Что такое рыба в исламе
Риба (ростовщичество)
Ростовщичество является одним из самых распространённых грехов последних времён. И по этой причине в нашем обществе непросвещённый человек может прийти к выводу, что это и вовсе дозволенное действие.
Риба – мусульманское понятие, буквально означающее в переводе с араб. «прирост», «ростовщичество», «увеличение». Современная трактовка – сделка, дающая одной из сторон прибыль без затраты на её получение какого-либо труда. Согласно шариату, это тяжкий грех.
Виды риба
Две основные категории:
Многие считают, что риба – это торговля. Они правы, но здесь нужно добавить: торговля неправедная.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Господь проклял поедающего проценты, берущего под проценты, свидетеля данного процесса и писаря» (Ахмад).
Причины греховности риба
Ислам призывает своих последователей к бескорыстной помощи братьям по вере. Запретов на действия, приносящие пользу, нет. Но риба наносит вред занимающему и этим нарушает одну из главных заповедей.
К тому же ростовщичество отдаляет людей друг от друга. Когда одному тяжко и некуда деваться, другой должен бы ему помочь без желания извлечь из ситуации выгоду. А выгода извлекается.
По поверьям, местность, где процветает риба, обречена на неплодородие и уход благодати. А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что у человека, совершившего такой грех, в утробе рождаются скорпионы и змеи.
Аллах наложил на приветствующих риба особую кару: в день Суда они будут воскрешены как маджнуны, т.е. сумасшедшие. И по этому признаку другие смогут узнать грешников.
В сборниках хадисов много изречений о вреде риба и каре, которая ждёт нарушивших запрет Аллаха. Приведённые здесь – одни из самых мягких.
Причиной запретности данного соглашения выступают вес и объём: когда производится обмен товарами одного вида, но разного веса и объёма, это и есть ростовщичество. Например, пшеница измеряется в килограммах, а масло – в литрах, то есть в разных единицах. И человек, продавший один килограмм пшеницы за два килограмма или один литр масла – за два литра, впадает в грех риба – так как, хотя товары одного вида, они разного веса или объёма. Также обязательна моментальность совершения сделки, без какой-либо отсрочки.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказано:
«Не продавайте одну меру ( сах ) за две, две меры – за три» («Дару Кутни»).
Это общее решение, связанное с мерой веса и объёмом пищевых товаров, действительно и в отношении золота и серебра. Если кто-либо окажется в вышеприведённой ситуации, то ему запрещается производить сделку в отношении товаров разного веса и объёма. Также запрещается заключать её с отсрочкой. В случае если отсутствуют причины запрета на данную сделку, то есть совершается обмен товара разного вида, но одного веса и объёма (например, килограмм пшеницы обменивается на литр масла), то такая сделка действительна. Если же вы обменяли пшеницу на другую пшеницу, одинакового веса, то сделка также действительна, если не была оговорена отсрочка, так как в данном соглашении обязательна моментальность.
Что такое рыба в исламе
Виды риба
Две основные категории:
Истоки запрета на ростовщичество
Риба стала греховной ещё во времена жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). По преданию, мугириты из мекканского клана не выплатили проценты (т.е. деньги) племени таифов Бану Сакиф клана Амра ибн Умайра. В результате они стали смертными врагами.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!),узнал об этом и вскоре получил от Аллаха аяты, запрещающие любой вид ростовщичества в мире мусульман, потому что риба неизбежно ведёт к ссорам, раздору и войнам.
Кораном разрешена торговля, но торговля честная. Получение выгоды без труда приравнивается к «прикосновению Сатаны». Хадис имама Хакима говорит о том, что риба влечёт за собой 70 наказаний (самое простое из них равно тому же, которое ждёт мусульманина, совершившего прелюбодеяние с кровным родственником).
Причины греховности риба
Ислам призывает своих последователей к бескорыстной помощи братьям по вере. Запретов на действия, приносящие пользу, нет. Но риба наносит вред занимающему и этим нарушает одну из главных заповедей.
К тому же ростовщичество отдаляет людей друг от друга. Когда одному тяжко и некуда деваться, другой должен бы ему помочь без желания извлечь из ситуации выгоду. А выгода извлекается.
По поверьям, местность, где процветает риба, обречена на неплодородие и уход благодати. А Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что у человека, совершившего такой грех, в утробе рождаются скорпионы и змеи.
Аллах наложил на приветствующих риба особую кару: в день Суда они будут воскрешены как маджнуны, т.е. сумасшедшие. И по этому признаку другие смогут узнать грешников.
В сборниках хадисов много изречений о вреде риба и каре, которая ждёт нарушивших запрет Аллаха. Приведённые здесь – одни из самых мягких.
Понравилась статья? будем благодарны за репосты!
Что такое рыба в исламе
от Замиль · Ноябрь 7, 2020
Ислам уделяет большое внимание правильному ведению бизнеса. Как показывает история, именно предпринимательская деятельность стала одним из ключевых факторов глобального распространения исламского вероучения. Мусульмане в течение многих веков демонстрировали представителям других цивилизаций этические принципы в бизнесе, среди которых одним из основополагающих служит отказ от ростовщичества.
Ростовщичество в арабском языке обозначается словом «риба», которое можно перевести на русский как «излишек», «добавка». Шариатское определение ростовщичества звучит следующим образом: это излишек, который в ходе обмена между двумя сторонами приобретает одна из них, причём эта надбавка рассматривается для одной из сторон как обязательная. Фактически речь идёт о ситуации, когда один человек даёт деньги либо какое-то имущество в долг другому под проценты, то есть в рост.
Риба в Кур`ане и Пречистой сунне
В Священном Кyр`ане весьма подробно говорится о рибе и её запрете в рамках общественных и личных отношений. Так, например, в суре «Аль-Бакара» сказано:
«ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ЛИХОИМСТВОМ (РОСТОВЩИЧЕСТВОМ), ПОДОБНЫ ТЕМ, КОГО ДЬЯВОЛ ЗАСТАВИЛ НЕ ПОВИНОВАТЬСЯ СВОИМ ПРИКОСНОВЕНИЕМ. ЭТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ОНИ ПРИРАВНИВАЛИ ВЕДЕНИЕ ТОРГОВЛИ С РОСТОВЩИЧЕСТВОМ, ЛИХОИМСТВОМ. НО ВЕДЬ ВСЕВЫШНИЙ ТВОРЕЦ ДАЛ РАЗРЕШЕНИЕ ВАМ НА ВЕДЕНИЕ ТОРГОВЛИ, НО ЗАПРЕТИЛ ЗАНЯТИЕ РОСТОВЩИЧЕСТВОМ. ТЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О ЗАПРЕТЕ РОСТОВЩИЧЕСТВА ОТКАЖУТСЯ ОТ НЕГО, БУДУТ ПРОЩЕНЫ, И ИХ ДЕЛО БУДЕТ НАХОДИТЬСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ АЛЛАХА. ТЕ ЖЕ, КТО ПРОДОЛЖАТ ТАКИМ ОБРАЗОМ ТВОРИТЬ БЕСЧИНСТВА, ОКАЖУТСЯ В АДУ, ГДЕ БУДУТ ОБИТАТЬ ВЕЧНО» (2:275)
Чуть ниже по тексту суры «Аль-Бакара» можно найти ещё более серьёзное предостережение Творца относительно ведения людьми ростовщической деятельности:
«О ТЕ, КТО УВЕРОВАЛ, НЕ БЕРИТЕ СЕБЕ ПРОЦЕНТЫ. ЕСЛИ ЖЕ ВЫ НЕ ВНЕМЛЕТЕ ЭТОМУ ПРИЗЫВУ, ТО СОВСЕМ СКОРО ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ СТАНЕТ ВАШИМ ВРАГОМ. ЕСЛИ ВЫ ПОКАЕТЕСЬ, ТО СОХРАНИТЕ СВОЙ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ. ЕСЛИ ВАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КТО-ТО ДОЛЖЕН ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ, ТО НЕ БЕРИТЕ У НЕГО ПРОЦЕНТА, ВЕДЬ ЭТО НЕ СПРАВЕДЛИВО ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОЛЖНИКУ. НО И НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕ МЕНЬШУЮ СУММУ, ПОТОМУ ЧТО ИНАЧЕ ВЫ РИСКУЕТЕ ОСТАТЬСЯ ОБИЖЕННЫМИ» (2:278-279)
Для полноты описания незавидного положения ростовщичества в иерархии действий, которые может предпринимать человек по своему незнанию или злому намерению, необходимо также привести хадис Заключительного Божьего посланника Мухаммада ﷺ. Передаётся от Абу Хурайры:
«Необходимо сторониться семи дел, которые принесут человеку неудачу и погибель: ширк (придача Всевышнему сотоварищей, принижение Его положения), занятие магией и колдовством, убийство человека (не касается ситуации, когда оно исполняется на основе реализации наказания за общественно опасные деяния в рамках уголовного кодекса), ростовщичество, посягательство на имущество сирот, предательство на поле военной брани, клеветнические нападки на целомудренных женщин» (Муслим).
Разновидности ростовщичества по Шариату
Выделяются два основных вида ростовщичества. Их разделение происходит по двум важным основаниям – временному критерию и количественно-весовому соответствию товаров.
1. Риба уль-фадль – неравномерный обмен одного и того же товара между сторонами, в результате которого возникает диспропорция в количестве или величине обмениваемых товаров. В этом случае обменные отношения происходят в одно и то же время. Несоответствие касается диспропорции в размерах. Здесь уместно привести хадис Пророка Мухаммада ﷺ. Однажды Билял (да будет доволен им Аллах) пришёл к Заключительному посланнику Всевышнего ﷺ и показал ему два хороших финика и сказал: «У меня было четыре плохих финика, и я обменял их на два хороших». Пророк Мухаммад ﷺ ответил ему:
«Больше не поступай подобным образом, ведь ты совершил ростовщичество. В следующий раз сначала продай финики, обладающие плохими качествами, после чего на вырученные деньги приобрети хорошие финики» (Бухари, Муслим).
2. Риба ун-насиа – излишек, который возникает при обмене однородного товара или разнородного с добавлением дополнительных единиц при отсрочке во времени. Например, между сторонами принято решение провести обмен одного мешка картофеля на два, при этом два мешка картошки поступят одному из участников сделки только через месяц. К этому виду рибы относятся залог, ломбард, ипотека и так далее. Заметим, что относительно ипотечного кредитования современные муфтии и богословы выработали собственные решения.
Таким образом, мусульманам следует более пристально обращать внимание на отношения купли-продажи и обмена товаров. Ведь в этих процессах можно натолкнуться на подводные камни, которые могут привести к тому, что человек совершит большой грех по собственному неведению либо невнимательности.
Риба: определение, виды и примеры
Запретив ссудный процент (риба), шариат ведёт экономику по своему особенному, исламскому пути. Капитал, согласно исламу, призван не увеличивать денежный оборот, а служить развитию и росту производства. Всевышний Аллах сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278, 279).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обменивайте золото на золото только в равном количестве и серебро на серебро только в равном количестве» (Муслим).
Вместо традиционной для обычных банков формулы «Д-Д» кредитные операции, согласно шариату, всегда привязаны к процессу реализации или производства товаров и услуг: «Д-Т-Д». Вознаграждение – следствие работы, участия в рисках и ответственности. Таким образом, прибыль кредитора является результатом операций, создающих реальные товары, из чего следует, что капитал работает только в производственных целях.
Риба – важный принцип исламских торговых отношений, который, зачастую понимается намного более узко, чем описан источниками шариата. Мы дадим определение риба и остановимся на его основных видах и положениях, чтобы читателю было легче усвоить основные принципы по данной теме.
Виды риба
Риба относится к двум сферам договоров: к сфере торговли и к сфере долгов. Каждая из этих двух сфер в свою очередь включает в себя по два вида договоров риба.
Договора риба в сфере торговли:
Определение риба в сфере торговли
В арабском языке слово «риба» означает «увеличение». В терминологии шариата (в сфере торговли) – это акт (сделка), при котором происходит обмен определённых видов имущества в неравных количествах (а также равенство которых не известно на момент акта) или с отсрочкой выплаты с одной или обеих сторон. Это определение риба в сфере торговли, о риба в сфере долгов речь пойдёт ниже.
Под «определёнными видами имущества» имеются в виду те виды, на которые распространяются положения риба. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль в равном количестве, из рук в руки. Если же вы обмениваете разные виды из этих товаров, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки» (Муслим). В хадисе перечисляются золото, серебро, пшеница, ячмень, финики и соль. Методом шариатской аналогии (кияс) учёные постановили, что к имуществу, на которое распространяются положения риба, (по одному из мнений) относятся два вида:
1) золото, серебро, деньги (то есть то, что выражает стоимость товаров);
2) еда (человека).
На все другие виды имущества положения риба (в сфере торговли) не распространяются. Однако это не касается риба в сфере долгов, о чём будет сказано ниже. Под отсрочкой выплаты имеется в виду ситуация, когда одна из сторон или обе стороны не получают товар непосредственно во время сделки. То есть если сделка представляет собой обмен товаров, которые относятся к деньгам или обмен товаров, которые относятся к еде, то они должны переходить от покупателя к продавцу и наоборот непосредственно во время заключения сделки. В противном случае сделка будет расцениваться как риба.
Виды риба в сфере торговли
1. Риба разницы (риба аль-фадль) – когда происходит обмен товаров одного вида, который относится к одной из двух категорий имущества (1 – ценности, 2 – еда человека), на которые распространяются положения риба (то есть обмен денег на деньги одной и той же валюты (а также золота на золото и серебра на серебро) или еды на еду одного вида), и при этом они обмениваются не в равном количестве.
Таким образом, для констатации риба разницы необходимо, чтобы обмениваемые товары не только относились к одной из двух категорий товаров риба, но и чтобы они были одного вида. Например, если килограмм пшеницы обменивается на два килограмма пшеницы (к примеру, по причине разности сортов), 5000 рублей на 5100 рублей (к примеру, при размене крупных купюр на мелкие деньги), 500 граммов золота на 600 граммов золота (к примеру, по причине разницы в пробе) – такие сделки относятся к риба разницы.
То есть не берётся в расчёт различие в качестве товаров, их сорте и т. д.
Если же обмениваются разные виды одной категории товаров риба, то в таком случае их обмен в неравном количестве будет дозволен. Например, дозволено обменять два килограмма ячменя на один килограмм пшеницы или сто долларов на три тысячи рублей.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, соль на соль в одинаковом количестве и из рук в руки. Кто добавил или требовал добавки, тот впал в риба. Берущий и дающий в этом одинаковы» (Муслим). В хадисе, который уже приводился выше, передаётся: «…Если же вы обмениваете разные виды из этих товаров, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки».
2. Риба отсрочки (риба ан-насаи) – когда происходит обмен товаров внутри одной из двух категорий имущества, на которые распространяются положения риба, и при этом одна из сторон или обе стороны не получают товар непосредственно во время сделки. То есть одна или обе стороны приобретают имущество за долг.
Для констатации риба отсрочки необязательно, чтобы обмениваемые товары относились к одному виду товаров риба. Достаточно, чтобы они относились к одной из двух категорий товаров риба.
Например, если сто долларов обменять на три тысячи рублей в долг, когда одна или обе стороны не получают денег непосредственно во время акта, то такая сделка будет относиться к риба отсрочки. Так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…Если же вы обмениваете разные виды из этих товаров, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки» (Муслим).
Общие выводы относительно сделок риба в сфере торговли
При обмене имущества одной категории товаров риба и одного вида (например, рубли на рубли) необходимо наличие двух условий, без которых сделка будет расцениваться как риба:
1. Товары должны обмениваться из рук в руки.
2. Товары должны обмениваться в равном количестве.
При обмене имущества одной категории товаров риба и разных видов (например, рубли на доллары) необходимо наличие одного условия, без которого сделка будет расцениваться как риба:
1. Товары должны обмениваться из рук в руки.
При обмене товаров разных категорий товаров риба (например, рубли на хлеб) никаких подобных ограничений нет.
Договора риба в сфере долгов:
В основе любой долг, в котором обусловлена какая-либо прибыль или выгода для займодавца, расценивается как риба. Среди договоров риба в сфере долгов можно выделить следующие:
1. Риба долга (риба аль-кард) с изначальным условием надбавки – когда займодавец, давая долг заёмщику, ставит перед ним условие, чтобы он вернул долг с надбавкой. Например, займодавец даёт заёмщику 100 тысяч рублей на один год и ставит перед ним условие вернуть через год 110 тысяч рублей.
2. Риба просрочки (риба ан-насиа) – когда займодавец даёт долг заёмщику и требует с него выплату штрафа за просрочку возврата долга. Например, когда займодавец даёт заёмщику 100 тысяч рублей в долг на один год и берёт с него штраф в случае, если он отсрочит ему выплату долга ещё на два месяца. В данном случае не имеет значения, был ли штраф обусловлен изначально или нет – в любом случае такой штраф будет относиться к риба просрочки.
В риба в сфере долгов учитываются все виды имущества, а не только две категории, касающиеся риба в сфере торговли.
Заключение
Аллах говорит в Коране (смысл): «Но Аллах дозволил торговлю и запретил риба. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно. Аллах уничтожает риба и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (сура «Корова», аяты 275, 276).
АбдульМу’мин [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Ростовщичество в Исламе (риба)
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»[1].
Риба (ростовщичество) в мусульманском богословии — любая прибавка (надбавка), прописанная в договоре и не имеющая (убедительного, конкретного, соответствующего канонам) обоснования (эквивалента, возмещения).
К примеру, человек или организация дали индивиду один миллион долларов на год и обязывают договором вернуть этот миллион через год с 10%-й надбавкой. Данная надбавка ничем не обоснована, кроме как предоставлением денег на определенный срок, а потому запретна и греховна. То есть риба (ростовщичество) — это возвращение большего количества денег ни за что (за одолжение этих денег), при обмене денег на деньги (при обмене одинаковых видов денежных единиц). Это — процент, указанный в договоре, когда взявший возвращает через определенный срок больше того, что взял[2]. Если человек возвращает больше того, что взял, из благодарности к тому, кто, например, помог ему в трудную минуту, учитывая, предположим, инфляцию, притом что ни письменной, ни устной договоренности между сторонами насчет того, чтобы вернуть большее, не было, тогда это не считается риба, это — лишь форма проявления внимания и благодарности. Такое не запретно.
Поэтапный запрет ростовщичества в Исламе
Введение запрета на ростовщичество в Исламе, подобно введению запрета на употребление спиртного, происходило поэтапно, по мере ниспослания строк Священного Писания:
«Все то, что вы передали в качестве риба (дали под проценты), чтобы это росло, находясь в деньгах других людей, оно не будет расти пред Всевышним [такая форма достатка не будет иметь Божественного благословения]» (см. Св. Коран, 30:39);
«[И были наказаны они (иудеи) Богом] за то, что занимались ростовщичеством (брали проценты), а это было запретно для них; за то, что они незаконно поедали (забирали) имущество других. Безбожникам из их числа Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] уготовили болезненное наказание» (см. Св. Коран, 4:161);
«О верующие! Не поедайте [запретную прибыль] ростовщичества, многократно удвоенную, и бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не берите проценты, не живите на проценты], возможно, вы будете счастливы. [Стремитесь же к счастью, делая то, что способствует этому]» (Св. Коран, 3:130);
«Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества» (см. Св. Коран, 2:275).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Бога, Господа) [проблемы различного характера будут пропорционально развитию и распространению этих двух грехов в обществе лишь увеличиваться и нарастать]»[3].
Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.
На сегодняшний день кредитование возможно только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях[4]. Лучше будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.
Всевышний запретил ростовщичество. А как тогда в мусульманских странах работает банковская система, которая предполагает кредитование под процент?
Разрешается ли воспользоваться услугой банка по предоставлению кредита на покупку квартиры в рассрочку? Примерно такая схема: я плачу 30% от стоимости квартиры, а остальные 70% платит банк. В течение 5 лет я расплачиваюсь с банком равными долями плюс за кредит 10% в год.
Процентные взаимоотношения запрещены в Исламе, и это всем хорошо известно. Однако есть мнение ученых, что из этого правила можно делать исключение в тех случаях, когда система денежных взаимоотношений основана на процентах и люди волей-неволей вовлечены в нее. Это исключение касается неисламских государств. Но, к огромному сожалению, сегодня такая система существует практически во всех государствах, в том числе и в мусульманских.
Мы должны избегать процентных отношений и получения доходов с них независимо от нашего места пребывания, так как Коран явно запрещает это. Однако если вы вынуждены по стечению обстоятельств оплачивать процент, на выплату которого вы дали документальное согласие, то, возможно, Всевышний не накажет вас за это. Вера — это не усложнение жизни, а облегчение. К тому же взятые на себя обязательства, особенно письменные, мусульманин должен выполнять.
Кредитование допустимо только в вынужденных ситуациях[5]. Наиболее правильным будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.
Суть данного запрета в том, что человеку непозволительно заниматься накопительством и жить, бездействуя, на проценты с накопленного за счет других.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Ибн Мас‘уда и др.; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 297, хадис № 3725; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7256, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 92; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 376, хадис № 1209, «хасан сахих»; Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Т. 1. С. 171.
[2] Богословских определений у слова «риба» немало, здесь приведено основное его смысловое значение.
Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 5. С. 3697–3764; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 102–109. Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 218; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 503.
[3] Хадис от Ибн Мас‘уда. См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 1998. Т. 6. С. 358, хадис № 3809; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 303, хадис № 3809.
[4] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 108, 109, 408–410.
В Коране, например, сказано: «Воистину, запретил вам [Господь] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Бога. А кто будет вынужден, не являясь при этом преступником и грешником (не совершая при этом преступления или греха), то Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 16:115).
[5] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 408–410.