Что такое романтическая повесть
Презентация Романтическая повесть как жанр
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Презентация
Романтическая повесть
как жанр
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
господствующим
направлением
в литературе был сентиментализм.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
В борьбе с риторикой, условностью и схоластикой классицизма сентиментализм подготовил почву для возникновения и
быстрого развития
важнейшие завоевания
вошли в эстетику
нового литературного направления.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Многие элементы ранней романтической повести восходят к романтической поэзии.
Влияние романтической лирики нашло выражение в повышенной эмоциональности повествования, экспрессивности слога, орнаментарности и ритммизации романтической прозы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Романтики щедро вносят в литературу сказочные
образы и сюжеты,
поэтическим воображением народа.
Описание слайда:
Описание слайда:
Романтический по своему духу мир народных сказок и преданий был важным, но не
источником
возникновения
и развития фантастической повести.
Описание слайда:
Описание слайда:
Стремясь запечатлеть картины человеческих страстей и проявления «народного духа»,
Описание слайда:
Описание слайда:
С расширением фактического материала постепенно менялось писательское мировосприятие: события и явления
постепенно становятся
главным предметом изображения.
Описание слайда:
Описание слайда:
У истоков русской романтической прозы стоят повести Карамзина середины 90-х
годов XVIII века,
проза Жуковского и
Нарежного
10-х годов XIX века
(так называемая предромантическая повесть).
Описание слайда:
В романтической повести Карамзина «Остров Борнгольм» выражено новое понимание психологии личности во всей ее сложности и противоречивости.
Описание слайда:
Описание слайда:
Во многих аспектах «Остров Борнгольм» перекликается с европейской предромантической литературой, готическими «романами ужасов» Уолкола К.Рив, А.Радклиф. Эта связь обнаруживает себя не столько в развитии сюжета, сколько в настроении таинственности, загадочности, в описании необычной обстановки действия.
Описание слайда:
Описание слайда:
Ближе всего эта повесть к произведениям А. Радклиф, в которых большое внимание уделяется изображению мира чувств, страстей и переживаний
героев, а в повествование
включаются
сентиментальные
лирические стихотворения.
Описание слайда:
В «Острове Борнгольм» отразилось глубокое раздумье автора о человеке, его предназначении, о взаимоотношениях между людьми, о ценности и значимости мира чувств и переживаний личности.
Описание слайда:
Н. Карамзина волнует господство в мире зла и несправедливости. Это обусловило остроту конфликта повести, противоречия между возвышенностью,
с несправедливой, злой судьбою.
Описание слайда:
В основе сюжета повести «Острове Борнгольм» лежит весьма распространенный в романтической литературе мотив
преступной любви
молодых людей,
над которыми довлеет проклятье, трагический рок.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Романтический колорит явно осуществляется в изображении картин природы.
В данном случае Н. Карамзин следует не столько за поэтикой готического романа, сколько описывается традиция европейской романтической поэзии Т.Грея, Дж.Томсона с их мрачными психологическими пейзажами.
Описание слайда:
Описание слайда:
События, происходящие в повести, важны Карамзину не сами по себе,
Описание слайда:
Сентиментальная идеализация обыкновенного человека, чувствительность соседствуют в повести с изображением
дерзностного,
обуреваемого страстями.
Описание слайда:
Писатель увидел и раскрыл двойственную природу человека: величие и богатство человеческого сердца, высокое стремление к добру и красоте и бессилие в столкновении с враждебным миром, с несправедливой судьбой.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
В характерах некоторых героев повести явно сказываются идиллические черты.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Особое место в становлении русской романтической повести принадлежит писателям-декабристам.
Генетически связанная с предромантическими повестями Н. Карамзина, В. Жуковского и Нарежного романтическая проза декабристов представляла собой новый этап в развитии отечественной литературы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Появление русской романтической исторической повести часто связывают с мощным национальным подъемом, вызванным победой над Наполеоном.
Описание слайда:
Описание слайда:
«Русское общество почувствовало настоятельную потребность отдать себе отчет в том, каковы отличительные особенности национального характера…».
Описание слайда:
На формировании историзма в романтизме сказалось влияние «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, однако романтики не принимали монархизма Карамзина.
Описание слайда:
Описание слайда:
Писатели подходили к истории романтически «и поэтому исключали идею развития и ещё не поднялись до того, чтобы понять исторический период необходимым звеном в судьбе народа». Они опирались на факты, заимствуя их из разных источников.
Описание слайда:
Описание слайда:
Первые романтические исторические повести связаны с именами А.Бестужева, В.Кюхельбекера, Н.Бестужева.
«Историческая повесть романтиков пробудила интерес к своеобразию национального характера и его достоверному воспроизведению, всколыхнула чувство патриотизма и заставила вновь задуматься об историзме и народности литературы».
Описание слайда:
Описание слайда:
Особую разновидность представляют романтические повести “о гении”,
Описание слайда:
Особенности романтических повестей:
— в центре – наделенный талантом (“гением”) художник;
— его талант сродни безумию или граничит с безумием;
— поэтому художник для обыкновенных людей всегда личность исключительная и непременно “странная”;
— нередко автору видится в нем идеал личности, хотя судьбы “гениев-безумцев” могут сложиться по-разному.
Описание слайда:
Описание слайда:
Сюжеты и мотивы романтических повестей не были замкнутыми и включались в разные жанры.
Структурные и стилевые признаки повестей смешивались, создавая многообразную картину русской романтической прозы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Романтическая повесть активно перерабатывала сюжетно-композиционные элементы, восходящие к разным литературным жанрам.
Делала это творчески, наполняя их новым содержанием, создавая более дифференцированную в историческом, философском, общественно-бытовом смысле галерею образов – героев и персонажей.
Описание слайда:
Описание слайда:
Тема в каждой новой разновидности повести может считаться жанрообразующим признаком.
Она “погружала” традиционные жанровые компоненты в новый материал действительности, в результате чего они вступали между собой в новые системные связи и отношения, порождая новое качество смысла.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по литературе на тему «Жанр басни в творчестве С. Михалкова» (6 класс))
Айтуған Тайұлы » Замандастарға»
Ақтан Керей «Аққулар көркем көрінер!
Ақтан Керей «Аяғына қан түссе!
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5394315 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Жанровая типология русской романтической повести
Жанровая типология русской романтической повести
За основу жанровой типологии малой романтической прозы в отечественном литературоведении традиционно принято брать тематическую классификацию. Тема (историческая, фантастическая, светская, бытовая, искусство и художник) в данном случае рассматривается как ведущий признак только при учете общей романтической природы повестей. Она же, в свою очередь, тесно связана с лироэпическими жанрами романтической литературы – думой, балладой, поэмой. Это вполне естественно, если вспомнить, что для литературного процесса 1830-х годов характерно доминирование поэтических жанров. Проза в этих условиях, при неразвитости ее собственной жанровой системы, была вынуждена ориентироваться на поэзию. Многие авторы повестей переносили в прозу свой собственный поэтический опыт.
На историческую повесть декабристов, например, очевидное воздействие оказал жанр думы Рылеева. Принципы историзма, разработанные Рылеевым, несомненно, были учтены в исторических повестях А. Бестужева. К ним относятся:
• историческая личность, наделенная чертами исключительности, чей внутренний мир предельно сближен с авторским;
• исторические аллюзии в обрисовке нравов прошлого, которое призвано «намекнуть» читателю на современность;
• лиризация авторского повествования, сближение исповедальной манеры речи автора и главного героя;
• приемы психологизма (портрет, пейзаж), пришедшие в историческую повесть из арсенала элегического романтизма и др.
Первые шаги русской фантастической повести, безусловно, не смогли бы состояться, не имей отечественная поэзия к тому времени за плечами богатейший опыт романтической баллады. Именно в ней была разработана эстетика «чудесного» и композиционно-стилевые формы ее выражения, которые и «позаимствовала» фантастическая повесть А. Погорельского и В. Одоевского. К ним относятся:
• ощущение главным героем жизни на ее отлете от всего обыденного;
• странные формы поведения главного героя, призванные подчеркнуть иррациональность его внутреннего мира;
• столкновение героя лицом к лицу с миром потусторонним, подготовленное всем ходом его «земной» жизни;
• крайне противоречивое переживание этого контакта с иным миром, с инобытием, в процессе которого внутренняя свобода героя вступает в неразрешимый, как правило, конфликт с окружающими его условиями внешней несвободы (среда, кодекс общепринятых приличий, давление родственников и т. п.);
• гибель героя, неспособного разрешить (прежде всего в себе самом) конфликт между «конечным» и «бесконечным», «плотью» и «духом».
В жанре фантастической повести опять-таки заметно довольно сильное воздействие лирического стиля на форму авторского повествования, начиная с лексики и заканчивая эмоционально-ассоциативными приемами организации сюжета.
Светская повесть как жанр вряд ли бы состоялась, если бы ко времени появления первых опытов в этом роде не было поэм Баратынского «Эда» и «Бал», перенесших на почву светского быта структуру конфликта романтической поэмы. В соответствии с этой традицией основным сюжетообра-зующим конфликтом светских повестей А. Бестужева-Марлинского, В. Одоевского, М. Лермонтова, Н. Павлова является любовный: свободное чувство главных героев сталкивается с косным общественным мнением «света». Сами элементы сюжета светской повести получают тесную привязку к наиболее характерным формам светского быта. Завязка конфликта часто происходит на балу, маскараде или во время театрального разъезда (изображение «массовых» сцен светской жизни характерно для нравоописательной установки повестей). Развитие действия нередко связано с мотивом светской молвы, пересудов, сплетен, вообще с обостренным вниманием авторов повестей и к аномальным формам социальной психологии. Кульминация и развязка конфликта происходят, как правило, во время дуэли, что выдвигает ее на первый план в структуре конфликта. Это та точка, в которой частный, любовный конфликт трансформируется в конфликт общественный и, следовательно, утрачивает свою локальную природу. В результате светская повесть ввела в свой «оборот» и основательно разработала множество новых общественных типов, которые ранее были представлены, в основном, в жанре «легкой» светской комедии. Среди них – амплуа главных героев-любовников и обманутого мужа; амплуа светских клеветников и завистников; амплуа героев-дуэлянтов и бретеров. Авторы светских повестей смогли значительно углубить психологический анализ этих комедийных типов, превратить «амплуа» в довольно сложный и противоречивый тип общественной психологии. Особенно это касается разработки женских типов: героини как жертвы светской молвы; героини, открыто бросающей вызов светским условностям; героини как законодательницы светского мнения; роковой красавицы, ловко плетущей светские интриги, и др.
Бытовая повесть получает значительно меньшее развитие в русской прозе начала XIX в., чем остальные жанры. Это объясняется тем, что она связана прежде всего с бытописанием, с изображением быта, характерным для справедливых и полусправедливых повестей, для нравоописательной прозы, а также для басни. Но так как быт может быть разным, например светским, то под бытовой повестью обычно понимают ту, в которой повествование касается низших сословий общества – крестьян, солдат, разночинцев, мещан, купцов и пр. В остальных случаях изображение быта изучается в качестве его функций в романтической прозе. Тем не менее, бытовая повесть обладает рядом структурных особенностей, к которым относятся:
• столкновение «простого» человека из низших слоев общества с человеком (или средой) более высокого социального статуса: противопоставление патриархального мира цивилизованному;
• при этом патриархальный мир оценивается положительно, а цивилизованный – отрицательно;
• герой, как правило, терпит личное крушение в семье, в своем стремлении к знаниям, в искусстве.
Стиль бытовой повести нередко дидактичен.
Особую разновидность представляют романтические повести «о гении», о художниках, музыкантах, писателях и т. д. Их особенности:
• в центре – наделенный талантом («гением») художник;
• его талант сродни безумию или граничит с безумием;
• поэтому художник для обыкновенных людей всегда личность исключительная и непременно «странная»;
• нередко автору видится в нем идеал личности, хотя судьбы «гениев-безумцев» могут сложиться по-разному.
Сюжеты и мотивы романтических повестей не были замкнутыми и включались в разные жанры. Структурные и стилевые признаки повестей смешивались, создавая многообразную картину русской романтической прозы.
Романтическая повесть активно перерабатывала сюжетно-композиционные элементы, восходящие к разным литературным жанрам. Но перерабатывала творчески, наполняя их новым содержанием, создавая более дифференцированную в историческом, философском, общественно-бытовом смысле галерею образов – героев и персонажей. Именно поэтому тема в каждой новой разновидности повести и может считаться жанрообразующим признаком. Она «погружала» традиционные жанровые компоненты в новый материал действительности, в результате чего они вступали между собой в новые системные связи и отношения, порождая новое качество смысла.
Читайте также
Жуковский о природе романтической поэзии.
Жуковский о природе романтической поэзии. В письме к Н. В. Гоголю «Слова поэта – дела поэта» (1848) Жуковский систематически изложил свой взгляд на природу и назначение романтической поэзии. «…Что такое дело поэта, что такое поэт или художник, что есть художество и где его
Специфика романтической фантастической повести и ее генезис
Специфика романтической фантастической повести и ее генезис Самой продуктивной формой фантастической прозы оказалась повесть, поскольку именно средний объем текста был наиболее пригоден для создания и поддержания атмосферы тайны, напряженности и занимательности
Типология фантастической романтической повести
Типология фантастической романтической повести Существует несколько типологий фантастической повести. Согласно одной из них, критерием различения фантастических повестей служит способ введения и воплощения фантастического: «В число фантастических обычно включаются
В.Г. Белинский О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород»)
В.Г. Белинский О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») Отличительный характер повестей г. Гоголя составляют – простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким
О русской повести и повестях г. Гоголя
О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород»)[129]Русская литература, несмотря на свою незначительность, несмотря даже на сомнительность своего существования, которое теперь многими признается за мечту, русская литература испытала множество чуждых и
О русской повести и повестях г. Гоголя*
О русской повести и повестях г. Гоголя* …Отличительный характер повестей г. Гоголя составляют — простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих
9. Сотворение как трагедия: радикально гностические тенденции в русской романтической космогонии
9. Сотворение как трагедия: радикально гностические тенденции в русской романтической космогонии Быть может, злом явилось и само это создание? Высказать такой экстремально гностический или манихейский вывод, следующий из его размышлений, Полевой не мог или не решился.
13. Образчики романтической схемы
13. Образчики романтической схемы Трудно найти такой инвариантный текст, где реконструированный нами функциональный комплекс с начала и до конца присутствовал бы во всем его объеме, без каких-либо исключений. Некоторые романтики вообще опускают либо инициальную, либо,
О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород»)
О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») > Поэзия двумя, так сказать, способами объемлет и воспроизводит явления жизни. Эти способы противоположны один другому, хотя ведут к одной цели. Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу,
О русской повести и повестях г. Гоголя*
О русской повести и повестях г. Гоголя* («Арабески» и «Миргород») …Задача критики и истинная оценка произведений поэта непременно должны иметь две цели: определить характер разбираемых сочинений и указать место, на которое они дают право своему автору в кругу
Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии
Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии Как очень многие предшествующие и наследующие ей русские комедии, «Ябеда» имеет двойную развязку: первая – внутренняя, истекающая из самого действия комедии, вторая – внешняя, спровоцированная
Жанровая система русской сентименталистской прозы в творчестве А. Н. Радищева (1749-1802)
Жанровая система русской сентименталистской прозы в творчестве А. Н. Радищева (1749-1802) Сентиментализм как литературный метод сложился в литературах западноевропейских стран в 1760-1770-х гг. На протяжении 15 лет – с 1761 по 1774 г. – во Франции, Англии и Германии вышли в свет три
Цензурная история «Медного Всадника». Жанровая природа стихотворной повести
Цензурная история «Медного Всадника». Жанровая природа стихотворной повести Работа А. С. Пушкина над «Медным Всадником» — небывало скорая, вулканическая — заняла большую часть времени второй болдинской осени. Повесть, начатая поэтом 6 октября, была завершена «31
Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма
Что такое романтизм?
Романтизм называют эстетической революцией, потому что вместо науки и разума (как было в эпоху Просвещения) он провозгласил идеалами художественное творчество и чувство. К романтическим произведениям относятся, в частности, поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы», лермонтовские «Демон» и «Мцыри».
Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.
Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.
Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.
Черты романтизма
Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.
Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.
Романтический герой
Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.
Романтизм в литературе
Центральную для романтизма категорию возвышенного сформулировал немецкий философ Иммануил Кант в «Критике способности осуждения». Он делил наслаждение возвышенным на позитивное, выражающееся в спокойном созерцании, и негативное, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. Именно с последним связан интерес романтизма к злу.
Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.
Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.
Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
В русском романтизме невозможным оказывается прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой. В романтизме русской литературы авторы демонстрируют страдания и одиночество главного героя. Это направление традиционно ассоциируется с именами В.А.Жуковского (поэма «Светлана»), К.Н.Батюшкова («К Дашкову»), Е.А.Баратынского («Эда»), Н.М.Языкова («Мы любим шумные пиры…»).
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Ярким примером романтического творчества Лермонтова является поэма «Мцыри».
Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:
Романтизм в поэме «Мцыри»
Каноном русского романтизма принято считать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В произведении реализованы основные принципы направления: внимания переносится на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. В тексте изображен необычный персонаж в необычных обстоятельствах. Автор делает своей главной задачей передачу романтического бунта героя.
Романтизм в музыке
Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.
Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.
Романтизм в живописи и архитектуре
Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.
Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.