Что такое рыночная среда
Анализ рыночной среды компании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие рыночной среды и ее влияние на деятельность компании
Рыночная среда компании – это часть внешней среды организации, в условиях которой она функционирует, опосредованная границами рынка.
Понятие рыночной среды весьма обширно. Его принято рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле рынок представляет собой сферу проявления экономических отношений, возникающих в ходе воспроизводственного процесса, включающего в себя четыре фазы – производство, распределение, обмен и потребление. В узком смысле рыночную среду компании принято понимать как сферу взаимодействия субъектов рынка, основными из которых выступают потребители и товаропроизводители. Соответственно сама рыночная среда компании формируется за счет таких групп стейкхолдеров как потребители, поставщики, конкуренты, рыночные посредники. Определенное влияние на функционирование рынка оказывает и государство.
Одним из важнейших показателей рыночной среды выступает ее инфраструктура. Как правило, она представлена совокупность организаций, отличных по направлениям своей деятельности и совместно обеспечивающих эффективное взаимодействие между товаропроизводителями и иными рыночными элементами, а также осуществляющих оборот товаров и их продвижение их сферы производства в сферу потребления.
Второй не менее важной характеристикой рыночной среды организации выступает уровень и характер конкурентной борьбы за потребителя. Традиционно различают четыре базовых типа конкуренции – совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Рыночная среда является составной частью внешней среды компании. Это значит, что она неподвластна организации и не может контролироваться ею. В то же время она оказывает существенное влияние на деятельность компании, в значительной степени предопределяя возможности и ограничения ее развития.
Рыночная среда пронизана множеством факторов, которые далеко не всегда оказывают однозначное влияние на компанию. Все эти факторы подлежат определенной классификации:
Готовые работы на аналогичную тему
Как показывает практика, в большинстве случаев рыночная среда оказывает разнонаправленное влияние на деятельность организации.
С точки зрения маркетинга и менеджмента рыночная среда выступает объектом анализа. Обычно к ее изучению прибегают на этапах формирования и разработки стратегии развития компании, планирования ее рыночной деятельности, а также при проведении мониторинга и контроля за ее деятельностью. Сегодня анализ рыночной среды компании считается одним из важнейших процессов в формировании системы маркетинговых коммуникаций фирмы, который заслуживает большого внимания.
Цели и задачи анализа рыночной среды компании
Анализ рыночной среды представляет собой комплексный процесс ее изучения и оценки. Анализ рыночной среды всегда проводится с определенной целью, исходя из которой, определяется спектр задач, решаемых в процессе анализа. Обычно анализ рыночной среды проводится с целью оценки состояния и возможностей дельнейшего развития субъектов организации и факторов окружающей среды.
Обычно начинается анализ рыночной среды с изучения спроса и торговой конъюнктуры. В рамках данного направления основополагающая роль отводится текущему или оперативному изучению конъюнктуры рынка, изучению характера и объемов спроса, выявлению тенденций его изменения и моделированию его закономерностей.
Важная роль в анализе рыночной среды отводится изучению потребителей и конкурентов.
Потребители изучаются, прежде всего, с точки зрения имеющихся у них нужд и потребностей, их покупательского поведения и покупательских возможностей. Изучение потребителей позволяет компании определить, какие потребности рынка остаются неудовлетворенными, как можно наилучшим образом их удовлетворить, а самой главное – какими мотивами потребители руководствуются при выборе того или иного товара (услуги). С опорой на эту информацию компания формирует комплекс маркетинга, разрабатывая эффективные решения в области стимулирования сбыта и рыночного продвижения.
Конкуренты также подвергаются тщательному анализу, входе которого определяются их сильные и слабые стороны, стратегии рыночного поведения и используемые ими инструменты конкурентной борьбы. С опорой на эту информацию компания может определить собственные конкурентные преимущества, оценить общий уровень своей конкурентоспособности и разработать конкурентную стратегию рыночного поведения.
Помимо прочего, анализ рыночной среды требует необходимости учета факторов не только непосредственного окружения компании, но и той макросреды, в которой она функционирует. К числу основных факторов макросреды принято относить факторы политического, экономического, научно-технического, социального порядка и пр.
Так или иначе, анализа рыночной среды компании требует комплексного подхода к своей организации.
Методические основы проведения анализа рыночной среды компании
В основе проведения анализа рыночной среды компании лежит использование обширного инструментария, включающего в себя методы стратегического и маркетингового анализа. Основными и наиболее часто используемыми из них считаются:
Обычно они дополняются PEST-анализом внешнего макроокружения и завершаются комплексным SWOT-анализом внешней и внутренней среды компании.
Следует понимать, что проведение анализа рыночной среды – процесс поэтапный. В общем виде схема его реализации представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Примерная схема исследования рыночной среды компании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, начинается все с постановки целей и задач проводимого исследования, а также выбора методического инструментария его проведения и назначения лиц, несущих ответственность за его проведение. После этого производится изучение рыночной конъюнктуры и анализ представителей непосредственного окружения фирмы.
Рыночная среда
Три уровня среды следующие:
Анализ среды макромаркетинга предназначен для лучшего понимания среды, адаптации к социальной среде и изменений, чтобы достичь цели корпоративного маркетинга. [4]
Силы, близкие к компании, которые влияют на ее способность обслуживать клиентов, включают внутреннюю среду, поставщиков-клиентов, маркетинговых посредников, конкурентов и публику.
Более крупные социальные силы, которые влияют на всю микросреду, включают демографическую среду, политическую среду, культурную среду, природную среду, технологическую среду и экономическую среду.
СОДЕРЖАНИЕ
Внутренняя среда [ править ]
Внутренняя среда «состоит из тех соответствующих физических и социальных факторов в границах организации или конкретного подразделения, принимающего решения, которые непосредственно учитываются при принятии решений людьми в этой системе». [1] Сюда входят все отделы, такие как менеджмент, финансы, исследования и разработки, закупки, коммерческие операции и бухгалтерский учет. Каждый из этих отделов влияет на маркетинговые решения. Например, исследования и разработки вносят вклад в то, какие функции может выполнять продукт, а бухгалтерский учет утверждает финансовую сторону маркетинговых планов и бюджета в случае неудовлетворенности клиентов. Менеджеры по маркетингу должны следить за наличием поставок и другими тенденциями, связанными с поставщиками, чтобы гарантировать, что продукт будет доставлен клиентам в сроки, необходимые для поддержания прочных отношений с клиентами. Эти внутренние факторы могут в определенной степени контролироваться организацией. Факторы внутренней среды контролируют организацию бизнеса.
Внешняя среда [ править ]
Внешняя среда «состоит из тех соответствующих физических и социальных факторов, которые находятся за пределами организации или конкретного подразделения, принимающего решения, которые непосредственно принимаются во внимание». [1] Внешняя среда может быть далее разбита на микро- и макросреду.
Микро-среда [ править ]
Микросреда состоит из клиентов, партнеров и конкурентов. [3] Самым важным аспектом микросреды является рынок потребителей. [5] Существуют различные типы клиентских рынков, включая потребительские рынки, бизнес-рынки, государственные рынки, международные рынки глобализации и рынки торговых посредников. Потребительский рынок состоит из людей, которые покупают товары и услуги для личного пользования или использования в домашних условиях. Деловые рынки включают рынки, на которых покупаются товары и услуги для использования при производстве собственных продуктов для продажи. Это отличается от рынка торговых посредников, который включает некоммерческую деятельность, заключающуюся в закупке товаров для перепродажи с целью получения прибыли. Это те же компании, которые упоминаются как рыночные посредники. Государственный рынок состоит из государственных учреждений, которые покупают товары для оказания государственных услуг или передают товары другим лицам, которые в них нуждаются. Международные рынки включают покупателей из других стран и клиентов из предыдущих категорий. [ необходима цитата ]
Конкуренты также являются фактором микросреды и включают компании, предлагающие аналогичные товары и услуги. Чтобы оставаться конкурентоспособной, компания должна учитывать своих крупнейших конкурентов, учитывая свой размер и положение в отрасли. Компания должна иметь стратегическое преимущество перед своими конкурентами.
Макро-среда [ править ]
Имея дело с маркетинговой средой, компании важно проявлять инициативу. Поступая таким образом, они могут создать такую среду, в которой они будут процветать, и смогут стать более эффективными за счет маркетинга в областях с наибольшим потребительским потенциалом. Важно уделять одинаковое внимание как макросреде, так и микросреде и соответствующим образом реагировать на изменения в них. [13]
Сканирование окружающей среды [ править ]
Процесс [ править ]
При рассмотрении слабых мест размещения организации в текущей деловой среде используется формальное экологическое сканирование. Обычный формальный процесс сканирования окружающей среды состоит из пяти этапов. Пять шагов имеют основополагающее значение для достижения каждого шага и могут в той или иной форме развивать друг друга:
Используемые источники информации [ править ]
Источники информации, используемые для получения знаний и понимания текущей бизнес-среды, в которой находится организация, можно разделить на две категории. Внешние и внутренние источники информации. Внешние источники не всегда находятся в опубликованной форме и могут включать устные источники, такие как « молва ». К внешним источникам информации относятся:
Барьеры [ править ]
Макросреда [ править ]
Сегментация макросреды в соответствии с шестью представленными факторами анализа PESTEL является отправной точкой глобального анализа окружающей среды.
Анализ PESTEL [ править ]
Шесть факторов окружающей среды анализа PESTEL следующие:
Политические факторы [ править ]
Экономические факторы [ править ]
Социокультурные [ править ]
Социокультурная среда смотрит на демографические характеристики текущей деловой среды. Он учитывает ценности, обычаи и нормы среды, в которой находится компания или организация. [21] При рассмотрении социокультурной среды важно учитывать социальные ценности окружающей среды. Организации смотрят на культурные характеристики общества и рассматривают все ценности и обычаи, которые часто связаны с культурой, когда они пытаются продавать и продавать продукт или услугу [20], такие как:
Технологические факторы [ править ]
Факторы окружающей среды [ править ]
Юридические факторы [ править ]
SWOT-анализ [ править ]
Мезоокружение [ править ]
Реферат: Рыночная среда. Регулируемые и нерегулируемые факторы
Название: Рыночная среда. Регулируемые и нерегулируемые факторы Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат Добавлен 17:50:14 25 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 943 Комментариев: 22 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||||
Степень регулируемости службой маркетинга | Принадлежность факторов к предприятию | |
Внешние | Внутренние | |
Регулируемые | Микросреда | |
Факторы непосредственного окружения | Факторы предприятия | |
Нерегулируемые | Макросреда | — |
Факторы предприятия характеризуют его трудовые, материальные и финансовые ресурсы, его организационную структуру. Факторы непосредственного окружения характеризуют участников рынка – поставщиков, потребителей, конкурентов, посредников, а также организации, непосредственно обслуживающие рынок, например банки, автопредприятия, строительные фирмы и т.д.
Весьма часто для решения практических задач может быть использована другая классификация параметров, согласно которой все параметры разделяются по степени директивности на :
· конъюнктурные параметры, под которыми понимаются основные рыночные параметры, возникающие под воздействием социально-экономических, организационно-правовых, общественно-политических и иных условий и определяющих соотношение спроса и предложения на рынке в каждый момент времени;
· рекомендуемые (справочные) параметры, под которыми понимаются параметры хозяйственной и рыночной деятельности предприятия, имеющие справочный, организационно-методический, научно-технический или какой-либо иной статус, не предусматривающий обязательность их соблюдения;
· директивно заданные параметры, т.е. параметры регламентируемые действующими нормативными актами, нормами, методы и принципы осуществления предприятием хозяйственной и иной деятельности.
В ряде случаев директивно установленные параметры могут трактоваться как управляющие по отношению к предприятию и рыночной среде воздействия органов власти и управления всех уровней и/или акционеров (совладельцев) предприятия.
Степень директивности параметра устанавливается в соответствии с формой взаимодействия, в рамках которой формируется данный параметр.
Это способы классификации параметров позволяют формализовано описать процесс встречного влияния предприятия на параметры внешней среды. Соответственно к данному процессу могут быть отнесены:
· формирование конъюктурных эндогенных (внутренних) параметров в пределах внешней и/или внутренней среды предприятия;
· формирование директивных эндогенных параметров в пределах внешней и/или внутренней среды предприятия;
В общем случае, потенциал встречного влияния промышленного предприятия на параметры внешней среды определяется следующими характеристиками:
· масштабы и социально-экономические результаты деятельности предприятия;
· стратегическая значимость предприятия (принадлежность к структурно-образующей отрасли, доля в структурно-образующей отрасли);
· географическая локализация предприятия и подконтрольных ему структур;
· контроль над средствами массовой информации;
· развитость институциальной (коммерческой и социальной) структуры, в том числе принадлежность к крупным ФПГ;
· личные качества и достижения(в том числе, социально-политические) руководства предприятия.
Каждый из указанных параметров является комплексным, обладает различной значимостью и требует дальнейшей детализации.
Отслеживание внутренней среды предприятия может внести значительный вклад в жизнедеятельность и процветание предприятия. Микросреда определяет на предприятии: состояние финансов, уровень внедрения научно- технического прогресса (НТП), уровень организации управления, стратегию предприятия, уровень квалификации кадров. Концепция микросреды привлекает внимание к ближайшим рынкам и поставщикам, а также факторам, влияющим на место организации внутри этой среды.
Особо следует выделить систему информации и управления, которые обеспечивают функционирование всей маркетинговой системы предприятия и позволяют провести процедуру исследования окружающей среды, которая включает анализ: рыночной ситуации, покупателей, конкурентов, товаров и т.д.
Результат правильного отслеживания окружающей среды можно подытожить следующим образом:
1. Повышение осведомленности руководства о переменах в макро и микро среде.
2. Обоснованный и более глубокий анализ отрасли и рынка.
3. Более эффективное текущее и стратегическое планирование и принятие решений.
2.Упаковка. Процесс упаковки и основные функции. Этикетка.
Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Упаковка может играть несущественную роль (например, для недорогих изделий), а может приобретать и очень большое значение (например, для косметики). Некоторые образцы упаковки, такие как бутылки для кока-колы, знамениты во всем мире. Многие деятели рынка называют упаковку пятой основной переменной маркетинга в дополнение к товару, цене, методам распространения и стимулирования. Однако большинство продавцов рассматривает упаковку как один из элементов товарной политики.
Упаковка – разработка и производство вместилища или оболочки товара.
Вместилище или оболочка – это разные варианты упаковки, которая включает в себя три слоя. Внутренняя упаковка – это непосредственно вместилище товара. Для лосьона после бритья «Олд Спай-с» внутренней упаковкой будет бутылка, в которую он налит. Под внешней упаковкой имеют в виду материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке товара к непосредственному использованию. Для бутылки с лосьоном внешней упаковкой служит картонная коробка, которая обеспечивает дополнительную защиту и предоставляет производителю возможность использовать ее для целей стимулирования сбыта товара. Под транспортной упаковкой имеют в виду вместилище необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. Для лосьона «Олд Спай-с» транспортной упаковкой будет ящик из гофрированного картона, вмещающий 72 бутылки. И, наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее.
В последнее время упаковка превратилась в одно из действенных орудий маркетинга. Хорошо спроектированная упаковка может оказаться для потребителя дополнительным удобством, а для производителей – дополнительным средством стимулирования сбыта. Расширению использования упаковки в качестве орудия маркетинга способствуют самые различные факторы:
— Самообслуживание в торговле. Упаковка должна выполнять многие функции продавца, привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление в целом.
— Рост достатка потребителей. Имеется возможность заплатить немного больше за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки.
— Образ фирмы и образ марки. Любой покупатель пленки тотчас узнает знакомые желтые коробочки пленки «Кодак».
— Возможность для новаторства. Может принести производителю большие выгоды. Упаковав плавленый сыр в жестяные банки, фирма «Крафт» увеличила срок хранения сыра в магазине и создала себе репутацию надежного производителя.
Разработка эффективной упаковки для нового товара может обойтись фирме в несколько сотен тысяч долларов и растянуться от нескольких месяцев до года. Важность упаковки невозможно переоценить, учитывая такие ее функции, как привлечение внимания потребителей и обеспечение их удовлетворенности. При этом фирмы не должны забывать о социальной озабоченности проблемами упаковки и принимать решения, столь же отвечающие интересам общества, как и насущным интересам потребителей и самих фирм.
2.2.Упаковка и общественно-государственная политика
Проблемы упаковки все больше привлекают к себе внимание общественности. Принимая решения относительно упаковки, деятели рынка должны учитывать следующие обстоятельства:
1. Отражение истины на упаковке и в маркировке. Согласно закону об учреждении Федеральной торговой комиссии, принятому в 1914 г., лживые, вводящие в заблуждение или обманные ярлыки и этикетки, равно как и упаковка подобного типа, считаются приемами недобросовестной конкуренции. Управление по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств требует от производителей пищевых продуктов, подвергшихся технологической обработке, отражения в маркировке питательной ценности этих продуктов с четким указанием количественного содержания белков, жиров, углеводов и калорий в каждой товарной единице.
2. Чрезмерная стоимость упаковки. Критики обращают внимание на внешнюю упаковку разового пользования, рассчитанную «на выброс», и задаются вопросами о ее ценности для потребителя.
3. Использование дефицитных ресурсов. Растущая озабоченность нехваткой бумаги, алюминия и других материалов ставит на повестку дня вопрос о необходимости дополнительных усилий со стороны промышленности по экономии упаковочных материалов. В некоторых штатах приняты законы, запрещающие использование невозвратной тары или облагающие ее налогом.
4. Загрязнение окружающей среды. Около 40% всех твердых отходов приходится в США на долю выброшенной упаковки, создающей проблему для ее утилизации, решение которой требует огромных затрат труда и энергии.
Все эти нерешенные проблемы обострили заинтересованность общественности в новых законах, регулирующих производство упаковки.
4. Привлекательное графическое решение этикетки способствует продвижению товара.
Какие контролируемые факторы интегрирует в себе микросреда?
B. Модель менеджмента.
C. Инфраструктура компании.
Микросреда маркетинга — совокупность внутренних и внешних факторов, контролируемых или частично контролируемых компанией, которые влияют и обеспечивают намеченные результаты маркетинговой деятельности.
Контроль факторов микросреды в первую очередь зависит от эффективности выбранной модели менеджмента, включающей формирование миссии фирмы, организационную структуру управления, стили руководства, иерархию межличностных отношений, квалификацию кадров, их заинтересованность в результатах труда. При этом очень важным является отношение руководства организации малого бизнеса к маркетинговой службе.
Инструменты маркетинга нацелены на успешную реализацию миссии фирмы в результате создания маркетинговых программ и гибкого использования товарной, ценовой, распределительной и коммуникативной политики компании.
Система культуры организации предполагает наличие единого комплекса духовных ценностей в трудовом коллективе, культуру психологического взаимодействия, социальную ответственность за результаты труда, его безопасность с использованием элементов социально-правовой защиты, стимулирования труда, профилактики здоровья.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.
3. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус.Экономика.. М.: «Бином-КноРус» 1997 год.
4. Управление маркетингм.: Учеб. Пособие/ Под ред. Проф. И.М. Синяевой.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: вузовский учебник, 2009.-416с.ом Ф. Котлер. Основы маркетинга. М.: «Бизнес-книга», 1995 г.
5. Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. – М.: Экономика, 1994.
6. Яккока Л. Карьера менеджера/ Пер. с англ.; Худ. Обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001.
7. Начала маркетинга. – Новосибирск: Наука, 1990. Ч 1,2.
- Что такое рыночная ситуация
- Что такое рыночная структура