Что такое ртв в школе
ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ на практике: разбираемся с советским интеллектуальным прошлым
Проблемы, вызовы, решения – неотъемлемая часть жизни любого человека. Человечество всегда пыталось найти универсальный метод их решения, придумывало различные техники по типу дизайн-мышления, метода фокусирования, метода шаблона, бинома фантазии и т.д. В этой же статье расскажем о методике ТРИЗ, разработанной в СССР в середине прошлого столетия.
Имена
ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Многие ученые спорят в отношении правомерности названии её как теории, приписывая ей лишь статус техники или методики. (Кстати, интересно как вы отнесетесь к этому аспекту ТРИЗ – пишите свое мнение в комментариях.) Тем не менее, название она получила от своего основателя Генриха Сауловича Альтушеллера, который был советским изобретателем, писателем-фантастом, знаменитым лектором.
Генрих Альтшуллер проделал громадную работу по изучению и анализу около 40 тысяч изобретательских патентов, он сформировал идею о том, что вообще-то генерация идей в целях создания качественно нового продукта – удел не только талантливых или гениальных людей. Развитие воображения подвластно каждому человеку, а ТРИЗ – как раз-таки техника, помогающая систематизировать и ускорить этот процесс.
Помимо инициатора идеи Г. Альтшуллера разработкой теории решения изобретательских задач занимался Рафаэль Шапиро. Ученые своей целью считали создать алгоритм решения таких задач, так как все технические системы развивались по определённым законам. Что это за законы? Давайте посмотрим подробнее.
Законы ТРИЗ
Итак, среди основополагающих законов (или принципов, или закономерностей) проследим следующие:
Стремление к идеальному результату
Объектом совершенствования ТРИЗ стали искусственные системы, развивающиеся с определенной спецификой, к примеру, бизнес-системы будут оперировать доходами, расходами, учитывать денежные законы, физические системы будут ориентированы на объективные законы природы и т.п. Однако при любом раскладе мы должны стремиться к совершенному результату.
И тут выход такой: мечтайте! Представляйте то, что было бы в идеальной ситуации, в таком случае решение придет быстрее. Прямо сейчас подумайте о своей проблеме, вообразите её разрешение (то есть то самое идеальное состояние) и спросите себя, как к этому прийти? Вашу голову однозначно посетят какие-то мысли, цепляйтесь за них.
Противоречия неминуемы
И это правда. Мы думаем, что по своему жизненному опыту вы уже смогли в этом убедиться, и ведь действительно, в какую сферу ни подайся, за что ни возьмись, во всем нужно искать компромисс. Сама жизнь человека – сплошное противоречие: мы рождаемся, зная, что в конечном итоге нас не станет, однако принципиально важно, что мы способны жить и радоваться.
Альтшуллер говорил: «… в одном выиграешь – в другом проиграешь… Мы пытаемся как-то улучшить одно свойство [технического объекта], невольно ухудшаем другое». В пример ученый привёл автобус, который, с одной стороны, должен быть длинным и, соответственно, вместительным, с другой не нагромождать улицы и дороги. Явное противоречие было решено с помощью прицепа, который соединял два коротких автобуса в один длинный, но технически компактный и разворотливый.
Обратите внимание: любое противоречие может быть решено. Генриху Альтшуллеру понадобилось много времени, чтобы составить специальную таблицу устранения противоречий, по которой возможно решить множество технических проблем путем сопоставления параметров, образующих противоречие. Таблица по сей день служит инструментарием при решении технических задач.
Ресурсы системы
Чтобы найти компромиссное решение системы, мы должны осознавать весь её потенциал, а если быть более точным – её ресурсы, их функции и возможности. Если вы хотите передать своему другу длинный, но информативный текст, то, воспользовавшись ресурсами мессенджера, вы можете отправить голосовое сообщение, таким образом решая проблему.
Или другой пример. Допустим, вам нужно выучить много слов на иностранном языке, но времени у вас не так много. Отличным вариантом может служить использование техник для запоминания иностранных слов, в числе которых ассоциации, составление рассказов сразу из нескольких слов, использование изображений. Однако если вы не знаете об этих техниках (о ресурсах данной системы), то вы не придете к этому решению. Учитесь и развивайтесь!
Таким образом, три основополагающих принципа ТРИЗ, описанные выше, составляют в сущности алгоритм решения изобретательских задач или АРИЗ. Этот алгоритм является содержательной базой ТРИЗ и заодно результатом долговременного труда Генриха Альтшуллера. Подробнее лекции Альтшуллера можно посмотреть в этом видеоролике:
Теория решения изобретательских задач не является монотонно изложенным материалом и включает в себя кое-какие составляющие. Давайте рассмотрим одну из них – РТВ.
РТВ: развитие творческого воображения
Именно это и есть один из важнейших курсов, входящих в программу ТРИЗ. Развитие творческого воображения – важная составляющая теории решения изобретательских задач. Г. С. Альтшуллер, помимо изобретательских и исследовательских способностей, обладал талантом писателя-фантаста, что в значительной мере определяло развитие его смекалки, воображения, фантазии, творческих навыков. К тому же было выявлено, что инженеры, увлекающиеся чтением фантастики, проявляли лучшие способности в творческих заданиях, нежели другие. Напишите в комментариях, какие книги нравятся вам и чувствуете ли вы развитие воображения от прочтения этих книг.
Важным фактором творческого процесса являлось снятие психологических барьеров или «психологической инерции», как выражался автор ТРИЗ. Когда мы сталкиваемся с проблемой, волей-неволей мы начинаем мыслить в тех категориях и тех формулировках, которые даны в задаче. Это накладывает рамки мышления и ограничивает при поиске решения. Согласитесь, расширить психологические границы – дело непростое, но не невозможное. Обратитесь к другим сферам, отвлекитесь, задумайтесь об иных вещах, возможно, решение кроется совсем рядом. Управление психологической инерцией – важный шаг к раскрытию воображения.
Когда вы думаете о творчестве, вы, наверное, сразу представляете кружки рисования или самоделия, танцевальные студии или музыкальные школы. На самом же деле, творчество – это процесс, посвященный созданию качественно нового продукта, причем сфера его применения может быть и не связана с искусством. Конечно же, изобретения самым что ни на есть наилучшим образом подходят под данную категорию, поэтому в ТРИЗ много внимания уделено развитию творческого воображения.
Особенно актуально для родителей развитие воображения их детей, что может быть достигнуто разными способами. В небольшом видеоролике ниже можно послушать полезные советы на эту тему:
А самим родителям (и не только родителям) мы могли бы порекомендовать нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике», которая поможет оценить и развить свои творческие способности, научит применять алгоритмы решения задач в различных областях всего за 4 недели.
Здесь вкратце опишем методы РТВ:
Помимо развития отдельной составляющей человека, его воображения, ТРИЗ останавливается на развитии целого ряда качеств личности. Эта концепция стала основой для следующей аббревиатуры.
ТРТЛ: теория развития творческой личности
Как думаете, вы – творческая личность? Если да, то как это проявляется? Какие факты вашей биографии говорят об этом? Постарайтесь дать честные ответы, а мы пока расскажем о взгляде часто упоминаемого Генриха Сауловича на данную тему.
Исследовав множество биографий изобретателей, Альтшуллер на пару с И. М. Верткиным заметили, что все они обладали рядом одинаковых качеств, соответственно, ученые пришли к выводу, что выдающийся изобретатель появляется не от рождения, а воспитывается по ходу жизни, соответственно, каждый может преуспеть в изобретательском ремесле. Давайте посмотрим, какие именно качества предлагали развивать в себе советские исследователи:
ТРТЛ была создана в 80-е годы прошлого века, когда пришло понимание того, что воображение – не панацея нового изобретения. Личность должна развивать комплекс качеств, которые будут способствовать воспитанию изобретательского духа. Не останавливаясь на этих наработках, Альтшуллером и Верткиным была создана и жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ), построенная по аналогии с шахматной игрой между личностью изобретателя и жизненными обстоятельствами. Довольно подробно это описано в этой статье
Кстати говоря, в последнее время все чаще применение ТРИЗ становится заметным в бизнес-сфере. Если вы заинтересованы в поиске стартап-идеи или совершенствовании уже имеющейся, можете взять на заметку эту методику. Ряд крупнейших компаний, к примеру, Samsung, LG, Procter&Gamble, Boeing, Caterpillar и др. используют в своей практике методику ТРИЗ.
Заключение
Мы часто слышим сегодня слова и словосочетания «инновации», «инновационный продукт», «эпоха инноваций», но, в сущности, понимаем ли мы это понятие? Основной любой инновации служит какая-то новая жизнеспособная особенность объекта, его характеристика, доселе не существовавшая и меняющая мир к лучшему. Фактически, вся изобретательская деятельность направлена именно на это, и примеры тому доказательство: компас в Древнем Китае, лампочка Эдисона, ручной типографский станок Гутенберга, термоскоп Галилея, печь Франклина, вакцинация Дженнера, кинематограф братьев Люмьер, компьютер Конрада Цузе и многое другое. Все эти объекты толкали человеческое общество к прогрессу, являлись базой для создания новых инноваций.
ТРИЗ – еще одна методика, первоначально служившая дополнительным инструментом в технической, изобретательской среде, но, тем не менее, сегодня область ее использования гораздо шире и объемнее.
Помните, что для создания чего-то качественно нового и полезного необходимо тренировать изображение, саморазвиваться и формировать образ жизни, толкающий на созидание, а не разрушение. В этом и кроется суть любого творчества – в какой бы области оно вам ни пригодилось.
Технология ТРИЗ и РТВ
Татьяна Половникова
Технология ТРИЗ и РТВ
В нашем детском саду помимо традиционной программы воспитания и обучения, мы применяем технологию ТРИЗ во всех возрастных группах. Что же такое ТРИЗ? Процесс воспитания и обучения ребенка — это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования — подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Для того, чтобы понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».
ТРИЗ-педагогика — это педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основана она на теории решения изобретательских задач. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. Все творчество детей дошкольного возраста заключается в рамках работы по познанию и преобразованию признаков объектов и их значений.
Я в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста на начальном этапе знакомлю воспитанников с некоторыми методами и приемами развития у детей творческого воображения. Авторы данной технологии рекомендуют пользоваться универсальными пособиями, которые позволяют детям системно думать, знакомиться со значением признака, классифицировать, обобщать, устанавливать системные связи.
Итак, первое пособие называется «Имя признака — значение имени признака».В основе этого метода лежит: 1)умение описывать элемент как набор его свойств;2) умение описывать элемент через его признаки — одно имя признака и несколько его значений (например, цвет — синий, красный, желтый и так далее). В младшем дошкольном возрасте к изучению и описанию предметов используются такие имена признаков, как цвет, форма, размер, количество, части, звук, вкус.
Следующее пособие, которое мы хотим предоставить вашему вниманию, называется «Сенсорный ящик». Это многофункциональная игра, цель которой научить детей системно думать и осваивать имена признаков с помощью сенсорных анализаторов — вкуса, зрения, слуха, обоняния и осязания.Первый вариант игры с этим пособием: «Путешествие предмета по сенсорным комнатам». Рассматриваемый объект кладется на каждую их картинок-подсказок и ребенок описывает этот предмет. По мере освоения данной игры, к концу младшего дошкольного возраста ее усложняют с помощью систематизации признаков при угадывании объекта. Детям предлагается игра «Угадай, что внутри». Дети задают наводящие вопросы, пытаясь по ответам воспитателя угадать, какой предмет находится внутри ящика. И последний вариант игры. После того, как дети угадали предмет, загаданный воспитателем, ящик раскладывается на так называемую «пятиэкранку». Что же это такое? Детям предлагается с помощью стихотворения рассмотреть признаки данного предмета.
«Если мы рассмотрим что-то,
Это что то для чего-то.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то часть чего-то.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то из чего-то.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то было чем то.
Если мы рассмотрим что-то,
Чем-то будет это что то.
Что-то ты сейчас возьми
На экране рассмотри».
Применение данного пособия позволяет воспитателю решать основные задачи сенсорного воспитания детей, речевого и познавательного развития.
Именно таким образом мы вводим детей в работу по технологии ТРИЗ В дальнейшем каждый из этих методов имеет свои усложнения и выводят ребенка на творческий уровень. Благодаря применению методов сильного мышления, 86% детей на конец учебного года достигли среднего и высокого уровня развития.
Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.
Что же такое ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология?
Что же такое ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология?
общая теория сильного мышления
теория решения изобретательских задач
развитие творческого воображения
ТРИЗ – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить:
Цель: развитие умений выделять общие признаки путем сравнения, развитие аналитического и логического мышления, активного словаря, речи, памяти; воспитание интереса к окружающему.
Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Ты моя частичка»
Цель: развитие умений вычленять основные и второстепенные части в объектах рукотворного и природного мира; активного словаря детей, логического мышления.
Цель: развитие умений подбирать объекты по одному определенному признаку, речи, активного словаря, памяти, творческого мышления; воспитание культуры познания.
Пособие кольца Луллия: уточняет представления в различных предметных областях, развивает вариативность воображаемых
Пособие «Системный лифт»: используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.
Пособие «Волщебная дорожка»: помогает формировать умение давать большее количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Данное пособие может использоваться, как по сезонам, по цветам, по геометрическим фигурам, а также как «дорожка анализаторов» (глаза, ухо, нос, язык, рука).
Пособие «Волшебный телевизор» (СО): используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и как части другого более крупного объекта, его прошлое, настоящее и будущее .
Пособие «Ящик ощущений»: используется для получения сенсорной информации об объекте исследования, повышает уровень познавательной активности детей при работе с природным объектом, развивает эмоциональную сферу.
Целью ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в дошкольном возрасте:
Основная задача использования ОТСМ-ТРИЗ-РТВ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.
ДЕВИЗ: «ТВОРЧЕСТВО ВО ВСЁМ!»
Принципы подбора игр, задач и упражнений для ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии:
ДЕВИЗ: «МОЖНО ГОВОРИТЬ ВСЁ!»
-ТЕРМИНЫ, МЕТОДЫ и ПОСОБИЯ:
любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают.
цель, обычное назначение объекта.
всякое точное предписание, которое задаёт вычислительный процесс и направленный на получение полностью определенного этими исходными данными результата.
сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречие, лежащее в глубине задачи, т.е. найти первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину.
предъявляемое к одному объекту противоположных требований.
приём фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части.
метод систематизации представлений, формирование чувствительности к системным взаимосвязям, обучение сравнению по признаку объектов.
Метод фокальных объектов
прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов.
Типовые приемы фантазирования
метод освоения детьми приёмами преобразования признаков объекта для развития воображения и решения проблем.
Метод маленьких человечков
приём фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается с помощью плана (этажей).
РТВ в начальной школе
Просмотр содержимого документа
«РТВ в начальной школе»
В этом помогут приёмы РТВ Р-азвитие
Объект или факт изменить во много раз так,
чтобы появилось новое качество.
“ В чашечке большого тюльпана
сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая,
всего в дюйм ростом.
(Г.Х. Андерсен “ Дюймовочка ”)
(вышел дед в огород, а репка такая маленькая, что без очков не видно)
Эмпатия- умение воплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.
— Оживи ветер :Кто его мама?Друзья?Характер?
— Какой совет дашь людям на месте растений?
— Каким животным хотел бы побывать? Почему?
— Как мне повезло!- говорит береза,- из меня делают веники, …
-какие там птицы встречаются
-какой подарок ты везешь
Самый простой пример использования «матрешки»: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце. Прием легок в использовании на любом предмете.
Ситуация : ты в другой галактике пишешь письмо маме, подпиши адрес. (кв. 32, д.15, кв.120, г.Ангарск, Иркутская обл., Россия, Евразия, Земля, Солнечная система, Млечный путь.)
* Помогает заглянуть глубоко «внутрь» объекта и видеть его в системе.
Составляется простое предложение. Желающий учащийся может добавить к данному предложению только одно подходящее по смыслу слово. Например:
* Учит составлять простые распространенные предложения.
( встреча Лисы и Колобка длится одну секунду: нет времени съесть его, как спасти Колобка)
• Кто может помочь колобку? (звери, баба с дедом, дети)
• Какие предметы могут помочь Колобку? (деревья, листья)
• Как можем мы с вами ребята помочь Колобку? (предложить
спрятаться, изменить сюжет сказки).
• Как мы изменим сказку? (сделать так, чтобы Колобок не встретил
Лису, чтобы Дед и Бабка вернули его, звери заступились, встретилась
Прошлое → Настоящее → Будущее
самостоятельному решению учебной
(система игр, тренингов, конструкторов)
Разработана Нестеренко А.А.
3. Я беру тебя с собой
Комплексные: включают различные
операции и работу с противоречиями
* Учит «всматриваться» в слова, через видение подсистемы слова.
Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ
* Учит определять признак, по которому отбираются объекты.
* Учит видеть общие признаки в словах, «отсекать» группу слов с одинаковыми признаками.
Составление загадок Отдельная методика А.А.Нестеренко
«Мышление талантливо тогда,
в соответствии с законами внешнего мира»