Что такое роса для детей 3 класса
Что такое роса и как она появляется
Что такое роса и как она появляется.
Крохотные капельки в траве, сверкающие в лучах утреннего солнца. Их много, они повсюду! Как будто рассыпавшиеся хрустальные шарики переливаются всеми цветами радуги.
Днем солнце прежде всего нагревает землю, а уже потом, от земли нагреваются трава, цветы и воздух. Вот тогда росинки потихоньку начинают высыхать.
С наступлением ночи, в первую очередь остывает земля, она первая отдает тепло. Легкий теплый воздух поднимается от земли и стремится улететь в вышину, а на его место приходит холодный.
Затем остывают трава, цветы, листья. Влага, которая есть в воздухе в виде водяного прозрачного пара, прикасаясь к чему-либо холодному, охлаждается и превращается в капельки воды.
Поэтому, для того чтобы роса выпала, температура воздуха должна понизиться до определенной точки. В различные часы дня, в разную погоду, в разных местах земли эта точка может быть разной. И когда создаются определенные условия, роса выпадает.
При обильном скоплении водяных паров в воздухе достаточно даже небольшого понижения температуры, чтобы трава покрылась маленькими водяными капельками.Чаще всего это происходит в летние и осенние ночи.
Ранним утром можно увидеть, как сверкают капли росы, освещенные лучами зари. Как только воздух потеплеет они высыхают.
Сверкающие бусинки утренней росы на сочной зелени травы – это замечательная картина просыпающегося дня! Но это не только очень красивое явление, а еще и очень эффективное лечебно-профилактическое средство от многих болезней, которое дарит нам природа.
Что такое роса и как она появляется
Роса – сложное природное явление, объяснить которое пытались с древних времен. Еще во времена Аристотеля считали, что роса выпадает так же, как и дождь. Но чтобы понять, что такое роса на самом деле и как она появляется, нужно знать кое-что об окружающем нас воздухе.
Алмазы на траве
Как известно, в воздухе содержатся водяные пары, и чем выше температура воздуха, тем больше в нем паров. Когда воздушные массы остывают, все лишние пары оседают, преобразовываясь в капли воды. И благодаря таким перепадам температур в дневное и ночное время выживают обитатели пустыни.
В научном определении что такое роса? Это не просто капли воды, а атмосферная влага, которая из-за охлаждения оседает водяными каплями на поверхности. Именно при создании таких условий происходит формирование капелек воды. Чтобы лучше понять, что такое роса и как она образуется, стоит рассмотреть весь процесс на примере. Как известно, в течение дня все предметы нагреваются, а после остывания воздуха начинают отдавать тепло в окружающую среду.
Точка росы
Чтобы понять, как образуется роса, следует разобраться с еще одним понятием. Для него характерно событие, когда водяной пар становится очень насыщенным. Чем сильнее будет это насыщение, тем меньшим должен быть перепад температур, чтобы выпала роса.
Точка росы – это температура воздуха, до которой он должен охладиться при влагодержании, чтобы выпали капельки воды. Температурные колебания между ночными и дневными температурами показывают, какой объем влаги будет выделяться.
Виды росы
Испарения на планете происходят постоянно, поэтому в воздухе всегда есть пар. Его количество зависит от климата и времени года. Чем сильнее будет насыщение парами воздуха, тем в результате больше выпадет росы. И если утром температура воздуха будет отрицательной, то капельки превращаются в иней – замерзшую росу. Она напоминает колючие тонкие снежинки, покрывающие неравномерным слоем растения. Обычно такое явление говорит о первых заморозках.
Появление капель
Капельки появляются в те моменты, когда насыщенный влагой воздух попадает на прохладные растения или почву, которые после захода Солнца отдают атмосфере набранное за день тепло. Из-за этого процесса их температура по вечерам начинает резко падать. В этот момент находящийся у земной поверхности воздух охлаждается не так быстро, а постепенно. Он медленно начинает подниматься вверх, повышая влажность теплого воздуха. Когда последний перенасытится парами, то начинает избавляться от «лишнего».
Когда температура воздуха сильно падает, а вода больше не может растворяться в атмосфере, она начинает выпадать в осадок. И чем ниже температурные показатели, тем быстрее пары превращаются в капли росы.
Влияет на точку росы относительная влажность воздуха. В воздухе с высоким процентом относительной влажности она всегда выше, чем в сухом. Приведем примеры ее показателей при температуре 20 °С и разной влажности:
Расчеты описываемого понятия проводят при помощи специальной таблицы, а показатели уровня влажности и температуры для этого определяют специальными приборами. Полученные данные позволяют безошибочно определить точку росы.
Изменения пара
Из всего сказанного, можно сделать вывод, что роса – такое состояние пара, при котором излишки влаги оседают на любые предметы, растения и грунт. Преобразование пара в росу происходит в тот момент, когда атмосфера больше не может его впитывать. Сначала капельки образуются в низких местах, где уже остыл грунт и растения. Там сразу формируются мелкие капельки, которые можно заметить на тонких волосках растений. Затем эти капельки становятся больше. А после охлаждения атмосферы они начинают налипать на мелкие частички пыли, образуя туман.
Ученые доказали, что роса – такое уникальное явление, которое позволяет растениям получать влагу в засуху. Благодаря этим маленьким капелькам живут обитатели пустынь, насыщаются влагой растения. Росой мы любуемся каждое утро, ведь она позволяет совершенно иначе посмотреть на мир, а с наступлением первых заморозков, когда капельки влаги превращаются в иней, человек радуется его необычной красоте и затейливости.
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 22. Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,
«Куда девается вода из моря?»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1.Анализ произведений Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
2.Сопостовление научного и художественного стиля текста, текста рассуждения и описания.
Научный стиль – стиль научных сообщений. Его функция – сообщение информации и доказательство ее истинности. Чертами этого стиля являются логичность, доказательность, точность, чёткость, обобщённость.
Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Описание – это текст, который описывает признаки чего-либо.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать
Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Типы текстов; описание; рассуждение; средства художественной выразительности; метафора; сравнение; эпитет; научно-познавательный текст; художественный текст.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
На уроке мы узнаем о научном и художественном стилях текста.
Научимся различать описание и рассуждение. Сможем сами сочинить тексты разных типов.
Основное содержание урока
1.Знакомство с произведениями Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи и учителя.
У: Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями описания и рассуждения, больше узнаем о научном и художественном стилях текста. Сейчас мы с вами прочитаем текст, который называется «Какая бывает роса на траве».
У: Обратите внимание на заголовок.
В: В заголовке звучит вопрос: «какая?», это вопрос имени прилагательного, которое обозначает признаки предмета. Видимо в тексте будет рассказываться о том, какая роса.
У: Прочитайте подзаголовок.
В: Что такое описание?
У: Описание – это тип текста, в котором описываются какие-либо предметы, явления.
У: Прочитайте текст «Какая бывает роса на траве» и подумайте, почему этот рассказ назван описанием. (Выразительное чтение текста)
У: Все ли слова вам понятны.
А: Слово «алмазы» выделено – значит его значение можно посмотреть в словарике учебника.«Алмаз – блестящий, прозрачный драгоценный камень».
У: Алмаз – это метафора. Что называет автор алмазами?
В: Капли росы. Лев Николаевич Толстой описывает росу, стараясь передать нам свои впечатления от этого необыкновенно красивого явления природы.
У: Какие средства выразительности он для этого использует.
А: Кроме метафоры, есть ещё сравнения. Росинка «как шарик светлый», «вкуснее напитка», поверхность листа «как бархат».
Какие ещё средства выразительности вы нашли?
В: Много эпитетов. Листок «мохнат и пушист», росинки алмазы переливаются «и желтым, и красным, и синим».
А: Олицетворения. Капли росы «собрались», «катаются по листку и не мочат его», капля «проскользнёт мимо стебля».
У: Давайте подведем итог. Почему этот текст является описанием?
А: В этом тексте описываются капельки росы Л.Н. Толстой передает восхищение, которое он испытывает при виде этой красоты.
В: Для этого он использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Перед нами встает яркая картина, которую можно нарисовать в своём воображении или на бумаге.
А: Этот текст напоминает стихотворение – описание природы. Это художественный стиль текста.
У: Молодцы, вы всё правильно поняли.
У: Теперь познакомимся с другим текстом. Он называется «Куда девается вода из моря?» Что вы можете сказать о заголовке.
А: Заголовок в виде вопроса, подзаголовок – «рассуждение».
В: Видимо в этом тексте автор даст ответ на вопрос, прозвучавший в заголовке.
У: Давайте прочитаем. (Выразительное чтение текста)
У: Что вы можете сказать об этом тексте?
В: Этот рассказ напоминает текст статьи из энциклопедии. Мне кажется, это научный стиль текста.
У: Какое явление природы в нём описывается?
А: Круговорот воды в природе. Только он написан более понятным языком, чем научная статья.
В: Я понял, почему этот текст называется рассуждением. Автор рассуждая, объясняет читателям как происходит это явление в природе.
У: Верно. Рассуждение – это тип текста, в котором содержится объяснение чего-либо.
У:В этом тексте обычно 3 части: мысль, требующая доказательства;
доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев); вывод.
А: Я заметила, что этот текст содержит все эти части, но композиция текста необычна. У него похожи начало и концовка. Как будто сам текст можно читать по кругу, как круговорот.
В: В этом тексте также используются средства художественной выразительности, но их не так много и они не такие яркие. В основном это олицетворения, которые описывают действия: туман «поднимается», ветер «гонит» и «разносит» по земле тучи, вода «падает». Для писателя главное – объяснить суть природного явления, а не нарисовать яркую картину. Думаю, текст можно назвать научно-познавательным.
У: Вы молодцы. Теперь вы можете попробовать создать свои тексты разных типов.
2. У: Мы прочитали два текста Льва Николаевича Толстого. Текст – описание «Какая бывает роса на траве» и текст-рассуждение «Куда девается вода из моря?». Оба рассказа писатель сочинил для учеников яснополянской школы.
Что вы можете сказать о стиле этих текстов?
А: Стиль текста «Какая бывает роса на траве» — художественный. В тексте преобладают образные слова и выражения.
В: Стиль рассказа «Куда девается вода из моря – научный. Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в природе. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.
У: Верно, молодцы. Как вы поняли, чем описание отличается от рассуждения?
А: У каждого из этих типов текста свои задачи. В описании автор передает свои чувства, эмоции, старается наиболее точно нарисовать картину, которую должен «увидеть» читатель.
В: Задача рассуждения – что-то объяснить читателю или доказать свою точку зрения.
У: Есть ли различия в языковых средствах?
А: В описании автор использует множество средств художественной выразительности, эмоционально окрашенные слова.
В: В рассуждении минимум средств выразительности. Главное – четкость, ясность, точность подбора слов.
У: Что вы можете сказать о структуре текстов?
В: В рассуждении присутствует четкая структура: в нём выделяются 3 части: мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод. В рассказе «Куда девается вода из моря?» Толстой объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.
У: Кстати, рассказы Льва Николаевича Толстого из «Азбуки» можно встретить и в современных учебниках, и в сборниках рассказов этого великого писателя. Очень советую вам почитать его произведения.
Разбор типового тренировочного задания
Выберите правильный ответ.
Текст вопроса: Как называется текст, который объясняет причину какого-то явления или события.
Правильный ответ: 2. Рассуждение
Разбор типового контрольного задания
Восстановите план рассказа.
Текст вопроса: Восстановите последовательность по рассказу Толстого
«Какая бывает роса на траве»
«Куда девается вода из моря?»
Вода испаряется, совершая круговорот
Отчего море не переполняется водой?
Вся вода с поверхности земли попадает в море
2. Бархатный листок
1. Вся вода с поверхности земли попадает в море
Что такое роса для детей 3 класса
Природа нашей планеты каждый день удивляет разнообразными явлениями. Какие-то из них встречаются крайне редко, а какие-то регулярно. К последним можно отнести утреннюю росу на траве. С точки зрения науки есть понятное объяснение на счет того, почему появляются росы и что представляет из себя данное природное явление.
Описание явления
Осевшие мелкие капли влаги на растениях и иных приземных предметах принято называть выпадением росы. Ее образование происходит преимущественно в ночное время и обусловлено преобразованием насыщенного влагой воздуха в жидкое состояние при понижении температуры окружающей среды.
Наблюдать, как на поверхности земли выпадает роса, чаще всего можно в летние и осенние периоды года.
Как образуется
Физический процесс образования явления определяется термодинамическими особенностями воздушных масс и содержащихся в них водяных паров. Появление капель воды на растениях и приземных поверхностях происходит из-за попадания теплого насыщенного влагой воздуха на более холодную поверхность (почва, растительность). Данные объекты остывают быстрее воздуха, отдавая накопленное во время дневного нагрева тепло в атмосферу и «подогревая» ее нижние слои. По законам физики более теплые воздушные массы в атмосфере поднимаются вверх с одновременным увеличением относительной влажности. Процесс происходит до тех пор, пока воздух, охладившись, не окажется перенасыщенным водяными парами.
Для дальнейшего рассмотрения процесса формирования явления потребуется понятие «точка росы».
Что называется точкой росы
Температура, при которой содержащийся в воздушной среде пар достигает насыщения и начинает конденсироваться, называется точкой росы.
Состояние насыщения характеризуется невозможностью дальнейшего растворения воды в воздухе, вследствие чего происходит ее выпадение в виде осадка. Данный процесс называется конденсацией водяных паров.
Зная относительную влажность и температуру воздуха можно с помощью специальных таблиц определить точку росы. При этом померить температуру и влажность воздуха можно специальным прибором – психрометром.
Стоит отметить, что наиболее интенсивно появление росы происходит после жаркого дня на поверхностях, легко отдающих тепло в атмосферу (к примеру, трава).
Наличие ветра, в свою очередь, препятствует образованию данного явления природы.
На выпадение данного вида осадков влияет и относительная влажность воздуха. С ростом влажности воздуха повышается и точка росы. Это происходит вплоть до уравнивания с температурой окружающей среды при стопроцентной влажности. В случае низкой влажности картина обратная – образование конденсата будет происходить при температуре, ниже фактической.
Обильное выпадение конденсата проявляется преимущественно в тропических широтах, где в нижних слоях атмосферы содержится большое количество водяных паров. Кроме того, на интенсивность образования конденсата в тропиках влияет долгая продолжительность ночей и значительная обильность растительного покрова, интенсивное остывание которого приводит к быстрому наступлению точки росы, и, как следствие, образованию конденсата в большом количестве.
Капли воды могут образоваться как на поверхности земли, так и в ее толще. При внутрипочвенном конденсатообразовании более теплый влажный слой располагается ниже более холодного слоя. После испарения с нижнего слоя пар начинает осаждаться на поверхности вышестоящего слоя.
Какая бывает
В привычном виде роса на траве представляет собой мелкие капли, количество которых определяется насыщенностью водяными парами атмосферы и грунта – чем больше насыщение, тем большее количество капель появится на поверхности.
Рассматриваемое явление встречается и в других состояниях.
При температуре ниже 0°С утренний конденсат образуется в виде замерзшей росы:
Если в привычном состоянии явление может появляться как летом, так и осенью, то замерзший вид встречается только в осенний период года.
К разновидностям явления можно отнести поземный туман. По мере охлаждения воздуха до состояния, когда он больше не в состоянии продолжать насыщение паром, происходит выделение капель. Изначально они конденсируются в нижних слоях атмосферы, осаждаясь на охлажденных поверхностях, к примеру, на растениях. При дальнейшем понижении температуры атмосферы образовавшаяся влага перемещается в верхние слои атмосферы и начинают накапливать мелкие частицы пыли, формируя поземный туман.
Презентация к уроку литературного чтения на тему «Какая бывает роса на траве» (для детей с ОВЗ, 3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация на тему «Какая бывает роса на траве» Выполнила учитель начальных классов Истомина Любовь Аркадьевна МАОУ «Ленская СОШ»
Какая бывает роса на траве
1. Роса – мелкие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (словарь С.И.Ожегова) 2. )
2. Роса – водяные капли, осаждающиеся из влажного воздуха на земле при охлаждении, понижении температуры. (словарь Д.Н.Ушакова)
Лев Толстой Какая бывает роса на траве
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы.
Все алмазы эти блестят и перели-ваются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим.
Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое,
то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.
И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый,
и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля.
Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку,
и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1375523
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.