Что такое сетевая программа дополнительного образования
Что такое сетевая программа дополнительного образования
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.
Сетевые образовательные программы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Сетевые образовательные программы
Описание слайда:
Тенденции развития
современного образования
Глобализация требует перехода к сетевым системам образования и организации школьной жизни.
Школа выходит за пределы собственных стен, образовательной средой для каждого ученика может являться весь мир.
Выдающиеся преподаватели и лучшие школы могут расширять свой потенциал, взаимодействуя с десятками тысяч людей.
Образование становится непрерывным, превращается в постоянный фактор жизненного успеха.
Возрастные границы образования фактически исчезают: люди учатся и совершенствуются с рождения и до старости.
Каждый человек становится одновременно и учителем, и учеником.
Эффективные образовательные системы опираются на индивидуальные траектории & интегрированные методы обучения.
Описание слайда:
Понятие «сетевое образование»
и другие
ассоциации
учебные группы
творческие группы
проекты
Общие цели,
-Горизонтальный способ взаимодействия отдельных людей, групп,
коллективов
-Партнерское взаимодействие для достижения совместного
качественного результата (создания продукта)
Индивидуальные интересы
участников сети
задачи, принципы, способы деятельности
Описание слайда:
Модель сетевой программы
Образовательные программы
и модули
междисциплинарные
предметные
кейс-технологии
дополнительные курсы
практикумы
тренинги и тестовые системы
Описание слайда:
Сетевая образовательная
программа
Сложная, т.е. многоуровневая и поливариантная.
Открытая, т.е. задающая ситуацию свободного выбора и настроенная на взаимодействие.
Нелинейная, т.е. мобильная, быстро реагирующая на изменения образовательного пространства, развивающаяся во многих направлениях
Система
Описание слайда:
Принципы сетевого образования
Открытость
Демократичность
Потенциал развития
Адаптация к любому участнику сети
Совместимость любой учебной деятельности
Многообразие форм
Использование ресурсов дополнительного образования
Различные коммуникативные стратегии
Современные технологии
Мобильность
Описание слайда:
Эффективность сетевого образования
ученик
учитель
потребности
возможности
ресурс
ИОП
образовательная
сеть
-доступность
-качество
-совокупность образовательных проектов
-креативное исследование
-инновационное продвижение
-открытый ресурс развития
Описание слайда:
Технологии сетевого образования
Открытая блочно-модульная архитектура
Рекурсивное проектирование (каждый проект инициирует новый)
ИКТ
Индивидуальные образовательные программы
Интерактивные технологии
Метод проектов
Описание слайда:
Педагогические инновации
Четырехслойность инновационного потока (распространение идей, знаний, способов,целостного опыта)
Наличие инновационных ядер (способы взаимодействия, масштабы и интенсивность функционирования, формы «упаковки» материала)
Сочетание проектно-исследовательского подхода с возможностями широчайшего информационно-методического охвата и мобильного реагирования на социальные и научно-технические изменения
Описание слайда:
Преимущества сетевого образования
Возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места проживания
Расширение информационных и коммуникативных возможностей + развитие технологических навыков
Полная свобода выбора образовательных программ в любом сочетании и последовательности (для карьеры, для практической жизни, для общего развития)
Разрешение социальных проблем: программы для инвалидов, учеников и педагогов отдаленных сельских школ)
Описание слайда:
Проблемы и ограничения сетевого образования
Неразработанность схемы индивидуальной образовательной навигации
Противоречие с принципами традиционной школьной педагогики
Интернет до сих пор в ОУ выполняет обслуживающую роль, а не является реальным ресурсом развития
Нет универсальной модели сетевого образования (основного или дополнительного)
Псевдосетевой характер программы (отсутствие реальной интерактивности, формальные требования)
Невозможность «зачесть» прохождение программы в своем учебном заведении.
Описание слайда:
Требования к сетевой программе
Обеспечение открытого доступа к сетевым ресурсам в оптимальном индивидуальном режиме (с учетом познавательных особенностей, мотивов, склонностей и других личных качеств обучающегося)
Организация реального сетевого взаимодействия учителя/учителей и учащихся в рамках данной тематики/предметной области
Конвертация образовательных результатов и фиксация достижений
Оптимизация соотношения теоретической и практической подготовки
Интенсификация процесса обучения
Возможность для учащегося активно включиться в проективный процесс изменения самой программы.
Описание слайда:
Принципы создания сетевой программы для учащихся
Увлекательность
Открытость, способность к саморазвитию и сетевому взаимодействию
Интерактивность
Электронность
Авторская оригинальность
Теоретическая и информационная корректность
Модульность
Продуктивность
Индивидуализация образовательного процесса
Проектно-исследовательская деятельность
Описание слайда:
Эффективность реализации
Стирание границ между основным и дополнительным образованием, базовым и профильным
Совместное открытое проектирование процесса и результатов
Гибкость и вариативность методик
Демократизация общения
Самоэкспертиза (встроенный в структуру диагностический компонент)
Описание слайда:
потребности
ресурсы
Предметн.
плоскость
Психолог.
сопровожд.
СОП «Профориентационное самоопределение»
Внешние
партнеры
Система презентационных мест
Профильные
предметы
Элективные
курсы
дистанционные
очные
Рефлексивное
пространство
Описание слайда:
Модель выстраивания элективных курсов в сетевой программе
рефлексивное пространство
Модуль № 1
Модуль № 2
Модуль № 1а
Модуль № 2а
Модуль № 3а
Описание слайда:
Вопросы:
1.Cмысл создания совокупности сетевых авторских программ состоит в создании некоего относительно целостного образовательного пространства.
2 Задачей сетевого сообщества является разработка образовательных стандартов, ориентированных на некий объем заранее определенного учебного содержания.
3 Cоздается некоторая совокупность активно работающих программ («сетевых единиц»), которые позволяют любому желающему «получить образование» в той или иной области с помощью этих сетевых программ.
Описание слайда:
Вопросы:
1.Сетевой образовательный результат нельзя исследовать
2 Сетевой образовательный результат можно запланировать
3 Cеть развивается как своего рода «открытый интеллектуальный рынок», на который выносятся различные культурные продукты в поисках потенциального потребителя.
Описание слайда:
2. Главный принцип организации сети заключается в том, что она принципиально закрыта.
3. Сетевые образовательные программы, должны обладать достаточным мотивационно-навигационным потенциалом для того, чтобы возникла принципиально новая возможность получения полноценного сетевого образования
Описание слайда:
Специфика сетевого взаимодействия
Описание слайда:
Принципы сетевого взаимодействия
независимость и равноправие взаимодействующих субъектов
объединяющая цель
инициатива и творческая позиция каждого из субъектов
добровольность сетевого общения;
множественность уровней взаимодействия.
Описание слайда:
Условия сетевого взаимодействия
Организация интегрированной образовательной среды (межпредметной, объединяющей различные виды деятельности, способы коммуникации, формы контроля, принципы оценивания и т.д.)
Производство каждым из участников собственного оригинального продукта
(серии продуктов)
Обязательное качественное приращение при использовании сетевого ресурса
Формирование общесетевого ресурса (производство коллективных продуктов; разработка новых сред, способов коммуникации, форм мониторинга; продвижение проектов и др.)
Описание слайда:
Сетевое проектирование
Экспертиза проекта
Групповое проектирование
Компоновка материалов
Сбор материала
Распределение функций
Проектные задачи
Общие цели
Индивидуальное проектирование
исследование
Сбор материалов
Проектные задачи
проблематика
интерес
Сборка проекта
Размещение в сети
Продвижение проекта в сети
Сборка проекта
Описание слайда:
Результаты сетевого проектирования
Индивидуальные исследовательские работы учащихся (рефераты, эссе, творческие игры и задания, научные статьи, художественные работы и т. д.)
Творческие проекты (индивидуальные и/или групповые): конкурсы, выставки, викторины, олимпиады, акции, праздничные программы, сценарии и т.д.
Veb-продукты (сайты, персональные страницы, презентации, новые программные модули, интерактивные сервисы и др.)
Сетевые исследования (информационно-аналитические обзоры, дайджесты, опросы, замеры, экспертизы, интервью и т.д.)
«Сетевые события»: конференции, дискуссии, дебаты, проблемные погружения и др.
Новые сетевые программы
Новые сети и проектные группы
Продукт сети- свидетельство
индивидуального
образовательного эффекта
Описание слайда:
Система поддержки и мониторинга
Описание слайда:
Направления поддержки сетевых программ
Описание слайда:
Алгоритм мониторинга результатов
Прогноз результатов
Анализ имеющихся результатов
Выводы об эффективности деятельности
Выработка рекомендаций
Описание слайда:
Способы оценивания
Автоматическая оценка
Количество:
пройденных модулей
зачетных работ
поставленных проблем
пройденных модулей
инициированных тем
готовых продуктов
Описание слайда:
Технология
субъективно-экспертного
(качественного) оценивания.
Правом производить такое
оценивание
наделяются педагоги (тьюторы),
другие участники программы.
Каждый эксперт имеет право
оценить в баллах
(с обязательным содержательным
комментарием)
результаты (финальные либо
промежуточные) деятельности
любого участника.
Комплекс накопительных
рейтинговых
оценок и экспертиз,
основанных
на методах математической
статистики.
Все набранные баллы суммируются
в таблицах качественного рейтинга
по специально разрабатываемым
формулам.
Совокупность всех показателей
является основой для выведения
интегрального образовательного
рейтинга участника сетевых
образовательных программ
Образовательный рейтинг
Образовательный сертификат
Описание слайда:
Базовые технологии создания сетевого сообщества
Максимальный диапазон индивидуальных образовательных траекторий
Корпоративная общность
Высокоорганизованная образовательная среда
Системы мониторинга и экспертизы
Формирование «подсетей»
Адаптация авторских средств
Системы оценивания и конвертации
Описание слайда:
Элементы сетевого сообщества
Общие цели
Совместные:
Работа
Принятие решений
Планирование
Взаимная ответственность за результаты
Общая система вознаграждения
Общая экспертиза
Описание слайда:
Основные характеристики узлов сети
Авторское содержание относительно общей сетевой проблематики
Собственные ресурсы и инфраструктура для реализации своего содержания
Включенность в ресурсный обмен
Включенность в сетевое взаимодействие
Признание сетевых стандартов и требований
Описание слайда:
Преимущества сетевой работы
— Для общей образовательной ситуации: позволяет комплексно решать сложные педагогические проблемы, которые одной образовательной структуре оказываются не под силу
— Для инновационной площадки как узла сети: позволяет расширить «инновационный горизонт», т.е. увидеть другие способы решения типичных проблем; объективно оценить свои место и роль в сети; пользоваться ресурсами сети; участвовать в развитии сети.
— Для инновационной площадки как участника сети, но не являющейся узлом сети: дает возможность оценки результатов собственной деятельности, самоидентификации и включения в «подсеть»; стимулирует развитие в равнении на высокие стандарты качества.
— Для родителей и детей: возникают принципиально новые возможности образования, которые может предоставить сеть инновационных образовательных учреждений, в частности, включиться в сетевые образовательные программы и проекты.
Описание слайда:
основания
деятельности
Сетевое
событие
Сетевое
событие
Перенос деятельности
Традиционные
ОУ
Инновационные
ОУ
Центры
дистанционные
Другие ОУ
УДОД
Сетевое
событие
Описание слайда:
Тьюторское сопровождение старшей школы
Описание слайда:
Кто такие тьюторы?
Версия № 1
Тьютор-наставник
Тьюторы- ровесники подтьюторных (подопечных тьюторов).
Тьюторы- образцы (уже добились некоторых успехов ).
С тьюторами всегда интересней и увлекательней: они знают, чем можно заинтересовать сверстников.
Тьюторы относятся к выполняемой работе с повышенной ответственностью, т.к. боятся потерять репутацию.
Описание слайда:
Технология тьюторства
Взаимодействие «опытного», который умеет что-то делать (знает, как сделать), и «новенького».
Свободное нерегламентированное общение, в ходе которого «опытный» в виде сказок, баек и легенд рассказывает «новенькому», что произошло с ним, чтобы уберечь от повторения ошибок.
Отсутствует позиция педагога-организатора.
Описание слайда:
Назначение и функции:
-трансляция опыта деятельности в «живой» коммуникации в рамках малой (референтной группы)
Общение
коммуникации
Новенький
Опытный (тьютор)
1
2
Описание слайда:
Версия № 2
Тьюторство как сопровождение программ дополнительного образования
Переход к управлению людьми через организацию их деятельности.
Изменение модели деятельности («виртуальный сетевой университет»).
Проектирование процесса получения нужных знаний, среды обучения, системы практик, консультаций и т.п.
Формирование потребности непрерывного самообразования
Координация многообразных социальных коммуникаций
Описание слайда:
Индивидуальные
образовательные
маршруты
социальные
практики
дополнительное
образование
Сетевые
технологии
Проектирование
собственной
деятельности
Интернет-
ресурсы
модели
деятельности
Самообразование.
Доучивание.
Переучивание.
Тьютор-коммуникатор
Описание слайда:
Исследование ( научно предсказуемое поле Де)
Проектирование (социально- проблемное поле Де)
Творчество ( переживание известной Де заново)
Описание слайда:
Образовательная карта- приложение в виде маршрутов и инструкций по прохождению индивидуальной образовательной программы.
Рефлексия образовательного поиска.
Описание слайда:
Проект индивидуальной образовательной карты
Сферы и типы Де.
Проблемы и задачи социального масштаба.
Существующие проекты и программы, решающие эти проблемы.
Фигуры экспертов-профессионалов.
Рейтинг образовательных учреждений, программ, мероприятий.
Описание слайда:
.
Портфолио- объект проектирования. Что
в нем должно оказаться через 5 лет,
чтобы твои профессиональные амбиции
могли быть реализованы,
чтобы оно подкрепляло твое резюме?
Оснащенность рефлексивного пространства:
знания тьютором профессионального рынка,
современных тенденций развития Де, техник
организации профессионального и
социального роста.
Презентация- продукт на рынке
индивидуальных образовательных
программ, проектов
Описание слайда:
Описание слайда:
Сопровож-дение
ИОП
Карта образовательного пространства
Индивидуальные и групповые тьюторские консультации
Инициатива и обратная связь
Консультации «Образ будущего»
Курсы «Основы социализации личности» и «Технологии управления»
Совместное проектирование образовательного пространства
Описание слайда:
ИОП складывается
в результате:
Выбора учащимся профильного направления.
Построения индивидуального учебного плана.
Выбора видов учебной деятельности (исследование, проектирование, творчество)
Выбора мест презентации своих достижений в том числе за пределами школьного пространства, в референтных сообществах.
Выбора элективных курсов, в школе и за ее пределами.
Участия в образовательных событиях:
— для презентации своих достижений,
— для пробы себя в режиме интенсивного профессионального тренинга/пробы
Описание слайда:
Организация тьюторского сопровождения в профильной старшей школе с ИУП
состоит в организации выбора учащимися образовательных ресурсов из представленного образовательного пространства, оформления их в индивидуальный учебный план, реализации образовательных проб, рефлексивного осмысления полученного опыта и построения следующего шага.
Описание слайда:
Предметный тьютор/ Профильный тьютор
Главная задача – «ухватить» предметный интерес учащегося, дать возможность реализовать профессиональную пробу в данной области и организовать качественную содержательную обратную связь (рецензия, экспертное заключение, мастер класс, экспертное обсуждение, стажировка и т.п).
Описание слайда:
Топика образовательного пространства профильной старшей школы
Академические и профессиональные конкурсы и олимпиады;
Образовательные и профессиональные стажировки;
Образовательные события (как формы погружения в определенный вид деятельности и места осуществления деятельностных проб);
Психологическое консультирование.
Описание слайда:
Этапы работы предметного/профильного тьютора
Представление ресурсов предметной области/профильного образовательного пространства.
Построение части ИУП, касающиеся данной предметной области или данного профильного направления.
Организация осуществления пробы и обратной связи по поводу результативности и эффективности пробного действия
Описание слайда:
Тьюторское сопровождения при сетевой организации профильного обучения
Предполагает индивидуальную консультационную работу тьютора с подопечным по составлению его индивидуальной образовательной программы на основе ресурсов образовательной сети (сетей) и рефлексии ее реализации.
Описание слайда:
Задачи тьютора
помогать ученику получить максимальную отдачу от сетевой программы
отслеживать его продвижение, отмечать успехи;
интерпретировать информацию, нацеливать поиск
давать обратную связь по выполненным заданиям
проводить групповые (сетевые) собрания проектных групп
консультировать и поддерживать ученика в проблемных ситуациях
поддерживать интерес ученика на протяжении всего образовательного маршрута
быть доступным для связи с учеником (посредством телефона, электронной почты, сетевых конференций, форумов и т.п.)
Описание слайда:
ИОП складывается в результате выбора
Сетевой образовательной программы/сети.
Индивидуального учебного плана.
Видов учебной деятельности (исследование, проектирование, творчество)
Элективных курсов, в сети и за ее пределами.
Образовательных событий в сети и за ее пределами.
Мест презентации своих достижений в профессиональных сообществах
Мест реальной профессиональной пробы / работы.
Описание слайда:
Версия № 3
Тьютор- Мастер
В основании Де – разрешение конфликта между культурным и индивидуальным существованием человека.
Передача абсолютного знания жизни- идеала.
Мастер- подмастерье, тренер-воспитанник, Учитель (Пророк)- Его ученик.
Идея персонального носителя знаний.
Он знает, как искать путь
Описание слайда:
«Индивидуальный» тьютор
Организация участия в образовательных событиях, стажировках;
организация встречи подопечного со специалистами, способными осуществлять предметное сопровождение;
актуализация возможностей участия в различных олимпиадах, конкурсах;
организация психологического консультирования;
задание пространства проектной или исследовательской деятельности на разнообразном предметном материале;
организация осознанного выбора элективных курсов;
планирование учения и построение ИУП вместе с подопечным;
рефлексия реализации подопечным ИУП с осмыслением результативности и построением следующего шага.
Описание слайда:
Этапы работы индивидуального тьютора
Работа с образом будущего – очерчивание примерного контура образовательно-профессиональной идентичности.
Предложение ресурсов образовательного пространства (с комментариями).
Соотнесение образа будущего учащегося и ресурсов образовательного пространства. Построение ИУП.
Организация осуществления пробы и обратной связи по поводу результативности и эффективности пробного действия.
Сравнение реальных достижений с образом будущего, коррекция ИУП, построение следующего шага.
Описание слайда:
Версия № 4
Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов
Сопровождает процесс освоения Де (проектной, исследовательской, программно- организованной).
Организатор сети профессионального развития: накопление, соорганизация, мониторинг, употребление.
Организатор ситуации самоопределения, самоосуществления, самореализации, системы профессиональных проб.
Описание слайда:
Tutor( англ.)-домашний учитель, репетитор, наставник; руководитель группы студентов; юридический опекун.
Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования.
Культура, формировавшаяся девятьсот лет( XI век-средневековые университеты).
Подход, основанный на Re.
Наставник, передающий опыт учения.
Научный руководитель, но только для персонального ученика.
Опекун, разрешающий трудности школьной жизни ( от лат.tucri- защищать, оберегать, заботиться).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.