменьшая их выраженность.
Риски характеризуют следующие понятия:
Налоговые риски крупных сельскохозяйственных предприятий.
Система классификации
Классификация рисков подразумевает систематизацию их множества по разным критериям, объединяющую подмножества в единые понятия.
При создании классификации учитываются понятия, относящиеся к характеристике рисков, в числе которых:
По периоду возникновения риски делят на:
По характеру учета риски бывают:
В зависимости от последствий риски подразделяют на:
По сфере образования риски делят на:
По причинам возникновения подразделяют риски на политические (война, запрещение вывоза/завоза товаров, запрет на передвижения/перемещения через границу) и экономические, вызванные изменениями в организации или в экономике государства (колебания рыночной конъюнктуры, дисбаланс ликвидности, падение уровня управления).
Исходя из производственного процесса риски делят на:
С учетом потенциальных последствий риски классифицируются на:
Оценка уровня риска
Управление риском требует анализа и оценки, включающей регулярное выявление факторов и видов в сочетании с их количественным определением.
Источниками для выполнения анализа и оценки рисков являются сведения из:
Процедура оценки включает качественный и количественный этапы.
На этапе качественной оценки выявляются источники и причины риска, работы, при которых он образуется и воздействует на хозяйственный процесс. Качественные итоги служат исходной информацией для анализа количественного, оценивающего только проблемные моменты в ходе проведения конкретной операции.
При количественном анализе определяются числовые параметры по отдельным рискам, по потенциальному урону от них. Завершением анализа является подготовка системы противодействующих мероприятий и расчет стоимости их проведения.
Количественная оценка рисков использует методы:
В зависимости от типа воздействия используют следующие методы управления рисками:
Выбор методов оценки или управления производится по каждому риску отдельно с учетом вероятностного ущерба и возможности создания проблемных ситуаций.
Как провести анализ рисков бизнеса?
Каждый бизнес встречается с рисками, которые иногда приводят к серьезным потерям. Все предусмотреть нельзя, но большинство угроз реально спрогнозировать и подготовить способы решения. Мы узнали у предпринимателей, как анализ рисков помогает остаться на плаву.
Содержание статьи
Что такое анализ рисков бизнеса
Если говорить просто, то это план действий для кризисных моментов. Риски прописывают на этапе запуска в бизнес-плане или инвестиционном проекте. На основе анализа рассчитывают финансовую модель, потому что угрозы влияют на окупаемость.
Риски учитывают и в работающем бизнесе. Например, предприниматель открыл ларек с шаурмой в марте 2020 года, а уже в апреле произошел локдаун. Кухню не подготовили к работе на доставку, посетителей принимать нельзя, и бизнес встал. По идее даже такую ситуацию нужно предвидеть, чтобы избежать проблем.
Аналитик компании 3DAnalytics Денис Загребиль считает, что в пандемию обострились регуляторные риски:
«Сегодня актуальны регуляторные риски. Как пример — введение штрафов за несоблюдение требований карантина; открытие/закрытие туристических направлений. Конечно, риски зависят от вида деятельности. В моей практике риски часто встречаются в финансовой деятельности (банки, страхование, инвестиции), информационной безопасности, экологической безопасности»
В риск-анализе прописывают 4 основных параметра:
Какие риски бывают в бизнесе
У каждого бизнеса свой круг рисков, поэтому лучше открывать дело в сфере, в которой разбираетесь. Так проще определить круг потенциальных угроз. Но обычно выделяют 6 типов рисков.
Внутренние
Эти угрозы появляются от действий руководства или сотрудников. Например, компания дала таргетированную рекламу в соцсетях. Клиенты начали задавать вопросы в личных сообщениях, а менеджер односложно отвечает, не выводит на диалог, не задает вопросы. В итоге реклама привела потенциальных покупателей, но по вине сотрудника продажи не состоялись.
Производственные
На производстве происходит брак из-за человеческого фактора или некачественного сырья. Или завод встал из-за аварии на подстанции, а оборудование вышло из строя.
Финансовые
Это все, что связано с деньгами. Например, компания отправила продукты в розничные магазины, а те не расплатились в срок. Или предприниматель потратил деньги поставщиков на покупку машины, а у него не осталось средств, чтобы расплатиться по обязательствам.
Страховые
Есть случаи, которые можно заранее предусмотреть и застраховать: пожар или воровство оборудования. Бизнес несет затраты на страховку, но если риски произойдут, то предприниматели получат компенсацию.
Коммерческие
Эти угрозы влияют на реализацию товаров или услуг. Например, магазин одежды столкнулся с тем, что клиенты предпочитают покупать в интернете. Или веб-студия не находит клиентов, потому что конкуренты делают сайты дешевле.
Внешние
На эти условия предприниматель не может повлиять: изменения в законодательстве, пандемия или нововведения в налоговой системе. На последнем стоит остановиться чуть подробнее. В 2021 году предприниматели столкнулись с тем, что государство отменило режим ЕНВД, а взамен предложило измененный патент. Но, как правило, патент в регионах обходится дороже, чем «вмененка». И это несмотря на то что власти разрешили уменьшать стоимость на сумму страховых взносов.
В ФНС стали строже следить за предпринимателями и обоснованностью сделок. С 2021 года налоговики изменили алгоритмы проверки 6-НДФЛ, чтобы видеть предпринимателей, которые платят меньше средней зарплаты по отрасли. То есть если сотрудники получают небольшую официальную зарплату, то ФНС может прислать требование с просьбой указать причины.
Основатель «Школы Профессионального Владельца бизнеса» Оксана Дажун считает, что предприниматели должны обращать пристальное внимание на налоговые риски:
«Важно отслеживать в налоговом контроле результаты и планы ФНС. Изучите, как выбирают компании для плановой проверки, как проводить оптимизацию налогов, как работают суды и чего ждать бизнесу от налогового администрирования. Для этого хотя бы раз в год полезно посещать тренинги, семинары, где расскажут о нововведениях и о судебной практике.
По результатам СВОТ-анализа составить список рисков, угроз, возможностей и сильных сторон бизнеса:
Денис Загребиль считает, что риски у каждого бизнеса разные, но некоторые встречаются чаще:
«Риски зависят от этапа развития бизнеса или компании. Но основными я считаю некачественное оказание услуг, недобросовестных поставщиков и сотрудников, переоценку рыночных возможностей. В целом, на мой взгляд, управленческие решения часто принимаются без тщательного анализа рисков бизнеса, ситуационно или на основании опыта»
Как оценивать риски в бизнесе?
Для этого нужно погрузиться в бизнес-процессы и понять слабые места. Учебники по бизнесу выделяют 5 основных методов проведения риск-анализа.
Качественная оценка
Это таблица, где риски распределяют по степени возникновения:
После этого прописывают, как компания реагирует на каждый из рисков. Например, предприниматели заранее знали про отмену ЕНВД. Соответственно, за год до этого продумывали действия для бизнеса: выбор системы налогообложения, сокращение издержек, смена торговых точек.
Руководитель компании «Понимай Франчайзинг» Олег Шатилов проводит качественную оценку перед каждым запуском франшизы:
«Компания предлагает партнерам известность бренда, которая создает поток входящих клиентов. Но это касается первичного привлечения, а должны работать и процессы, направленные на сопровождение и удержание (crm и технологии обучения). И если эти процессы не работают, то франшиза не привлечет новых партнеров. Они узнают, что работа плохо выстроена, и пройдут мимо»
Метод аналогий
Это сравнение рисков на базе реализованных проектов такой же тематики. Пилорама запускает производство пеллетов, а коммерческий директор работал на таком заводе в прошлом. Он расскажет, с какими рисками столкнется пилорама и как их избежать. Для этого метода пригодятся сторонние эксперты, которые запускали такие проекты и знают подводные камни.
Коммерческий директор предприятия «Люкшудьинский леспромхоз» Александр Труфанов считает, что общение с конкурентами помогает понять будущие проблемы:
«Мы решили запустить производство фанеры. Мы всегда в диалоге с другими предприятиями и знаем, что главная трудность — поиск сырья. Но у нас собственное сырье, и риски другие. Например, трудно найти работников. В нашей местности просто некому работать. Но скоро рядом построят жилой комплекс, и мы планируем привлекать персонал из этих домов. Поэтому новое производство запустим после окончания стройки»
Контрольные списки источников рисков
Когда компания развивается, она накапливает опыт ошибок и проблем. Руководители заранее знают, с чем столкнутся на определенных этапах масштабирования. Например, пиццерия продает франшизу в разные города, и контрольный список поможет заранее понять опасности. Составляйте чек-лист проблем, который пополняется с каждым новым проектом.
Метод рейтинговых оценок
Это способ, когда ставят рискам оценки по пятибалльной или десятибалльной системе. Если государство собирается ужесточить наказание в области налогов, то риску ставят оценку 5. Значит, в ближайшее время придется вместе с бухгалтером оптимизировать налоги и учет, чтобы не привлекать внимание ФНС. Если у производства 3 постоянных поставщика и 2 в запасе, то угроза остановки не грозит. Этому риску ставят оценку 1 и не принимают срочных решений.
Метод экспертных оценок
Для этого метода привлекают сторонних экспертов: аналитиков, юристов, технологов. Выбор зависит от направления бизнеса. Каждый эксперт делает анализ рисков бизнеса по своей деятельности и определяет влияние на развитие проекта.
Если говорить про малый бизнес, то не всегда предприниматели проводят риск-анализ по методикам. Часто это происходит по наитию и на основе опыта. Денис Загребиль считает, что этот подход не совсем верен:
«Сложность использования метода в необходимости привлекать нескольких экспертов из разных областей или одного, но с широкой экспертизой.
Для оценки рисков в связи с выходом на новые рынки необходимо знать требования местного законодательства к качеству продукции (юристы), конкурентную среду, каналы продвижения, ценообразование (маркетолог, аналитик), квалификацию персонала в стране. Неоспоримый плюс привлечения экспертов — возможность комплексной оценки рисков. Минус же в том, что зачастую требуется участие нескольких экспертов по одинаковым вопросам»
А эксперт по франчайзингу Евгений Талдыкин считает, что с риск-анализом справится руководитель и сотрудники:
«Я был директором по франчайзингу сети парикмахерских. Обедал с сотрудниками и задавал вопросы: что будет, если завтра упадут продажи в 10 раз? Или из-за чего от нас отвернутся потенциальные партнеры? Сотрудникам нравилось доверие, и они активно отвечали на вопросы. А уже из ответов рождались решения. Например, в один момент мы поняли, что у нас много партнеров, менеджеры не в состоянии каждый день поддерживать общение со всеми. В чатах повисли десятки неотвеченных сообщений, а это угроза, что люди откажутся от сотрудничества и расскажут другим. А что будет, когда количество партнеров еще увеличится? Стали работать над проблемой и внедрили чат-бота, который отслеживал чаты с неотвеченными сообщениями, чтобы менеджеры в Отделе сопровождения вовремя отвечали. В целом сессии по анализу рисков бизнеса давали идеи для автоматизации, изменения процессов, увольнения или приема персонала»
Как запустить процесс анализа бизнес-рисков
Определить риски для бизнеса не так сложно. Не стоит бояться научных названий и думать, что без специалистов не обойтись. Конечно, в некоторых случаях нужны эксперты, но основную работу проводят руководители и сотрудники компании.
Пример таблицы для контроля бизнес-рисков
Оксана Дажун считает, что эффективный анализ рисков бизнеса прежде всего зависит от руководителя:
«Управлять умеют все, вплоть до кухарок, но по факту мало кто этому учится. Сейчас MBI подтягивают понимание и учат, как управлять, но, к сожалению, я до сих пор встречаю огромное количество директоров, которые используют интуитивный подходит в управлении. А интуитивных подход — это, как правило, реактивный подход: есть проблема — есть реакция, нет проблемы — нет реакции. В таких случаях риски всегда наступают и бьют очень больно. Главная задача — перейти с реактивного управления на системный подход. Это значит, что нужно научиться предугадывать наступление рисков и выстроить хорошую систему мониторинга»
Анализ рисков бизнеса помогает предпринимателям подготовиться к возникновению проблем. Если подходить к этому системно, то у бизнеса появится защита от неожиданных потерь.
Риски проекта: анализ, оценка и стратегии управления
Эту статью мы написали вместе с Анастасией Борисюк, руководителем проектной группы в Актион Технологии. Вот ее телеграм-канал.
Мэри работает проджект-менеджером. Она управляет разработкой мобильного приложения с элементом блокчейна. Все шло хорошо, но за месяц до релиза главный разработчик заболел, а кроме него в технологии блокчейна никто не разбирается.
Мэри не знает, что делать. Нужно искать другого разработчика, сдвигать дедлайны, увеличивать бюджет. Заказчики недовольны, конкуренты вот-вот выпустят похожий продукт.
На месте Мэри может оказаться любой проджект. Чтобы этого не произошло, нужно не забывать работать с рисками проекта.
Время на чтение: 9 минут
Что будет в статье:
Какие бывают источники рисков
Шаблон реестра рисков
Как выбрать стратегию управления рисками
Что такое риски
Прежде чем понять, как работать с рисками, давайте проговорим, что это такое и какие они бывают.
Риски — это негативные события, которые могут произойти и повлиять на проект. Например, государство выпустит новый закон или разработчик временно не сможет работать над проектом.
Риски можно делить на внешние и внутренние.
Внешние риски находятся в окружении проекта — поставщиках, подрядчиках и клиентах, государстве, окружающей среде. К ним относятся срыв сроков подрядчиками, стихийное бедствие или новый закон.
Внутренние риски — это все потенциальные проблемы организации и проектной команды. Например, кто-то неожиданно уволится или команда начала использовать новую технологию и заложила недостаточно времени на ее изучение и эксперименты с ней.
Также можно категоризировать риски по этапам проекта.
Например, типовой риск на стадии дизайна — заказчики не утвердили макет. После разработки может оказаться, что они по-другому их представляли. Тогда придется потратить время на внесение изменений, а для этого нужны дополнительные ресурсы.
Чем раньше проджект выявит и проработает риск, тем дешевле и проще будет его компенсация или предотвращение. Если детально изучить требования и обсудить непонятные моменты, то на этапе тестирования будет меньше проблем.
В статье вы встретитесь с терминами, которые могут быть вам незнакомы. Их использует в своей работе Анастасия Борисюк в Актион Технологии. Давайте введем определения, чтобы говорить на одном языке.
Предоценка — это грубая оценка работы тимлидом. Она проводится после ДОДинга и используется для планирования и выставления сроков работы проектной команды. Для этого тимлид берет время на то, чтобы еще раз все прочитать и продумать технические аспекты реализации.
В следующем блоке вы погрузитесь в будни джуниор проджект-менеджера. Представьте, что вы работаете в компании по разработке мобильных приложений.
Как работать с рисками
Рабочая неделя начинается с проверки Google-календаря. На сегодня у вас стоит созвон с Оливией — опытным проджектом, которая давно работает в компании и будет вашим ментором.
Вы заходите в Google Meet
Вы открываете почту, переходите по ссылке и погружаетесь в чтение.
Как анализировать риски
Работа с рисками начинается с их анализа. Он включает три этапа: выявление проблем, определение причин возникновения этих проблем и систематизация причин.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Как выявлять проблемы
Анализ рисков начинается с выявления проблем. Для этого можно использовать три способа: вспомнить старые проблемы, обсудить проект с командой, опросить экспертов, продактов и представителей бизнеса.
Вспомнить старые проблемы. Выпишите все проблемы, с которыми вы уже встречались в предыдущих проектах. Например, команда регулярно не вписывается в сроки или сдает не то, что нужно заказчику.
Обсудить проект с командой. Опытные разработчики подскажут, что может произойти в зависимости от целей проекта, используемых технологий, объема ресурсов. Например, если проект подразумевает внедрение незнакомой технологии, нужно учесть время на изучение и заложить риски в оценку на внедрение.
Опросить экспертов, продактов и представителей бизнеса. Они могут обнаружить проблемы, связанные с рынком, конкурентами, целевой аудиторией, законодательством. Например, при разработке банковского сервиса будет полезно проконсультироваться с юристом в сфере финансовых вопросов, чтобы не нарушить действующие или будущие законы.
Вы решаете начать работу над заданием от Оливии в процессе изучения документа. Так как проект на начальной стадии и команда еще с ним не знакома, вы отталкиваетесь от старых проблем.
Вы вспоминаете, с чем уже сталкивались: иногда тимлид дает предоценку без декомпозиции или с высокоуровневой декомпозицией. Это приводит к тому, что команда не укладывается в сроки.
Как определять причины проблем
Чтобы предотвратить проблемы, нужно определить их триггеры — причины возникновения. Для этого можно воспользоваться методом “5 почему”.
Метод “5 почему” заключается в том, чтобы постепенно отвечать на вопрос “Почему это произошло?” Вопросов не обязательно должно быть пять — их может быть как больше, так и меньше. Главная задача — добраться до корневой причины.
Например, проблема в том, что команда не попала в оценку:
Так за три вопроса мы добрались до истинной причины. Если лучше изучать технологии, которые используются в проекте, оценка сроков может стать более реалистичной и команда будет чаще укладываться в дедлайны.
Этот пример натолкнул вас на еще один возможный триггер неправильной оценки в SportLife — команда плохо разбирается в технологии и может неправильно оценить, сколько ресурсов потребуется. Вы обратились к продакту и узнали, что приложение должно синхронизироваться с фитнес-браслетами и пульсометрами. Команда никогда не разрабатывала аналогичный проект, и этот риск может стать проблемой.
В статье об ошибках в управлении разработкой вы найдете десять примеров, как стоит управлять разработкой, а как — нет. Также мы даем шаблон для распределения времени команды в спринте.
Как систематизировать причины
Причины, полученные с помощью метода “5 почему”, следует включить в реестр рисков — документ, в котором собраны все риски. Чем масштабнее, длительнее и сложнее становятся проекты, тем труднее контролировать ситуацию. Без централизованного мониторинга рисков вы можете что-то забыть или упустить.
Для удобства можно группировать риски по этапам работы над проектом — например, дизайн, снятие требований, оценка, планирование, разработка, тестирование и приемка. На каждом этапе могут возникать разные риски. Находясь на этапе дизайна и зная типовые риски этого этапа, проджекту легче их обнаружить и начать работать с ними.
Задание
Как вы думаете, какие риски относятся к этапу “Разработка”?
Реестр рисков можно вести в Google-таблицах. Нужно зафиксировать риск, его триггер и оценку. Затем прописать действия, которые можно предпринять, чтобы снизить вероятность появления риска. Также нужно продумать план на случай, если риск станет проблемой.
Вы вносите в реестр риски и их триггеры.
Как заполнять документ дальше пока непонятно, поэтому вы переходите к следующему блоку документации. Там говорится о том, как оценивать риски и управлять ими.
Бесплатный курс по проджект-менеджменту
За 5 часов вы узнаете, какие 5 soft skills необходимы для работы в проджект-менеджменте и как их развить
Как оценивать риски
Невозможно отрабатывать все риски подряд. Нужно сосредоточить свои силы только на наиболее важных. Для этого нужно провести оценку рисков, ответив на два вопроса:
Риски принято делить на три группы: высокий, средний и низкий:
Высокие риски нужно прорабатывать в первую очередь, так как они представляют наибольшую опасность для проекта.
С рисками из средней группы можно работать двумя способами:
1. Снизить их влияние и переместить в низкие
2. Переместить в высокие и составить план их отработки
Рисками из низкой группы можно пренебречь и мониторить их состояние. Их вероятность и влияние на проект не такие существенные.
Оценка рисков обычно субъективна, на нее влияет контекст проекта. Одни и те же риски в двух проектах с разной вероятностью становятся реальной проблемой и по-разному влияют на результат.
У вас пока нет опыта в оценке рисков, но вы понимаете, что неизвестная технология с большей вероятностью может стать проблемой и сильно повлияет на результаты работы. Предоценка без декомпозиции или с высокоуровневой декомпозицией скорее всего не так критичны. Вы расставляете в реестре рисков вероятности и степень влияния.
Осталось разобраться с тем, как работать с этими рисками.
Читайте лучшие статьи о запуске и росте продуктов
Раз в неделю будем отправлять свежий дайджест вам на почту. Наc читает 12000 человек 🚀
Как управлять рисками
Когда мы выявляем риск, то понимаем, какую он несет угрозу проекту: срокам, качеству, бюджету, целям. Но этого недостаточно. После анализа и оценки рисков нужно придумать план, как превратить их из неопределенности в управляемые элементы. Для этого нужно:
Составить план действий, чтобы риск не произошел.
Определить, что делать, если риск станет проблемой.
Чтобы понять, что делать с риском, надо выбрать одну из четырех стратегий:
Далее рассмотрим каждую стратегию подробнее — что она значит, как ее применять и в каких случаях рекомендуется использовать.
Стратегия «Принять риск»
Суть стратегии. При использовании данной стратегии проджект-менеджер принимает то, что риск станет проблемой, и сразу планирует ее решение.
Когда используется. Эта стратегия подходит для рисков, когда вероятность негативного события низкая или последствия на проект незначительные. Например, переход на удаленную работу, небольшие доработки в проект, новые баги.
Пример. Когда в команде разработчиков появляется джун, скорость работы над проектом уменьшается. То, что обычно команда делала за один спринт, может растянуться на полтора. В таком случае проджект закладывает дополнительный запас времени в проект.
Задание
Как вы думаете, какой риск можно принять?
Стратегия «Уклониться от риска»
Суть стратегии. При использовании стратегии уклонения проджект предпринимает действия, чтобы событие не произошло. Для этого он старается ограничить влияние внешних факторов и взять под контроль внутренние.
Когда используется. Эта стратегия подходит для рисков, причина которых предсказуема и ее можно устранить. Например, болезни сотрудников, долгие согласования с другими отделами, изменение требований к продукту.
Пример. Есть риск, что приемка фичи у заказчика затянется. Значит, следует поставить четкий срок по приемке. В этом случае цель фича будет выполнена вовремя, так как проджект ограничил влияние внешних факторов.
Стратегия «Снизить влияние»
Суть стратегии. При использовании данной стратегии проджект-менеджер планирует такие мероприятия, чтобы степень влияния и вероятность снизились.
Когда используется. Эта стратегия подходит для рисков, у которых высокая вероятность того, что события произойдут, и высокое влияние на проект. Например, недостаток экспертизы или изменения в рабочих процессах.
Пример. Нужно перенести систему для бухгалтерского учета на другую платформу. При этом есть риск, что у команды недостаточно экспертизы в технологии, по которой работает эта система — только один разработчик имеет релевантный опыт. С высокой вероятностью этот риск станет проблемой и повлияет на сроки проекта.
Проджект не может полностью избавиться от этого риска, но может снизить его влияние. Для этого можно привлечь команду к разработке плана реализации. Так разработчики заочно погрузятся в проект. Также можно заложить время на погружение в технологию и мониторить риск еженедельно. С увеличением знаний у команды можно корректировать оценки.
Стратегия «Передать другому»
Суть стратегии. Эта стратегия подразумевает передачу задачи и связанные с ней риски заказчику или другим исполнителям.
Когда используется. Стратегия используется в тех случаях, когда нет ресурсов и знаний для решения проблемы, которая может возникнуть. Например, команда может не разбираться в искусственном интеллекте или технологии распределенных вычислений.
Пример. Команде нужно подключить к продукту электронную цифровую подпись. У компании нет экспертизы и возможности заниматься этой задачей и бюрократическими вопросами. Проджект исключает этот пункт из контракта и договаривается, что заказчик отдает эту фичу другим подрядчикам и сам несет за нее ответственность.
Вы дочитали документ Оливии, теперь нужно определить стратегию действий для каждого риска. Но сначала вы делаете небольшой перерыв, чтобы переварить информацию.
Проработка рисков для SportLife
После чашки кофе вы приступаете к выбору стратегии управления выявленными рисками.
❌ Стратегия «Принять риск». Все ваши риски на этапе оценки достаточно значимы. Вы не можете просто принять их.
❌ Стратегия «Передать другому». Передать задачу другому тоже не получится — по договору все задачи по проекту лежат на вашей проектной команде.
✅ Стратегия «Уклониться от риска». От рисков, связанных с декомпозицией задач, можно уклониться. Они предсказуемые, и вы можете сделать так, чтобы риск не стал проблемой.
Риск предоценки без декомпозиции можно предотвратить, заранее попросив тимлида декомпозировать задачу на более мелкие шаги и проверив, как у него это получилось. Если же риск все-таки станет проблемой, нужно посмотреть, можно ли убрать что-то из скоупа и вынести в следующий спринт.
Чтобы предотвратить риск слишком крупной декомпозиции, нужно прописать, из каких этапов будут состоять решение и работы. На груминге фичи нужно сравнить предоценку и оценку. Если же риск станет проблемой, нужно занести в реестр рисков, какие работы не были учтены. Это поможет не допустить такого с другой фичей.
✅ Стратегия «Снизить влияние». Для управления риском неправильной оценки из-за неизвестной технологии можно использовать стратегию снижения влияния. Для этого нужно заранее провести рисерч, чтобы лучше разобраться, какие работы потребуется провести в проекте. На ретро нужно обсудить, вписывается ли команда в оценку. Если окажется, что команда выбивается из сроков, нужно заложить дополнительное время на разработку и правки.
Вы вносите план действий в реестр рисков и спешите показать Оливии результат.