Что такое самоопределение в психологии
Проблемы самоопределения личности в современном мире
В статье рассказывается:
Проблемы самоопределения личности в современном мире – та сторона нашей реальности, которую не обходят стороной ни специалисты, ни обычные люди. Ведь это касается каждого, причем вовсе не обязательно дело в вопросе выбора будущей профессии.
Данные проблемы гораздо глубже. И часто от того, насколько хорошо человек сумеет с ними справиться, зависит вся его дальнейшая жизнь. Тут можно говорить и о карьере, и о самореализации, и даже об умении социализироваться в обществе.
Суть самоопределения
Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью индивидуальных ценностей, определение целей, возможностей, норм поведения и критериев, согласно которым человек формирует для себя оценку собственной личности и достижений.
Процесс самоопределения у зрелой личности продолжается всю сознательную жизнь. Человек ищет ответы на вопросы: кто я, зачем я живу, чего могу достичь, в чем мое предназначение, как я могу помочь тем, кто мне дорог, и т.д.
В процессе самоопределения человек формирует смысл своего существования, соединяя в одну целостную систему понимание о себе самом и представление об окружающем мире. Самоопределение и самосознание – разные понятия; осознание себя не означает, что человек перешел на следующую ступень и задумался о том, на что он действительно способен и что от него требуется. Этапы самоопределения и сама потребность в нем зависят от возраста человека, системы социальных связей, окружающей среды, в которой тот находится (и того, насколько сильно окружающая ситуация подстегивает к таким размышлениям). Кроме того, большую роль играют личностные качества – степень мотивации и готовности к действиям.
Самоопределение – один из этапов социализации. Смысл процесса самоопределения заключается в выстраивании у личности понятия смысла жизни и осознания целей. На этом этапе человек формирует для себя картину самостоятельной жизнедеятельности, опираясь как на собственные желания, возможности и присущие ему качества, так и на ожидания социума и требования со стороны окружающих.
3 вида самоопределения
В исследованиях и практике психологии нашли отражение 3 вида самоопределения: личностное, профессиональное и жизненное. Все они находятся в тесном взаимодействии и часто перетекают друг в друга.
Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной
Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.
Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.
Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:
Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”
5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели
Руководство “Как построить здоровые отношения”
5 ошибок, которые убивают любовь
Инструкция по поиску своего предназначения
16 вопросов, которые помогут найти свое дело
Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”
7 уроков для достижения жизни Мечты
После прохождения первых трех стадий самоопределения личность переходит на следующий этап. Осознав собственную индивидуальность, определившись с жизненными целями и профессиональной деятельностью, человек начинает поиск своего места в социуме. В зависимости от приоритетов и целей он может создать или не создать семью. Кроме вышеназванных видов самоопределения, существуют также религиозное, социальное и прочие. Все виды самоопределения взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга, могут развиваться как одновременно, так и последовательно.
Проблемы личностного и жизненного самоопределения
Так как первые два вида самоопределения – личностное и жизненное – прочно взаимодействуют друг с другом, проблемы у этих процессов общие. Не секрет, что свойства и характеристики личности формируются в течение всей жизни, с самого рождения. Некоторые типичные проблемы самоопределения личности уходят корнями в глубокое детство. Вот некоторые из них.
Адекватное сознание должно с детства воспитываться в четких рамках соотношения обязанностей и долженствования. На взаимосвязи и балансе долга и обязанностей построены отношения – ими руководствуется и большой социум (государство), и малый (например, семья или рабочий коллектив), и каждый отдельный индивид. При нарушении этого баланса обязанностей и долженствования возникают проблемы.
Если рассматривать отдельно психологическую проблему самоопределения личности, можно обозначить несколько распространенных ошибок. Во-первых, самоопределение человека может быть выстроено несколько однобоко: он прекрасно знает и истово блюдет собственные права и обязанности, но не понимает или отказывается признавать, что окружающие также таковыми располагают. Такое инфантильное самосознание, присущее многим людям в сознательном возрасте, может быть как результатом неправильного воспитания, так и вполне осознанным самоопределением личности как выбора жизненного пути.
Во-вторых, у личности может просто не быть четкого понимания сферы своих обязанностей, либо же у нее отсутствуют необходимые нравственные ценности и критерии, вследствие чего она просто не осознает чувство долга. Наиболее сильно такое свойство личности влияет на близкие отношения – дружеские, семейные, любовные. Большинство проблем, которые возникают в отношениях супругов, детей и родителей, родственников и друзей, связаны именно с отсутствием четкого регулирования и баланса долга и обязанностей.
В последнее время широко распространен совет «полюби себя – и другие тебя полюбят». Между тем, такая рекомендация не только ошибочна, но даже вредна – в жизни подобный совет принесет совершенно противоположный результат. Человеческая психика такова, что к персонам, которые всегда и во всем демонстративно проявляют любовь к себе, люди относятся настороженно, подсознательно понимая, что такой человек никогда и ни в чем не пойдет навстречу. В таком случае сложно говорить и о настоящей любви. Адекватно выстроенная личность понимает, что нормальный уровень любви к себе уже заложен в природной сущности человека, как существа, наделенного самосознанием.
Личность с такой ошибкой самоопределения находится в плену иллюзии как относительно людей, которые ее окружают, так и самой жизни в целом. Как ни крути, реальность такова, что люди предпочитают жить, руководствуясь принципом «ты – мне, я – тебе», причем это относится даже к тем, кого связывают близкие отношения.
Конечно, альтруизм – высокая нравственная норма, необходимая во взаимоотношениях людей. Значение самого явления бескорыстной помощи сложно переоценить. Однако злоупотребление бескорыстием может «выйти боком» как отдающей, так и принимающей стороне – первого заподозрят в заглаживании какой-либо вины, второго заклеймят нахлебником.
Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней
Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»
Бедный человек не тот, у которого нет
ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.
Какая твоя истинная мечта?
Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.
Кроме того, в эту же категорию ошибок самоопределения можно отнести позицию «миром правит доброта». Без сомнения, добро победит, но, возможно, не сейчас и не здесь, и не с таким разгромным счетом, как хотелось бы. Если подытожить: личность должна иметь четкое понимание того, что не все в жизни идет гладко, и быть готова противостоять неприятностям.
Наша реальность такова, что среди людей кто-то всегда будет лучше и умнее, а кто-то хуже. Необходимо понимать, что человеку не так легко объективно обозначить собственный умственный уровень, а определить ум другого со стороны так и вовсе куда сложнее. Поэтому наиболее разумным будет предполагать, что всегда были и будут другие люди, которые либо на уровне с вами, либо умнее вас. Их положение на социальной лестнице может быть как выше, так и ниже вашего. Считать бедность признаком недалекого ума может только ограниченный духовно человек.
Определить, кто как личность хуже, а кто лучше – еще одно неблагодарное занятие, хотя бы потому, что все критерии такого определения учесть невозможно. Каждый человек приходит в этот мир, имея свою судьбу и предназначение, каждый проживет и счастливые моменты, и горестные. Поговорка «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» появилась не на ровном месте – не стоит считать себя лучше или хуже других. Все мы разные. Если другим интересно, пускай судят, а жизнь все расставит по своим местам.
Проблемы профессионального самоопределения личности
В настоящее время молодое поколение практически не получает информации, которая поможет с профессионально-социальным самоопределением. Большинство образовательных учреждений не уделяют достаточного внимания этой теме или не поднимают ее вовсе. Как правило, весь разбор такого важного вопроса ограничивается несколькими занятиями у педагога-психолога или в группе профподготовки.
Однако такого короткого срока недостаточно для изучения индивидуальных предпочтений и способностей, оценки личностных качеств подростков. Дальше ситуация развивается так: молодые люди вынуждены выбрать для поступления высшее или среднее учебное заведение, тем самым определившись с профессией. Однако выбор этот, как правило, происходит не осознанно и аргументировано, опираясь на четкое понимание дальнейшей деятельности, а под влиянием других факторов.
Тест, вскрывающий проблемы в подсознании:
В таком важном моменте, как выбор будущей профессии, помощь родителей неоценима – ведь именно они должны знать интересы и способности своего ребенка лучше других. Увы, часто этому вопросу не придается большого значения, а профессию родители выбирают самостоятельно исходя из собственного представления о том, что подойдет и понравится ребенку. Отлично, если выбор будет удачным и профессия как минимум не вызовет отторжения. Увы, часто возможны разногласия между старшим и младшим поколением – например, мать-медсестра будет настойчиво советовать дочери поступать в медицинский вуз.
Учитывая то, что в последнее время уровень благосостояния и комфорта неуклонно растет, нет ничего удивительного в том, что современная молодежь, в отличие от старшего поколения, обращает гораздо большее внимание на качество жизни. Юноши и девушки выбирают профессию, опираясь на возможную финансовую выгоду, а не на собственные предпочтения и интересы. К примеру, подросток выберет адвокатскую деятельность или топ-менеджмент, понимая, что в будущем это принесет высокий доход.
Любому человеку необходима уверенность в завтрашнем дне, поэтому, помимо вышесказанного, на выбор профессии также влияет рынок труда. В разные периоды какие-то профессии востребованы меньше, какие-то – больше и считаются престижными или модными. Это может быть чистой правдой, но не стоит гнаться за социальным статусом, например, идти учиться на страхового эксперта, если к этой профессии совершенно не лежит душа.
После всего вышесказанного нужно добавить, что необдуманный подход к выбору профессии в юности в более зрелом возрасте может стать причиной тяжелых внутренних противоречий. Человек будет ощущать неудовлетворенность и свою нереализованность в профессиональной сфере. Такое происходит не так уж редко: более 80 % молодых людей в возрасте от 25 до 30 лет меняют сферу профессиональной деятельности и снова ищут свое место в жизни.
Взаимосвязь самоопределения и самореализации
В процессе становления личности человеку необходимо пройти этап самоопределения – без этого невозможна самореализация. Человек должен осознать собственное предназначение, научиться добиваться поставленных целей, осознавать свою ценность и найти применение знаниям и умениям.
Самоопределение личности
Это обусловлено тем, что самоопределение напрямую зависит от таких устойчивых личностных характеристик как локус контроля, ответственность, поленезависимость. С точки зрения оценки индивидуальной способности к самоопределению весьма показательны эксперименты С. Милграма по изучению конформности. Сама общая схема этих экспериментов — отсутствие четких поведенческих норм (с одной стороны — согласие следовать инструкциям экспериментатора, с другой, как морально-нравственные, так и официально-общественные нормы, прямо запрещающие причинять вред другому человеку) и однозначно «правильного» решения в сочетании с высокой «ценой вопроса» (здоровье и даже жизнь предполагаемой «жертвы») для испытуемых, позволяют интерпретировать полученные результаты как проявление или, наоборот, отсутсвие личностного самоопределения в экспериментальной ситуации.
Как известно, по результатам всех экспериментальных серий, 65% испытуемых дошли до применения к «жертве» смертельных ударов током (свыше 420 В), хотя уже при ударе в 150 В, сопровождавшемся стоном того, на кого якобы воздействуют, таким образом, абсолютное большинство испытуемых начинало испытывать беспокойство и, более того, протестовать против продолжения эксперимента. Сам С. Милграм следующим образом описывал типичное поведение такого рода: «После применения удара в 150 вольт он (испытуемый — В. И., М. К.) возбужденно заговорил с экспериментатором.
Испытуемый нажимает кнопку 150 вольт. Мне продолжать?
180 вольт. Нет, он не выдержит. Я не собираюсь убивать его. Вы слышите, как он кричит! Ему больно. Он кричит, понимаете, кричит! Вы слышите? Зачем мне все это? Он не выдержит. Тут еще столько тумблеров! Господи, а если с ним что-то случится? Интересно, кто будет отвечать за это?
(Экспериментатор берет ответственность на себя). Ну ладно, смотрите.
195 вольт. Боже, как он надрывается! Вы слышите? Как же так.
Экспериментатор: По условиям эксперимента вы должны наращивать силу удара.
Да, я знаю, но понимаете. ну. он ведь не знает, через что ему предстоит пройти. Он просто не выдержит.
240 вольт. Нет, с меня хватит. Что? Я должен продолжать? Нет, я не собираюсь убивать его. Тут есть и 450 вольт — это уже слишком. (Экспериментатор: По условиям эксперимента вы должны наращивать силу удара). — Я знаю, знаю, но ведь он кричит там. »1.
Как отмечает С. Милграм, «несмотря на то, что испытуемый постоянно сопровождал свои действия весьма эмоциональными возражениями, он тем не менее до самого конца подчинялся приказам экспериментатора и в итоге применил самый сильный разряд тока. Мы имеем здесь любопытный пример несоответсвия между поступком и словом. На вербальном уровне испытуемый проявил решительное нежелание продолжать процедуру, но в своих действиях шел на поводу у экспериментатора. Он не хотел подвергать жертву ударам тока, ему было чрезвычайно неприятно делать это, но он не смог достаточно энергично и убедительно сформулировать отказ от дальнейшего участия в эксперименте, который освободил бы его от власти экспериментатора»2.
Подобное расхождение между словом и делом является наиболее отчетливым показателем отсутсвия личностного самоопределения индивида. В этой связи следует отметить, что другим, хотя не столь однозначным, но тем не менее достаточно прогностичным признаком, указывающим на отсутсвие четко выраженной субъектной позиции индивида, наряду с вербально озвученными сомнениями относительно того, как следует поступить в той или иной ситуации (что имело место в рассматриваемом примере), являются клятвенные заверения относительно предполагаемых действий и намерений. В этом случае, перед нами своего рода формула самоопределения, поскольку, всевозможные «клятвы» в широком смысле слова, как правило, адресуются индивидом не только (а в целом ряде случаев даже не столько) партнеру по взаимодействию, сколько самому себе с тем, чтобы преодолеть внутренние сомнения (зачастую не осознаваемые). Это получило подтверждение и в исследовании С. Милграма — те из испытуемых, кто, вопреки внешнему давлению занял четкую позицию относительно продолжения своего участия в эксперименте, т. е. самоопределился, в достаточно лаконичной и недвусмысленной форме заявили об этом: «Тот человек, он стучит там. Он хочет, чтобы его выпустили. Мне очень жаль, но если человек не хочет, я должен остановиться. Я лучше верну деньги (за участие в эксперименте испытуемые получали денежное вознаграждение — В. И., М. К.). Я не хочу причинять ему вред. Извините, но если он хочет выбраться оттуда, я больше не буду наказывать его. Никакие деньги не заставят меня причинить боль другому человеку»3.
Наиболее интересны, с точки зрения проблемы самоопределения личности, результаты экспериментальной серии, по условиям которой решение о величине разряда за неправильный ответ принималось группой из трех «учителей», двое из которых были ассистентами С. Милграма. Согласно инструкции, каждый из «учителей» по очереди вносят свое предложение о силе разряда, при этом применяется минимальный из них. Экспериментальная процедура была организована таким образом, что первыми свои предложения вносили «подсадные» испытуемые, предлагавшие последовательно увеличивать силу тока за каждую очередную ошибку «ученика». Понятно, что в таких условиях реальный испытуемый, с одной стороны, подвергался внешнему воздействию со стороны своих «коллег», при этом сохраняя возможность решительным образом влиять на ситуацию, то есть занимать отчетливо субъектную позицию. В контрольном эксперименте те же самые реальные испытуемые единолично принимали решение о силе удара током.
Как показало сравнение результатов двух проб, большинство испытуемых в контрольной ситуации прибегали к значительно менее жестокому «наказанию», чем действуя в «команде учителей». Хотя традиционно этот разрыв оценивается в логике классической связки конформизм-нонконформизм как показатель влияния группы, представляется совершенно правомерным интерпретировать его и как факт по крайней мере частичного отказа испытуемыми от собственной субъектности под достаточно слабым внешним воздействием в ситуации нормативной неопределенности, что является прямым следствием отсутствия или слабой выраженности их личностного самоопределения.
Обращает на себя внимание практически равный (в рамах статистической погрешности) процент испытуемых, занявших твердые, хотя и диаметрально противоположные в содержательном плане позиции в данной ситуации. Это позволяет предположить, что именно такова (7—10% от всей выборки) представленность индивидов с отчетливо выраженной способностью к личностному самоопределению в рамках обследованного С.Милграмом контингента и при этом именно в заданных экспериментальных условиях. Для интерпретационных целей, по-видимому, немаловажен, например, тот факт, что по результатам классического эксперимента С. Аша (исследование конформной и нонконформной реакции в улосвиях группового давления) примерно такое же число испытуемых — 8—10% — проявили нонконформную реакцию.
В этой связи нельзя, также не отметить, что сама по себе способность к самоопределению не является показателем просоциальной направленности и гуманистической ориентации личности. Интерпретационным ключом, позволяющим соотнести личностную активность индивида, направленную на отстаивание субъектной позиции, с его ценностными ориентациями может служить получивший распространение именно в социальной психологии, «дочерний» по отношению к понятию «самоопределение личности» термин «самоопределение личности в группе».
В специальной психологии, помимо понятия «самоопределение личности», которое характеризует глобально интегральный способ личностной активности, традиционно используется «дочерний» термин, раскрывающий специфику отношений личности в конкретном сообществе — «самоопределение личности в группе». Этим термином, как правило, обозначают вполне осознанное и столь же откровенно дифференцированное отношение личности к предъявляемым ей группой образцам активности, основанием чему выступают сформированные в качестве, прежде всего, нравственных ориентиров нормы, ценности, идеалы, своды правил, кодексы чести, оценки, представления о просоциальности. Именно с опорой на эту базу одни воздействия группы личностью отвергаются, а другие — принимаются. Таким образом, традиционно воспринимаемые как единственно возможная альтернатива, способы конформного и нонконформного поведения оказывается ложной дихотомической схемой (А. В.Петровский) и возникает третий реальный путь личностного становления и развития в рамках конкретной группы и широкого социума в целом — коллективистское самоопределение личности. При этом в экспериментальных исследованиях, проведенных на основе теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах, было показано, что в сообществах разного уровня социально-психологического развития и психологическое содержание, и степень выраженности данного социально-психологического феномена принципиально различны. В общностях высокого уровня развития типа коллектива личность даже в ситуации, когда сама группа демонстрирует (например, в специально созданных экспериментальных условиях) отступление или нарушение выработанных или закрепленных в ее жизнедеятельности норм, продолжает придерживаться именно их и отстаивать необходимость их не нарушать, несмотря на давление группы. Помимо этого, такая личность, личность которую отличает высокая степень коллективистского самоопределения, выступает как бы транслятором тех норм, которые выработаны и закреплены в высокоразвитой общности, даже не контактируя с ней и, более того, покинув ее навсегда. Подобную картину личностной активности крайне редко можно зафиксировать, если речь идет о представителях групп низкоразвитых. Если все же феномен самоопределения личности в них выявлен, то чаще всего базовым основанием такой личностной активности оказываются либо своеобразные индивидуально-психологические характеристики конкретной личности, либо предшествующий опыт ее жизнедеятельности в высокоразвитых сообществах. Экспериментальная схема исследования самоопределения личности в группе и развернутое описание методической процедуры выявления этого социально-психологического феномена наиболее подробно описаны в книге «Психологическая теория коллектива» (М., 1979).
Для практического социального психолога, озаботившегося не столько констатационно-диагностическим изучением интересующей его группы или организации, а ориентированным на реальные психологические поддержку и сопровождение конкретной общности, выявление круга индивидов, способных не только на локальные акты личностного самоопределения, а занимающих эту позицию в логике стиля жизненного существования, — единственная возможность реально опереться на тех, кто является действенными его сторонниками в становлении данной группы в качестве высокоразвитой в социально-психологическом плане общности.
* * *
самостоятельный Выбор человеком своего жизненного пути, своих целей, ценностей, нравственных норм, форм поведения.
сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.
StudyInFocus
Высшее образование в Германии
News Articles
Возможно вы ищите.
Blog Posts
Ключ к счастью
Наверно, никогда еще за всю историю человечества не придавалось такое большое значение развитию индивидуальности человека, как это происходит сейчас.
Но, несмотря на то, что каждый человек — особенный, со своими взглядами на жизнь, поведением, мечтами, есть общие ценности, одинаково важные для любого индивида.
Одна из таких ценностей — счастье.
Все люди желают быть счастливыми, но далеко не каждый человек знает, как этого достичь. Зачастую настоящее счастье подменяется какими-то приобретениями, о которых мечтают, но, добившись, понимают, что они не имеют никакого отношения к счастью.
Основным условием обретения счастья является свобода.
У этого понятия есть не только буквальный смысл, но и более глубокий — внутренняя свобода. Только обретя внутреннюю свободу, человек может чувствовать всю полноту и осмысленность жизни и быть счастливым.
О том, что такое свобода, и как ее достичь, рассуждают немало. Существует множество музыкальных и литературных произведений о поисках свободы. Но психология, изучив этот феномен, уже выдала нам решение: механизмом обретения внутренней свободы является самоопределение.
Что такое самоопределение личности
Итак, без самоопределения невозможно обрести внутреннюю свободу, а без свободы не стать счастливым человеком. Что же такое это самоопределение?
Интересно!
Вопросами самоопределения в первой половине 20 в. много занимался советский ученый и философ Сергей Рубинштейн, получивший образование в Марбургском университете в Германии.
Самоопределением психологи называют процесс, а также результат выбора своего места в жизни. Этот выбор затрагивает не только позиционирование, но и цели, а также средства, через которые человек самоосуществляется.
Выбор человека в реальной жизни, как правило, имеет ограничения. Есть определенная стартовая позиция, и она не одинакова у разных людей.
Но у каждого человека есть выбор, как реагировать на ограничения.
Кто-то «складывает крылышки» и смиряется с тем, что его мечты сложно осуществить, а кто-то ищет пути и возможности для достижения целей.
Представим молодого человека, к примеру, из российской глубинки. Как и большинство людей, он мечтает иметь обеспеченную жизнь, любимую работу, возможность посмотреть мир, но вокруг он видит людей, которые ненавидят свою работу, и занимаются ею только потому, что у них нет других способов заработать на жизнь.
Вам также может быть интересно:
По окончании школы он может поступить только в местный вуз, на одну из специальностей, которые этот вуз предлагает. Он сталкивается с ограниченностью своего выбора, и может опустить руки, поскольку в столичных вузах, предлагающих эту специальность, очень высокий конкурс, который ему, скорее всего, не пройти, а платное обучение и жизнь в крупном городе не по карману его семье.
Но есть и другой вариант: не отказываться от своей мечты, достигнуть желаемого.
Высшее образование можно получить в Европе, и это будет бесплатно.
Такой вариант обучения возможен в немецких вузах.
Вузы Германии не требуют результатов ЕГЭ; в конкурсе участвуют оценки из аттестата, подготовительного колледжа или вуза, в котором абитуриент учился на родине.
Какие преимущества, помимо бесплатного обучения, есть у немецких вузов:
Если отбросить стереотипы, оказывается, что выбор может быть намного шире, чем это казалось на первый взгляд.
Но у гипотетического молодого человека из глубинки может не хватить смелости действовать нестандартным образом, и дело тут не в трусости, а в предусмотрительности. Поступление в иностранный вуз связано с большим количеством различных хлопот, оформлением документов, и все они должны быть готовы к определенному сроку. Получается довольно сложная система, перед которой неподготовленный человек испытывает закономерную робость.
Но и здесь есть выбор: можно довериться специалистам, которые знают, как все сделать правильно и вовремя, и действовать с их помощью.
Человек, который с юности предпочитает узнавать информацию и делать активный осмысленный выбор, формируется совсем не так, как тот, кто привык плыть по течению и подчиняться обстоятельствам. В приведенном примере молодой человек имеет мотивацию — желание освоить интересную и перспективную профессию, которая позволит ему работать с увлечением и улучшить свою жизнь. Столкнувшись с препятствиями, он может подчиниться им или искать другие пути достижения своих целей. Это и есть самоопределение, в процессе которого человек обретает внутреннюю свободу как понимание, что он сам управляет своей судьбой.
Получив этот опыт, он уже не сможет в будущем вяло плыть по течению, ведь он ощутил свободу и связанное с ней самоуважение, а значит, его жизнь будет более интересной, осмысленной и счастливой.
Виды самоопределения
Самоопределение изучают такие науки, как:
Каждая наука изучает те или иные аспекты этого феномена.
Выделяют несколько видов самоопределения человека. Основные виды самоопределения: личностное, жизненное и профессиональное.
Личностное самоопределение — это определение и реализация себя на основе критериев, выработанных обществом и принятых данной личностью (поиск и утверждение среди окружающих собственного «я»).
Жизненное самоопределение — это выбор социальных ролей, стиля жизни.
Профессиональное самоопределение личности — это осознанное построение профессиональных перспектив.
Также изучают следующие виды самоопределения:
Самоопределение в подростковом возрасте
Самоопределение — это, прежде всего, процесс. Он подвергается корректировкам в течение всей жизни человека. Но наиболее активно он протекает в подростковом возрасте.
Интересно!
Подросток — уже не ребенок, но и не взрослый. Чтобы стать взрослым, ему необходимо преодолеть ряд кризисов, связанных с пониманием своего места в мире.
Этапы самоопределения подростков
Самоопределение и обретение идентичности — основные задачи подросткового возраста. В процессе взросления подростки проходят несколько этапов:
Интересно!
Если вспомнить молодого человека из примера выше, можно заметить, что он проходил эти стадии:
Профессиональное самоопределение личности
Профессиональное самоопределение — один из основополагающих процессов формирования личности.
Интересно!
Другой термин, обозначающий этот процесс — профориентация. Но психологи не очень любят его, поскольку он выглядит пассивным. Когда мы говорим о профессиональном самоопределении, очевидно, что человек занимается им самостоятельно, лично.
Этап профессионального самоопределения связан с реалиями жизни в обществе. В нашем обществе принято, что в возрасте 16–18 лет подросток оканчивает школу и начинает профессиональное обучение, а значит, он должен определиться с выбором профессии к этому сроку.
Интересно!
В Германии профессионально ориентированное обучение начинается уже в средних классах школы, в то же время, нормальной считается ситуация, когда выпускник школы несколько лет не поступает в вуз, перебиваясь подработками, а студентом вуза становится в более зрелом возрасте, сделав более осмысленный выбор профессии.
На профессиональное самоопределение влияют многие факторы:
Важно понимать, что подросток не должен оставаться «один на один» с такой сложной проблемой, как профессиональное самоопределение и вовремя обратиться к специалисту по профориентации.
Самоопределение — один из самых важных процессов, который приводит к психологической зрелости человека, а также механизм обретения внутренней свободы, осмысленности жизни, самоуважения и, как результата — счастья. Одним из важнейших видов самоопределения личности является самоопределение профессиональное как выбор и построение профессиональных перспектив. Большое значение в профессиональном самоопределении имеет выбор вуза, который позволит реализовать свои профессиональные и карьерные планы. Вузы Германии имеют немало преимуществ, основные из которых — качественное бесплатное обучение, широкий выбор специальностей, возможность построить успешную карьеру в Европе. Обратитесь к специалистам за помощью в поступлении.