Что такое система прокторинга
Онлайн-прокторинг:
для кого, зачем и как он работает
Спрос на онлайн-образование постепенно растет, а онлайн-экзамены и сертификаты давно стали нормой. Однако большинство университетов, школ и других учреждений столкнулось с тем, что в удаленном режиме практически невозможно отследить, насколько ученики вовлечены в процесс обучения. Кроме того, при сдаче экзаменов в онлайн-формате у студентов появляется множество возможностей для списывания и других способов облегчения тестирования.
Коронакризис и вынужденный перевод всех студентов на удаленку поставил перед образовательными учреждениями задачу решить проблемы контроля как можно быстрее. На помощь пришли системы онлайн-прокторинга на основе ИИ-технологий (AI online proctoring).
Что такое онлайн-прокторинг
Типы прокторинга
1. Синхронный прокторинг с прокторами
Обычно используется на письменных экзаменах (тестировании). За ходом экзамена в режиме реального времени наблюдает сторонний проктор. Его задача – контролировать прозрачность проведения экзамена. Проктор проводит идентификацию личности студента, контролирует соблюдение всех процедур и может комментировать действия студента в специальном чате. Ведется видеозапись с двух потоков: с веб-камеры студента и рабочего стола его компьютера. Проктор может прервать экзамен, пометив его как недостоверный, в случае возникновения перечисленных в инструкции нарушений: например, студент списывает и не реагирует на замечания проктора в чате. Один проктор может одновременно сопровождать экзамен для 6 студентов. Это самый точный, но и самый затратный вид прокторинга.
2. Асинхронный прокторинг с постпроверкой
Идентификация личности, а также весь ход экзамена обеспечивается программно, система в автоматическом режиме отслеживает некоторые запрещенные действия:
1. отсутствие в кадре студента;
2. второй человек в кадре;
3. разговор во время экзамена;
4. подключение второго монитора.
3. Автоматический мониторинг
Мониторинг полностью проходит без участия человека. Его главное преимущество – низкая стоимость. Однако во многих ситуациях человеческое участие незаменимо, ведь даже самый совершенный ИИ может ошибаться.
Как работает прокторинг
Для студента процесс онлайн-прокторинга довольно прост и не вызывает стресса. К примеру, у нас в “Экзамус” (Examus) процесс устроен следующим образом:
Перед началом экзамена
Шаг 1. Система прокторинга запрашивает доступ к камере и микрофону.
Шаг 2. Решение удаленного прокторинга проверяет стабильность интернет-соединения.
Шаг 3. Система прокторинга проверяет наличие второго экрана и все попытки симулировать или имитировать экран.
Шаг 4. Процесс идентификации студента (если все вышеперечисленные требования выполнены), то есть тестируемый должен будет сфотографировать себя и представить его в систему вместе с документом, удостоверяющим личность (это могут быть водительские права, студенческий билет или кредитная карта).
Шаг 5. Начните экзамен и покажите свои знания!
Во время экзамена система онлайн-прокторинга анализирует поведение испытуемого. Если учащимся разрешено пользоваться калькуляторами или бумагой и ручкой в определенных ситуациях – правила системы могут быть соответствующим образом скорректированы. Как правило, системы онлайн-прокторинга отслеживают следующие параметры:
• аномалии в направлении взгляда;
• закрытие части лица;
• наличие других лиц в кадре;
• обнаружение человеческого голоса;
• обнаружение переключения монитора;
• обнаружение вторичных гаджетов;
• обнаружение книг и заметок;
• обнаружение калькулятора (если это не разрешено);
• обнаружение широковещательного ПО;
• обнаружение переключения вкладок в браузере;
• обнаружение сторонних алгоритмов;
• обнаружение невербальной коммуникации.
Решение автоматически помечает все подозрительные действия и добавляет их в отчет. Каждая запись в нем включает разбивку по типу нарушения и соответствующую метку времени.
После экзамена
Система прокторинга собирает и объединяет информацию из всех источников в единую комбинированную запись. После этого программа рассчитывает общую вероятность нарушений во время экзамена: зеленая зона означает низкую вероятность, желтая — среднюю, а красная – высокую. Основываясь на полученных результатах, система Examus способна:
• Показать записи с камеры, микрофона и рабочего стола;
• Показать все возможные нарушения в хронологическом порядке;
• Показать подробную информацию по каждому нарушению (с указанием типа и метки времени).
Главное о прокторинге
Все вступительные испытания пройдут с 11 по 29 июля дистанционно с использованием системы прокторинга.
В формате часто задаваемых вопросов рассказываем вам подробнее о процессе проведения экзамена.
FAQ по прокторингу
Для обеспечения качества и достоверности оценивания в НИУ ВШЭ используются технологии прокторинга (англ. «proctor» – контролировать ход экзамена).
Прокторы, как и на обычном экзамене в аудитории, контролируют, чтобы экзаменуемые проходили испытания честно: выполняли задания самостоятельно и не пользовались дополнительными материалами. Следить за онлайн-экзаменом в реальном времени по веб-камере может как специалист (очный прокторинг), так и программа, контролирующая рабочий стол испытуемого, количество лиц в кадре, посторонние звуки или голоса и даже движения взгляда (киберпрокторинг). Часто используется вид смешанного прокторинга: видеозапись экзамена с замечаниями программы дополнительно просматривает человек и решает, действительно ли нарушения имели место.
Подробнее о технологии проведении прокторинга Вы можете прочитать в инструкции участника, а также в правилах проведения экзаменов с прокторингом.
Базовые инструкции и технические требования указаны в инструкции участника и требованиях к компьютерной технике.
Поступающий не имеет права во время вступительного испытания вступать в разговоры с третьими лицами, использовать справочные материалы (книги, записи и т.д.), любые гаджеты (мобильные телефоны, пейджеры, планшеты и т.д.), наушники, калькуляторы, дополнительные мониторы и компьютерную технику, кроме той, что непосредственно используется для вступительного испытания (за исключением случаев, когда это разрешено правилами конкретного вступительного испытания).
Ваш компьютер должен соответветствовать следующим техническим требованиям.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации «паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. НИУ ВШЭ в ходе прокторинга осуществляет идентификацию абитуриента, проходящего элемент контроля, посредством сопоставления лица и представленного им оригинала паспорта.
Для индентификации личности абитуриентам, указавшим загранпаспорт при подаче возможно предоставление для идентификации личности оригинал заграничного паспорта.
После прохождения идентификации возьмите в руки вашу веб-камеру или ноутбук, если камера встроена, и покажите ваш стол, а также комнату вокруг, сфотографируйте экран монитора и покажите фотографию в камеру. Затем уберите телефон, верните камеру на место так, чтобы вас было видно в окошке на панели прокторинга Экзамус по грудь и приступайте к тестированию.
Если у вас моноблок (камера не снимается), возьмите мобильный телефон, сфотографируйте ваш рабочий стол и покажите фото в камеру. После этого уберите телефон со стола.
Вы можете нажать кнопку «начать тестирование» не позднее чем через 30 минут после указанного в расписании времени старта экзамена. После этого начало экзамена в системе станет для вас недоступно.
Отсчет времени экзамена начинается с того момента, как вы нажмете на кнопку «начать тестирование». Время, затраченное на идентификацию и проверку системой прокторинга, не входит во время экзамена.
В случае технического сбоя оборудования или отсутствия интернета во время проведения экзамена не по вине абитуриента, допускается повторная сдача в резервный день. При возникновении технического сбоя абитуриент должен незамедлительно, в день проведения экзамена, но не позднее 23:59 по московскому времени, проинформировать приемную комиссию по адресу электронной почты о невозможности продолжать экзамен.
Приемная комиссия рассматривает обращение абитуриента, и при подтверждении случая технического сбоя не по вине абитуриента, допускается сдача экзамена в резервный день.
При возникновении сильного шума во время экзамена проктор или система прокторинга отметит это как нарушение, но экзамен не будет прекращен.
При синхронном прокторинге за проведением экзамена наблюдает проктор — специально обученный человек. Задача проктора — не «завалить» абитуриента, а контролировать ход экзамена, и гарантировать достоверность самой процедуры оценивания. Во время синхронного прокторинга у абитуриента есть возможность задать вопрос проктору (не по содержанию экзамена) в чате для общения.
Чаще всего у проктора спрашивают, сколько времени осталось до конца экзамена и что нужно делать, если экзамен закончил досрочно.
При серьезных нарушениях (абитуриент встает с места, открывает посторонние вкладки на компьютере, говорит громко вслух, общается с посторонними лицами, абитуриенту помогают с решением задания, пользуется заранее заготовленными записями, гаджетами, игнорирует комментарии проктора) проктор отметит эти действия как нарушения и отправит абитуриенту предупреждение в чат. При нескольких серьезных нарушениях, если абитуриент не реагирует на замечания, проктор может отметить экзамен как недостоверный.
При асинхронном прокторинге система автоматически запишет ход экзамена без отправки предупреждений абитуриенту. После экзамена сотрудник ВШЭ сможет отсмотреть видео экзамена и подтвердить / опровергнуть возможное нарушение. Сотрудник, который проверяет видеозаписи, знает правила проведения экзамена (чем было можно пользоваться в процессе сдачи: черновики, справочные материалы в бумажном и электронном виде, калькуляторы). Все нестандартные ситуации, на которые абитуриент не может повлиять, рассматриваются с точки зрения здравого смысла и рационального подхода (у абитуриента упала ручка — он наклонился ее поднять, на стол запрыгнула кошка, внезапно заплакал ребенок в соседней комнате, позвонили в дверь и т. д.).
Да, это возможно. Вам придет письмо с приглашением сдать пробный экзамен. Это будет аналогом настоящего экзамена.
Быстро написать по адресу helpexam@hse.ru, в теме письма указав фамилию, регистрационный номер, название экзамена и кратко описать проблему.
Можно. Беспокоиться стоит тем абитуриентам, которые на протяжении всего экзамена регулярно отводят взгляд с экзаменационного задания на посторонние предметы с целью списывания.
Что такое прокторинг и чем полезен на экзаменах, тестировании и в обучении
Хотите посмотреть, чем может быть полезен прокторинг для вашей компании?
Зарегистрируйтесь, чтобы попасть на бесплатную демонстрацию инструмента от Examus!
С вами свяжется менеджер Examus и проведет экскурсию по сервису
Вспомните письменный экзамен в университете. В аудитории тишина, преподаватель следит за каждым движением и любая замеченная шпаргалка — означает пересдачу. Такая система оценивания знаний действует до сих пор и далеко не идеальна. Но сдать экзамен как-то иначе было невозможно — пока не появилось онлайн-обучение.
С развитием e-learning лекционные занятия перешли в компьютеры и смартфоны, общение с преподавателями — в чаты. А экзамены начали сдавать в режиме онлайн с прокторингом: проще, объективнее и без лишних разъездов. Например, наши партнеры компания Examus создали технологию, которая помогает анализировать поведение и эмоции пользователей любых онлайн-сервисов с мобильных устройств и компьютеров, даже при слабых каналах связи. Что же такое прокторинг, для чего он нужен и как его пройти с первого раза, не искушая судьбу и проверяющих — читайте в нашем материале.
Что такое прокторинг
Прокторинг — это процедура контроля на онлайн-экзамене или тестировании, где за всем процессом наблюдает администратор — проктор. Он следит за действиями экзаменуемого с помощью веб-камеры и видит, что происходит на мониторе его компьютера.
Такая технология позволяет подтвердить личность кандидата, объективно оценить его знания, исключить шпаргалки и прочие уловки на экзамене. При этом испытуемый и проктор могут находиться в разных уголках планеты.
Впервые прокторинг стали использовать в Америке в 2008 году. Компания ProctorU, которая и создала эту систему, использовала прокторинг для дистанционного контроля за экзаменом. Тогда за студентами следил администратор через веб-камеру и самостоятельно фиксировал все нарушения.
С тех пор технологии ушли вперед, многое автоматизировали и прокторинг стали проводить 3-мя способами:
Так проходит тестирование с прокторингом на digital-платформе Finassessment
Прокторинг исключает любую заинтересованность учебного центра в результате экзаменов. Так как проктор — это не экзаменатор, а независимое лицо. Он не участвует в учебном процессе, но принимает экзамен и следит, чтобы он прошел по всем правилам. Проктором может быть как специально обученный специалист, так и независимый преподаватель из другой учебной организации или частной компании.
Как все проходит и что нельзя делать во время прокторинга
Онлайн-экзамен или тест с прокторингом можно пройти где угодно. Главное, чтобы в помещении был хороший интернет, под рукой — исправный компьютер и веб-камера. Также придется установить на ПК специальную программу для записи с экрана и соблюдать простые правила и процедуры.
Чтобы пройти экзамен с прокторингом, студенту нужно:
Во время экзамена можно пользоваться рукописными конспектами с курса и звонить проктору в случае технических неполадок (если отключили свет, пропал интернет).
При этом запрещено:
При любом нарушении проверяющий пишет замечание кандидату. А если грубых нарушений было несколько или студент не реагирует на предупреждения — проктор может прервать экзамен досрочно или вовсе его аннулировать.
Где используется прокторинг
Систему прокторинга применяют не только в онлайн-обучении, но и в аттестации и тестировании специалистов на предприятиях. За что особенно полюбился не только учебным центрам, но и бизнесу.
Вот основные 3 области его применения.
Примеры использования прокторинга
Линейные сотрудники Сбербанка периодически проходят онлайн-курсы в корпоративном университете, а экзамены сдают дистанционно с прокторингом. По результатам такого обучения треть специалистов получают повышение или подключаются к новым проектам банка.
Поисковая система Яндекс также перешла на подобную практику. С июля 2019 года получить сертификат по Яндекс.Директу можно, только сдав экзамен с прокторингом. При этом нужно пройти дополнительную авторизацию в системе и выдержать часовой тест с автоматическим видеонаблюдением.
Наша академия использует систему прокторинга с 2014 года в нескольких сферах.
Советы, как сдать экзамен с прокторингом
Если вам предстоит сдать экзамен с прокторингом — не волнуйтесь. Все пройдет гладко, если придерживаться простых советов.
Несмотря на то, что система прокторинга очень требовательная и бывают разные технические трудности — у нее есть ряд преимуществ. Прокторинг не даст пройти тест без реальных знаний или получить сертификат за другого или несуществующего специалиста. При этом система контроля существенно экономит время и финансовые ресурсы как специалистов, так и компаний.
Экзамен с прокторингом — это единственная альтернатива очного экзамена, которая сохраняет прозрачность и качество самой процедуры. И как показывает практика, количество нарушений на экзаменах с прокторингом намного меньше, чем на очных. Во-первых, это обусловлено незаинтересованностью прокторов в результатах экзамена. А во-вторых, сами студенты относятся к испытанию более ответственно и ведут себя спокойней, находясь в привычной обстановке.
Легкого вам прокторинга и высоких баллов на экзаменах!
Списать не дам: что такое онлайн-прокторинг и как он работает
Что прокторинг представляет собой сегодня
Об экспертах:
Прокторинг — это процедура контроля за ходом дистанционного испытания (в английском языке «proctor» — это наблюдатель на экзаменах в вузе).
Это понятие уже достаточно хорошо знакомо не только экспертам. Но как он обеспечивается на самом деле и какой ценой? Необходима ли нам такая тотальная система контроля?
Исследователи выделяют следующие прокторинговые системы.
Он осуществляется путем отслеживания приложений, с которыми работают учащиеся на своих ПК, и переключений на другие сервисы во время экзамена.
Например, с помощью приложения «Блокировка браузера» закрывается доступ к другим приложениям во время экзаменов.
Так, онлайн-контроль происходит без экзаменатора, без участия человека. Записываются видео и звук, автоматически выявляется подозрительное поведение человека и фиксируются нарушения. За грубое несоблюдение правил (подмена экзаменуемого, копирование заданий) программа автоматически блокирует доступ к системе.
Реализуется аналогично пассивному, но с добавлением мониторинга в режиме реального времени. Один проктор (наблюдатель) может следить за несколькими учащимися одновременно.
Ограничения и последствия онлайн-прокторинга
Возможности прокторинга ограничены, что иногда вынуждает изменять процедуры многих экзаменов и усложнять их техническое оснащение.
Так, осуществление онлайн-контроля предполагает упрощение заданий экзамена. Это связано с сокращением времени на обдумывание ответов и соблюдением ряда ограничительных мер. Также не все экзамены возможно осуществлять в дистанционном формате.
Согласно апрельскому опросу НКО Educause, главными проблемами, с которыми сталкиваются образовательные учреждения во время внедрения прокторинговых систем, являются стоимость онлайн-контроля (58% респондентов), а также обеспечение конфиденциальности данных учащихся (51%).
Казалось бы, пандемия предоставила прекрасный шанс «переключить» образование на дистанционный формат, но именно вынужденный форсированный перевод процесса в онлайн выявил неподготовленность к этому преподавателей, учащихся, всей системы образования в целом. Он же позволил акцентировать внимание на связанных с этим проблемах, одной из которых является сама оценка.
Кто выступает против онлайн-прокторинга и почему
В некоторых университетах отказываются использовать прокторинговые системы из-за дороговизны процедуры. В России, например, рынок онлайн-прокторинга вообще не развит: на прокторинг вузы выделяют только около 5% своих расходов на онлайн-образование. Также многие эксперты отмечают, что эта технология не является полноценной заменой классической процедуры экзамена. Так, в связи с пандемией коронавируса руководство многих университетов стремилось отсрочить курсы и итоговые экзамены для дальнейшего возобновления процесса обучения в традиционном формате.
Такого же мнения часто придерживаются и сами учащиеся. К примеру, в Техасском технологическом университете (США) студенты негативно отнеслись к введению прокторинга, который воспринимался ими как вторжение «большого брата» в личную жизнь. Учащиеся университета Тилбурга (Нидерланды) создали петицию, призывающую отменить использование прокторинговых систем.
Чем внедрение прокторинга напоминает компьютеризацию шахмат
Любопытно, что проблема имеет место в совершенно, казалось бы, не родственной деятельности, а именно — игре в шахматы. И там можно считать, ситуация уже подходит к своему логическому завершению: внедрение разных программ против читинга (или «читерства»), т.е. мошенничества, приводит к изменению классических шахмат.
Началось все в конце XX века: сначала компьютер победил чемпиона мира Гарри Каспарова в блиц, потом обыграл его в одной из партий матча в классические шахматы, и наконец, выиграл сам матч. Само по себе это было бы не страшно, но параллельно практически линейно снижалась стоимость владения шахматным помощником за счет общего развития ИТ.
С тех пор любой человек, который умеет ходить фигурами и записывать ходы, может обыграть очень сильного гроссмейстера, если у него в доступе будет компьютер с установленной программой.
Таким образом, компьютерные технологии предоставили новичкам новые возможности для читинга — пользования программами во время игры и обращения за советом к профессионалу или просто человеку, имеющему доступ к компьютерным сервисам.
В ответ начали появляться различные модификации классических шахмат. К примеру, шахматы Фишера-960, шахматы с выбранной случайной расстановкой фигур, которые не предоставляют игрокам возможности использовать заученные ходы в начальной части партии. В итоге было создано множество радикальных модификаций классических шахмат, которые фактически представляют собой уже новые игры с сохранением только внешнего вида и основных принципов (к примеру, гексагональные шахматы Глинского, шахматы Капабланки).
Самих же турниров по классическим шахматам проводится все меньше. Так, согласно статистике сайта «Результаты шахматных турниров» (РШТ), в марте 2020 года в России состоялись 175 шахматных турниров, из которых «классика» составила только 38 состязаний, остальное — рапид (в большей степени) и блиц.
В итоге статус-кво в шахматах сейчас таков.
Если применить «шахматные» выводы к образованию, то напрашивается почти полная аналогия. Реально применимы лишь четыре сценария использования онлайн-режима оценивания:
Но ставить вопрос о качестве прокторинга в целом преждевременно, так как процесс оценки в онлайн-режиме меняет в принципе подход к оценке и к ее процедурам. К тому же в связи с переходом на дистанционный формат обучения многие студенты находятся в состоянии стресса и беспокойства, и дополнительный контроль может только навредить.
Прокторинговые системы особенно эффективны в рамках корпоративного обучения, когда нужно охватить большое число экзаменуемых, находящихся, например, в разных уголках страны и мира, или же когда крупной компании необходимо провести оценку большого числа своих сотрудников.
Таким образом, возможности применения онлайн-оценивания действительно ограничены, и можно предполагать, что в самое ближайшее время статус-кво онлайн-тестирования будет сильно изменен.
Что такое прокторинг и как организовать и сдавать экзамены, сидя дома
В этом году сдавать экзамены и зачеты всем придется онлайн. Как организовать процесс, как контролировать, чтобы не списывали, как ставить оценки и что такое прокторинг? Рассказываем, к чему быть готовым и как настроить процесс.
Опыт проведения онлайн-экзаменов в России и в мире уже есть. Многие годы это делается на массовых открытых онлайн-курсах. В рамках дистанционных программ вузы и цифровые платформы научились проводить экзамены и решать технологические вопросы, связанные с идентификацией личности учащихся, с выполнением требований экзамена. Эта технологическая часть уже решена.
Но в конце этого учебного года нам предстоит резкое масштабирование. Раньше в течение одного семестра онлайн-экзамены сдавали несколько десятков тысяч студентов. И технологии позволяли это делать. Сегодня для прохождения всеми вузами этого испытания придется обеспечить работу сотен тысяч студентов и в короткий промежуток сессии.
Самое главное для вуза — перенести содержание экзамена в онлайн-форму, содержание, которое изначально не спроектировано для проведения в дистанционном формате. Это значит, что необходимы изменения, связанные с самими заданиями, с адаптацией контента заданий и формата ответов, с изменением условий, при которых студенты решают те или иные задания. В удаленном формате лучше давать задания, требующие от студента не просто знаний, а умения их быстро применить для конкретной задачи.
Вузу и преподавателю следует рассмотреть альтернативные решения. Можно отказаться от экзаменов в пользу других форм оценки знаний, например, проектной работы или накопительного итога к концу семестра. Университет 20.35 развивает решения, которые позволяют по каждому студенту накапливать цифровой след, информацию о том, как работал студент, насколько он был вовлечен в решение задач, какие были промежуточные результаты, чтобы можно было быть уверенным, что именно этот студент проявил должные знания и умения в процессе работы. Многие университеты смогут этой возможностью воспользоваться, особенно, если информационные системы вуза позволяют собирать такую информацию.
Университет 20.35 считает, что экзамены в ближайшем будущем могут исчезнуть совсем. Они будут распределены во времени, мы постоянно будем иметь информацию о том, каких результатов достиг обучающийся. Мы сегодня работаем над технологиями, которые позволяют оценивать студента по его реакции на контент и на задания. Используя обратную связь от студента, наблюдая за его эмоциями, за тем, насколько он вовлечен в процесс, как он взаимодействует с контентом, можно узнать действительно ли он усвоил материал и изучил дисциплину, понимает ли он материал и как решать ту или иную задачу.
Но важно не забывать, что экзамен — это всегда испытание, это важная цель. Достижение цели, оценка – это мощный мотивационный фактор. Если откажемся от экзаменов, нам нужно будет по-другому научиться работать с целями и мотивацией студентов. Например, через вовлечение студентов в решение реальных задач, реализацию собственных проектов.
Мы ежедневно общаемся с сотнями вузов, тесно работаем с горячей линией Министерства науки и высшего образования. Минобрнауки обозначило позицию: университеты вправе отказаться от государственного экзамена. Мы провели опрос руководителей вузов в закрытом режиме, а также задали те же самые вопросы через канал «Научно-образовательная политика».
На вопрос «Ваш вуз готов к проведению итоговой аттестации студентов с помощью дистанционных технологий?» 57% читателей журнала ответили «Да», а 43% признали, что не готовы.
На вопрос «Вы знаете, как работает система прокторинга при проведении онлайн-экзаменов?» утвердительно ответили 39%. 61% представителей вузов оказались не знакомы с этими технологиями. А скоро всей системы высшей школы предстоит столкнуться с прокторингом.
Прокторинг – это процедура наблюдения и контроля за дистанционным испытанием (от англ. «proctor» – человек, который следит за ходом экзамена в университете).
При этом 66% вузов не планируют отказываться от проведения госэкзамена. В то же время ряд ведущих университетов, в том числе московские университеты готовы отказаться от проведения в 2020 году государственного экзамена.
Данные этого опроса коррелируют с результатами закрытого опроса. Мы опросили больше 200 университетов и выяснили, что от государственного экзамена планируют отказаться далеко не все, несмотря на то что такое послабление есть.
Студенты 423 российских вузов оценили качество оперативной обратной связи с кафедрами, деканатами и ректоратам. 64% считают обратную связь отличной, 27% — приемлемой и 9% считают качество обратной связи плохим. Этот опрос мы провели неделю назад и связались со студентами, которые оценили качество обратной связи с вузом как «плохое». Выяснилось, что университеты пошли самостоятельным путем и использовали собственные IT-разработки. И перегрузили свои серверы. Основные проблемы наблюдаются именно по этой причине.
У нас пятилетний опыт вступительных испытаний, промежуточных аттестаций и защит в онлайне на платформе Росдистант. В 2016 году диплом в онлайне защищали 388 человек, в 2019 году — 925 человек. В 2020 году на защиту в режиме онлайн планируется вывести 4660 человек.
В личном кабинете студента в Росдистанте указаны курсы, которые студент проходит, как он продвинулся в освоении курса, сколько набрал баллов. Дальше формируется отчет, ведомость, электронная зачетная книжка. Если студент вовремя не набрал нужное количество баллов, проводится повторная промежуточная аттестация, студент повторно подключается к курсу и в течение года может набрать недостающие баллы. Если он не прошел повторную промежуточную аттестацию, то проводится проверка знаний через вебинарную площадку, где собираются члены комиссии. Студент сдает экзамен в формате видеокоммуникации с членами комиссии.
В этом же формате проводится защита выпускных квалификационных работ, сдача госэкзамена.
Самое главное в этой истории — обеспечить аутентификацию при прохождении вступительных экзаменов, высокий уровень прокторинга. Программа сверяет внешность студента на экране, сопоставляет его с фотографией, изначально загруженной в систему. Присутствие членов комиссии возможно в онлайне одновременно или по отдельности.
Такая система дает не меньший уровень защиты от подсказок, как если бы студент находился в аудитории. Студента видит сотрудник центра тестирования, видят члены комиссии. Сама процедура экзамена записывается на камеру и хранится длительное время. Всегда можно посмотреть, куда глядел студент и что он делал руками.
Экзамен с билетами на столе уйдет в прошлое. В качестве экзамена будут восприниматься постоянные перманентные системы оценки, такие как балльно-рейтинговая и накопительная, портфолио, результаты разработок студентов.
Сейчас на рынке есть несколько прокторинговых решений и все они позволяют контролировать процедуру экзамена. Они получают доступ к компьютеру студента, видят, что происходит в браузере, следят, пользуется ли студент сторонними приложениями. Есть возможность в онлайне наблюдать за студентом по вебкамере, смотреть чтобы он не списывал, и предлагать ему различные упражнения. Есть возможность подключать камеру мобильного телефона, чтобы показать, что происходит вокруг.
Сейчас уровень доверия к прокторинговым сервисам недостаточно высокий. Но используемые технологии затрудняют списывание. По опыту проведенных вступительных экзаменов — уровень списывания не больше, чем в аудитории. А возможно и меньше, потому что есть возможность сохранить запись экзамена и вернуться к ней позже. Все это позволяет сохранить высокий уровень честности и высокий уровень доверия к экзаменам с прокторингом.
Многие вузы пользовались прокторингом еще до перехода на дистанционное образование. В некоторых случаях это необходимо, например, когда тысячи студентов проходят массовый экзамен или при проведении Олимпиад для участников со всей страны. Сомнения у партнеров возникают только с точки зрения технологического обеспечения. Прокторинг для многих еще остается «страшным зверем», который требует больших вложений и технических ресурсов. На самом деле сейчас прокторинговые сервисы работают достаточно оперативно, интегрируются с LMS-системами.
Сейчас у вузов еще есть время, чтобы подключить прокторинговые сервисы и провести экзамены в онлайн-формате вместо того, чтобы переносить их или отменять. Формат контроля знаний скорее всего будет в виде записи проектных работ или цифрового следа. В сегодняшнем виде экзамен показывает наличие знаний, а это уже не актуально.
На своем опыте могу сказать, что большинство людей не склонны списывать, если знают, что их контролируют и может последовать наказание. Поэтому эффект от прокторинга — контрольно-психологический. 90% студентов будут лучше готовы к экзамену только потому, что будут знать, что списать сложно.
Когда мы говорим про онлайн-экзамены, мы имеем в виду онлайн-тесты. Это самая простая практика. Прокторинг можно сделать и на устный экзамен, и на письменный экзамен. Можно контролировать практические навыки работы на компьютере с программами. Самое сложное — экзамены по специальностям, которые не имеют отношения к компьютерам, например у медиков.
Когда мы осознали, что итоговую аттестацию предстоит проводить в онлайн-формате, все проблемы разделили на три составляющие: информационная, коммуникационная и организационная.
Самое простое решение нашли для информационной задачи. В вузе функционирует своя система LMS и система тестирования — «АСТ-тестирование». Основная информационная задача решалась через личные кабинеты студентов и преподавателей и через личные кабинеты партнера. В личном кабинете преподаватель может размещать задания, студент – результаты и накапливать цифровой след.
Для коммуникаций мы использовали Zoom, Microsoft Team и группы в социальных сетях. Студентам и преподавателям мы предоставили свободу выбирать наиболее удобные каналы коммуникаций.
Экзамены в школе и в университете определенным образом готовят к более сложным экзаменам в жизни, поэтому они должны остаться. А очень серьезное подспорье для качественной оценки на экзамене — это цифровой след.