Что такое сатуратор в музыке
Что такое сатуратор в музыке
Сатурация (Saturation) – насыщение звука. Теория и студийная практика.
Чарльз Дай (Charles Dye) в своем видео курсе “Mix it like a record”, который кстати очень рекомендую посмотреть, значительную часть уделил эволюции звукозаписи. С появлением цифровой записи люди получили кристально чистую форму звуковой волны, абсолютно идентичную записываемому инструменту (вокалу шуму и т.д.). Однако, с исключением всех аналоговых приборов, которые применялись в прошлом для записи и обработки звука, люди лишились приятных для звука искажений, которые вносил каждый из этих девайсов в общую картину.
Проблема была не в том, что звук записанный на цифру звучал стерильно, он звучал иначе. Очень непривычно. Поэтому те звукорежиссеры, которые не продали свои ламповые, транзисторные приборчики, достали их с полок и стали пропускать цифровой звук через них, чтобы добавить в него порцию родных искажений. Через некоторое время появились и программные способы разбавить звук порцией эмулирующих аналог примесей. Инженеры-создатели этих программ очень тщательно копировали алгоритмы работы оригинальных компрессоров, эквалайзеров, предусилителей, ревербераторов и т.д. Затем появились программы, которые отвечали лишь за эмулирование аналогового звука, его насыщение. Такие программы (плагины), называются сатураторами.
На сегодняшний день сатураторы являются одним из способов добиться более теплого и яркого звучания композиции на этапе ее сведения. Сатураторы (от анг. Saturation – насыщение) не только изменяют форму звуковой волны, но и добавляют к основной гармонике звука дополнительные. Сатурация может сделать определенный инструмент объемнее, бархатнее, выделить его в миксе. Или наоборот, значительно насытить звучание микса в целом, и придать ему элегантности едва заметным, но приятным уху перегрузом.
Фундаментальной точкой в принятии решения о применении сатураторов в миксе должно стать представление о конечном желаемом стиле и звуке композиции. Если это классический рок, блюз старой закалки, прослушивание которого должно навевать воспоминание о старых, добрых 60х годах, тогда однозначно – да. И наоборот – записывая современные стили музыки, которые появились уже после изобретения цифровой записи, вы должны использовать сатураторы очень осторожно. В конечном счете – дело за вами, в области звукорежиссуры законов нет. Тот же Чарльз Дай в своей видео курсе на этапе сведения современной роковой композиции применял ленточную сатурацию отдельно практически на каждый трек проекта.
Сатурация бывает трех видов:
Самый распространенный вид. В основе эффекта лежит свойство ламповых, так усилителей вносить нелинейные искажения в сигнал, особенно если тот близок к максимально возможному для конкретного усилителя. К слову сказать эффект OVERDRIVE – это очень насыщенная ламповая сатурация, а DISTORTION – полупроводниковая сатурация, у которой в отличии от плавных перегибов звуковой волны при приближении к максимальному значению сигнала – прямоугольники.
Конечно, с помощью грамотно спроектированного устройство на основе ламповой сатурации можно добиться превосходных результатов. Однако не заблуждайтесь на счет того, что если в девайсе находится лампа, то это обязательно приводит к эффекту сатурации. Например, современные ламповые микрофоны проектируются с целью свести на нет любые искажения.
Здесь работает принцип искажения сигнала, проходящего через обмотки трансформатора. Звучит специфично, но может сработать, когда вы хотите придать своим трекам оригинальную окраску.
Какой вид сатураторов использовать решать конечно вам – все звучат по разному, у каждого звукорежиссера свои предпочтения. Однако, при использовании сатураторов необходимо помнить, что saturator ставится либо на мастер выход, либо на отдельные треки. Одновременная установка и на дорожки и на общий выход скорее всего только ухудшит звук.
Waves tube saturator – лучший плагин, основанный на ламповой сатурации. Уровень сатурации регулируется ручкой Drive. Кроме того, имеется двух полосный эквалайзер, который можно отключить, поставив тумблер EQ в положение Off. Переключатель FAT, который отвечает за переключение между использованием плагина в режиме предусилителя или как усилителя мощности, на слух увеличивает звуковую атаку. Хочется так же отметить, что данный плагин очень прожорлив касательно процессорной можности, поэтому логично использовать его на только на мастере.
Ferric TDS. Бесплатный плагин, эмулирующий звучание магнитной ленты. Очень качественный, аккуратно обрабатывающий звук. Регулятор «Dynamics» осторожно выравнивает динамику трека. Ручка «Saturation» отвечает за уровень добавляемых гармоник в звуковой сигнал. Колесико «Limiting» контролирует уровень пиков на выходе.
Tessla Pro. Еще один бесплатный плагин, эмулирующий трансформаторную сатурацию.
URS Saturation Native. Превосходный плагин, содержащий множество пресетов, основанных на различных типах сатурации. Очень простой в обращении: есть только регуляторы уровней сигнала на входе и выходе, уровень сатурации, ползунок соотношение Dry \ Wet сигнала. Более десятка, эмулирующих звучание известных микрофонных и инструментальных британских и немецких предусилителей.
Где конкретно, как, и зачем используется сатурация (насыщение) в миксе?
Басовые партии. Классический прием.
Сатурация используется на басовых партиях для придания ее высоким гармоникам большей плотности. Сатурированная басовая даже на небольших колонках становится более читаемой. Сатурация басовой партии во многих случаях является даже лучшим выходом, чем эквализация.
Иногда в композиции довольно шумно, а потому вокальная партия может начать в ней “теряться”. Шумы перекрывают вокал, и его приходится выводить на передний план – делать громче… а это может привести к другим неприятным ситуациям- вокал начинает выбиваться из микса. В общем, в этом деле снова поможет сатурация.
Сатурация хай-хетов, сплэш и кимбалов.
Сатурация делает барабанное “железо” воздушным, звонким, читаемым. Это – классический прием, которые не стоит игнорировать. Также сатурация часто используется на снейрах барабанных партий.
Иногда на бочку вешают Tube-сатурацию (ламповую, впрочем, можно и любую другу). Это придает бочке сочности и глубины.
Сатурация и дисторшен гитар.
Иногда эффект overdrive в композиции не нужен, но чтобы гитары не потреялись – можно использовать любую из перечисленных здесь сатураций;
Сатурация синтезаторов и падов.
Еще одно применение данного эффекта, которое приносит отличный результат. Один из примеров, когда окраска добавляет к звукам не только гармоники но и само великолепие. Особенно – при умелом использовании, и еще неплохо бы перед сатуратором поставить какой-нибудь флэнджер или хорус… 😉
Классическим приемом использования сатураторов, искажающих исходный сигнал стало их взаимодействие с партией бас гитары, для придания высоким гармоникам большей плотности. При проигрывании сатурированной партии баса на маленьких колонках улучшается его слышимость. Применение сатурации в данном случае гораздо лучше эквализации, потому что затрагивает частоты басовой партии более равномерно и добавляет отсутствующие в первоначальном варианте сигнала гармоники.
Вокал. Если в композиции звучат перегруженные гитары, то их частоты могут перекрывать вокал, который приходится делать громче, что может привести к выбиванию последнего из микса. Как выход – легкая сатурация, наложенная на вокал повысит его читаемость.
Сатурация всего микса.
Иногда добавление такого модуля является весьма эффективным шагом. Пробуйте, если считаете, что микс звучит все еще блекло и без хорошей окраски.
Мастеринг, сатурация микса в целом.
Назначение сатурации на финальном этапе мастеринга – дать больше сочности и читаемости тем или иным частотным диапазонам.
Сатурация — это то масло, которым можно испортит кашу, особенно если использовать сатурацию без меры.
Учтите, что возбуждение гармоник может вызывать резонанс на некоторых чрезмерно возбужденных частотах. А это приводит к клиппингу и к скукоживанию ушей как у вас, так и у слушателей.
В таких случаях не забывайте гасить резонансы эквалайзером.
И — помните об умеренности.
Все это прелестно, и отлично. Однако, я хочу напомнить — хороший и “вкусный” саунд является не только результатом использования одной лишь сатурации. Гармонические искажения (ламповые, трансформаторные или “кассетные”) — это лишь частность. Впрочем, довольно весомая и важная.
Для достижения “вкусного” саунда применяется еще достаточно нехилое количество разных мер и манипуляций: эквализация частот (добавление средних частот и “грязи”), уже упомянутый дисторшен, redux (редукшен), хорус (chorus), эмуляция винила (vinil distortion), реверберация… добавление шорохов и шумов… и т.п.
Все это подкрашивает саунд, делает его фактурным и интересным.
Vst сатуратор
Как использовать сатуратор? Для чего он нужен? Сатуратор это эффект обработки звука, он добавляет к исходному сигналу определенные гармоники и придает звуку “ламповую теплоту”,т.е. создается имитация использования аналоговой аппаратуры. С помощью этого эффекта звучание можно не только улучшить, но и кардинально испортить, сделав его грязным. Сатуратор можно использовать как для отдельных партий баса, ударных, вокала и т.д., так и на миксе в целом.
Сказать, какой сатуратор лучше — нельзя, они все разные. Можно лишь пробовать их в деле и выбирать тот, что вам больше по вкусу. Нужно ли применять сатуратор? Решать вам, все индивидуально и субъективно. Если вам кажется, что необходимо насытить звучание микса, или отдельного инструмента сатурацией, и после применение эффекта звучание стало приятнее и интереснее, то конечно да. Кристально-чистый звук не всем и не всегда нравится. Но следует иметь в виду, что применяя сатурацию к разным инструментам, сатуратор может показывать разный результат. К примеру, один плагин будет хорошо звучать на вокале, но на ударных его работа будет не слишком заметна, поэтому пробуйте применять плагин в разных вариантах, экспериментируйте.
Cписок сатураторов:
В отличие, например от эквалайзеров или компрессоров, в этом направлении не так уж и много разработано плагинов. Но и здесь можно выбрать эффект, который вам подойдет и будет по вкусу.
● Voxengo VariSaturator
● RSO extreme punch
● Mellowmuse SATV Saturation
● 112dB Redline Preamp
● Mellowmuse CS1V Channel Warmer
● SoundToys Decapitator
● Antares Tube
● SPL TwinTube
● SKNote Roundtone
● D16 Group Redopter
● PSP MixSaturator
● SoundToys Decapitator
● URS saturator
● Wave Arts Tube Saturator
● Nomad Factory Magnetic
● CDSoundMaster VTM-M2
● FabFilter Saturn
Сатурация – новое рождение
Анонс
DJSTORE
Сатурация – новое рождение
Немного истории
Раньше, когда ламповые и ленточные микрофоны посылали сигнал на ламповые предусилители, а затем на ламповые лимитеры, перед тем, как попасть на аналоговую микшерную консоль и только потом на ленту, сатурация была не просто вездесуща – она была неизбежна.
Все указанные выше лампы и трансформаторы в составе звукового тракта создавали выраженные эффекты в звуках, которые проходили через них, не говоря уже об эффекте самой ленты. При этом транзиенты (сверхбыстрые всплески энергии в начале каждого звука) понемногу смягчались на каждом этапе звукового тракта, становясь более плавными и мягкими.
Округление/смягчение транзиентов и является одной из основных причин, почему звуки, которые прошли через множество аналоговых наборов, лучше ведут себя в миксе.
Называются эти обертоны гармоническими искажениями по одной причине: они гармонически, то есть музыкально, связаны с оригинальными нотами и обертонами в неискаженном звуке. Люди склонны описывать такие звуки, как богатые или теплые. Не случайно, те же самые слова используют производители плагинов и аппаратных средств в попытке разжечь в сердцах потребителей желание приобрести их продукцию.
Таким образом, влияние двух вышеупомянутых эффектов – смягчения транзиентов и гармонических искажений, приводит нас к явлению, которое лежит в основе художественной и звуковой жизни многих звукоинженеров – сатурации.
Сатурация возвращается в моду
Если раньше насыщение было неизбежным, то теперь, когда цифра захватила мир продакшена, оно стало приобретать все большее значение, и используется для добавления яркости звукам в миксе. Никогда прежде не было такого множества стилей насыщения как в аналоговой, так и в цифровой областях.
Смотря на лавину плагинов, сошедшую за последние несколько лет, можно заметить, что насыщение – основная их функция.
Поэтому, в большинстве обзоров новых девайсаов вы увидите информацию о том, как красиво этот прибор «красит» звук. В девяти случаях из десяти, когда люди говорят о теплоте и окрашенности, просто пропустив звук через «железо», они говорят о насыщении, которое возникает в результате прохождения через звуковой тракт.
Однако насыщение не является панацей от всех бед, есть инженеры, которые считают присутствие сатурации нежелательным и даже раздражающим.
Зачем все это нужно
Зачем вообще заморачиваться? Как вся эта суета с небольшим количеством искажений помогает в чем-то? Давайте разберемся.
Начнем с того, что эквалайзер буквально имеет больше звука для захвата в пределах определенного диапазона частот. Поэтому если вы хотите усилить разборчивость вокала в миксе, увеличив 1 кГц, у вокала появится больше «характера», потому что сам звук станет более плотным и ярким. Это довольно тонкая вещь, которая при сложении 16 или 83 дорожек в миксе создает нечто гораздо большее, чем простую сумму частей.
Далее, в танцевальной музыке, которая основана на резких взрывных звуках для эмоционального воздействия (тот же кик или снейр), сатурация может помочь сделать эти звуки более плотными. А естественный срез транзиентов на первых долях звуков даст компрессорам больше пространства для «дыхания», что позволит лучше контролировать сигнал. Особенно это заметно на звуках с быстрой атакой, и это не только барабаны. Под этими звуками имеются ввиду короткие аккорды, арпеджио, бас линии, струнные щипковые инструменты и вообще любой резкий звук, где начало звука имеет гораздо большую амплитуду, чем сустейн (если он вообще есть).
Проще говоря, если у звука, который вы направляете в компрессор с резкими настройками, уже сглажены транзиенты, устройству не придется обрабатывать множество не пропорциональных объему энергии мгновенных импульсов, которую компрессор пытается контролировать.
Наибольшие неудобства эта проблема приносит при использовании компрессоров VCA/FET или vari-mu типов. Применяя компрессию в звуке с мощным транзиентом, вы можете получить такую степень атаки, от которой будут уставать уши, а поскольку она не пропорциональна остальному звуку, то фактически уменьшает влияние звука как физически, так и эмоционально.
Этот эффект может сыграть с вами злую шутку особенно на барабанных партиях, где добавление компрессии иногда может вызывать эффект уменьшения звукового влияния в миксе.
Насыщение звука перед компрессированием решит эту проблему, так как уменьшит чрезмерную начальную атаку, перераспределив большую часть этой энергии по всему звуку, а насыщение звука после сжатия позволит придать еще больший окрас.
Дисторшн для ясности и панча
Дисторшн и сатурация часто являются недооцененными и неиспользуемыми инструментами в арсенале микшера. Они не только улучшают и создают новые текстуры в источнике, но и позволяют точнее контролировать транзиенты. Это может оказать мощное влияние на общую ясность и панч микса, что и отличает треки, в которых звуки просто сидят на краю динамиков от тех, в которых звуки буквально выпрыгивают из них.
Только тогда, когда вы будете использовать эти инструменты, вы сможете создавать текстурно интересные звуки, которые будут «выпрыгивать» из динамиков и захватывать внимание людей.
Красим Звук: Saturation, Теплые Лампы и Аналоговый Саунд
Поговорим об окраске звука. О фактуре. О мясе, пыли, грязи, звоне, песке, шероховатостях и прочих деликатесах. Сим постом я начинаю небольшой цикл статей. И, пожалуй, начну я с “сатурации” (Saturation или “Насыщение”).
Наши уши (точнее — наше сознание) обожают улавливать в звуках “шершавость”, характерный звук, который как будто можно «потрогать», воспринимается нами более ярко. Прослушивание такой музыки доставляет удовольствие куда сильнее. А вот гладкая и стерильная пластмасса высококачественной и приближенной к реальности записи, они не то, что не любят…. Она проскальзывает из одного уха в другое, не оставляя в сознании слушателя никаких “тактильных” впечатлений.
Эти особенности саунда давно поняли и с успехом используют за рубежом, где школа звукозаписи развита куда сильнее, чем у нас. Особенно выдающимися по “окрашиванию” саунда является такие стили как хип-хоп (в 90-х, особенно), трип-хоп, индастриал, nu jazz, да и рок-инди-группы стоят в первых рядах за вкусным саундом…
Примечание: рекомендую заценить “окрашивание” у раннего Amon Tobin (или у Cujo), у Blockhead, Aesop Rock. Также хорош релиз от Майка Паттона (вокалист Faith No More) “Peeping Tom”. Все перечисленные исполнители большое внимание уделяют саунду и окрашиванию, чтят фактуру, любят аналоговый звук.
Но, ближе к делу. Первым, и одним из наиболее примечательным эффектом “окрашивания” и искажения звука для его читабельности является сатурация! В данной статье я расскажу о ее видах, способах эмуляции программными средствами, дам ссылки на VST-плагины, и поведаю о наиболее частых способах ее применения. Поехали. =)
Немного истории.
Saturation — это эффект насыщения звука дополнительными гармониками (искажениями, но “приятными для слуха”).
Таким образом звук обеспечивается дополнительными гармониками и обертонами, в результате на нижних частотах становится глубоко, на средних — тепло, на высоких — звонко.
Сей эффект долгое время был присущ ламповым и транзисторным приборчикам доцифровой эры, и воспринимался как данность.
С наступлением же цифровой эры звукорежиссеры получили в свое распоряжение совершенно “стерильный” саунд, который не был «подкрашен».
Многие были сбиты с толку, и даже – разочарованы. Новый саунд звучал для них слишком непривычно истерильно. К тому же — «не цеплял». Поэтому большинство звукорежиссеров вновь взяли в руки отложенные на полки старые аналоговые (ламповые, транзисторные, ленточные) приборы и стали все звуки пропускать через них добиваясь «того самого саунда».
Уже позже производство встрепенулось, и в линейках железа появилось множество нововведений и модулей, которые были призваны окрашивать качественный и стерильный цифровой звук в звук более “грязноватый», “тепловатый”, “приятный” (на выбор).
Дорогущие приборы цифровой эры стали учиться выдавать «дрянной” саунд предыдущей эпох. Не правда ли, забавно?
Основные типы сатурации.
Итак, какие типы сатурации у нас есть:
Трансформаторная сатурация связана с магнитной индукцией, и всякой полевой дребеденью, которая возникает в трасформаторных катушках понятно, да? =) Интенсивность искажений зависит от материала, из которого сделан сердечник трасформатора, а многое – от материала обмотки и его свойств.
Специфика трансформаторных сатураций в том, что они могут быть и не очень приятными, особенно на высоких частотах. Но и свой непередаваемый окрас, достойный внимания, и подходящий для разных случаев, у нее есть.
Плагины, эмулирующие различные типы сатурации.
Аналоговыми железками обладает далеко не каждый звукорежиссер, и в таком случае для эффекта сатурации можно использовать VST-плагины, которые им “подражают” — более или менее успешно.
Какие плагины мы можем использовать, чтобы добиться “теплого аналогово звука” или окраса?
Перечислю некоторые из них:
Есть также многие другие плагины. Бесплатные и платные — ищите, и вознаграждены будете!
Дефолтные сатураторы в Ableton Live
Создатели Ableton также не дремали, и внесли в состав своего программного продукта несколько годных для употребления модулей для сатурации:
Я не стал включать сюда модули, типа Amp, Overdrive, и т.п. Но, в принципе, они тоже могут иcпользоваться для насыщения инструментов не только добавочными гармониками но и нехилыми агрессивными искажениями. Имейте в виду.
И вот я как-то незаметно подошел к вопросу о применении сатурации в миксе. Давайте прикинем – как ее можно использовать.
Совет: щелкнув правой мыши на данных плагинах можно (и нужно) включить «Hi-Quality» режим.
Где конкретно, как, и зачем используется сатурация (насыщение) в миксе?
Модуль сатурации (exiter, “возбудитель”) есть, к примеру, в великолепном плагине IZotope Ozone. В последней версии Izotope Ozone (5 версия, если я не ошибаюсь) доступны различные виды гармонических искажений. Среди возможных эмуляций не только ламповые, аналоговые, но и магнитные. И даже, по-моему трансформаторные. (см. рисунок выше)
Необходимое предостережение.
Сатурация — это то масло, которым можно испортит кашу, особенно если использовать сатурацию без меры. =) Учтите, что возбуждение гармоник может вызывать резонанс на некоторых чрезмерно возбужденных частотах. А это приводит к клиппингу и к скукоживанию ушей как у вас, так и у слушателей.
В таких случаях не забывайте гасить резонансы эквалайзером.
И — помните об умеренности.
Итоги.
Все это прелестно, и отлично. Однако, я хочу напомнить — хороший и “вкусный” саунд является не только результатом использования одной лишь сатурации. Гармонические искажения (ламповые, трансформаторные или “кассетные”) — это лишь частность. Впрочем, довольно весомая и важная.
Для достижения “вкусного” саунда применяется еще достаточно нехилое количество разных мер и манипуляций: эквализация частот (добавление средних частот и “грязи”), уже упомянутый дисторшен, redux (редукшен), хорус (chorus), эмуляция винила (vinil distortion), реверберация… добавление шорохов и шумов… и т.п.
Все это подкрашивает саунд, делает его фактурным и интересным. И обо всем об этом я имею намерение рассказать в следующих статьях.
С вами был Wolfframe! Пишите, пожалуйста ваши отзывы и комментарии! Спасибо за внимание, и до новых встреч. =)
Saturator
Saturator – эффект, который добавляет вашему звуку немного “шершавости”, аналоговых “искажений”, порой — “смачности”, или просто окрашивает звук во множество оттенков некоего специфического дисторшена. Кстати сатуратор вполне способен выдать приблизительно тот же дисторшен-эффект, что выдаёт плагин Overdrive. Но при этом вы получите несколько иной окрас и. Также Saturator более гибок в настройках. Этот эффект не только имеет несколько различных вариантов аналогового дисторшена, но также способен производить цифровой клиппинг и имеет гибкий waveshaper (искажатель волны).
Графический дисплей
Эти регуляторы, как я и говорил, становятся активны только для Waveshaper-режима кривой.
Регулятор Drive
Color
Когда переключатель Color активен, то четыре регулятора чуть ниже также становятся активными. Эти регуляторы практически идентичны тем, которые мы наблюдали в AMP плагине. Регулятор Base будет повышать или уменьшать количество баса, которые мы искажаем эффектом. Последние три кноба регулируют дополнительный высокочастотный эквалайзер (как раз и отвечающий за «оттенок»), для которого вы можете назначить frequency (частоту), width (ширину диапазона), и depth (т.е. его громкость).
Output
Eсли вы выкрутите кноб Drive, то тем самым усилите громкость искажений, как правило до такой степени, что они могут «перекричать» остальные инструменты в вашем миксе. В этом случае будет полезен регулятор Output, который можно немножко «притопить», для того, чтобы вернуть насыщенный звук на нужный вам уровень. Ну а кноб Dry/Wet устанавливает соотношение обработанного сигнала (Wet), и необработанного (Dry).
При включении кнопки Soft Clip, Saturator отшлифует выходной сигнал ещё одной копией Analog Clip-кривой.