Что такое рупора автозвук
Как установить (подключить) рупор к машинной магнитоле своими руками и что такое твитеры в акустике
Аудиоаппаратура современности воспроизводит весь необходимый диапазон частот. Этот фактор достаточен, чтобы слушать музыку, но эффекта присутствия слушателя на концерте нет. Приобретение рупора в машину исправит упущенное и предоставит качественный звук. Рупорная акустика устроена просто — динамик небольшого размера подключается к рупору, что существенно увеличивает громкость звука. Но нужно обратить на ряд факторов особое внимание — правильный выбор твитера из подходящего материала, особенности установки и подключение устройств.
Что такое твитеры и зачем они нужны
Рупорный твиттер — это небольшого размера динамик, способный воспроизводить звук высокой частоты. Приспособление, позволяющее существенно модифицировать звучание музыки, создавая эффект присутствия слушателя в зале. Нужны в машине для создания высокого качества звука. Отдельно покупать чаще смысла не имеет, так как работает только вместе с простыми колонками в среднем диапазоне звучания.
Какие лучше выбрать
Шелковые твитеры, как считалось ранее, обеспечивали наиболее лучший результат звучания. Но производимая продукция ряда брендов на практике доказала, что качества можно добиться и без применения шелка. В первую очередь играет роль чувствительность сабвуфера, дающее хорошее качество звука.
Шелк — мягкая ткань и звука удара по тарелкам не передает в достаточной мере. Кроме мягкости, материал обладает еще и вязкостью, из-за чего возникает большое внутреннее трение. Послезвуковые ощущения сильно теряются от этого и сложно разобрать, как в музыкальной композиции ударяют по тарелкам из разных металлов. Худший вариант — музыка по своему звучанию напоминает больше шипение, в лучшем случае — нет послезвуковых эффектов удара по барабанам или тарелке.
Для повышения качества звука шелк пропитывают специальным составом. Есть и преимущества — шелк хорошо переносит сырость, температурные изменения и справляется с большими нагрузками.
Также выбор зависит от типа музыки, которую слушает водитель — мягкая и плавная музыка не потеряет качества, более агрессивный металл или рок будет звучать хуже.
Выбор магнитолы для автомобиля нужно производить согласно следующим параметрам: в нем должны быть несколько выходов для подключения фронтальных, тыловых и дополнительных каналов и саба. Это позволит создать эффект живого присутствия при прослушивании музыки. Особенно нужно обратить внимание на показатель выходной мощности — он должен быть не менее 50W.
Как и где установить
Производители рекомендуют устанавливать прибор как можно выше, ближе к ушам слушателя. Но часто этот вариант неудобен и установка твитеров реализуется исходя из обстоятельств.
Чаще акустику прикрепляют к уголкам зеркал — это гармонично вписывается в интерьер автомобиля и не вызывает неудобства из-за расположения.
Также твитеры устанавливают на приборную панель — способ можно реализовать своими руками с применением двустороннего скотча.
Существуют подиумы под твитеры — выбирают либо штатный, который поставляется вместе с пищалкой, либо изготавливают самостоятельно.
Устанавливаются твитеры 2 способами: они направляются на слушателя или производят диагональную установку. Это когда устройство справа направляется в сторону левого сиденья, а левый твитер — в сторону правого.
Реализация зависит от индивидуальных предпочтений, дизайна салона автомобиля и массы других вариантов — можно попробовать установить по-разному и протестировать оба варианта. Лучше подиум для твитеров изготавливать самому — результат получается качественнее.
Как подключить
Пищалка воспроизводит звук от 3000 до 20 000 герц частотой и один из главных элементов стереосистемы. Магнитола имеет больший спектр частот от 5 до 25 000 герц. Пищалка при подаче низкочастотного сигнала, на которое она не рассчитана, может перестать функционировать корректно или сломаться окончательно.
Для повышения долговечности и надежности работы пищалки убирают низкочастотные звуки и модифицируют таким образом, чтобы на нее доставлялся только нужный диапазон звуковых частот.
Самый простой вариант реализации идеи — установка через конденсатор. Он пропускает низкочастотные сигналы менее 2000 Гц и является своеобразным фильтром, но с ограниченными возможностями. Конденсатор в акустической системе чаще уже имеется и приобретать его не нужно.
Исключения составляют те случаи, когда автовладелец купил бывшую в использовании магнитолу без конденсатора. Выглядит конденсатор как небольшая коробочка, на которую идет подача сигнала, либо он смонтирован на проводе или встроен в сам твитер. Диапазон частот зависит от вида конденсатора и при покупке необходимо удостовериться, что приобретаете нужный.
Главное — правильно подключить твитер прямо к динамику, расположенному в двери. Сторону положительного заряда твитера подсоединить к плюсу динамика через конденсатор, а минус — к минусу. Подключение рупоров производится аналогичным образом. Другой вариант — использовать кроссоверы для твитеров.
Рупорная акустика и ее обзор
Рупорная акустика всегда была дороже обычной. И не удивительно, что самыми горячими поклонниками такой акустики являются те пользователи, которые когда-то владели традиционными колонками.
Ничего удивительного в этом нет. Искушенный слушатель всегда оценит общую гармонию, целостность восприятия и естественность звучания.
Акустика рупорная самому пользователю нравится в виду своей музыкальности и умения захватывать слушателя.
Что это такое
Акустические системы рупорные
Современная аудиоаппаратура способна воспроизводить весь диапазон требуемых частот. Этого бывает достаточно для передачи музыкальных композиций, но совершенно недостаточно для создания ощущения присутствия слушателя.
Как скажет вам любой меломан, есть что-то такое, которое отвечает за передачу не просто музыки, мелодии, но и за передачу эмоций исполнителя. Рупорная акустика как раз отлично с этим делом справляется.
Рупорная акустика устроена не так, как обычная. Динамик(см.Как выбрать динамики своими силами) в ней не совсем больших размеров и присоединяется он к рупору, увеличивающему громкость его звучания.
Это можно сравнить с тем случаем, когда человек, чтобы докричаться до собеседника на большом расстоянии, складывает руки рупором.
Рупорные акустические системы
Примечание. Если вы задумались о приобретении рупорной акустики в свой автомобиль, спешим предупредить: разница между хорошими и плохими рупорными динамиками очень существенная, чем это наблюдается в традиционных вариантах.
Дешевая рупорная акустика, изготовленная недобросовестным производителем, никак не может выступать в роли сравнения. Именно такие дешевые варианты и породили слухи о том, что якобы рупорная акустика хороша, но звук в них окрашивается.
Что касается качественных рупорных динамиков, то стоят они всегда дорого. В них всегда задействованы магниты Alnico и диафрагмы из экзотических металлов.
Собирается рупорная акустика всегда согласно строгим допускам и размерам. Одним словом, такая технология производства не может подразумевать никаких компромиссов и снижения затрат.
1000 евровый супертвиттер TAD
Приведем примеры. Двухдюймовый компрессионный драйвер TAD, используемый во всех моделях рупорной акустики Цезаро, стоит около 1 тысячи евро. В то же время, самый дорогой твиттер на сегодняшний день, это Скан Спик с бериллиевой диафрагмой и стоит он всего-то около 600 долларов.
Акустическая система свёрнутый рупор
Рупорная акустика для авто – это всегда уникальные изделия, выпущенные сериями. Имена некоторых золотыми буквами вписаны в историю автозвука.
Например, это японская рупорная акустика Максоник, выпускающаяся с 1932 года. Сегодня Максоник представляет всегда высокотехнологичные изделия.
При создании всегда применяются дорогие технологии с использованием магнитных систем в излучателях.
История
Примечание. Именно тогда инженер основывает компанию по производству рупорной акустики, которая и по сей день является мировым лидером. Компанию назвали Клипш, а динамики такого типа «клипшами».
Рупорная акустика Клипш
Магическое звучание рупорных систем
Примечание. Именно по этой причине рупорная акустика используется в большинстве своем для воспроизведения СЧ и ВЧ, но если подобрать себе колонки побольше, то и НЧ будут воспроизводится на самом высоком уровне.
Примечание. Интересно, что в последнее время довольно часто встречаются динамики, где только излучатели ВЧ выполнены в виде рупора. К примеру, те же АС серии Клипш Референц выполнены по данному образцу.
Самодельная рупорная акустика
В последнее время среди производителей рупорной акустики хотелось бы выделить отдельно итальянскую компанию Зингали. Инженеры этой фирмы создали оригинальный рупорный излучатель, который одновременно воспроизводит СЧ и ВЧ, а при этом еще и красиво выглядит.
Рупорная акустика в авто
Не стоит говорить, что все автомобильные традиционные АС не позволяют добиться высокого качества звучания. Дело не в чем-нибудь, а в тесном салоне.
Вот рупорные акустические системы дадут шанс значительно возвеличить звук, создать эффект присутствия (как будто сидишь в студии или на концерте). Объяснить все можно просто: рупор увеличивает расстояние, на которое распространяются звуковые волны, одновременно увеличивая плотность звука и придавая характерную мелодичность.
Технические решения размещения такой акустики в автомобиль могут быть разными:
Преимущества и недостатки рупорной акустики
Музыкальные композиции звучат намного детализировано и прозрачно | Корпуса под такие излучатели должны быть сделаны в очень сложной конструкции. Если подразумевается самодельное изготовление, то надо знать законы физики, геометрии и материаловедения |
Более артикулировано воспроизводятся диалоги | Полнодиапазонная система, каковой является рупорная акустика достаточно громоздка и требует много места |
Налицо передача эмоций исполнителя и «живость» музыки | |
Звук более ударный и динамичный |
На этом закончим наш обзор рупорных акустических систем. В последнее время их стали все чаще устанавливать в автомобили своими руками, с использованием пошаговых инструкций, полезных видео обзоров, чертежей и фото – материалов.
Цена на хорошую рупорную акустику очень высока, но ярых меломанов это не остановит.
Рупора на авто: как подключить для высококачественного звука
Современные акустические системы в автомобиле способны обеспечивать высокое качество звучания. Однако для настоящих меломанов этого не достаточно. Ведь эти люди привыкли слушать «живую» музыку и не готовы идти на компромиссы.
К счастью, существует способ, при помощи которого можно превращать тесный салон автомобиля в концертный зал или музыкальный салон. Речь идет о рупорных акустических системах, создающих во время прослушивания аудиозаписей так называемый эффект присутствия, который удовлетворит эстетические запросы самого взыскательного слушателя.
Плюсы и минусы рупорной акустики в авто
На самом деле рупорная акустика появилась еще в начале прошлого столетия, когда городские улицы украсили столбы с громоздкими громкоговорителями. Однако с появлением аудиосистем, похожих на современные магнитолы, про рупорную акустику стали забывать. Ведь этот вариант больше подходил для озвучки на больших пространствах, а не для индивидуального прослушивания музыки.
Все остальные любители музыки по-прежнему выбирали традиционные акустические системы, так как производители этой аппаратуры шли в ногу с прогрессом и постоянно удивляли своих клиентов разработкой новых носителей, использующих самые современные технологии для усиления и обработки звука.
Однако время шло, а звучание традиционных аудиосистем так и не смогло заменить «живую» музыку. Поэтому в настоящее время рупорная акустика переживает свое второе рождение, а популярность этих акустических систем постоянно возрастает.
Удивляться этому не стоит. Ведь рупора наделяют традиционные акустические системы целым рядом преимуществ, среди которых:
Есть у рупорных аудиосистем и недостатки, самым главным из которых считается цена. Ведь качественная рупорная акустика изготавливается из дорогостоящих материалов и по определению не может стоить дешево. Кроме того, рупорные аудиосистемы, способные на высочайшем уровне воспроизводить низкие частоты, бывают довольно громоздкими.
Поэтому в автомобилях чаще используются компактные модели для воспроизведения ВЧ в диапазоне от 2000 до 20000 Гц. Такие рупора называются твитерами и используются совместно со штатными автомобильными динамиками.
Где установить
Производители предлагают автолюбителям устанавливать твитеры как можно выше. Желательно на уровне ушей. Однако сделать это в автомобильном салоне бывает довольно затруднительно. Поэтому чаще всего рупора размещаются:
В первом случае компактные громкоговорители довольно органично вписываются в салон автомобиля и не мешают водителю управлять автомобиля. Однако для установки твитера в уголках боковых зеркал потребуется специальный подиум, который довольно трудно изготовить в домашних условиях.
Второй вариант размещения рупоров возможно выглядит не так эстетично. Зато установить твитер на передней панели можно на стандартном подиуме. Кроме того, можно просто прикрепить компактный громкоговоритель к корпусу панели при помощи обычного двустороннего скотча.
Теперь поговорим о направлении динамиков. В настоящее время твитеры располагают двумя способами:
Выбор в этом случае зависит от предпочтений владельца автомобиля и особенностей автомобильного салона.
Пользуется популярностью и еще один вариант размещения твитера. Речь в этом случае идет о мощных аудиосистемах с низкочастотным усилителем, каждый из элементов которой – рупор ВЧ, динамик СЧ и усилитель НЧ – размещается в своем отделе специального корпуса. Такие аудиосистемы достаточно громоздки и размещаются в багажнике машины.
Как подключить
Существует несколько вариантов подключения рупоров к стандартной аудиосистеме автомобиля.
Проще всего можно сделать это при помощи кроссовера – специального устройства, которое подготавливает и подает определенный частотный диапазон на каждый элемент аудиосистемы (рупор, динамик и низкочастотный усилитель), попутно отсекая слишком низкие НЧ, чтобы не искажался звук, и слишком мощные ВЧ, чтобы избежать поломки высокочастотного динамика (твитера).
Подключить рупора к штатной аудиосистеме можно и при помощи конденсатора (как правило, поставляется вместе с твитером, но некоторые специалисты предпочитают самостоятельный подбор), который в этом случае используется в качестве своеобразного фильтра, не пропускающего на громкоговоритель НЧ до 2000 Гц. Твитеры при таком варианте соединяются с выводами штатных динамиков по следующей схеме: минус с минусом, а подключение плюсов идет через конденсатор.
По аналогичной схеме идет подключение рупоров и через специальный усилитель или автомагнитолу с несколькими выводами. В этом случае можно воспользоваться инструкцией по подключению и настройке колонок.
Внимание! Сразу после установки рупорную аудиосистему необходимо настроить. Сделать это проще всего при помощи магнитолы.
В последнее время среди автовладельцев появилась мода на самостоятельную установку рупорных аудиосистем, так как в интернете размещено достаточное количество видеоинструкций на эту тему. Однако на самом деле проведение этой операции требует от исполнителя специальных навыков. Особенно в тех случаях, когда для установки твитеров требуется изготовить специальные подиумы. Поэтому владелец автомобиля должен трезво оценить свои возможности и при необходимости обратиться к специалистам, чтобы во время поездки внезапно не остаться без любимой музыки.
Что такое рупора автозвук
РУПОРНЫЕ ИЗЛУЧАТЕЛИ IMAGE DYNAMICS CD-1E V.2 И CD-1E MH
АСТРОНОМЫ, ИЗ ТЕХ, ЧТО НЕ ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАЛИСЬ В ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ СЫТЫХ АСТРОЛОГОВ, УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ВБЛИЗИ ЧЕРНЫХ ДЫР В ДАЛЕКИХ ГАЛАКТИКАХ СВЕТ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НЕ С ПРИСУЩЕЙ ЕМУ СКОРОСТЬЮ, РАВНОЙ «ВЖЖЖИК!», А ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕДЛЕННЕЕ. НУ, КАК ЕСЛИ НА ПЕРВОЙ ПЕРЕДАЧЕ ЗАКЛИНИЛО.
И даже на этой скорости ходит кругами, подолгу не долетая до нашей голубой планеты. Может, конечно, в теории черных дыр я что-то путаю, это простительно, пусть так. Но именно такие аномалии наблюдаю в распространении некоторых знаний, а эта скорость, в идеале, равна скорости света.
Придуманные американцами в конце 80-х годов автомобильные рупорные излучатели очень долго добирались до Европы, и то по большей части в багаже, а не оплаченным грузом систематических поставок. Ещё дольше – до нас (кстати, тоже в багаже, так летом прошлого года в Москву попал образец первой европейской модели РИ Ciare). И только сейчас свет немного разогнался и сошел с криволинейной траектории. В Россию стали поставляться рупорные излучатели, произведенные именно теми, кто их впервые сделал: американской компанией Image Dynamics. Обстоятельство, которое мне представляется судьбоносным. И я могу объяснить, почему. Однако начнем чуть издалека. Вы никуда не торопитесь?
Полное название этого типа излучателей – HLCD. Означает – Horn Loaded Compression Driver. То есть компрессионный драйвер с рупорной нагрузкой. Извините за слово «драйвер», в русской терминологии оно общепринято по отношению к рупорам и их составляющим. Откуда, спросите вы, взялась рупорная терминология, если до сих пор у нас не было её предмета? Был, да ещё как, только не в автомобильном применении. Матюгальники всех пород, СЧ и ВЧ-компоненты громоподобных эстрадных колонок и замороченные конструкции для хай-энда без берегов – все это рупора. Вопрос, зачем было это тащить в автомобиль? Вот что про это говорят на родине такой техники (компиляция из большого числа высказываний, опубликованных и прочих, американских профессионалов автозвука).
HLCD (рупор, для простоты) – принципиально иной, по сравнению с обычными динамиками, инструмент для преобразования электрического тока в звук. Вспомним, что «динамик» по-правильному называется «динамической головкой прямого излучения». Главная особенность рупоров в том, что они все – непрямого излучения (а позже мы увидим, что и не динамические). В обычном динамике колеблется мембрана, диффузор или купол и своей колебательной скоростью приводят в движение близлежащий воздух. Гонит волну, в самом буквальном смысле слова. Воздух почти не сопротивляется этому процессу, поэтому динамик 99% своих усилий тратит на то, чтобы трясти своей подвижной системой, и только оставшийся 1% передает окружающей среде. Иногда и меньше, паровоз по сравнению с динамиком – чудо эффективности. Рупорный излучатель состоит из двух частей. Драйвер, в принципе, похож на динамик, у него тоже есть колеблющаяся мембрана, но геометрия пространства, где эта мембрана колеблется, выбрана так, что генерируется не колебательная скорость, а пульсация давления. Без рупора собственно драйвер звука почти не производит. Зато когда к выходному отверстию драйвера пристроен рупор, происходит преобразование акустического сопротивления, как в трансформаторе – сопротивления электрического. На выходе – звук, и его много. В чем-то похожа ситуация с давлением в ракетном двигателе, который рупорный излучатель даже некоторыми чертами напоминает, если взглянуть широко и непредвзято. Или немного прищуриться.
Первое, что при этом случается, – колоссальный рост к.п.д. Мембрана драйвера, в отличие от купола пищалки, скажем, при колебаниях преодолевает яростное сопротивление воздуха в узких каналах предкамеры, а значит, большую часть своей энергии сообщает воздуху. Дело рупора – постепенно разогнать все это до максимальной колебательной скорости, а следовательно – интенсивности звука.
Полоса частот, в которой могут происходить такие вот чудеса, определяется не драйвером, а рупором. Чем больше его выходное сечение (и связанная с ним волосатыми формулами длина), тем меньше нижняя граничная частота. В Image Dynamics полтора десятка лет назад прикинули одно к другому и определили: в машине можно разместить рупор с максимальным размером выходного сечения эдак миллиметров 300. Ну, 400. Это по одной оси. По другой – никак не больше 70 – 80 мм, иначе девать его будет некуда, не стадион ведь и не Кремлевский Дворец. В пересчете на «мягкую пахоту» это означает нижнюю граничную частоту 700 – 800 Гц. С самой большой натяжкой – 600. Вопрос: нам это надо? В Image Dynamics оглянулись на стену, где начертан лозунг компании «Image Is Everything» и дружно сказали:
Смотрите, сказали инженеры насупившемуся главбуху, который, как все представители своей профессии, предпочел бы, чтобы без авантюр. Гляди, о читатель: прежде всего рупорный излучатель, в силу огромного, по меркам электроакустики, к.п.д., обещает непревзойденную динамику. Обычный излучатель, рассеивая на себе почти всю подводимую мощность, работает изо всех сил, «на износ». Запаса по мощности на сколько-нибудь большой громкости у него уже не остается. Пришел пик сигнала, а в нем-то и вся динамическая вкусность и открытость сигнала, и динамик либо его исказит, либо, из-за тепловой компрессии, «замажет». Рупор в этих условиях работает, как «Шевроле Корвет» при движении в пробке, практически на холостом ходу. Открылся впереди прогал – и туда можно прыгнуть со всей дури, она вся в запасе. Это раз, сказали инженеры, но главбух уже ушёл, скучный они народ, эти главбухи.
А главное, продолжали инженеры, появляется источник звука без разделения полос в самой критичной голосовой области и, еще более главное, с контролируемой дисперсией. Рупор создает готовую звуковую волну, с нужными характеристиками направленности и формой прямо внутри себя.
Так появился первый автомобильный рупорный излучатель Image Dynamics CD-1. Впоследствии ставший образцом для подражания для других фирм (уверяющих, правда, что пришли к этому сами). Другие – это USD, Illuison, Veritas, Crystall, а позже – Audiobahn и Ciare.
Изделие Image Dynamics, впервые появившись, было воспринято американскими автозвуковыми гуру как панацея. Окончательное решение всех проблем. Святой Грааль. Итог развития земной цивилизации. В течение нескольких лет ни одна машина, претендующая на высокие места в соревнованиях, не отваживалась выезжать на судейскую площадку с чем-либо, кроме рупоров. Потому что именно те характеристики, которые обеспечивали рупора, наиболее высоко ставились в американской системе автозвуковых ценностей. Image Is Everyting: рупорные излучатели создавали настолько четко сфокусированную сцену, что, казалось, обычные пищалки вскоре станут чем-то вроде штатной акустики: на выброс при первом же апгрейде.
Позже пришло прозрение. Панацеи не существует. А Грааль по-прежнему ищут. Как у всего в этом мире, у рупоров есть и сильные стороны, и слабые. Заокеанские гуру разложили все по полочкам, они это умеют и любят, и если свести многочисленные оценки воедино, то вам принесут такое меню (напомним, однако, что речь идет о характеристиках, полученных без цифровой временной коррекции, в США этого не любят):
Тональный баланс. При равных затраченных на настройку усилиях, обычная акустика прямого излучения работает лучше. При правильной настройке можно получить правильный общий тональный баланс и с теми излучателями, и с другими, но рупора уступают на самых верхних частотах и иногда добавляют в звучание заметные «носовые» оттенки. Американцы рекомендуют использование мощных (1/3-октавных или параметрических) эквалайзеров всем, кто собирается устанавливать рупорную акустику.
Динамика. Здесь у рупоров равных нет. Любой автомобильный рупорный излучатель чувствительнее любой автомобильной СЧ/ВЧ-головки как минимум на 10 дБ. А это означает, при равной громкости, десятикратный запас на динамические пики в звуке.
Положение по отношению к звуковой сцене. Здесь шансы примерно равны, все в руках установщика.
Глубина сцены. В целом, хорошие результаты можно ожидать от акустики обоих типов, но некоторые специалисты высказываются в том смысле, что рупора чаще дают ощущение «звук в лицо», приближая дальние планы. Некоторые, но не все.
Локализация и фокусировка. Здесь на верхнесредних и верхних частотах рупора побеждают с разгромным счетом. Добиться сопоставимого по четкости локализации и фокусировке звучания от обычных динамиков можно, но ценой больших усилий.
Выстота звуковой сцены. Примерный паритет. Получить высокую звуковую сцену с рупорами труднее, чем при установке обычных излучателей в торпедо/стойки, и легче, чем при установке в кикпанели.
Ширина сцены. Рупора по этому показателю чаще всего уступают обычной акустике. В большинстве установок сцена не получается особенно широкой.
ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ ВБЛИЗИ
Для специального теста мы получили два комплекта рупорной акустики Image Dynamics. Один тип называется CD-1E v.2. Это – одна из последовательных модификаций первой, оригинальной конструкции. Второй комплект, CD-1E mh – так называемые mini horns. На первый взгляд никакие они не «мини». Такие же огромные черные штуки, как и полноразмерные CD-1E v.2. Но это на первый. Второй взгляд надо направить прямо в черную дыру, то есть в выходное сечение рупора. Тогда легко почувствовать разницу. Жерло CD-1E v.2 имеет размеры 380 х 65 мм, а его мини-собрат – 245 х 50. Сходство же габаритов объясняется тем, что у обоих излучателей предусмотрен длинный хвост крепежного фланца (общий габарит одинаковый – 550 мм). Этот хвост при установке отрезают (или не отрезают) до нужного размера, других функций у него нет.
Большие рупора изготовлены из довольно мягкого пластика, явно родственного полиэтилену высокой плотности. По материалам фирмы, сделано это намеренно, чтобы избежать ненужных резонансов стенок. Однако у мини-рупоров материал другой, значительно более твердый и тяжелый, да и стенки куда толще. Несложные эксперименты с использованием напильника и зажигалки позволили определить: это эпоксидная смола с наполнителем, ни больше ни меньше.
У больших рупоров драйвер крепится под прямым углом в плоскости собственно рупора, а сами рупора сделаны зеркально (правый и левый). При инсталляции можно выбрать, какой пойдет направо, а какой налево, в зависимости от того, помещается драйвер сверху или он должен будет свисать с рупора вниз. У мини-рупоров драйвер крепится в плоскости рупора, поэтому они одинаковые.
Законный вопрос. Это не дюймовая пищалочка, которую можно приткнуть куда хочешь. Изучение всех доступных прецедентов показало: никаких отклонений от канона не существует. Рупора всегда ставятся горизонтально под приборную панель, максимально далеко от центра и обязательно драйвером на дальней стороне. Рупора ведь не симметричны и должны ставиться так, чтобы «стрелять» в направлении центра машины, так они спроектированы. Глубина монтажа определяется опытным путем, но закономерность такая: чем глубже под торпедо окажутся выходные сечения, тем более равномерной и сфокусированной станет сцена. Высота же сцены, как утверждают те же американцы, в большей степени зависит от геометрии нижней части торпедо, которая прилегает к выходному отверстию рупора и участвует в формировании звуковой волны, нежели от угла наклона излучателей в вертикальной плоскости.
В комплекте с CD-1E поступили ещё две единицы оборудования: специализированные кроссоверы CS-1X. Специализированные они потому, что драйверы у CD-1E – не динамические, а пьезокерамические. Это знающих людей способно удивить больше, даже чем невиданная внешность рупорной акустики. Мы ведь привыкли встречать пьезоизлучатели в роли полудекоративных «супертвитеров» на коаксиальных АС средней руки. А здесь они составляют основу вовсе не дешевой и очень претенциозной акустики. Тем не менее. Пьезодрайверы, сделанные по технологии Motorola (больше никому такие сделать не удается), входят в комплект большинства рупорных излучателей, выпускаемых ID, и не только их.
Пьезоизлучатель – это тот же конденсатор. Поэтому импеданс «голого» драйвера высок до невозможности. Для интереса измерили: на 1 кГц он составляет больше 200 Ом, и даже на 20 кГц ниже 15 Ом не падает. Кроссовер, предназначенный только и исключительно под этот тип драйвера (об этом шесть раз повторено в инструкции, с угрозами снять изделие с гарантии, если этот кроссовер будет использован с другим драйвером), приводит импеданс в чувство. Он остается высоким, но все-таки уже не таким. Выше 1 кГц, где работают рупора, импеданс, который «увидит» усилитель у себя на выходе, будет от 10 до 15 Ом, в зависимости от положения регуляторов кроссовера. А регуляторы нам любопытные. Один устанавливает общее ослабление, которое будет необходимо всегда: чувствительность рупоров, даже ослабленная загодя постоянно действующим аттенюатором, существенно превысит отдачу мидбаса (поэтому фирма настоятельно рекомендует использовать с рупорами мидбасы с максимальной чувствительностью, желательно – двухомные. Примерно так мы и поступили при прослушивании.
На роль мидбасов мы взяли лежавшие у нас в запаснике 6-дюймовые Ciare. Они делались для аналогичного применения, и уж что касается чувствительности, то ее там – мама дорогая! (В данном случае – 1 мама дорогая = 92 дБ/Вт). И, несмотря на это, сбалансировать чувствительность удалось только при наибольшем ослаблении сигнала на рупорном выходе кроссовера.
Слушали рупора долго, даже дважды долго, сначала одни, потом другие. Материал гоняли всякий, и здесь открылась первая субъективная особенность этой акустики. Она очень «акустическая». В том смысле, что чем менее электронная музыка, тем более сильное впечатление производит ее прослушивание на рупорах. Рупорах, действительно. Как отметили все, недостает самых-самых верхов, поэтому там, где бушуют синтезаторные ритмы, рупора не способны показать себя с лучшей стороны. Зато голос, любой, инструменты, как симфонического арсенала, так и более народного, звучат с редкой убедительностью. Немало и других особенностей, которые на иной акустике не встречались. Например, оптимально положение относительно громкоговорителей и то, что при этом происходит. Обычно при прослушивании у нас в комнате акустика звучит наиболее естественно и сбалансированно, когда слушатели сидят на расстоянии 2 – 3 метра от тестовых колонок. Случай нереальный для ожидаемого применения автомобильных динамиков, но если встать между колонками и хотя бы слегка сместиться к одной из них, звук перепрыгивает в ближайший громкоговоритель, этот эффект всем известен, за то и борются в автозвуке, чтобы этого было как можно меньше.
Рупора оптимально «рисовали» сцену, когда слушатель находился от них не дальше метра. Это при стереобазе 2 м, которую мы обычно используем. В машине, где рупора будут ближе, это расстояние пропорционально уменьшается. Именно при таком взаимном положении каждый из рупоров нацелен на слушателя, уж так они сделаны (позже измерения это подтвердили более чем зрелищно).
Рупора отлично себя чувствуют при высоких уровнях звукового давления, к этому мы были готовы. Зато неожиданностью стало то, насколько комфортный и полноценный звук получается при малой громкости, когда обычная акустика, как правило, «увядает» и звучит тускло и плоско.
Сравнивая между собой два типа рупорных излучателей, участники прослушивания довольно единодушно отдали предпочтения мини-рупорам. Их звучание значительно менее окрашено (это, как говорилось, слабая сторона рупоров, но у «больших» она оказалась проявлена сильнее).
Что касается глубины сцены, то, как показалось большинству, предсказанного американцами эффекта «уплощения» заметно не было. Или почти не было. Зато все как один отметили уникальную детальность звучания, причем в большом динамическом диапазоне: на фоне громких звуков слабые не только не терялись, но и сохраняли свою пространственную привязку. Общее впечатление от такого звучания, как довольно метко выразился один из экспертов, было как будто акустика «играет играючи», без усилий, уверенная в своей правоте.
КРАСОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ: 8-ДЮЙМОВЫЕ DYNAUDIO ПЛЮС РУПОРА.
ЗДЕСЬ – РУПОРА IMAGE DYNAMICS И «РОДНЫЕ» 2-ОМНЫЕ МИДБАСЫ В КИКПАНЕЛЯХ. ВСЕ ДОВОЛЬНО НАРЯДНО.
УСТАНОВКА МИНИ-РУПОРОВ ПОД ТОРПЕДО: «ХВОСТ» ОТРЕЗАН НАСКОЛЬКО НУЖНО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ.
ДАЖЕ В НЕБОЛЬШОЙ МАШИНЕ УСТАНОВКА РУПОРОВ – НЕ КАТАСТРОФА ДЛЯ ОБИТАЕМОСТИ.
НАДО ЗНАТЬ, ЧТО ЗА ЭТИМИ СЕТКАМИ РУПОРНЫЕ ИЗЛУЧАТЕЛИ, А ТО И НЕ ДОГАДАЕШЬСЯ.
ОДНА ИЗ ПРИЗОВЫХ МАШИН ФИНАЛА IASCA 2000 ГОДА. NO COMMENT, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ.
Измерения (Юрий ЕВТУШЕНКО)
Image Dynamics cd-1e v.2 cd-1e mh
Максимальная мощность, Вт RMS (по данным изготовителя) 100 100
Характеристическая чувствительность, дБ (2,0 В, 1м) более 97* более 95*
Диапазон частот, Гц (-3 дБ) 700 – 19000 900 – 19000
Габариты излучающей части, мм 380 х 65 245 х 50
Установочная глубина, мм 220 130
См. в тексте насчет аттенюатора.
Динамика, локализация и фокусировка,
недостижимые для обычной акустики
Своеобразный тембр звучания, возможно, потребующий коррекции
Для установки экстракласса,
на которую не жалко ни денег, ни сил
Частотная характеристика 8 • 8
Чувствительность 10 • 10
Да, у рупоров есть сильные и слабые стороны. Американцы, на мнение которых мы вынуждены пока что опираться (ни одной действующей отечественной установки на момент публикации этого материала нам не известно), правы. Однако большая часть участников прослушивания сошлась во мнении, что сильные стороны выражены сильнее слабых. Известную головную боль, конечно, составит установка «черных дыр» в автомобиль. Но за кордоном с этим как-то освоились, что же мы, дурнее их?
Сравнивая между собой два комплекта акустики, предпочтения единодушно отдали CD-1E mh. Даже без учета того, что эти рупора компактнее и ставить их легче. Здесь надо, правда, оговориться, что мы не использовали никаких средств частотной коррекции, а согласно учению (опять американскому, ну что тут поделаешь), эквалайзер при установке рупоров необходим, слишком норовиста их частотная характеристика (местами). Так что вывод сделан не окончательный. Будем ждать «боевых» систем.
ЧАСТОТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУПОРОВ, МЯГКО ГОВОРЯ, ПРИЧУДЛИВЫ. СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНО НАЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ EQ1 И EQ2. НА ВЕРХНИХ ЧАСТОТАХ ХАРАКТЕРИСТИКИ РУПОРОВ ПОХОЖИ, ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ДРАЙВЕРОМ. CD-1E V.2 ПОДХВАТЫВАЕТ С БОЛЕЕ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ (КАК И СЛЕДУЕТ ИЗ ТЕОРИИ).
НЕОБЫЧНАЯ (НО ЛЕГКО ОБЪЯСНИМАЯ) ОСОБЕННОСТЬ ХАРАКТЕРСТИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ РУПОРОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ. ОСЬ ИХ ИЗЛУЧЕНИЯ – НЕ ВПЕРЕД, А ПОД УГЛОМ ОКОЛО 45 ГРАДУСОВ К ПЛОСКОСТИ ВЫХОДНОГО СЕЧЕНИЯ. ПОЭТОМУ И СТАВЯТ ИХ СТРОГО ЭТОЙ ОСЬЮ К ЦЕНТРУ МАШИНЫ.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ. ЗА РЕФЕРЕНСНУЮ АЧХ ПРИНЯТА ТА, ЧТО ПОЛУЧЕНА НА ОСИ, А ОТНОСИТЕЛЬНО НЕЁ ВЫЧИСЛЕНЫ ОТКЛОНЕНИЯ В ФОРМЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. CD-1E V.2 ПРИ ОТКЛОНЕНИИ ПО ВЕРТИКАЛИ ПРИМЕРНО СОХРАНЯЕТ ФОРМУ АЧХ ЛИШЬ ОЧЕНЬ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, А ПРИ БОЛЬШИХ УГЛАХ ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ ОТДАЧИ НА ВЕРХАХ. ЕГО МИНИ-СОБРАТ CD-1E MH В ЭТОМ СМЫСЛЕ ВЕДЕТ СЕБЯ АККУРАТНЕЕ.