Что такое сказка для 2 класса
Определение и отличительные признаки сказок для детей 2 класса
Сказочные истории раньше сопровождали людей всю жизнь: их рассказывали детям и взрослым, передавая с их помощью народную мудрость. Эти истории были волшебными и бытовыми, короткими и длинными, смешными и поучительными. Признаки сказки во 2 классе изучаются подробно. Они позволяют выделить важные черты и особенности такого произведения.
Общие сведения
В литературе для 2 класса определение сказки дается следующее — это один из фольклорных жанров, существующий во всех культурах, это занимательный и увлекательный рассказ о приключениях, смешных ситуациях, удивительных событиях, волшебстве и т. д. Главное отличие сказки — она не может произойти в реальном мире, хотя написана так, будто описываемые события были на самом деле.
Само слово произошло от древнерусского «казать». Сначала сказка обозначала список или точное описание. В современном смысле (то есть вымышленная история) слово начали употреблять в письменных источниках только в XVII—XIX вв. До этого времени короткий и занимательный рассказ называли басней. Сказка может быть:
Отличительные признаки
В зависимости от жанра сказки могут иметь различные признаки. Например, бытовые истории обычно довольно короткие и наделены простым смыслом (не жадничай, будь добрым, уважай старших). Признаками волшебных сказок являются:
Если необходимо отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе, нужно ориентироваться на саму историю, ведь сюжеты имеют много отличий. Для большей наглядности можно использовать презентацию о признаках сказки для 2 класса.
Люди всегда рассказывали сказки — сперва в виде мифов о богах, затем для развлечения.
Разобрав приметы сказок во 2 классе, можно увидеть, почему эти произведения были важны и в чем заключались их особенности.
Что такое сказка простыми словами и какими бывают сказки в литературе
Привет из самого далекого прошлого.
Сказка – это жанр устного народного творчества. Все сказки повествуют о вымышленных событиях, герои в них делятся на положительных и отрицательных. Позднее появились литературные сказки – когда писатели, как наш Пушкин, стали сами их писать.
Три типа народных сказок
Бытовые. Описывают через какую-то историю жизнь и быт человека. В них есть три подтипа:
Волшебные. Отличаются от бытовых тем, что в них есть волшебные герои: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Или в них происходят какие-то волшебные события, например, лягушка вдруг превращается в царевну. Мы читаем и понимаем, что так на самом деле не может быть. Два типа:
О животных. Есть сказки про обычных животных, например, про лису, которая выгнала зайца из избы. И есть про необычных (волшебных) животных, например, сказка Ершова про конька-горбунка.
Композиция сказки
Сказки обычно начинаются с «зачина»: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были». Дальше композиция не отличается от таковой в других произведениях литературы:
После развязки еще может быть концовка. Например, у Пушкина: «И я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил».
Для композиции русских и славянских сказок характерны трехкратные повторы. Например, Иван-царевич трижды выходит на бой с чудом-юдом на реке Смородине, старик трижды забрасывает невод в море.
В чем смысл сказок
Я один раз был на конференции по фольклору, там выступала студентка, и ей задали вопрос: «Вот есть сказка про курочку рябу. Как она снесла золотое яичко, дед его не разбил, бабка не разбила, а мышка бежала и разбила. В чем смысл?»
Она не ответила. И никто из студентов не ответил. Мне был 21 год, но я поймал себя на том, что никогда раньше не думал: «А правда, в чем смысл?»
Есть точка зрения, что в сказках через сложные символы передается определенная мораль. Например, золотое яичко – это счастье. Дед и бабка живут и все время ругаются по мелочам – пробуют счастье на прочность. Но оно все-таки не разбивается. А потом вдруг проникает в их жизнь сплетня, как серая мышь, в доме поселяется недоверие – и счастье разбивается.
Курочка сносит второе яичко, но уже не золотое, а простое. Дед и бабка продолжают жить вместе, но прежнего счастья у них уже нет, обычная невзрачная жизнь.
А как вы думаете, в чем смысл сказки «Гуси-лебеди»? Почему мальчика похищают именно гуси (и вообще, откуда гуси-лебеди, как это понимать), а не волки, не змей-горыныч? Почему у бабы Яги ребенок не орет от страха, а сидит, как зачарованный и играет золотыми яблоками?
Какие бывают сказки
Казалось бы, это простой вопрос. Однако далеко не все смогут ответить на него, не заглядывая в учебник.
Что они из себя представляют
В литературе определение следующее: сказка — один из видов народного искусства (фольклора). Прозаическое (реже — стихотворное) произведение, в котором изображаются бытовые, героические или волшебные сюжеты.
То есть это рассказ о магических приключениях. В нем множество событий, которые никак не могли бы произойти в реальной жизни. Почти всегда в нем добро сражается со злом, а честность с коварством. Причем светлая сторона всегда побеждает в конце, прививая читателям мораль и чувство справедливости.
Их различия и подвиды
В присказках невозможно выделить четкие и резкие отличия, они все в какой-то мере взаимодействуют друг с другом. Но несмотря на это, можно составить схему с общими чертами, по которым разделяются типы сказок во 2 классе:
Человек всегда жил рядом с природой, чувствуя с ней крепкую связь, поэтому неудивительно, что звери стали главными героями людских присказок. В них животные наделяются человеческими чертами, умениями и эмоциями.
В то же время у каждого животного сохраняется их образ поведения, «характер». Например: Кот в сапогах умел ходить на задних лапах и разговаривать, но вместе с тем имел тихий, вкрадчивый характер, ловил мышь, в которую превратился великан. Лисы изображаются хитрыми и проворными, а медведи — тугоухими и медленными, неуклюжими, но часто страшными в гневе. Это образы отражают взгляды людей, то, как они видят животных в своей жизни.
Этот тип сказок имеет свою отличительную особенность: люди действуют наравне со зверями, либо являются дополнительными, второстепенными персонажами, которые как-либо реагируют на происходящее.
Кроме того, можно выделить и подвиды, в которых главными героями являются:
Волшебные. Этот вид старше всех других, потому что он зарождался, когда люди только начинали узнавать окружающий мир в подробностях, поэтому все явления, что были необъяснимы и непонятны для них, люди приписывали магическим силам, богам и силам природы (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» принц обращался к ветру и солнцу).
В этих рассказах люди добиваются своей цели, обращаясь к магическим предметам (волшебное зеркало, сапоги-скороходы) или помощникам, которыми обычно служат домашние животные — кошки и собаки. Предметы могут меняться с огромной скоростью, а неживые предметы становятся живыми. Например, Снегурочку изначально вылепили из снега, и она была обычной снежной бабой, но ожила и стала дочерью стариков.
Бытовые. Они рассказывают о повседневной жизни простых людей. «Злом» является нечестный, коварный, несправедливый человек, угнетающий крестьян. Часто это барин, который не заботится о людях и думает только о своих выгодах. Так было, к примеру, в рассказе про Мальчика-с-пальчик, где он боролся с несправедливыми замечаниями и требованиями от управляющего, пока тот не признал свою вину.
Структура произведения
Школьники учатся проводить анализ сказки во 2 классе. Это необходимо, чтобы уметь выделять основные части текста:
Кроме того, сказки бывают:
При этом повторяющиеся сказки заканчиваются после нескольких кругов, а докучные не прекратятся, пока слушателю или рассказчику не надоест.
Как написать свою историю
Можно выделить 2100 примет сказок и во 2 классе, поэтому написание презентации или самого произведения не станет проблемой. Это будет достаточно легко, нужно только соблюдать правила и не забывать про особенности. Наиболее быстро и успешно будет сочиняться рассказ у людей с хорошей фантазией. Если внимательно читать тексты, вполне возможно отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе. Например:
Со знанием структуры и особенностей сказки от обычного рассказа ее сможет отличить каждый. А с помощью фантазии, добавив немного времени и труда, можно создать свою неповторимую волшебную историю.
Презентация по литературному чтению 2 класс «Что такое сказка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект подготовлен учащимися 2 класса ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? Руководитель проекта учитель начальных классов Шик И.М.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях.
Героям в сказках помогают не только волшебные силы, но и предметы, которые обладают сказочной силой.
Цветик – Меч – Ковёр – СЕМИЦВЕТИК КЛАДЕНЕЦ Самолёт
короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.
Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку. Самые известные зачины: «Жили-были….», «В некотором царстве, в некотором государстве…»
сказочные события, происходящие в сказке Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка.
Сказки учат: различать добро и зло справедливости храбрости честности дорожить дружбой
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-705410
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения, 2-й класс
Класс: 2
Тема: Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
Русские народные сказки “Каша из топора”,
“Петушок и бобовое зёрнышко”, авторская французская сказка Ш. Перро “Кот в сапогах”.
Тип урока: комплексного применения различных технологий:метода позиционного обучения, кластерной, игровой, элементы педмастерской с применением мультимедиа, групповой.
1. Через “шаги” метода позиционного обучения продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром и вывести учеников на самостоятельный анализ содержания сказок.
2. Формирование у школьников убеждения, что мир сказок интересен и разнообразен, что каждый читатель может найти в нём близкое и нужное себе.
1. Воспитывать у учащихся интерес и любовь к сценическому искусству, давать правильную оценку таким категориям как добро – зло.
1. Развитие творческих способностей, умений сопоставлять, анализировать.
2. Развитие умений и навыков коллективной работы.
Оборудование: мультимедиа (показ слайдов осуществляется по щелчку), учебник В. Свиридова “Литературное чтение 2 класс”, иллюстрации, листы контроля приложение №1, карточки – задания, костюмы и предметы для инсценировки, выставка “Мои любимые сказки”,пейджи “Руководитель”, “Секретарь”, “Помощник руководителя”.
На доске: число, тема, словарная работа.
1.Организационный момент. Приветствие, напутствие на урок.
2.Метод позиционного обучения.
1 шаг. ТЕЗИС”. Тема урока. Цели урока.
— Можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока?
— “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…” Начало чего прозвучало?
— Социализация. (Работа в группах, обсуждение.)
— Афиширование. (Ответы от каждой группы.)
— Таков вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории.
— Тема нашего урока: “Сказка как вид народной прозы.
Виды сказок.
Русские народные сказки “Каша из топора”,
“Петушок и бобовое зёрнышко”, авторская
французская сказка Ш. Перро “Кот в сапогах”.
— Эпиграф нашего урока: СЛАЙД №2
“Сказка – не сказка без чудес.
Заходи в волшебный лес…”
2 шаг “ПОНЯТИЕ”. Слайд №3
— Секретари получите конверты с заданиями.
/ Задание: Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Сказки бывают двух видов: народные и авторские.
Выражаемая мысль в сказке принадлежит народу.
Сказки бывают: бытовые, о животных, волшебные.
Сказка начинается с присказки. Например: “Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди”.
Начало сказки – это зачин. Например: “Жили – были старик да старуха”.
Затем идет повествование сказки.
Концовка – это последние слова сказки. Например: “… а кто слушал молодец”./
— Перед вами текст. Читаем внимательно текст и выписываем ключевые слова, которые помогут нам при работе на уроке по данной теме.
— Социализация. (Ученики работают в группах и выписывают ключевые слова).
Афиширование. (Представитель каждой группы читает слова, которые они выписали).
— Афиширование учителем. СЛАЙД №3
/Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных,
часто фантастических событиях и приключениях.
Сказки бывают двух видов: народные и авторские.
Выражаемая мысль в сказке принадлежит народу.
Сказки бывают: бытовые, о животных, волшебные.
Сказка начинается с присказки.
Начало сказки – это зачин.
Повествование сказки.
Концовка – это последние слова сказки./
3 шаг “РИСУНОК”. (Изображение при помощи рисунка своего видения темы урока).
— Мы разобрали, что такое сказка, узнали, какие бывают сказки.
Ребята, а кто напомнит тему нашего урока? (Дети читают тему урока на доске).
— Ваша задача: попробовать передать тему урока рисунком.
Как можно тему нашего урока представить в виде рисунка?
— Социализация. (Дети в группах рисуют рисунки).
— Афиширование. (Учащиеся показывают и рассказывают своё видение темы урока в рисунке).
— Афиширование учителем. СЛАЙД №4
— Я представляю сказку в виде солнышка, которое светит и посылает лучики теплоты и добра.
— Тёплые добрые лучики может посылать маленький фонарик, ваша задача эти лучики поймать.
-Сказочные лучики играют на стене,
Поманю их пальчиком.
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот-вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
(Дети ловят лучики на стене).
4 шаг “ПРАКТИКА”. (Работа по содержанию сказок).
— Секретари, получите конверты с заданиями.
-1. Выберите эпиграф к сказкам, покажите стрелочкой.
— 2. Распределите героев по сказкам, укажите стрелочкой.
— 3. Определите вид сказки, укажите стрелочкой.
— 4. Секретари, получите конверты, где написана сказка, которую вы будете читать по ролям.
— Афиширование. Дети по группам читают по ролям.
— 5. Вопросы по содержанию сказок.
1группа. За что сын мельника получил всё “на блюдечке с голубой каёмочкой”?
2 группа. В сказке “Петушок и бобовое зёрнышко” было ли волшебство?
3 группа. Можно ли сказку “Каша из топора” отнести к бытовой сказке? Почему?
5 шаг. “СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО”. СЛАЙД № 5
— Секретари, получите конверты, где написана сказка, которую вы будете инсценировать.
— Социализация. /Учащиеся выбирают реквизит, готовятся к выступлению./
6 шаг “ИТОГ УРОКА”. СЛАЙД №6
И- В чём проявлялся ваш интерес?
Т- Какие творческие задания вам понравились?
О- С кем вы общались, что узнали нового?
Г- Назовите главную мысль нашего урока.
7 шаг “ТЫ МНЕ _ Я ТЕБЕ!” Слайд №7
— Социализация. Учащиеся обдумывают вопрос, который они зададут другой группе.
— Афиширование. Дети задают вопрос, выслушивают ответ и сравнивают его со своим.
8 шаг “ЭКСПЕРТИЗА” СЛАЙД №7
— Секретари, сдайте листы контроля работы членов группы.
— Определите по обложкам виды сказок. (Учитель в это время подсчитывает количество баллов каждой группы).
— Баллы подсчитаны. Учитель выдает сертификаты (охранная грамота для улучшения ответа на уроках литературного чтения, используется только один раз) членам группы, которые получили больше баллов.
— Ребята, мы говорили сегодня о сказках, которые учат добру, смелости, уважению, достоинству. Наш урок мне хотелось бы закончить рецептом
Вслушайтесь в эти слова:
Возьмите чашу терпения, налейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это перемешайте. Потом намажете всё это на кусочек вашей юной жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути.
—Пусть в вашей жизни всё складывается так, как заканчиваются сказки, “где добро побеждает зло”. СЛАЙД № 9