Что такое синкретизм в искусстве
Синкретизм (искусство)
Чаще всего термин синкретизм применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А. Н. Веселовского синкретизм — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».
Само понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке, середины XIX в., в противовес абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы) в их якобы последовательном возникновении.
Теории синкретизма считает, что одинаково ошибочны как мнение Гегеля, утверждавшего последовательность «эпос — лирика — драма», так и построения Ж. П. Рихтера, Бенара и др., считавших изначальной формой лирику. С середины XIX в. эти построения всё больше уступают место теории синкретизма, развитие которой тесно связано с успехами эволюционизма.
Каррьер, в основном придерживавшийся схемы Гегеля, склонялся к мысли о первоначальной нерасчлененности поэтических родов. Схожее мнение высказывал и Г. Спенсер. Идея синкретизма затрагивается целым рядом авторов и, наконец, с полной определённостью формулируется Шерером, который однако не развивает её сколько-нибудь широко в отношении к поэзии.
Задачу исчерпывающего изучения явлений синкретизма и уяснения путей дифференциации поэтических родов поставил перед собой А. Н. Веселовский, который в своих трудах (преимущественно в «Трёх главах из исторической поэтики») разработал наиболее яркую и развитую (для домарксистского литературоведения) теорию синкретизма, основанную на огромным фактическом материале.
В этом направлении пошёл в объяснении явлений первобытного синкретического искусства Г. В. Плеханов, широко использовавший труд Бюхера «Работа и ритм», но в то же время и полемизировавший с автором этого исследования.
В трудах основоположника яфетической теории — академика Н. Я. Марра — явление синкретизма получает иное освещение. Признавая древнейшей формой человеческой речи язык движений и жестов («ручной или линейный язык»), Марр связывает происхождение речи звуковой, наряду с происхождением трёх искусств — пляски, пения и музыки, — с магическими действиями, почитавшимися необходимыми для успеха производства и сопровождавшими тот или иной коллективный трудовой процесс. Поэтому, согласно мнению Марра, синкретизм включал и слово («эпос»), «дальнейшее же оформление зачаточного звукового языка и развитие в смысле форм зависело от форм общественности, а в смысле значений — от общественного мировоззрения, сначала космического, потом племенного, сословного, классового и т. п.».
Таким образом, в концепции Марра синкретизм теряет узко эстетический характер, и связывается с определёнными периодами в развитии человеческого общества, форм производства и первобытного мышления.
Синкретизм (искусство)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Синкрети́зм (лат. syncretismus — соединение обществ) — понятие в искусствоведении, используемое при описании сочетания или слияния «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство. Помимо общей области искусства термин используется и применительно к истории развития музыки, танца, драмы и поэзии. Литературовед А. Н. Веселовский определял синкретизм как «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».
Понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке середины XIX века, в противоположность абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы), якобы предполагающим их последовательное возникновения.
Теории синкретизма отвергает как представления Гегеля о последовательности «эпос — лирика — драма», так и предположений, по которым изначальной формой считалась лирика. К середине второй половины XIX века идея синкретизма рассматривается целым рядом авторов и окончательно формулируется Вильгельмом Шерером, который при этом все же ограниченно применяет ее к поэзии.
А. Н. Веселовский, один из сторонников теории поставил перед собой задачу полного изучения характерных явлений синкретизма и определения вариантов разграничения поэтических родов. В своих трудах (преимущественно в «Трёх главах из исторической поэтики») он выразил свое понимание теории синкретизма, основанное на значительном фактическом материале. Г. В. Плеханов так же разрабатывал теорию синкретизма в аспекте первобытного искусства, опираясь при этом на работу Карла Бюхера «Работа и ритм», полемизируя при этом по отдельным вопросам с автором этого исследования.
Культурный синкретизм: происхождение, виды и примеры
Содержание:
В культурный синкретизм Это явление, возникающее в результате смешения двух или более культур, в результате чего в результате этого события создается новая. Обычно в нем участвуют различные школы мысли. Это явление может проявляться несколькими способами.
Например, когда завоеватели прибыли в Америку, между культурами был вынужденный синкретизм. Туземцы, не приспособившиеся к европейским обычаям, были исключены из общества и пострадали от Завоевания. Фактически, Латинская Америка является главным представителем культурного синкретизма в мире.
Происхождение
Термин синкретизм был придуман в семнадцатом веке и использовался для определения культурного движения, имевшего место в Древней Греции.
К началу I века жителям Крита пришлось отказаться от своих культурных различий, чтобы противостоять внешней опасности вторжений соседей.
От этого движения произошел термин, который с тех пор используется для обозначения культурных столкновений, таких как смешанные браки.
Культурный синкретизм может проявляться по-разному, но все они связаны с развитием общества и определяющими его культурными традициями.
В этом случае термин также относится к культурному сочетанию религиозных аспектов, поскольку они напрямую влияют на культуру народов.
Короче говоря, это позитивистский способ объяснить смешение культур и порождаемые им проявления.
Типы
Социально-политический синкретизм
Социальный синкретизм относится к комбинации двух разных типов населения. Это явление, которое сегодня обычно происходит с эмиграцией, и сегодня является причиной культурного синкретизма в целом.
В свою очередь, синкретизм может способствовать сосуществованию различных культурных верований в обществе. В обществах, где есть люди разных национальностей, правители обычно принимают приемлемый подход. Так было на протяжении всей истории в разнообразных и объединенных обществах.
С другой стороны, отказ от синкретизма имеет тенденцию создавать сильное присутствие культурного единства среди тех, кто отвергает эту практику.
В обществах, где отрицание этого явления является обычным явлением, различия культур часто презираются и порождается сильная привязанность к традиционализму.
Художественный синкретизм
Творческие методы, используемые разными художниками из разных уголков мира, можно легко найти как продукт глобализации.
Это приводит к созданию новых методов, сочетающих один или несколько элементов других существующих методов. В свою очередь, это порождает новые художественные движения и новые способы мышления в творческой сфере искусства.
Религиозный синкретизм
Религиозный синкретизм состоит в объединении двух или более религий, чтобы дать начало новой. Когда две разные культуры с разными верованиями сталкиваются впервые, вполне вероятно, что доминирующая культура начинает перенимать аспекты другой, чтобы породить новые верования. В религии это очень распространено.
Создавать новые религиозные аспекты уже не так просто, как раньше, потому что верования каждой религии уникальны и четко отличаются от остальных.
Архитектурный синкретизм
Архитектурный синкретизм отражает союз культур через здания, спроектированные в странах, подверженных культурному смешению.
Это явление было замечено в основном во время испанской колонизации Латинской Америки, когда культурные столкновения привели к заметным изменениям в европейских архитектурных проектах, построенных в Новой Испании.
Примеры
В Европе
Одним из главных выразителей синкретизма в Европе была Древняя Римская империя. Религия, которую исповедовали его жители, представляла собой смесь верований нескольких древних европейских народов. Это можно заметить не только по поведению их богов, но и по их собственным характеристикам.
Согласно описаниям в священных текстах, римский бог Юпитер был физически похож на греческого бога Зевса.
Кроме того, язык Империи (латынь) представлял собой сочетание нескольких языков того времени. Этот культурный синкретизм породил язык, который изучается сегодня и является корнем романских языков, таких как испанский, французский и итальянский.
В Азии
Япония представляет собой один из лучших примеров культурного синкретизма в истории азиатского континента. Когда Япония впервые вошла в контакт с Китаем, культурное влияние было настолько велико, что они адаптировали различные религиозные аспекты этой цивилизации.
Кроме того, японская письменность имеет влияние Китая. То же самое и с корейским языком, и с персонажами, из которых он состоит.
В Америке
Хотя этот процесс был частично форсированным, сами колонисты адаптировались к верованиям и обычаям местных жителей, хотя и в меньшей степени.
Культурный шок и смешанные браки породили нынешние латиноамериканские народы и даже послужили предлогом для оправдания их независимости.
Что такое Синкретизм
Синкретизм — философская, религиозная или другая система, которая стремится объединить несколько разных доктрин, направлений и др. Это эклектика, т. е. объединение в одно единое разнообразных идей, принципов или теорий. Соединение разнородных концепций.
Слово синкретизм произошло от греческого «sygkretismos» / «συγκρητισμός» — соединение, объединение.
Синкретичность — это слитность, неразделённость, неразрывность, нерасчленённость; характеризуется способностью совмещать несовместимые компоненты (например: «синкретичность культуры», означает «слитность» или «нерасчленённость культуры»).
Синкретический (синкретичный) — это то, что складывается из разнообразных и сложно разделяемых компонентов.
Синонимы слова синкретизм — эклектизм, слияние, смешение, слитность, нерасчленённость.
Синкретизм в лингвистике
Синкретизм в лингвистике — это связь между морфологией и синтаксисом, где различия, требуемые синтаксисом для совокупности слов, не осуществляются морфологией.
Например, в русском языке существует синтаксически значимое различие между именительным и винительным падежами. Его можно увидеть в различных формах слова «карета»: карета (именительный падеж) и карету (винительный падеж).
Некоторые другие существительные в русском языке не делают этого различия. Например, слово «портфель» в обоих случаях имеет одинаковую форму — «портфель».
Чтобы понять, присутствует ли синкретизм, необходимо присутствие различий в формах, связанных с синкретизмом.
Так происходит с двумя разными формами существительного «карета» (карета/карету) в предоставленном примере.
В примере карета/карету окончания разные и это означает, что синкретизма нет. А в примере со словом портфель окончания совпадают — значит перед нами падежный синкретизм.
Синкретизм часто ассоциируется с падежом, но может происходить в разных классах слов, включая: род, число, время и др.
Таким образом, присутствует падежный синкретизм, когда происходит совпадение окончаний именительного и винительного падежей, как в случае со словом «портфель».
Но может быть и синкретизм разных грамматических категорий (одно окончание имеет разные значения рода, числа и падежа; например, слово «ветка»: окончание «-а» даёт нам одновременно именительный падеж, женский род и единственное число).
Синкретизм в искусстве
Веры, культуры и обычаи отталкивались друг от друга и объединялись в процессе, называемом синкретизмом. Синкретизм в плане искусства — это смешение культур и идей разных мест. Отображение более чем одной религии или культуры, особенно в изобразительном искусстве.
Это примирение или слияние различных систем и убеждений, или попытка этого слияния.
Синкретическое искусство — это слияние несопоставимых элементов: изобразительного искусства, музыки, театра и танца.
Примером синкретизма в искусстве может быть всё, что хорошо комбинируется из разных культур или направлений. Например, танец сальса — это комбинация африканской, латиноамериканской и европейской культур.
Чемпионат мира по сальсе в Нью-Йорке, 2016 год, Деклан Гузман и Наталья Виллануева.
Синкретизм первобытного искусства — культурология
Синкретизмом первобытного искусства считаются, как правило, слитность и нерасчленённость главных видов художественного творчества — изобразительного искусства, драмы, музыки и т. д.
Однако эта идея полностью не описывает того, что происходило. Самое важное в синкретизме первобытного искусства это то, что все эти формы творчества очень тесно соединены со всей многообразностью существования коллектива. В частности, с его трудами, обрядами, тотемическими и мифологическими героями и др.
Другими словами — это все коллективные действия, которые являлись важнейшей частью жизни первобытных обществ.
Синкретизм в мифологии
В мифологии синкретизм послужил первоначальным категориальным и смысловым фундаментом и исходным художественным материалом для всех дальнейших проявлений духовного и словесного творчества. Но и для рационально-мыслительных созданий (в области философии, наук и т. д.).
При этом существовала прозрачность мифологического сознания, которая проявлялась в том, что первобытный человек полностью отождествлял показанную в мифе картину мира с реальностью (т. е. человек слепо верил, что его окружение именно такое, каким его показывала мифология).
Когда говорится про прозрачность мифа, имеется в виду, что человек видел всё через призму своего миросозерцания, но существование этой призмы игнорировалось (и пропадало концептуально-смысловое понимание мифа). Таким образом, миф и реальность сливались в одно целое.
Религиозный синкретизм
Практика синкретизма довольно распространена в большинстве современных религий и религиях прошлого. Например, иудейские идеи сыграли значительную роль в формировании христианства. Кроме этого, у христианства сейчас есть много деталей, которые не были характерны раннему христианству.
Например: Рождество с ёлкой и подарками является древним языческим ритуалом. Он был введён в христианство для облегчения обращения из старых религий в новую. То же самое произошло и с пасхальными яйцами — они были частью греческих и римских языческих традиций.
Если исследовать несколько религиозных направлений, то можно обнаружить синкретизм почти в любой современной религии.
Окружающий мир представляет собой некую целостность. В то же время объекты этого мира – относительно самостоятельные системы, имеющие свою структуру, функции, траектории развития, способы взаимодействия с другими объектами. Восприятие мира человеком зависит от его мировоззренческих установок, жизненного опыта, обучения и воспитания, а также множества других факторов.
На отношения индивида с миром также влияют особенности жизни и быта, характерные для той или иной исторической эпохи. На ранних стадиях развития человечества мировоззрению людей был свойственен синкретизм, что нашло своё отражение в произведениях искусства и религиозных культах.
Что это такое
Данное понятие используется в культурологии, психологии, религиоведении, истории искусств. По мнению учёных, синкретизм – это нерасчленённость, характерная для неразвитого состояния какого-либо явления. Культурологи и искусствоведы называют синкретичным сочетание различных видов искусств. В религии под синкретизмом подразумевается слияние разнородных элементов, течений и культов.
С точки зрения детских психологов, синкретизм – это характеристика мышления ребёнка раннего и дошкольного возраста. Малыши ещё не умеют мыслить логически, устанавливать подлинные причинно-следственные связи («Ветер дует, потому что деревья качаются»), делать обобщения по существенным признакам. Двухлетний ребёнок может назвать одним и тем же словом и пушистого котёнка, и меховую шапку, и другие внешне похожие предметы. Вместо поиска связей малыш просто описывает свои впечатления о вещах и явлениях окружающего мира.
Синкретизм мышления ребёнка проявляется и в творчестве. Ещё К.И. Чуковский писал о том, что дошкольники одновременно рифмуют, подпрыгивают и подбирают «музыкальное сопровождение» для своих поэтических экспериментов. Собственные рисунки дети часто используют для игр, и сам процесс рисования нередко превращается в забаву.
Истоки синкретизма
Классическим примером синкретизма в искусстве считаются объекты культуры первобытного общества. В этот период человек ещё не воспринимал мир расчленённо, не пытался анализировать происходящие события, не видел разницы между изображаемым и реальным. В первобытном обществе не было разделения сфер человеческой деятельности на науку, искусство, труд и т.д. Люди работали, охотились, рисовали на стенах пещер, изготавливали примитивные скульптуры, исполняли ритуальные танцы, и всё это вместе было способом существования в мире, его познания и взаимодействия с ним. Культурные артефакты (маски, статуэтки, музыкальные инструменты, костюмы) использовались в повседневной жизни.
Первобытная культура примечательна ещё и тем, что люди того времени редко рисовали самих себя. Объяснение тому – упомянутая ранее целостность восприятия мира. Если сам человек и его изображение – это одно и то же, то зачем детализировать рисунок? Гораздо важнее изобразить сцену охоты, показать ключевой момент действа – победу над зверем.
Синкретизм первобытной культуры проявляется и в отождествлении человека с членами своей общины. Системы «я» как таковой не существовало, вместо этого был феномен «мы».
В недрах синкретизма зародился фетишизм – представления о том, что имена людей, предметы, которыми пользуются соплеменники, обладают магической силой. Следовательно, через вещь можно навредить агрессивному соседу или, наоборот, сделать достойного члена рода удачливым. Поэтому синкретизм – это ещё и начало формирования магических культов. Частью первобытного человека считалось и его имя.
Синкретизм других эпох
Проявления синкретизма имели место в древнем мире, Средневековье и более поздних периодах истории. В поэмах Гомера описываются народные гуляния, во время которых пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Яркий пример синкретизма – древнегреческий театр. В Древнем Риме синкретичной была религия, так как во время завоеваний римляне заимствовали и адаптировали под себя религиозные убеждения других народов.
Первобытный синкретизм оказал влияние и на развитие искусства Древнего Востока. Люди уже знали о существовании художественной реальности, владели приёмами изобразительного и других видов искусств, но культурные артефакты всё ещё создавались для решения утилитарных задач или для совершения религиозных обрядов. Так, в Древнем Египте аллея сфинксов украшала дорогу в храм.
В Средние века синкретизм проявлялся в единстве сфер человеческой жизни. Политика, право, научные изыскания и искусство были одним целым, но основополагающим началом всех учений и регулятором жизни людей оставалась, безусловно, религия. В частности, математические символы использовались для истолкования божественных истин, поэтому средневековые математики были одновременно и богословами.
Для эпохи Возрождения и Нового времени характерны дифференциация науки, религии, искусства, появление специализаций. Синкретизм в искусстве тех времён нашел отражение в музыке (опера), архитектуре (здания в стиле барокко), живописи (синтез интеллектуального и чувственного начала в творчестве Н. Пуссена) и т.д.
Синкретизм сегодня
Для современного искусства характерна тенденция к синтезу, объединению различных видов искусств, а также появление на этой основе качественно нового продукта. В театральных постановках вокальные партии чередуются с речитативами, сценические действия компонуются с демонстрацией видеороликов, на выставках демонстрируются инсталляции. Танцевальным движениям вновь придаётся магический смысл, а сам танец представляют собой театральное действо.
Синкретичными по своей природе являются телевидение и реклама. Современный синкретизм – это стирание границ между высоким искусством и повседневной жизнью, автором и потребителем, исполнителем на сцене и зрителями в зале.
Вероятно, стремление человека к интеграции обусловлено осознанием себя членом некоей общности, представителем рода. Также в условиях постиндустриального общества синкретизм в искусстве обусловлен необходимостью осмысливать новую реальность (экономические и политические кризисы, распространение информационных технологий, изменение взглядов на человека, общество) и приспосабливаться к ней.
Религиозный синкретизм
Синкретизм в религии основан на стремлении объединить все вероучения, взяв лучшее от каждого из них. К подобным верованиям относятся бахаизм (синтез христианства и ислама), вуду (содержит черты негритянских верований и католицизма), вон-буддизм (проникновение в буддизм идей других религий) и т.д. Последователи традиционных религиозных учений считают, что такие объединения необоснованны, а потому сомнительны с точки зрения истинной веры.
Синкретизмом называют и сочетание различных взглядов, мнений, убеждений, необходимость поиска их единства, что также характерно для нашего времени.