Что такое символ бимбо
От Мэрилин Монро до Hofmannita. Как слово «бимбо» из сексистского оскорбления превратилось в символ тикток-феминизма
Bimboland
«Безусловно, феминизм переживает беспрецедентный эффект бумеранга. Занявшись образом мужских фантазмов, оставленных без внимания феминистками, новые амазонки ринулись в бой за брачные узы, и — успешно. Они охотятся за своими жертвами в спортивных клубах, в сумерках собираются вокруг своих любимых ям, наполненных водой, в барах курортных отелей. Они выискивают свои военные доспехи в дорогих магазинах белья», — так описывает бимбо главная героиня фильма «Красотки» (Bimboland) этолог Сесиль Бюсси.
Но если подойти к описанию не с художественной точки зрения, а с академической, то всё не так романтично.
Пейоративный термин «бимбо» означает девушек (преимущественно блондинок), которые выпячивают свою сексуальность в надежде заполучить желаемое, потому что якобы не обременены ни интеллектом, ни индивидуальностью.
Фильм «Красотки» вышел в 1998 году, но слово вошло в обиход намного раньше (хоть и было в мейнстриме лишь в Америке — в фильме французские девушки не знают его значения). Изначально это итальянское слово, не имеющее негативного окраса, — так называли маленьких мальчиков. С 1919 года в США его использовали с уничижительной коннотацией, чтобы обозначить грубых мужчин. То же самое оно значит и в португальском.
Первое упоминание бимбо в словаре датировано 1929 годом — в Оксфордском: определение, со ссылкой на научный журнал American Speech, означало просто женщину. И это несмотря на то, что в 1920-м выходит песня My Little Bimbo Down on the Bamboo Isle Фрэнка Крамита, Билли Джонса и Эйлин Стэнли. Главная героиня композиции — островитянка с «сомнительными нравственными принципами». В фильме 1929 года «Ночи пустыни» словом «бимбо» называют мошенницу. К его современному значению приходят в 1980-х, а годом бимбо по разным причинам объявляют и 1987-м, и 2007-м, и 2021-м.
Кадр из фильма Bimboland («Красотки»), 1998. Источник
Белокурые бомбы
Несмотря на то, что бимбо называли женщин с любым цветом волос, термин неразрывно связан со стереотипом о «глупых блондинках». Считается, что светлые волосы существуют уже более 10 000–15 000 лет и являются результатом генетической мутации.
В 2016 году для некоторых стало откровением, что уровень IQ у блондинок оказался в среднем чуть выше, чем у брюнеток, шатенок, рыжеволосых. Как, впрочем, и то, что подобные тесты — так себе показатель интеллекта, ведь они оценивают способность решать лишь определенный вид задач.
Стереотипу о глупости блондинок примерно 250 лет: в 1775 году вышла пьеса Les Curiosités de la Foire, которая «заставила весь Париж безостановочно смеяться неделями». Основанная на проступках легендарной куртизанки Розали Дюте, первой официальной глупой блондинки, пьеса заложила фундамент для стереотипа о блондинках как о сексуально доступных и недалеких особях. Дюте делала долгие паузы, прежде чем заговорить, заставляя людей поверить в свою глупость.
У другой устаревшей идеи — «джентльмены предпочитают блондинок» — тоже есть обоснование. Женщины хотят привлечь мужское внимание, выделяясь за счет ярко окрашенных волос (например, светлые волосы популярны у женщин Латинской Америки, потому что натуральный блонд для них редкость).
Может быть интересно
Предшественницами голливудских бимбо были «белокурые бомбы» (blonde bombshell): первой считается Джин Харлоу. Эту линию развивала Мерлин Монро: некоторые считают ее персонажа родоначальницей бимбо в кинематографе.
Актриса Джин Харлоу, 1930. Photo via John Kobal Foundation. Источник
Яркий пример — фильм «Джентльмены предпочитают блондинок» 1953 года. Монро в роли Лорелей изображена как слегка рассеянная и заинтересованная в браке исключительно по расчету. Напротив, ее коллега — брюнетка Дороти — характеризуется как умная и более способная.
Есть мнение, что персонажи Монро созданы не для унижения блондинок, а наоборот — для поддержки женской аудитории. Она часто высмеивала мужчин, но они могли не замечать этих насмешек, потому что были слишком увлечены телом бимбо-девушек. Американская исследовательница Джина Баррека пишет:
«Можно использовать иронию, не обнаруженную им, но очевидную для правильной аудитории. Девочек учат делать это очень рано: моргать округленными глазами с пышными ресницами, глядя на самого скучного человека в комнате и говоря ему, что он завораживает, пока ее подруга стоит за парнем и тихо смеется».
«Это вопрос не о том, чтобы Лорелей/Монро была одним человеком в один момент, а другим — в следующий, а о том, чтобы она одновременно была полярными противоположностями, — заявляет киновед Ричард Дайер в книге „Звезды“ (Stars). — Благодаря игре Монро речь Лорелей звучала с вопросительной интонацией, но на самом деле она не задавала вопросы, а предъявляла требования. Мимика Монро меняется мгновенно, авторитетность сменяется наивностью молниеносно».
Критики сочли этот дуализм в фильме бессвязным; «простота и расчет — явно парадоксальное явление», по мнению Эдуарда Андреаса Лерпергера. Лорелей, казалось бы, пассивный персонаж, тем не менее она «действует в ответ на собственные желания, а не в ответ на желания людей».
Благодаря не только юмору Монро, но и другим актрисам из комедий (той же «Блондинке в законе») блондинки часто считаются более веселыми. Эту идею регулярно эксплуатируют в рекламе. Например, в рекламе краски для волос Clairol есть фраза: «Правда ли, что блондинки веселятся больше?» — и по словам некоторых женщин, другие люди ждут, что они станут гораздо веселее после того, как осветлят волосы.
Реклама Clairol, 1964. Источник
Другая важная веха в категории «глупая блондинка из кино» — блондинка Хичкока.
Он объяснял свое предпочтение снимать светловолосых девушек в главных ролях тем, что зрители больше им доверяют и не сомневаются в их невинности. Для Хичкока светлые волосы — это инструмент, позволяющий сбить зрителя с толку и эффективно манипулировать неожиданностью в раскрытии подозреваемого.
Кадр из фильма «Птицы» Альфреда Хичкока, 1963. Источник
Бимбо с президентом
Фразу «вторжение бимбо» (bimbo eruption), по версии издания The Daily Beast, в американский дискурс ввела Бетси Райт — феминистка, активистка и легендарный политический менеджер: именно ее пиар-осторожность привела Билла Клинтона к президентскому креслу.
Клинтон планировал баллотироваться в президенты еще в 1988 году, но Бетси посоветовала ему воздержаться, считая, что такой поступок только нанесет ущерб карьере — если вдруг его похождения на стороне всплывут. Изначально его это не особенно волновало. Клинтон отказался от участия за несколько часов до начала кампании, после предупреждения Райт о том, что правда, пусть и напечатанная в таблоидах, унизит Хиллари и их дочь Челси.
Моника Левински и один из ее адвокатов, Уильям Гинзбург (справа), покидают ресторан в Вашингтоне, 21 февраля 1998. AP Photo/Charles Rex Arbogast. Источник
Моника Левински и Билл Клинтон в Овальном кабинете, 1995, Getty Images. Источник
Обложка National Enquirer, 1987. Источник
The Wall Street Journal окрестил 1987-й годом бимбо (несмотря на обвал фондового рынка в том году) не только из-за этого случая. Американская актриса Джессика Хан обвинила телепроповедника Джима Беккера в изнасиловании. Это произошло в 1980-м, когда она работала секретаршей в одной из церквей, однако рассказать она решила только спустя семь лет. Через два года его приговаривают к тюремному заключению — но в большей степени из-за денежных махинаций.
Как это часто бывает с жертвами изнасилования, репутацию Джессики Хан в СМИ пытались очернить, обвиняли в жажде славы и спекуляции на чужом имени. В первую очередь из-за внешнего вида и откровенной одежды. В том же году она снялась для обложки Playboy и заявила в интервью:
«Это ведь год бимбо, верно? Давайте начнем с того, что я не бимбо… Я знаю, что люди так меня видят, но я не та, кем меня выдумали — кто-то без мыслей, чувств или объяснений. Я всё-таки человек».
Позже эта история вдохновит Мерри Спэт, бывшего директора по связям с общественностью президента Рейгана, на создание шуточной премии Bimbo Award. На нее номинировали публичных комментаторов, которые отрицают очевидное и настаивают на своем мнении.
Джессика Хан в съемке Playboy, ноябрь 1987. Источник
Джессика Хан на обложке Playboy, ноябрь 1987. Источник
По-настоящему неверность Клинтона стали обсуждать из-за скандала со стажеркой Белого дома Моникой Левински: до этого все обвинения (из-за отсутствия доказательств) сводились к «проискам злых консерваторов». Но в 1998 году Левински подтвердила достоверность всех личных разговоров с Клинтоном, а в качестве доказательства принесла платье со следами спермы. Тесты на ДНК показали, что сперма принадлежала Клинтону. Тогда началась масштабная травля. «Меня называли проституткой, блудницей, путаной, шлюхой, бимбо и, конечно, „той женщиной“», — говорит Левински в лекции для TED Talk о культуре публичного унижения. Она стала первой жертвой кибербуллинга такого масштаба: новость о связи Клинтона с некой стажеркой из Белого дома опубликовал консервативный онлайн-агрегатор новостей The Drudge Report. «Я стала нулевым пациентом мгновенной потери личной репутации на глобальном уровне», — добавляет она.
Три бимбо апокалипсиса
В ноябре 2006-го выходит газета NY Post с Пэрис Хилтон, Бритни Спирс и Линдси Лохан на первой полосе. Они были сфотографированы в машине и выглядели так, будто собирались повеселиться. Заголовок гласил: «Бимбо-саммит». В то время все трое были в центре внимания.
Это стало началом для новых бимбо, и тот же NY Post позже назовет 2007-й годом бимбо. Бимбо, вышедших из-под контроля. В списке — умершая от передозировки назначенными врачом седативами и снотворными Анна Николь Смит, заключенная в тюрьму за вождение в нетрезвом виде Миша Бартон, лысая Бритни Спирс, недееспособная Линдси Лохан. Сюда же вписывают Эми Уайнхаус, гуляющую по улицам Лондона в джинсах и лифчике. Но ее называют «альтернативной бимбо» — из-за отличительного образа.
Пэрис Хилтон, Бритни Спирс и Линдси Лохан на обложке NY Post, ноябрь 2006. Источник
Пэрис Хилтон, Бритни Спирс, Шон Комбс и Даллас Остин на вечеринке 50 cent в Лас-Вегасе, 2007. Photo by Johnny Nunez/WireImage. Источник
В 2007-м термин «бимбо» уже использовали, чтобы подчеркнуть нецивилизованное поведение и отрицать целеустремленность. На первый план выводилась сексуальная раскрепощенность как признак порочности и недостатка интеллекта. Этим словом также бестактно подчеркивали проблемы с психическим здоровьем. В 2007 году у Бритни Спирс после развода случился нервный срыв, Миша Бартон водила без прав под воздействием алкоголя и наркотиков, а в 2009-м проходила принудительную реабилитацию. В то же время Эми Уайнхаус и Линдси Лохан постоянно попадали в скандалы из-за наркотиков.
Концепция слова «бимбо» выстраивалась для унижения некоторых влиятельных, пусть и в области поп-культуры, молодых женщин того времени.
Образ бимбо собирался из выбеленных волос, обтягивающей одежды, демонстрации нижнего белья, смоки-айс, иногда — огромной силиконовой груди. И всё это вместе делало образ аморальным.
Читайте также
«Пидоры мечты». Как захватить главное гомофобное ругательство и заставить людей тебя бояться Эми Уайнхаус на церемонии Brit Awards, 2007. Photo by Dave Hogan/Getty Images. Источник
До 2017 года определением «бимбо» пресса или публичные люди всё-таки награждали других публичных людей. Но теперь женщины сами выбирают так называться и видят в этом позитивный подтекст.
В 2017 году самопровозглашенная бимбо Алисия Амиро основала движение The Bimbo Movement, продвигающее гиперженственность с целью дестигматизации женщин.
В подкасте «Вы ошибаетесь», который был запущен в 2018 году, но стал популярным во время локдауна, ведущие потратили часы на исправление ошибок истории и восстановление репутации самых известных бимбо, от Анны Николь Смит до Джессики Симпсон и Моники Левински.
Голые и левые
В 2020 году возродилось движение химбо — миловидных качков, которые появились вслед за сэдбоями и инцелами как еще одно ответвление современной маскулинности, и, по сути, они были бимбо-мужчинами. Но бимбо 2021 года не нужно быть цис-, белой, блондинкой и даже женщиной, чтобы претендовать на членство в инклюзивном клубе. Они отрицают оригинальный контекст и женоненавистнический бэкграунд, с которым этот термин изначально использовался патриархатом.
Идея бимбофикации (процесс превращения обычной женщины в бимбо) впервые появилась в тиктоке в прошлом году, и теперь бимбо означает другую эстетику и жизненный путь.
«Я боюсь, что многие меняют свой вид из ненависти, а не из-за интереса. Но мне кажется, всё дело в любви к себе», — говорит она.
Ее основной аккаунт удалили из-за цензуры, и она запустила движение #stopcensoringsluts, которое уже развилось почти до тысячи постов.
Поп-ит и симпл-димпл: Что это за игрушки и стоит ли их покупать ребенку и себе?
Как игрушки для развития моторики стали антистресс-хитом 2021-го?
Фото, видео: Instagram @anna_mambook; 5-tv.ru
В 2000-х дети играли в фишки и крутили фингерборды, в 2010-х появились спиннеры и сквиши, сейчас в моду вошли поп-иты и симпл-димплы. Новомодные антистресс-игрушки можно заметить в руках как у дошколят, так и подростков. Явление вирусное, но специалисты отмечают, что игрушки помогают успокоиться и сконцентрировать внимание. Так ли это и не опасны ли поп-иты и симпл-димплы для детей?
Что такое симпл-димпл и поп-ит и в чем разница?
Симпл-димпл появился в западных странах в 2019-м и изначально позиционировался как игрушка, развивающая детскую моторику. Но в 2021-м они стали настоящим хитом и новомодным антистрессом. Конечно, благодаря блогерам из TikTok.
Симпл-димпл выглядит как брелок с пупырышками, которые можно выдавливать и вдавливать обратно бесконечное количество раз. Количество пупрышек бывает разное: от двух до шести.
По внешнему виду поп-ит напоминает силиконовые формочки для льда. Эту игрушку можно назвать антистрессом в большей мере, чем симпл-дипл из-за того, что все пупырышки одного размера и формы. Также их намного больше, чем у симпл-димпла. Поп-иты бывают разных цветов и форм: в виде круга, единорога, сердца, овоща. Они намного популярнее симпл-димплов. Весной 2021-го их было продано в десять раз больше, сообщил ТАСС со ссылкой на данные Ozon.
Почему симпл-диплы и поп-иты стали популярными?
После пережитого 2020-го, когда уровень напряжения в обществе зашкаливал, появился большой спрос на современные антистресс аксессуары. Спинеры и «мялки» все уже надоели и вот появилось что-то новое, интересное, разноцветное и напоминающее ту самую пленку с пупырышками. Велика вероятность, что симпл-димплы и поп-иты будут популярны еще год или полтора. После того как они попадут на полки крупных торговых сетей, спрос может спасть так же, как на сквиши, которые лежат на кассах почти во всех супермаркетах.
Могут ли симпл-димплы и поп-иты избавить от стресса?
Наталья Искра
Детский и семейный психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности СПбГУ
— Нашему мозгу очень важно переключение, если мы находимся в состоянии стресса. Одни из способов переключиться — это такая игрушка типа поп-ит. Но такой же эффект будет, если мы 20 раз поприседаем.
Игрушки-фиджеты (игрушки-непоседы — Прим.ред), которые можно мять и крутить в руках, действительно помогают успокоиться и сконцентрировать внимание тем людям, которые не могут усидеть на месте в спокойном состоянии хотя бы несколько минут. Симпл-димплы и поп-иты помогут расслабиться, но использовать их как терапию не стоит. Игрушки не способны избавить человека от тревожных состояний раз и навсегда, а лишь действуют как обезболивающее на какое-то время.
Опасны ли симпл-димплы и поп-иты для детей?
Если ребенок чрезмерно увлекся игрой в симпл-димпл или поп-иты и не может оторваться, это не значит, что игрушку нужно отобрать. Кусок пластика не способен сформировать обсессивно-компульсивное расстройство или зависимость, объяснила Наталья Искра. Это может произойти только в том случае, если в жизни ребенка уже есть факторы, которые провоцируют или могут спровоцировать отклонения. Скорее всего симпл-дипл или поп-иты наскучат со временем как любая другая игрушка. Они не популярнее тех же кукол и машинок.
В случае если у ребенка есть склонность к зависимости от чего-либо и игра уже превращается в манию, психолог советует отвлечь его чем-то более интересным. Антистресс-игрушки подходят детям, которые страдают синдромом дефицита внимания, они помогают им сосредоточиться.
Что такое Симпл Димпл антистресс и чем он отличается от Поп Ит
Весной 2021 года в соцсетях начали обсуждать новые антистресс-игрушки “симпл димпл” и “поп ит”. Это детское развлечение, которое пришло на смену сквишам и спиннерам и стало невероятно модным в Тиктоке.
Что такое Симпл Димпл?
Слово Simple Dimple (или как часто пишут Simpl Dimpl) дословно переводится с английского как “простая ямочка”. Это силиконовая игрушка с несколькими выпукло-вогнутыми частями. Эффект антистресса достигается путем многократного надавливания на эти ямочки.
Изначально Симпл Димпл был исключительно детским развлечением. С его помощью можно, например, развивать мелкую моторику рук. Первые игрушки такого плана появились еще в 2019 году на Западе. Но настоящим хитом стали только в начале 2021 года.
Симпл Димплы бывают разных форм и размеров. Визуально они похожи на формочки для льда. Часто их делают в виде брелока или чехла для телефона.
Что такое Поп Ит и чем он отличается от Симпл Димпл
Название Pop It дословно переводится как “Лопни это”. Функционально он похож на Simple Dimple. Но у игрушки есть одно важное отличие. Поп ит – это антистресс, у которого все ямочки или пузырьки одного размера.
Чаще всего Pop-It большой, круглый или квадратный. У него около 30 “пузырьков”, тогда как у симпл-димпл их может быть от двух до пяти.
В каком-то смысле этот антистресс напоминает упаковочную пленку с пузырьками (Bubble Wrap). Она радует и детей и взрослых уже несколько десятилетий. Но в отличие от этой пленки Simple Dimple многоразовый. Вдавив все ямочки, игрушку можно перевернуть, и процесс начнется сначала.
Поп Ит тоже выполнен из силикона. И его главная функция – успокаивать нервы. Наверное поэтому детская игрушка стала так популярна у взрослых.
Симпл Димпл и Поп Ит в Тиктоке
В марте-апреле 2021 года про эти игрушки начали шутить в Тиктоке и других соцсетях. Взрослые люди узнали о существовании Simple Dimple и Pop It и ужаснулись тому, что больше не понимают язык молодых.
Большинству людей поп-ит напоминает формочку для льда. Поэтому в Тиктоке часто обыгрывают это сравнение. Ну или просто пытаются выговорить название игрушки.
В комментариях к таким видео люди сожалеют о быстротечности времени. Ведь в свои 20+ лет они уже стали тем поколением, которое не понимает современных детей.
Пока что игрушки не добрались до российского рынка в больших масштабах. Их можно заказать на нескольких крупных маркетплейсах. Но разнообразие ассортимента пока удручает. Поэтому люди стали делать собственные игрушки и показывать процесс на видео.
Хайп вокруг симпл-димплов и поп-итов можно сравнить с популярностью спиннеров в 2017 году. Тогда крутящиеся игрушки целиком захватили мир, они продавались в каждом магазине и становились предметами шуток и мемов.
Позже на смену спиннерам пришли слаймы и сквиши. Это игрушки, которые можно мять и давить в руках, которые тоже обладают успокаивающим эффектом. Но мода быстро меняется, и теперь на какое-то время королем и королевой мира антистресса стали Симпл Димпл и Поп Ит.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Тенденция#bimbonation: Как «бимбо» заявили о себе в TikTok и стали общественным движением
И как они реклеймят одно из самых популярных оскорблений в адрес женщин
Изначально оскорбление «бимбо» применяли и к мужчинам, желая указать им на «неотёсанность». Со временем он закрепился за женщинами, и даже Википедия даёт уничижительное определение жаргонизму: так называют «конвенционально привлекательных, сексуализированных, наивных и инфантильных женщин, чаще блондинок с пышными формами, ярким макияжем и откровенной одеждой». Сейчас же этот термин переживает второе рождение в тиктоке — вместо унизительного определения превращаясь в ироничный реклейминг.
Текст: Роксана Киселёва, автор телеграм-канала godblesstheconcealer
Издание Rolling Stone называет Шлапеку фактическим лидером движения — свои два миллиона подписчиков девушка набрала чуть больше чем за полгода. Она же и популяризировала этот термин на платформе — использовав его для оскорбления, обидчики Крисси подарили ей вдохновение для создания целой субкультуры и контента на 60 миллионов лайков.
«Никто не скажет тебе, как быть бимбо, потому что бимбо — это не то, как люди видят тебя, это то, как определяешь себя ты сам. Бимбо может стать любой человек, независимо от расы, гендера, класса или физических возможностей. Всё, что имеет значение, — то что ты сексуаль_на и горяч_а в своём собственном представлении о сексуальности и красоте», — добавляют Гриффин Максвелл Брукс (Гриффин предпочитают местоимение «они»), ещё одни «proud bimbo» of TikTok.
Нарочитая сексуальность и гиперфеминность всегда выбивались из узкого иерархического представления об «идеальной женщине»: эту женщину было почётно иметь в любовницах, но стыдно вывести в свет, сделать своей женой, нанять на работу — то есть признать её право быть равной себе.
Уже тогда «бимбо» в каком-то смысле были частью женского эмпауэрмента — для них он заключался в вызове, который они бросали мужчинам, добиваясь желаемого не одобренными в обществе способами. Пока их называли «жалкими» и «искусственными», женщины летали частными бортами, посещали лучшие вечеринки, получали в подарок спортивные машины и имели жизнь, о которой мечтали их обидчики.
При этом закономерно, что «бимбо» прошлого остались в нашей памяти монументом патриархальной культуре — конвенционально красивые, белые, гетеронормативные и ориентированные на материальные ценности. «Бимбо» поколения Z забрали визуальные коды у «бимбо» нулевых и сделали их частью своего высказывания. Розовый цвет, перья, яркий макияж и блёстки стали новым киндерхором (который в тиктоке тоже, кстати, любят) — гранж-эстетикой бархатных платьев и рваных колготок, прославленной Кэт Бьеланд и движением RiotGrrl. Как и в киндерхоре, бимбо намеренно используют наиболее приметную атрибутику феминности, чтобы уничтожить представления общества о том, как должна выглядеть «правильная феминистка».
Тикток как главная зумерская социальная сеть стал гостеприимным домом для разных молодёжных субкультур: и новых («витчкор», «коттеджкор», E-Girls and Boys), и старых (Scene kids, готы). Но если другие субкультуры на платформе скорее просто чествуют разнообразие в моде и красоте, «бимбо», заимствуя знакомую эстетику, делают серьёзное политические заявление — они реклеймят само понятие «бимбо», отнимая у патриархата лексику, которую он создал, указывая женщине на её место.
За «бимбо» нового времени стоят не только визуалы, но и левые идеи и солидаризация с другими угнетаемыми группами: их ценность — свобода самовыражения для всех. По ключевым для движения хештегам #bimbonation и #bimbotok сейчас можно найти сотни роликов, снятых самыми разными людьми — их объединяет обаяние, уверенность в себе и аллергия на стандарты и токсичную маскулинность.
Итак, кто же такие «бимбо» поколения Z? Это люди, с которыми вы захотите дружить. Им не нужен повод нарядиться в латекс и перья, они не боятся казаться смешными и быть непонятыми, читают Маркса и слушают Долли Партон, знают, где лучшие секонд-хенды, и когда вас в очередной раз попытаются поставить на место, выкатят вам список из ста причин, почему вы — лучше всех.
ФОТОГРАФИИ: chrissy chlapecka / Instagram