Что такое синтетическое мышление
Синтетический склад ума
Синтетический склад ума — явление относительно редкое, большинство людей обладают умом аналитическим, а не синтетическим. Основное отличие людей с синтетическим складом ума — они имеют способность наперед предугадывать события в отличие от тех, кто каждое явление рассматривает детально.
Как правило, в человеке присутствуют оба типа мышления, но какое-то из них сильнее. Вместе с тем, присутствие способностей к анализу не означает обязательного присутствия способностей к синтезу и наоборот.
Как распознать человека с синтетическим складом ума
Есть определенные признаки, по которым можно быстро распознать синтетика. Что это значит? Например:
Все эти признаки указывают на то, что у человека синтетическое мышление.
Технарь или гуманитарий
Нередко можно слышать о том, что кто-то из людей склонен к точным наукам, а какие-то люди могут преуспеть исключительно на гуманитарном поприще. На самом деле это вовсе не так и делить людей на такие категории крайне ошибочно.
То есть можно говорить о том, что не существует ни математического, ни гуманитарного склада ума. Все люди обладают и теми, и другими способностями. Анализ и синтез присущи и технарям, и гуманитариям.
С точки зрения психологии у человека может быть либо ощущающий, либо мыслительный тип мышления. Синтез и анализ относятся к мыслительному типу.
Ощущающий же тип мышления в большей степени присущ творческим личностям — писателям, художникам, музыкантам.
Может показаться, что это схоже с синтетическим типом мышления. Но на самом деле это не так. Синтетики не опираются только на чувства, они всегда видят закономерности, применяют логику
Синтетическое мышление и выбор профессии
На самом деле нельзя опираться только на склад ума при выборе профессии. Но все же определенным людям бывает проще справляться с какими-то задачами, нежели другим. Таким образом, некоторым образом склад ума все же влияет на успешность человека в той или иной сфере.
Синтетики, как правило, хорошо справляются с самыми разноплановыми задачами, благодаря своей способности видеть проблему в целом и умению находить нестандартные пути ее решения. Они будут на своем месте там, где нужно одновременно применять и логику, и воображение, а также активно использовать интуицию.
Развитие синтетического мышления
Если человек желает развить в себе способности к синтетическому мышлению, ему необходимо уделять определенное время некоторым занятиям, которые могут в этом помочь.
Еще один хороший способ развивать синтетическое мышление — научиться танцевать динамичные танцы. Отлично подойдет, например, степ.
В целом, каждый человек в любом возрасте может начать развивать синтетическое мышление и добиться определенных успехов. Хорошо развивает мозг и курс Викиум «Творческое мышление», который поможет научиться смотреть на привычные вещи под новым углом, генерировать творческие идеи и сделать первый шаг к жизненному прорыву!
Все о синтетическом мышлении: ТОП-7 упражнений для развития
Один из самых редких типов мышления – синтетический склад ума, в сильной степени выражен только у 10-15% населения планеты. Этот вид мышления встречается у очень талантливых и неординарных личностей, однако при желании способность к синтезу можно развить. Каковы основные черты и особенности синтетического типа мышления, как можно повысить эффективность работы ума, расскажем в этой статье.
Что означает синтетический склад мышления
Две главные умственные операции – анализ и синтез, нашли отражение в типах мышления человека. Люди с аналитическим складом ума рассматривают явления по деталям, и, выделив в каждом компоненте основные части, выводят закономерности их связей. Люди с синтетическим складом ума способны увидеть явление в целом, и при этом они могут предугадать, как будут развиваться события.
Представьте, что вы играете в шахматы. Противник делает ход, вы защищаетесь. Противник делает второй ход, вы защищаетесь снова и вдруг обнаруживаете, что две фигуры, в том числе, ферзь, оказались под угрозой. Вы действовали аналитически, потому что оценивали текущее положение дел в конкретной ситуации. Ваш противник предугадал ваши шаги и заранее составил план действий. Он – синтетик.
Важно! Людей, у которых преобладает данное мышление, гораздо меньше, чем тех, у кого более развита способность к анализу. Одновременно с этим развитая способность анализировать не означает неспособность к синтезу.
Большинство людей могут проводить обе операции, но одна из них требует большего времени и напряжения.
Основные черты
Распознать синтетика можно по следующим чертам:
Физики и лирики
Людей часто делят на гуманитариев и тех, кому больше по душе технические специальности. Считается, что гуманитарии мыслят образами, у них хорошо развита фантазия, а у физиков, математиков и программистов сугубо логическое и практическое мышление. Такая точка зрения очень распространена, но крайне ошибочна.
На самом деле гуманитарного и математического склада ума не существует. И математика, и программирование – абстрактные науки, оперирующие нематериальными (невидимыми глазу) единицами: цифрами, линиями, кривыми и символами. Для выведения формул и описания физических явлений образное мышление необходимо так же, как для анализа художественного произведения и изучения языка.
Российский лингвист В.К. Журавлев считал, что методы математики – «царицы наук», должны активно применяться в лингвистике, потому что только при таком походе возможно качественное развитие языкознания.
Внимание! Любое научное мышление, независимо от области выбранной науки, является в большей или меньшей степени абстрагированным, то есть опирается на синтез. Гуманитариям эта способность свойственна не в меньшей степени, чем физикам.
Психологи иногда говорят о том, что психика людей делится на ощущающий и мыслительный типы. При таком подходе аналитический и синтетический склады относятся к мыслительному, а ощущающий тип выносится в отдельную категорию.
Поэты, музыканты, художники воспринимают мир с помощью чувств и своего бессознательного. Они оценивают и фиксируют рожденные в мозгу образы, которые могут быть облечены в фору звука (музыка), цвета (картина) или слова (поэзия).
Синтетический склад ума не равен ощущающему. Синтетики не просто чувствуют мир, но и выводят в нем логические законы и правила, сопоставляют, сравнивают. В познаваемых явлениях они ищут смысл и цели.
Идеальные профессии
На выбор профессии влияет не только склад ума. Одни люди с возрастом кардинально меняют род деятельности, другие занимаются одним делом всю жизнь. Опираясь только на склад мышления, нельзя гарантировать того, что человек сумеет построить хорошую карьеру в определенной сфере, но можно дать ему советы в выборе жизненного пути.
Люди с синтетическим мышлением могут проявить себя в любой области, но лучше всего им подойдут занятия наукой и те профессии, которые требуют логики, интуиции и творчества одновременно:
Мнение специалиста о том, как тип мышления влияет на выбор профессии, представлено в видео ниже.
Как развить в себе
Чтобы научиться мыслить обобщенно, оценивать ситуацию и предугадывать возможные последствия тех или иных действий, нужно следовать следующим рекомендациям:
Синтетическое мышление
Это в первую очередь суггестивное мышление о самом главном в душевном состоянии человека. Да, это и эмоциональный настрой, и ближайшее окружение идей и новый подход к старым проблемам. Синтетическое мышление позволяет быстро решить имеющимися подручными средствами довольно сложные задачи. Суть подключения психики человека к синтетическому мышлению можно объяснить обретением помощника. Помощник по Кастанеде – яркий виртуальный образ неизвестного человека. В сказках – серый волк, конёк-горбунок. У детей до 3-5 лет появляются самые яркие персонажи из сказок. Хорошо, если это один и тот же персонаж. Тогда легче воспроизвести взаимопонимание с окружением. Окружающие люди привыкают к повторяющейся реакции для сходных ситуаций и без снисхождения участвуют в процессе обмена информацией.
С женским мышлением явление синтетического мышления связано постольку, поскольку женщина тоже человек и ей присущи те же психические трудности выживания в экстремальном мире. Женщины, в отличие от мужчин, не склонны к привлечению силы духа в свои дела. Они предпочитают возлагать возникшие трудности на ближайшего мужчину. Если не получается загрузить мужчину, то женщины впадают в транс и, эмоционально настроившись, обращаются за помощью к образу отца. При близких отношениях с отцом отклик приходит незамедлительно. При отсутствующем отце возникают проблемы в общении с другими людьми из-за эмоционального перенапряжения. Отклик приходит неизвестно от кого и каждый раз неожиданный даже для самой женщины.
По этой причине матриархат проиграл своё лидерство, хотя и изменялся в попутном направлении с мыслью сильного духом наставника. Беда в том, что в большинстве проявлений наставник был непостоянен. Сколько детей, столько и мнений у старухи. Старость женщины и приверженность к постоянному изменению статусов главного мужчины матриархата уступили место силе духа синтетического мужчины.
Термин «Синтетическое мышление» употребляет М.К. Мамардашвили в статье
Процессы анализа и синтеза
http://www.philosophy.ru/library/mmk/an_synth.html
Необходимые цитаты.
«нас не будут интересовать в данной статье. анализ и синтез как характеристики строения доказательства в математике».
«Например, рассмотрение геометрической линии как таковой не есть ее анализ; анализом оно является лишь в случае фиксирования линии со стороны ее отличительного места (свойств) в той или иной геометрической фигуре (сторона треугольника, медиана, высота и т.п.)».
Такой подход, особенно с выбором примера, мне представляется не совсем удачным. В примере линия подменяется её частью, отрезком. С точки зрения логического анализа о линии можно говорить как о самых ярких впечатлениях, полученных от линии горизонта, от пересечения мнимых плоскостей или от линейного расположения бесконечно ограниченного множества известных объектов. С таким примером мы переходим к общей геометрической причине порождающей разные типы мышления*. Но такой подход как раз самого автора и не устраивает. Его мысль сводится к анализу выделенного из общего фона предмета путём нахождения в нём свойств А, Б, В. Имея новые свойства неопределённого во всех смыслах объекта, путём соединения или синтеза полученных свойств в единое целое, исследователь реальной природы вещей получает новый определённый объект «Г». Неисследованные свойства объекта относятся к малозначащему и неопасному фону.
В конечном итоге Мамардашвили путём точно определённого числа повторений слов «анализ» и «синтез», переливающихся друг в друга, якобы диалектически, делает анализ-синтез неразрывным целым некоего синтетического мышления, не связанного с метафизикой. «Анализ предмета осуществляется, таким образом, посредством синтеза частей». И наоборот, легко прийти к такому выводу.
В приведённом примере сравнение исходных чувств линий позволяет перейти к абстрактным характеристикам линий. В зависимости от выбора исходной модели построения порождаются разные системы мышления. Анализ свойств конкретных чувственных линий привёл нас к синтезу мышления в целом. При переходе от старых представлений о линии к новым её проявлениям, едва заметно отличающимся в посылках от старых, может произойти углубление в поставленную задачу, при этом могут получиться яркие и неожиданные результаты. Довольно часто происходит ломка закреплённого в детстве сознания. Через эту ломку проходят практически все студенты ВУЗов…
Мамардашвили умышленно отрицает возможность ломки сознания, предшествующего опытам.
«Анализ и синтез есть мысленное расчленение и соединение предметов в указанном выше смысле. Однако необходимо при этом учесть, что исторически содержание этого процесса логической деятельности формируется впервые в предметно-вещественной деятельности человека (то есть отнюдь не в созерцании) и только впоследствии распространяется на предметы, связанные отношением «целое – часть», независимо от практики человека».
С моей точки зрения, соотношение целого и части – неразрешимая проблема вновь народившегося сознания. Невозможно себе представить логически часть правды. А между тем в обыденном сознании широко распространено мнение о неполноте знания. Переход от неполноты знания к логике «правда – ложь, с исключённым третьим» с точки зрения здравого смысла и не взломанного сознания невозможен.
Такой взлом равнозначен зомбированию и привитию идеи вседозволенности в поведении, если в наборе логических ценностей изъят главный элемент опасности – угроза собственной жизни. Противостояние зомбированию возможно обучением детей опасностям под родительским контролем. Родители и учат опасностям. Судари и сударыни натаскивают чужих детей-сирот на рационализм и послушание, зачастую, вне зависимости от болевых ощущений, по сути, обучение идёт садистским издевательством над детьми со стороны неудовлетворённых жизнью детей, ставших бездетными взрослыми.
Есть, конечно же, и родительские культуры воспитания ремнём. Если заслужил наказание, то можно наказать, утверждает такая культура. При этом, понятие «заслужил» весьма растяжимое. И, тем не менее, к не увечащему наказанию дети могут приспособиться. К изъятию детей из семьи они никогда не приспособятся. У них произойдёт ломка сознания и переход к рациональному логическому мышлению: мне теперь всё можно. Отсюда и все беды в приёмных семьях.
Стили мышления: как определить свой
Между людьми есть немало сходств и различий, каждый из нас обладает своим уникальным набором черт и особенностей, и прежде всего это касается механизмов нашего мышления. Безусловно, все мы отличаемся друг от друга, являемся личностями, индивидуумами, и во всем мире не найти человека, на сто процентов идентичного нам. Но все же в нашем мышлении можно отыскать нечто общее.
Психологи уже не один век изучают мыслительную деятельность человека, и пришли к выводу, что есть пять базовых стилей мышления. Сегодня мы познакомим вас с ними и расскажем, как определить свой. Мы уверены, что эта информация пригодится вам в повседневной и профессиональной жизни, ведь зная особенности того, как вы мыслите, вы сможете намного эффективнее решать поставленные задачи, справляться с проблемами и достигать целей.
Общая информация о стиле мышления
В психологии стиль мышления представляет собой систему, имеющую свое относительно постоянное ядро, структуру и избирательность по отношению к внешним воздействиям. Каждый человек использует стиль, сложившийся в процессе его жизни, и этот стиль он считает наиболее оптимальным для себя.
Принимая решения, человек всегда использует конкретный набор мыслительных стратегий. Они имеют свои преимущества и недостатки: оказываются полезными в разных ситуациях и могут приводить к положительным или отрицательным последствиям в зависимости от того, насколько правильно человек их использует.
В жизни большинство людей применяет, как правило, не более двух наборов стратегий, практически не задумываясь о том, что существуют и другие стратегии или стили мышления, с помощью которых можно было бы стать более гибкими, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, лучше решать проблемы, эффективнее взаимодействовать с другими людьми и т.д.
Само понятие «стиль мышления» отражает одну простую истину: люди думают по-разному об одних и тех же вещах. Они применяют свои интеллектуальные приемы, операции и навыки, к которым предрасположены в силу своих личностных особенностей, сложившихся еще в детстве и развивавшихся на протяжении всей жизни до настоящего момента.
Одни люди оказываются успешнее и продуктивнее других, потому что они владеют несколькими стилями мышления. Остальные оказываются менее успешными и продуктивными, т.к. «привязаны» только к одному (максимум – к двум) стилям. Однако у любого человека есть возможность расти и «прокачивать» себя, развивая свой ум и овладевая новыми стратегиями.
Кроме того, большинство людей вообще не задумываются о том, каким стилем мышления они пользуются. А уже одно только понимание этого могло бы значительно улучшить их жизненные и профессиональные результаты. Зная о том, каковы особенности его мышления, человек может подбирать себе подходящую работу и дело жизни, разрабатывать собственные стратегии принятия решений и достижения целей, определять свои слабые места и работать над своими недостатками.
А зная о том, какие вообще существуют стили мышления, человек будет понимать, в какой ситуации лучше применять ту или иную стратегию, для решения каких задач нужно «переключаться» с одного стиля на другой. Понимая особенности разных стилей, намного проще ими овладеть и начать оперировать в реальной жизни. Именно поэтому мы хотим познакомить вас с пятью основными стилями мышления. И в качестве начала предлагаем посмотреть небольшое видео.
Характеристика стилей мышления
Прежде чем приступить к описанию стилей мышления, заметим, что их не стоит рассматривать с точки зрения «лучше-хуже». Они не являются плохими или хорошими, все они равноценны и обладают своими плюсами и минусами. Также не стоит их оценивать как показатели развития интеллекта.
Теперь приведем характеристики каждого стиля, из которых вы узнаете основные его отличия, положительные и отрицательные стороны. Индивидуальные стили мышления можно разделить на пять основных:
Синтетический стиль мышления
Синтезирование – это создание чего-либо нового и оригинального (вещи, идеи, технологии и т.п.), имеющего определенные качества. Это новое часто создается посредством комбинирования исходных элементов, зачастую обладающих противоположными и даже несовместимыми свойствами и качествами.
Люди-синтезаторы любят совмещать разные позиции, взгляды или идеи, а их любимой формой мышления является теоретизация и проведение мысленных экспериментов. Девизом таких людей можно назвать вопрос: «А что, если…?»
Синтезаторы занимаются интеграцией, поиском способов совмещения несовместимого в новых комбинациях. Отличаясь от людей с другими стилями мышления, они склонны к признанию лишь одного конкретного факта. Он состоит в том, что среди людей всегда были и будут люди с разными мнениями на разные темы.
Синтезаторы очень остро чувствуют противоречия в рассуждениях окружающих, активно интересуются конфликтами идей и парадоксами. Также они сами заинтересованы в появлении подобных ситуаций и любят их провоцировать, для чего умело пользуются сократическим диалогом и неожиданными вопросами.
Другой страстью таких людей является любовь к переменам. Они видят постоянно меняющуюся реальность, не боятся неопределенности. Неизвестность и новые пути манят их, словно магнит. По этой причине синтезаторы часто усложняют и свою жизнь. Однако их креативность – предмет их гордости, как и острота языка и умение видеть необычное и новое.
Идеалистический стиль мышления
Люди с идеалистическим стилем мышления склонны к ассоциативному мышлению и обладают широким взглядом на вещи. Они любят давать глобальные оценки, озвучивать интуитивные догадки. При этом они не стремятся детально все проанализировать, опираясь на логику и имеющиеся факты.
Люди-идеалисты интересуются человеческими мотивами, потребностями, ценностями, прекрасно формулируют цели, как свои, так и других людей. Для них важно то, куда идет человек и зачем, они пытаются понять, что есть благо для человека, а что является злом.
С синтезаторами идеалистов объединяет отсутствие склонности к концентрации на сухих фактах и точных данных. Но противоречия они разрешают по-разному. Идеалисты убеждены, что любые споры и разногласия могу быть улажены; верят, что люди всегда могут найти компромисс. Поэтому они не любят конфликты, считая их совершенно ненужными и неэффективными.
Идеалисты открыто воспринимают самые разные предложения, позиции и идеи, любят, когда их считают людьми открытыми, способными помочь, которым можно доверять. Но для удовлетворения их запросов необходимо всегда быть на высоте, т.к. они предъявляют повышенные требования к окружающим. Кстати, именно из-за своих «стандартов» идеалисты часто разочаровываются в других.
При поиске решений проблем люди-идеалисты могут проявлять непревзойденный профессионализм, причем даже тогда, когда сформулировать проблему может быть очень сложно, а основными факторами являются ценности, оценки, чувства и эмоции.
Прагматический стиль мышления
Прагматический стиль мышления очень походит на практичный научный стиль. Люди-прагматики воспринимают только то, что работает, ведь их собственный опыт является для них мерилом правильности или неправильности поступков, решений, идей и жизни вообще.
В отличие от других людей прагматики склонны искать новые способы удовлетворять свои и чужие потребности, используя для этого лишь то, что находится у них «под рукой», не прибегая к дополнительным средствам и ресурсам, и тем более к резервам. Решая проблемы, прагматики демонстрируют планомерный подход, когда за раз делается только одно дело и достигается конкретный результат. Это объединяет прагматиков с реалистами, (о последних расскажем чуть позже).
Идеалисты верят в «благородные намерения» окружающих, а прагматикам это совсем не свойственно. Они уверены, что мир нельзя понять и тем более управлять им, ведь он непредсказуем. По этой причине «сегодня» они делают так, а дальше – будет видно. Поведение людей-прагматиков также непредсказуемо, т.к. большинству людей сложно понять, как они мыслят и размышляют.
Прагматики обладают способностью чувствовать конъюнктуру, а потому могут влиять на спрос и предложение в самом широком их понимании. Они стремятся делиться своими идеями с другими людьми, расположены к совместной работе, вдохновленно работают в команде, успешно разрабатывают стратегии быстрого достижения результатов.
В целом же прагматиков можно назвать адаптивными и гибкими людьми, как с позиции мышления, так и с позиции поведения. Почти всегда их отличают прекрасные коммуникационные навыки и способность к эмпатии. Они сопереживают другим людям, но и сами испытывают потребность в понимании, любви, одобрении, принятии их мыслей и поведения.
Аналитический стиль мышления
Люди с аналитическим стилем мышления стремятся к поиску оптимальных путей. Они отличаются методичной, логической, тщательной, акцентированной на детали и осторожной манерой решения проблем. Перед принятием решения они составляют план действий, собирая максимум информации о проблеме, чем и обусловлен их достаточно частый успех во всем.
Аналитики концентрируются на теоретических данных, а фактами и реальным положением дел руководствуются уже во вторую очередь. Они не любят неразбериху, хаос, неопределенность и неизвестность. Предпочитают смотреть на мир как на то, что можно подчинить рационализму и логике, упорядочить и предсказать.
Особой ценностью для аналитиков обладают знания, поэтому уже с детства они стараются учиться и осваивать теории, при помощи которых можно объяснить явления окружающего мира и привести их к системе. Для них важно мнение авторитетов; их взгляды редко меняются; все полученные теоретические знания они стремятся всегда применять на практике.
Сталкиваясь с проблемой, аналитики начинают искать процедуры, формулы, методы и целые системы, при помощи которых проблема может быть решена. В результате этого они ставят перед собой задачу определить лучший вариант решения проблемы.
В жизни аналитики тяготеют к предсказуемости, стабильности и рациональности, концентрируются на объективной информации и «процедурах» преодоления препятствий. Любая деятельность таких людей всегда будет подчинена подробному и детализированному плану, системе, желанию найти оптимальный путь.
Очень много сил и времени аналитики тратят на поиск необходимой информации. Благодаря этому в большинстве случаев они являются компетентными людьми, обладающими нужными данными и понимающими особенности проблем и ситуаций. Это же зачастую служит и предметом личной гордости аналитиков.
Реалистический стиль мышления
Люди с реалистическим стилем мышления предпочитают действовать опытным путем. Несмотря на то, что это напоминает поведение людей-прагматиков, здесь есть существенные отличия. Реалисты и прагматики оперируют разными ценностями и предположениями, а стратегии, которыми они пользуются, принципиально различны, хотя часто могут друг друга дополнять.
Основное значение для реалистов имеют факты, а «настоящим» они считают только то, что можно реально ощутить, к чему можно прикоснуться, что можно услышать, увидеть и т.д. Реалисты придерживаются мнения, что если чего-то нельзя достичь на уровне фактов, то и начинать работать с этим вообще не имеет никакого смысла.
Стиль мышления реалистов состоит в том, что он предельно конкретен и направлен на исправление и изменение ситуации ради достижения конкретной цели. Проблемы для них появляются в любом случае, когда они видят, что-то «неправильное», и у них возникает желание на это повлиять.
Прагматики склонны к экспериментам, а реалистам ближе безошибочное ведение дел, основанное на уверенности в том, что если им удалось что-то «исправить», то в будущем не возникнет никаких неожиданностей, и все будет идти как по маслу. Если нечто произойдет снова, реалисты вновь постараются все исправить, преследуя ту же цель.
На самом деле реалисты больше всего близки к аналитикам, т.к. опираются лишь на уверенные факты, ориентируются на вещественное, конкретное и объективное, действуют методично и стремятся достичь практически ценных результатов. Но в то же время реалисты не любят формальностей и логических процедур, долгих поисков данных и стремления к идеалу. Реалисты будут стараться сделать что-либо как можно лучше, оперируя фактами, имеющимися в их распоряжении.
Как и синтезаторы, реалисты приветствуют контроль над ситуацией. Они любят сами управлять ресурсами, людьми и результатами; не любят проводить долгие анализы, затягивать дискуссии и оттягивать моменты принятия решений.
Таковы общие характеристики и отличия каждого из пяти индивидуальных стилей мышления. Но, помимо этих характеристик, рассмотренные стили обладают и более яркими признаками, по которым легко определить стиль мышления – свой или кого-то другого.
Определение стиля мышления
Здесь мы не будем подробно расписывать каждый стиль мышления, т.к. основные характеристики им мы уже дали, а представим лишь наиболее яркие особенности, присущие каждому из них.
Как определить синтезатора:
Как определить идеалиста:
Как определить прагматика:
Как определить аналитика:
Как определить реалиста:
В реальной жизни человек не может пользоваться только каким-то одним стилем мышления. Есть доминирующий стиль, а все остальные могут проявляться в большей или меньшей степени, и порой даже не «чувствоваться». В одних ситуациях стили мышления могут сотрудничать, в других – конфликтовать.
На эту тему неоднократно проводились научные исследования. Результаты показали, что примерно 50% людей оперирует в процессе жизни одним наиболее оптимальным и привычным для себя стилем. Около 35% людей с одинаковой частотой задействуют два стиля. А остальные 15% успешно применяют три и более стилей мышления.
Также исследователи пришли к выводу, что наиболее адаптивными, гибкими и эффективными в жизни и работе являются люди, относящиеся к последней категории, т.е. к тем, кто способен в одинаковой мере применять тот или иной стиль, хотя людям, «профессионально» владеющим каким-то одним стилем, они будут уступать. Но все же психологи рекомендуют развивать в себе качества синтезатора, идеалиста, прагматика, аналитика и реалиста.
Что же касается освоения новых стилей мышления, то специалисты проводят аналогию между этим процессом и изучением иностранных языков. Когда вы решаете выучить какой-то новый для себя язык, вам не приходится менять свое мировоззрение или систему ценностей. Все, что требуется, – это сформировать систему новых навыков.
Вероятнее всего, вы сможете писать, читать и говорить на новом для себя языке, будете использовать его по необходимости или ради удовольствия. Вы все также будете в состоянии жить привычной и комфортной для себя жизнью, но само знание нового языка подарит вам новые возможности.
Аналогичным образом обстоит ситуация и с овладением новыми стилями мышления: когда нужно, вы сможете «включать» необходимый в данный момент стиль, а затем вновь возвращаться к привычному. Но результаты, которых вы будете достигать, с каждым разом (по мере практики) будут все лучше и лучше.
О том, как начать осваивать новые стили мышления, вам расскажет специалист по личностному росту и бизнес-тренер Александр Макаревич.