Что такое синквейн экология
Что такое синквейн экология
Автор: Алмаева Елена Николаевна
Организация: МДОУ Павелецкий детский сад
Населенный пункт: р.п. Павелец
Тема: «Экологическое путешествие в страну Синквейн»
Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия знаний экологической культуры; привить любовь к окружающей среде.
Коррекционно – образовательные: уточнение, активизация словаря по теме «Экология»; обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.
Воспитательные: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, здоровье.
Оборудование: магнитофон с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.
Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись в волшебную страну?
Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т.д.
Воспитатель: Предлагаю вам пройти через волшебное зеркало и мы попадем в волшебную страну. (Дети проходят через обруч, проходят на стульчики перед экраном, в это время звучит мистическая музыка).
Воспитатель: Вот мы и попали в волшебную страну. А встречает нас Синквейн, предлагаю вспомнить, как с помощью него можно составить рассказ для нашей книги.
Ребёнок подходит к экрану, смотрит на схему синквейн и рассказывает правило:
Первая строка –одно слово, название предмета.
Вторая строка –два слова, описывающий какой предмет.
Третья строка –три слова, обозначающие действие предмета.
Четвертая строка – предложение из слов: предмет, какой он, что делает, где это происходит.
Пятая строка –слова, связанные с первым, отражающие сущность темы, слово ассоциация.
Воспитатель : Что же мы встретим на первой страничке? Отгадайте загадку
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
На экране появляется солнце, затем слайд с солнцем и схемой синквейна
Воспитатель: Кто желает составить синквейн. (выходит ребёнок) Определяем, солнце живое или неживое и убираем лишний элемент синквейн.
Ребёнок убирает сердце, составляет синквейн:
Солнце- горячее, яркое, большое, красное, круглое, ослепительное, палящее, раннее.
Солнце что делает- Светит, греет, сверкает, прячется, выходит, просыпается, катится, встаёт, садится, уходит, заглядывает, будит, выглядывает, пригревает, припекает
Предложение – Красное солнце светит в небе. Большое солнце садится за горизонт. Раннее солнце будит меня по утрам.
Ассоциация со словом солнце – тепло, звезда, лето, свет, небо, жара, пляж огонь утро.
Воспитатель: Какое значение имеет солнце в экосистеме земли. (Значение Солнца для жизни на Земле является важным не только для животных но и для растений, людей Благодаря солнцу происходит смена частей суток, времён года, происходит круговорот воды в природе).
Отлично! Вот мы и заполнили первую страничку в волшебной книге
На экране появляется книга.
Воспитатель: Что же ждёт нас дальше, слушаем загадку
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
Дети: Воздух
На экране появляется воздух, затем слайд с воздухом и схема синквейн.
Воспитатель: Кто желает составить синквейн. (выходит ребёнок) Определяем и убираем лишний элемент синквейна.
Ребёнок убирает сердце, составляет синквейн:
Воздух, что делает – освежает, защищает, обдувает,
Воспитатель: Какое значение чистый воздух имеет значение на земле? (Чистый воздух является залогом здоровья детей, всех людей и их долгой жизни. Воздухом дышат животные растения, без него они погибнут.) Молодцы! Вот заполнили первую ещё одну страничку в волшебной книге
На экране появляется книга
Воспитатель: Что же ждёт нас дальше, слушаем загадку
Дети: цветы
На экране появляется цветок, затем слайд с цветком и схема синквейн
Воспитатель: Кто желает составить синквейн. (выходит ребёнок) Определяем и убираем лишний элемент синквейна.
Ребёнок убирает квадрат, составляет синквейн:
Цветы какие – красивые, искусственные, лесные, луговые, живые, ароматные, пушистые, весенние
Цветы что делают – распускаются, растут, радуют, украшают
Предложение – Красивые цветы растут у нас в саду. Мы собрали красивый букет из роз.
Ассоциация со словом цветы- роза, запах, растение, цвет, красота, букет, аромат подарок
Воспитатель: Расскажите о значение растений в природе. (Растения насыщают воздух кислородом, люди, птицы, животные используют растения в пищу. Для многих животных растения их дом) Отлично! Ещё одна страничка заполнена в волшебной книге.
На экране появляется книга
Воспитатель : Предлагаю вам пройти за столы и создать свои картинки для составления синквейна.
Художественное творчество «Рисование по соли»
Воспитатель: Замечательные работы. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. На экране появиться картинка, вы должны это изобразить.
Картинки- заяц, дерево, бабочка, лягушка, ребёнок.
Воспитатель: Присаживаемся на стульчика. Что же ждёт нас дальше, слушаем загадку
Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
На экране появляется пчела, затем слайд с пчелой и схема синквейн.
Воспитатель: Кто желает составить синквейн. (выходит ребёнок) Определяем и убираем лишний элемент синквейна.
Ребёнок убирает квадрат, составляет синквейн:
Пчела какая – жёлтая, быстрая, мохнатая, опасная,
Пчёлы что делают – летают, собирают, жужжат,
Предложение – Жёлтая пчела летает над лугом. Мохнатая пчела собирает мёд
Воспитатель: Расскажите о пользе насекомых в природе. (насекомые опыляют цветы, ими питаются птицы, некоторые жуки санитары природы) Отлично! Ещё одна страничка заполнена в волшебной книге
На экране появляется книга
Воспитатель: Что же ждёт нас дальше, слушаем загадку
Нет у него ни острых клыков,
Нет ни когтей, ни мощных рогов,
Но всех он может победить,
И все в природе покорить!
Воспитатель: Кто желает составить синквейн. (выходит ребёнок) Определяем и убираем лишний элемент синквейна.
Ребёнок убирает квадрат, составляет синквейн:
Люди какие – добрые, сильные весёлые, заботливые, любимые
Люди что делают – живут, строят, работают, отдыхают, любят
Предложение- На земле живут добрые люди. Люди на земле должны жить в мире. Сильные люди заботятся о природе.
Воспитатель: Расскажите о влиянии человека на природу (Человек загрязняет почву, воду, воздух. Строит много заводов, вырубает леса. Но также организует заповедники, парки – места, где сохраняют растения, животных.) Молодцы (Появляются странички книги) Ребята, не которые картинки в книги мне не нравятся, найдите их и помогите убрать из книги. (Дети по очереди убирают с экрана картинки с загрязнением природы)
Воспитатель: (появляется картинка планеты земля) Посмотрите, как обрадовалась планета Земля вашей работе, замечательная книга благодаря вам получилась. Нам пора возвращаться обратно. (На экране появляется зеркало, дети проходят через обруч, встают полукругом) Чем мы занимались на занятии? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей) За ваше умение, смекалку и трудолюбие я дарю вам эти книжки – раскраски. В которых вы познакомитесь с миром животных и растений.
Дети уходят в группу.
Список использованной литературы
1.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы, 2016 г.
2.Турыгина С.В. Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы, 2010 г.
3.Соломенникова О.Н. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет, 2014 г.
4.Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе, 2009 г.
5.Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду, 2017 г.
Синквейн по экологии по теме: «Сообщества и популяции», 10 класс.
Синквейн по экологии по теме: «Сообщества и популяции», 10 класс.
Популяция. Важная, регулирующая. Растет, живет, изменяется. Популяция – совокупность особей, проживающих в ареале, свободно скрещивающиеся и характеризующиеся морфологическими, физиологическими и генетическими признаками. Изучаем подробно на экологии и биологии.
Популяция. Растительная, животная. Обитает, находится, существует. Обитает в определенном ареале. Совокупность видов.
Популяция. Большая и маленькая. Живет, размножается, питается. Внутривидовое взаимодействие. Организмы.
Популяция. Человеческая, животная. Занимают, скрещиваются, самопроизводятся. Особи некоторой местности. Группа особей.
Организмы. Большие и маленькие. Размножаются, поглощают, приспосабливаются. Человек не должен вмешиваться в популяции. Популяция – часть биосферы.
Популяция. Растительное, животное. Занимают, находятся, обитают. Живут длительно в одном ареале. Совокупность.
Популяция. Территориальная, ареальная. Рождаться, перемещаться, мигрировать. Взаимодействие. Совокупность видов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Популяция. Важная, регулирующая. Растет, живет, изменяется. Популяция – совокупность особей, проживающих в ареале, свободно скрещивающиеся и характеризующиеся морфологическими, физиологическими и генетическими признаками. Изучаем подробно на экологии и биологии.
Популяция. Растительная, животная. Обитает, находится, существует. Обитает в определенном ареале. Совокупность видов.
Популяция. Большая и маленькая. Живет, размножается, питается. Внутривидовое взаимодействие. Организмы.
Популяция. Человеческая, животная. Занимают, скрещиваются, самопроизводятся. Особи некоторой местности. Группа особей.
Номер материала: ДБ-1606697
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что представляет собой синквейн, учимся его писать и составлять
Синквейн — прием методики, который заключается в написании стихотворения из 5 строчек. Каждая строка пишется по особому принципу и правилу. Этот прием помогает резюмировать, подвести итоги изученного материала. Такой прием активизирует умственную работу учеников, с помощью навыков чтения и письма. Чтобы писать синквейн, школьник должен научиться находить и выделять в теме урока самые важные компоненты, анализировать их, подводить итоги и кратко описать их, опираясь на базовые принципы составления стихотворения.
Полагают, что синквейн появился на основах составления восточных поэтических форм. Сначала огромное внимание уделялось числу слогов в строках и постановке ударения. Но в педагогике на это не обращают особого внимания. Главный акцент делают на содержании синквейна и на принципах его построения.
Как писать синквейн правильно
Главное, это пять строк:
При написании этого стихотворения в педагогике допускают небольшие отступления от главных правил его написания. В результате может быть большее количество слов в строке или могут заменяться части речи на другие.
Есть такой пример стихотворения про этот же стих:
Синквейн
Учит, подчиняет, обобщает
«Краткость — сестра таланта»
Как применять синквейны в педагогической деятельности
Нужно выбирать такую тему, которая будет близка и интересна детям. Для лучшего написания стоит выбирать такие темы, где будет раздолье для эмоций и чувств.
Детки не всегда могут с легкостью приступить к работе. Трудности чаще всего возникают с анализом темы, ее осмыслением и небольшим словарным запасом, незнанием каких-то терминов, боязнью допустить ошибку. Для облегчения выполнения задания следует задавать ученикам наводящие вопросы, расширять их мировоззрение, поддерживать любые начинания и попытки детей, отвечать на все их вопросы.
Если учитель использует данный прием на уроках, то он должен обдумать определенную систему всех зависящих друг от друга компонентов, преобразование которых в образы поможет ученикам быстрее понять и выучить новый материал.
Как обучить деток написанию синквейнов
Сначала необходимо объяснить им, что такое синквейн, примеры помогут в этом. Следующий шаг это объяснение правил написания этого стихотворения, и самостоятельно сразу же сочинить синквейн. Только после всех объяснений и инструкций можно объявить тему этого стиха и количество времени, которое отводится на эту работу.
После того, как все детки написали свои работы, они могут по желанию прочесть свои стихотворения. Если это было домашней работой, то можно зачитать всему классу несколько самых интересных вариантов. Для примера можно на доске составить синквейн всем классом. Дети могут работать парами или группами. Но самым эффективным способом будет написание стихотворений самостоятельно, поскольку эта форма работы даст возможность учителю определить уровень знаний каждого ребенка.
В каких областях можно использовать синквейны
Это универсальный метод обучения. Его можно использовать на всех уроках по разным темам. С его помощью детям гораздо интереснее учить новый материал и проще его понять и усвоить. Составлять короткие стишки несложно, поэтому они подходят для школьников любой возрастной категории.
Синквейн — особенное стихотворение, результат анализирования и обобщения имеющихся и только приобретенных знаний. Им можно пользоваться на ознакомительном этапе, до того как ученики получают детальную информацию по новой теме. Они составляют стих, основываясь на знаниях, которые у них есть на данном этапе. Благодаря этому учитель понимает, какие знания есть у детей по этой теме, и что необходимо дать им еще для эффективного изучения нового материала.
Этап осмысления. Учитель видит насколько хорошо ученики понимают новую тему урока. Это разбавляет сухой процесс обучения, пробуждает интерес учеников к получению новых знаний в процессе игры. В этой ситуации синквейн выступает в роли эмоциональной разгрузки учеников.
Можно задействовать написание синквейнов и на этапе закрепления полученных знаний. Ученики демонстрируют уровень овладения новыми знаниями.
Написание такого стихотворения чаще всего используется на гуманитарных уроках — литературе, истории, но для того, чтобы разбавить процесс обучения интересным заданием, можно пользоваться этим приемом и на уроках физики, химии, биологии и других.
Варианты использование пятистишья
Кроме стандартного написания стихотворения, можно и по-другому его использовать во время урока.
Можно предложить детям составить небольшой рассказ на основе уже написанного синквейна. Лучше всего при написании рассказа попросить учеников использовать слова из пятистишья.
Также можно дать детям редакционное задание, то есть предложить им улучшить предложенный синквейн.
Дописать стихотворение. Для этого ученики должны найти недостающий элемент и дописать его.
Положительные качества приема
Во время написания синквейна:
Сочинение стихотворения отнимает мало времени, но является прекрасным способом для развития памяти, мышления и ораторских способностей учеников. А также, использование такого приема поможет сделать урок увлекательным.
Видео
Что такое синквейн и как его правильно составить, вы узнаете из нашего видео.
Определение синквейна
Синквейн — это методический приём, который основан на составлении стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строчек. При этом каждая из них пишется по определённым правилам. Цель этого метода — резюмирование информации, краткое подведение итогов по любой теме или по изученному в школе материалу.
Использование синквейна направлено на развитие критического мышления и активацию умственной деятельности. При его написании необходимо обнаружить и выделить в изучаемой теме основные моменты, проанализировать их и «вложить» в стихотворение, учитывая все правила составления каждой его строчки, чтобы донести до окружающих. А также этот метод стал свободным творчеством: в каждом случае в итоге получается небольшое оригинальное стихотворение, в которое заложен определённый смысл.
История возникновения метода
Форма синквейна (от фр. cinquains, англ. cinquain) была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновлённой силлабическими стихотворениями хайку и танка, характерными для японской культуры. Написанные ею синквейны были изданы в 1914 году в посмертном собрании стихотворений, а также несколько раз переиздавались.
Ею была придумана традиционная форма составления пятистишья, основанная на подсчёте слогов в каждом стихе. Всего в нём было 22 слога. Структура синквейна выглядела так: 2 — 4 — 6 — 8 — 2, где цифра — это количество слогов в каждой строчке.
Впоследствии многие другие авторы дополняли и развивали эту стихотворную форму. Благодаря этому были созданы такие варианты, как:
Правила составления
Однако в педагогике как эффективный учебный метод используется дидактический синквейн, в котором большую роль играет содержательность и способ составления каждой строки, а слоговая зависимость уходит на второй план. Составлять такие стихотворные формы достаточно просто и даже увлекательно, главное — понять принцип, хорошо освоить и «почувствовать» его, и тогда можно стать настоящим мастером в их написании.
Правила составления синквейна и пример на основе самой темы «синквейн»:
В итоге получилось:
Выразить многое в нескольких словах.
При этом дидактическая форма позволяет немного отступаться от правил. Например, первая и последняя строчки могут состоять не из одного слова, а из двух (к примеру, если тема — «Конёк-Горбунок», «Кощей Бессмертный» и т. д. ) или из словосочетаний, в четвёртой строчке может быть фраза из 3−5 слов, а действия могут описываться составными сказуемыми.
Польза в педагогической практике
В дидактических целях синквейн уже довольно давно успешно применяется в американских школах, а с некоторых пор (примерно с 1997 года) — и в России. Этот метод — игровая деятельность, позволяющая разнообразить учебный процесс, лучше понять изучаемую тему через игру, сделать её более интересной.
Поскольку пятистрочное стихотворение — результат анализа и синтеза уже имеющихся и недавно полученных новых данных, этот приём используется для итоговой проверки изучаемой темы. Метод можно также использовать на первоначальной стадии до ознакомления с новой темой, чтобы определить, что дети уже знают по данному вопросу, ведь они составят синквейн на основе имеющейся у них информации. В процессе урока эта информация дополняется и корректируется, после чего при составлении нового пятистишия можно сравнить его с первым и понять, что нового узнали ребята.
Прежде всего следует объяснить ребёнку, что синквейн — это возможность уместить в краткую форму собственные мысли, чувства, знания, эмоции и ассоциации, высказать своё мнение по любой теме и по любому вопросу. Сначала можно потренироваться с детьми на написании пятистиший о самых простых и знакомых предметах, постепенно переходя к более сложным. Благодаря своей красоте и выразительности синквейн — например, на тему «мама», «семья» или какой-либо праздник — даже может превратиться в поздравление или подпись для открытки.
Таким образом, можно выделить достоинства метода:
Примеры на разную тематику
Синквейн можно легко составить на абсолютно любую тему. Некоторые примеры представлены в таблице:
Тема | Синквейн |
Жизнь | Жизнь. Бурная, яркая. Спешит, бежит, проходит. Суть жизни — найти самого себя. Искусство. |
Человек | Человек. Разумный, чувствующий. Думает, мечтает, стремится. Общество делает человека тем, кто он есть. Личность. |
Радость | Радость. Безграничная, светлая. Вдохновляет, исцеляет, восхищает. Сотвори добро — и радостно на сердце. Улыбка. |
Дружба | Дружба. Крепкая, долгая. Сближает, связывает, помогает. Дружеские отношения — великая ценность. Доверие. |
Дом | Дом. Уютный, тёплый. Защищает, оберегает, согревает. Нет места лучше дома. Любовь. |
Бабушка | Бабушка. Ласковая, добрая. Любит, лелеет, нянчит. У бабушки самые вкусные пирожки. Забота. |
Лето | Лето. Жаркое, беззаботное. Гулять, играть, отдыхать. Этим летом мы ездили на море. Каникулы! |
Мораль | Мораль. Общественная, общепринятая. Управляет, определяет, воспитывает. Мораль и право регулируют поведение людей. Этика. |
Труд | Труд. Развивающий, интересный. Облагораживает, изменяет, развивает. Трудиться нужно на совесть. Работа. |
Война | Война. Страшная, напрасная. Озлобляет, пугает, разрушает. Борьба за свободу Родины. Герои. |
Синквейн — это универсальный метод: он может с успехом применяться не только на уроках литературы и русского языка, но и во время других гуманитарных занятий. Например, на уроке географии можно использовать его для лучшего понимания информации о континентах, природных зонах и т. д. :