Что такое семейное предпринимательство
Семейное предпринимательство – что это? Опубликован текст проекта
На федеральном портале сегодня опубликован текст проанонсированного ранее проекта о семейном бизнесе.
Под семейным подразумевается малое или среднее предприятие, соответствующее одному из следующих критериев:
– члены одной семьи владеют более, чем 50% долей в уставном капитале или более, чем 50% голосующих акций и один из членов семьи является единоличным исполнительным органом такого юридического лица, либо председателем совета директоров или хотя бы на одного из членов семьи возложено ведение дел хозяйственного товарищества;
– не менее 50% членов производственного кооператива, потребительского кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства относится к членам одной семьи;
– не менее 50% работников ИП, которые работают у него по основному месту работы, относится к членам его семьи.
Под членами семьи понимаются супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, братья
и сестры родителей каждого из супругов, усыновители, усыновленные.
Обособление семейного предпринимательства в отдельную правовую категорию на федеральном уровне позволит создать экономические, правовые и организационные условия для формирования развитой инфраструктуры семейного предпринимательства, развития семьи как среды самореализации человека, увеличения потенциала семьи и его использования в интересах развития общества и экономики, говорится в пояснительной записке.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
О проекте
Очень личный бизнес
Сергей Катырин президент ТПП РФ: «Семейный бизнес – уникальное явление, позволяющее решить сразу несколько важных задач: привлечение к труду подрастающего поколения, наставничество и преемственность, обеспечение финансовой самостоятельности семьи. Семейное предпринимательство – один из наиболее гибких и устойчивых факторов экономического роста. Наша общая задача – повысить престиж семейного предпринимательства. Надо дать людям почувствовать свою ценность и значимость для страны, позволить им «делать бизнес со смыслом».
Доля предприятий, основанных родственниками и наследуемых из поколения в поколение, среди компаний малого и среднего бизнеса по всему миру превышает две трети. Например, во Франции их доля составляет более 80%, в Финляндия этот показатель доходит до 95%, в Великобритании и Швеции – более 50 %. А всего в мире насчитывается 5 586 семейных компаний с более чем 200-летней историей!
С исторических времен семейные династии вносили весомый вклад в экономику нашего государства! Купцы и промышленники Российской Империи на протяжении веков были, пожалуй, самой влиятельной и деятельной социальной прослойкой общества: они создавали рабочие места, развивали отечественную промышленность, первыми внедряли на своих заводах и фабриках новинки научно-технической революции, ввозили или производили практически все необходимые Империи товары, а ещё строили храмы, больницы, доходные дома, учебные заведения, театры и первые «синематографы», рублём помогали сиротам и старикам, финансировали армейские части во времена военных кампаний.
Сегодня дело своих именитых предков возрождает новое поколение российских семейных предпринимателей.
В России 74% малых и средних предприятий, по сути, являются семейными компаниями. Это значит, что в общем деле заняты супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки и даже бабушки и дедушки… одним словом, вся династия!
Недавний опрос среди членов системы Торгово-промышленных палат показал, что 57% предпринимателей в России являются представителями своего бизнеса в первом поколении; 36% отметили, что у них работают представители двух поколений; и у 7% компаний в бизнесе задействованы три поколения семья.
| |
Торгово-промышленная палата Российской Федерации активно поддерживает семейное предпринимательство в России. На протяжении многих лет мы ведём системную работу по развитию семейного бизнеса в России, формируя исключительное по своей значимости для экономики страны бизнес-сообщество семейных предпринимателей.
Проект ТПП РФ «Развитие семейного бизнеса» помогает российским семьям решиться сделать первый шаг к открытию собственного дела, понять, с чего начать, на что обратить особое внимание, как эффективно использовать возможности каждого члена семьи на благо общего дела.
Игорь Евсюхин, основатель ООО «ЮНИОН»: «Многие успешные региональные бренды основаны на историях и традициях прошлого. Эффективное сочетание прошлого и настоящего даёт возможность создать не только уникальный бизнес, но и сделать его визитной карточкой региона».
Олег Долганов, семейная компания «Золотая роза»: «Успешный семейный бизнес повышает благосостояние и качество жизни не только членов своей семьи – он служит хорошим примером для других семей».
| |
Сегодня можно смело утверждать, что семейный бизнес в России является основой экономики большинства «несырьевых» регионов страны. А в нефтегазовых и горнодобывающих областях его вклад в экономику достигает 30%!
Активнее всего семейные компании представлены в потребительском секторе, сфере услуг, строительстве, энергетике, производстве и розничной торговле. В настоящее время эксперты отмечают особый интерес семейных бизнесменов к мебельному производству, открытию частных кондитерских и пекарен, а также развитию гастрономов доступного формата.
Официальный статус у семейного бизнеса в Российском законодательстве в настоящее время не прописан. Семейные предприниматели существуют в общем правовом поле и сталкиваются с рядом трудностей, которых, в иных условиях, вполне можно было бы избежать. Например, из-за отсутствия законодательного закрепления определения «семейного предпринимательства» этот вид бизнеса не имеет целевой государственной поддержки.
Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ: «Сейчас в ТПП РФ идет активная работа по формированию и детализации дополнений в действующее законодательство, а также пояснению понятия «семейное предпринимательство». Эксперты Торгово-промышленной палаты уже сформировали направили в Правительство РФ ряд инициатив, которые помогут поддержать семейный бизнес. Среди них — предложение включить в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» понятия «семейное предприятие» и установить меры государственной поддержки для таких предприятий».
| |
Проект ТПП РФ «Развитие семейного бизнеса» ставит перед собой важнейшие цели:
Формирование устойчивых предпринимательских династий;
Повышение престижа предпринимательства в целом;
Создание новых рабочих мест;
Развитие устойчивых прозрачных семейных компаний и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
Вовлечение молодежи в семейный бизнес. Наставничество. Привлечение в семейное дело всех поколений.
Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ: «В 2021 году проект Торгово-промышленной палаты РФ по развитию семейного предпринимательства вышел на новый уровень. Мы убеждены, именно семейный бизнес консолидирует поколения, способствует финансовой устойчивости семьи, возрождению наставничества. Это один из самых крепких видов бизнесов, и мировая экономика поколениями доказывает это. Сейчас 74% всех компаний РФ являются семейными. Торгово-промышленные палаты регионов объединяют успешные компании, которые создают экономику нашей страны. Мы создаём новую историю семейного предпринимательства России!»
Вместе с предпринимательским сообществом и профильными министерствами мы запустили системную работу, способную реально изменить бизнес-климат в стране. В числе проектов ТПП РФ «Развитие семейного бизнеса»:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ТПП РФ
Внесение в Федеральный закон от 24.07. 2007 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» понятия «семейное предприятие».
Реализация пилотного проекта налогового режима в трех регионах для семейных предприятий, с возможным последующим распространением положительного опыта по всей стране.
«100 СЕМЕЙНЫХ КОМПАНИЙ ПОД ПАТРОНАТОМ ПРЕЗИДЕНТА ТПП РФ»
Специальный проект был создан в рамках празднования 100-летия со дня подписания Положения «Об учреждении Торгово-Промышленных Палат», и потому он кажется нам особенно значимым и символичным.
«100 НАДЕЖД БИЗНЕСА»
ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ
Это выездной формат мероприятий, который мы придумали, чтобы объединить предпринимателей, развивающих семейный бизнес в России. Основная задача Семейного совета – познакомится с передовым опытом семейного предпринимательства в разных регионах РФ, а также выработать свои предложения по улучшению экономического климата в России. Параллельно участники Совета получают реальную возможность «перезагрузить» свой бизнес и, с помощью экспертов, обновить план его развития до уровня абсолютной эффективности.
ЦЕНТРЫ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА
Это новый формат, созданный ТПП для взаимодействия семейных компаний внутри региона, поиска единомышленников, продвижения и развития бизнеса. Именно в Центрах Семейного бизнеса предприниматели смогут получить ответы на свои вопросы о том, как создать семейную династию, сформировать и продвинуть фамильный бренд, передать бизнес по наследству, пройти обучение и повысить квалификацию. Планируется, что в течение ближайшего года Центры Семейного бизнеса откроются во всех региональных Торгово-промышленных палатах в России.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА «УСПЕШНАЯ СЕМЬЯ – УСПЕШНАЯ РОССИЯ»
История семейного предпринимательства
От купечества до наших дней…
История российского предпринимательства уходит корнями во времена Киевской Руси и Новгородского государства, где поощрялись развитие торговых отношений не только с соседями, но и с дальними заморскими странами. Это нашло отражение даже в сказках и былинах, например об удачливом новгородском купце Садко. Впрочем, первые известные нам семейные династии российских предпринимателей начали складываться уже в едином московском государстве, при царе Иване Грозном. К 15 веку относится формирование династии русских предпринимателей Строгановых, основателем которой был Аника Федорович, разбогатевший на добыче соли на Кольской губе. В то же время началась история таких известных купеческих фамилий, как Никитниковы, Шорины, Светешниковы, Веневитиновы, развивавших торговлю внутри страны, с новыми завоеванными территориями Зауралья и заграничными территориями.
| |
Новый виток российского предпринимательства связан со временем Петра Первого, ценившего инициативу и самостоятельность человека независимо от его сословной принадлежности. В начале 18 века появляются купеческие династии, ставшие промышленной гордостью дореволюционной России: Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Горбуновы, Скворцовы. Для развития и поддержки предпринимательства многое сделали как сам Петр, так и последовательница его идей Екатерина Вторая. Создавались специальные коллегии в поддержку начинающим предпринимателям, предоставлялись привилегии и льготы, промышленникам помогали орудиями производства и беспроцентными ссудами, обеспечивали государственными заказами. К концу 19 века сложившиеся семейные династии торговцев и производителей обладали многомиллионными состояниями и славились не только своими капиталами, но и стремились оказывать всякое содействие развитию наук, учреждали именные стипендии, строили театры, помогали актерам, содержали благотворительные учреждения, оказывали помощь армии в военные годы.
| |
| |
Морозовы — одна из самых знаменитых династий предпринимателей, меценатов и благотворителей Москвы. Ее основатель Савва Васильевич совершил почти невозможное. Будучи крепостным крестьянином, он открыл свое дело, преуспел и вскоре смог выкупить себя и семью. Начав с маленькой шелкоткацкой мастерской, к концу жизни Савва Морозов был купцом первой гильдии и владельцем множества фабрик. Его потомки стали богатейшими людьми страны, проявившими себя не только в области промышленности. При финансировании Морозовых построены Алексеевская психиатрическая больница, Морозовская детская больница, Раковый институт и другие медицинские учреждения. При участии «Московского купеческого общества взаимного кредита», в состав учредителей которого входил Т.С. Морозов, финансировались газеты «Москвич» и «Акционер», журнал «Вестник промышленности». Варвара Алексеевна, супруга Абрама Абрамовича, пожертвовала средства на устройство в 1895 году бесплатной «Тургеневской библиотеки-читальни», поддерживала газету «Русские ведомости», принимала участие в создании технической базы многих образовательных учреждений, например, Императорского технического училища. Сергей Тимофеевич оказывал помощь художнику Левитану, Савва Тимофеевич не оставлял без поддержки МХАТ. Словом, в предреволюционной Москве трудно было найти благотворительное мероприятие или социальное учреждение, которое осталось за пределами внимания и поддержки Морозовых. В начале 20 века состояние семьи Морозовых по оценкам журнала Forbes составило в современном эквиваленте свыше 500 млн. долларов, что ставит их на четвертое место в списке богатейших российских предпринимателей своего времени.
| |
| |
Династия Елисеевых, крупнейших в России экспортеров заморских товаров, тоже началась с «вольной», полученной умелым садовником Петром Елисеевым за выращенную в январе землянику. Первая торговая лавочка на Невском проспекте позволила сколотить капитал и открыть магазин по торговле разными заморскими товарами. Дело Петра Елисеева продолжила его жена, расширившая торговлю и сумевшая дать своим трем сыновьям прекрасное образование. Они в свою очередь с успехом продолжили начатое отцом и матерью дело. К концу 19 века Торговый Дом Елисеевых владел складами, морскими судами и представительствами во многих иностранных государствах. Первая мировая война и последовавшая за ней революция положили конец династии Елисеевых, оставив в истории только название «Елисеевского» магазина на Невском проспекте.
| | ||||
| | |
| | | |||
| |
Для многих купеческих семей революционный 1917 год стал переломным –некоторые успели перевезти капитал за границу и эмигрировать, другие предпочли остаться на родине, и это решение оказалось роковым не только для семейного бизнеса, развивавшегося веками, но и для жизни самих предпринимателей и их семей.
Начавшаяся революция более чем на 70 лет остановила развитие русского предпринимательства, но не смогла искоренить главного качества, необходимого для начинания и успешного развития своего собственного дела, – желания продолжать семейные традиции, перенимать и продолжать опыт отцов. Сегодня многие предприниматели, заинтересовавшиеся историей своего рода, с удивлением обнаруживают, что являются продолжателями традиций своих дореволюционных родственников-предпринимателей.
Именно в передаче семейной фирмы по наследству, создании дела, которое затем достанется детям и внукам, и заключается философия создания истинно семейного предприятия.
Важенин С.Г., Сухих В.В.
Семейный бизнес: уроки из российской истории. Текст научной статьи по специальности «История и археология». Экономика образования №2, 2015.
Семейный бизнес по-русски. «Дашков и Ко», 2020
Семейный бизнес в России: традиции прошлого и актуальные тенденции настоящего.
Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2014.
Семейное предпринимательство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие семейного предпринимательства
Семейное предпринимательство – это одна из распространенных разновидностей коллективного труда. Сегодня очень многие ячейки общества ориентированы на выстраивание собственного бизнеса, в который будут вовлечены только члены семьи и близкие родственники. Таким образом обеспечивается надежность бизнеса, а все средства и выгоды остаются внутри семьи.
Семейное предпринимательство очень близко к другим формам предпринимательства, поскольку они имеют очень похожу структуру и функции. Но нельзя полностью идентифицировать их друг с другом, поскольку каждая сфера предпринимательства имеет свои особенности и характерные черты. Семейное предпринимательство может включать в свою структуру:
Каждый из них наделяется определенными полномочиями, которые в дальнейшем будут характеризовать деятельность все организации. Конечно, просто так стать семейным предпринимателем невозможно, поскольку требуется контроль за деятельностью всех членов семьи. Законодательная база определяет структуру и функции каждого участника процесса, в результате чего предпринимательство может быть признано легальным. Начать дело можно благодаря немалым финансовым вложениям, помимо того, оно, как и любая другая сфера, нуждается в непрерывном управлении и контроле. Выстраивание отношений даже на уровне семейного предпринимательства предполагает учет всех возможных рисков.
В обобщенном виде семейное предпринимательство следует понимать как комплексное экономическое и социально-правовое образование, которое проявляет себя в нескольких основных аспектах, а именно:
Готовые работы на аналогичную тему
Каждая семья имеет возможность реализовывать собственный предпринимательский потенциал. Но при этом учитываются законодательные и правовые нормы, которые должны быть усвоены всеми членами семьи или отдельными членами ячейки, которые будут брать на себя ответственность за контроль и регуляцию предпринимательской деятельности. В Российской Федерации каждая семья имеет право на то, чтобы реализовать собственный предпринимательский потенциал, но для этого необходимо знать очень важные основы деятельности и вести ее в соответствии с правовыми аспектами. Только легальность может обеспечить устойчивость и безопасность бизнеса, его выстраивание в соответствии с нормативно-правовыми особенностями и характеристиками.
Особенности семейного предпринимательства
Семейное предпринимательство, как мы уже отметили, обладает своими особенностями. Первая особенность состоит в том, что в коллективе присутствуют определенные межличностные отношения. Семья прежде всего состоит из людей, которые беспрекословно доверяют друг другу. Соответственно, предпринимательская деятельность будет выстраиваться на исключительном доверии. Семейное предпринимательство может включать в себя также и тех людей, которые не имеют родственных отношений с другими членами коллектива. Но и в этом случае очень многое будет зависеть в первую очередь от родственников. Все приглашенные коллеги являются близкими людьми, даже друзьями, которые не только вызывают доверие, но также обладают определенными навыками и образом мышления. Именно с межличностными отношениями связана первая группа преимуществ семейного предпринимательства.
Всегда гораздо проще выстраивать бизнес-отношения с людьми, близкими по духу. Они могут осознавать ответственность и поддерживать единые цели, а значит результат такого взаимодействия будет куда эффективнее. Многие трудности других коллективов как раз связаны с тем, что появляются сложности в межличностных отношений. Управленческие структуры не справляются с теми обязанностями, которые возлагаются на коллектив, из-за чего организации и предпринимательские круги попросту не выдерживают давление. Но люди, которые входят в круг семейного предпринимательства, могут примерно одинаково понимать интересы коллектива и выстраивать собственные действия и поведения именно в их пользу.
В рамках семейного предпринимательства отношения производственного характера переплетаются с родственными. Это все оказывает серьезное влияние на конечный исход дел. Нередко возникают противоречия, из-за которых люди не только выходят из бизнеса, но и прерывают отношения с родственниками. Но все же статистика демонстрирует, что семейное предпринимательство приводит к сближению, так как у членов семьи появляются новые общие и значимые интересы. В коллективе, где каждый член работает в пользу семейного бюджета, нет проблемы измерения индивидуального вклада в общий результат. В несемейных коллективах эту проблему решить гораздо сложнее.
Коллективные и личные интересы в семейном предпринимательстве подкрепляются доверием друг к другу. Этому способствуют отношения между родственниками. Если семья крепкая и дружная, то вряд ли кому-то придет в голову навредить своему родственнику, переложить на него больше ответственности или подставить. Конечно же, нельзя забывать о законодательной регуляции взаимоотношений. Какими бы близкими ни были люди друг для друга, предпринимательство предполагает учет всех законодательных современных требований. Таким образом гарантии будут более существенными, осязаемыми и подкрепленными на документальном уровне.
Семейное предпринимательство сегодня является одной из активно развивающихся сфер. Оно отражает особенности межличностных отношений между членами семьи, а также между членами семьи и близкими им людьми. Эксперты оценивают положительный вклад семейного бизнеса в общее развитие предпринимательской деятельности государства.