Что такое система гильдий

Политология: учебное пособие для высших учебных заведений.

Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194

Системы рекрутирования политических элит

В разных странах сложились различные системы отбора (рекрутирования) политической элиты. Наиболее распространенными являются две системы рекрутирования элиты – антрепренерская и гильдейская.

Антрепренерская(предпринимательская) система – это открытая система. Отбор кандидатов в элиту осуществляется по сугубо личностным качествам, по способности нравиться людям. Имущественное положение, профессиональная компетентность, уровень и специализация образования кандидата большого значения не имеют. Число фильтров – требований, предъявляемых к кандидату, – ограничено. Предполагается острая конкурентная борьба кандидатов, в которой каждый из них должен проявить высокую активность, изобретательность и находчивость. Отбор кандидатов в элиту (селекция) осуществляется всем взрослым населением страны – поэтому всё оно является селекторатом. Антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии. Она хорошо приспособлена к требованиям момента. По такой системе в США в 1980 г. президентом был избран Р. Рейган, губернатор Калифорнии – бывший актер, не являювшйся ни профессиональным политиком, ни политологом, ни экономистом, ни юристом. Однако впоследствии большинство населения США оценило этот выбор как правильный. Слабость антрепренерской системы заключается в том, что она нередко открывает двери в политику и власть абсолютно случайным лицам, «людям момента», авантюристам, демагогам, мастерам внешнего эффекта. Поведение лиц, отобранных в элиту, труднопредсказуемо. Набранная таким методом элита неоднородна и может быть внутренне конфликтной.

Система гильдии – это закрытая система рекрутирования политической элиты. Кандидат в элиту медленно, шаг за шагом (иногда – в течение всей жизни) продвигается «вверх» по «ступеням власти». К соискателю предъявляется множество самых разнообразных и сложных требований (фильтров): уровень и специализация образования, профессиональная компетентность, стаж работы (иногда и партийный стаж), опыт работы с людьми, опыт руководящей работы («политический опыт»). Отбор кандидатов в элиту обычно производится из определенных социальных групп или определенных политических партий. В роли селектората выступает узкий круг руководящих работников аппарата (корпорации, партии, движения). В конечном счете такой селекторат в лице очередного кандидата «воспроизводит сам себя» и пополняет свои ряды адекватным этому кругу членом. Гильдейская система рекрутирования консервативна, неконкурентна и несостязательна. В течение длительного времени она воспроизводит один и тот же тип руководителей. В итоге элита превращается в замкнутую одноликую касту, которая постепенно деградирует, вырождается и вымирает. Однако на известном этапе такая система обеспечивает определенную стабильность и преемственность политического курса. Решения элиты легко предсказуемы, внутриэлитарная конфликтность – снижена (или закамуфлирована внешним «единогласием»).

Особую разновидность гильдейской системы представляет номенклатурная система, получившая распространение в социалистических странах. При этой системе все ключевые государственные посты занимала партийная номенклатура. В результате марксисты-ленинцы, на словах осуждавшие всякую элитность, на деле создали самую консервативную, самую застойную и самую регрессивную форму элитности. Югославский политик и социолог середины ХХ в. М. Джилас отмечал, что советская номенклатурная элита имела самую жесткую иерархию. В ней, как в «Табели о рангах» Петра I, все номенклатурные должности разделялись на 14 рангов. Во главе номенклатурной «пирамиды» стоял Генеральный секретарь ЦК КПСС, за ним шли члены Политбюро ЦК КПСС, ниже стояли кандидаты в члены Политбюро, еще ниже – секретари ЦК КПСС и т. д. Соискатель всю жизнь поднимался к вершине «пирамиды» по очень длинной и сложной лестнице. Немудрено, что её «вершину» занимали 70-80-летние старцы (геронтократия). Система насаждала личную преданность нижестоящих руководителей «вождям» и вышестоящим руководителям, угодничество и показной активизм. Талантливые и независимые личности не допускались в её ряды – преобладала покорная, дисциплинированная посредственность. К началу советской «перестройки» (середина 1980-х годов) естественное (физическое), интеллектуальное и нравственное вырождение одряхлевшей советской номенклатуры стало совершенно очевидным, а её уход с политической арены страны – неминуемым и безальтернативным.

Источник

Политическая элита. Система отбора в элиту

Содержание:

Политическая элита – объединение людей, занимающих привилегированную позицию, которые управляют руководящей функцией в структурах и принимают участие в решении важных вопросов, касающихся власти.

Элита отвечает за групповые интересы: формирует условия для реализации власти; создание мотивации и целей для развития социума; принимают решения об использовании государственных ресурсов и власти для реализации решений.

Характерные черты: малая группа с самостоятельной организацией; высокая позиция в обществе; обладание государственной властью; принятие решений об осуществлении власти; организованность и задатки членов группы.

Причины образования элит: для управления обществом требуется профессиональная группа управляющих, которые создают разделение труда на управляющих и управляемых; востребованность людей, обладающих организаторскими, управленческим функциями и навыками; неравенство в социуме; стимул труда в социуме; пассивный образ жизни остальных слоёв населения.

Классификация теории элит

Согласно теории «политического класса» разработанной Г. Моском, развитие социума обуславливается руководящим политическим слоем, которые обладают специальными навыками и умениями.

В теории «железного закона олигархии», представленной Р. Михельсом, элита берёт своё начало не только в тенденции укрепления своего статуса, но и с помощью инертности населения, которые от дают свою власть представителям элиты. Замена элиты происходит двумя путями. Первый путь – формирование олигархии из новых членов, второй – замена старой олигархии на новую.

Современные теории элит: согласно концепции, Р. Миллса, элита представлена закрытой кастой.

Функции политической элиты: заинтересованность в интересах различных общественных групп; субординация; соответствие интересов в политической обстановке государства; формирование политической идеологии; реализации политических решений; формирование специализированного аппарата управления; создание институтов политического направления; наличие лидеров.

Система отбора в элиту

1. Антрепренерская система (популярна в государствах с демократическим типов управления)

Недостатки системы: случайные лица могут занят руководящие должности; непредсказуемость кандидатов; элит представлена неоднородно.

2. Система гильдий (нашла своё воплощение в тоталитарных и авторитарных странах, но также существует и в государствах с демократическим управлением, где политическая партия характеризуется нерушимой структурой)

С помощью системы гильдий, снижается уровень конфликтности в элите, повышается уровень предсказуемости политиков.

Недостатки системы: развитие конформизма и консерватизма на основе бюрократии; элита представлена замкнутой группой, т.к. нет конкуренции; малоэффективное управление.

3. Номенклатурная система (распространена в странах с социализмом)

Критерии эффективности деятельности политической элиты: обеспечение высокого уровня прогресса среди населения; стабильность в политической сфере государства; обеспечение государственной безопасности; соотношение между населением и государством.

Источник

Что такое система гильдий

рПМЙФЙЮЕУЛБС ЬМЙФБ Й ЕЕ ТПМШ Ч ПВЭЕУФЧЕ. вЩФХАЭЕЕ Ч НБУУПЧПН УПЪОБОЙЙ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ФПН, ЮФП Ч УПЧТЕНЕООЩИ ХУМПЧЙСИ ЫЙТПЛЙЕ УМПЙ ОБУЕМЕОЙС НПЗХФ ПУХЭЕУФЧМСФШ ЧМБУФОЩЕ ЖХОЛГЙЙ, Ч РПМОПК НЕТЕ ХЮБУФЧПЧБФШ Ч РПМЙФЙЮЕУЛПН РТПГЕУУЕ, Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ ПЛБЪЩЧБЕФУС ЙММАЪЙЕК. оБ РТБЛФЙЛЕ ЙИ ХЮБУФЙЕ ПЗТБОЙЮЙЧБЕФУС ЧЩВПТБНЙ, Б ТЕБМШОХА ЧМБУФШ ПУХЭЕУФЧМСАФ РПМЙФЙЮЕУЛЙЕ ЬМЙФЩ.

уХЭЕУФЧПЧБОЙЕ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЬМЙФ Ч ПВЭЕУФЧЕ ПВХУМПЧМЙЧБЕФУС ДЕКУФЧЙЕН ТСДБ ПВЯЕЛФЙЧОЩИ ФЕОДЕОГЙК. пВЭЕУФЧП, ЛБЛ ЧУЕ УМПЦОП ПТЗБОЙЪПЧБООЩЕ УЙУФЕНЩ, ОХЦДБЕФУС Ч РТПЖЕУУЙПОБМШОПН ХРТБЧМСАЭЕН ЧПЪДЕКУФЧЙЙ, ЮФП ЧЩЪЩЧБЕФ ОЕПВИПДЙНПУФШ Ч ТБЪДЕМЕОЙЙ ФТХДБ ОБ ХРТБЧМСАЭЙИ Й ХРТБЧМСЕНЩИ. еНХ ОЕПВИПДЙНЩ МАДЙ, ПВМБДБАЭЙЕ УРЕГЙБМШОЩНЙ ЪОБОЙСНЙ, ОБЧЩЛБНЙ, ПРЩФПН, УРПУПВОЩЕ ПУХЭЕУФЧМСФШ ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙЕ ЖХОЛГЙЙ. лТПНЕ ФПЗП, РПМЙФЙЮЕУЛПЕ ОЕТБЧЕОУФЧП Ч ПВЭЕУФЧЕ СЧМСЕФУС ТЕЪХМШФБФПН ОЕТБЧЕОУФЧБ РУЙИЙЮЕУЛЙИ, УПГЙБМШОЩИ Й ЙОЩИ ХУМПЧЙК, ЛПФПТЩЕ УПЪДБАФ ТБЪМЙЮОЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ ЪБОЙНБФШУС РПМЙФЙЛПК ДМС ТБЪОЩИ УПГЙБМШОЩИ ЗТХРР Й ЙОДЙЧЙДПЧ.

уМЕДХЕФ ХЮЙФЩЧБФШ ФБЛЦЕ Й ФП, ЮФП ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙК ФТХД ЧЩУПЛП ПГЕОЙЧБЕФУС Й УФЙНХМЙТХЕФУС Ч ПВЭЕУФЧЕ, Б ВМЙЪПУФШ Л ЧМБУФЙ ПФЛТЩЧБЕФ ЫЙТПЛЙЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ ДМС ТЕБМЙЪБГЙЙ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ РПФТЕВОПУФЕК. ьФП ПВУФПСФЕМШУФЧП ЪБУФБЧМСЕФ НОПЗЙИ МАДЕК УФТЕНЙФШУС ЧП ЧМБУФОЩЕ ЙОУФЙФХФЩ. уХЭЕУФЧПЧБОЙЕ РПМЙФЙЮЕУЛПК ЬМЙФЩ ПВХУМПЧМЕОП ФБЛЦЕ РБУУЙЧОПУФША ЫЙТПЛЙИ УМПЕЧ ОБУЕМЕОЙС, ЛПФПТЩЕ, ЪБОЙНБСУШ ТЕЫЕОЙЕН УПВУФЧЕООЩИ РПЧУЕДОЕЧОЩИ РТПВМЕН, ПВЩЮОП РТЕДРПЮЙФБАФ ДЕТЦБФШУС РПДБМШЫЕ ПФ РПМЙФЙЛЙ.

лМБУУЙЮЕУЛЙЕ ФЕПТЙЙ ЬМЙФЩ. лПОГЕРГЙС ЬМЙФЩ, ПУОПЧБООБС ОБ ОБВМАДЕОЙЙ ЪБ ТЕБМШОЩН РПМЙФЙЮЕУЛЙН РПЧЕДЕОЙЕН Й ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕН УХВЯЕЛФПЧ РПМЙФЙЛЙ, ВЩМБ УПЪДБОБ ФЕПТЕФЙЛБНЙ ЙФБМШСОУЛПК ЫЛПМЩ РПМЙФЙЮЕУЛПК УПГЙПМПЗЙЙ: ч. рБТЕФП, з. нПУЛБ Й т. нЙИЕМШУПН.

ьФХ ЫЛПМХ ОБЪЩЧБАФ НБЛЙБЧЕММЙУФУЛПК, РПУЛПМШЛХ ЙНЕООП о. нБЛЙБЧЕММЙ, ЧЩЮМЕОЙЧ РПМЙФЙЛХ ЛБЛ УБНПУФПСФЕМШОХА УЖЕТХ ПВЭЕУФЧБ, УФБМ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЕЕ ОЕ ЛБЛ ПВМБУФШ ДПМЦОПЗП Й ЧППВТБЦБЕНПЗП, Б ЛБЛ РПМЙФЙЮЕУЛХА ТЕБМШОПУФШ, ЛБЛ РТБЛФЙЛХ. рПЬФПНХ РПМЙФЙЮЕУЛБС ЬМЙФБ РТЕДУФБЧМЕОБ ЛБЛ УРМПЮЕООБС ЗТХРРБ, ПВМБДБАЭБС ЙУЛМАЮЙФЕМШОЩНЙ ЛБЮЕУФЧБНЙ Й УПЪОБАЭБС УЧПЕ РТЕЧПУИПДУФЧП ОБД ПУФБМШОЩНЙ. иПФС ТЕУХТУЩ РПМЙФЙЮЕУЛПЗП ЗПУРПДУФЧБ НЕОШЫЙОУФЧБ ОБД ВПМШЫЙОУФЧПН ОБУЕМЕОЙС, ХЛБЪБООЩЕ РТЕДУФБЧЙФЕМЙ ЙФБМШСОУЛПК ЫЛПМЩ, ОБЪЩЧБАФ ТБЪМЙЮОЩЕ.

ч. рБТЕФП ТБЪМЙЮБМ ЬМЙФХ «НЕОЕДЦЕТПЧ», РТЙУРПУПВМЕООХА Л ДЙОБНЙЮОЩН УЙФХБГЙСН, Й ЬМЙФХ «ТБОФШЕ», ЖХОЛГЙПОЙТХАЭХА Ч ПВЩЮОЩИ УЙФХБГЙСИ. ч ЬФПК ФЙРПМПЗЙЪБГЙЙ ПО ЙУИПДЙМ ЙЪ ЙДЕЙ о. нБЛЙБЧЕММЙ П «МШЧБИ», ЦЕУФЛЙИ РТБЧЙФЕМСИ, ЙУРПМШЪХАЭЙИ УЙМПЧЩЕ НЕФПДЩ, Й «МЙУБИ», УФПТПООЙЛБИ ЗЙВЛЙИ НЕФПДПЧ ТХЛПЧПДУФЧБ, ЧМБДЕАЭЙИ ЙУЛХУУФЧПН ХВЕЦДЕОЙС МАДЕК Й РТПЧЕДЕОЙС РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЛПНВЙОБГЙК.

ч. рБТЕФП УЮЙФБМ, ЮФП ЬМЙФЩ ЙНЕАФ ФЕОДЕОГЙА Л ХРБДЛХ. йИ ЪБНЛОХФПУФШ Й ЪБЛТЩФПУФШ РТЕРСФУФЧХАФ РПРПМОЕОЙА МЙЮОПУФСНЙ У ОЕПВИПДЙНЩНЙ ЛБЮЕУФЧБНЙ. рТПЙУИПДСФ ЙЪНЕОЕОЙС Й Ч РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЮЕТФБИ ЬМЙФЩ: ОБ УНЕОХ «ОПЧБФПТБН» РТЙИПДСФ «ЛПОУПМЙДБФПТЩ». рБТБММЕМШОП У ДЕЗТБДБГЙЕК РТБЧСЭЕК ЬМЙФЩ ЧЩЪТЕЧБЕФ ЛПОФТЬМЙФБ, ЛПФПТБС Ч ТЕЪХМШФБФЕ ТЕЧПМАГЙК Й РЕТЕЧПТПФПЧ РТЙИПДЙФ Л ЧМБУФЙ.

чФПТБС, ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛБС ФЕОДЕОГЙС ЧЩТБЦБЕФУС Ч ПВОПЧМЕОЙЙ РПМЙФЙЮЕУЛПЗП ЛМБУУБ ЪБ УЮЕФ ОБЙВПМЕЕ УРПУПВОЩИ Л ХРТБЧМЕОЙА Й БЛФЙЧОЩИ РТЕДУФБЧЙФЕМЕК ОЙЪЫЙИ УМПЕЧ. фБЛПЕ ПВОПЧМЕОЙЕ РТЕДПФЧТБЭБЕФ ДЕЗТБДБГЙА ЬМЙФЩ, ДЕМБЕФ ЕЕ УРПУПВОПК Л ЬЖЖЕЛФЙЧОПНХ ТХЛПЧПДУФЧХ ПВЭЕУФЧПН. дМС ПВЭЕУФЧБ ПРФЙНБМШОЩН СЧМСЕФУС ТБЧОПЧЕУЙЕ НЕЦДХ БТЙУФПЛТБФЙЮЕУЛПК Й ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛПК ФЕОДЕОГЙСНЙ, РПУЛПМШЛХ ПОП ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ЛБЛ РТЕЕНУФЧЕООПУФШ Й УФБВЙМШОПУФШ ТХЛПЧПДУФЧБ УФТБОПК, ФБЛ Й РТПГЕУУ НПДЕТОЙЪБГЙЙ.

уХФШ ЪБЛПОБ, РП ЕЗП НОЕОЙА, УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП ПВЭЕУФЧЕООЩК РТПЗТЕУУ ОЕЧПЪНПЦЕО ВЕЪ УПЪДБОЙС ЛТХРОЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК. ьЖЖЕЛФЙЧОПУФШ ЙИ ДЕСФЕМШОПУФЙ ФТЕВХЕФ ЖХОЛГЙПОБМШОПК УРЕГЙБМЙЪБГЙЙ Й ТБГЙПОБМШОПУФЙ, ЧЩДЕМЕОЙС ТХЛПЧПДСЭЕЗП СДТБ Й БРРБТБФБ, ЛПФПТЩЕ РПУФЕРЕООП Й ОЕЙЪВЕЦОП УПУТЕДПФБЮЙЧБАФ УЧПА ЧМБУФШ Ч УЧПЙИ ТХЛБИ Й РПДЮЙОСАФ РПМЙФЙЛХ УЧПЙН УПВУФЧЕООЩН ЙОФЕТЕУБН. ч ТЕЪХМШФБФЕ МАВПК, ДБЦЕ ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛПК ПТЗБОЙЪБГЙЕК ЧУЕЗДБ РТБЧЙФ ПМЙЗБТИЙЮЕУЛБС ЗТХРРБ, ЪБЙОФЕТЕУПЧБООБС Ч РТЙЧЙМЕЗЙСИ Й ВЕЪТБЪМЙЮОБС Л ОХЦДБН ТСДПЧЩИ ЮМЕОПЧ.

йЪ ДЕКУФЧЙС «ЪБЛПОБ ПМЙЗБТИЙЮЕУЛЙИ ФЕОДЕОГЙК» т. нЙИЕМШУ УДЕМБМ РЕУУЙНЙУФЙЮЕУЛЙК ЧЩЧПД П ОЕЧПЪНПЦОПУФЙ ДЕНПЛТБФЙЙ. рП ЕЗП НОЕОЙА, ЖБЛФПТЩ, РТЕРСФУФЧХАЭЙЕ ПУХЭЕУФЧМЕОЙА ДЕНПЛТБФЙЙ, У ВПМШЫЙН ФТХДПН РПДДБАФУС УЙУФЕНБФЙЪБГЙЙ, ФБЛ ЛБЛ ЛПТЕОСФУС Ч УХЭОПУФЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК РТЙТПДЩ Й РПМЙФЙЮЕУЛПК ВПТШВЩ.

тБУУНПФТЕООЩЕ ЛМБУУЙЮЕУЛЙЕ ФЕПТЙЙ ЬМЙФ ПВЯЕДЙОСАФУС УМЕДХАЭЙНЙ РПМПЦЕОЙСНЙ:

фБЛЙН ПВТБЪПН, РПОСФЙЕ РПМЙФЙЮЕУЛБС ЬМЙФБ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ОПУЙФЕМЕК, ОБЙВПМЕЕ СТЛП ЧЩТБЦЕООЩИ РПМЙФЙЛП-ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙИ ЛБЮЕУФЧ, ПУХЭЕУФЧМСАЭЙИ ТХЛПЧПДУФЧП ПВЭЕУФЧПН. пОП ПФТБЦБЕФ ОЕТБЧОПНЕТОПУФШ ЧМЙСОЙС ЗТБЦДБО ОБ ЧМБУФШ, УПТЕЧОПЧБФЕМШОПУФШ Й ЛПОЛХТЕОГЙА Ч РПМЙФЙЮЕУЛПК ЦЙЪОЙ, ЕЕ ЙЕТБТИЙЮОПУФШ Й ДЙОБНЙЪН.

уПЧТЕНЕООБС РПМЙФЙЮЕУЛБС ЬМЙФБ: ФЙРПМПЗЙС, ЧЙДЩ Й ЖХОЛГЙЙ. пРЩФ ЪБЧЕТЫЙЧЫЕЗПУС ФЩУСЮЕМЕФЙС УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ФПН, ЮФП ЪБЛТЩФЩЕ ЬМЙФЩ, ЛПФПТЩЕ ЖПТНЙТХАФУС ЙЪ РТЕДУФБЧЙФЕМЕК ХЪЛПЗП РТЙЧЙМЕЗЙТПЧБООПЗП УМПС, Ф.Е. ЧПУРТПЙЪЧПДСФУС ОБ УПВУФЧЕООПК ПЗТБОЙЮЕООПК ВБЪЕ, ОЕНЙОХЕНП ДЕЗТБДЙТХАФ, ТБОП ЙМЙ РПЪДОП ХУФХРБС НЕУФП ВПМЕЕ ПФЛТЩФЩН ЬМЙФБН. уНЕОБ ЬФЙИ ЬМЙФ РТЙЧПДЙФ Л ЙЪНЕОЕОЙА ЧУЕК УПГЙБМШОП-РПМЙФЙЮЕУЛПК УФТХЛФХТЩ ПВЭЕУФЧБ.

юЕН ВПМЕЕ ЪБЛТЩФЩ ЬМЙФЩ Й ЮЕН ХЦЕ ЙИ УПГЙБМШОБС ВБЪБ, ФЕН НЕОШЫЕ Х ОЙИ ЫБОУПЧ РТПДМЙФШ ЧТЕНС УЧПЕЗП РТЕВЩЧБОЙС Х ЧМБУФЙ. ьФБ ЪБЛПОПНЕТОПУФШ ЮЕФЮЕ РТПСЧМСЕФУС Ч ВПМЕЕ ТБЪЧЙФЩИ УЙУФЕНБИ УПГЙБМШОЩИ ЛПННХОЙЛБГЙК.

рПМЙФЙЮЕУЛБС ЬМЙФБ СЧМСЕФУС ЧБЦОЕКЫЕК ЮБУФША РТБЧСЭЕК ЬМЙФЩ, Ч ЛПФПТХА ЧИПДСФ ТБЪМЙЮОЩЕ ЗТХРРЩ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ЙМЙ ПРПУТЕДПЧБООП ХЮБУФЧХАЭЙЕ ЧП ЧМБУФОЩИ РТПГЕУУБИ. лТПНЕ РПМЙФЙЮЕУЛПК, УХЭЕУФЧХЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛБС, ЧПЕООБС, ОБХЮОБС, ЛХМШФХТОБС, ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛБС Й ДТХЗЙЕ ЬМЙФЩ, ПЛБЪЩЧБАЭЙЕ ЪОБЮЙФЕМШОПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ РТЙОСФЙЕ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕЫЕОЙК.

рПМЙФЙЮЕУЛБС ЬМЙФБ ЧОХФТЕООЕ ОЕПДОПТПДОБ, ДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧБОБ Й ТБЪМЙЮБЕФУС ОБ ТБЪОЩИ ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ ЬФБРБИ Й Ч ТБЪОЩИ УФТБОБИ. ьФП ПВУФПСФЕМШУФЧП, Б ФБЛЦЕ УРЕГЙЖЙЛБ ЙУУМЕДПЧБФЕМШУЛЙИ РПДИПДПЧ ХУМПЦОСАФ ЕЕ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙА.

ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЙУФПЮОЙЛПЧ ЧМЙСОЙС ЬМЙФЩ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ:

уТЕДЙ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЬМЙФ ТБЪМЙЮБАФ: РТБЧСЭХА, Ф.Е. ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ПВМБДБАЭХА ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФША Й ПРРПЪЙГЙПООХА (ЛПОФТЬМЙФХ); ПФЛТЩФХА, ТЕЛТХФЙТХАЭХАУС ЙЪ ЧУЕЗП ПВЭЕУФЧБ, Й ЪБЛТЩФХА, ЧПУРТПЙЪЧПДСЭХАУС ЙЪ УПВУФЧЕООПК УТЕДЩ (ОБРТЙНЕТ, ДЧПТСОУФЧП).

рЕТЧПУФЕРЕООПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ДМС ГЙЧЙМЙЪПЧБООПЗП ПВЭЕУФЧБ ЙНЕЕФ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ТЕЪХМШФБФЙЧОПК ЬМЙФЩ, ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ЕЕ УПГЙБМШОПК РТЕДУФБЧЙФЕМШОПУФЙ, РТЕДПФЧТБЭЕОЙЕ ФЕОДЕОГЙЙ Л ПМЙЗБТИЙЪБГЙЙ. пРФЙНБМШОПК ДМС ПВЭЕУФЧБ СЧМСЕФУС УФБВЙМШОБС ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛБС ЬМЙФБ, УПЮЕФБАЭБС ХУФПКЮЙЧХА УЧСЪШ У ОБУЕМЕОЙЕН, У ЧЩУПЛПК УФЕРЕОША ЗТХРРПЧПК ЙОФЕЗТБГЙЙ, УРПУПВОБС РПОЙНБФШ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ПРРПОЕОФПЧ Й ОБИПДЙФШ ЛПНРТПНЙУУОЩЕ ТЕЫЕОЙС.

рПМЙФЙЮЕУЛЙЕ ЬМЙФЩ ЧЩРПМОСАФ Ч ПВЭЕУФЧЕ УМЕДХАЭЙЕ ЖХОЛГЙЙ:

нЕИБОЙЪН ЖПТНЙТПЧБОЙС РПМЙФЙЮЕУЛПК ЬМЙФЩ. чБЦОЩН БУРЕЛФПН ФЕПТЙЙ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЬМЙФ СЧМСЕФУС ЧПРТПУ П НЕИБОЙЪНЕ ЙИ ЖПТНЙТПЧБОЙС Й ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ. ьФПФ НЕИБОЙЪН ЧЛМАЮБЕФ УЙУФЕНЩ Й ЛБОБМЩ ЬМЙФППВТБЪПЧБОЙС.

уЙУФЕНЩ ТЕЛТХФЙТПЧБОЙС РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЬМЙФ ПРТЕДЕМСАФ: ЛФП, ЛБЛ Й ЙЪ ЛБЛПК УТЕДЩ ПУХЭЕУФЧМСЕФ ПФВПТ, ЛБЛПЧЩ ЕЗП РПТСДПЛ, ЛТЙФЕТЙЙ Й РПВХДЙФЕМШОЩЕ НПФЙЧЩ. пФ ИБТБЛФЕТБ ТЕЛТХФЙТПЧБОЙС РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЬМЙФ ЧП НОПЗПН ЪБЧЙУЙФ УПГЙБМШОБС РТЕДУФБЧЙФЕМШОПУФШ Й ЛБЮЕУФЧЕООЩК УПУФБЧ ТБЪМЙЮОЩИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ. лБОБМБНЙ ТЕЛТХФЙТПЧБОЙС ЬМЙФ ОБЪЩЧБАФ РХФЙ РТПДЧЙЦЕОЙС ОПЧПВТБОГЕЧ Ч УЙУФЕНЕ РПМЙФЙЮЕУЛПК ЙЕТБТИЙЙ.

бОФТЕРТЕОЕТУЛХА УЙУФЕНХ ПФМЙЮБАФ:

дБООБС УЙУФЕНБ ДЕНПЛТБФЙЮОБ Й ОБЙВПМЕЕ РТЙЕНМЕНБ ДМС МАДЕК ДЙОБНЙЮОЩИ, ПВТБЪПЧБООЩИ, УРПУПВОЩИ Л ЙООПЧБГЙСН. пДОБЛП ЕЕ ОЕДПУФБФЛБНЙ СЧМСАФУС ЮБУФБС УНЕОБ ЛХТУБ Ч УЧСЪЙ У ЙЪНЕОЕОЙСНЙ Ч РТБЧСЭЕК ЬМЙФЕ, УМБВБС РТЕДУЛБЪХЕНПУФШ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕЫЕОЙК, ЛПОЖМЙЛФЩ ЧОХФТЙ ЬМЙФЩ, ЪОБЮЙФЕМШОБС ЧЕТПСФОПУФШ ЧЩДЧЙЦЕОЙС МАДЕК ОЕРТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ, УЛМПООЩИ Л РПРХМЙЪНХ Й ЧОЕЫОЕНХ ЬЖЖЕЛФХ.

ч ГЕМПН ЦЕ, ЛБЛ РПЛБЪЩЧБЕФ РТБЛФЙЛБ, БОФТЕРТЕОЕТУЛБС УЙУФЕНБ Ч ОБЙВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ ПФЧЕЮБЕФ УПЧТЕНЕООЩН ТЕБМЙСН. дМС ЖПТНЙТХАЭЕЗПУС РПУФЙОДХУФТЙБМШОПЗП ПВЭЕУФЧБ ПУОПЧОЩН ЛТЙФЕТЙЕН ТЕЛТХФЙТПЧБОЙС ЬМЙФЩ СЧМСАФУС УРПУПВОПУФЙ, ОП УПИТБОСАФ УЧПЕ ЪОБЮЕОЙЕ Й ЖБЛФПТЩ РТПЙУИПЦДЕОЙС, ЧМБДЕОЙС УПВУФЧЕООПУФША.

дМС УЙУФЕНЩ ЗЙМШДЙК ИБТБЛФЕТОЩ:

уЙУФЕНБ ЗЙМШДЙК ФБЛЦЕ ЙНЕЕФ УЧПЙ ДПУФПЙОУФЧБ Й ОЕДПУФБФЛЙ.

л ЮЙУМХ ЕЕ УЙМШОЩИ УФПТПО ПФОПУСФУС ЧЩУПЛБС РТЕДУЛБЪХЕНПУФШ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЙЪНЕОЕОЙК, РТЕЕНУФЧЕООПУФШ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЛХТУПЧ, НБМБС ЧЕТПСФОПУФШ ЧОХФТЕООЙИ ЛПОЖМЙЛФПЧ.

ч ФП ЦЕ ЧТЕНС УЙУФЕНБ ЗЙМШДЙК ЗЕОЕТЙТХЕФ ВАТПЛТБФЙЪН, РПТПЦДБЕФ ЛПОУЕТЧБФЙЪН Й ЛПОЖПТНЙЪН. вЕЪ ДПРПМОЕОЙС ЛПОЛХТЕОФОЩНЙ НЕИБОЙЪНБНЙ ПОБ ЧЕДЕФ Л РПУФЕРЕООПК ДЕЗТБДБГЙЙ ЬМЙФЩ, ЕЕ ПФТЩЧХ ПФ ПВЭЕУФЧБ Й РТЕЧТБЭЕОЙА Ч РТЙЧЙМЕЗЙТПЧБООХА ЛБУФХ, ОЕ УРПУПВОХА Л ЬЖЖЕЛФЙЧОПНХ ХРТБЧМЕОЙА.

дПНЙОЙТПЧБОЙЕ ФПЗП ЙМЙ ЙОПЗП ЛБОБМБ ПВХУМПЧМЕОП ЙУФПТЙЮЕУЛЙНЙ ФТБДЙГЙСНЙ, ПУПВЕООПУФСНЙ РПМЙФЙЮЕУЛПЗП ТЕЦЙНБ, ЧОХФТЙЬМЙФБТОПК НПВЙМШОПУФША Й ДТХЗЙНЙ ЖБЛФПТБНЙ.

уМЕДХЕФ ПФНЕФЙФШ ФБЛЦЕ ПУПВПЕ НЕУФП ВАТПЛТБФЙЮЕУЛПЗП БРРБТБФБ, ЛПФПТЩК ЙЗТБЕФ ТПМШ ЧБЦОПЗП ЛБОБМБ ЬМЙФППВТБЪПЧБОЙС ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН Ч ТБЪЧЙЧБАЭЙИУС УФТБОБИ, Б ФБЛЦЕ Ч ТСДЕ ТБЪЧЙФЩИ УФТБО (зЕТНБОЙС, ыЧЕГЙС, сРПОЙС). вПМШЫПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ЧЩУЫЙИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ ВПМШЫЙОУФЧБ УФТБО ъБРБДБ Й НОПЗЙИ ТБЪЧЙЧБАЭЙИУС ЗПУХДБТУФЧ ПЛБЪЩЧБАФ РПМЙФЙЮЕУЛЙЕ РБТФЙЙ. уХЭЕУФЧЕООЩН ЛБОБМПН РПРПМОЕОЙС ЧЩУЫЙИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ Ч ТСДЕ УФТБО мБФЙОУЛПК бНЕТЙЛЙ (вТБЪЙМЙС, бТЗЕОФЙОБ, рЕТХ), Ч ТСДЕ ЗПУХДБТУФЧ бЖТЙЛЙ СЧМСЕФУС БТНЙС.

рТБЛФЙЮЕУЛЙ РПЧУЕНЕУФОП НБТЫТХФ ДЧЙЦЕОЙС Л ЧЕТЫЙОЕ РПМЙФЙЮЕУЛПК ЙЕТБТИЙЙ РТПИПДЙФ ЮЕТЕЪ УЙУФЕНХ ПВТБЪПЧБОЙС. ч УФТБОБИ ъБРБДБ РТЕУФЙЦОЩЕ ЧХЪЩ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК РЕТЧЙЮОЩЕ ЛБОБМЩ ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ ЬМЙФЩ (зБТЧБТДУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ Ч уыб, лЕНВТЙДЦУЛЙК Й пЛУЖПТДУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФЩ Ч чЕМЙЛПВТЙФБОЙЙ, оБГЙПОБМШОБС ЫЛПМБ БДНЙОЙУФТБГЙЙ ЧП жТБОГЙЙ).

рПМЙФЙЮЕУЛБС ЬМЙФБ тПУУЙЙ. ч тПУУЙКУЛПН ПВЭЕУФЧЕ ОБ РТПФСЦЕОЙЙ ЧУЕК ЕЗП ЙУФПТЙЙ УХЭЕУФЧПЧБМП ТБЪДЕМЕОЙЕ ОБ РТБЧСЭХА, ЗПУРПДУФЧХАЭХА ЬМЙФХ Й ХРТБЧМСЕНХА, РПДЮЙОЕООХА НБУУХ. дП ТЕЧПМАГЙЙ 1917 ЗПДБ ЬМЙФБТОБС, ПМЙЗБТИЙЮЕУЛБС НПДЕМШ ЧМБУФЙ Ч ТПУУЙКУЛПН ПВЭЕУФЧЕ ОПУЙМБ СТЛП ЧЩТБЦЕООЩК ИБТБЛФЕТ. пДОБЛП Й РПУМЕ ТЕЧПМАГЙЙ 1917 ЗПДБ ЧМБУФШ Ч ууут ПЮЕОШ УЛПТП РТЙПВТЕМБ ЬМЙФБТОХА ЖПТНХ. й ЪДЕУШ ЧБЦОП РПОСФШ УМЕДХАЭЕЕ. рПУМЕ УПГЙБМЙУФЙЮЕУЛПК ТЕЧПМАГЙЙ ЧМБУФШ Ч УФТБОЕ УПУТЕДПФПЮЙМБУШ Ч ТХЛБИ ФБЛ ОБЪЩЧБЕНПЗП «ОПЧПЗП ЛМБУУБ» (н. дЦЙМБУ), ЛПФПТЩК ПРЙТБМУС ОБ лПННХОЙУФЙЮЕУЛХА РБТФЙА. уБНБ ЦЕ РБТФЙКОБС УЙУФЕНБ УМХЦЙМБ МЙЫШ ЧОЕЫОЙН ПЖПТНМЕОЙЕН Й ПДОПЧТЕНЕООП РТЙЛТЩФЙЕН ЛМБУУПЧПК УХЭОПУФЙ ЕЗП ЗПУРПДУФЧБ. рПМХЮЙЧ НПОПРПМШОХА ЧМБУФШ Й РПДЮЙОЙЧ УЕВЕ ЗПУХДБТУФЧП, «ОПЧЩК ЛМБУУ» УФБМ НПОПРПМШОП ТБУРПТСЦБФШУС ОБГЙПОБМШОПК УПВУФЧЕООПУФША. уПГЙБМЙУФЙЮЕУЛБС УПВУФЧЕООПУФШ СЧМСМБУШ ПУОПЧПК БВУПМАФОПК ЧМБУФЙ «ОПЧПЗП ЛМБУУБ», ЙУФПЮОЙЛПН ЕЗП РТЙЧЙМЕЗЙК.

лПОЕЮОП, ЪБ УЕНШ ДЕУСФЙМЕФЙК УЧПЕЗП УХЭЕУФЧПЧБОЙС УПЧЕФУЛБС ЬМЙФБ РТЕФЕТРЕМБ УЕТШЕЪОЩЕ ЛБЮЕУФЧЕООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС. фБЛ, РТЙ ч.й. мЕОЙОЕ ПОБ РТЕДУФБЧМСМБ УПВПК «СТЛЙК, ФПОЛЙК Й ИТХРЛЙК ЛХМШФХТОЩК УМПК ПВЭЕУФЧБ», РБТФЙКОХА ЙОФЕММЙЗЕОГЙА, ЛПФПТБС ВЩМБ ПДЕТЦЙНБ ЙДЕЕК НЙТПЧПК ТЕЧПМАГЙЙ. пВ ХТПЧОЕ ЕЕ ОБХЮОПК Й РТБЛФЙЮЕУЛПК ЛПНРЕФЕОФОПУФЙ ЧЩУПЛП ПФЪЩЧБМЙУШ НОПЗЙЕ ЪБРБДОЩЕ РПМЙФЙЛЙ. оП ХЦЕ РТЙ й.ч. уФБМЙОЕ Ч ОЕЕ ЧИПДЙМЙ, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН, ДЙУГЙРМЙОЙТПЧБООЩЕ ЙУРПМОЙФЕМЙ ЧПМЙ РБТФЙЙ, ЕЕ ЧПЦДС. чП ЧТЕНЕОБ о.у. иТХЭЕЧБ Й м.й. вТЕЦОЕЧБ ОБУФХРЙМП ЧТЕНС РБТФЙКОЩИ ЖХОЛГЙПОЕТПЧ, ФЙРЙЮОЩИ БРРБТБФОЩИ ТБВПФОЙЛПЧ, ЧУЕ ВПМШЫЕ ПФТЩЧБЧЫЙИУС ПФ ЙОФЕТЕУПЧ Й РПФТЕВОПУФЕК ОБТПДОЩИ НБУУ. оБЛПОЕГ, ЮЕФЧЕТФПЕ РПЛПМЕОЙЕ УПЧЕФУЛПК ЬМЙФЩ, РТЙ н.у. зПТВБЮЕЧЕ, УПУФБЧЙМБ РБТФЙКОП-ВАТПЛТБФЙЮЕУЛБС ЬМЙФБ, УФТЕНЙЧЫБСУС ТЕЖПТНЙТПЧБФШ ФПФБМЙФБТОХА УЙУФЕНХ.

пДОБЛП РПРЩФЛЙ н.у. зПТВБЮЕЧБ ТЕЖПТНЙТПЧБФШ УФПМШ ЦЕУФЛХА УЙУФЕНХ РТЙЧЕМЙ Л ЕЕ ТБЪЧБМХ. ч ЙФПЗЕ УПЧЕФУЛБС ЬМЙФБ ХФТБФЙМБ УЧПА НПОПМЙФОПУФШ, РПФЕТСМБ НПОПРПМЙА ОБ ЧМБУФШ, ТБУЛПМПМБУШ ОБ НОПЦЕУФЧП ЗТХРР. ьФП Й УФБМП ПДОПК ЙЪ ЗМБЧОЩИ РТЙЮЙО ТБУРБДБ уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ, РПУЛПМШЛХ ЗПУХДБТУФЧБ, УПУФПСЭЙЕ ЙЪ ФБЛЙИ ТБЪОПТПДОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК, ЛБЛЙНЙ ВЩМЙ уПЧЕФУЛЙЕ ТЕУРХВМЙЛЙ, ДЕТЦБФУС ОБ РТПЮОПН ЕДЙОУФЧЕ ЬМЙФЩ.

ч ГЕМПН ЦЕ, ОЕУНПФТС ОБ РТПЙЪПЫЕДЫЙЕ ЙЪНЕОЕОЙС, ХТПЧЕОШ ДЕМПЧЩИ Й ОТБЧУФЧЕООЩИ ЛБЮЕУФЧ ОЩОЕЫОЕК ЬМЙФЩ РТПДПМЦБЕФ ПУФБЧБФШУС ОЕЧЩУПЛЙН. рТЙ РПЮФЙ РПМОПН ПФУХФУФЧЙЙ УПГЙБМШОПЗП ЛПОФТПМС ОБД ЧМБУФША ЬФП ПВУФПСФЕМШУФЧП УФБМП ПДОПК ЙЪ УХЭЕУФЧЕООЩИ РТЙЮЙО ЛТЙЪЙУБ ТПУУЙКУЛПЗП ПВЭЕУФЧБ.

Источник

Формирование политической элиты

Вы будете перенаправлены на Автор24

Пути формирования политических элит

Основные способы формирования элиты являются универсальными. В более общем виде они, в образе аристократической и демократической тенденций, формулировались Г. Моска. Наука современного периода толкует их соответственным образом как:

Система гильдий представляет постепенное продвижение кандидатов вверх по уровням власти. Выборка реализуется из определенных партий или социальных групп. Само же рекрутирование обладает закрытым и неконкурентным характером, реализуется довольно-таки узкой группой лиц.

Такой способ рекрутирования элиты, характерный для демократических государств современного вида, также не лишен недостатков. К самым важным из них необходимо отнести:

Готовые работы на аналогичную тему

Названные способы рекрутирования, являются эталонными. Реально нет ни чистой антрепренерской системы, ни чистейшей системы гильдий, так как не существует полностью открытых и закрытых обществ.

На протяжении всего двадцатого столетия в демократических государствах в границах политической элиты доминировали выходцы из верховных общественных слоев. Как отметил Г.П. Артемов, в 1993 году из 435 членов Палаты представителей США тридцать один процент образовали бизнесмены, девятнадцать процентов- профессиональные политики. Те же самые группы из сотни участников Сената образовали соответственно двадцать семь и двенадцать процентов. Очевидным является, что приток в элиту представителей низких общественных слоев в такой ситуации представляется более чем затруднительным. Случаи, подобные выдвижению на главную роль в руководстве Великобритании Маргарет Тетчер, которая является дочерью мелкого торговца, больше представляются редкими исключениями, нежели правилами.

Механизм формирования политической элиты

В мировом пространстве есть две тенденции в образовании и производстве политической элиты. Первая является типичной для государств с недемократическими режимами и охарактеризована закрытостью, тонкой социальной базой образования, кругом лиц, производящих отбор.

Обычным является для стран с пониженной социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является первым в историческом плане, поэтому преимущественен в обществах консервативного типа.

Вторая тенденция является типичной для государств демократического типа и соответственным образом обуславливает ее наиболее широкий круг социальной базы, требует для собственного функционирования высочайшей политической культуры, что представляется следствием развития политической системы. Хоть и для государств с демократическими принципами степень открытости может в большой мере отличаться.

Системы формирования элиты

Выделяют следующие системы формирования политической элиты:

В стабильном и открытом обществе человек, который обладает необходимыми качествами, обретает способность самостоятельного достижения высших позиций иерархии политической структуры. Главными «социальными лифтами» в этом процессе являются партийная деятельность и активная государственная служба.

Источник

Механизм формирования политической элиты

Что такое система гильдий. Смотреть фото Что такое система гильдий. Смотреть картинку Что такое система гильдий. Картинка про Что такое система гильдий. Фото Что такое система гильдий Что такое система гильдий. Смотреть фото Что такое система гильдий. Смотреть картинку Что такое система гильдий. Картинка про Что такое система гильдий. Фото Что такое система гильдий Что такое система гильдий. Смотреть фото Что такое система гильдий. Смотреть картинку Что такое система гильдий. Картинка про Что такое система гильдий. Фото Что такое система гильдий Что такое система гильдий. Смотреть фото Что такое система гильдий. Смотреть картинку Что такое система гильдий. Картинка про Что такое система гильдий. Фото Что такое система гильдий

Что такое система гильдий. Смотреть фото Что такое система гильдий. Смотреть картинку Что такое система гильдий. Картинка про Что такое система гильдий. Фото Что такое система гильдий

Что такое система гильдий. Смотреть фото Что такое система гильдий. Смотреть картинку Что такое система гильдий. Картинка про Что такое система гильдий. Фото Что такое система гильдий

Важный аспект теории политических элит – вопрос о механизме их формирования и воспроизводства. Этот механизм включает системы и каналы элитообразовании. Системы рекрутирования политических элит определяют: кто, как и из какой среды осуществляет отбор, каковы его порядок, критерии и побудительные мотивы. От характера рекрутирования политических элит во многом зависят социальная представительность и качественный состав различных органов власти. Каналами рекрутирования элит называют пути продвижения новобранцев в системе политической иерархии.

Существуют две основные системы рекрутирования элит – антрепренерская и гильдий. В реальной действительности они в той или иной форме сочетаются, и недостатки одной компенсируются достоинствами другой.

Антрепренерскую систему отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число институциональных фильтров, то есть формальных требований для занятия должностей; 3) широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций; 5) первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей.

Эта система демократична и наиболее приемлема для людей динамичных, образованных, способных к инновациям. Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму и внешнему эффекту.

В целом же, как показывает практика, антрепренерская система наиболее отвечает современным реалиям. Для формирующегося постиндустриального общества основным критерием рекрутирования элиты являются способности, но сохраняют свое значение и факторы происхождения, собственности.

Для системы гильдий характерны: 1) закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии; 2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров – формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т.д.; 3) узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель – глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.; 4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик.

Система гильдий преобладала в странах тоталитарных. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, Германии и других странах.

Действие этой системы может быть проиллюстрировано на примере ФРГ. Для того чтобы сделать карьеру, верхней ступенькой которой было бы вхождение в правящую верхушку, необходимо, как минимум, отвечать следующим требованиям.

Во-первых, происхождение родителей кандидата должно быть достаточно высоким. Компенсацией за недостаточно репрезентативное происхождение может быть брак с представителем более высокой социальной группы.

Во-вторых, необходим определенный тип воспитания, которое, как правило, можно получить лишь в большом городе, в соединении с университетским образованием.

В-третьих, кандидат в элиту должен исповедовать одну из двух основных религий и придерживаться определенной системы взглядов.

В-четвертых, он должен иметь профессию или род деятельности, открывающий большие шансы для продвижения.

С некоторыми модификациями эти условия определяют селекцию элиты и в других странах Запада.

Система гильдий также имеет свои достоинства и недостатки.

К числу ее сильных сторон относятся высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов.

В то же время система гильдий генерирует бюрократизм, порождает консерватизм и конформизм. Без дополнения конкурентными механизмами она ведет к постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению.

Что такое система гильдий. Смотреть фото Что такое система гильдий. Смотреть картинку Что такое система гильдий. Картинка про Что такое система гильдий. Фото Что такое система гильдий

Собственно, это и произошло в странах социализма, где господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты – типичный вариант системы гильдий. В СССР критериями формирования элиты были полнейший идеологический и политический конформизм (так называемая «политическая зрелость»), личная преданность руководству, родственные связи, знание «правил игры» и т. п. Эти и подобные «фильтры» отсеивали наиболее ярких людей, деформировали личность.

В СССР, в отличие от многих стран Восточной Европы, не сформировалась сколько-нибудь влиятельная демократическая контрэлита. Значительная часть нынешней российской элиты имеет номенклатурное прошлое и находилась на вторых-третьих ролях в советской системе власти. Единственная элитная группа, где сегодня преобладают люди, не входившие прежде в номенклатуру,– это элита бизнеса.

Латентным периодом в формировании российской элиты были годы перестройки. Демократизация общественной жизни создала условия для включения советской элиты в новые для нее виды деятельности, которые позволили трансформировать номенклатурный статус в экономический и политический капитал.

С начала девяностых годов в правящем слое России произошли следующие изменения: омоложение, снижение доли выходцев из села, широкое рекрутирование интеллектуалов и профессионалов. В результате в нем возрос удельный вес рыночно ориентированных хозяйственников и прагматиков.

Эти процессы сопровождались ослаблением идейно-политического размежевания политической элиты. В первые постсоветские годы оно основывалось на противостоянии модернизаторских, либерально-реформаторских и консервативных, национал коммунистических элит. Впоследствии демократы-либералы первой волны частично были оттеснены на периферию политической жизни, частично абсорбировались в бюрократически-управленческом слое, сформировавшемся в основном из советской номенклатуры. Значительная часть коммунистической элиты, особенно региональной, несмотря на использование конфронтационной фразеологии, также вошла в бюрократические структуры и перестала быть антисистемной силой.

В целом же, несмотря на происшедшие изменения, уровень деловых и нравственных качеств нынешней элиты продолжает оставаться невысоким. При почти полном отсутствии социального контроля над властью это обстоятельство стало одной из существенных причин кризиса российского общества.

В России современная политическая элита и гарантии против ее вырож­дения могут сформироваться при наличии следующих основных условий – широкой гласности (свобода слова, отсутствие монополии на средства массо­вой информации, альтернативные органы СМИ); политического плюрализма (свободная конкуренция, соперничество политических партий и групп); разде­ления властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных соци­альных сил); открытости для социальной мобильности (установление сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц); соблюдения законности, демократических процедур политического процесса.

Существенное влияние на функционирование политических элит оказывает и второй компонент механизма их формирования и воспроизводства – каналы рекрутирования. Основными институционализированными каналами пополнения органов власти в разных странах являются:

o государственный аппарат,

o местное самоуправление,

o политические партии,

o система образования,

o религиозные организации.

Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями, особенностями политического режима, внутриэлитной мобильностью и другими факторами.

Бюрократический аппарат играет роль важного канала элитообразования главным образом в развивающихся странах, а также в ряде развитых стран (Германия, Япония, Швеция). Политические партии оказывают существенное влияние на формирование высших органов власти большинства стран Запада и многих развивающихся государств. Армия является существенным каналом пополнения высших органов власти в ряде стран Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Перу), в ряде государств Африки.

Практически повсеместно маршрут движения к вершине политической иерархии проходит через систему образования. В странах Запада престижные вузы представляют собой первичные каналы воспроизводства элиты (Гарвардский университет – в США, Кэмбриджский и Оксфордский университеты в Великобритании, Национальная школа администрации – во Франции).

На процессы элитогенеза активно воздействует глобализация. Интенсификация контактов между национальными элитами привела к образованию транснациональной элиты, слабо подчиненной национальным электоратам. Центр принятия решений по ключевым проблемам политики, экономики и культуры смещается с национального на наднациональный уровень межправительственных организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк) и неформальных объединений (Давосский форум, Парижский и Лондонский клубы, «Большая восьмерка»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *