Что такое самопознание и самооценка
Самопознание: этапы, суть и сама цель для человека
Самопознание в жизни человека начинается почти с самого рождения. Этот процесс по своей структуре довольно сложный. Он присутствует в каждом возрастном периоде человека, но степень его выраженности разная. Наиболее часто самопознание обостряется в подростковом возрасте и в юношестве. А вот в пожилом возрасте идет на спад, но есть исключения.
Бесплатные онлайн семинары, возможно Вам это будет интересно:
Результаты самопознания и процесс самопознания
В ходе самопознания человек познает самого себя. Эти знания можно поделить на группы. Например, эмоции, черты характера, особенности поведения, интеллектуальные свойства. Также их называют конструкты. Они формируют Я-образ, на основе которого формируется Я-концепция.
Если выделить общие результаты самопознания, то это чувство личностной компетентности. Из чего оно складывается? Первое, это чувство того, что мы все подобны, т.е. идентичны. А второе, это то, что мы принимаем себя целиком и полностью, с плюсами и минусами, положительными и отрицательными качествами. Человек не сопротивляется самому себе, при этом у него есть, желание расти, развиваться и менять в себе что-то, но это происходит постепенно.
В ходе возникновения чувств идентичности и самопринятия появляется самоуважение. В этом чувстве выражается степень симпатии человека к себе самому.
А, идентичность, самоуважение и самопринятие способствуют возникновению чувства собственной компетенции. В чем оно проявляется? В том, что человек принимает себя, свои особенности, он может принимать важные решения сам и определять свою судьбу.
Процесс самопознания
Процесс самопознания – это полное осознание себя самого, характера, своей сути. Кстати именно самопознание отличает человека от других обитателей нашей планеты, например, животных. Во всех верованиях, религиозных течениях самопознание определяется как средство опознавания и понимания своей общности с Богом. Особенно это прослеживается в восточных религиях.
Довольно просто и понятно, что человек определяет свой жизненный путь. Выбирает между несколькими вариантами, ставит себе цель, совершает поступки, взаимодействует с окружающими. Благодаря этому, он начинает быть интересной личностью, как для окружающих, так и ему начинает нравиться проводить время с самим собой.
Способы самопознания
Виды самопознания
Выделяют несколько видов самопознания. Среди них:
Также выделяют опосредованное самопознание (когда человек проводит анализ собственного поведения) и непосредственное самопознание (самонаблюдение).
Аналитическое самопознание
Аналитическое самопознание происходит в результате познания самого себя и наблюдения за самим собой. Хорошо помогает узнать себя лучше письменный анализ при самонаблюдении. Например, ведение личных дневников. Ещё один способ — это самоисповедь. В этом случае нужно рассказать себе о самом себе. Порой, это бывает довольно сложно, потому что включаются защитные механизмы. Здесь может помочь психолог. А вот рефлексия имеет отличие от исповеди, потому что вы будете просто наблюдать за процессом, без всякой оценки себя самого.
Творческое самопознание человека
Такое самопознание позволяет лучше узнать себя с помощью игр, походов в театр, общей деятельности и общественных мероприятий. Например, игра в театре. Он положительно влияет на психику, потому что исчезают внутреннее сопротивление. Ведь это игра, и человек там актер. Здесь происходит глубокое познание себя.
Духовное самопознание
В этом виде самопознания человек выбирает определенный способ духовного самопознания. Это может быть йога или духовные практики. И начинает с помощью этого способа познавать себя, анализировать собственные действия.
Этапы самопознания
Человек познает самого себя все жизнь. В каждый возрастной этап происходят соответствующие этапы познания себя.
Самоузнавание – это начальная стадия познания себя. Он начинается почти с момента рождения. Ребенок понимает, что он живет как отдельная личность. Смотрясь в зеркало, он узнает себя.
Я-концепция – это очень устойчивое понимание человеком самого себя, своих особенностей. Такая концепция формируется в процессе разных жизненных событий.
Самооценка определяет, на сколько человек значим для себя самого, на сколько, важна его деятельность, признания всех плюсов и минусов. Здесь значимое положение занимают достижения самого человека, его оценка окружающими людьми.
Ценности в самопознании через практику йоги
Благодаря йоге, различным духовным практикам люди могут разобраться в своем внутреннем мире, лучше осознавать себя самих. В йоге есть несколько ступеней, которые необходимо пройти. Так, формируется целый список, благодаря которому у человека появляется упорядоченный его ценности, особое место там занимают духовные ценности, к которым он стремится весь свой жизненный путь.
Потребность в самопознании
Люди часто задаются вопросами о смысле жизни, истинных ценностях. Как человеку понять себя и окружающих? Такие вопросы являются основой в потребности самого себя. Такая потребность присуща каждому человеку. Люди находятся в вечном поиске смысла жизни, становится у них на первое место. Ведь пока мы не поймем в чем смысл жизни, мы не научимся понимать себя самих.
Внутренний мир и самопознание
Где находится смысл жизни? Логично, что он находится внутри нас, не во вне. Когда мы понимаем это, то наша жизнь начинает меняться. Отсюда появляются монахи, которые продают свой мерс и прощаются с прошлой жизнью. Здесь не все так просто. Такие люди выбирают путь духовности, не потому что им так захотелось именно сейчас, а через неделю они вернутся обратно к привычной жизни. Здесь речь идет о том, что они идут по пути духовности всю свою жизнь.
Личностное рост как этап самопознания
В ходе своего развития у человека повышается уровень самопознания. Например, в начале ребенок учится отличать себя от других людей. Далее, взрослея, у него вырабатываются убеждения относительно себя самого. А далее находит мотивацию, которая побуждает его к улучшению своей жизни и развитию.
Методы самопознания
Самопознание происходит в тот момент, когда человек начинает осознавать, что отличается от других. Какие методы использует человек?
Средства самопознания
Зная методы самопознания, человек начинает использовать средства самопознания, которые помогают ему развивать свой духовный мир. Такие средства помогают лучше начать понимать самого себя.
Самопознание и самооценка
Самооценка является одним из компонентов самопознания. Человек дает оценку себе самому, выстраивает свою систему ценностей. Самооценка может быть нормальной (адекватной), заниженной и завышенной.
Не секрет, что высокомерные люди слишком самоуверенны, имеют низкую критичность к себе самому. Заниженная самооценка вызывает робость, делаем человека замкнутым и стеснительным. А адекватная самооценка позволяет человеку быть уверенным в себе и оценивать свои возможности и силы без искажений.
Теория самоконцепции как этап самопознания
Когда у человека сформировано представление о себе, то это называется самоконцепция. В нее входят: личное «Я» и социальное «Я». Первое показывает то, как человек видит самого себя. А второе то, как понимают его другие люди.
Эта теория основывается на двух аспектах: стремлении прийти в гармонию с собой и возможностью поднять свою самооценку.
У самоконцепции есть 2 вектора:
К желаемому образу человек всегда будет стремиться в своей жизни. За основу такого образа можно взять человека в прошлом и в настоящий момент. Сейчас человек достиг значимых результатов. Спустя время отрезок между желаемым и действительным сократиться, пока не произойдет его исчезновение.
Сферы и области самопознания
Выделяют 3 уровня организации человека – это и есть сферы самопознания. Самый нижний уровень – это организм человека, средний уровень – это человек, как социальное существо. А высший уровень – это сформированная личность человека. Среди областей самопознания выделяют то, что мы осознаем (осознаваемое) и то, что мы не осознаем (бессознательное).
Упражнения на самопознание
Данные упражнения позволяют лучше понимать себя. Благодаря им человек самосовершенствуется.
Например, можно выполнить упражнение «4 квадрата психологии сознания». Нужно поделить лист бумаги на 4 квадрата. В первом надо написать свои положительные черты и качества, в третьем написать отрицательные, на ваш взгляд, качества. После чего нужно в соседних квадратах написать антиподы этим качествам, совершенно противоположные. Необходимо быть максимально честным с самим собой и понять, что нет абсолютно идеальных людей и черт личности. Следует самосовершенствоваться и делать акцент на плюсах, работая над минусами.
Книги для самопознания
В завершении предлагаем вам познакомиться с подборкой книг о самопознании. Они помогут тем, кто уже занимается изучением самопознания, а также тем, кто только начинает.
Самопознание и самооценка
Содержание:
↑ Самопознание
На основе самопознания формируется мировоззрение человека, складываются отношения с окружающим миром. Для описания подобных процессов психологи употребляют понятие «Я-концепция».
↑ Я-концепция
Я-концепция включает в себя три компонента:
Я-концепция состоит из «реального Я» (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле), «идеального Я» (каким я хотел бы быть) и «зеркального Я» (каким меня видят другие). Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценки, но существенные противоречия могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.
В системе общественных отношений индивид выступает в разных ролях, является субъектом разнообразных видов деятельности, в результате чего человек осуществляет самоанализ, выявляя свои сильные и слабые стороны.
↑ Самооценка
Самооценка — это эмоциональное отношение к собственному образу, мыслям и поступкам.
Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
Самооценка личности формируется на основе следующих факторов: отношение других людей, отношение к собственным успехам и неудачам, требовательность к себе, сопоставление «идеального Я» и «реального Я».
Типы самооценки личности:
Самооценка личности зависит от уровня удовлетворенности своей жизнью, самим собой, своими поступками и влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.
Самосознание. Саморазвитие. Самооценка презентация к уроку психологии (11 класс) по теме
Самосознание и самооценка
это высшая (интегрирующая) форма развития и проявления психики человека. Сознание определяет мысленное построение действий, контроль и управление человека, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Сознание включает ряд важнейших компонентов: совокупность знаний об окружающем мире, постановку жизненных целей и задач, самосознание и отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру. Когда человек находится в состоянии бодрствования, он осознает все, что с ним происходит. Самосознание исторически наиболее поздний и хрупкий продукт развития психики человека.
Самосознание предполагает осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание помогает человеку сохранить себя и свое «Я», а также регулировать всю сложную систему внутреннего психического мира.
включает три главных компонента:
самопознание, самооценку
и
самовоспитание.
Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Это очень ярко проявляется у детей, которые остро реагируют на оценку их качеств путем сопоставления с другими детьми: лучше Пети, хуже Вани. И обычно им хочется знать, в каком случае конкретно они лучше Пети и хуже Вани. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит очень эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. Этот тип самопознания очень неустойчивый, ситуативный и может служить источником конфликтных ситуаций, особенно когда человек возомнит, что он всегда лучше других.
И очень важно в развитии самопознания перейти на другой, более высокий уровень сравнения — себя с самим собой, по типу «я и я». Человек должен научиться оценивать свои качества, поступки, сопоставлять, каким он был вчера и какой он сегодня: совершил смелый, решительный поступок или, наоборот, струсил. И вот здесь нам помогает развитие внутренних приемов самонаблюдения и самоанализа. Настоящая, конструктивная самокритика всегда должна вестись не на уровне «я и другой человек», а на уровне «я и я». Для самопознания необходимо обладать хотя бы элементарной психологической грамотностью.
На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). Определить ее вам поможет тест.
Самосознание. Саморазвитие. Самооценка презентация к уроку психологии (11 класс) по теме
Презентация на тему: «Самосознание. Саморазвитие. Самооценка.»
Самосознание Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.
Саморазвитие Саморазвитие – это процесс, и как всякий процесс, саморазвитие необходимо для достижения определённой цели. Особенность саморазвития в том, что цели всегда меняются, в зависимости от уровня осознанности, умения рисковать, самодисциплины, веры в себя… Все эти критерии определяют, какую цель мы ставим перед собой, и как скоро мы достигнем этой цели.
саморазвитие Первый шаг в саморазвитии — это процесс самопознания. Мы стремимся идентифицировать себя в этом мире, позиционируем себя в нашей, мысленной, системе координат, относительно наших кумиров, идеалов, коллег по работе, членов нашей семьи (как родительской, так и семьи, которую мы уже создали), религии, духовных учителей и наставников… В общем, ищем ответ на вопрос “кто я в этом мире?” Этот поиск может длиться мгновенье, но может затянуться на долгие годы.
саморазвитие Второй шаг — признаться себе в том, что мне присущи некоторые недостатки, которые приводят меня к нежелательным последствиям и результатам в жизни. И здесь очень важную роль играет принятие себя. Если мы принимаем себя, тогда никаких проблем с объективным взглядом на окружающую действительность не возникает.
саморазвитие Третий шаг наступает, если мы не сдаёмся, и открыто смотрим на наши недостатки (здесь важно понимать, что это только наша собственная субъективная оценка, что является нашими недостатками, а что достоинствами), и начинаем задумываться, а как бы я хотел, чтобы было. Если не так, то как?
саморазвитие Четвёртый шаг заключается в том, чтобы посмотреть, какими способами я могу достичь желаемого результата. Что мне надо сделать, чтобы стать таким, как я хочу? И здесь на нашем пути могут встречаться люди, книги, фильмы, тренинги, которые показывают разные варианты и способы достижения нашей цели. И помощь других людей эффективна при условии, что мы самостоятельно прошли уже первые 3 шага. Иначе получится, что мы реализуем и оправдываем ожидания других людей о нас, о том, какими бы они хотели бы нас видеть, и это уже далеко не саморазвитие.
саморазвитие И последний, пятый шаг, это действие. Мы прилагаем какие-либо усилия, совершаем шаги, чтобы достичь той цели, которую мы поставили перед собой в 3-ем шаге. И в конце мы опять переходим к шагу номер 1. Мы опять начинаем оценивать, чего мы достигли, на что мы способны, какое место относительно окружающих мы занимаем.
самооценка Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
самооценка Функции самооценки: Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.
самооценка Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни.
самооценка Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное промеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.
Направления формирования самосознания
Формирование самосознания личности проходит сразу по нескольким направляющим. Выпадение или недоразвитие по какой-либо из них чревато формированием искаженного самосознания.
Теоретические основы развития самооценки у дошкольников
Теоретические основы развития самооценки у дошкольников
1.1. Самооценка как один из компонентов самосознания
С. Л. Рубинштейн, исследуя проблему социализации личности, о
(С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. — С. 238)
. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. И. С. Кон рассматривает
самосознание как совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Представления индивида о самом себе складывается в мысленный образ. (Кон И. С. Открытие «Я»
)
Осознание себя как «я»
является результатом
развития личности. Самосознание, отражая реальное бытие личности, делает это не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания. Оно может быть более или менее адекватно.
Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина в самосознаниичеловека выделяют следующие компоненты:
1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.
как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выраженная формулой
«Я сам.»
.
3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.
4. Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Совокупность всех представлений человека о себе, сопряженных с их оценкой определяет понятие «Я-концепция»
. Установки, направленные на
самого себя,составляют:
1)«образ Я»
— представление о
самом себе;
2)самооценку – эмоционально окрашенную оценку этого представления;
3)потенциальную поведенческую реакцию – те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я»
и
самооценкой.
Позитивную «Я-концепцию»
можно приравнять к позитивному отношению к себе, к
самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной «Я-концепции»
являются негативное отношение к себе, непринятие себя, ощущение своей неполноценности. В
«Я-концепции»
запрограммировано, каким должно быть поведение человека.
«Я-концепция»
— это представление о
«Я»
, которое может быть верным или искажено.
Самосознание, по мнению Л. М. Фридман, работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией»
и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между
«Я-концепцией»
и реальным поведением человека порождает страдания, вызывает чувства вины, стыда, обиды, гнева, избавление от которых происходит с помощью механизмов психологической защиты. Ю. М. Орлов отмечает в своих работах, что комплекс неполноценности, где нарушен процесс сличения между
«Я-концепцией»
и реальным поведением, деформирует
«Я-концепцию»
, формируя при этом низкую
самооценку.
Самосознание тесно связано с самооценкой. По мнению С. Л. Рубинштейна, самооценка человека обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки. Самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
С. Г. Якобсон, Г. И. Морева, изучая связь между моральным поведением и моральным самосознанием, пришли к выводу, что основной функцией морали является регуляция социального поведения и взаимоотношений людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей.
Необходимость в особой регуляции поведения возникает, по мнению авторов, потому, что в человеческом обществе возможны противоречия между личными интересами и возможными отрицательными последствиями их для других людей. В рамках моральной регуляции человек совмещает в одном лице позиции субъекта и объекта регуляции. А это значит, что он должен быть носителем моральных ценностей, предъявлять себе соответствующие требования, сам оценивать соответствие своих действий моральным критериям. «Моральная регуляция психологически представляет собой моральную саморегуляцию поведения» (С. 35)
Осуществление моральной саморегуляции предполагает понимание человеком ситуации морального выбора – осознание самой возможности поступить любым образом; знание моральных норм и принципов, позволяющих определить моральную ценность действий. Оценка своего поведения выражается в положительной оценке соблюдения и отрицательной – нарушение нормы – самооценке. Отрицательная самооценка может выступать и как особая внутренняя санкция, аналогично тому как отрицательная оценка другого является одной из форм внешней санкции.
Самооценка, по мнению С. Г. Якобсон, предполагает, что индивид одновременно выступает и как субъект, познающий и оценивающий себя, и как объект познания и оценки. Выделение себя как особого субъекта к самому себе, по определению У. Джеймса, А. А. Крылова является основной характеристикой важнейшего психического образования — самосознания. Самооценка является одной из форм его существования.
А. А. Крылов отмечает, что самооценка в значительной степени определеяет социальную адаптацию личности, являясь регулятором деятельности и поведения. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной мере влияет на формирование самооценки личности.
Самооценка выражает определенный уровень притязаний. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить.Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи снижают притязания, а успех повышает их. И. С.Кон подчеркивает важность момента сравнения: оценивая себя, индивид сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок много, но судить по ним, не зная системы его личных ценностей, невозможно.
В своем исследовании С. Г. Якобсон и Г. И. Морева делают важный вывод о том, что если оценка своего морального выбора влияет на моральное поведение, то важным фактором моральной саморегуляции является самосознание.
Регуляция морального поведения, по мнению ученых на основе отрицательной самооценки в связи с собственным нарушением норм возможна лишь в том случае, если последняя не сопровождает, а предворяет поступок. В противном случае она не регулирует поведение, а выражает лишь запоздалое раскаяние. Поэтому оцениваться должно не то, что собой представляет индивид, а то, каким он может стать, если нарушит норму.
Важным вопросом в проблеме самосознания является проблема расслоения целостного образа на Я-реальное и Я-потенциальное, т. е. каким индивид представляет себя на данный момент и каким он может стать. Я-потенциальное связано с регулятивной функцией отрицательной самооценки. По-мнению С. Г. Якобсон, отрицательная самооценка порождает негативный образ себя. Актуализация негативного потенциального образа Я может разрушить имеющийся у индивида позитивный образ Я при условии, что содержание потенциального и актуального образа противоречат друг другу.
Отрицательная самооценка по поводу возможного нарушения определенной нормы может определять моральное поведение в том случае, если в содержание Я-реального позитивного входит соблюдение данной нормы. Побудительной силой, удерживающей индивида от удовлетворения осуждаемых моралью интересов, становится личное стремление сохранить положительный образ себя.
Анализ исследований С. Л. Рубинштейн, С. Г. Якобсон, Л. М. Фридман и др. позволил сделать вывод о том, что самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств и имеет субъективный характер и выделить ряд факторов, влияющих на формирование самооценки:
— в формировании самооценки важным является представление человека о том, каким бы он хотел быть;
— человек склонен себя оценивать так, как, по его мнению, его оценивают другие;
— человек оценивает успешность своих действий и проявлений сквозь призму своей идентичности: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться»
в структуру общества.
Самосознание, самооценка, самовосприятие как сознание самостиСтраница 1
Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Самосознание, самооценка, самовосприятие как сознание самости
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции
человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.
Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания.
Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констатирующим, внеоценочным. Самооценка — это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной
(реальной, объективной) и неадекватной.
В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной.
Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.
Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека.
Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образа Я».
«Образ Я» определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. В психологических исследованиях «образа Я» выделяют несколько автономных, формальных характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений и составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути 29.
Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифферен-цированности,
измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств; при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень ее самосознания.
Во-вторых, это степень выраженности и конкретный состав «образа Я»,
его значимости для индивида. Люди могут различаться и по силе интенции, направленности на свое Я (у одних «образ Я» в центре сознания, у других — на периферии), и по предмету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие — социальным, третьи — духовным.
В-третьих, это степень внутренней цельности,
последовательности «образа Я». Он может отличаться внутренней согласованностью либо включать в себя противоречивые представления субъекта о самом себе. Противоречивость, непоследовательность «образа Я» вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.
В-четвертых, это степень устойчивости «образа Я»
Личность и самосознание Сущность понятия «личность», как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития человека. Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системны …
Соотношение профессиональной деформации с категориями «психическое выгорание», «стресс», «утомление», «депрессия» Проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического (эмоционального) выгорания,широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального …
Система высшего образования в Республики Беларусь В каждой стране существует своя система образования. И Республика Беларусь не является исключением. В нашей стране образование делиться на основное и дополнительное. Нас интересует основное, а точнее высшее образование, которое входит в основное, а не в дополнительное образование. Основное образование в Республике Беларусь включает след …
Виды самосознания
Самосознание – более общая категория. Выделяются такие уровни, формы и виды самопознания (они в разных степенях проявляются у различных людей):
Прояснение внутреннего мира
Самопознание, как основа самосознания, совершается в результате:
Самопознание по Варламовой – это творческий поиск при решении личностных трудностей.