Что такое рне в россии
Грустная история РНЕ
(Фото: Основатель РНЕ Александр Баркашов в свои лучшие годы.
В нём определённо было что-то, покорявшее сердца.)
Александр Бурьяк
Грустная история РНЕ, или Как гитлеристы спасали Россию
Немецкий национал-социализм имел в СССР некоторое количество
тайных поклонников ещё до начала разваливания коммунистической
империи. Чуть-чуть виноваты в этом экранизированные «Семнадцать
мгновений весны» Юлиана Семёнова.
Основным стимулом вступления в РНЕ людей солидных, вышедших из
вьюношеского опасного возраста, было острое неприятие существо-
вавшего положения вещей и стремление размежеваться с теми, для
кого это положение вещей было в радость.
Если для давно взрослых человеков РНЕ было движением отчаявших-
ся, созревших для крайностей, то для глупой молодёжи оно являло
собой просто «крутую» компанию, позволявшую решать их мелкие про-
блемы самоутверждения в среде сверстников. РНЕ давало своим чле-
нам «чувство локтя», чувство защищённости, что в криминализиро-
вавшейся стране значило немало.
По-видимому, у руководителей РНЕ развилось представление, что
совершенно чистыми руками ничего значительного в политике сделать
не удастся. Как и NSDAP, движение РНЕ не имело встроенных меха-
низмов защиты от морального разложения своих членов. При отборе в
ряды организации отнюдь не стремились отсеять людей, подверженных
распространённым слабостям: курильщиков, любителей алкоголя,
сквернословов и т. п.
В России в 1990-х честным энергичным людям с героическим скла-
дом характера было попросту некуда податься, кроме как в РНЕ.
Сегодня, впрочем, то же самое и даже хуже, потому что даже в РНЕ
(в то, что от него осталось) подаваться стало совсем уж глупо.
Никакими заграницами и никакими богачами организация РНЕ не
финансировалась и соответственно не направлялась. Она существова-
ла в основном членскими взносами и действовала по собственному
усмотрению.
Из-за довольно отчётливого гитлеристского профиля РНЕ многие
сочувствовавшие русскому делу и не чуждавшиеся силовых действий
люди не могли себе позволить участие в этом движении.
Год 1993-й был для РНЕ, наверное, пиковым в отношении внешних
возможностей и репутации. 300 РНЕ-шников (по некоторым
источникам, меньшее количество), пришедших с Баркашовым защищать
здание Верховного Совета в октябре 1993 г., встали, как 300
спартанцев, в решающем месте битвы за Родину. Какова бы ни была
подоплёка событий, это были люди, у которых слово не разошлось с
делом, и которые не трусили смотреть в лицо смерти.
Пока у движения был флёр новизны, была и неопределённость буду-
щего, поэтому не являлось большим грехом существование каких-то
надежд на то, что дело всё-таки пойдёт несмотря на гитлеристские
элементы. Но после десяти лет возни на одном месте стало трудно
не замечать, что с движением что-то совсем не так, как надо.
Движение РНЕ погубил его собственный гитлеризм. Начни они без
гитлеровской атрибутики, возможно, XX век закончился бы сущест-
венно иначе. Отсюда и возникает у людей подозрение, что гитлеризм
пускал корни в среде русских националистов не без «помощи» со
стороны.
Можно видеть дело и так, что РНЕ сломалось из-за установки на
массовость. Установка не оправдалась, и люди стали разочаровы-
ваться. Если бы, убедившись в отсутствии массового спроса на рус-
ский нацизм, плавно перешли бы к концепции малочисленной элитной
организации, ждущей своего часа и озабоченной не в последнюю
очередь, взаимопомощью и развитием своих членов, то могли бы
сохранять хорошую форму очень долго.
РНЕ было продуктом вольницы конца 1980-х с их бурным самизда-
том, энтузиазмом вместо расчёта, максимализмом, стремлением по-
скорее что-нибудь сломать.
Но возможно, что не удалось бы заявить о себе настолько же
громко, если бы создали военизированную организацию без нацистс-
ких атрибутов: в отсутствие вызывающего стиля организация не
имела бы привлекательности для тех, кто стремились именно бросать
вызовы. Вдобавок отказ от копирования нацистов означал бы
необходимость создания очень многого на пустом месте, а это
потребовало бы непомерно больших творческих усилий.
«Казачеству» позволили расти только после того, как оно попало
в верноподданническую колею: чем бы люди ни маялись, лишь бы не
вынашивали оппозиционных замыслов.
Баркашов не принял казачьей оболочки для военизированного об-
щественного движения даже не потому, что над «казачьим» вариантом
довлела бы казачья традиция, а потому что казачество было кастой
— и в качестве таковой воспринималось также в конце XX века: у
кого в предках никакой казак не значился, тот в качестве казака
«настоящими» казаками не воспринимался, даже если был сверхказа-
ком в душе.
Основатель РНЕ, Александр Петрович Баркашов (род. в 1953 г.)
худо-бедно организовал общественное движение, пусть и не очень
оригинальное и не достигшее своих целей. Другие только болтали,
а он действовал.
Окончил среднюю школу в 1971 году. Учился на «тройки» и из-за
этого не вступил в комсомол.
В 1971-72 работал электромонтером в Службе контактно-кабельной
сети в Москве.
В 1972-74 годах служил в Советской Армии в подразделении, кото-
рое, как утверждает сам А.Баркашов, готовило «воинов-интернацио-
налистов» для Ближнего Востока. В армии был принят в комсомол. Во
время очередного обострения в 1973 году ситуации на Ближнем
Востоке (т.н. «Война Судного дня») А.Баркашов будто бы просился
добровольцем в Египет (утверждал, что именно ради отправления на
Ближний Восток стал членом ВЛКСМ), но президент Египта Анвар
Садат поссорился с СССР и отказался от советских услуг незадолго
до начала войны.
В армии начал заниматься карате.
В 1974-87 годах работал электрослесарем 3 разряда на
теплоэлектроцентрали ТЭЦ-20 в Черемушкинском районе Москвы.
Обучался карате у тренера Александра Штурмина, посещал его
секцию по карате в клубе на Цветном бульваре. Организовал на
ТЭЦ-20 полулегальный кружок по карате для сослуживцев.
В 1985 году вступил в Патриотическое объединение (ПО) «Память»,
став телохранителем лидера «Памяти» Дмитрия Васильева.
14 июня 1990 без санкции Д.Васильева организовал и возглавил
марш-демонстрацию по Старому Арбату 60-ти боевиков «Памяти»,
одетых в военизированную черную форму.
«3 октября 1993 во главе отряда из 12 автоматчиков и около
сотни боевиков, вооруженных стальными прутьями, по приказу штаба
обороны Белого дома взял штурмом здание мэрии на Новом Арбате.
После расстрела и захвата Белого дома стоонниками Ельцина, не
был объявлен в официальный розыск, хотя газета «Московский
комсомолец» и поместила розыскное объявление с приметами
А.Баркашова («рост ниже среднего, на вид 40 лет, плотного
телосложения, носит усы. «) и обещанием за его поимку 2 миллиона
рублей.
В период действия в октябре 1993 чрезвычайного положения РНЕ
было подвергнуто временному запрету. Сам А.Баркашов сбрил усы и
изменил прическу, распустил слухи о своем бегстве за границу, но
остался в Москве. Вместе с Сергеем Рогожином 11 октября 1993
встречался с А.Невзоровым, в середине декабря под охраной личного
телохранителя побывал на матче по кикбоксингу.
Утром 20 декабря 1993 был доставлен в подмосковный Красногорский
госпиталь им.Вишневского (закрытую больницу для военных) с
пулевым ранением бедра и колена. По официальной версии РНЕ,
ранение было следствием покушения, выстрелы были произведены из
автомобиля «ВАЗ-2108» темного цвета пулями калибра 5,45, когда
Баркашов около 4 часов утра шел по дороге в Красногорск. Водитель
проезжавшей мимо машины подобрал раненого через 20 минут и
доставил в госпиталь, где ему было сделано две операции. По
другой версии, А.Баркашов был ранен случайным выстрелом во время
пьянки с соратниками в частном доме во Фрязино (МК, 28.10.1995),
а затем решил представить этот инцидент как операцию спецслужб.
В госпитале А.Баркашов назвался чужим именем, но был вскоре
опознан и 30 декабря объявлен задержанным и переведен из
Красногорского госпиталя в больницу МВД.
26 февраля 1994 Баркашов и другие арестованные «октябристы» были
освобождены в связи с постановлением об амнистии, принятом новой
Государственной Думой 23 февраля 1994.»
«3 апреля 1995 на штаб-квартиру РНЕ был произведен вооруженный
налет сотрудников коржаковской Службы безопасности Президента: 8
налетчиков в масках и с автоматами представившись «антифашистской
организацией» (А.Баркашову показалось, что «еврейской
антифашистской организацией»), избили одного из охранников РНЕ,
самого А.Баркашова ударили прикладом и заставили его несколько
раз повторить в видеокамеру, что он просит извинения «у евреев,
негров и кавказцев», а затем удалились, оставив вождя РНЕ и его
соратников прикованными наручниками к батарее парового отопления.
Пришедший через несколько минут в офис пресс-секретарь РНЕ
Александр Рашицкий вызвал милицию, которая освободила А.Баркашова
от наручников. А.Баркашов обвинил в инциденте «спецлужбы», евреев
и своего бывшего соратника Алексея Веденкина, от которого
отмежевался ранее.
В мае 1995 года видеозапись, сделанная во время погрома в офисе
РНЕ, была обнародована. Две видеопленки были анонимно переданы
Александру Хинштейнуиз газеты «Московский комсомолец» и
тележурналисту Олегу Вакуловскому, О.Вакуловский пересказал
содержание видеопленки в эфире (не демонстрируя ее), а А.Хинштейн
опубликовал в МК полную расшифровку записи.
Оправдываясь за негероическое поведение и объясняя происхожде-
ние видеозаписи, А.Баркашов назвал эпизод провокацией, объявив
его виновниками А.Коржакова, А.Веденкина и лидера Конгресса
Русских общин (КРО) Дмитрия Рогозина («В 95-м году Коржаков уже
понял, что Ельцину хана, и стал самостоятельно планировать Лебедя
на пост главы государства. Через посредников он предложил мне
войти в некий альянс и создать некую организацию в духе Русского
национального собора. Речь шла только об организации широкого
диапазона с национальной идеологией. Я вступил в переговоры. Но
когда был поставлен вопрос, что главенствовать в альянсе должен
Лебедь, я всех посредников послал. Послал Веденкина, Рогозина.
После этого через неделю мне передали слова Рогозина, что я об
этом жестоко пожалею. Коржаков отреагировал сразу. Устроил налет
на наш офис на Ильинке, где произвели обыск, изъяли документы.
Еще через пару недель состоялся якобы бандитский налет. Я
сразу понял, что это чекисты, и что раз сразу не убили, то
убивать не будут, и согласился говорить то, что они хотели
записать на пленку. Мы могли их замочить, но следом могли прийти
с ордером и приписать нам сопротивление властям»).
Эпизод с извинениями перед евреями и неграми на некоторое время
замедлил рост численности РНЕ (начавшийся под влиянием мифа об
РНЕ как главном защитнике Белого Дома в октябре 1993 года) и даже
привел к отходу из РНЕ части соратников. Тем не менее, в целом в
1994-95 гг. А.Баркашову удалось превратить РНЕ из московского
отряда боевиков с несколькими провинциальными филиалами в
организацию, так или иначе представленную в половине субъектов
федерации и общей численностью от 5 до 10 тысяч человек.»
С сайта www.anticompromat.org:
«3 апреля 1995 на штаб-квартиру РНЕ был произведен вооруженный
налет сотрудников коржаковской Службы безопасности Президента: 8
налетчиков в масках и с автоматами представившись ‘антифашистской
организацией’ (А. Баркашову показалось, что ‘еврейской антифа-
шистской организацией»), избили одного из охранников РНЕ, самого
А.Баркашова ударили прикладом и заставили его несколько раз по-
вторить в видеокамеру, что он просит извинения ‘у евреев, негров
и кавказцев’, а затем удалились, оставив вождя РНЕ и его соратни-
ков прикованными наручниками к батарее парового отопления. При-
шедший через несколько минут в офис пресс-секретарь РНЕ Александр
Рашицкий вызвал милицию, которая освободила А. Баркашова от на-
ручников. А. Баркашов обвинил в инциденте ‘спецлужбы’, евреев и
своего бывшего соратника Алексея Веденкина, от которого отмеже-
вался ранее.»
«13 сентября 2000 кураторы ряда организаций РНЕ Уральского,
Северо-Западно, Верхне-Волжского, Северо-Кавказского и Чернозем-
ного регионов, а также главы Московской, Кировской, Рязанской,
Марийской ми Ростовской областных отделений заявили об ‘очевидной
неспособности А. Баркашова полноценно осуществлять руководство
движением’ и приняли решение учредить на базе своих организаций
самостоятельное политическое движение. В вину А.Баркашову было
поставлено злоупотребление алкоголем, расстрел в нетрезвом
состоянии иконы Богородицы из самодельного лука, увлечение
буддизмом и непризнание положительных изменений в стране после
прихода к власти нового президента.»
«20 ноября 2005 в женском монастыре Во имя Усекновения главы
Иоанна Предтечи (относящемся к Истинно-Православной Церкви
митропоила Рафаила Прокопьева), принял монашеский постриг под
именем отца Михаила (продолжая жить с семьей).»
Другими словами, для Александра Баркашова его политическая
жизнь закончилась религиозным помешательством. Разум Баркашова не
справился со сложностями эпохи. Но всё равно Баркашов объективно
— герой России. Не из того ряда, в котором Емельян Пугачёв и
Степан Разин, а из того, в котором Минин с Пожарским и деятели
Белого движения (Врангель, Каппель и др.). Не от всех героев бы-
вает польза, но это не отрицает их порыва, их самоотверженности.
Правильнее, однако, не культ вождя, а культ центрального органа
политического движения. Тогда можно менее болезненно менять лиде-
ров, а лидеры вынуждаются быть более осмотрительными. Так было
задумывалось у большевиков.
Белорусское региональное отделение (БРО) РНЕ создал в середине
1990-х и первое время возглавлял Александр Михайлович Выпряжкин,
которому было тогда уже за 40. Дивный русский человек, совершенно
лишённый позёрства и карьеристского зуда. РНЕ-шные идеи он подце-
пил в Москве в октябре 1993-го, где с «трофейными» милицейскими
дубинкой и щитом участвовал в штурме московской мэрии.
Видной фигурой среди минских РНЕ-шников был Виктор Иванович
Мацкевич, бывший спецназовец, занимавший какую-то небольшую долж-
ность на белорусской киностудии. Это был очень неглупый человек с
нереализованным организаторским потенциалом.
Был далеко не узкий круг сочувствовавших: людей с приличной
работой, скрывавших свои отношения с организацией, но старавшихся
хоть чуть-чуть помочь.
Из Москвы в белорусское отделение РНЕ эпизодически поступала
большими пачками довольно крепенькая по качеству газета «Русский
порядок», которую надо было распространять.
Неофитам организации демонстрировался пропагандистский фильм
«Мы здесь, обратной дороги нет», в котором РНЕшники в чёрной уни-
форме мощно маршировали где-то в полях под Москвой. Впечатляло.
Вовлечённая в движение молодёжь воспринимала РНЕ как данность
этого мира, а не как нечто новое и спорное. А «старички», конечно
же, проявляли скептицизм и не стремились брать на себя большие
моральные обязательства.
У РНЕ была невыверенная позиция в отношении политического наси-
лия, из-за чего в организации нередко случались всякие криминаль-
ные эксцессы, дискредитировавшие подход. Скажем, в Минске был
по-своему забавный эпизод, когда член БРО РНЕ Бреннер порезал
члена БРО РНЕ Солера (или наоборот?!). Забавное здесь то, что оба
были скорее всего евреями хулиганско-героического склада, которым
хотелось считаться обрусевшими немцами.
Если бы не гитлеризм, не антисемитизм, не антикоммунизм, не
православие и не духовные искания Баркашова, организация могла бы
оказаться много более популярной и менее уязвимой и имела бы шанс
нарваться на взрывной массовый интерес к ней в году этак 1998-м
— такой, что росту РНЕ стало бы невозможно помешать, и дело
дошло бы до русской национальной революции.
Чтобы похоронить организацию, достаточно было уже одного только
антисемитизма. Антисемитизм в РНЕ не декларировался, но всё было
как бы ясно и без деклараций. Чтобы преодолеть затруднения в
легальной работе, было рекомендовано употреблять вместо слова
«евреи» слово «сионисты», но это не помогло. Большинство евреев
посчитали себя мобилизованными на борьбу с русским нацизмом.
Затея с русским национал-социализмом в 1990-х была безнадёжной
в принципе, а ныне она безнадёжна тем более. Что-то маргинальное
такого типа будет живучим, но не опасным. Требовалось (и требу-
ется) более своё: тоже военизированное, но более демократичное
(в разумных пределах), без антикоммунизма, без православия, с
опорой на рациональное мировоззрение, а не на эмоции; с перспек-
тивными установками, а не с ретроспективными; с уважительным и
даже союзным отношением к украинскому, белорусскому и всяким рос-
сийским и соседним национализмам, включая кавказские, прибалтийс-
кие и даже еврейский. Кто с этим не согласен, тому могу заметить:
другое вы уже ой как долго пробовали, но только зря извели лучших
людей, зря израсходовали народный энтузиазм.
Феномен РНЕ: история, методы работы и причины распада
Большую роль в этих событиях сыграла политическая организация, к сегодняшнему дню фактически прекратившая свое существование. Однако опыт, полученный в ходе ее деятельности, является чрезвычайно интересным и важным для тех, кто собирается продолжать строительство русских национальных политических организаций. Ради достиженя целей, которые они ставят перед собой, они должны изучать и анализировать этот опыт, чтобы с учетом современных реалий применять его в своей работе.
За годы своего существования (1990-2000) Русское Национальное Единство накопило уникальный опыт общественно-политической работы с населением.
Рассмотрим поподробнее эти методы с высоты прошедшего времени, оценим все их плюсы и минусы и возможность их успешно использовать (с учетом ошибок РНЕ) в деятельности совершенно новой национально патриотической, православной по духу (в отличие от полуязыческого-полуоккультного РНЕ) организации.
1) Раздача происходила обычно следующим образом. Группа участников РНЕ (почти всегда без опознавательных знаков, чтобы не ассоциировать РНЕ с антиельцинской, в основном, коммунистической, оппозицией), в различных местах вклинивается в толпу, быстро раздает литературу (каждый брал около 50 газет и 100-200 листовок) и быстро же выходит (для того, чтобы взять новую порцию литературы или в связи с окончанием акции). Таким образом, литературу РНЕ получало подавляющее большинство участников митинга.
Способ активно применялся до конца 1995 года. После этого он был «снят с повестки дня» в связи с окончательным расколом и маргинализацией и «полевением» оппозицией и исчерпанием потенциальных участников РНЕ в этой среде.
2) Небольшая группа участников РНЕ (10-12 человек) в «час пик» вставала у ключевой станции метро (или у проходной какого-либо предприятия, в/ч, МВД, МО, ГШ). В течение часа такая группа могла раздать свыше 10 тысяч экземпляров газет и журналов.
Несмотря на частые задержания участников РНЕ, метод доказал свою эффективность (при регулярном выпуске литературы и акцентировании внимания в материалах на проблемах, волнующих предполагаемую аудиторию раздачи)
3) Расклейка листовок. Группа из 10-15 человек, разбившись на ячейки по 2-3 человека, выезжала в заранее намеченный район и за несколько часов практически полностью обклеивала его. Технология расклейки постоянно совершенствовалась.
Хотя этот способ показал свою малую эффективность, он продолжал использоваться вплоть до 2000 года.
3а) Раскладка газет и листовок в почтовые ящики. Группа, как и в п.3, выезжала в заранее намеченный район и обкладывала все п/я в нем листовками.
Самый неэффективный способ по нескольким причинам. Во-первых, население резко отрицательно относится к закидыванию п/я разного рода литературой, и, практически не читая, выбрасывает ее. Во-вторых, неизвестна аудитория, проживающая в домах. В-третьих, домофоны, препятствующие проникновению в дома. Способ постепенно сошел на «нет» к 1998-99 гг.
4) Массированная раздача литературы РНЕ. Осуществлялась силами нескольких подразделений РНЕ (обычно присутствовало от нескольких десятков до нескольких сотен человек).
Если же такая акция проводилась в Подмосковье, то литература подвозилась автотранспортом РНЕ, а группы участников РНЕ добирались до места своим ходом, создавая эффект присутствия в транспорте.
Этот способ (до того, как выродился в банальную раздачу устаревшей литературы, абсолютно не отражающей современной ситуации) показал свою наивысшую эффективность. Во-первых, показывалась массовость организации. Во-вторых, охватывалась значительная часть населения.
Но после прекращения регулярного выпуска газет и листовок РНЕ такие мероприятия выродились в небольшие акции (20 и менее человек), которые, наоборот, дискредитировали организацию.
5) Участие РНЕ в выборных кампаниях. Все выборы РНЕ использовало не для прохождения в органы власти, а для использования государственных механизмов в целях распространения своей идеологии.
Первым опытом предвыборной борьбы были дополнительные выборы по Мытищинскому 108 округу в 1994 году, когда среди кандидатов был человек, поддержанный РНЕ. Среди кандидатов были также К.Н.Боровой и С.П.Мавроди, что придавало дополнительную остроту этой кампании.
Президентская кампания 1996 года стала поворотной для РНЕ. Тогда Баркашев, первоначально выдвинувший свою кандидатуру, снял ее и сделал неоднозначное заявление, косвенно призывающее голосовать за Ельцина, чем оттолкнул от себя не только сочувствующих, но и большую часть соратников.
В 1999 году РНЕ, не имея государственной регистрации, вошло в избирательное объединение «Спас», самым циничным образом снятое с предвыборной гонки за две недели до голосования. 7 декабря 1998 года, больше чем за год до выборов, СПАС был зарегистрирован в Минюсте как общессийское общественно-политическое движение. Практически сразу после регистрации, в ноябре 1999 года, Минюст подал в суд с иском, по сути, против самого себя, о признании недействительной общероссийской регистрации движения в связи с отсутствием отделений более чем в половине субъектов РФ. Перед этим Минюстом были проведены проверки, в ходе которых представители Минюста целенаправленно сокращали численность отделений различными путями, с помощью административного нажима, выборочной проверки списочного состава и т.д.
Последней избирательной кампанией для РНЕ стали президентские выборы 2000 года. Тогда Баркашев, не набрав нужного числа подписей, тихо вышел из гонки. После этого РНЕ повело довольно успешную кампанию «Против всех», чем обратил на себя внимание ЦИКа. ЦИК выступил с заявлением, в котором осудил деятельность «неизвестных лиц», осуществляющих массированную агитацию «против всех», и предложил внести в УК ответственность за данную деятельность.
Вторым важнейшим направлением в деятельности РНЕ была работа (в некоторых регионах довольно успешная) по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Например, в Восточном административном округе Москвы в 1994 году был основан Военно-патриотический клуб «Виктория», дислоцировавшийся в Терлецком парке. Проводились занятия по стрельбе из малокалиберной винтовки и пистолета, по строевой и физической подготовке. Недостатками являлось то, что не было постоянного тренера по разным дисциплинами (например, по рукопашной подготовке), а также нерегулярность посещения курсантами клуба занятий.
В 1997 году, во время работы 1-го учредительного съезда РНЕ весь второй день его работы был посвящен вопросам создания Общероссийского движения ВПМК «Коловрат». Движение было создано, в него вошли клубы «Русские витязи» Ставрополь, «Коловрат», (Киров), «Варяги» (Москва) и другие. Это позволило начать координацию деятельности различных ВПМК в разных регионах страны, входящих в движение «Коловрат».
Наибольших успехов в воспитании молодежи достигли клубы «Коловрат» (Киров), «Русские витязи» (Ставрополь) и «Варяги» (Москва).
АКЦИИ ПО «НАВЕДЕНИЮ ПОРЯДКА»
Первой ласточкой было патрулирование бойцами РНЕ (которые были оформлены как члены добровольной народной дружины МО «Ивановское») территории Терлецкого парка. Участникам РНЕ официально выдавались спецсредства, заполнялся «Наряд на задание», осуществлялась постоянная координация с сотрудниками ОВД «Ивановское», которые первоначально с энтузиазмом восприняли такую инициативу.
В результате таких патрулирований кривая преступлений на территории парка резко пошла вниз, с помощью участников РНЕ было пресечено огромное число мелких правонарушений, раскрыто несколько крупных преступлений. Терлецкий парк стал одной из самых «чистых» в криминогенном отношении территорий Москвы.
Но впоследствии наведение порядка стало пустой формальностью, которая свелась к банальному стоянию на въезде в парк и пресечению въезда автотранспорта. Тем более, что после нескольких инцидентов, связанных с применением силы против нарушителей общественного порядка, милиция изъяла все спецсредства и стала неохотно сотрудничать.
К 1998 году под охраной РНЕ находились практически все железнодорожные депо Московско-Рязанского отделения МЖД (до Рязани), а также несколько асфальто-бетонных заводов, приносивших значительные финансовые вливания в казну РНЕ.
В основном, руководство всех объектов, находившихся под охраной РНЕ, были довольны работой бойцов РНЕ, но после эскалации конфликта между РНЕ и мэром Москвы Лужковым, к февралю 1999 года практически все руководители предприятий с сожалением были вынуждены отказаться от услуг РНЕ.
К услугам РНЕ по охране порядка неоднократно прибегало МВД, оформляя его участников в качестве «приданных сил». Например, знаменитые патрулирования электричек на МЖД (совместно с сотрудниками МВД), которые даже были показаны по телевидению. Также участники РНЕ участвовали в рейдах по рынкам (г.Раменское) по выявлению лиц, незаконно находящихся на территории Московской области, а также ведущих нечестную торговлю. Но такие рейды были прекращены по инициативе местных руководителей МВД (бойцы РНЕ со своей честностью и неподкупностью разрушали сложившуюся устойчивую криминальную связь между сотрудниками милиции и криминальными элементами).
В конце 1996 года участники РНЕ совместно с сотрудниками МВД, МПС и других силовых структур в течение трех дне проводили рейд по пресечению беспошлинного вывоза из России в страны Средней Азии ковров, аудио- и видео- техники. За три дня работы в государственную казну в виде налогов и штрафов было возвращено 33 миллиона рублей (в ценах 1996 года). Дальнейшие рейды были прекращены опять же по инициативе МВД (по тем же причинам).
В 1997 году участники РНЕ патрулировали улицы в подмосковной Балашихе, одновременно в качестве сотрудников ДНД патрулируя улицы в Капотне, Кузьминках, Новогиреево и т.д. Дошло до того, что значительная часть ДНД ВАО и ЮВАО составляли участники РНЕ. Даже на праздновании 850-летия Москвы трибуну со всем руководством Москвы охраняли (в качестве дружинников) участники РНЕ!
Отдельно стоит отметить взаимоотношения РНЕ и Православной Церкви. Противопоставив себя Московскому Патриархату, РНЕ (бывшее до середины 1990-х гг фактически полуязыческой организацией) объявило себя «приверженцами того Православия, которое было на Руси во времена князя Владимира и Дмитрия Донского». РНЕ не признавало Ветхий Завет, считая его позднейшим еврейским привнесением в «истинное православие», из Нового Завета признавало только те места, которые были выгодны, признавало в качестве «истины» ереси, осужденные еще Семью Вселенскими Соборами (например, ереси Маркиона, Ария и т.д), пыталось поставить свастику выше Креста Христова и т.д.
Но, чтобы привлечь на свою сторону симпатии православных граждан, участники РНЕ проводили раздачу газет и листовок у православных храмов, ходили на богослужения в форме (целью таких богослужений была не молитва, а «покрасоваться в форме в храме»).
В 1998 году примерно 500 человек из нескольких субъектов РФ прибыли в Дивеево на праздник в память Преподобного Серафима Саровского, но. в качестве не богомольцев, а обычных охранников.
Такая неразборчивость привела к тому, что в 1998 году верхушка московского отделения РНЕ сблизилась с так называемой Истинно-Православной Церковью, по сути, являющейся еретической сектой, а сам Баркашев впал в буддийский демонизм, кощунственно пытаясь связать Православие и шаманистско-демонические культы Тибета.
Теперь рассмотрим организационное устройство отделений РНЕ в Московском регионе незадолго до прекращения существования РНЕ.
В 1997 году была проведена масштабная реорганизация структуры РНЕ г.Москвы. Все участники РНЕ после прохождения так называемого «карантина» стали передаваться в свои округа, где они включались в работу окружных подразделений. Таким образов за короткое время было сформировано 9 окружных подразделений РНЕ в административных округах Москвы. Каждое окружное подразделение включало в себя несколько подразделений, действовавших в муниципальных округах (в их состав входило от 2 и более человек). Каждое «окружное» (действующее в административном округе) подразделение имело свое помещение, где проводились местные собрания, хранилась литература, проводился прием новых членов и т.д., многие имели свои источники финансирования (сбор пожертвований, спонсорская помощь, продажа сувениров с символикой РНЕ). Раз в неделю командиры «окружных» отрядов РНЕ собирались на «командирские собрания», на которых планировались акции, доводились приказы центрального руководства РНЕ, доводилась новая информация.
«Локальные» акции по раздаче литературы проводились в течение всей недели каждым «окружным» подразделением самостоятельно. В конце недели каждый командир подразделения отчитывался о проделанной работе (с указанием районов, где проведена работа).
К 1998 году отделения РНЕ действовали во всех 109 муниципальных районах г.Москвы.
Впоследствии, после того, как у власти в Московском городском отделении РНЕ у руководства встали люди, по своим моральным и интеллектуальным способностям не готовые к руководству таким количеством людей, командирские собрания стали нерегулярными, постепенно выродились в банальные посиделки (часто со спиртным). Поэтому народ стал постепенно выходить из состава РНЕ, работа заглохла, и Московская организация РНЕ прекратила свое существование.
В Московской области отделения РНЕ были созданы во всех 39 районах. Для областных руководителей, также, как и для городских, раз в неделю устраивались командирские собрания, проводились политзанятия (общие). В каждом районе, помимо этого, проводились свои политзанятия.
Довольно часто проводились совместные агитационно-пропагандистские акции городских и областных подразделений. Каждое городское подразделение было связано с определенным сегментом области (например, подразделение ЮВАО г. Москвы проводило совместные акции с Раменским, Люберецким, Воскресенским и Коломенским подразделениями). Прогрессивный по своей форме, этот метод был бесполезен по своей сути, ибо к тому времени практически прекратился регулярный выпуск литературы.
В 2000 году, незадолго до своего распада, РНЕ была выпущена довольно грамотная в юридическом плане брошюра, разъясняющая участникам РНЕ их права и обязанности в случае нежелательного контакта с органами МВД.
Почему же РНЕ в 2000 году прекратило свое существование, расколовшись на большое количество недееспособных осколков?
Во-первых, это, конечно, ущербность и непроработанность идеологии, скопированной (хотя это стыдливо умалчивалось) с идеологии гитлеровской Германии. Даже внешние проявления этой «идеологии» были взяты из времен гитлеровского «рейха». Все эти вскинутые вверх руки, черная форма, символика не оставляли у беспристрастного человека сомнения в том, из какого корня все это произрастает. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые из высших руководителей РНЕ беспощадно боролись с проявлениями германофилии, но, как впоследствии оказалось, бесполезно.
Во-вторых, прекращение регулярного выпуска агитационно-пропагандистских материалов способствовало тому, что люди, не получая свежей информации от РНЕ, постепенно стали терять к нему интерес, относясь к нему как к замкнутой и негибкой секте. Это также способствовало и оттоку участников из РНЕ. Люди искренне хотели знать реакцию РНЕ на те или иные события с его точки зрения, но РНЕ не давало им такой возможности.
В-третьих, руководство РНЕ в лице Баркашева стало терять интерес к дальнейшему развитию РНЕ. А после неудачного для РНЕ завершения конфликта с Лужковым и последовавшего за этим запрещения деятельности РНЕ на территории Москвы высшее руководство РНЕ фактически самоустранилось от деятельности, предоставив это право руководству среднего звена (Московской городской и областной организаций). А там в руководстве стояли люди, интеллектуально ограниченные и морально нечистоплотные.