Что такое рулевая трапеция
Рулевая трапеция
Рассмотрим, становящийся архаичным, вид рулевого управления под названием рулевая трапеция. Это наиболее ранний тип рулевого управления. В те годы, когда ещё не были изобретены рулевые рейки это был единственный вариант рулевого управления.
Рулевая трапеция представляет собой систему рычагов, соединяющих рулевой вал (вал рулевого редуктора) с поворотными кулаками.
Ключевыми элементами рулевой трапеции являются рулевые тяги и рулевые наконечники. Вспомогательными элементами являются рулевые сошки, рулевые маятники, рулевые демпферы.
Рассмотрим конкретные примеры рулевых трапеций.
Рулевая трапеция Nissan Terrano WD21 правый руль. Рис.1
При повороте руля происходит поворот входного вала рулевого редуктора-гидроусилителя. В ответ на поворот входного вала происходит поворот выходного вала к которому прикреплена рулевая сошка. Она, в свою очередь, соединена со средней тягой, второй конец которой подвешен на рулевом маятнике, благодаря чему, средняя тяга может совершать колебательные движения по поперечной оси автомобиля. К концам средней тяги прикреплены рулевые тяги, которые вторым своим концом прикреплены к поворотным кулакам.
Рулевая трапеция MMC Pajero V24W правый руль. Рис.2
При повороте руля происходит поворот входного вала рулевого редуктора-гидроусилителя. В ответ на поворот входного вала происходит поворот выходного вала к которому прикреплена рулевая сошка. Она, в свою очередь, соединена со средней тягой, второй конец которой подвешен на рулевом маятнике, благодаря чему, средняя тяга может совершать колебательные движения по поперечной оси автомобиля. К концам средней тяги прикреплены рулевые тяги, которые вторым своим концом прикреплены к поворотным кулакам.
Рулевая трапеция Suzuki Escudo TD01W правый руль. Рис.3
При повороте руля происходит поворот входного вала рулевого редуктора-гидроусилителя. В ответ на поворот входного вала происходит поворот выходного вала к которому прикреплена рулевая сошка. Она, в свою очередь, соединена со средней тягой, второй конец которой подвешен на рулевом маятнике, благодаря чему, средняя тяга может совершать колебательные движения по поперечной оси автомобиля. К концам средней тяги прикреплены рулевые тяги, которые вторым своим концом прикреплены к поворотным кулакам.
Рулевая трапеция Nissan Patrol Y61 левый руль. Рис.4
При повороте руля происходит поворот входного вала рулевого редуктора-гидроусилителя. В ответ на поворот входного вала происходит поворот выходного вала к которому прикреплена рулевая сошка. Она, в свою очередь, соединена с передней тягой (перед передним мостом), второй конец которой соединен с поворотным кулаком, благодаря чему, средняя тяга может совершать колебательные движения по поперечной оси автомобиля. Между правым и левым поворотными кулаками сзади моста закреплена задняя рулевая тяга.
Рулевая трапеция Toyota Land Cruiser HDJ80 левый руль. Рис.5
При повороте руля происходит поворот входного вала рулевого редуктора-гидроусилителя. В ответ на поворот входного вала происходит поворот выходного вала к которому прикреплена рулевая сошка. Она, в свою очередь, соединена с передней тягой (перед передним мостом), второй конец которой соединен с шкворневым рычагом, благодаря чему, средняя тяга может совершать колебательные движения по поперечной оси автомобиля. Между правым и левым шкворневыми рычагами сзади моста закреплена задняя рулевая тяга.
Рулевая трапеция Nissan Vanette C22 правый руль. Рис.6
При повороте руля происходит поворот входного вала рулевого редуктора-гидроусилителя. В ответ на поворот входного вала происходит поворот выходного вала к которому прикреплена рулевая сошка. Она, в свою очередь, соединена с продольной тягой (от сошки до правого маятника). Второе плечо маятника соединено со средней тягой. Второй коней средней тяги соединен с левым маятником, благодаря чему, средняя тяга может совершать колебательные движения по поперечной оси автомобиля. К концам средней тяги прикреплены рулевые тяги, которые вторым своим концом прикреплены к поворотным кулакам.
Для того, чтобы передать нам изображения, замеры деталей либо другую оперативно требующуюся информацию, используйте программы Whatsapp, Viber или Skype. Контактный телефон:
8-913-715-57-58, 8-913-7-4444-69
skype: stars_novosibirsk
Во избежание неправильного подбора или перевода по справочникам номеров оригинальных и дубликатных запчастей, обязательно консультируйтесь с продавцами на предмет правильности вашего выбора ПРЕЖДЕ чем оплачивать заказ!
Цены на сайте обновляются раз в день.
Тем не менее, может возникнуть ситуация, когда обновление актуальных цен товаров происходит быстрее синхронизации с сайтом, поэтому конечную стоимость автозапчастей уточняйте у продавцов!
© Copyright магазин Автозапчастей «Старс», 1997-2021
Трапеция рулевая: эффективное и бережное управление
Рулевое управление автомобилей с задним и передним приводом несколько отличается, в заднеприводных авто используется рулевой привод, реализуемый в виде так называемой рулевой трапеции. О назначении рулевой трапеции, ее устройстве, принципах работы, а также регулировке и обслуживании читайте в статье.
Назначение рулевой трапеции
Маневрирование автомобиля выглядит довольно просто: управляемые колеса поворачиваются на тот или иной угол, и автомобиль по радиусу (который зависит от угла поворота управляемых колес) изменяет направление своего движения. Однако в действительности это простое действие оказывается не таким уж и простым, и создает массу проблем для конструкторов.
Проблем возникают вследствие того, что управляемые колеса при повороте движутся по разным радиусам: внешнее колесо — по большему, внутреннее колесо — по меньшему. А это значит, что при отклонении обоих управляемых колес на одинаковый угол одно из них катилось бы с проскальзыванием. Такая ситуация ухудшает управляемость автомобиля, так как эффективное сцепление с дорогой имеет только одно колесо (внешнее), а главное — это приводит к интенсивному износу шин управляемых колес.
Решение всех этих проблем одно, и при этом несложное: при повороте автомобиля необходимо обеспечить отклонение управляемых колес на разные углы. Для внешнего колеса угол должен быть меньше (так как оно движется по большему радиусу), а для внутреннего колеса — больше (так как оно движется по меньшему радиусу). На автомобилях с задним приводом (классической компоновки) эта задача решается с помощью особого устройства рулевого привода, который называется рулевой трапецией.
Рулевая трапеция — это общее название рулевого привода заднеприводных автомобилей, такое название возникло из-за характерной конструкции привода и заложенного в него принципа работы.
Общее устройство и принцип работы рулевых трапеций
Типичная рулевая трапеция содержит четыре основных компонента:
Все свои свойства рулевая трапеция получает благодаря особенностям ее установки на автомобиль. Поперечная рулевая тяга (ее часто называют средней или центральной) с помощью шаровых шарниров крепится к двум маятниковым рычагам, которые жестко монтируются на лонжероны кузова. Поперечная рулевая тяга может качаться на маятниковых рычагах (за что они и получили свое название), причем при отклонении тяги в одну или другую сторону она одновременно теряет параллельность с балкой моста (попросту перекашивается). Отклоняясь, поперечная рулевая тяга тянет и толкает боковые рулевые тяги и соединенные с ними поворотные рычаги колес. Но вследствие перекоса поперечной тяги колеса отклоняются на разные углы: внешнее — на меньший, внутреннее — на больший.
Устройство рулевых трапеций реальных автомобилей несколько более сложное. В частности, боковые тяги всегда имеют составную конструкцию, они включают в себя два рулевых наконечника (один из них длинный — это собственно тяга, и один короткий — рулевой наконечник), соединенных регулировочной муфтой. Такая конструкция дает возможность изменять длину боковой рулевой тяги, регулируя схождение колес. Обычно муфта разрезная, фиксируется на наконечниках с помощью хомутов. На хвостовиках наконечников, вставляемых в муфту, нарезается правая и левая резьба — такое решение позволяет изменять длину тяги без разборки трапеции, простым вращением муфты.
Все соединения тяг и рычагов рулевой трапеции выполняются шарнирными, причем здесь используются однотипные шаровые шарниры, которые обеспечивают нормальную работу рулевого управления при движении по неровностям дороги. В типичной рулевой трапеции таких шарниров шесть: по одному для соединения двух боковых тяг с поворотными рычагами колес, по одному для соединения боковых рулевых тяг со своими маятниковыми рычагами, и два для соединения центральной поперечной тяги с обоими маятниковыми рычагами. Таким образом, на каждом маятниковом рычаге установлено сразу по два шарнира.
Важно отметить, что существует несколько типов рулевых трапеций, отличающихся по конструкции. Выше было описано рулевое управление на основе разрезной трапеции с маятниковыми рычагами — именно она получила наибольшее распространение на заднеприводных легковых автомобилях с независимой передней подвеской. На авто с зависимой подвеской передних колес чаще используются неразрезные трапеции, в которых поперечная рулевая тяга расположена перед или за балкой моста (соответственна, в этих случаях трапеция называется передней или задней). В отдельные группы выделяются рулевые трапеции с ГУР.
Интересно, что описанная выше рулевая трапеция стала использоваться достаточно давно — ее можно найти еще на довоенных автомобилях, и к сегодняшнему дню она претерпела минимум изменений. Однако в настоящее время основная масса легковых автомобилей имеет привод на передние колеса, и в них используются иные конструкции рулевого привода (чаще всего с ГУР в виде рулевой рейки).
Вопросы регулировки, обслуживания и ремонта рулевой трапеции
Рулевая трапеция играет одну из главных ролей в управляемости автомобиля, поэтому важнейшее значение имеет ее диагностика, обслуживание и ремонт.
Основная проблема рулевого привода — его шаровые шарниры. Они подвергаются большим нагрузкам, поэтому постепенно происходит их износ, что проявляется увеличением люфта и ухудшением управляемости. Следует регулярно производить измерение люфта шарниров рулевой трапеции, а также общее состояние всех соединений и деталей трапеции. Эту работу лучше проводить вдвоем, так как для проверки люфта в шарнирах необходимо отклонять руль в стороны и смотреть, как движутся детали рулевой трапеции. При хорошем состоянии шарниров все сопряженные детали должны двигаться одновременно.
При обнаружении чрезмерного люфта шаровые шарниры подлежат замене. Это довольно сложная для автовладельца работа, так как съем и установка шарниров (а точнее — выпрессовка и запрессовка пальцев) производится с помощью специальных приспособлений. Также следует заменить все деформированные детали, детали с трещинами и другими повреждениями.
Регулировка рулевой трапеции (установка схождения колес) тоже должна производиться только с применением специальных приспособлений в условиях автосервиса. Неграмотная регулировка в лучшем случае приводит к повышенному износу шин управляемых колес, а в худшем — оказывает негативное влияние на управляемость автомобиля и снижает его безопасность.
Регулярный осмотр, ремонт и регулировка рулевой трапеции — залог долговечности передних шин, а также управляемости и безопасности автомобиля.
Устройство рулевых тяг и трапеций автомобиля
Рычаги и тяги, расположенные после сошки червячного рулевого механизма и выходных разъёмов реечного, образуют систему рулевого привода управляемых колёс. Если вся механика, находящаяся выше него, отвечает лишь за создание необходимого усилия, его направления и величины перемещения, то рулевые тяги и вспомогательные рычаги формируют геометрию следования каждого управляемого колеса по собственной траектории. Задача непростая, если вспомнить, что колёса движутся по своим дугам окружностей, отличающимися радиусами на величину колеи автомобиля. Соответственно и углы поворота должны быть разными, иначе резина начнёт проскальзывать, изнашиваться, а автомобиль в целом неадекватно реагировать на управление.
Какими бывают системы рулевого привода
Реечный и червячный рулевые механизмы имеют разную конструкцию приводных тяг. Во втором случае это принято называть трапецией, а для простейших «усов», выходящих из рейки, короткого названия не придумано.
Рулевые тяги реечного механизма
Простота рейки проявилась и в конструкции системы тяг. Если не считать поворотных рычагов, скорее относящихся к подвеске, то весь набор состоит из четырёх элементов – двух тяг с шаровыми шарнирами и двух рулевых наконечников, тоже шаровой конструкции, но иначе пространственно ориентированных. По отдельным деталям номенклатура шире:
Геометрия обеспечивает поворот колёс на разные углы, как описано выше.
Рулевая трапеция червячного или винтового редукторов
Здесь всё выглядит сложнее:
Трапеция аналогичным образом связывается с поворотными рычагами, жёстко укреплёнными на кулаках ступичных узлов. Вращение кулаков производится в двух шаровых опорах подвески.
Шаровые шарниры рулевых наконечников
Основой всех сочленений привода являются шаровые соединения (ШС), способные поворачиваться относительно оси пальца и качаться во всех плоскостях, жёстко передавая усилие только в нужном направлении.
В устаревших конструкциях ШС исполнялись разборными, что подразумевало их ремонт с заменой капроновых вкладышей. Затем от этой идеи отказались, как и от наличия на ШС пресс-маслёнок для пополнения смазки. Наконечник считается расходником, относительно легко заменяется и недорого стоит, поэтому ремонт признан нецелесообразным. Заодно из перечня ТО ликвидировалась операция по регулярному шприцеванию шарниров. Так надёжней и безопасней, езда с отремонтированным шарниром чревата отсоединением тяги на скорости с катастрофическими последствиями.
Типовой случай ремонта заключается в переборке привода с заменой всех ШС, после чего система обновляется полностью и безопасность гарантируется. Следует лишь при осмотре ходовой части во время регламентных ТО обращать внимание на сохранность резиновых чехлов. Разгерметизация шаровых наконечников немедленно ведёт к их выходу из строя, поскольку внутри расположена смазка, быстро притягивающая абразивную пыль и воду. В наконечниках появляется люфт, ходовая начинает стучать, дальше ездить становится опасным.
Рулевая трапеция: устройство, неисправности, ремонт
19.08.2019 Автор: Мастер Сервис 5561
Трапецией, в большинстве случаев, называют рулевой привод автомобилей с редуктором (рулевым механизмом типа червяк-ролик). Это совокупность тяг, рычагов и шарниров, которые преобразуют движение руля во вращение колес вокруг вертикальной оси (оси поворота/поворот колеса).
Как устроена рулевая трапеция
Схема рулевой трапеции
Привод (трапеция) состоит из:
Все подвижные элементы трапеции соединяются между собой с помощью шаровых шарниров — они позволяют деталям поворачиваться относительно друг друга и кузова в разных плоскостях.
О шаровых стоит поговорить отдельно.
Устройство шарового шарнира автоинженеры подсмотрели в человеческом организме — по конструкции шаровые похожи на сустав.
Плечевой сустав и шаровый шарнир
Шаровые соединения делают трапецию подвижной в разных плоскостях, соединяют не гибкие и неподвижные тяги таким образом, что они не разъединяются в местах соединений при поворотах и движении по пересеченной местности.
Неисправности рулевой трапеции
Элементы рулевой трапеции просты, здесь и ломаться-то нечему. Ну разве что, вы на большой скорости налетели, например, на бордюр и погнули железяки. Или машина вечность простояла без дела под открытым небом. Деформация и коррозия — вот и все “неисправности”.
Если вы умудрились-таки погнуть железо, выход один — купить комплект рулевых тяг и заменить трапецию. Полностью.
Если же вы ни на что не налетали, с рулевым механизмом все в порядке, а с управляемостью явно непорядок, обратите внимание на шаровые шарниры трапеции.
По идее, шаровые устроены так, что должны ходить вечно (вообще, в зависимости от состояния дорог и условий эксплуатации наконечники живут 15-100 тыс км). Чтобы металл не стирался о металл, между пальцем и корпусом шарнира предусмотрены антифрикционные полимерные вкладыши, а сам палец подпружинен для свободного хода.
Однако у шаровых есть слабые места. Это пыльники и фиксирующие гайки.
Гайки ослабевают — с “возрастом” или в последствии удара. Со временем ослабевшее крепление разбалтывается окончательно, и тяга выскакивает из посадочного места.
От ударов или сложных условий эксплуатации страдают и пыльники. Через разорванный пыльник в шарнир попадает влага и грязь, металлические элементы корродируют, вода вымывает смазку, а грязь действует как абразив, и шаровая уже не выполняет свои функции, места сочленений тяг становятся неподвижными, автомобиль теряет в управляемости и маневренности.
Что внутри изношенного шарового шарнира
Как понять, что с шаровыми что-то не так?
Как ремонтируют рулевую трапецию?
Никак. Изношенные элементы — тяги, рычаги, наконечники рулевой трапеции — можно только заменить.
Мы категорически не рекомендуем восстанавливать шаровые наконечники. Несмотря на то что сейчас это весьма технологичный процесс, реставрация не решает проблему полностью.
Так как шаровые наконечники — важнейшие элементы рулевой трапеции, которые обеспечивают безопасное управление автомобилем, менять их лучше на проверенном СТО.
Конечно, можно и самостоятельно попробовать отремонтировать привод, но работа эта трудоемкая. К тому же, для замены наконечников нужен специнструмент и оборудование, которое есть в гараже далеко не у каждого.
Рулевая трапеция: устройство, назначение. Рулевое управление автомобиля
Рулевая трапеция на «семёрке» состоит из наконечников и центральной тяги. С помощью этого механизма обеспечивается плавное и синхронное поворачивание обоих передних колёс. Усилия, которые прикладывает водитель к рулевому колесу, передаются посредством колонки к редуктору. Последний позволяет преобразовать движение при помощи червячного механизма и через рулевые тяги вращает поворотные кулаки.
При поломках наконечников и тяг рулевой трапеции происходит снижение безопасности, что может привести к аварии. Поэтому водителю нужно своевременно заменять эти элементы, проводить осмотр и контроль состояния. Все работы можно выполнять самостоятельно либо же обратиться на станцию технического обслуживания.
Где расположена трапеция рулевого управления
Наконечники и тяги находятся в самой нижней части моторного отсека. Расположены они практически возле перегородки, которая находится между моторным отсеком и салоном автомобиля. Чтобы внимательно рассмотреть названные элементы, необходимо вывернуть руль в крайнее положение.
В таком положении можно оценить состояние наконечников, а также пыльников, которые находятся на них. Пыльники являются самыми уязвимыми звеньями, которые выходят из строя при механических воздействиях. Если имеются заедания рулевой колонки, то возможно наличие неисправности в шарнирных соединениях. Даже если установлен усилитель руля на автомобиле, заедание будет чувствоваться.
Что такое трапеция дворников и для чего она нужна?
Трапеции находятся где-то тут!
Трапеция «дворников» — это специальный узел, который преобразует импульс двигателя в поступательные движения стеклоочистителей.
Как определить поломки трапеции
Чтобы обнаружить неисправность наконечников рулевых тяг, необходимо внимательно присмотреться, есть ли следующие симптомы:
Если рулевые тяги погнутся, то покрышки будут изнашиваться неравномерно. При этом и управление автомобилем станет очень неудобным, так как он будет постоянно уходить в сторону, даже при движении по идеально ровной дороге.
Обратите внимание на то, что подобная неисправность будет проявляться даже при нормальной установке схождения колес. Поэтому обязательно перед началом проведения ремонта нужно оценить состояние всех элементов рулевой трапеции ВАЗ-2107, для этого устанавливайте автомобиль на смотровой яме.
На резиновых пыльниках не должно быть трещин. Свободный ход всех шарниров не должен превышать 1,5 мм. В том случае, если при воздействии на рулевую тягу появляется стук, этот узел обязательно нужно заменять новым.
Чаще всего нужна замена наконечников. Средняя тяга обычно не приходит в негодность, она ломается только в двух случаях:
Категорически запрещается выпрямлять и устанавливать старые, пришедшие в негодность тяги. Это приведет к невозможности настройки схождения и развала колес, а также увеличит риск попадания в ДТП.
Конструкция рулевой трапеции и рулевого усилителя
Рулевая трапеция может быть передней или задней. Передней называется рулевая трапеция, которая располагается перед осью передних управляемых колес (см. рис. 9.1, а). Задней называется рулевая трапеция, которая располагается за осью передних управляемых колес (см. рис. 9.1, б).
При этом рулевой привод может быть с неразрезной или разрезной рулевой трапецией.
называется рулевая трапеция, имеющая сплошную поперечную рулевую тягу, соединяющую управляемые колеса (см. рис. 9.1, б).
называется рулевая трапеция, которая имеет многозвенную поперечную рулевую тягу, соединяющую управляемые колеса (см. рис. 9.2, а). Разрезная рулевая трапеция используется при независимой подвеске управляемых колес на легковых автомобилях.
35.1. Рулевые усилители
Рулевым усилителем называется механизм, создающий под давлением жидкости или сжатого воздуха дополнительное усилие на рулевой привод, необходимое для поворота управляемых колес автомобиля. Усилитель служит для облегчения управления автомобилем, повышения его маневренности и безопасности движения. Наличие усилителя приводит к усложнению конструкции рулевого управления и повышению стоимости, к увеличению износа шин, более сильному нагружению деталей рулевого привода и ухудшению стабилизации управляемых колес автомобиля.
Получили распространение гидравлические и пневматические усилители. Принцип действия этих усилителей аналогичен, но в них используется различное рабочее вещество: в гидравлических — масло (турбинное, веретенное), а в пневматических — сжатый воздух пневматической тормозной системы автомобиля.
имеют наибольшее применение. Они очень компактны, имеют малое время срабатывания (0,2…2,4 с). Однако требуют тщательного ухода и особо надежных уплотнений, так как течь жидкости приводит к выходу их из строя.
в настоящее время имеют ограниченное распространение. Их применяют в основном на грузовых автомобилях большой грузоподъемности с пневматической тормозной системой. Пневматический усилитель включается в работу водителем и только в тяжелых дорожных условиях. Пневматические усилители по конструкции проще гидравлических, так как используют оборудование тормозной пневматической системы автомобиля.
35.2. Гидроусилитель автомобилей
Гидроусилитель имеет следующие основные элементы (рис. 9.7): гидронасос ГН с бачком Б, гидрораспределитель ГР и гидроцилиндр ГЦ.
Рис. 9.7. Схема гидроусилителя: 1 — золотник; 2, 3, 11 — маслопроводы; 4 — пружина; 5 — колесо; 6, 9 — тяги; 7,8 — рычаги; 10 — поршень; А, В — полости; а—г — камеры; Б — бачок; ГН — гидронасос; РМ — рулевой механизм;
ГЦ — гидроцилиндр; ГР — гидрораспределитель
Гидронасос является источником питания, гидрораспределитель — распределительным устройством, а гидроцилиндр — исполнительным устройством. Гидронасос ГН, приводимый в действие от двигателя автомобиля, соединен нагнетательным 2 и сливным 3 маслопроводами с гидрораспределителем ГР, который установлен на продольной рулевой тяге 6, прикрепленной к поворотному рычагу 7 управляемого колеса 5.
Внутри корпуса гидрораспределителя находится золотник 1, связанный с рулевым механизмом РМ. Золотник имеет три пояска, а корпус гидроусилителя — три окна. Внутри корпуса между поясками золотника образуются две камеры а и б. Кроме того, в корпусе имеются еще две реактивные камеры в и г, соединенные с камерами а и б осевыми каналами, выполненными в крайних поясках золотника.
В реактивных камерах размещены предварительно сжатые центрирующие пружины 4. Гидрораспределитель соединен маслопроводами 11 с гидроцилиндром ГЦ, который установлен на несущей системе (раме, кузове) автомобиля. Поршень 10 гидроцилиндра через шток связан с поперечной рулевой тягой 9, соединенной с рычагом 8 поворотной цапфы управляемого колеса. Поршень делит внутренний объем гидроцилиндра на две полости А и В, которые соединены маслопроводами соответственно с камерами а и б гидрораспределителя. Обе полости гидроцилиндра, все камеры гидрораспределителя и маслопроводы заполнены маслом (турбинное, веретенное).
Работает гидроусилитель следующим образом.
При прямолинейном движении автомобиля золотник 1 под действием центрирующих пружин 4 и давления масла в реактивных камерах в и
г
удерживается в нейтральном положении, при котором все три окна гидрораспределителя открыты. Масло поступает от гидронасоса через нагнетательный маслопровод 2 в камеры а и б гидрораспределителя, из них по сливному маслопроводу 3 в бачок Б, а из него в гидронасос. Давление масла, установившееся в камерах а и б, передается по маслопроводам 11 в полости А и В гидроцилиндра, где оно одинаково.
При повороте автомобиля усилие от рулевого механизма передается на золотник. После преодоления сопротивления центрирующих пружин 4 усилие переместит золотник 1 из нейтрального положения на 1 …2 мм в одну или другую сторону в зависимости от направления поворота автомобиля. Нагнетательный маслопровод через гидрораспределитель соединяется с одной из полостей гидроцилиндра, а другая его полость — со сливным маслопроводом.
Масло из гидронасоса по нагнетательному маслопроводу 2 поступает в гидрораспределитель, затем в гидроцилиндр и воздействует на поршень 10. Перемещающийся поршень через тягу 9 и рычаг 8 повернет управляемое колесо 5, а масло из гидроцилиндра по сливному маслопроводу 3 поступит в бачок Б и из него в гидронасос. Одновременно из-за наличия связи через рычаг 7 и тягу 6 (обратная связь) корпус гидрораспределителя переместится в ту же сторону, в которую был смещен золотник. При этом давление масла в полостях А и В гидроцилиндра уравновесится, и поворот управляемого колеса прекратится. Угол поворота управляемого колеса будет точно соответствовать углу поворота рулевого колеса, — в этом заключается следящее действие гидроусилителя по перемещению.
Следовательно, гидроусилитель следит за поворотом рулевого колеса. И если водитель останавливает рулевое колесо, то гидрораспределитель обеспечивает за счет обратной связи фиксацию поршня гидроцилиндра в соответствующем положении. При этом дополнительная подача масла в гидроцилиндр прекращается.
В рулевом управлении без гидроусилителя водитель чувствует дорогу по прилагаемому к рулевому колесу усилию, возрастающему при увеличении сопротивления повороту управляемых колес, и наоборот.
При гидроусилителе водитель чувствует дорогу за счет следящего действия гидроусилителя по силе изменения прилагаемого усилия на рулевом колесе. Для этого предназначены реактивные камеры в
и
г
в гидрораспределителе, в каждой из которых давление масла такое же, как и в камерах а и б.
При увеличении сопротивления повороту управляемых колес автомобиля возрастает давление масла в одной из реактивных камер. Давление передается на золотник и от него через рулевой механизм РМ на рулевое колесо. При этом усилие для поворота рулевого колеса увеличивается пропорционально сопротивлению поворота управляемых колес. Таким образом, гидроусилитель следит за необходимым для поворота управляемых колес усилием.
Инструмент для ремонта
Для замены одной рулевой тяги или всей трапеции в сборе необходимо обзавестись следующими инструментами:
На последний пункт нужно обратить особое внимание. Без этого устройства снять наконечники практически нереально.
Дело в том, что шарниры наконечников устанавливаются в конические отверстия. Из-за этого соединения очень тяжело разорвать. Существует много видов съемников, которыми можно разобрать наконечники рулевых тяг. Лучше всего купить универсальный, с помощью которого вы сможете снимать не только рулевые наконечники, но и шаровые опоры.
Деталь старого и нового образца
Подбор новой детали для ВАЗ-2110 не такое простое дело. Не все знают, что существуют трапеции старого и нового образца.
Поэтому лучше снять старую деталь, и пойти с ней в автомагазин запчастей. Они не только крепятся по-разному, но и отличаются разъёмами, через которые происходит подключение к моторчику. Если найти трапецию старого образца не удастся, а у вас именно такая – придётся переделывать систему или искать бывшую в употреблении деталь.
- Как правило, в продаже имеются трапеции нового образца, от различных производителей. Одна из популярных моделей имеет артикул VLT2110–5205010-Р.
Если моторчик стеклоочистителя исправен, можно поменять только саму трапецию.
Снятие рулевых тяг и наконечников
Если вам необходимо полностью заменить все наконечники тяги, то намного проще окажется приобрести рулевую трапецию ВАЗ-2107. Весь узел в сборе намного проще установить, а самое главное – это намного дешевле, нежели приобретать каждую деталь по отдельности. Все работы обязательно проводятся с установленным на смотровой яме или эстакаде автомобилем. Левая и правая тяги меняются практически одинаково.
Процедура замены выглядит следующим образом:
Реечный рулевой механизм
Механизм реейчного типа (шестерня-рейка)
В рулевом механизме «шестерня – рейка» усилие к колесам передается с помощью прямозубой или косозубой шестерни, установленной в подшипниках, и зубчатой рейки, перемещающейся в направляющих втулках. Для обеспечения беззазорного зацепления рейка прижимается к шестерне пружинами. Шестерня рулевого механизма соединяется валом с рулевым колесом, а рейка — с двумя поперечными тягами, которые могут крепиться в середине или по концам рейки. Данные механизмы имеют небольшое передаточное число, что дает возможность быстро поворачивать управляемые колеса в требуемое положение. Полный поворот управляемых колес из одного крайнего положения в другое осуществляется за 1,75…2,5 оборота рулевого колеса.
Рулевой привод состоит из двух горизонтальных тяг и поворотных рычагов телескопических стоек передней подвески. Тяги соединяются с поворотными рычагами при помощи шаровых шарниров. Поворотные рычаги приварены к стойкам передней подвески. Тяги передают усилие на поворотные рычаги телескопических стоек подвески колес и соответственно поворачивают их вправо или влево.
Как меняется трапеция в сборе
Если нет специального съемника, то можно извлечь палец при помощи молотка. Для этого необходимо наносить удары вдоль оси по рычагу. Желательно заблаговременно обработать все элементы проникающей смазкой. Это немного облегчит проведение работ.
Аналогичным образом выкручивается вторая гайка и выпрессовывается палец. Только после этого можно полностью снять рулевой наконечник или центральную тягу.
При замене рулевой трапеции вам необходимо отсоединить:
По времени это выйдет намного меньше, нежели замена всех наконечников по очереди. Усилитель руля, если он установлен на автомобиле, не нужно демонтировать.
Конструкционные особенности трапеции
Трапеция стеклоочистителя современных автомобилей имеет практически одинаковую конструкцию. Отличаются только форма и размеры отдельных ее элементов. Основными составляющими, которые формируют трапециевидный узел, являются:
Профиль отдельных звеньев трапеции, при помощи инженерных расчетов, подбирается таким образом, чтобы гарантировать нужный запас прочности конструкции при движении щетки стеклоочистителя по заданной траектории. Чтобы минимизировать потери на трение и оптимально расходовать энергию электропривода, соединительные элементы выполнены с применение специального материала на основе полиформальдегида. Кроме низкого коэффициента трения этот материал отличается еще и высокой износостойкостью. Чтобы гарантировать коррозионную защиту трапеции, ее металлические элементы имеют гальваническое покрытие.
Регулировка схождения колес
На рулевых наконечниках имеются металлические втулки, при помощи которых регулируется их длина. Следовательно, именно с их помощью можно установить схождение колес. Если вы меняете трапецию или тяги, схождение обязательно нарушится. Поэтому при монтаже новых элементов необходимо убедиться в том, что их длина точно такая же, как и у снятых. Для этого при помощи рулетки нужно провести замеры перед снятием.
Благодаря этому вы минимизируете нарушения схождения, что позволит вам без проблем доехать до станции техобслуживания. Самостоятельно проводить регулировку развала и схождения передних колес не рекомендуется. Стоимость этой услуги не очень высокая, зато с помощью компьютерных стендов можно обеспечить максимально точное схождение, что улучшит управление автомобилем.
Ремонт или приобретение новой трапеции
Естественно, если автомобилист «дружит» с техникой и любит все делать самостоятельно, можно попытаться восстановить работоспособность трапеции самому при помощи подручных средств. Если же эта операция окажется для автолюбителя достаточно сложным процессом, лучше приобрести новую деталь и не тратить время и нервы зря. Правда, стоит помнить, что нужно приобретать оригинальную деталь, нежели продукцию неизвестного производителя. Ведь неизвестно, сколько сможет прослужить такая трапеция стеклоочистителя и не сломается ли она в самый неподходящий момент.
Выполнять замену трапеции очистителя лучше в специализированном центре, где квалифицированные специалисты правильно отрегулируют положение узла, от чего зависит правильная работа дворников и эффективное очищение стекла автомобиля.