Что такое ритмичность в устной речи
Консультация для педагогов «Чувство ритма в развитии речи»
Ляна Евдокимова
Консультация для педагогов «Чувство ритма в развитии речи»
Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.
Хорошо развитое чувства ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Чувство ритма – то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста.
Энциклопедии описывают ритм, как определенное соотношение длительности звуков и их последовательности.
Ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов.
Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке.
А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. Вы, наверное,не раз слышали такие выражения: «в ритме вальса», «в ритме марша», «танго».
Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Своей многолетней работой с детьми он показал, что развитие чувства ритма происходит через:
движение, речь, игру на элементарных музыкальных инструментах.
Для своих занятий мной были подобраны такие игры, которые позволяют развивать чувство ритма, используя все три направления.
Короткие песенки и потешки можно не только петь,но и прохлопывать:
Что ты ра-но вста-ешь,
Детям спать не да-ешь.
Можно отхлопывать ладошками и хорошо знакомые стихотворения.
Ритмическое освоение слов
Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,
ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.
ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложите детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
Можно играть с ритмом не только под песенки и потешки, но и просто так. Вы задаете ритмический рисунок, ребенок его повторяет или продолжает. Ритмможно задавать по-разному: прохлопать в ладоши, протопать ногами, простучать ложками и т. д. Когда ребенок научится воспроизводить ритм, попробуйте его визуализировать.Для этого вам понадобятся широкие и узкие полоски бумаги: широкие полоски соответствуют длинным звукам (редким ударам, узкие — коротким звукам (частым ударам).Можно использовать даже счетные палочки: для изображения длинного звука кладем палочку горизонтально, для изображения короткого — вертикально.
Играть можно по-разному:
Вы задаете ритм, учащееся его повторяют звучащими жестами, на музыкальных инструментах.
На занятиях развиваем чувство ритма через игру на музыкальных инструментах
Ритмические импровизации.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Если нравится тебе
Все участники свободно располагаются на площадке. Руководитель в центре, запевает песню и показывает движения.
5 куплет — перечислить все движения
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма.
Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести. Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова,например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д.
Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий «воробей». Поется песенка,обращение:
Расскажи – ка, воробей (2 раза).
Как медведи ходят? (2 раза). (зайчата, лягушата и т. д.)
А медведи ходят так, а медведи ходят так.
Так медведи ходят. Так медведи ходят.
«Воробей» двигается в центре круга шагом названного животного. А затем дети идут по кругу и повторяют за «воробьем» движение, которое он показал. Кто лучше передаст образ животного в движении, того «воробей» ставит вместо себя, а сам встает в круг.
(русская народная потешка)
Дидили, дидили, где вы Машу видели?
Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.
Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.
Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует.
Дидили, дидили, где вы Катю видели?
Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.
Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.
Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.
Дидили, дидили, где вы Дуню видели?
Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.
В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.
Дидили, дидили, Ваню вы не видели?
На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!
На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.
Такие игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.
Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей.
В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения вокальных произведений.
Все предложенные мной игры способствуют развитию ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.
Введение специальных ритмических игр и упражнений в занятие благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма, способствует формированию слухо-ритмических навыков и представлений, степень развития которых непосредственно связана с эмоциональной отзывчивостью детей на выразительные особенности ритма. На развитие чувства ритма влияет также систематичность и последовательность знаний, умений и навыков, их посильность и постепенность усложнения.
Развитие чувства ритма не только готовит ребенка к восприятию музыки, но и способствует его оздоровлению.
Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.
Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.
Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.
Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.
Консультация для родителей «Ложками играем, чувство ритма развиваем» для детей 3–5 лет Ложками играем, чувство ритма развиваем. Консультация для родителей. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Надо.
Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма» Уважаемые родители! Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться. У него появится интерес.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.
Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.
Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.
Ритм текста – что это такое, приемы создания динамичности, структурирование, примеры и советы для начинающих
Приветствую всех, кто почтил вниманием сайт mynetmoney.ru! Сегодня я решила поговорить с теми, кто занят написанием текстов или только собирается попробовать силы на стезе копирайтинга.
Начинающие райтеры зачастую жалуются, что не умеют создавать увлекательные тексты. Ярчайшим примером являются авторы с «Яндекс Дзен»: вроде и темы выбирают увлекательные, и слог неплохой, а дочитываний немного.
Дело в том, что по ходу прочтения статей пользователям становится попросту скучно. Зачастую это происходит потому, что автор не знает что такое ритм текста, и, соответственно, не умеет поддерживать читателя в эмоциональном или интеллектуальном напряжении. Попробуем справиться с этой проблемой вместе?
Понятие ритма
Понятие ритма хорошо известно всем нам, а особенно тем, кто неравнодушен к музыке и танцам. Именно он придает музыке настроение, программирует эмоции слушателя, побуждает его расслабляться, задумываться, радоваться или грустить. Вспомните: музыка для релаксации и медитации всегда монотонна, она не стремится к кульминации, не содержит синкоп, выраженных акцентов, зачастую построена на закольцованности.
Согласно определению, ритм – это повторение неких однообразных явлений в определенной последовательности. В приложении к письменной речи, он определяется последовательностью фраз определенной длины, ударных слов, слогов, а также интонацией, выраженной доступными в данном случае средствами. От вида ритма (однообразного монотонного или динамичного рваного) зависит восприятие читателя.
Однообразный по ритмике текст редко может увлечь читателя. В большинстве случаев он кажется скучным и однообразным, а создание подобного настроения явно не является целью копирайтера. Такой текст, скорее всего, не дочитают и отправятся на поиски информации, поданной в более динамичном и интересном виде. Так себе перспектива, не правда ли?
В классической поэзии ритмика играет не менее важную роль, чем рифма (которой, кстати, может и не быть). Вспомните теорию литературы из школьного курса и основные стихотворные размеры, все эти ямбы-хореи, анапесты-амфибрахии. В небольших стихотворениях обычно выдерживался единый ритм, а в поэмах мастера зачастую варьировали его различными способами. Можно вспомнить стихи того же В. Маяковского – вот был мастер игры с ритмами! В прозе ритм не настолько ярко выражен, но он тоже присутствует.
Монотонный ритм
Монотонность, в большинстве случаев – враг копирайтера. Именно она усыпляет и заставляет зевать читателя. Попробуйте не разбивать статью на абзацы, использовать громоздкие конструкции, содержащие массу вводных слов, причастных и деепричастных оборотов, однородностей – и гарантированно получите монотонный текст. А если еще и использовать однообразные конструкции примерно одной длины, читатель точно заснет.
В качестве примера можно привести исследования ведущих филологов, проведенные в последние десятилетия, и доказывающие, что текст, перегруженный вводными конструкциями, сложен для восприятия. Помимо этого нужно учитывать и тот факт, что сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, состоящие из трех и более структурных элементов, отрицательно влияют на динамичность высказывания, что придает ему монотонный ритм и снижает читательский интерес к тексту.
Но из каждого правила есть исключения. Иногда рваный ритм, быстрый темп и динамика автору не нужны: он намеренно желает ввести читателя в этакий транс, заставить задуматься и включить воображение. Монотонный ритм зачастую используется при создании очерков и эссе, описаний природы, чувств человека. Вспомните того же Л.Н.Толстого, описание дуба из «Война и мир». Монотонно? Да, зато в воображении сразу же возникает картина с древесным исполином на переднем плане.
В копирайтинге монотонность применяется для аналогичных целей – создания гипнотического эффекта. Но применять этот прием нужно с умом, к месту и ни в коем случае не во всей статье. В некоторых темах, где делается расчет не на интеллект, а на эмоции читателя, такой прием можно использовать при написании лида.
Бокал, наполненный янтарным шампанским, играющим сотнями жемчужных пузырьков, приятно холодит вашу руку, без слов рассказывая о солнечных долинах Прованса, где родился сей благородный напиток. На полупрозрачном фарфоре тарелки возвышается горка золотистых цветков цуккини, таящих меж золотистых лепестков дивный микст деликатесных сыров из овечьего молока и приправ, придающих удивительному яству еще более утонченный вкус.
Перед нами очень интересный лид «продажника» для рекламы ресторана. Ритм текста явно монотонный, но на то и рассчитано: выключить мозг, включить эмоции. Слюнки потекли, правда? Но весь текст в таком духе писать не стоит: гипнотичность улетучится, наступит заурядная скука.
Как придать динамику тексту?
Итак, постараемся разобраться с методами придания тексту динамичности. Это очень актуально, так как, в большинстве случаев, динамичный текст читается лучше. Хотя и к этому моменту нужно подходить разумно, дабы не превратить динамику в нервное подергивание, что тоже сложно для восприятия.
В данном случае я говорю преимущественно о злоупотреблении «рублеными» фразами, чрезмерном обилии эмоционально окрашенных высказываний, неправильном подходе к структурированию материала. Целью всей речевой эквилибристики, о которой речь пойдет ниже, является создание интересного и гармоничного текста, решающего поставленные перед ним задачи. А это, как минимум, дочитывание, в идеале – запрограммированная реакция аудитории, выражающаяся в повышении конверсии.
Давайте рассмотрим наиболее простые и действенные способы создания динамичных и интересных читателю публикаций.
Нарастание по принципу скользкой горки
Интересным вариантом разжигания читательского интереса является придание тексту этакого нарастающего ритма при помощи фраз увеличивающейся длины. Всю статью таким образом не организуешь, но лид и пару ключевых абзацев – запросто.
«Скользкая горка», предложенная одним из колоссов копирайтинга, маэстро Шугерманом, известна практически всем, кто хоть немного интересовался теоретическими основами райтерского мастерства. Он предложил универсальный принцип создания текстов, основанный на постепенном возбуждении читательского интереса. Каждое предложение цепляется за предыдущее, и читатель скользит по ткани повествования, постоянно задавая мысленные вопросы и получая на них ответы каждой последующей фразой. Так вот, эффект скольжения можно усилить!
Грустно и тоскливо… Снова пятница, а я опять дома. Люди идут в кафе и рестораны, встречаются и влюбляются, а я один. Если вам знакомы подобные переживания, не пора ли сделать шаг навстречу открытому общению? Наш портал создан специально для тех, кто устал от одиночества и желает обрести друзей, любимых, единомышленников в любой сфере интересов.
Чередование разных по длине предложений
Коллеги-райтеры зачастую любят вводить новые классификации понятий для придания собственным публикациям некоторого оттенка наукообразности. Что ж, у каждого свой путь, да и иногда такие выкладки способствуют пониманию материала.
Я сейчас говорю о разделении предложений на короткие, средние и длинные. Некоторые коллеги предыдущее предложение сочли бы длинным (свыше 10 слов), а это – сверхдлинным, рекомендуемым к разбиению на части. Я не буду говорить о правомочности такой точки зрения, но не могу не упомянуть: полное лишение предложений причастных и деепричастных оборотов и сокращение всех фраз до 10-12 слов делает текст примитивным и безликим.
А вот чередование разных по длине фраз придает тексту рваный ритм, способствующий поддержанию читателя в эмоциональном и интеллектуальном тонусе. Насчет максимального количества слов во фразе сказать что-либо невозможно: иногда и в 15 словах можно накрутить неудобочитаемое, а иногда и 25 выглядят удобоваримо во всех отношениях.
Сегодня утром решила, что все надоело. Утренняя толкучка в метро, досужая болтовня коллег, еженедельные «ковры» у начальства. Нужно что-то менять, причем безотлагательно, иначе скоро взорвусь. Точно, пора в отпуск! Я честно заслужила частичку солнца, кусочек моря, пару метров пляжа, и обязательно где-нибудь в экзотической стране, где можно срывать бананы и апельсины прямо с деревьев. И обязательно роман, короткий курортный роман с загорелым белозубым мачо!
Тут мы продаем тур в какую-нибудь экзотическую страну. ЦА – дамы со средним уровнем дохода, идеальное размещение – женский сетевой «глянец».
Расставление акцентов
В расставлении акцентов главенствующую роль играют слова, которые мы на подсознательном уровне выделяем интонационно. Хорошо, если по месту расположения они совпадают с точками смены ритма, но при желании можно создать интонационное ударение искусственно. Это достигается различными методами, например, употреблением авторских знаков, выделением определенных слов (написанием с большой буквы, курсивом, иным шрифтом).
В приведенном ниже отрывке ритм задается искусственным интонационным выделением: в тексте используются тире (исключительно авторская постановка, с целью расставления акцентов) и написание отдельных слов с Большой Буквы.
Вряд ли какие-то родители желают детям зла. Вот только зачастую не знают, каково оно – Добро. В понимании их детей, разумеется. Родителям кажется, что их жизненный опыт обязателен для передачи подрастающему поколению, однако попытки поделиться им с детьми зачастую наталкиваются на Неприятие, Негатив, Отторжение. Как наладить контакт между поколениями в рамках одной семьи? Ответ один: обратиться к психологу. И не любому, а специалисту по отношениям Родители – Дети.
Игра интонацией
Некоторые люди даже об интересных вещах говорят настолько монотонно, что хочется спать. Другие же даже анекдоты с бородищами до колена рассказывают настолько артистично, что смеешься над услышанным в сотый раз. Ритм и темп устной речи варьируется интонационно, и при написании текста можно использовать аналогичные принципы. В конце концов, зачем нам модальные глаголы, частицы, знаки препинания в конце предложений? А вот зачем!
Хотели бы бросить все, сесть на самолет и улететь на край мира, к солнцу, морю и пальмам? Так сделайте это! Не дают отпуск – возьмите, нет денег – одолжите, нет времени – наплюйте. Разве у вас будет еще одна жизнь? Это – не репетиция: любить и путешествовать нужно не завтра или через год, а прямо сейчас!
Видите – идет постоянная смена интонации. Вопросительные предложения чередуются с восклицательными и повествовательными, активно используются тире, что способствует взвинчиванию темпа и нагнетанию эмоций. Естественно, злоупотреблять этим приемом нельзя, иначе текст получится нервным и кричащим.
Подвод к кульминации
Снова обратимся к вышеупомянутой горке Шугермана. Каждое предложение как бы анонсирует последующее, предвосхищает его. Мысль автора развивается, читатель послушно следует за ней (если его смогли действительно увлечь) и приходит к кульминации, то есть, ответу на вопрос, ради которого, собственно, все и затевалось. У вас есть боль? У нас найдется лекарство!
В качестве примера лучше бы взять текст целиком (например, статью в формате сторителлинга), но ритмику, задаваемую приближением к кульминации, можно проследить и на небольшом отрывке.
Вы собираетесь отдохнуть с семьей в Египте? Мониторите предложения неделями, и никак не можете выбрать достойное? Нервничаете, расстраиваетесь, по десять раз на дню меняете решения? Да, выбор сложен: порой отели с одинаковым количеством звезд и аналогичными описаниями на поверку оказываются совершенно разными. Неправильный выбор порой чреват испорченным отдыхом, но при обращении в компанию N вы застрахованы от подобных неприятностей. Мы предлагаем клиентам отели, в которых отдыхаем сами!
Аллитерация и ассонанс
Нужный ритм текста создается чередованием не только разных по длине и интонации фраз, но и ударных-безударных слогов и даже звуков. Все это достаточно сложно, особенно если речь идет о прозе, но некоторые приемы можно и нужно взять на вооружение.
Например, неплохо работает повторение согласных звуков одной группы (свистящих, сонорных, взрывных), именуемое аллитерацией. Аналогичный прием в приложении к гласным звукам именуется ассонансом. Конечно, на протяжении всего текста следить за чередованием букв невозможно, но в каком-нибудь особо значимом абзаце можно поиграть и с фонетикой.
Свист ветра в ушах, скоростное шоссе, шелест шин… Ее Величество Скорость способна покорить каждого!
Обилие шипящих и свистящих звуков придает этому отрывку ярко выраженную динамику. Читатель уже видит себя за рулем кабриолета или оседлавшим мощный байк.
Повторы
Обилие повторов в тексте не есть хорошо, особенно если оно выражается в тавтологии, причиной которой является невнимательность либо бедность лексического запаса автора. Понятно, что это не идет на пользу статье, так что от подобных явлений ее следует вычищать, хотя бы заменяя одинаковые слова и фразы синонимичными.
Но иногда повторы употребляются автором намеренно, именно потому, что он добивается конкретной реакции читателя. Намеренные повторы придают тексту особую ритмичность, служат для расстановки акцентов, создают гипнотический эффект закольцованности.
Время – невосполнимый ресурс. Мы можем зарабатывать деньги, тратить их на покупку товаров и всевозможные развлечения, обретать знания и опыт, прокачивать собственную внешность и рабочие навыки. Но несколько лишних часов жизни не купишь даже за все золото мира! Время – невосполнимый ресурс…
Взрывные вставки
Достаточно сложно сделать динамичным текст о металлопрокате или закупке байковых халатов в Иваново оптом. Играть интонациями можно, изменять длину предложений тоже, но подчас даже продуманная ритмическая организация не спасает узкотематическую экспертную статью. В этом случае можно немножко развлечь читателя, предложив ему нечто интересное, несколько выбивающееся из общей канвы повествования.
В данном случае я говорю о разбивочных вставках типа «Важно», «Это интересно знать» и так далее – назвать такую конструкцию можно по-разному. Например, на сайте, посвященном рыбалке, можно «обзывать» подобные вставки «Это клево», «Не пропусти поклевку» и так далее.
Во взрывной вставке должна содержаться действительно интересная справочная информация, дельный совет или предостережение от каких-либо действий. Она должна выделяться из основного текста не только ритмикой и содержанием, но и визуально (цветом, графикой, параметрами шрифта и так далее).
Важно! Минимальная толщина льда для рыбной ловли равна 10 см. Но даже при передвижении по такому льду важно соблюдать элементарные правила безопасности (избегать сомнительных участков, разведывать путь пешней, идти аккуратно, не бегать). Взятые с собой «ледовые шилья» могут спасти вашу жизнь!
Структурирование
Любой текст, рассчитанный на то, что его будут читать с удовольствием, должен быть структурированным. В понятие структурированности принято включать:
Как ты ни чередуй фразы разной длины, ни играй интонацией, акцентами и звуками, неструктурированный текст теряет всю динамику. Более того: его даже неохота читать! Порой очень толковая информация теряет привлекательность из-за ее подачи в виде простыни.
Советы начинающим
Надеюсь, я не слишком запутала вас всевозможными филологическими премудростями? Ничего, главное – начать работать над ритмикой, и буквально через пару статей этот процесс у вас автоматизируется. Вам не нужно будет продумывать каждое предложение, чтобы тексты обрели ритмичность, стали еще более интересными и востребованными.
И, как всегда, несколько советов:
Спасибо за внимание, друзья! Надеюсь, ваши тексты будут работать, а заказчики – платить за них достойные деньги!
Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!