Что такое символ в психологии

символ

Полезное

Смотреть что такое «символ» в других словарях:

СИМВОЛ — (от греч. symbolon знак, опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого… … Философская энциклопедия

СИМВОЛ — (греч. Symbolon знак). 1) фигура или образ для вещественного обозначения какого нибудь чисто нравственного предмета, напр. треугольник символ Св. Троицы, лев символ храбрости. 2) формула, заключающая в себе главные основы веры: символ веры: 3) у… … Словарь иностранных слов русского языка

СИМВОЛ — (от греч. знак, примета) 1) в искусственных формализованных языках понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством содержат,… … Энциклопедия культурологии

Символ — Символ ♦ Symbol Иногда синоним знака, даже (в результате англо американского влияния, в частности после работ Пирса) условного знака. Например, математическими символами мы называем именно условные знаки. Но язык сопротивляется этому… … Философский словарь Спонвиля

СИМВОЛ — муж., греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм,… … Толковый словарь Даля

символ — и устарелое символ. В литературном языке XIX века преобладало ударение символ. Оно зафиксировано у А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, В. Бенедиктова, Н. Добролюбова, А. Майкова, А. Полежаева, А. К. Толстого, А. Фета, В. Жуковского, А.… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СИМВОЛ — СИМВОЛ, (символ устар.), символа, муж. (греч. symbolon знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой нибудь организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего нибудь, выражающее, означающее какое… … Толковый словарь Ушакова

Символ — в переводческой скорописи условное обозначение или знак, используемые для обозначения группы предметов, явлений. По способу обозначения символы системы записи подразделяются на буквенные, ассоциативные, произвольные. См. также: Символы Системы… … Финансовый словарь

символ — См … Словарь синонимов

СИМВОЛ — СИМВОЛ, а, муж. 1. То, что служит условным знаком какого н. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой н. единицы, величины. • Символ веры 1) краткое… … Толковый словарь Ожегова

Источник

СИМВОЛ

В психоанализе понятие символа используется, как правило, при рассмотрении сновидений и симптомов психических заболеваний. З. Фрейд обратился к этому понятию в работе «Толкование сновидений» (1900), где им была рассмотрена сновидческая символика. Для основателя психоанализа символ – это прежде всего элемент сновидения. Кроме того, он считал, что невротические симптомы являются не чем иным, как «символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях». Именно такое понимания связи между невротическими симптомами и символами было высказано им в работе «О психоанализе» (1910), в которой также обращалось внимание на то, что украшающие города памятники и монументы «представляют собой такие же символы воспоминаний».

З. Фрейд исходил из того, что сущностью символического отношения является сравнение, хотя и не любое. С одной стороны, не все то, с чем можно сравнить какой-либо процесс или предмет, выступает в сновидении как символ. С другой стороны, «сновидение выражает в символах не все, а только определенные элементы скрытых мыслей сновидения». Пока понятие символа строго не определено, оно сливается с замещением, изображением, то есть приближается к намеку. Удивительным, с точки зрения основателя психоанализа, представляется то, что, если символ и является сравнением, то оно не обнаруживается при помощи ассоциации и сновидящий пользуется им, ничего не зная о нем.

Ссылаясь на различные источники, в частности на статью Л. Леви «Сексуальная символика Библии и Талмуда» (1914), З. Фрейд обратил внимание на распространенность сексуальных символов в жизни человека. В сновидениях эти символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений. Речь идет о бессознательных знаниях, о логических отношениях, отношениях сравнения между различными объектами, где одно может замещаться другим. По мнению З. Фрейда, «эти сравнения не возникают каждый раз заново, они уже заложены готовыми, завершены раз и навсегда; это вытекает из их сходства у различных лиц, сходства даже, по-видимому, несмотря на различие языков».

Сконцентрировав свое внимание на сексуальной символике, З. Фрейд не углублялся в концептуальное рассмотрение природы символов. Последующие психоаналитики не обошли стороной проблему понимания символа как такового. Так, Э. Фромм (1900–1980) попытался ответить на вопрос, что такое символ. В работе «Забытый язык» (1951) он подчеркнул, что хотя определение символа как чего-то, являющегося обозначением другого, оказывается не очень удачным, тем не менее оно приемлемо, если речь идет о символах, связанных со зрительными, слуховыми, обонятельными ощущениями, обозначающими «нечто», выражающее внутреннее состояние человека, его чувства и мысли. Такой символ – это нечто, находящееся вне нас и символизирующее нечто внутри нас. «Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума».

Но в чем заключается специфическая взаимосвязь между символом и тем, что он символизирует? Отвечая на этот вопрос, Э. Фромм выделил три типа символов: условные, случайные и универсальные. Только последние два типа содержат в себе элементы языка символов. Условные символы – наиболее известные и используемые человеком в повседневном языке. К ним относятся слова и образы. Так, флаг может быть знаком какой-то страны, но особый цвет флага не связан с самой страной и лишь условно принято считать, что цвета служат обозначением определенной страны. Случайные символы – являющиеся противоположностью условным символам, хотя между ними есть нечто общее – отсутствие внутренней связи между символом и тем, что он символизирует. Так, если с человеком произошла какая-то неприятность в определенном месте, то впоследствии он может испытывать неприятные переживания при упоминании этого места. Личный опыт человека превращает данное место в символ его настроения. Здесь связь между символом и символизируемым переживанием случайна. Однако в отличие от условных символов случайные символы не могут быть одним и тем же для разных людей, поскольку связь между событием и символом устанавливается самим человеком. Универсальные символы – такие символы, в которых между символом и тем, что он обозначает, существует внутренняя связь. Для них характерна связь между душевным и физическим переживанием. Некоторые физические явления, например огонь или вода, по своей природе вызывают определенные чувства и мысли, и человек выражает свои эмоциональные переживания на языке физических состояний, то есть символически.

По мнению Э. Фромма, «универсальные символы – единственный тип символов, в которых связь между символом и тем, что он символизирует, не случайна, а внутренне присуща самому символу». Эта связь воспринимается всеми людьми одинаково, что отличает данные символы не только от случайных, но и от условных, сфера распространения которой ограничена группой людей. В основе универсальных символов лежат свойства человеческого тела, ощущений и разума, характерные для каждого человека. Язык этих символов – единственный общий язык, созданный человечеством, но забытый современными людьми.

О всеобщем характере универсальных символов свидетельствует тот факт, что на языке этих символов создаются мифы и сновидения во всех культурах, от первобытных до высокоразвитых. Используемые в различных культурах данные символы обнаруживают поразительное сходство. Однако, как замечал Э. Фромм, значение некоторых символов может различаться в соответствии с их различной значимостью в разных культурах и, следовательно, можно говорить о диалектах всеобщего языка символов, определяемых условиями жизни. Кроме того, многие символы имеют не одно значение: огонь может символически выражать как ощущение радости, так и чувство страха; вода может быть и символом покоя, умиротворения, и символом ужаса, хаоса.

Язык универсальных символов труден для понимания, поскольку люди забыли его прежде, чем он стал всеобщим языком. Но понимание этого языка важно для каждого, кто хочет глубже познать себя. Исходя из этого, Э. Фромм считал, что «пониманию языка символов нужно учить в школах и колледжах точно так же, как там изучают другие иностранные языки».

* * *
(греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – 1. самое общее значение – всё то, что что-либо представляет, означает или на что-то указывает; 2. в теории Ж.Пиаже – внутреннее, личное представление. Знаки в этой теории рассматриваются как произвольные, но одинаково понимаемые всеми людьми, а символы – как продуцируемые отдельным индивидом (символическое мышление пациентов, заметим, использует оба варианта представления символов); 3. действие, событие, устройство или высказывание, которые обозначают некие идеи или принципы; 4. в психоанализе – явление сознания, за которым скрывается некая бессознательная тенденция; например, это навязчивость или физический симптом, которые маскируют неосознаваемые конфликты и являются индивидуальными символами. Универсальные символы характеризуют сновидения, мифологию и фольклор. Их объясняют «единообразованием фундаментальных и вечных интересов человечества» и единообразованием человеческой способности видеть сходство между различными объектами; 5. в строгих науках (логике, математике и др.) – то же, что знак; 6. в искусстве – характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некоей художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Источник

Символизм и символообразование в психоанализе и аналитической психологии. Сравнительный анализ

Концепция символа в классическом психоанализе. Символизм и телесность. Примеры психоаналитической символики.

В психоанализе под символом понимается сознательное представительство чего-то бессознательного. Им может быть и произведение искусства, и сновидческий образ, и симптом.

Психоанализ исходит из того, что наличие внутреннего запрета на некоторые желания вынуждает ребенка искать способы их реализации через достаточно далекие от исходной формы.Эти формы, с одной стороны, далеки от прямого выражения желания, а с другой – всегда содержат некоторые свойства, присущие реализации такого желания, например, ритмичность или аффект.

Пример: лестница. Во сне это может быть символическим изображением коитуса. Напрямую – непохоже, но какие свойства могут позволить ей быть заменителем: ритм, подъем, дыхание.

Часто эти формы приобретают характер символических, т.е. таких, которые используются для обозначения сексуальных или агрессивных желаний не только у данного человека, а у многих людей. Наиболее ярко символические формы реализации желаний проявляются в сновидениях. По сути, для ПА символика – статистическое понятие. Если говорить о конкретном человеке, то наиболее ярко символические формы проявляются в художественных произведениях и сновидениях.В симптомах это тоже можно наблюдать.

В классическом психоанализе считается, что способность к символизации, то есть, способность обозначать некоторые объекты или действия с помощью одних и тех же образов, имеет генетический характер. Считается, что символически связанные для современного человека вещи когда-то имели концептуальное и лингвистическое тождество. На это указывает, в частности, то, что использование общего символа выходит за рамки одного языка. Так, термин «приплыли» в русском языке обозначает ночной энурез, что также имеет место и в английском «to pumpship» – означает «обмочиться» и «приплыть».

Отсюда вытекает прозаическая, но полезная вещь:

Классическая теория рассматривает символизм как врожденную способность человека, что дает представление, что «расшифровка» сновидческих форм механистична. Механистическое толкование не эффективно, надо искать другие способы.

Присутствие символов, несмотря на кажущуюся простоту их толкования, наоборот может усложнить процесс интерпретации, поскольку количество конкретных объектов одного класса символов очень велико. Для толкования символических фрагментов применяется смешанная техника: с одной стороны она основана на свободных ассоциациях сновидца, а с другой, на знании символики аналитиком.

Свободные ассоциации позволяют выявить индивидуальные основания для выбора определенного символического образа, а символическое толкование – типичные основания.

Выяснение внутренней концепции объекта для конкретного человека и есть цель любого анализа. Понимая эту концепцию во всех деталях, мы, в конечном счете, выходим на внутрипсихический конфликт.

Между двумя концепциями, комплексами должно существовать отталкивание, конфликт – как с зонтиком. Если это сновидение мужчины, он использует зонтик – значит, от женщин (воды) использует как защиту – значит, они опасны. А что они могут и ним сделать? Так, используя только теорию фалличности, мы уже можем приоткрыть грани его личности.

Комнаты. Часто символизируют собой женщину. Важно: нас интересуют детали. Открыта комната или закрыта, имеет смысл – доступна или нет. Может быть комната = гроб («без окон, без дверей…»). Окошко – разрешение любого рода, позволение.

Прохождение через ряд комнат может символизировать промискуитет; но, через механизм контрастной замены, это может быть и отказ от других женщин в пользу единственной (например, при вступлении в брак).

Столы. Так же могут символизировать женщин. С одной стороны, через напоминание о ранней оральной функции (кормящая), а с другой – через отрицание привлекательности ее форм (как и корова). Готов замещать свое сексуальное желание едой. И, скорее всего, такой человек будет полным. Такие вещи, как холодильник – тоже довольно символичны и диагностичны. Поскольку «постель и стол» составляют суть брачных отношений, то часто стол может замещать постель, а сексуальное желание замещаться оральным удовольствием (и не только во сне).

Некоторые неологизмы могут стать понятными благодаря сексуальному смыслу составляющих их слов.

Дети. Часто символизируют гениталии. Соответственно, игра с ребенком или его наказание замещают мастурбацию.

Облысение, стрижка, отрезание волос. Отрубание головы, выпадение зубов – частный символ кастрации.

Удваивание предметов-символов пениса: может рассматриваться, как попытка избежать угрозы кастрации. Также могут рассматриваться и животные с отрастающими хвостами (ящерица).

Страдание от паразитов – частый символ беременности.

Одежда: люди могут символически выбирать себе другое тело.

Символические фрагменты имеют 2-ва компонента: символический и индивидуальный. Для анализа важен последний компонент. Для толкования символа используется смешанная техника, основанная на свободных ассоциациях и знаниях символики.

В качестве резюме необходимо вернуться к методу психоаналитической интерпретации символического в сновидениях и не только. Символические фрагменты имеют две компоненты – символическую и индивидуальную. Символ имеет универсальное, часто сексуальное значение, но выбор определенного символического образа индивидуален и подчеркивает ту или иную сторону символизируемой вещи или процесса, например, паразиты во сне символизируют маленьких детей, то есть, в этом случае имеется указание на неприязненное отношение к детям как к обузе. Таким образом, символический фрагмент также нуждается в свободных ассоциациях, которые прояснят необходимость привлечения именно этого, а не иного символического образа.

Что такое символ в психологии. Смотреть фото Что такое символ в психологии. Смотреть картинку Что такое символ в психологии. Картинка про Что такое символ в психологии. Фото Что такое символ в психологии

Исходя из основных положений психоанализа, содержания бессознательного стремятся быть осознанными, чтобы иметь доступ к соматическому аппарату и осуществиться. Цензура препятствует прямому прорыву бессознательных импульсов в сознание, но, тем не менее, им удается пробиться и оказать влияние на мысли и действия человека, благодаря изменению бессознательного и созданию компромисса с сознанием. Здесь речь идет не об удалении из сознания, как при вытеснении, а о механизмах замещения бессознательных содержаний. Такими механизмами является проекция, расщепление, замена противоположностью и др. Одним из средств выражения бессознательного является символ, при его помощи легко замаскировать бессознательное и приспособить его к содержанию сознания. Символ – это особый вид косвенного изображения, он является наглядной заменой чего-либо скрытого, с чем у него имеются общие признаки или внутренняя ассоциативная связь.

Так как бессознательные желания у всех людей, в общем, одинаковы, поскольку связаны с биологическими потребностями и их культурной обработкой, символы имеют типичное, общечеловеческое значение.

Все символы можно разделить на три группы:

· Объектные или родительские

· Символы типичных инфантильных травм

· Телесноориентированные символы, связанные с сексуальностью. Они составляют 90% всех символов

Это связано с энергией подавленных телесных влечений, так как в любой культуре существуют запреты на многие телесные наслаждения (в первую очередь парциальные, не генитальные). «Доминирующее значение сексуальной символики объясняется тем, …что ни один инстинкт не подвергается в такой степени культурному подавлению, как состоящий из различных «извращений» половой инстинкт». (Ранк).

Большое значение имеет и тот факт, что в доисторические времена половым функциям приписывалась колоссальная роль. Об этом говорят ритуалы примитивных народов, где явно просматривается сексуальная символика, например в процессах пахоты или разжигания огня.

В культурном обществе телесноориентированные символы играют значительную роль в формировании чувства вины. Они будят парциальные бессознательные желания, которые являются запретными и вызывают чувство вины, которое снимается служением социальности.

Средством выражения бессознательного является символ. С его помощью возможно замаскировать бессознательное желание и приспособить его к содержанию сознания.

Символ является наглядной заменой чего-нибудь скрытого, с чем у него имеются общие внешние признаки или внутренняя ассоциативная связь. Большинство символов имеет типичное общечеловеческое значение, с этим связана константность символики бессознательного.

Независимо друг от друга, в разных культурах люди создают идентичные символические образы. Первым это обнаружил К.Г.Юнг. Он вывел отсюда единство архетипического образа, наличие коллективного бессознательного и выдвинул две теории:

1. Симптоматика бессознательного имеет психофизиологическую основу. Возможно, в общих для всех структурах головного мозга содержится вся эволюционная история человека. И эти древние структуры могут проявляться в виде инстинктов и образов внутреннего мира – архетипов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

История символа Психологии (Ψ)

Содержание:

Вы, наверное, заметили, что многие психологи и учреждения, связанные с миром Психология они используют тот же символ: «» ».

Что именно означает этот редкий символ и как он связан с психическим здоровьем? Кто решил, что это должно быть эмблемой науки о поведении?

Пси, буква греческого алфавита

В столице Римской империи несколько слов содержали букву psi: Например псалом или психика (псалом и психика). Значение слова Психея Это объясняется ассоциацией буквы пси со словом греческого происхождения «Психея». Последний, хотя ранее он использовался для обозначения бабочки, Со временем оно эволюционировало и стало означать «дыхание», «дух», «дыхание ветра» и, позднее, «душа» и «разум».

Психология: термин, образованный двумя корнями

Интересно, что у греков существовало древнее поверье, что когда человек умирает и выдыхает последний глоток воздуха, его душа вылетает из тела, как бабочка. Тогда бабочка считалась символом жизни и надежды. Фактически, в греческой мифологии богиня Психея обычно изображается в виде молодой женщины с крыльями бабочки, и она является младшей дочерью король анатолии. В мифологических писаниях Психея часто упоминается как прекрасная богиня, олицетворяющая человеческую доброту и душу.

Эрос, Психея и запретная любовь

Миф об Эросе и Психее, который связывает писания Апулея в его творчестве Метаморфоза, Психея была младшей дочерью короля Анатолии, а также самой красивой и вызывающей зависть молодой женщиной в королевстве.. В припадке ревности из-за красоты Психеи богиня Афродита приказала своему сыну Эросу (Купидону) заставить Психею безумно влюбиться в самого уродливого, уродливого и подлого человека в королевстве.

Хотя миссия была ясна, Эрос не устоял перед чарами Психеи и безумно влюбился в нее., и бросил стрелу в море. В тот момент, когда он увидел, что Психея засыпает, Эрос обнял ее и улетел в свой замок.

Как только он прибыл во дворец, и чтобы не дать матери узнать, что Психея жила во дворце, он оставил красивую молодую женщину в спальне. Ночь за ночью, Эрос шел в комнату Психеи, и в темноте они занимались любовью.. Это гарантировало, что Эрос останется загадкой, поскольку Психея никогда не видела черт его лица или каких-либо других деталей его физиономии. Эрос так и не раскрыл своей истинной личности молодой женщине, но романтика была абсолютной. Однако во время одной из их ночных встреч Психея объяснила своему возлюбленному, что она скучает по своим сестрам и что она хотела бы вернуться в свое королевство, чтобы увидеть их. Эрос согласился с утверждением Психеи, но предупредил ее, что ее сестры захотят разлучить ее с ним. На следующий день Психея воссоединилась со своими сестрами, которые, умирая от зависти, спросили ее, кто ее возлюбленный.

Психея, никогда не видевшая Эроса, она не могла сказать своим сестрам, на что была похожа ее любовь. После долгих колебаний и некоторых извинений она, наконец, не выдержала и сказала им правду: что она не знает лица или личности своего мужа. В этот момент сестры были удивлены и убедили Психею зажечь подсвечник во время одной из встреч с мальчиком, чтобы она могла увидеть лицо таинственного человека, утверждая, что только огр или монстр могут скрыть его истинную внешность.

Сказано и сделано: вернувшись во дворец, во время одной из их более поздних встреч, Психея воспользовалась моментом, когда Эрос спал рядом с ней, чтобы зажечь лампу, чтобы она могла созерцать его лицо.. Капля раскаленного масла из лампы, к сожалению, упала на тело Эроса, который проснулся и, очень разочаровавшись в Психее, вышел из спальни, где они оба находились.

Когда Психея осознала ситуацию, она вышла из комнаты в поисках Афродиты, чтобы умолять ее вернуть ей любовь Эроса. Однако мстительная богиня приказала ему выполнить четыре чрезвычайно сложных задания, если он хочет снова влюбить Эроса. Психея, помимо прочего, должна была отправиться на поиски Аида и потребовать от Персефоны, королевы подземного мира, часть ее красоты, которую Психея поместила в ящик, который ей дала богиня Афродита.

Психея знала, как успокоить Цербера, когда он стоял перед ним, подавая ему восхитительный торт. Позже, имея дело с Хароном, ему удалось завоевать его доверие, основанное на хорошей финансовой подсказке для паромщика, чтобы перевезти ее в Аид. Как только она смогла добраться до подземного мира, Персефона без всяких препятствий могла помочь Афродите и отдала часть своей красоты, поместив ее в ящик, который Психея принесла с собой.

Психея покинула преисподнюю и решила открыть ящик и забрать себе часть красоты, думая, что, если она увеличит свою красоту, Эрос обязательно полюбит ее. Эрос, который уже простил ее, прилетел к ней и умолял Зевса и Афродиту дать согласие на женитьбу на Психее. Боги наконец одобрили союз, и Зевс превратил Психею в бессмертное существо..

Афродита забыла о своих завистях и отпраздновала свадьбу юношей. Дочь Психеи и Эроса звали Плэйсер или, в римской мифологии, Волуптас. Так заканчивается эта интересная мифологическая история, рассказывающая о происхождении символа Психологии.

Право Пернада: происхождение, миф или реальность?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *