Что такое символы в литературе примеры
ЕГЭ. Литература. Теория по кодификатору. 1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
ДЕТАЛЬ.
Основные виды деталей.
Пример.
Одежда героя романа И. Тургенева « Отцы и дети» Базаров, которая сразу выделяла его среди других своей необычностью:«…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…»
Пример.
Руки Базарова, подчёркивающие его трудолюбие, народные корни («…обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал…»).
Пример.
Вишнёвый сад в пьесе А.Чехова – символ новой жизни, о которой мечтают герои и сам автор. (Слова Ани : «Мы посадим новый сад, роскошнее этого… Здравствуй, новая жизнь!»)
СИМВОЛ.
Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык».
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Он заменяет наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением, чем-либо напоминающим это жизненное явление.
Смысл символа многозначен, сложен, иногда его трудно объяснить. Это своеобразный намёк на что-то.
Символ- основной художественный образ СИМВОЛИСТОВ.
Символом в литературе могут служить предметы, животные, известные явления, например, природные («Гроза» Островского), признаки предметов, действия и др.
Символом называют также художественный образ, воплощающий в себе с наибольшей выразительностью характерные черты какого-либо явления, его определяющую идею ( например, мёртвые души в поэме Н.Гоголя).
В народном творчестве сложился ряд устойчивых символов, которые используют и авторы, например, весы — справедливость, держава и скипетр – монархия, власть; голубь — мир, лев — сила, смелость, собака — преданность, осел — упрямство, роза — женская красота, заря, утро — символы молодости, начала жизни и многие другие.
ПОДТЕКСТ.
Подтекст – это разновидность иносказания, своеобразный скрытый намёк автора. Автор о чём- то умалчивает в произведении, читатель сам должен догадаться о чём.
Подтекст помогает автору передать душевное состояние героев. Вспомним строки А. Ахматовой:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Автор ничего не пишет о внутреннем состоянии героини, но читатель понимает, как взволнованна она, по небольшой детали.
Особенно важен подтекст в драматургии, так как в пьесе автор не может описывать состояние героев. Он делает это при помощи мимики, жестов и других средств, что позволяет понять истинный смысл происходящего.
Яркий пример использования контекста — это немая сцена в «Ревизоре» Н. Гоголя.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Символ и символизм в литературе
Понятие символа в литературе
Под символом понимаются слова имеющие помимо основного значения также переносное.
Символы активно использовались в стиле барокко. С их помощью представители этого направления завуалировали свои мысли.
Например, очень часто слово «утро» используется как начало новой жизни, нового пути.
Отличие символа от метафоры и аллегории
Символ отличается от метафоры и аллегории тем, что имеет гораздо больше различных значений.
Так, слово «весна» может означать: и время года, и первую любовь, и юность, и зарождение жизни.
В отличие от аллегории символ более эмоционален. Чтобы его понять, нужно «вжиться» в текст.
Особенность символов в литературе
Главная особенность символов — они зародились на заре человечества. Символы запечатлены в памяти человека на уровне подсознания. Вечные символы: «утро», «зима», «кровь».
Человек интуитивно понимает их значение.
Также восприятие символов связанно с начитанностью читателя. Чем более интеллектуально подкован читатель, тем больше символов он видит.
Примеры символов в названиях книг
Писатели активно применяют символы в названии произведений. «Мертвые души», «Нос» Н. В. Гоголя, «Живой труп», «Фальшивый купон» Л.Н. Толстого, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «Обрыв» И.А. Гончарова.
Символизм в литературе
Как литературное направление зародилось в конце XIX начале XX века. Родиной символизма является Франция. Это направление боролось с роскошью и натурализмом окружающего мира.
Ж. Мореас в 1886 утверждал в «Манифесте символизма», что только с помощью символов можно постичь «тайны мира». Главной идеей была свобода личности, оторванность от пошлой действительности и идеалистическое понимание жизни.
Символизм в русской литературе
В России это течение зародилось в начале 1890-х годов. Движение делилось на две группы: старших и младших символистов
Старшие символисты
К старшим символистам(декадентам) относилась московская группа. Ее руководил В.Я. Брюсов. Старшие символисты вступали в явный конфликт с окружающим миром. Они говорили ему однозначно — «нет».
Реальная жизнь-всего лишь тень, иллюзия. А есть другой мир-мечты и творчества. В нем личность обретает свободу.
З.Н. Гиппиус считала, что он тем и прекрасен, что его «нет на свете».
Реальность страшим символистам представлялась как пошлая и бессмысленная. Они подмечали всю грязь и несовершенство мира.
Младшие символисты
После роста революционных настроений в 1901 году появились младшие символисты. Они были последователями философа В.С. Соловьева. Этот философ утверждал, что реальный мир зла и обмана должен погибнуть. Ему на смену придет мир Красоты. Эта Красота спасет мир и соединит в себе божественное и земное начало. Возникнет «царство божье на земле».
Младшие символисты ждут преображения мира, они полны оптимизма.
А.А. Блок в » Стихах о Прекрасной Даме» (1904) воспевает женственность, любовь, красоту.
А.Белый в «Золоте в лазури» прославляет людей мечты за их стремление к солнцу и счастью.
Младшие символисты активно используют символы. Согласно одному значению он связан с миром неба(духовная сущность). С другой стороны символ отражает «земное царство».
К наиболее ярким произведениям можно отнести поэму «Двенадцать» А.А.Блока. Цифра двенадцать в данном случае очень многообразна. Это и связь с двенадцатью апостолами, и цифра совершенства, и много других значений.
Символизм в западной литературе
Зарубежные авторы активно применяли и применяют символы в своих произведениях.
Символы в романе «Убить пересмешника» Харпер Ли
Аттикус говорит своим детям Джему и Скауту, что убивать птицу пересмешника — грех, потому что пересмешники никому не причиняют вреда.
Пересмешники в романе символизируют невинность и красоту, а убийство пересмешника — акт бессмысленной жестокости.
Символы в стихотворении «Ворон» Э. А. По
Огромная черная птица является символом глубокого чувства рассказчика о потере, сожалении, трауре и одиночестве.
Символы в повести «Скотный двор» Д. Оруэлла
Животные здесь выступают как представители человеческого общества. Писатель намекает на события в СССР. Он описывает историю перехода идей революции к тоталитарному обществу. Под Наполеоном писатель подразумевает Сталина.
Символы в Гарри Поттере Дж. К. Роулинг
Как мастер пера и продолжатель традиций английской литературы Роулинг активно использует символы. К наиболее популярным можно отнести:
Символы «Грозового перевала» Э. Бронте
«Грозовой перевал» символизирует дикую природу людей, вовлеченных в историю. Листва в лесу символизирует постоянно меняющуюся природу любви. Камни представляют собой боль, которая приходит от любви.
Символы «Повелитель мух» У.Голдинга
Уильям Голдинг активно использует в своем романе символы:
Символ в художественном тексте
Символы как таковые существуют тысячелетия). В них отголоски древних представлений о мире, они и родились как результат познания человеком окружающего мира. И восходят они к мифам, обрядам, древним верованиям
Возникнув в древности, символы существовали во все времена, и спустя тысячелетия они способны заворожить своим смыслом.
Бывают символы религиозные, исторические, художественные. Мы будем говорить о символе художественном, поэтическом.
Символ и аллегория
Если вы попадете в незнакомый город и на одном из его зданий увидите это изображение, вы догадаетесь, что это за здание? Почему?
Ваши ответы опираются на знание мифологических мотивов.
— Какие животные традиционно являются героями басен?
— Какой персонаж олицетворяет трусость? Упрямство?
— А за таким персонажем, как лиса, какое свойство закреплено?
Мы это знаем. Такова традиция.
2. Прочитайте, пожалуйста, строки Пушкина из его юношеского стихотворения «Воспоминание в Царском Селе» (приложение 2, текст 1).
Прекрасный царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад:
— Можете ли вы сказать, в каком значении употреблены Пушкиным слова лев и орел?
— А если не знать про гербы, можно понять, что имел в виду Пушкин?
— Аллегория однозначна или многозначна? Нужно ли для ее понимания думать, «включать» воображение? Или достаточно фактических знаний?
Аллегория всегда однозначна.
3. Вернемся к богине правосудия. Итак, в незнакомом городе на фасаде здания вы увидели изображение Фемиды. Но, к вашему изумлению, она: подглядывает из-под повязки.
Прочитайте определение символа (на слайде).
То есть образ-символ подразумевает неоднозначный, потаенный смысл, который надо разгадывать. Символ предполагает наличие внутренней тайны.
— Кстати, атрибутами Фемиды являются меч, весы. Это, по-вашему, символы или аллегория?
Приложение 1, слайд 7
Символ в поэтическом тексте
1. Чтение стихотворения Б.Окуджавы (приложение 2, текст 2).
В детстве мне встретился как-то кузнечик
в дебрях колечек трав и осок.
Прямо с колючек, словно с крылечек,
спрыгивал он, как танцор, на носок.
Годы прошли, да похвастаться нечем.
Те же дожди, те же зимы да зной.
Прожита жизнь, но все тот же кузнечик
Пляшет и кружится передо мной.
Пример взят из кн.: Служевская Т.Л.. Уроки русской словесности. СПб.,1996
— Почему слова «Печка» и «Луг» написаны с большой буквы? Какие ассоциации они вызывают?
— Можно ли точно сказать, кто такие «кузнечик» и «сверчок» в контексте стихотворения? А приблизительно, ассоциативно?
— Можно ли сказать, что за этими образами угадывается определенный тип человека? Какой?
— А бывает ли, что в одной личности уживаются оба этих начала?
— Как вы поняли заключительные строки стихотворения?
— Достаточно ли просто конкретного знания, чтобы понять символ?
Символ многозначен, мы постигаем его интуитивно, в то время как для понимания аллегории нужны конкретные знания.
Символы не говорят, а намекают. Так уж повелось с древних времен, что намекают они на тайну, которую способны открыть посвященные.
— Как вы думаете, символы нас окружают повсюду? Приведите примеры символов, окружающих нас.
1) Под окнами нашей школы как-то сразу, внезапно зацветает слива: Символом чего вы можете назвать расцветшее дерево?
2) Символом чего может быть дорога?
Мы сложные, абстрактные понятия передали через символ, подтвердив способность символа делать это.
2. Чтение стихотворения И.Бунина «Петух на церковном кресте» (приложение 2, текст 3).
— Может ли нас удовлетворить то понимание символа петуха, о котором говорилось выше? Каким смыслом наполняется образ в стихотворении?
Образ петуха причастен не только к жизни и свету!
— Осталось ли у вас после чтения стихотворения гнетущее, мрачное чувство? (Несмотря на зловещее предсказание, стихотворение все-таки не «гнетущее». И может быть, это тоже связано с последней строкой: ведь «вечен божий храм».)
— Божий храм: Можно ли понять этот символ как божий мир?
К тому же написано стихотворение прекрасным, «летящим» языком и читается легко и свободно (возможно, благодаря не только размеру, но и внутренней рифме).
— А для чего, собственно, существует символ?
Символ призван выражать нечто принципиально невыразимое. И при этом сам является ярким, впечатляющим образом, который действует на подсознание.
Насладимся же красотой стихотворения К.Бальмонта, которое можно назвать гимном символизму.
3. Читаю стихотворение К. Бальмонта (приложение 2, текст 4).
Звучит соната 17 Бетховена (Storm).
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
— Какой образ-символ является центральным образом стихотворения?
— Что символизирует упоминаемая в Библии таинственная лестница? (связь человека с Божественным. К этой связи человек всегда стремился, но она всегда оставалась недостижимой).
— Что же символизирует башня Бальмонта?
Может быть, это восхождение к свободе? Только там, наверху, в одиночестве может герой почувствовать свободу?
Мы можем продолжать разгадывать символы, при этом разгаданное, на наш взгляд, значение символа повлечет за собой другую тайну, другой образ, который, в свою очередь, тоже потребует разгадки. Ведь символ неисчерпаем, к его пониманию можно только приблизиться, приблизиться на уровне чувств и ассоциаций. Но в нашу задачу разгадывание и не входит. Ведь каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда, если это подлинное искусство, само выступает как символ. Символ прекрасного, красоты, гармонии.
В начале урока я говорила, что символы не исчезают в течение десятилетий, напротив, появляются все новые символы. Чем же это объяснить?
— Скажите, в мире все познаваемо? Все ли мы можем объяснить (с помощью науки, например)?
Мир полон тайн! Может быть, символ как раз и помогает человеку удовлетворить свое неуемное стремление к познанию, помогает выразить необъяснимое. Если невозможно объяснить, понять, так хотя бы приблизиться к тайне на уровне интуиции.
Закончить мне бы хотелось философскими строками В. Соловьева (приложение 1, слайд 10):
На дом ученикам предлагается найти два-три символа в окружающем нас мире.
Аллегория и Символ в поэзии
Еще один пример: «Вагоны шли привычной линией, Вздрагивали и скрипели; Молчали жёлтые и синие, В зелёных плакали и пели». Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэтических строках А.Блока, следует обратиться к истории. В начале прошлого века в России вагоны первого и второго класса были жёлтого и синего цвета, а вагоны третьего класса, в которых ездила беднота, имели зеленый цвет. Современное Блоку общество изображено поэтом с помощью аллегории — вагоны желтого, синего и зеленого цвета.
Аллегорическое значение в поэзии приобрели времена года. Весна символизирует духовное возрождение, свободу, надежду на лучшую жизнь.
Опять весна; опять смеётся луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.
/Е.Баратынский/
А вот стихотворение, в котором чувствуется весеннее обновление не только природы, но и духовное возрождение, светлая надежда на изменения в жизни общества:
Весна! Выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон — даль голубая видна…
И хочется в поле, широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!
/А.Майков/
Осень в поэзии часто выступает в качестве символа упадка жизни и духа, неустроенности человека, в душе наводит тоску и печаль:
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметен под ногами,
Последний лучезарный день потух.
/А.Фет/
Все содержание стихов может быть аллегоричным:
Аллегорические стихи есть и в творчестве А.С.Пушкина.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
/А.С.Пушкин. «Узник»/
Еще одно стихотворение Пушкина с аллегорическим содержанием:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
/А.С. Пушкин «Анчар»/
В художественных текстах символичность кроется в сравнении, метафорах и даже в эпитетах. СИМВОЛ– это признак, предмет или знак, который замещает другой предмет и выражает его скрытую от посторонних взглядов суть. Кроме того, символ является проводником в художественный мир автора, который применил данный символ.
Символ в литературе – это категория эстетики и принцип установления закономерностей. Каждый символ несет в себе особый смысл. В литературе и поэтике символ помогает читателю понять тайны мира как в искусстве, так и в реальности. Иными словами, символ в литературе – это образ, который выражает смысл какого-либо предмета или явления в конкретной форме.
Многие литературоведы полагают, что символ в литературе – это троп. Однако на этот счёт есть несколько мнений. Например, одно из них таково: символы схожи с тропами, особенно с метафорой и сравнением, но смысловое содержание символа глубже и полнее. Отличие символа от метафоры заключается в том, что метафора создается на глазах у читателя. Символ имеет свойство входить в метафору. Но это не обязательно. В отличие от аллегории, символ может заключать в себе множественность образов и смыслов, которые объясняются контекстом. СИМВОЛ в литературе – это метод придания образу глубины и выразительности, благодаря которому связываются самые разные планы: сюжетный, мифологический, исторический и так далее.
Свеча – духовный образ. Свеча чаще всего изображается в мире тьмы и невежества. Она является одним из важнейших символов православной традиции. Символизирует Христа, церковь, благодать, веру, память и так далее. В частном смысле свеча ассоциируется с одиночеством и трепетностью человеческой души, а также краткостью его земного существования. Недаром именно свечу зажигают, когда умирает человек. Родственники этим обрядом хотят осветить его путь в мир смерти.
Набор символов того или иного поэта далеко не всегда индивидуален: он может черпать свою символику из арсенала эпохи, культурного направления, социального круга. Символ связан с памятью культуры. Большинство наиболее устойчивых символов имеет своим источником мифологические образы. Важнейшую роль в осмыслении цели и природы искусства символ приобретает в русском символизме. Символисты видели в символе идеальный художественный образ, взятый из природы и преображенный творчеством, образ, соединяющий в себе переживание художника и черты, взятые из природы. Один из самых ярких поэтов-символистов Серебряного века был Николай Гумилев.
Лирический герой Н. Гумилева осознает своей целью покорение и укрощение варварской стихии и отождествляет себя с конквистадором-мессионером. Культурный знак «конквистадор» функционирует наряду с другими распространенными образами-знаками.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
/Н.Гумилев/
Со стихийностью также связан и лирический герой блоковской поэзии, жаждущий слияния с несущей космическое, упорядочивающее начало Девой.
Многие тексты Гумилева построены на противопоставлении варварства и культуры, точнее, на нейтрализации этой антитезы, то есть уравнивании варварства и культуры. В роли варварства в таких стихотворениях могут выступать образы экзотического мира, связанные со «звериным», «природным» началом:
Над тростником медлительного Нила,
Где носятся лишь бабочки да птицы,
Скрывается забытая могила
Преступной, но пленительной царицы.
Ночная мгла несет свои обманы,
Встает луна, как грешная сирена,
Бегут белесоватые туманы,
И из пещеры крадется гиена.
Ее стенанья яростны и грубы,
Ее глаза зловещи и унылы,
И страшны угрожающие зубы
На розоватом мраморе могилы.
«Смотри, луна, влюбленная в безумных,
Смотрите, звезды, стройные виденья,
И темный Нил, владыка вод бесшумных,
И бабочки, и птицы, и растенья.
Смотрите все, как шерсть моя дыбится,
Как блещут взоры злыми огоньками.
Неправда ль, я такая же царица,
Как та, что спит под этими камнями?
По деревням собаки воют в страхе,
В домах рыдают маленькие дети,
И хмурые хватаются феллахи
За длинные, безжалостные плети.
/Н.Гумилев. «Гиена»/
царицы:
«Над тростником медлительного Нила, где носятся лишь бабочки да птицы, скрывается забытая могила преступной, но пленительной царицы»
и гиены:
«Ночная мгла несет свои обманы, встает луна, как грешная сирена, бегут белесоватые туманы, и из пещеры крадется гиена. Ее стенанья горестны и грубы, глаза ее зловещи и унылы, и страшны угрожающие зубы на розоватом мраморе могилы».
Когда зарыдала страна под немилостью Божьей
И варвары в город вошли молчаливой толпою,
На площади людной царица поставила ложе,
Суровых врагов ожидала царица, нагою.
Трубили герольды. По ветру стремились знамена,
Как листья осенние, прелые, бурые листья.
Роскошные груды восточных шелков и виссона
С краев украшали литые из золота кисти.
Царица была — как пантера суровых безлюдий,
С глазами — провалами темного, дикого счастья.
Под сеткой жемчужной вздымались дрожащие груди,
На смуглых руках и ногах трепетали запястья.
И зов ее мчался, как звоны серебряной лютни:
«Спешите, герои, несущие луки и пращи!
Нигде, никогда не найти вам жены бесприютней,
Чьи жалкие стоны вам будут желанней и слаще!
Спешите, герои, окованы медью и сталью,
Пусть в бедное тело вопьются свирепые гвозди,
И бешенством ваши нальются сердца и печалью
И будут красней виноградных пурпуровых гроздий.
Давно я ждала вас, могучие, грубые люди,
Мечтала, любуясь на зарево ваших становищ.
Идите ж, терзайте для муки расцветшие груди,
Герольд протрубит — не щадите заветных сокровищ.
Серебряный рог, изукрашенный костью слоновьей,
На бронзовом блюде рабы протянули герольду,
Но варвары севера хмурили гордые брови,
Они вспоминали скитанья по снегу и по льду.
Они вспоминали холодное небо и дюны,
В зеленых трущобах веселые щебеты птичьи,
И царственно-синие женские взоры. и струны,
Которыми скальды гремели о женском величьи.
Кипела, сверкала народом широкая площадь,
И южное небо раскрыло свой огненный веер,
Но хмурый начальник сдержал опененную лошадь,
С надменной усмешкой войска повернул он на север.
/Н.Гумилев «Варвары»/