Что такое рорс в ржд
Система станционной радиосвязи
Основы Ж.-Д. Радиосвязи
Радиосвязью называется процесс обмена информацией с помощью радиоволн. На железнодорожном транспорте радиосвязь используется для управления технологическими процессами, а также организации перевозок. Радиосвязь обеспечивает взаимообмен информацией как между неподвижными, так и между подвижными объектами. На ж.-д. транспорте радиосвязь осуществляется по каналам коротковолновой (КВ), ультракоротковолновой (УКВ) радиосвязи, радиорелейным линиям и спутниковым системам связи. Радиорелейные линии связи развиваются в направлении цифрового кодирования сообщений и освоения сверхвысокочастотного (десятки и сотни ГГц) радиодиапазона.
Разновидностями технологическая радиосвязи являются поездная (ПРС), станционная (СРС) и ремонтно-оперативная (РОРС).
Техническую базу систем радиосвязи составляет комплекс радиостанций, которые в зависимости от места установки делятся на три типа: стационарные, возимые и носимые. Несмотря на ряд отличий в электрических и конструктивных параметрах, они имеют общие принципы и структуру построения (рис.1).
В приемопередатчиках ЖР используется частотная модуляция.
Режимы работы железнодорожных станций (ЖР):
— симплексный режим, при котором прием и передача осуществляются поочередно. Для двустороннего обмена информацией достаточно одной рабочей частоты. К недостаткам режима относится необходимость переключения ЖР с приема на передачу, что снижает оперативность связи;
— дуплексный режим, предусмотренный в радиостанциях нового поколения и исключающий вышеуказанный недостаток. Для двустороннего обмена информацией необходимы две частоты.
Симплексная радиосвязь не обеспечивает непрерывность радиосвязи при перемещении объекта. Дуплексная радиосеть позволяет обеспечить непрерывность радиосвязи при перемещении подвижного объекта и характеризуется низким уровнем помех.
В зависимости от используемого способа вызова системы радиосвязи бывают:
— с групповым вызовом;
— с индивидуальным вызовом.
В первом случае приемники радиостанций работают в режиме дежурного приема, что необходимо для прослушивания в громкоговорителе вызывного тонального сигнала и голосовой информации о номере или шифре вызываемого абонента. После радиостанцию переводят из дежурного в режим передачи. Для этого нужно снять микротелефон с рычага и вступить в переговоры.
Прослушивание вызывного тонального сигнала и информации голосом, адресованных одному абоненту, в громкоговорителях остальных абонентов сети нежелательно, поскольку отвлекает их от выполнения служебных обязанностей. Для исключения этого недостатка в новых сетях ПРС и РОРС предусматривается индивидуальный избирательный вызов. Всем абонентам сети присваиваются разные вызывные сигналы, представляющие собой кодовые последовательности импульсов тональной частоты, на которые настроены дешифраторы приемников их радиостанций. Вызывной сигнал принимается приемниками всех радиостанций, однако в режим приема перейдет только та радиостанция, для которой код вызова совпадает с настройкой дешифратора в приемнике вызова.
В некоторых сетях с высокими требованиями к оперативности обмена информацией применяется вызов голосом без посылки вызывных сигналов, и каждый абонент прослушивает все переговоры, ведущиеся в радиосети.
Кроме того, диспетчерская поездная радиосвязь может работать и в дуплексном режиме с индивидуальным вызовом машинистов в диапазоне дециметровых волн.
СР устанавливают на промежуточных станциях, ВР – у машинистов. У ДНЦ устанавливают распорядительную станцию (РС).
Поездная радиосвязь (ПРС) предназначена для обмена информацией поездного диспетчера (ДНЦ) и дежурных по станциям (ДСП) с машинистами поездных локомотивов, а также машинистов встречных и вслед идущих поездов между собой и с другими работниками, связанными с поездной работой (рис.2).
900 кГц – частота «Подтверждения приема вызова».
Связь между ДНЦ и машинистом осуществляет по радиопроводному принципу: от машиниста локомотива по ВР до стационарной радиостанции СР – по радиоканалу, от стационарной радиостанции СР до диспетчера (РС) – по проводному каналу.
Связь ДСП®машинист осуществляется по радиоканалу, образованному с помощью стационарных радиостанций, и возимых (локомотивных) радиостанций (ВР), которыми оборудованы локомотивы.
Связь диспетчер – машинист может быть осуществлена в телефонном режиме или путем передачи команд и сообщений.
В радиоканале используется групповой вывоз, при котором возимые (локомотивные) радиостанции вызываются частотой 1000 Гц, дежурный по станции частотой 1400 Гц, поездной диспетчер частотой 700 Гц.
Для организации симплексной ПРС используется гектаметровый (2 МГц) и метровый (150-160 МГц) диапазоны волн, а для организации дуплексной радиосвязи – дециметровый (330 МГц) диапазоны волн.
Интенсивность помех в дециметровом диапазоне (330 МГц) значительно ниже, а помехоустойчивость приема сообщений значительно выше, чем в диапазонах метровых (150 МГц) и особенно гектометровых волн (2 МГц).
В то же время для участков со сложным рельефом возникает много проблем. Поэтому при выборе того или другого диапазона для конкретных участков необходим поиск оптимальных решений. Двухдиапазонные радиостанции – одно из решений данной проблемы.
На сети ж.-д. используют аппаратуру радиосвязи системы «Транспорт» и комплекс ЖРУ:
— ВР: РВС-1, РВ-1, РВ1М, РВ1.1М, 42РТМ-А2-ЧМ, РЛСМ-10;
— СР: 43РТС-А2-ЧМ, РС-6, РС-46М, РС-46МЦ и др.;
— НР: Радий 301, Альтавия 301, Motorola
Так радиостанция РС-46МЦ предусматривает работу в гектометровом (2 МГц) и метровом (160 МГц) диапазонах.
Для более рационального использования ресурса частотных каналов, была предложена идея транкинга. Транкинговая подвижная радиосвязь (от англ. Trunking – предоставление свободных каналов, trunk- магистральная линия связи) – система двусторонней подвижной радиосвязи, использующая диапазон ультракоротких волн. Пример, стандарт ТЕТРА, который использует частотный диапазон 450 MГц. В основе этой идеи лежит выделение определенного количества каналов всем пользователям системы. Канал динамически выделяется каждому абоненту на время соединения.
Однако транкинговых систем намного меньше, чем обычных конвенциональных объясняется тем, что аналоговый транкинг во многом не соответствует требованиям: такие системы неустойчиво работают в условиях, где должны эксплуатироваться – в непосредственной близости от железной дороги, и не способны обеспечить качественную связь.
Система станционной радиосвязи
Станционная радиосвязь предназначена для организации оперативного управления технологическими процессами на станции. Она обеспечивает связь между работниками станции и включает маневровую и горочную радиосвязь, а также радиосвязь персонала, обеспечивающего технологический процесс формирования составов на ж.-д. станциях, в т. ч. радиосвязь на пунктах технического обслуживания и пунктах коммерческого осмотра вагонов, радиосвязь списчиков вагонов и др. Станционная радиосвязь организуется в симплексном режиме с групповым вызовом или без него в диапазоне метровых волн.
Кроме сетей маневровой и горочной радиосвязи, система СРС включает в себя несколько сетей радиосвязи персонала, занятого обработкой составов на станциях.
Система станционной радиосвязи строится по радиальному принципу, и стационарные станции оборудуются широко направленной антенной.
РОРС
Ремонтная радиосвязь предназначена для оперативного управления проведением ремонтных работ и обеспечивает связь работников, занятых текущим содержанием устройств и ремонтно-восстановительными работами путевого и энергетического хозяйств, службы сигнализации и связи и др., находящихся на подвижных или временно стационарных объектах. Радиосвязь используется также для организации связи на месте работ и с сигналистами, ограждающими место производства ремонтных работ. Для вызова ремонтной бригады (от СР) используется частота 2100 Гц.
Радиостанция РЛСМ-10
РЛСМ-10 разработана на предприятии ООО «Пульсар-Телеком» и предназначена для работы в сетях ПРС, СРС, РОРС. Существуют две модификации радиостанции: локомотивная и стационарная. Локомотивная радиостанция обеспечивает:
— ведение переговоров и передачу данных в диапазонах КВ (ГМВ – 2130 или 2150 кГц), УКВ (МВ – от 151 до 154 МГц) и GSM 900/1800 МГц;
— подключение внешних устройств ТУ-ТС;
— подключение к ЛВС через Ethernet для мониторинга и конфигурирования;
— подключение к GSM по протоколу GPRS для резервной связи с машинистом и мониторинга и конфигурирования РС;
— получение навигационных данных от спутниковых систем ГЛОНАС и GPS.
Стационарная РС РЛСМ-10 в отличие от локомотивной не обеспечивает связь через GSM и систему ГЛОНАС/GPS.
РС состоит из следующих блоков:
— модульный блок радиооборудования (МРБ), в состав которого входит модуль приемопередатчика (МПП), системный модуль (СМ) и модуль питания (МП);
— антенно-согласующие устройства (АСУ);
— адаптер кабельный (АК) для подключения периферийных устройств и к ЛВС;
— антенны метрового диапазона (160 МГц);
— антенны для модулей GPS и GSM (только для локомотивной РС);
— пульт управления (ПУ);
— пульт дополнительный (ПД);
— микротелефонная трубка (МТТ);
Приемопередатчик РС может работать в режимах переговоров и передачи данных.
Подсистема ГЛОНАС/GPS позволяет определять координаты локомотива, точное время скорость движения локомотива. Данная информация необходима для мониторинга местонахождения, для регистрации аварийных ситуаций, а также для автоматического изменения параметров РС (рабочие частоты, мощность передатчика и др.) в зависимости от местонахождения.
Мониторинг локомотивной РС (навигационные данные, контроль исправности блоков РС и др.) осуществляется по радиоканалам КВ и УКВ, а также через сотовую сеть GSM.
Технологическая радиосвязь на базе стандарта GSM
А.В. ЛЕЩЕВ, главный инженер Московской дирекции связи
В последнее время большое внимание уделяется развитию технологической радиосвязи ОАО «РЖД». Одним из технических решений в этой области для малодеятельных участков является использование публичных сетей подвижной связи сотовых операторов.
Система РОРС GSM обеспечивает подвижную радиотелефонную технологическую связь посредством использования ресурса сетей связи сотовых операторов.
На начальном этапе был проведен анализ покрытия сетей сотовой связи опытного полигона путем измерений качества сигнала вагоном-лабораторией. Он показал, что сети действующих здесь операторов МТС и Билайн в полной мере удовлетворяют потребностям железнодорожников на всем протяжении участка (рис. 1). Оператором сотовой связи организованы услуги технологической VPN сети, которая объединяет закрытую группу пользователей со специальными абонентскими номерами.
На станциях Ерыши и Сошно, дежурные по станциям ранее были оснащены только обычным телефонным аппаратом, теперь обеспечены полнофункциональной оперативно-технологической связью. Организованы рабочие места дежурных по станции, установлены стационарные сотовые терминалы РОРС GSM (рис. 3). Рассматривается вопрос поставки терминалов ISDN, совмещающих в себе шлюз GSM и стационарный телефонный аппарат. Их применение позволит без дополнительных средств реализовать функции факса, организовать аудиоконференцию с несколькими участниками. Кроме того, терминалы имеют встроенные функции, значительно упрощающие работу с ними.
Благодаря сотовому терминалу GSM дежурные по станциям Ерыши и Сошно имеют возможность по оперативно-технологической связи соединяться с поездным диспетчером, дежурными соседних станций, руководителями и оперативно-диспетчерским персоналом структурных подразделений (ПЧД, ЭЧД), экстренными службами и абонентами общетехнологической телефонной сети.
На ближайшее время намечено оснащение терминалами с функцией GPRS и ГЛОНАСС/GPS автотранспорта мобильных бригад и установка системы мониторинга объектов в отделе технического управления дирекции связи с включением их в ЕСМа, дальнейшее оснащение переездов опытного полигона системой мониторинга.
Следует отметить, что вместе с положительными сторонами данной системы в ходе ее эксплуатации были выявлены и некоторые недостатки, такие как невозможность передачи факсимильных и коротких сообщений (SMS), «эхо» при звонках с сотовых терминалов GSM на аналоговые телефонные аппараты. Над устранением этих недостатков разработчикам еще предстоит потрудиться.
Что такое рорс в ржд
Любую транспортную систему невозможно представить без качественной связи всех подразделений. Именно она является основным связующим элементом, средой передачи информации в управляемых компанией системах.
Технологии современной связи дают возможность управлять перевозками, безопасностью подвижных составов и недвижимого имущества компаний, повышать эффективность продаж и сервисов, поддерживать бесперебойность финансовых потоков и т.д. Для всего этого необходимы надежные и современные телекоммуникации.
Существующие виды связи на железной дороге – проводная перегонная связь и аналоговая ремонтно-оперативная радиосвязь (РОРС) – уже не в полной мере отвечают современным требованиям функциональности и эффективности. При этом трата времени на ожидание сеансов связи при помощи фиксированных точек перегонной связи, расположенных вдоль железнодорожного полотна, в современных реалиях просто недопустима. Радует то, что в настоящее время уровень покрытия сотовой связи стандарта GSM как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах достаточно высок, что делает возможным обеспечение телекоммуникационных потребностей, например такой крупной национальной транспортной компании, как ОАО «Российские железные дороги».
В 2007 году, после того как центральной станцией связи РЖД была поставлена задача обеспечить эксплуатационный и ремонтный персонал компании надежной связью при минимальных затратах, появился новый продукт от «Билайн» Бизнес – ремонтно-оперативная радиосвязь РЖД на базе сетей стандарта GSM (РОРС GSM) и различных дополняющих продукт сервисов.
По словам генерального директора центральной станции связи РЖД Петра Маневича, компания выдвигала определенные требования к своей системе радиосвязи, чтобы она соответствовала следующим условиям: обладала достаточной функциональностью, масштабируемостью, возможностью «мягкой» трансформации в новые стандарты, была унифицирована, надежна, безопасна, доступна, а также обладала оптимальной стоимостью. Исходя из этого, а также с учетом фактически реализованных сотовыми операторами зон радиопокрытия и перспектив развития РЖД был выбран стандарт GSM.
В результате ОАО «Вымпелком» специально для РЖД создало уникальную систему радиосвязи. Решения телекоммуникационной компании были внедрены в существующую схему связи железнодорожников и как бы продолжили проводную сеть РЖД, исключив таким образом высокие затраты на междугородний роуминг, одновременно с этим создав высококачественную систему связи с более чем 70 субъектами Российской Федерации, где присутствует компания.
POPC GSM призвана решать многофункциональные задачи, например исключать взаимодействие с сетью общего пользования, но при этом поддерживать короткие номера набора и единый план нумерации для всей компании РЖД. Немаловажным является и то, что POPC GSM формирует функциональные группы и устанавливает приоритеты связи между соподчиненными группами и внутри них, а также поддерживает регистрацию и запись переговоров. Важно, что абоненты с высшим приоритетом в сети (машинисты, аварийные службы) в любое время, несмотря даже на пиковую нагрузку сети, имеют возможность моментально дозвониться до диспетчерских служб компании. Также стоит отметить и возможность мобильного доступа к базам данных, которую дает специальное решение «Вымпелкома» для РЖД.
Сначала POPC GSM запустили на Московской железной дороге, в результате чего были сформулированы, доработаны и утверждены многие технические решения. Например, благодаря интеграции мобильного трафика в собственную сеть связи РЖД расходы на сотовую связь в компании сократились в два раза.
Все абоненты данного уникального продукта POPC GSM находятся в закрытой группе, то есть коммуникации возможны только между членами этой группы, у каждого из которых есть свой короткий номер. Кроме того, система предоставляет возможности формирования сети кассовых терминалов при отсутствии наземных линий связи, управления объектами инфраструктуры (освещением на пассажирских и грузовых платформах, в парках железнодорожных станций, сигнализациями) и многими другими полезными функциями. Немаловажно и то, что данное решение предусматривает возможность быстрого перехода на новые стандарты сотовой связи с 3G на LTE.
Результатом сотрудничества стало создание надежных коммуникаций между территориально разобщенными объектами РЖД без значительных капитальных затрат.
Что такое рорс в ржд
Работники Иркутской дирекции связи внедрили новый программный продукт, позволяющий проводить конференции и видеосовещания с соблюдением мер социального дистанцирования.
Аббревиатура МКТ – мобильная корпоративная телефония – появилась в словаре связистов ВСЖД сравнительно недавно. Этот программный продукт компании Cisco позволяет работнику независимо от того, находится ли он на рабочем месте или трудится на удаленном доступе у себя дома, принимать участие в видеоконференциях и совещаниях.
Его универсальность состоит в том, что для сеанса видеосвязи подойдет любое устройство, будь то мобильный телефон или планшет, ноутбук или стационарный компьютер.
– Новую услугу предложила использовать Центральная станция связи, – рассказывает главный инженер Иркутской дирекции связи Сергей Шурыгин. – Это лицензированный программный продукт, он имеет защищенный протокол, что немаловажно для соблюдения требований конфиденциальности.
Для подключения к МКТ необходимо приобрести лицензию, которая устанавливается на любое устройство, работающее на базе Windows, MacOS, IOS или Android.
– Если вы находитесь в постоянных разъездах, то, конечно, вам лучше установить эту программу на мобильный телефон, – объясняет Сергей Шурыгин. – Главное, чтобы вы находились в зоне покрытия сотовой связи или имели доступ в Интернет. Подключение к сеансу видеосвязи очень простое. Делается звонок, вводится пин-код – и ты уже участник конференции.
На отладку и запуск системы ушло 2 месяца. Основная нагрузка легла на сотрудников центра технического управления Иркутской дирекции связи. Его руководитель Александр Андреев особо отметил вклад в эту работу своего заместителя Дмитрия Хорькова:
– Он занимался получением заявок от пользователей, внесением в систему, осуществлял обратную связь, знакомил с правилами пользования МКТ и выполнял все технические работы по настройке оборудования.
Сегодня к системе подключено 1 712 пользователей. Этот формат активно применяется при проведении совещаний по инженерной деятельности главного инженера ВСЖД, его охотно используют в регионах дороги. Дирекции и службы также проводят свои совещания с помощью МКТ.
В процессе использования система зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Она обеспечивала бесперебойную работу даже при достаточно большом количестве участников. Например, на совещании главного инженера их было зафиксировано максимальное количество – 91. Были, правда, проблемы в целом по сети ОАО «РЖД»: когда собиралось более 300 участников, система начинала давать сбои, поэтому приняли решение ограничить их количество до 120 человек.
– Еще одно преимущество этой системы, – продолжает Сергей Шурыгин, – сбор участников конференции ведет сам инициатор совещания, привлечение специалистов региональных центров связи не требуется.
Помимо этого для обеспечения дистанционного доступа сотрудники Иркутской дирекции связи провели большой комплекс работ по обеспечению переадресации вызовов со служебных телефонов на телефоны ремонтно-оперативной радиосвязи, а также на мобильные и домашние телефоны сотрудников, переведенных на «удаленку».
Начальник абонентского отдела Павел Артюшин сообщил, что всего услугами связи на удаленных рабочих местах обеспечено 1 389 человек. Дополнительно выдано 409 сим-карт для сотовых телефонов, 300 сим-карт РОРС, выполнено 259 переадресаций со служебных телефонов сотрудников на их личный мобильный или стационарный телефон. Приобретено 425 сим-карт с услугой доступа к сети передачи данных и для доступа к корпоративному мессенджеру ОАО «РЖД».
Фото: Иркутская дирекция связи
Что такое рорс в ржд
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗЬЮ ОАО «РЖД»
В целях обеспечения выполнения требований изложенных в пункте 6 Приложения N 2 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утвержденных приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемые Правила пользования оперативно-технологической связью ОАО «РЖД» (далее Правила).
2. Начальникам железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» обеспечить изучение и применение требований, изложенных в настоящих Правилах, причастными работниками.
Вице-президент ОАО «РЖД»
В.Б. Воробьев
УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением ОАО «РЖД»
от 4 августа 2011 г. N 1860р
ПРАВИЛА
ПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗЬЮ ОАО «РЖД»
2. Термины и определения.
Абонент (пользователь) сети ОТС: работник, на рабочем месте которого смонтирован пульт или телефонный аппарат, подключенный к сети ОТС.
Сеть оперативно-технологической связи (далее сеть ОТС):
телефонная сеть технологической электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций, линий, каналов сети, оконечных абонентских устройств, предназначенная для оперативного руководства технологическим процессом работы железнодорожного транспорта связанным с управлением движением поездов, перевозками и текущим содержанием железнодорожной инфраструктуры.
Дорожная сеть ОТС: сеть ОТС, организованная в границах железной дороги.
Сеть станционной ОТС: часть сети ОТС, предназначенная для оперативного управления эксплуатационной работой железнодорожной станции или предприятия.
Пульт ОТС: оконечное абонентское устройство (распорядительное, исполнительное), телефонный аппарат, позволяющее осуществлять вызовы, принимать вызовы от других абонентов (пользователей) сети ОТС и вести переговоры между абонентами (пользователями) сети ОТС.
Групповой канал: канал связи, организованный на базе выделенного канала какой-либо системы передачи или физической цепи, обеспечивающий возможность одновременного параллельного подключения территориально распределенных объектов для ведения переговоров в режиме конференции по принципу «каждый с каждым» и/или «каждый с диспетчером».
ДСП: дежурный по станции.
3. Правила пользования.
4. Требования к местным инструкциям.
Допускается составлять как одну, так и несколько местных инструкций о порядке пользования на различные виды устройств ОТС (двусторонняя парковая связь, перегонная связь и т.д.) с обязательным охватом всех устройств ОТС на данном объекте.
В местные инструкции о порядке пользования устройствами ОТС должны в обязательном порядке включаться:
— назначение ОТС на данном участке (объекте);
— перечень должностей работников, имеющих право пользования ОТС;
— перечень всех абонентских устройств ОТС, места их расположения и порядок пользования ими;
— перечень и порядок вызова всех, доступных для вызова абонентов;
— порядок действий пользователя при возникновении неисправностей устройств ОТС;
— запрещенные действия с устройствами ОТС;
— способ осуществления резервирования устройств ОТС (при наличии технической возможности);
— ответственные за сохранность устройств ОТС;
— контактные телефоны и способы передачи информации дежурному персоналу подразделений, обеспечивающих функционирование устройств ОТС.
5. Регламент и регистрация переговоров.
Регламент и регистрация переговоров по ОТС определяется нормативными документами ОАО «РЖД».