Что такое синагога в иудаизме
Синагога
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Синагога — главная составляющая Еврейской жизни.
По-русски — синагога, на иврите бейт кнессет (Дом собрания), на английском (из идиш) — shul.
Синагога — больше, чем просто дом молитвы. Здесь делают бриты и говорят поминальную речь, здесь устраивают шидухи и делают Хупот, и здесь люди днем и ночью учат Тору.
Дома молитвы существовали уже во времена Храма. В них собирались для обсуждения общественных дел, вознесения молитв во время постов, в них выступали пророки, а также учителя Торы, дававшие уроки для всех желающих. Слово «синагога» — греческого происхождения, означает «собрание людей»; в древнем Израиле употреблялось другое название, арамейское — Бе-кеништа. Синагога представляла собой как бы Малый Храм, со всеми его функциями, кроме жертвоприношений и связанных с ними другими элементами ритуала. В рассеянии синагога стала центром духовной и общественной жизни евреев.
По закону, нельзя начинать строительство нового поселения, пока не будет закончено здание синагоги. Она принадлежит всем жителям, которые обязаны за свой счет покупать свитки Торы, книги для учения и молитвы, поддерживать в ней порядок, ремонтировать здание. Синагогу нельзя переделать для других нужд или продать. Ее святость не исчезает даже если она разрушена.
Главным в синагоге является зал (улам), где молятся или учатся. У стены, направленной в сторону Иерусалима (а в Иерусалиме — в сторону Стены плача), расположен специальный шкаф для свитков Торы — Арон Акодеш. В эту же сторону поворачиваются молящиеся в час молитвы. В Талмуде написано: «Находясь вне Эрец Исраэль, обрати свое сердце (когда молишься) к Эрец Исраэль. Находясь в Эрец Исраэль, обрати свое сердце к Иерусалиму. Находясь в Иерусалиме, обрати свое сердце к Храму».
Ближе к центру зала молитв стоит Бима — возвышение, на стол которого кладут свитки Торы при их чтении. Молитву ведет хазан, которого называют «шалиах цибур», посланец общины.
За порядком в синагоге, а также за ведением денежных расходов, включая нужды на помощь беднякам, следят служители, «габаим», избираемые членами общины.
Часто в одном комплексе вместе с синагогой размещают микву (ритуальный бассейн) и помещение для занятий с детьми — хедер.
«Русская» синагога
Необходимое условие и самое эффективное средство как в приближении нерелигиозных евреев к Традиции, так и для тех, кто уже соблюдает — быть членом общины.
Естественно, что выходцы одной общины стремятся молиться в одной синагоге. Так возникает «русская» синагога, горская синагога, бухарская синагога.
Толдот Йешурун старается поддерживать становление общин, которые формируются по близости культуры и менталитета выходцами из бывшего Советского Союза.
Как правило, община включает в себя синагогу, где проходят молитвы и шабатние уроки, различные общинные мероприятия — бриты, бар-мицвы, кидуши и т.д., уроки для женщин и различные программы для детей, и, конечно, ее ядром является вечерний хаврутный колель Толдот Йешурун. Иногда общины издают свои собственные газетки, организуют семинары для своих членов и т.д.
Наша цель — чтобы их члены не только вернулись к Традиции, но и обрели новые сферы общения, укрепили новые социальные связи и, в конечном счёте, чтобы русскоязычные баалей-тшува органично влились в израильское религиозное общество. Таким образом, общины — это мост к тому, чтобы стать полноценным религиозным человеком, религиозной семьёй. Важно добавить, что мы помогаем общинам лишь на первом этапе и наша цель — чтобы они стали финансово независимыми, самостоятельными.
Мы помогали и помогаем становлению таких русскоязычных общин в разных городах Израиля, таких, как Хайфа — под руководством рава Дова Бурдана, Нетания — под руководством рава Хаима Тверского, Ашдод — под руководством рава Йосефа Скляра, Беэр-Шева — под руководством рава Мордехая Разнова, Арад — под руководством рава Авигдора Носикова, Неве-Яаков в Иерусалиме — под руководством рава Шалома Каплана, Рамот — под руководством рава Яакова Шуба, Бейтар — под руководством рава Нохума Офмана, Тель-Цион — под руководством рава Нафтоли Панаровского, Брахфельд — под руководством рава Йосефа-Овадьи Зарудинского и многих других.
Также мы помогали и помогаем не только ашкеназским русскоязычным евреям, но и выходцам из восточных республик бывшего Советского Союза — горским, бухарским, грузинским евреям. Так, например, в Тель-Авиве мы помогаем общине горских евреев под руководством рава Шмуэля Симантова, в Хадере — под руководством рава Зрахьи Хизкияева, в Неве-Яакове в Иерусалиме — общине бухарских евреев под руководством рава Боруха Бабаева, становлению колеля для грузинских евреев под руководством рава Асаэля Мирта и другим.
Русскоязычные синагоги Израиля:
Бейтар — Синагога «Оэль Авраам».
Руководитель рав Нохум Офман 052-7615194.
Проходят молитвы Минха (в канун Шабата/Праздника), Кабалат Шабат и Маарив Шабат/Праздник, а также молитвы в Шабат и Праздники в синагоге Оэль Авраам на ул. Хафец Хаим. Статья
Неве Яаков — русскоязычная синагога.
Руководитель рав Шалом Каплан 054-7921174,
с воскресенья по четверг в 22:00 проходят вечерние молитвы (Маарив) в синагоге Маген Авраам на ул. Шаули. А также в «Хедер Камениц» на ул. Шаули проходят молитва Минха перед шабатом (время зажигания субботних свечей), урок по Недельной Главе и Маарив шабат.
Хайфа — Синагога «Толдот Ицхак», адрес: ул. Трумпельдор 37, Неве Шеанан. Руководителя общины — рав Шрага Боер — 052-432-77-70 Община русскоязычных религиозных евреев, центр изучения Торы, ежедневные молитвы, утренние и вечерние хавруты, женские уроки, шаббатоны, детские программы и др. Открытие нового центра изучения Торы
Модиин — русскоязычная синагога.
Руководитель рав Йосеф Овадья Зарудинский 054-8421101
Вечерняя молитва (Маарив) в воскресенье и вторник в 22:15 после вечернего колеля, в синагоге «Киподан», ул. Киподан 22.
Ашдод — Синагога «Зехер Ицхак», адрес: ул. Маво аШарвитан 7 (район Хет). Руководитель рав Борух Шейнин — 053-820-57-70. Индивидуальные занятия для мужчин, женские уроки, программы для семей, шаббатоны и др. мероприятия. Каждый день вечерние молитвы в 20:45.
Тель-Авив — синагога «Ор Овадья».
Руководитель рав Шмуэль Йуда Давид Симантов пел 054-5401707
р-н Неве Элиэзер, ул. Ацира 3, синагога Ор Овадья при Торговом Центре.
Каждый день проходят молитвы Минха в 16:00 и Маарив в 20:00 (в зимнее время).
В канун Шабата собирается миньян на Минху (время зажигания свечей), Кабалат Шабат и Маарив. Короткое время после Маарива в синагоге есть занятия для молодых ребят Онег Шабат.
В Шабат в 8:00 есть Шахарит, в 11:00 Хеврат Теилим для детей с викторинами и призами, в 13:00 — Минха и после нее начинается третья трапеза, которая обычно затягивается до выхода Шабата и молитвы Маарив.
ЧТО ТАКОЕ СИНАГОГА
Молитва
Изучение Торы
Библиотека
Центр общественной жизни
Раввин
Хазан
Шамаш
Габай
Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды
О названии «синагога»
С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».
Еще синагогу называют на идиш словом «шул» (от немецкого «Schule» – «школа»).
История возникновения синагог
Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.
Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе.
Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.
Функции синагоги
После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.
Молитва
Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы.
Изучение Торы
Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.
Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.
Библиотека
По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный «Шулхан арух», а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.
Центр общественной жизни
Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.
Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.
Устройство синагоги
Архитектура
Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.
Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.
При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.
Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.
Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.
Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена.
Внутренняя структура
В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: «Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны».
Арон Акодеш
Нер тамид
Над Арон Акодеш располагается «Нер Тамид – “неугасимый светильник”. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.
Бима
В центре синагоги находится возвышение, называемое «бима». С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
Амуд
Амуд может также располагаться сбоку от Арон Акодеш.
Место раввина
Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.
Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны. Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.
Некоторые синагоги представляют собой современные сооружения из легкого металла, стекла и бетона. Другие выдержаны в классическом стиле, с деревянными панелями и кожаными сидениями. В некоторых есть витражи или росписи, изображающие сцены еврейских праздников, в других этого нет. Ограничения касаются лишь изображений людей.
Синагогальные должности
Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.
Раввин
Хазан
В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование – как минимум, понимать смысл молитв на иврите.
Шамаш
Габай
Какие бывают синагоги
Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.
Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды
15 фактов о синагоге, которые должен знать каждый еврей
от Йеуда Алтейн 13 Sivan 5780 – 05.06.2020, 01:17 36.8k Просмотры 9 Голоса
Наконец-то после того, как более двух месяцев прихожане молились по домам, некоторые синагоги начали открываться и постепенно возвращаться к традиционному укладу. Давайте взглянем на этот основной элемент еврейской жизни с той стороны, о которой, возможно, не задумывались раньше: что такое синагога на самом деле, как это понятие появилось в еврейской жизни.
Сегодня мы представляем вашему внимание 15 фактов, которые, уверен, откроют для вас что-то новое.
1. Синагога — это место, где объединяются для молитвы
Основное назначение синагоги — служить местом, где евреи могли бы объединяться, чтобы возносить молитвы Богу.
Хотя, конечно, можно говорить с Всевышним и наедине, но молитва, произнесенная в синагоге, все же считается предпочтительней. А если в этот момент вы еще и присоединяетесь к общине, как учит наша традиция, такая молитва будет быстрей услышана на Небесах.
2. Другие названия: бейт кнессет, шул, штибель
Изначально на иврите синагогу называли бейт кнессет, что буквально означает «дом собраний». Само же слово «синагога», со временем ставшее всем нам привычным, было образовано от греческого «сюнагогэ» — «собрание».
В идише ему соответствует название «шул» (так по-немецки звучит слово «школа») – здесь уже синагога рассматривается скорее как дом учения, а не только место, где собираются для молитв. А штибель — это уменьшительная форма от идишского штуб («хижина») — так стали называть маленькие неформальные молельные дома.
3. Они открыты и в Шабат, и в праздники, и в течение всей недели
Каждый будний день религиозные евреи проводят в синагоге три обязательных молитвенных службы — Шахарит, Минху, Маарив.
В Шабаты и в праздники к ним добавляется четвертая молитва – Мусаф.
А в Йом Кипур, самый святой день в году, общее число молитв увеличивается до пяти — за счет того, что добавляется молитва Неила.
Синагоги, в которых собирается многочисленная община или даже несколько общин, обычно проводят все необходимые молитвы как по будням, так по субботам и праздникам, причем, иногда даже по нескольку раз, в разное время, чтобы дать возможность помолиться всем желающим, а также людям с разными графиками.
Небольшие синагоги иногда ограничиваются лишь молитвами в выходные дни. При этом по будням они или закрыты или используются для других целей, например, в качестве местных еврейских музеев.
4. Центр еврейской жизни
Помимо своей основной цели, в качестве места для вознесения молитв, синагоги служат центрами сосредоточения еврейской жизни.
Просто зайдите внутрь — и, скорее всего, вы найдете там раввина, который как раз в данный момент проводит увлекательный урок Торы, семью, отмечающую брит милу (обрезание) или бар/бат мицву (условное совершеннолетие ребёнка), или даже просто группу людей, которые специально встретились здесь, чтобы пообщаться «среди своих».
Во многих синагогах, особенно если они расположены в отдельных больших зданиях, так же действуют воскресные школы для детей.
5. Маленький Храм
Талмуд называет синагогу «маленьким Святилищем», подобием Святого Храма, который стоял в Иерусалиме. 1
Это место, где присутствие Бога может быть наиболее ощутимым, и у нас есть возможность лучше всего соединиться с Ним. Поэтому к синагоге следует относиться с должным уважением и благоговением, даже если молитвы в данный момент не проводятся.
6. Все молитвы лучше проводить в присутствии не менее 10 евреев
Определенные молитвы и ритуалы, связанные с освещением Имени Всевышнего, такие как, например, Кадиш и чтение Торы, могут проводиться только в присутствии 10 мужчин в возрасте от 13 лет и старше. Такой кворум называется миньян.
Даже если вместе соберутся девять величайших мудрецов, людей, которые выполняют все заповеди и понимают всю глубину тайн Торы, у них все равно не будет возможности функционировать как миньян. Но стоит присоединиться к этой группе самому простому еврею, пусть даже такому, который, возможно, не может правильно прочитать текст молитвы на иврите и не понимает смысла произносимых слов – как только он войдет в комнату с девятью мудрецами, их группа сразу станет полноценной для того, чтобы возносить все молитвы, потому что вместе собралось 10 евреев. 2
Этот момент особенно подчеркивает, как высоко ценит Всевышний каждого представителя избранного Им народа.
7. Дом для Торы
Одна из наиболее важных и почитаемых вещей в синагоге — это Арон а-кодеш («священный ковчег»), который обычно находится в передней части молельного зала.
Форма Ковчега не имеет принципиального значения. Это может быть как самый простой шкаф, так и настоящий шедевр дизайна и архитектуры, также он может стоять отдельно или быть встроенным в стену зала, скромным по размеру или огромным.
Однако, вне зависимости от стиля, в каждом Ковчеге хранятся свитки Торы — самые священные предметы в иудаизме.
Свитки представляют собой длинные аккуратно скрепленные друг с другом листы пергамента, на которые особым красивым шрифтом нанесены рукописные ивритские буквы. Обычно каждый такой свиток содержит все пять книг Торы. Но бывает, что каждая книга пишется отдельно.
Свитки постоянно хранятся в Ковчеге и достают их из него только на время чтения Торы во время общественной молитвы или в других особых случаях, например, в праздник Симхат Тора. 3
8. В сторону Иерусалима
Традиционно евреи всей диаспоры молятся в сторону Святой Земли. А те, кто живет в Израиле — в сторону Иерусалима. Иерусалимцы же молятся в сторону Котеля, стены Плача, поскольку наши мудрецы говорят, что молитвы евреев возносятся на Небеса, поднимаясь через Храмовую гору.
Существует распространенное заблуждение, что мы всегда молимся в сторону востока. Это связано с тем, что колыбель ашкеназской и сефардской культур, соответственно, Франция и Испания, находятся примерно на западе от Израиля. Поэтому в большинстве районов Арон а-кодеш установлен у восточной стены синагоги.
Однако, если вы войдете в синагогу, располагающуюся к востоку от Израиля, то скорее всего Ковчег окажется у западной стены молельного зала. Точно так же в израильских городах, расположенных к северу или югу от Иерусалима — Арон а-кодеш будет находиться, соответственно, около южной или северной стены помещения.
9. Зачем нужна бима?
В центре молельного зала синагоги находится бима («платформа») — специальный стол, за которым публично читается свиток Торы. Обычно (но не всегда) он покрыт красивой тканью и размещен на некотором возвышении.
На биму поднимаются, чтобы прочесть отрывок из Торы, соответствующий дню, фрагмент из Пророков или Писаний. Это место может занять и раввин, когда ведет перед общиной урок или читает проповедь.
10. Мужская и женская части
Согласно еврейской традиции, мужчины и женщины из соображений законов цниюта (скромности) во время молитвы сидят раздельно. Во многих (более старых и больших или новых, но ортодоксальных) синагогах места для женщин находятся в галерее на втором этаже здания и представляют своеобразные балконы, расположенные по периметру мужского зала.
Однако нередко, особенно в небольших синагогах, где нет возможности надстроить второй этаж, мужчины и женщины сидят на одном уровне и разделены при помощи занавески, которая называется мехица – это непрозрачная «перегородка», установленная между двумя половинами зала.
11. Прихожане молятся по сидурам
Книга, которая наиболее часто используется в синагоге — это сидур («молитвенник»).
Обычный сидур содержит полный текст молитв для будней, Шабата и праздников (как правило, он на иврите и на языке страны, в которой находится синагога). Но есть и более полные издания, куда еще включены отрывки из Торы, книга Теилим, Пиркей Авот и многое другое.
К счастью, в наши дни в большинстве синагог можно еще найти и сидуры для начинающих, в которых текст сопровожден транслитерацией и четкими простыми инструкциями, благодаря чему даже впервые оказавшиеся на общественной молитве люди могут быть спокойны и чувствовать себя как дома.
12. Общиной руководит раввин
В большинстве случаев главный раввин синагоги — духовный наставник всей общины. Обычно на эту должность избирается человек, получивший смиху (специальный сертификат), хорошо себя зарекомендовавший и, кроме всего, обладающий знанием традиционных мелодий молитв и приятным голосом – дело в том, что нередко ему приходится выступать в роли хазана. 4
Во многих синагогах принято, что в особенные дни, Шабаты и праздники, раввин проводит специальные уроки на актуальные темы, а, если позволяет время и община выражает желание, то в течение недели он также читает лекции.
Не пугайтесь длинной бороды раввина, если она будет именно такой, и не стесняйтесь задавать вопросы. Большинство раввинов обладает большими знаниями в разных областях еврейской жизни – к этому их обязывает должность). И, кстати сказать, многим из них свойственны доброжелательность и чувство юмора.
13. Хазан ведет молитву
Большинство молитвенных служб ведет член общины, занимающий должность хазана. Без него невозможно произносить те молитвы, которые идут от лица общины, поэтому руководить этим процессом огромная ответственность и привилегия.
В некоторых общинах, которые могут себе это позволить, работает специально назначенный кантор — синагога нанимает его, чтобы по Шабатам и праздникам вести общественные молитвы в качестве хазана. Однако чаще всего это место занимает один из местных раввинов или кто-то из уважаемых членов общины. 5
14. Первые синагоги появились в 4 веке до новой эры
Интересно, что во всем Пятикнижии нет ни одного упоминания о синагогах или необходимости их построить.
Еще со времен Моше Рабейну и вплоть до восстановления Второго Храма евреи выполняли обязанность ежедневно молиться, обращаясь к Всевышнему со своими собственными импровизированными молитвами, молясь в частном порядке. Кроме того, несколько раз в год народ совершал паломничество в Иерусалим, чтобы, помимо принесения жертв в Святом Храме, познакомиться там и с порядком общественных молитвенных служб, которые проводили коэны и левиты.
Но в период после того, как в 352 г. до н.э. был отстроен Второй Храм, мужи Великого Собрания учредили конкретный текст молитв, а также обязали людей участвовать в молитвенных службах. Так одновременно и в Земле Израиля, и в диаспоре стали появляться места, специально отведенные для совместных молитв. Именно тогда и появилось представление о синагоге.
15. Некоторые синагоги стали туристическими достопримечательностями
Многие синагоги по всему миру известны своей историей, особенностями архитектуры или значимостью в жизни города. Некоторые известные синагоги часто становятся туристическими достопримечательностями, например, Староновая Синагога в Праге (старейшая действующая синагога Европы), Большие Хоральные Синагоги Москвы и Санкт-Петербурга или Штаб-квартира Любавич («770») в Бруклине.
Тем не менее, несомненно, наибольшую значимость каждая из этих синагог все же представляет в том плане, для чего она и была создана — чтобы служить местом, где любой еврей мог бы чувствовать себя как дома, соединиться с Богом и излить в молитве свое сердце.
Сноски
Однако людям хотелось, чтобы по Шабатам и праздникам богослужение вел кто-то, обладающий особенно хорошим голосом. И со временем некоторые евреи стали заниматься этим профессионально. Так появились канторы – по сути хазаны с музыкальным образованием или просто с талантом к пению, выступавшие в синагогах соло или вместе с хором.
Read Later Add to Favourites Add to Collection Report