Что такое система примеры информатика

Что такое информационные системы и зачем они нужны — классификация и использование

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

По традиции продолжаем выяснять значение сложных технических терминов.

В этой статье я постараюсь простыми словами рассказать, что такое информационная система (ИС) и для чего она нужна.

Что такое система примеры информатика. Смотреть фото Что такое система примеры информатика. Смотреть картинку Что такое система примеры информатика. Картинка про Что такое система примеры информатика. Фото Что такое система примеры информатика

Информационная система — это.

Понятие ИС связано с компьютерными технологиями и поэтому для большинства людей ассоциируется с чем-то непостижимым. Но на деле все не так сложно, как кажется.

Согласно Википедии, информационная система (ИС) — это система сбора, хранения и передачи информации. Если сказать простыми словами, это взаимодействие людей и компьютеров для обработки и интерпретации (это как?) неких данных.

Но чаще всего под этим определением подразумевают все, что включает в себя поверхностный слой — пользователей, процессы, коммуникационные сети, входы и выходы.

Основное предназначение любой информационной системы состоит в поддержке операций, управлении и принятии решений.

Как информационные системы применяются в жизни людей

Сами того не подозревая, вы ежедневно сталкиваетесь с использованием информационных систем. Причем взаимодействуете с ними почти в любом месте: дома, на улице, в транспорте или на работе.

Ярким примером использования ИС в повседневной жизни можно назвать телефонный справочник, где указаны номера телефонов абонентов, а рядом — их ФИО.

Информационные системы управления используются и на предприятиях (это где?). Причем они облегчают работу персоналу, так как человеку сложно держать необходимый для работы объем данных в голове, а информационные системы с легкостью оперируют таким количеством.

Кроме этого, информация (это что?) должна быть структурирована и адаптирована для удобства использования. С помощью ИС можно найти практически любую рабочую информацию за секунды.

Что такое система примеры информатика. Смотреть фото Что такое система примеры информатика. Смотреть картинку Что такое система примеры информатика. Картинка про Что такое система примеры информатика. Фото Что такое система примеры информатика

Основные типы информационных систем

Существует несколько различных типов ИС. В качестве примера приведем следующие:

Для реализации большинства систем используются информационные технологии (это что?), так как человеческий мозг не может выполнять такого множества операций без их помощи. Мы не способны оперировать и обрабатывать большие объемы данных либо одновременно управлять несколькими процессами.

Информационные технологии — важный и податливый ресурс. Многие работодатели нанимают на работу специального человека, который отвечает за их бесперебойную работу. Также в этой роли часто выступает технический директор.

Компоненты для создания ИС

Чтобы обеспечить максимальную функциональность и безопасность информационной системы, во время ее создания стоит убедиться в наличии 6 компонентов.

При этом нужно позаботиться о защите безопасности, предотвратив возможность появления вирусов в системе и несанкционированного доступа со стороны третьих лиц.

Виды и особенности информационных систем

Существует несколько видов классификаций информационных систем.

По масштабности они подразделяются на следующие категории:

Что такое система примеры информатика. Смотреть фото Что такое система примеры информатика. Смотреть картинку Что такое система примеры информатика. Картинка про Что такое система примеры информатика. Фото Что такое система примеры информатика

Преимущества ИС

Информационные системы имеют несколько весомых преимуществ. Вот основные из них:

Примеры информационных систем из жизни

Если вам до сих пор неясно, что представляет собой информационная система, для чего она необходима, какие виды и типы бывают, предлагаю рассмотреть их примеры из жизни.

Возьмем самые простые варианты:

Вот и все, дорогие друзья. Я постарался простыми словами объяснить такое сложное понятие, как информационные системы. Надеюсь, что у меня это получилось, и после прочтения статьи у вас не останется вопросов. При необходимости в комментариях спрашивайте у меня или у других читателей блога KtoNaNovenkogo.ru все, что осталось непонятным во время чтения статьи, и мы постараемся дать развернутый ответ.

А для закрепления полученных знаний предлагаю просмотреть видео по теме:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Информация тоже товар и им можно неплохо торговать. Взять, к примеру, правовые информационные системы, тут тебе и актуальное законодательство и решения судов по различным правовым вопросам, пленумы Верховного суда. Вся эта информация крайне ликвидна, а грамотно разработанная информационная система эту информацию преподносит в структурированном виде, что здорово экономит время, а соответственно и деньги.

Прогноз погоды не лучший пример для иллюстрации преимуществ информационной системы, ведь здесь ещё и метеорологические станции нужны, а их с гулькин нос в России.

Источник

Что такое система примеры информатика

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Пример 3.1. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации

В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Внимание! Под организацией будем понимать сообщество людей, объединенных общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информационных продуктов и услуг. В тексте на равноправных началах будут употребляться два слова: «организация» и «фирма».

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Этапы развития информационных систем

История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Изменение подхода к использованию информационных систем

Концепция использования информации

Вид информационных систем

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов

Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений

Системы для высшего звена управления

Выборка наиболее рационального решения

Стратегические информационные системы

Выживание и процветание фирмы

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Дня этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Процессы в информационной системе

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 3.1 ), состоящей из блоков:

Информационная система определяется следующими свойствами:

В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Хотя в общем случае информационную систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможности компьютерной информационной системы для поддержки принятия решений следует учитывать:

Что такое система примеры информатика. Смотреть фото Что такое система примеры информатика. Смотреть картинку Что такое система примеры информатика. Картинка про Что такое система примеры информатика. Фото Что такое система примеры информатика

Рис. 3.1. Процессы в информационной системе

Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

Что можно ожидать от внедрения информационных систем

внедрение информационных систем может способствовать:

РОЛЬ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

Общие положения

Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач.

2. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.

3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.

Построение информационной системы можно сравнить с постройкой дома. Кирпичи, гвозди, цемент и прочие материалы, сложенные вместе, не дают дома. Нужны проект, землеустройство, строительство и др., чтобы появился дом.

Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией.

Структура управления организацией

Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня. Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования. Рассмотрим содержание управленческих функций.

Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях.

Планиpование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).

Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.

Анализ или аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела ≈ менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-экономистом.

Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.

Стимулирование или мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников:

В последние годы в сфере управления все активнее стали применяться понятие «принятие решения» и связанные с этим понятием системы, методы, средства поддержки принятия решений.

Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня: операционный, функциональный и стратегический.

На рис. 3.2 отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.

Что такое система примеры информатика. Смотреть фото Что такое система примеры информатика. Смотреть картинку Что такое система примеры информатика. Картинка про Что такое система примеры информатика. Фото Что такое система примеры информатика

Рис. 3.2. Пирамида уровней управления, отражающая возрастание власти, ответственности, сложности и динамику принятия решений

Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.

Пример 3.2. Некоторые учетные задачи:

Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них.

Пример 3.3. На основании анализа статистических данных по спросу на продукцию, о ценах конкурентов и пр. прогнозируется прибыль и разрабатывается план выпуска продукции на ближайший период (неделю, месяц, квартал). Результаты принимаемых управленческих решений проявляются спустя некоторое время.

Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Могут пройти месяцы или годы. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.

Пример 3.4. На основании анализа финансового состояния фирмы принимаются решения об увеличении (уменьшении, снятии с продажи) производимой продукции, о привлечении дополнительных работников или об их сокращении.

Персонал организации

Что такое система примеры информатика. Смотреть фото Что такое система примеры информатика. Смотреть картинку Что такое система примеры информатика. Картинка про Что такое система примеры информатика. Фото Что такое система примеры информатика

Рис. 3.3. Квалификация персонала по уровням управления

На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры-специалисты, которые реализуют функции управления в сфере своей компетенции.

Пример 3.5. Главный инженер организации (менеджер-специалист) передал часть своих функций менеджерам среднего уровня, например главному энергетику, главному механику, главному электрику, оставив за собой общие функции управления этими службами, не вмешиваясь в их деятельность на оперативном уровне.

Прочие элементы организации

Существует взаимозависимость между стратегией, правилами, процедурами организации и аппаратной, программной, телекоммуникационной частями информационной системы. Поэтому очень важно на этане внедрения и проектирования информационных систем активное участие менеджеров, определяющих круг предполагаемых для решения проблем, задач и функций по своей предметной области.

Следует заметить также, что информационные системы сами по себе дохода не приносят, но могут спобствовать его получению. Они могут оказаться дорогими и, если их структура и стратегия использования не были тщательно продуманы, даже бесполезными. Внедрение информационных систем связано с необходимостью автоматизации функций работников, а значит, способствует их высвобождению. Могут также последовать большие организационные изменения в структуре фирмы, которые, если не учтен человеческий фактор и не выбрана правильная социальная и психологическая политика, часто проходят очень трудно и болезненно.

ПРИМЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Информационная система по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в некоторых фирмах информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:

определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться в своей стратегии на наиболее многочисленную группу;

посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания;

предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит, со скидкой, с отсрочкой платежей.

Информационные системы, ускоряющие потоки товаров. Предположим, фирма специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например в больницу. Как известно, иметь большие запасы продуктов на складах фирмы очень невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом учреждении и подключает их к информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов.

Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким образом экономятся огромные деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.

Информационные системы по снижению издержек производства. Эти информационные системы, отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и, как следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг.

Пример 3.7. Информационная система, установленная в фирме по сдаче автомашин внаем, отслеживает местонахождение, стоимость и техническое состояние парка прокатных машин. Это позволяет минимизировать потери от простоя и пустого прогона для каждой автомашины, перераспределяя предложения согласно спросу.

Информационные системы автоматизации технологии («менеджмент уступок»). Суть этой технологии состоит в том, что, если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересован во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.

Пример 3.8. Информационные система по продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она резервирует каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два места резервируются за тремя пассажирами.

Пример 3.9. Информационная система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с информационными системами других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги.

Источник

Что такое компьютерная информационная система

Что такое система примеры информатика. Смотреть фото Что такое система примеры информатика. Смотреть картинку Что такое система примеры информатика. Картинка про Что такое система примеры информатика. Фото Что такое система примеры информатика

Этой статьей я открываю цикл, посвященный взаимодействию между заказчиками (пользователями) и программистами при внедрении программного обеспечения и автоматизации работы. О том, насколько сложно найти общий язык и реализовать успешный проект, думаю, известно практически всем. Скорей всего, и вы можете рассказать печальную историю о том, как “не получилось”. А, может, и не одну.

На собственном опыте я понял одну из важнейших причин неудач — отсутствие взаимопонимания. А в его истоках лежит непонимание людьми базовой терминологии.А потому именно с этого я и начну цикл.

В последующих статьях я поясню, как правильное понимание термина “компьютерная информационная система” почти всегда помогает на практике при внедрении программных продуктов. А после — расскажу о собственном опыте и приведу примеры реализации проектов.

Что такое система примеры информатика. Смотреть фото Что такое система примеры информатика. Смотреть картинку Что такое система примеры информатика. Картинка про Что такое система примеры информатика. Фото Что такое система примеры информатикаК написанию этой статьи я шел очень долго, а материалы для нее я уже не первый месяц использую в процессе консультирования своих клиентов. Одна из самых больших проблем в любой сфере деятельности, где используется специфическая терминология, – это договор о понятиях. Часто люди используют слова, вообще не понимая их значения. И трактуют их каким-то своим особенным образом. Результат – отсутствие взаимопонимания, претензии и недовольство результатом. Особенно сложно пояснять основополагающие базовые понятия. Но в сферах бизнеса и IT технологий без этого не обойтись.

Одна из самых распространенных проблем при внедрении IT-систем – очень высокий процент провалов. Внедрение тормозится из-за отсутствия взаимопонимания с программистами, нередко уже готовые программные решения оказываются «пылящимися в коробке», так как они оказались совсем не тем, что ожидал пользователь.

Попытки пояснить и классифицировать компьютерные информационные системы привели к появлению огромного числа сложных и малопонятных терминов. Их пытаются делить на классы и подклассы, описывать странными для широкого круга людей терминами, что приводит к еще большей путанице.

Сложности взаимопонимания с IT-специалистами

Пользователи часто вообще не понимают, кто такие программисты и чего от них требовать. Я и сам в свое время, когда делал первые шаги в IT, с не понимал, что такое компьютерные информационные системы, какую роль в них играют программисты, когда и зачем они нужны.

Примеру: Если вы обращаетесь к врачам или, например, в строительную компанию, вы точно понимаете, что за специалист перед вами, как к нему обращаться, что рассказывать, какого результата ожидать. В IT-сфере до сих пор нет жестко устоявшейся и понятной на уровне обывателя терминологии.

Одна из самых больших проблем в IT – отсутствие общей( именно общей) теоретической базы. Я написал уже много тематических статей, предназначенных для широкого круга читателей. Например, «Что такое CRM» или «Иерархия IT-систем и выбор программного обеспечения для организации труда». Все они призваны в числе прочего помогать мне самому находить общий язык с клиентами. Но и здесь я столкнулся с непониманием. Люди не осознают в принципе, что такое IT система. И объяснить это «на ходу» бывает крайне сложно.

Справочники, учебники и статьи в интернете практически не дают информации на уровне пользователя. Например, определение в Википедии выглядит так:

Компьютерная информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382:2015). Предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определённой предметной области, при этом результатом функционирования компьютерных информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.

Осмыслить и понять это определение без глубоких знаний в теме практически невозможно, да и вникать в него, по большому счету, бессмысленно. И люди в большинстве своем так и не понимают: что является компьютерной информационной системой, а что – нет. Какие качества обязательны, а какие вторичны. Вопросов очень много. И если вы не будете понимать явления в его сути, вы так и будете понимать его как некую “магию”, шаманство.

В этой статье я попытаюсь дать определение IT-систем, понятное широкому кругу читателей, на основе собственного опыта и знаний. Конечно, я буду рад любой критике и дополнениям, так как тема – очень объемна и фундаментальна. А существующая на сегодняшний момент информация – сложна для восприятия и несколько противоречива.

Что такое компьютерные информационные системы?

Когда я читал различные определения IT систем, я долго не мог понять, почему они такие разные? Где-то можно встретить нечто громоздкое и всеобъемлющее, как в той же Википедии. А где-то краткие определения, «выхватывающие» какие-то отдельные аспекты и полностью на них основанные.

Как я вижу, суть проблемы в том, что люди не пытаются создать определение, которое стало бы фундаментальным обоснованием. Скорее, прослеживается стремление пояснить их собственное видение. И это я даже не говорю о ситуациях, когда описания и определения связаны с продажей какого-то программного обеспечения.

Чтобы понять, что же это такое, давайте вспомним, как появляется на свет новый программный продукт:

Этап 1. Идея. Просто на уровне «а давайте сделаем что-то, что будет делать вот такие вещи»

Этап 2. Построение модели.

Этап 3. Кодинг. Алгоритм воплощается в реальность в виде программного кода, которым смогут пользоваться люди.

И потому на самом общем уровне любую IT-систему (программный продукт, компьютерную информационную систему) можно определить кратко:

Идея, выраженная посредством языка программирования.

Почему именно “выраженная”, но не “реализованная”? Потому что компьютерного кода недостаточно для того чтобы идея заработала, получила материальную основу. Для того чтобы появилась материальная основа, необходимо чтобы человек реализовал ее.

Пример: Мы написали компьютерную программу, но чтобы она заработала необходим компьютер который будет ее запускать, монитор который будет при необходимости выводить эту информацию в виде понятном для человека. В конце концов нужен человек который будет запускать ее когда надо, проверять её работу, обслуживать.

На основе этого базового обоснования можно уже детализировать другие особенности, развить и выразить всю проблематику, связанную с информационными системами. Но здесь я считаю, что важна именно суть: появилась идея, которую можно выразить посредством языка программирования. Было найдено и воплощено в жизнь решение.

Чем поможет понимания особенностей IT систем?

Чтобы правильно выбирать программное обеспечение и понимать, какие дополнительные действия потребуются, стоит отталкиваться от определения «идеи, выраженной в программном коде».

И тогда, первый этап выбора будет основан на идее. Важно понимать, какую именно идею воплощали разработчики. Что они хотели и сумели реализовать. Какие основные принципы они воплощали в жизнь.

Если вы не сумеете понять идею, т.е. предназначения программного обеспечения, то ваши мысли о том, как вы будете использовать программу, не будут совпадать с идеями разработчиков. В итоге вы купите ненужный продукт.

Но чтобы идея компьютерной информационной системы совпала с вашей, необходимо, чтобы у вас была также собственная идея. Да, она будет выражена на пользовательском уровне. Но она должна быть.

Например, если вы хотите добавить на сайт калькулятор ОСАГО, нет смысла интересоваться просто калькулятором или какой-то системой расчетов других функций. Ваша идея – ОСАГО. Значит, нужно искать, кто из разработчиков также воплощал расчеты по ОСАГО. Иначе доработки выбранного продукта потребуют очень больших усилий либо вообще продукт окажется неподходящим для вашей идеи.

Для крупных компьютерных информационных систем крайне важно составить список ваших идей. И убедиться, что у разработчиков выбранного программного продукта в момент его реализации также присутствовал необходимый вам перечень идей, и, как следствие, решений.

Второй важный параметр: соответствие идеи ее реализации. Нередко разработчики в процессе воплощения идеи по самым разным причинам, начиная от ошибок и заканчивая организационными решениями уходят от изначальной идеи. И продукт, который должен был воплощать в себе одну идею, реализует ее лишь частично либо не реализует вообще. Это обязательно нужно проверять при помощи тестирования, консультаций со специалистами или какими-то другими способами (отзывы знакомых и прочее).

И третья проблема: идея, которую вам продают, может совпадать с вашей, но не совпадать с идеей, которую вложили в программную систему разработчики. Дело в том, что в коммерческих продуктах (а они в наше время почти все такие) заключается не столько в том, чтобы вы получили нужный инструмент, сколько в том, чтобы продать вам программный продукт. Т.е. при постановке задач разработчикам основная идея заключалась именно в продаже продукта, а не в его качественной работе и соответствии всем вашим потребностям.

Далее «в игру» вступают маркетологи, вы как вам кажется, что вы покупаете как раз ту «идею», которая вам необходима. А на самом деле, вы покупателе продукт, выполненный с другими идеями (продажи). А ваши потребности при реализации будут на уровне идеи только на втором месте. Продукт будет красивым, удобным, особенно на уровне демоверсий. Но в нем может не оказаться важных для воплощения именно вашей идеи инструментов.

Это как покупка квартиры с косметическим ремонтом «чтобы продать» — все очень красиво и качественно, а «баги» выявляются после покупки. К сожалению, в обществе капиталистическом, ориентированном на получение прибыли, такое встречается повсеместно. И частично воплощается даже в самых лучших системах.

Маркетинг и программный продукт

Почему пользователи так редко воспринимают программные системы как «воплощенные идеи»? Я считаю, что здесь проблема заключается в маркетинге. Чаще всего IT-системы подаются разработчиками и воспринимаются пользователями, как материальный товар. Причина такого подхода очевидна – товар продать намного проще, чем идею.

Человеку сложно воспринимать и, тем более, покупать идеи. Их невозможно «пощупать», и продавец редко может пояснить, почему именно такая идея лучше других. Другое дело – IT система как нечто материальное. Здесь сразу речь идет о непосредственной пользе и преимуществах с точки зрения покупателя. Все можно увидеть, оценить, выбрать.

Маркетологи стремятся показать выгоды с точки зрения покупателя. Тем более, что у любой программы есть определенная цена. В результате у покупателей складывается несколько искаженное представление об компьютерных информационных системах: они считают, что осуществляют покупку готового продукта. Такого же, как сапоги или автомобиль. И часто недоумевают, и разочаровываются, когда понимают, что это не так. Оказывается, для реализации компьютерной информационной системы понадобятся какие-то доработки, настройки, работа программистов и т.д.

Идея и выбор программной системы

Первое, где поможет понимание особенностей компьютерных информационных систем, это правильный выбор программного продукта.

Основные критерии выбора:

Из всех существующих программных продуктов вас заинтересуют только те, где в описании указана нужная вам идея. В идеале именно ваша идея должна декларироваться как основная, а другой функционал, если он есть, как дополнительные возможности.

Далее следует изучить качество реализации. Для этого используются отзывы других пользователей, тестовые бесплатные версии и т.д. Помните, что реализация далеко не всегда соответствует изначальной идее и описанию.

Нередко при покупке программного обеспечения используется ошибочная тактика. Покупатель изучает, реализованы ли нужные ему функции, не обращая внимания как раз на основную идею разработчиков, даже если она явно прописана в названии и описании программного продукта. В результате они получают нужный функционал, но зачастую в «обрезанном» виде. Систему приходится очень сильно дорабатывать, а это – значительные затраты времени и средств. А иногда это вообще невозможно. При этом в составе продукта покупатель получает множество ненужных ему возможностей, которые он также вынуждено оплачивает.

Например, если вам нужен сайт-визитка, нет никакого смысла покупать дорогостоящий «движок» интернет-магазина. И наоборот, если вам нужен магазин, попытка воспользоваться бесплатной CMS чаще всего ведет к значительным затратам при адаптации этого кода под интернет-магазин.

С одной стороны, даже под бесплатные «блоговые» CMS существуют готовые надстройки для создания интернет-магазина. С другой стороны, это не основная идея выбранного вами продукта. А потому функционал в ней ограничен. И как только вам понадобится интеграция с учетной системой, какой-то обмен данными с CRM и другие функции автоматизированной торговой площадки, вы столкнетесь со сложностями, потеряете время. Да и затраты на доработки часто оказываются выше, чем в случае покупки готового интернет-магазина с уже реализованными возможностями автоматизации.

Очень важно, чтобы выбранный вами программный продукт максимально соответствовал вашей идее.

Как найти общий язык с разработчиком

Понимание сути компьютерные информационных систем помогает правильно выбрать разработчика для создания или доработок программного продукта. Людям, которые далеки от компьютерных информационных технологий, часто кажется, что все программисты одинаковы и с ними сложно найти общий язык.

На самом деле, чтобы добиться взаимопонимания с разработчиком, нужно:

Подробнее о том, как на практике применять такое определение компьютерной информационной системы, читайте в следующей статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

СистемаЭлементы системыГлавная цель системы