Что такое синдром раскольникова
Синдром Раскольникова
Не пугайтесь, я не ожившее дитя Достоевского, просто мама очень любит этого писателя и в частности «Преступление и наказание». Она хотела (и даже сейчас, наивная, хочет!), чтобы я пошёл по стопам главного героя. Конечно же, она имела в виду юриспруденцию, но я сделал вид, что не понял её, и стал тем, кем являюсь по сей день, то есть наёмным убийцей.
Меня никогда не пугала эта профессия. Знаете, мне кажется, что киллер похож на шахматиста. Он продумывает множество разнообразных ходов, некоторые из которых ведут к тупику, а некоторые – к шаху, а впоследствии и к мату. Всё правильно – король умер. Моя задача – сделать так, чтобы король умер быстро и безболезненно. Например, пустить ему пулю в спину, попав точно в сердце. Поверьте моему опыту, вы погибаете быстрее, чем успеваете сообразить, в чём дело. К тому же вы не видите пистолета. У вас просто нет времени и возможности испугаться. Да, неожиданность – блестящая вещь.
Где-то через год пошли мелкие разборки между местными авторитетами. Звали, причём с обеих сторон, просили, платили. Делал. На этом я сколотил себе небольшой капитальчик. За 2 месяца – 20000 у. е.
Половину я отдавал матери, как примерный сын. Как примерная мать, она знала обо всём, но молча брала. Даже благодарила иногда. Недавно я купил ей маленький уютный домик, который уже является её собственностью. Согласитесь, после барака, в котором она жила без малого тридцать один год, иметь собственный дом довольно-таки неплохо.
В душе она люто ненавидит меня за то, что я делаю. Я её понимаю. Она не столько жалеет людей, которые погибают от точного прицела и вовремя нажатого курка, сколько боится, что скоро сама станет моей жертвой. Что ж, возможно.
Мне часто говорят: у каждого человека есть свои странности и свои особые приметы. Я не исключение. У меня на куртке нашито три капюшона.
И надеваю я первый капюшон, и иду я на место будущего убийства. Надеваю, чтобы никто не заметил меня раньше времени. К чему мне это? Пока…..
И надеваю я второй капюшон, чтобы не назвали меня убийцей, чтобы за маской искусного мага не разоблачили шарлатана, за маской гения – обывателя с примитивнейшей философией, за маской учителя – ученика, за маской счастья – омерзение и опустошённость, чтобы не разорвали меня на куски, чтобы не упились моей кровью, как я упиваюсь кровью других. Не хочу. Пока…..
И надеваю я третий капюшон, чтобы наконец назвали меня убийцей, чтобы показывали на меня пальцем, чтобы приговорили меня к высшей мере наказания, чтобы презирали, чтобы ненавидели искренне, всем сердцем, всей душой, чтобы плевали мне вслед, как ядовитой змее. И уже не хватает у меня терпения. И уже я срываю все свои маски, и показываю свою истинную сущность. Но меня никто не хочет ни слушать, ни слышать. И друзья, и враги в один голос ласково твердят мне: «Хватит притворяться, глупышка! Мы же знаем, что ты не такой!» Я в ужасе бегу от них, слепцов, движимых лишь основными инстинктами.
Вы ещё не поняли, в чём моё проклятие? Тогда я иду к вам.
«Ефремов хочет в тюрьму, у него синдром Раскольникова»
Иван Охлобыстин считает, что Михаил Ефремов заслужил наказание, но тюрьма может его погубить. Свою же судьбу и окружение актер и писатель называет чудом. И мечтает написать еще 12 томов о том, каким был бы СССР, если бы не развалился. Об этом он рассказал «Известиям» после выхода книги «Дом солнца».
— Когда случилась авария на Садовом кольце, друзья Михаила Ефремова отключили телефоны, отказывались комментировать происшедшее. Молчал и театр. Вам не кажется, что таким образом они просто отреклись от него?
Место автомобильной аварии с участием актера Михаила Ефремова на Смоленской площади в Москве
Это ужасная трагедия, в которой частично виноваты те, кто его подпаивал. Но тут тоже парадокс. Вспомните, как все хохотали, когда он читал стихи на злобу дня в проекте «Гражданин поэт». Аплодировали, когда появлялся во хмелю. Его любили именно таким. Пьяненький, вольненький, сам себе король. И в итоге это кончилось трагедией.
Михаил Олегович мне родственник, кум, крестный старшей дочери Анфисы. Я знаю его 30 лет, столько же Гарика Сукачева и Диму Харатьяна. Мы лучшие друзья. Но никто из нас никогда с ним не выпивал. Мы еще удивлялись. Все, в принципе, пьющие в той или иной степени, но вместе — не случалось.
— За одним столом сидели и не выпивали?
— Мистика. Но так и было.
— С кем же тогда он пил?
— Там огромная аудитория. Его все любили, все подпаивали. У нас же народ такой — любит своих актеров, и Мишка заслуживал этого. Только благими намерениями выстелена дорога в ад: надо быть очень дисциплинированным, чтобы держать себя в узде.
Мы в компании за счет крестин все перероднились. Это не просто профессиональная среда, а еще и большая семья, в которой обязательно кто-то у кого-то крестный.
— Зачем он отказался от признания вины?
— Миша будто загипнотизирован. Он слушает своего адвоката. По-моему, он вообще не понимает всего того, что касается его дела. Миша уверен, что его осудят, с этим согласен и хочет наказания.
— В «Современнике» Михаил Ефремов играл в трех спектаклях. Есть ли ему замена?
— В «Современнике» ребята и девчата очень талантливые, многие могли бы заменить. Галина Борисовна собрала хорошую труппу. Просто Миша старше, опытнее и действительно очень высокого уровня таланта и трудоспособности актер.
Надеюсь, что не пострадает спектакль «Дюма» по моей пьесе, который он поставил. Думаю, что в самом скором времени это будет единственный источник доходов Михаила Олеговича. Вне зависимости от того, как эта трагедия закончится, после суда будут выплаты, а он не такой богатый человек, как об этом заявлял в пьяном виде.
Спектакль «Анархия», который Миша ставил вместе с Гариком Сукачевым, скорее всего, не сохранится. Ефремов еще и играл в нем. Гарик считает, что не имеет смысла вводить в «Анархию» второй состав, потому что здесь, как в рок-группе, дублеры невозможны.
Я как родственник рассуждаю по хозяйственной части: Соне (Софья Кругликова, жена Ефремова. — «Известия») нужно кормить детей, а с «Анархии» и «Дюма» денежки какие-то приходили Мише как постановщику. Я бы на месте «Современника» отринул обиды и помог своему коллеге — оставил бы эти спектакли и приумножил их количество. Кто захочет поддержать Михаила, пойдет на его спектакль. Ему сидеть, а его жене будет помощь. Ей детей воспитывать, учить, лечить — ну чего говорить, обычная ситуация.
Сцена из спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина в театре «Современник».
— Как вы расцениваете заявление об уходе из «Современника» Сергея Гармаша?
— Не имею права судить, но считаю, что это бесконечно печально. Уход артиста такого уровня обескровливает труппу, ведь она создавалась десятилетиями и плохо, если начинает разваливаться.
— Как в вашей жизни появился театр?
— Как-то я пришел уговаривать Мишу Ефремова, чтобы тот отпустил Сережку Шеховцова, ныне покойного, сниматься у меня в учебной работе. Миша в 1987 году организовал студию «Современник-2» и был там худруком. А спустя несколько лет театр распался и начался другой период жизни и у меня, и у Миши.
— Михаил перешел во МХАТ имени Чехова к отцу. Там поставил два спектакля по вашим пьесам — «Максимилиан Столпник» и «Злодейка, или Крик дельфина». А потом Михаила уволили. За пьянство?
— Нет, за драку. Что-то не поделил с замдиректора. Удивительно, Миша самый добрый человек на свете. Как он умудряется взлезть в драки, для меня загадка. Я 30 лет его знаю, ни разу не видел агрессивным.
Когда все случилось, Миша ушел, сняли и спектакли, я не переживал. У меня есть принцип, что счастлив только благодарный. Я и детей учу, что мгновения, когда ты жив-здоров, у тебя две руки, две ноги, два глаза и два уха, вполне достаточно для счастья. Все остальное уже надуманное, от демонов.
— Вы, человек воцерковленный, поменяли свое отношение к пьянству?
— Бороться надо, но это не лечится. Можно как-то держать в узде свои страсти.
— А как же кодирования разные?
— Всеми «чудесами» ты просто откладываешь это все на время. Пьянство необязательно вернется. Большинство людей, которые принимали меры к освобождению, добивались ремиссии, но всегда на границах своего сознания понимали, что счастливы они были «там».
— В 2008 году в прокат вышел фильм «Дом Солнца», и спустя 12 лет вы выпускаете книгу. Это продолжение или что-то новое?
— Нет, это повесть, по которой был написан сценарий, а Гарик Сукачев снял фильм. Сейчас редакторы решили выпустить первоисточник. А начал я работу над книгой лет семнадцать назад. Меня попросили написать немного абсурдную, стимпанковую историю о том, что было бы, если бы СССР не развалился, а возглавил весь прогрессивный мир. Я подумал, что она должна быть приключенческой и написана как бы от лица подростка. Написал довольно много. Но в какой-то момент заказчики исчезли, а текст остался. Вот не так давно редакторы говорят: «Жалко, хороший текст, давай напечатаем». Я вижу эту повесть с продолжением. Думаю, из нее можно сделать 12 томов — такую вселенную в одной эстетике.
— Хотите сделать «Дом Солнца» нашим «Гарри Поттером»?
— Это был бы идеальный вариант. Если людям понравится, буду писать дальше. Джоан Роллинг, конечно, гениальна, создала целую мифологему. У моего сына Васи это настольная книга вслед за Библией.
— У группы The Animals есть песня «Дом восходящего солнца». Она для вас что-то значит?
— Для меня это целое откровение. Но однажды по дурости я решил ее перевести. Воспользовался электронным переводчиком и поблагодарил Господа, что он мне не дал талант к освоению английского языка. Там жуткая ерунда в тексте, мелочевка по страстям и событиям. Для русского человека просто тьфу, а не история, ну а музыка хоть плачь. С тех пор я не знакомлюсь с содержанием. Пусть лучше это будут звуки дикой природы.
Как-то работал над романом. Надо было сцену битвы описать, и захотелось мне металла. Пришел на «Горбушку» и говорю: «Ребята, мне нужно самый страх, который у вас есть. Чтобы все содрогалось». Они говорят: «Вот, возьми Dimmu Borgir, Theatres des Vampires». Взял и написал, что нужно. Прошло месяца два, я работал над сценарием. Опять поехал на «Горбушку». «Ребята, то, что вы мне в прошлый раз продали, очень подвижно, по-молодежному. А нет ли пострашнее?» И один из продавцов сердечно мне посоветовал: «Нет, думаю, что круче не надо». В его глазах я увидел подозрение в том, что я действующий каннибал, ведь я взял самые ужасные ужасы, мне понравилось и хочу еще. А все потому, что я им глупость какую-то сказал, пострашнее мне захотелось.
— В фильме Павла Лунгина «Царь» вы играли шута. У героя были подпилены зубы. Ради чего или кого такая жертва?
— У меня были плохие зубы. Повыбивали, пораскололи во время боевых единоборств, которыми я занимался. Так что, когда гримеры предложили подпилить их, чтобы у моего антиюродивого Вассиана были страшные острые клыки, я не возражал. Их еще и зачернили для убедительности. Герой был противным, страшным персонажем. Безумие, вырвавшееся из ада. Тогда были такие люди, накручивающие в том числе и царя. И сейчас есть такие. Просто они не такие живописные. А после съемок полностью починил рот.
Иван Охлобыстин в роли Вассиана – бесноватого шута Ивана Грозного в фильме Павла Лунгина «Царь»
— А я подумала, что вы хотели соответствовать Петру Мамонову, у которого проблемы с зубами.
— Петр Николаевич просто не хочет вставлять зубы. Говорит, что деснами орехи колет. И я ему верю. Вы не представляете, какой он крепкий. Он от природы наделен просто богатырской силой, хотя со стороны не скажешь.
— У вас на кухне висит портрет старца Николая Гурьянова. Он, говорят, мог творить чудеса. А вы за собой таких способностей не замечали?
— Нет. Если бы мог, тут же бы об этом доложил вышестоящей организации.
— Какой?
— Вы шутите? Надо докладывать о своих способностях?
— Абсолютно серьезно. Так принято. А как иначе? Я бы описал случай проявления способностей и задал вопрос, что мне с этим делать.
— На чудеса нужно благословение?
— Да. Монашеская жизнь — взаимопроникающая: то, что происходит в самом дальнем монастыре России, отзывается в самом скором времени в ближнем. Как правило, в православии все чудесные проявления крайне деликатны.
— А с вами чудеса случались?
— Чудо в том, что меня окружают совершенно волшебные люди. С учетом того, откуда я вышел, это прямо чудо-чудо. Легче огонь из камня добыть. Странно, что без всякого блата я поступил когда-то во ВГИК, что у меня так удачно складывалась карьера, что, несмотря на свой вздорный характер и довольно безумное представление об окружающем, я еще жив, у меня семья, есть работа. Вот это — чудо, да.
— Как-то президент подарил вам золотые часы, тоже своего рода чудо. Вы их не носите?
— Были часы. Я подарил их нашему участковому.
— Как это можно президентский подарок отдать?
— Участковый у нас дядька хороший. Мне не жалко. Да и эту марку я не ношу. Я фанат «Славы», а это был «Полет». А еще они должны были остаться в наградном реестре. В случае чего я всегда смогу их восстановить.
— Вы щедрый?
— Участковый теперь часто приходит?
— Давно его не видел. У нас мало хулиганов. Как-то поселился рядом табор. Я попросил участкового познакомить меня с цыганским бароном. Так он этого барона в одном нижнем белье привез в полночь. Говорит: вот он! Но после мы с цыганами подружились. Съехали уже, но хорошие были.
— Вы весь расписной. Как церковь относится к татуировкам?
— Да, я весь синий. А церковь никак этому не относится. Есть одно из направлений ортодоксального христианства — копты. Они специально себе выбивают на груди крест. Чтобы, когда их поймают и будут заставлять отказываться от христианства, они не смогли этого сделать.
— Вы не пытались свести татуировки?
— Я только голую женщину на руке сжег. Оксана моя убедила, что мне она ни к чему. Ну я как послушный муж пошел в больницу избавляться. Времена тогда дикие были, особых косметических лазеров не было. Так что мне каким-то лазерным агрегатом прям до костей руку сожгли, сидел по колено в дыму. Теперь знаю, как буду пахнуть, когда меня будут черти жарить на сковороде.
Иван Охлобыстин в 1992 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Как актер дебютировал в картине «Нога» под псевдонимом Иван Чужой. В 2001-м рукоположен в священники. В данный момент снял сан. Пишет пьесы, книги, сценарии. Сыграл более чем в 80 картинах, в том числе «ДМБ», «Три истории», «Даун Хаус», «Интерны», «Метод Фрейда» и др.
Шизоидные черты Раскольникова
Для начала нужно сказать, что шизоид в психоаналитическом смысле — это человек, чей центральный конфликт состоит в проблеме близости-дальности к другим людям. Его как правило терзает проблема: без людей — одиноко, а как только вокруг люди — он боится быть «поглощённым».
Это заметно в поведении Раскольникова: «Несмотря на недавнее мгновенное желание хотя какого бы ни было сообщества с людьми, он при первом, обращенном к нему, слове вдруг ощутил свое обычное раздражительное чувство отвращения ко всякому чужому лицу».
Можно заметить и отщепление эмоциональной сферы от логической («шизо» переводится с греческого как «расщепляю», «раскалываю»). Из описания Раскольникова: «Угрюм, мрачен; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются».
У Раскольникова есть жажда «доказать, что я не тварь дрожащая, а право имею». Но кому доказать? Например, нарцисс будет доказывать всем вокруг, до кого сможет дотянуться. Шизоид — самому себе. И что же мы видим в романе? «Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?». Он хотел доказать самому себе, что он — человек. А шизоидным (и пограничным) личностям свойственно в этом сомневаться.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕРВОГО СНА РАСКОЛЬНИКОВА
Что говорит нам современный психоанализ о смысле сновидений?
1. Сон — отражение текущих событий и чувств в жизни человека, скрываемых от себя.
2. Анализиование сна прочно привязано к личности сновидца. Невозможно составить «общий сонник» для всех.
В его сне мы видим маленького мальчика.
Это символическая часть личности — маленький ребёнок, его попросту не замечают. А в конце сна и вовсе уводят со сцены. Это говорит о том, что связь с внутренним ребёнком у Раскольникова утеряна.
Затем мы видим мёртвую лошадь. Это — «рабочая» часть психики, «эго», самоконтроль и приличия. Она умирает — и это символизирует психическую болезнь Раскольникова.
Потом возникает Миколка. Внутренний насильник, Супер-эго, ненавидящий самого себя за то, что не достаточно хорошо работает: «ты должен, ты должен, ты должен».
Ещё есть образ отца, но он … как бы это выразиться.. неэффективный: не может удержать на месте ребёнка, которому плохо от того, что он видит жестокое избиение лошади. Что может быть проще? Схватить в охапку семилетнего, вынести из толпы, отвлечь. О чём говорит отец? «В будущем он не будет такой нюней». Отец не утешает мальчика, и вообще никак эмоционально не вовлечён в происходящее. Ребёнок рядом с ним явно не в безопасности.
Интересный момент — это фамилия главного героя, конечно же. Раскольников.
Шизофрени́я — от др.-греч. шизо — раскалываю и френо — ум, рассудок. Только в 1908 году швейцарский психиатр Эйген Блейлер описал шизофрению как самостоятельное заболевание и ввёл этот термин в психиатрию.А роман написан в 1866 году. Вот так.
«Просто как овощ». Почему люди продолжают болеть и через год после ковида
МОСКВА, 29 сен — РИА Новости, Альфия Еникеева. По разным данным, от 20 до 75 процентов переболевших COVID-19 и полгода спустя страдают от его последствий. Среди основных симптомов — хроническая усталость, одышка, выпадение волос, панические атаки, проблемы со сном. Медики называют это постковидным синдромом. В России его диагностируют каждому пятому пациенту. Как эти люди живут и борются с осложнениями — в материале РИА Новости.
«Ничего делать не могла»
Плюс появились проблемы с сосудами на ногах и в глазах. Я даже думала, что у меня разрыв сетчатки на фоне кислородного голодания и повреждения сосудов. Но офтальмолог ничего не нашел, слава богу. Назначил капли, не помогли — глазные яблоки будто болели изнутри. Я консультировалась с разными врачами, никто ничего не мог толком сказать. Прописывали лекарства. От одних становилось только хуже, другие совсем не действовали.
Так как я индивидуальный предприниматель, смогла себе организовать очень лайтовый режим труда. Первые три месяца, до января, не работала вообще. Бизнес просто встал. Никаких доходов — проедала подушку безопасности.
«Пришлось уволиться с работы»
Александр Корчевный, 39 лет, Экибастуз, Казахстан. Сейчас лечится в Новосибирском центре профилактики тромбозов
Я заболел в начале июня 2020 года, заразился, предположительно, на работе. Сдал ПЦР-тест — положительный. Меня отправили на добровольную изоляцию в инфекционную больницу на 18 дней. Как оказалось, зря: родные один за другим заболели ковидом.
В стационаре особо ничем не лечили, только наблюдали, поскольку болезнь протекала не тяжело. Было легкое недомогание около трех дней, потом два дня плохо сбиваемая температура до 38. Пропали запахи, снизился аппетит, появились проблемы со сном. Первый «звонок» был дней через десять после постановки диагноза. Началась неожиданная тахикардия, паническая атака и подскочило давление. Сделали укол эуфиллина. Вроде немного полегчало.
Из больницы выписался не больной и не здоровый. Очень хотелось домой после изоляции. Но дальше было только хуже. Постепенно добавлялись новые симптомы, связанные с нервами и сосудами. Начались бесконечные походы по врачам. Никто из них до конца не понимал, в чем дело и как меня лечить. Все анализы более-менее спокойные. В течение года проходил курсы у пяти невропатологов в разных городах. Все ставили два диагноза: вегето-сосудистая дистония и синдром хронической усталости. Все намекали на психолога. У него я тоже побывал, он нарушений не выявил.
«Волосы лезли клочьями»
Наиля Вагизова, 38 лет, Казань
Когда я выписывалась из больницы, меня никто не предупреждал, что это может затянуться так надолго и восстановление будет столь тяжелым. От государственной медицины сейчас никакой помощи. Врачи в поликлинике ничего не говорят. Я сама сдаю все анализы платно, пью витамины, собираю информацию в интернете, от людей, которые тоже переболели. Я по профессии врач-лаборант, поэтому начала самостоятельно в теме разбираться и контролировать свое состояние.
«Мне легче думать, что это не ковид»
Заболела коронавирусом я в конце прошлой осени, но в декабре был уже хороший анализ. Про постковид меня врач сразу предупредила. Она сама перенесла COVID-19 и знает, что это такое. Сейчас время от времени у меня проявляются какие-то типичные симптомы, но я осознанно списываю их на основное заболевание. Мне так легче.
Я постоянно под медицинским наблюдением. Меня регулярно навещает врач. Мне бесплатно выдают антиагреганты, получаю в аптеке довольно дорогой антикоагулянт. На дом приезжают осматривать узкие специалисты и берут анализы. Но я редко беспокою поликлинику просьбами. Научилась с приступами справляться сама. В целом просто надеюсь, что рано или поздно тело приспособится к чужому вирусу. Если до сих пор выжила с таким списком болезней и даже перенесла ковид, значит, надо благодарить гены и ангела-хранителя.
«Главное — довериться врачам»
Валентина Нелюбова, 59 лет, Москва
Сейчас, слава богу, все позади. Восстанавливалась после ковида несколько месяцев, долго рассказывать. Но все закончилось хорошо. Я очень благодарна врачам филиала дневной больницы Алексеева при поликлинике 121-й, что в Южном Бутово. Они реально помогают справиться с постковидным синдромом, с депрессивным состоянием. Многие боятся психбольниц. Это какое-то неправильное толкование, непонимание. А ведь только квалифицированные психологи могут добраться до проблем постковида и помочь. По крайней мере, мне помогли.
«Это уже самостоятельное заболевание»
По данным исследователей Сеченовского университета, в России от постковидного синдрома страдают больше 20 процентов пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Среди самых частых жалоб — слабость (точнее, быстрая утомляемость), одышка, тревога, депрессия, проблемы со сном и выпадение волос.
«Постковидный синдром (ПКС) — это симптомокомплекс, который возникает вследствие перенесенной коронавирусной инфекции. Это очень широкое понятие, которое может включать поражение нервной, сердечно-сосудистой систем, органов желудочно-кишечного тракта, мышечную атрофию. Могут быть даже какие-то психические проявления. Его продолжительность — дело сугубо индивидуальное. У кого-то основные симптомы в легкой форме разрешаются в течение двух-трех месяцев. У других сохраняются до года и даже больше. О максимальных сроках говорить рано. Мы пока только наблюдаем это заболевание, изучаем его. По моему опыту — дольше всего у пациентов держатся различные нарушения неврологического характера, поражения периферической нервной системы», — рассказал РИА Новости заведующий кафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского университета, эксперт Лиги здоровья нации профессор Евгений Ачкасов.
По его словам, симптомы ПКС, их выраженность и продолжительность часто зависят от тяжести течения COVID-19, но не всегда. Так, среди пациентов немало людей, которые относительно легко перенесли сам ковид, а от его осложнений мучаются уже более года.
«Основа реабилитационных программ при постковидном синдроме — дыхательная гимнастика, циклические физические упражнения, кардиопротекция. Мы стремимся защитить сердечную мышцу как медикаментозно, так и различными физиотерапевтическими вариантами. Используем массажи, барокамеры. Достаточно широкий спектр. Но надо понимать, что зачастую дома реабилитировать таких пациентов очень сложно. Лучше госпитализировать. Постковидный синдром — это уже самостоятельное заболевание, и к нему надо относиться очень серьезно», — подчеркнул профессор.
Однако если симптомы ПКС ярко выражены, а возможности обратиться к врачу нет, то специалисты советуют заниматься скандинавской ходьбой. Этот вид физической активности хорошо влияет на сердечно-сосудистую и дыхательные системы. А вот надувать шарики для восстановления объема легких ни в коем случае нельзя, чтобы не получить дополнительную легочную травму.