Что такое рында при пожаре
Рында и склянки
Покуда премьер-министр России обеспечивает страждущих блогеров рындами для оповещения населения о пожарах и других бедствиях, мы выясним, что они — рынды — собой представляют и почему так называются.
Сразу оговорюсь, что речь идёт не об оруженосцах-телохранителях, которых в древнерусском языке тоже называли рындами. В наше время под рындой чаще понимают небольшой корабельный колокол, хотя это и не вполне корректно. Это слово, не имеющее ни малейшего отношения к уже упомянутым рындам, раньше существовало исключительно в составе выражения «бить рынду», которое в свою очередь произошло от «рынду бей» — звукоподражательного эквивалента английской фразы ring the bell — «звони в колокол». На английском флоте таким образом давали команду оповестить экипаж корабля о наступлении полудня — тройным ударом в колокол. Так что первоначально рында означала не колокол (это значение появилось позже), а сам звон, раздающийся в полдень. Почему не в 8 часов утра или 3 пополудни? Дело в том, что полдень до середины XIX века считался началом суток.
В остальное время суток на судах били склянки. Разумеется, не в прямом смысле. Склянками на корабле назывались стеклянные песочные часы, отмерявшие получасовые отрезки времени. Неудивительно, что вскоре склянкой стали называть и сам период длиной в 30 минут, поэтому «бить склянки» — значит звонить в колокол, оповещая о прошествии получаса с начала вахты (один удар), двух получасов (2 удара), и так до восьми — вахта длилась 4 часа.
Как в старину оповещали о пожаре
Содержание статьи
Рында как средство оповещения о пожаре
Самыми страшными бедствиями в Древней Руси считались мор и пожар. Именно пожары были настолько разрушительным, что уничтожали целые города, так как раньше большая часть построек была возведена из дерева.
Средства оповещения
В разных странах были разработаны и другие системы пожарного оповещения. Так одним из первых устройств, применявшихся в Венеции, была веревка, на которой было подвешено отягощение. Когда веревка сгорала, отягощение падало на металлическую подложку, которая сильно гремела от удара. Помимо этого, были попытки внедрить устройство, очень напоминающее будильник. В этом аппарате использовался шнур, который протягивался через всю комнату, а на конце вешался груз. Когда начинался пожар, шнур сгорал, груз падал, таким образом освобождая сигнализатор, и будильник начинал звонить.
В конце XIX века был изобретен телеграф, который стал просто незаменим средством оповещения о начавшемся пожаре, но этот аппарат долго не мог получить должного распространения, ведь первые телеграфы имели высокую стоимость, к тому же они были громоздкими, а для работы требовалось изучить азбуку Морзе.
Через несколько лет в Германии были установлены другие оповещатели о пожаре: это были устройства с ручкой, которую нужно было вращать, чтобы в отделение о пожарной безопасности поступил тревожный сигнал. От количества вращений этой ручки можно было узнать, где на территории обнаружено возгорание. Такие аппараты красились в красный цвет, который сегодня стал уже символом пожарной охраны.
Что такое рында: почему так называют судовой колокол
Команда «Рынду бей!» появилась в морском лексиконе во времена, когда не было еще ни обычных часов, ни точных хронометров. Рындой называют не большой корабельный колокол, хотя это название пошло от необычного звона раздающегося в полдень
Рында – что это?
Отмечать текущее время на флоте было принято ударами в судовой колокол. С его помощью также подавали предупредительные сигналы в тумане, при подъеме якорей, оповещали о начале работы, пожаре, появлении неприятеля, о наступлении обеденного времени, начале богослужения и т. д.
Во времена Петра I все команды на флоте отдавались на английском языке. Команда «звони в колокол» звучала как «ring the bell». Офицеры подавали эту команду по-английски, а матросы послушно ее выполняли, не задумываясь о значении слов. Со временем они переделали команду, которая звучала на чужеродном языке, на созвучную фразу «Рынду бей!». Тройные удары трижды отбивали, когда наступал полдень, а троекратный колокольный звон называли рындой.
Рында – слово вроде и русское, а на самом деле нет. Сейчас, конечно, с развитием целой системы современных сигналов, средств связи и оповещения, наличием часов у личного состава отбивание склянок осталось славной традицией, напоминанием о боевом прошлом русского флота. Морской колокол – такой же символ флотской службы, причем как на русских кораблях, так и на флотах многих других государств.
Когда появился первый колокол на кораблях?
Первый колокол, по мнению историков, появился на флагманском судне «Пеликан» Фрэнсиса Дрейка, отправившегося по велению королевы Елизаветы осенью 1577 года из Плимута на поиски новых земель. Англичане начали использовать судовые колокола на корабле с XV–XVI вв.
В России первый корабельный колокол появился в 1669 году на двухмачтовом паруснике «Орел», но постоянно судовые колокола стали использовать лишь в середине XVIII века. В Морском уставе Петра I (1720) при перечислении обязательного шкиперского (палубного) имущества значился «колокол корабельный».
Почему склянками на флоте называют промежуток времени?
Склянкой называют получасовой отрезок времени на корабле. Количество склянок показывало время, поэтому, к примеру, при счете с полудня восемь склянок означали четыре часа. Поскольку каждые четыре часа на корабле менялась вахта, отсчет начинался вновь. На немецких кораблях вахты менялись трижды – каждая смена составляла восемь часов. «Бить склянку» означало отмечать ударами колокола каждые полчаса, пишет АиФ.
Как отбивают склянки сегодня на российских кораблях?
Отбитие склянок (часов) регулируют Корабельным уставом ВМФ РФ. В соответствии с этим документом, удары в судовой колокол производят:
08:00 — отбивают 8 склянок (4 сдвоенных удара в корабельный колокол)
08:30 — отбивают 1 склянку (1 удар)
09:00 — отбивают 2 склянки (1 сдвоенный удар)
12:00 — бьют «рынду» (3 троекратных удара в корабельный колокол)
Со следующего получаса, то есть с 12:30, начинают новый счет склянок до 16:00, с 16:00 до 20:00 и с 20:00 — до 23:00, то есть до отбоя. В 23:00 отбивают 6 склянок
Что такое склянки и рында и зачем их бьют: традиции и термины русского флота
В Корабельном уставе Военно-морского флота до сих пор прописан Порядок отбития склянок на надводных кораблях 1 и 2 ранга. Склянки отбивают каждые полчаса, причем в 12:00 отбивается рында – три троекратных удара в морской колокол. Таким образом, «бить склянку» означает отмечать ударами морского колокола каждые полчаса.
Склянкой называют получасовой отрезок времени на корабле. Количество склянок показывало время, поэтому, к примеру, при счете с полудня восемь склянок означали четыре часа. Поскольку каждые четыре часа на корабле менялась вахта, отсчет начинался вновь. На немецких кораблях вахты менялись трижды – каждая смена составляла восемь часов.
Изначально же склянками звали песочные часы с получасовым ходом. Их использовали на парусных кораблях. Каждые полчаса вахтенный матрос переворачивал часы, что знаменовалось ударом корабельного колокола. Таким образом, в жизни моряков склянки играли очень важную роль, фактически определяя и быт, и службу корабля.
— писал еще в советское время О.П. Наумов в своей статье в журнале «Русская речь» (№ 1, 1986).
Слово «склянки» очень прочно вошло в лексикон матросов, да и офицеров русского флота. Например, вахтенному матросу у склянок часто оставляли на хранение какие-то вещи и этот процесс стали называть «сдать под склянки». Но раз в сутки отбивали не склянки, а рынду. Рында – слово вроде и русское, а на самом деле нет.
Сейчас, конечно, с развитием целой системы современных сигналов, средств связи и оповещения, наличием часов у личного состава отбивание склянок осталось славной традицией, напоминанием о боевом прошлом русского флота. Морской колокол – такой же символ флотской службы, причем как на русских кораблях, так и на флотах многих других государств.
История техники огнеборцев. Пожарная сигнализация
Фактически обязанность поднимать тревогу при виде неконтролируемого огня впервые вменили традиционной дневной и ночной страже. Когда конкретно это произошло, никто точно не скажет. Но в Древней Греции и Римской империи меняющиеся каждые три часа стражники были обучены сигналам тревоги при обнаружении пожара. Гораздо позже в Дрездене стража за один час восемь раз обходила зону ответственности в городе, что было достаточно эффективным методом пожарного надзора. Типичным средством оповещения о пожаре в городе стал колокол, который не только поднимал тревогу, но и позволял передавать информацию о месте возгорания. Особым колокольным кодом можно было передать пожарной команде месторасположения пожара, а также его интенсивность.
Пожарный горн в венском музее
Также в команде стражников со временем появился горнист, рожком извещающий окрестности о опасности. Шли века, города становились все выше и выше, и даже наблюдения с простых возвышенностей стали неэффективны. Очередным этапом эволюции системы оповещения о пожаре стали каланчи, с которых днем место возгорания указывалось флагом, а ночью – фонарем. Городам, построенным из дерева, такие меры предупреждения были особенно актуальны. Вот, что указывал царь Алексей Михайлович в 1668 году в своей грамоте относительно порядка подачи пожарного сигнала в Москве: «Буде загорится в Кремле городе, в каком месте нибудь, и в тою пору бить во все три набата в оба края по скору. А буде загорится в Китае, в котором месте нибудь, и в тою пору оба же края полехче…»
С проблемами ориентирования пожарных бригад на горящие дома в городах впервые столкнулись в Европе – сказывались большие площади столиц. В Риге, к примеру, о пожарах оповещали одновременным колокольным звоном сразу с четырех церквей, причем, направление на пожар обозначали условным числом ударов. А венские наблюдатели использовали для точности в качестве ориентиров кресты на башнях. Кроме того, в европейских столицах стали использовать оптику для визуального контроля городской территории. Сначала это были классические подзорные трубы, позже их заменили топоскопами, которые позволяли определять пожар даже в предместьях города.
Топоскоп пожарного из венского музея пожарной охраны
Но с высокой каланчи еще надо было оперативно доставить информацию пожарной команде о характере пожара и месте его появления. Для этой цели была изобретена пневматическая почта, аналог которой можно наблюдать в сети современных супермаркетов – по ним кассиры получают наличность. Появление такого способа коммуникации датируется 70-ми годами XVIII века и с тех пор он надолго стал стандартным оборудованием пожарных частей по всему свету. В маленьких городах получили распространения особые пожарные набатные колокола, которые изготавливали из амальгамы (сплавы ртути с различными металлами).
Русские набаты, используемые, помимо прочего, для поднятия пожарной тревоги
Сила звука такого колокола объяснялась тем, что диаметр раструба превышал высоту. Но гораздо громче оповещал все окрестности о пожаре специальный ревун, представляющий из себя железный цилиндр с поршнем, нагнетаемый воздух из которого под давлением попадал в рупор с пищалкой. Очевидцы упоминают, что слышно было такую сирену на удалении 7-8 км. Если же возгорание в городе было серьезным и требовались усилия нескольких пожарных расчетов из разных частей города, то в ход шла система условных знаков. К примеру, красный флаг днем или красный фонарь ночью обозначал сбор всех частей в определенном заранее месте, а белый флаг или зеленый фонарь требовал подкрепления.
Вариант механической пожарной сигнализации из Англии, середина 19 века
Одним из первых стал Гельборт, который предложил в 1884 году для этого некую жидкость, кипящую при 40 градусах. Её заливали в металлическую емкость с расположенной в крышке контактной системой. Как только жидкость от огня закипала, пары давили на крышку и электрическая цепь замыкалась. А далее – или просто громкий звонок, или сразу тревога на пожарный пост. Примечательно, что изобретатель жил и работал в Санкт-Петербурге. Аналогичный принцип работы был позаимствован немецкой фирмой «Сименс-Гальске» для массы своих пожарных извещателей.
Патент на механическую пожарную сигнализацию на несколько «шлейфов». США, 1886 год
Эволюционируя, пожарная сигнализация становилась все более изощренной в техническом исполнении. Появились дифференциальные системы, реагирующие на нарастание температуры в помещении. В России на подобные конструкции уже с конца XIX века стали выдавать привилегии – в 1886 году М. Швамбаум и Г. Стыкопульковский таким образом оформили свой «Электроавтоматический аппарат для подачи сигналов о пожаре». Во многих извещателях тех времен стали широко применяться легкоплавкие вставки, которые прерывали электрические контакты, а также металлические пластины, деформирующиеся под действием тепла.
Дифференциальный извещатель фирмы «Сименс»: а — общий вид; б — схема включения
Так, в 1899 году московский крестьянин Яков Казаков разработал автоматический пожарный контакт, который был изготовлен из материала, расширяющегося при нагревании. Но при всем этом в Санкт-Петербурге с середины XIX века подавляющее большинство всей пожарной сигнализации было импортного происхождения. В 1858 году у сенных весов на Калашниковской набережной установили ручную сигнализацию немецкой «Сименс». А в 1905 году победителем конкурса на установку электрических извещателей в Санкт-Петербурге стала компания «Геймвелл». И только к 1907 году пожарная сигнализация появилась в Москве и Царском селе. Первенцем отечественного производства стал клапанный лучевой сигнализатор, который стали производить на заводе имени Козицкого в 1924 году. А в 1926 году появилось АО «Спринклер» (от англ. sprinkler – разбрызгиватель или оросительная головка) — основоположник советской инженерной школы противопожарной автоматики. А в мировом масштабе следующей важной вехой истории пожарной техники стали автоматизированные системы тушения.
По материалам издания: Абрамов В.А., Глуховенко Ю.М., Сметанин В.Ф. История пожарной охраны.