Что такое самооценка 6 класс
Тема: «Самосознание и самооценка»
Цель: сформировать представления воспитанников о роли самопознания в жизни человека
Тип урока: к омбинированный.
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний.
1. С помощью, каких действий человек познаёт мир?
2. С помощью чего могут складываться у человек взаимоотношения с окружающим миром?
3.Перечислите какие могут быть самооценки у человека?
3. Изучение нового материала.
Обсуждение высказывание Л.Н. Толстого
«Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью». ( Л.Н.Толстой)
2. Почему человеку так важно осознавать своё «Я»?
3. Почему важно осознавать, чем человек отличается от других?
4. Как вы думаете, почему именно с этого высказывания мы начинаем наш урок?
5. Можно ли считать эпиграфом урока?
Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть. (Т. Манн)
Крылатое выражение «Познай самого себя» имеет древнее происхождение. Мысль о познании самого себя разъяснял и распространял древнегреческий философ Сократ (в 5 в. до н.э.). По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, начертали это изречение над входом в храм. Таким образом, этот мудрый завет сохранился для потомков.
А ведь многие люди и сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сёстрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю книги, истины и слухи,
писал в XV веке французский поэт и бродяга Франсуа Виньон.
— А вообще, что это такое «познать себя» и так ли это важно?
Познать себя – значит ответить на вопросы: Какой я? Почему я такой? Каким хочу стать?
«Тот, кто познал других, учён.
Тот, кто познал себя, мудр»
— Что можно узнать о себе? (физические возможности, состояние здоровья, таланты, способности, характер, волю, темперамент, вкусы, привычки, сильные и слабые стороны.)
— Как узнает человек о себе?
Познание самого себя – это исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать.
Выписать слева свои достоинства (со знаком «+»), а справа – недостатки (со знаком «-»):
-Какие качества, которые хотели б в себе изменить?
— Имеется ли идеал, образец, которому бы вы хотели подражать, соответствовать?
«Признавшись в своей слабости человек, становится сильным» (О. Бальзак)
Умение задуматься над собой, своими достоинствами и, в первую очередь, недостатками – это уже хорошо, ибо это уже первый шаг к работе над собой.
Самосознание – это осознание самого себя.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих качеств и своего места среди людей.
— Какой она должна быть? (Правильная, объективная).
Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди-
писал Великий русский писатель Пришвин.
«Самая большая ошибка – полагать, что ты не способен ошибаться» (Т. Карлейль)
— Что можно посоветовать людям с разной самооценкой?
— Зачем вообще нам нужна правильная самооценка? (узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно вести себя с окружающими, не браться за невыполнимые дела, правильно определить цель в жизни).
— Как правильно оценить себя?
«Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». И.В. Гете
VI. Итоги урока. Рефлексия
— Зачем человек познаёт себя?
— Влияет ли самооценка на поведение человека?
— Нужно ли сравнивать себя с другими?
VII. Домашнее задание: прочитать конспект.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Значение слова «самооценка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов и не смыслов индивида.
Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.
Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.
Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение и не только. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Самооценка обычно заключается в проекты и т.д.
САМООЦЕ’НКА, и, ж. (книжн.). Оценка самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков. Трудовая, бойкая жизнь сильно приподняла ее самооценку. М. Горький. Мертвые люди, потерявшие всякое уважение к себе, лишенные способности к самооценке. М. Горький.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
самооце́нка
1. оценка человеком самого себя, своих качеств и места среди других людей ◆ Если бы для достижения жизненных целей было достаточно полагаться на то, что ты знаешь и умеешь делать, самооценка была бы пропорциональна собственным способностям, т.е. собственной полезной ценности; но поскольку успех зависит, по большей части, от того, как ты умеешь продать свою личность, то ты воспринимаешь себя как товар, или, вернее, и как продавца, и как товар одновременно. Э.Фромм, «Человек для себя. Исследование психологических проблем этики» / перевод Л.А. Чернышевой, 1964 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гридница (существительное):
«Моя самооценка, или Как полюбить себя» — проблемный диалог-игра. Классный час
Цель: побуждение школьников к осмыслению своих возможностей, качеств и места среди людей.
Задачи:
Форма проведения: проблемный диалог-игра.
Используемые методы:
Оснащение: компьютерные презентация (слайд-шоу) на тему: «Моя самооценка, или как полюбить себя», компьютер, проектор, тренинговые задания, карточки с тестами, ролевая игра.
Ход проведения классного часа
Правила общения:
1 этап. Диагностика
Классный руководитель: теперь я надеюсь, что мы с вами будем помнить эти правила и правильно применять. Для того, чтобы лучше узнать себя я для начала предлагаю вам небольшой тест «Довольны ли вы собой?» Время на работу с тестом 3-5 мин. (раздаётся тест с вопросами, «ключ» для самооценки результата в презентации.)
Тест «Довольны ли вы собой?» (С.Степанов)
Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.
Классный руководитель: Полученный каждым из вас результат – это результат того, как вы себя знаете. Теперь вы можете поработать над собой и достичь положительного результата. Но сегодня мы также должны обсудить следующие вопросы:
2 этап. Определение понятий
Классный руководитель: Для того, чтобы осмыслить любое понятие, его следует попытаться определить. Попробуем это сделать вместе в режиме «открытого микрофона».
Возможные варианты суждений: (предлагают дети или учитель предлагает свои варианты для обсуждения). …. Итак…
Самооценка –
Так вот изо всего названного мы должны понять: нужно ли нам делать самооценку, умея себя оценивать, поможет это в жизни, как вы думаете?
Классный руководитель: Спасибо, ваши суждения и объяснения очень интересные. А вот в психологическом словаре самооценка трактуется как совокупность трёх компонентов. (Слайд)
Самооценка – это мнение человеке о:
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Низкая самооценка – это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой самооценкой – «Ну что я мог поделать?» «Я же говорил, что не смогу!» такие люди слишком скромны и застенчивы, стараются быть неприметными, занижают свои способности, сразу настраивают себя на неудачу, очень часто не верят в свои силы.
Но и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Такие люди слишком переоценивают свои возможности, часто страдают «звёздной болезнью», они не прикладывают большого труда для развития свих способностей, считают они уже достаточно талантливы. Они слишком горды, заносчивы, любят командовать, не считаются с мнением других, навязывают своё, стремятся к лидерству. Но, падая с «пьедестала», возведённого самому себе, они очень сильно разочаровываются и обижаются на весь мир.
3. Ролевая игра
Комментарий классного руководителя: Как мы видим, людей с заниженной самооценкой обычно выдаёт беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, свалить вину на кого-то другого, неуверенность, растерянность, а то и паника при любых неожиданностях. С таким людьми трудно, они ненадёжны, их обычно недолюбливают в коллективе.
«Непризнанные гении» (с завышенной самооценкой) тоже утомляют, так как они всегда недовольны и ищут причины неудач в других, часто ссорятся с окружающими по любому поводу, отстаивают только свою точку зрения. А теперь давайте вместе сформулируем реальное, правильное поведение для каждой ситуации. (уч-ся высказывают своё мнение, классный руководитель его корректирует).
4. Выявление проблем
Классный руководитель: А теперь обратимся к обсуждению вопроса о том, насколько ваша самооценка совпадает с мнением окружающих. Предлагаю вам игровое задание, которое называется «Портрет», работаем парами. Суть задания заключается в следующем. Вам предстоит в течение 2 минут написать на листке бумаги словесный портрет своего соседа по парте. Можно использовать только прилагательные. Портрет должен представить читающему ответ на вопрос «Кто он?» и «Какой он?». Постарайтесь быть объективными, учитывайте и (+) и (-).
Возможный вариант представления результата:
Классный руководитель: А теперь я прошу сидящих рядом обменяться текстами словесных портретов и сопоставить свое представление о себе с мнением товарища. Поскольку времени на это немного, размышление можно продолжить дома. При этом помните, что не всегда мнение окружающих является абсолютной истиной. Часто то, что люди считают нашими недостатками, является лишь выражением нашей индивидуальности. Иногда реальная самооценка является одновременно и освобождением от мнения других. Если вы это пойме те, то у вас пропадет желание постоянно сравнивать себя с другими.
Ученик: Мы часто не задумываемся о том, что мы говорим друг другу. А ведь слово может окрылить, либо сильно ранить. Готовясь к классному часу, мы нашли интересное мнение психологов (В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман), которые предлагают набор слов-обращений, которые могут повысить самооценку тех, кому они адресованы. Вот они, подумайте, часто ли вы их употребляете (раздает небольшие листки с текстом на каждый стол):
Типичные причины низкой самооценки, выявленные психологами
Что следует сделать для повышения самооценки
Отсутствие позитивного мышления (мир жесток, я никому не нужен, завтра будет ещё хуже, нет выхода, всё плохо и др.)
Надо думать о хорошем, верить в него, заводить новых друзей, увлекаться тем делом, которое получается лучше всего
Отрицательные мысли о себе (я недостаточно хорош, я ничего не достигну в жизни, я неспособный, я некрасивый, меня никто не любит и др.)
Верить в свои способности, доказывать, что они есть хоть в чём-то. Не обращать внимание на оценки недоброжелательных людей
Отсутствие любви к себе
(постоянное неодобрение своих поступков, желание подстроится под кого- то.)
Любить себя надо обязательно. Если ты не любишь себя, как тебя могут полюбить другие?
Непризнание своих талантов. Пассивность нежелание их проявить (человек знает о своих способностях к какому- то делу, но что-то мешает ему их продемонстрировать людям)
Искать в себе то, что может выделить из толпы, во что бы то ни стало заинтересовать окружающих
Классный руководитель: Обобщая ваши суждения, хочу подчеркнуть, что наши мысли и слова, в которые мы их облекаем, создают наше будущее и всё то, что мы испытываем в жизни. Вспомните таких замечательных актеров Б.Стрейзанд, В.Басов, И.Чурикова, К.Райкин и др. Они некрасивы, но они поверили в свой талант, и их полюбил весь мир. Нытьё, вечное брюзжание могут погубить любую мечту и потенциальный талант. Я прошу вас подумать на досуге, что следует изменить в себе, чтобы поверить в себя, повысить свою самооценку.
5 этап. Самооценка и перспектива на жизнь
Классный руководитель: А сейчас я попрошу каждого из вас обратиться к самому себе. Вам предстоит подумать и представить свой жизненный девиз, который, по вашему мнению, приведёт вас к успеху к исполнению вашей мечты. Как и любой девиз, это должна быть короткая, но ёмкая фраза, в которой заключён ваш рецепт раскрытия собственной индивидуальности, рецепт на основе реальной самооценки, время на работу 1-2 мин.
А сейчас для закрепления.
Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г.Филиппова)
Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера):
Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, не решительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Из первого и второго рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.
Обработка результатов и вывод
Таким же образом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал».
6. Итог
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 11. Познание человеком мира и себя
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Знание – это результат познавательной деятельности.
Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.
Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).
Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.
Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.
Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.
Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».
У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.
Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).
Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.
От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.
Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.
Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.
Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.
Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Распределите признаки самооценки.
Высокомерие. Человек ставит себя выше других.
Классный час в 6 классе » Познай самого себя»
Содержимое публикации
Классный час в 6 классе
«Познай самого себя»
Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.
Цели: познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.
Подготовительная работа с детьми
Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).
На парту каждому ученику необходимо положить:
— альбомные листы для автопортретов;
— тетрадные листочки для тестов.
Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
3. Определение знаний детей о себе:
а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
б) создание автопортретов;
в) игра в группах «Кто я? Какой я?»
4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.
— Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
— Что лучше: переоценить или недооценить себя?
— Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?
— Как вы думаете, знаете вы себя?
Дети высказывают свои предположения.
Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.
Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):
Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.
III. Определение знаний детей о себе
Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.
Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.
Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?
Примерные ответы детей:
— Это яркий, талантливый, незаурядный человек.
— Это человек, который отличается от других людей.
— Это необычный, странный человек, чудак.
— Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.
Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.
Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.
У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»
Игра в группах «Кто я? Какой я?»
Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.
Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.
А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.
Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).
А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?
Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.
Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?
IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.
Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.
И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.
Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.
Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.
Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.
У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.
Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.
Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.
Быстро напишите букву «я» в любом кружке.
Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.
А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.
Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:
— Была ли вам интересна тема познания себя?
— Что вы узнали о различных вариантах самооценки?
— Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?
— Что нового узнали вы сегодня о себе?
— Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?
— Понравился ли вам наш классный час?
Примерные ответы детей:
— Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.
— Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.
— Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.
— Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.
— Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.
Вербальная диагностика самооценки личности
А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.