Что такое скорочтение и для чего
Скорочтение — что это такое и как работает: вся правда
Скорочтение является очень важным навыком для самообразования, эта техника позволяет не только быстрее читать текст, но и усваивать его.
Попробуйте прочитать, что-нибудь, не проговаривая слова у себя в голове, а просто воспринимая написанное на уровне мозга. Текст таким образом можно читать сразу целыми абзацами, а информация будет усваиваться даже быстрее.
В прошлом материале мы рассмотрели тренировку памяти при помощи эффективных тренажеров в игровой форме. Сейчас вы узнаете, что такое скорочтение и как вообще научиться такой технике.
Что такое скорочтение
Скорочтение — это особый способ чтения, который позволяет до трех раз быстрее воспринимать текстовую информацию. На русском языке при обычном чтении с проговариванием слов у себя в голове человек воспринимает около 110 — 190 слов в минуту, усваиваемость прочитанного составляет около 50%. При скорочтение человек может воспринимать до четырех раз больше информации, примерно до 700 слов в минуту с той же усвояемостью. Также есть техники, дающие и больший результат — до 1 000 слов, но усваиваемость будет при этом сильно страдать.
Скорость чтения вообще формируется еще в детском возрасте, но ее можно изменить и во взрослом возрасте. Для этого были придуманы специальные методики и различные тренинги. В интернете можно найти множество эффективных онлайн тренажеров для скорочтения.
Немного истории
Тема изучения скорости чтения стала интересной с появлением повсеместного образования и появлением множества различной доступной литературы. Врач офтальмолог Эмиль Жаваль из Франции еще в 1 878 году обнаружил, что при чтении одной строки глаза человека делают три — четыре остановки, не фокусируясь на определенном слове. Это дало повод полагать, что многие слова при чтении мы воспринимаем, не фокусируясь на них, а просто в поле зрения.
Техника скорочтения основана на данном открытии, так, читая текст, необязательно фокусировать свои глаза на каждом слове, а можно читать текст целыми строками и даже абзацами.
Навыки, которые дает скорочтение
1. Воспринимание текстовой информации без субвокализации, т.е. без проговаривания текста у себя в голове.
2. Чтение без возвращения глазами к прочитанному тексту, чтобы перечитать его.
3. Расширение поля зрения восприятия текста. Т.е. увеличивается понимание информации периферийным зрением, благодаря чему текст можно воспринимать в больших объемах. Многие шарлатаны говорят, что можно «прокачать» глаза, натренировать их, чтобы воспринимать лучше — нет, это чушь, не глаза тренируются, а ваша способность восприятия, это происходит на уровне мозга.
4. Улучшение концентрации и развитие внимания.
5. Поверхностное восприятие — чтение. Более быстрое восприятие информации в тексте и не только. Так, люди, у которых развит данный навык, могут быстро находить нужные слова, тезисы, данные в больших объемах текста или графической информации. Играли в игру — найди слово в куче других слов? Вот, это оно.
6. Экономия времени. Так, научившись данной технике, текст будет восприниматься куда быстрее, а время на изучение материала тратится меньше.
7. Развитие мышления и памяти. Больше прочитанного усваивается — память и мышление развивается, как и словарный запас.
8. Ну и, конечно же, так можно тренировать мозг, чтобы быстрее мыслить, понимать информацию и быть всегда на шаг впереди.
Как научиться скорочтению
Этому методу чтения можно научиться на специальных курсах с преподавателем или с помощью специальных онлайн курсов и тренажеров дома самому. На данный момент есть множество тренажеров по скорочтению онлайн, которые при тренировках в 30 — 60 минут в день помогут вам овладеть этой техникой.
В случае, если вы будете заниматься с преподавателем, он будет вас больше стимулировать на получение результата, а если будете заниматься дома, то тренировку стоит подбирать себе ту, которой будет интересно заниматься, иначе можно легко забросить обучение. Поэтому лучше всего заниматься с наглядными тренажерами в игровой форме.
В статье про скорочтение онлайн, вы можете ознакомиться с одними из лучших тренажеров для тренировок и там же найдете специальные курсы, которые рассчитаны примерно на месяц прохождения.
В заключение
Надеюсь вам был полезен этой материал, и вы захотите овладеть техников быстрого чтения, тем более, что с помощью интернета, это сделать действительно легко!
Интеллект и скорочтение
Знаете ли вы, что Наполеон мог прочесть 2 000 слов всего за минуту? Владимир Ильич Ленин за это же время читал 2 500 слов, а Максим Горький – почти 4 000 слов [М. Сю, 2016]. Удивительная способность, правда? На каждом углу пестрая реклама призывает отдать ребенка в школу скорочтения. Волей-неволей начинаешь задумываться о том, действительно ли это такой необходимый в современном мире навык.
Если вы заботитесь о развитии интеллекта своего чада или сами не прочь подтянуть умственные способности, то ответ очевиден. Скорочтение – это не просто техника, которая помогает увеличить скорость чтения, а особенная комплексная методика, которая запускает работу определенных участков головного мозга одновременно.
В чем же связь развития интеллекта и скорочтения? Как раз об этом поговорим в нашей статье. Поехали!
О чем, собственно, речь?
Скорочтение – это способность быстро воспринимать текстовую информацию при помощи особых способов чтения. Прежде чем продолжить нашу тему, давайте определимся, с какой скоростью читаете вы: возьмите любой текст на русском языке, засеките на секундомере минуту и прочитайте отрывок текста за отведенное время.
Сколько слов вы успели прочесть за 60 секунд? Вообще, считается, что обычная скорость чтения текста составляет 120-180 слов в минуту. Другие исследования показали, что эта норма достигает примерно 201 слово в минуту. Если речь идет о норме для учащихся начальных классов, то это от 80 до 158 слов в минуту. При скорочтении показатель вырастает в 3-4 раза и достигает 600 слов в минуту, а при применении определенных методик – до 1 000 слов в минуту [Б. Душков, А. Королев, Б. Смирнов, 2005].
Скорочтение появилось благодаря исследованиям Эмиля Жаваля, французского врача-офтальмолога. Он заметил, что во время чтения глаза совершают определенные движения и при этом делают небольшие остановки (фиксации) несколько раз, которые не зависят от знаков препинания. В 1894 году в печать вышли первые статьи о пользе скорочтения, и таким образом начал усиливаться интерес к этой способности.
В дальнейшем появились первые школы скорочтения и даже применялись специальные аппараты – тахистоскопы для увеличения скорости чтения, но эффект от них был кратковременным [Э. Маркс-Билл, 2013].
На самом деле, умение быстро читать – это не дар, данный с рождения. Скорость чтения зависит от наличия определенных навыков. Вот они:
О том, как развить эти навыки, мы поговорим в конце статьи. А если вам уже не терпится познакомиться с методикой быстрого чтения, загляните на наш курс «Скорочтение». Он, кстати, абсолютно бесплатный.
А читать вообще полезно?
Признавайтесь, вы прочитывали все книги из списка литературы, который вам давали на лето в школе? Первая мысль, когда получаешь этот впечатляющий своими объемами перечень, о том, как вообще это можно успеть прочитать всего за три месяца, а вторая – зачем именно сейчас, ведь еще вся жизнь впереди?
Конечно, здесь речь идет об интеллектуальном развитии и просвещении. Ученые доказали, что чем раньше ребенок научится читать, тем его умственные способности будут выше в дальнейшем. Исследователи Эдинбургского университета и Королевского колледжа Лондона провели эксперимент: они наблюдали за развитием однояйцовых близнецов в возрасте 7, 9, 10, 12 и 16 лет, которые росли в одинаковых условиях.
Выяснилось, что близнецы, читающие с раннего детства, имели лучшие результаты по интеллектуальным тестам, чем их идентичные братья. Проще говоря, чтение напрямую влияет на словарный запас, кругозор и другие умственные способности ребенка.
Вот что об этом говорит Стюард Ричи, ведущий автор исследования: «Чтение помогает обучить детей абстрактному мышлению, т.к. во время чтения они представляют себе других людей, предметы и места. Этот навык полезен в решении других вопросов, например, при сдаче теста на IQ. Кроме того, чтобы научиться лучше читать, нужно много практиковаться и концентрироваться на задаче, что тоже развивает интеллект» [D. McNamee, 2014].
Еще один эксперимент проводился с несколькими типами людей: со взрослыми людьми, которые с детства любили читать; с теми, кто начинал читать позже предыдущих, и с группой людей, которые не умеют читать вообще. Результаты МРТ головного мозга испытуемых показали, что те, кто читал с ранних лет, имели более развитую затылочную долю мозга, чем все остальные, а это значит, что они могут эффективнее других анализировать визуальную информацию.
Эта особенность способствует развитию творческих качеств, помогает планировать и принимать решения более осознанно. Также у данной группы людей были больше развиты теменные доли мозга, т.е. они лучше пишут и воспринимают прочитанную информацию [M. Szwed, P. Ventura, L. Querido, L. Cohen, S. Dehaene, 2011].
Еще одно исследование провели ученые из Университета Ливерпуля. Их объектом исследования стали студенты литературных факультетов. Благодаря измерению их когнитивной активности, было установлено, что у более начитанных и способных к анализу тестов наблюдалась повышенная активность мозга [N. O’Sullivan, P. Davis, J. Billington, V. Gonzalez-Diaz, R. Corcoran, 2015].
Станислас Деан, французский нейробиолог, наблюдал за реакцией мозга детей во время чтения (они читали, находясь прямо в аппарате МРТ). В итоге было замечено, что даже одно прочитанное слово запускает мозговую деятельность. Сначала мозг воспринимает буквы, как картинку или объект, а потом он подключает в работу визуальный код со знаниями о буквах. Получается, что человек сначала видит буквы, а потом уже воспринимает их значение.
Изначально у человека мозг не был «настроен» на чтение, это не дано природой. В процессе чтения через первичную зрительную кору проходит сигнал по веретенообразной извилине, которая ответственна за распознавание лиц. Эта же область мозга отвечает за хранилище знаний о языках [S. Dehaene, F. Pegado, L. Braga, P. Ventura, 2010].
Ученые Университета Эмори выяснили, что во время чтения у человека повышается активность в центральной борозде мозга. В этом отделе нейроны преобразовывают реальные ощущения и размышления. Проще говоря, читатель испытывает эмпатию к герою книги или событию, о котором прочитал, на уровне нейронных изменении, и эти ощущения способны сохраняться несколько дней подряд. Об этом свидетельствуют результаты МРТ участников эксперимента [Emory University, 2013].
А теперь давайте подытожим: чтение обогащает словарный запас, развивает речь, расширяет кругозор, улучшает память и концентрацию, развивает воображение и «тренирует» чувства. Особенно полезно скорочтение для детей: чем раньше ребенок научится читать, тем сильнее у него будет развит вербальный и невербальный интеллект. Все эти факты доказывают многочисленные исследования ученых.
Чтение для мозга подобно силовой нагрузке для мышц: регулярная правильная физическая нагрузка укрепляет мышцы, то же самое происходит и с мозгом человека. А что будет, если усилить тренировки, сделать их более частыми и качественными? Правильно — мышцы начнут расти еще быстрее. Такой же эффект оказывает скорочтение на развитие интеллекта, ведь оно позволяет получать в разы больше информации, чем при привычном темпе прочтения книги, и при этом активизирует работу многих участков головного мозга.
Несколько интересных фактов о скорочтении
При медленном чтении уровень понимания информации составляет 60%, при скорочтении – 80%. Получается, читая текст в обычной скорости, мы теряем 20% информации, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Во время обычного чтения глаз человека делает 12-16 остановок на одной строке, а при быстром – максимум 4 остановки, и этот факт еще раз доказывает, что скорочтение здорово тренирует концентрацию и внимание. При медленном чтении 1/6 часть времени уходит на регрессивные движения глаз, а, как мы уже знаем, устранение регрессии способствует улучшению памяти.
Наполеон Бонапарт в минуту прочитывал 2 000 слов. Оноре де Бальзак мог прочитать роман в 200 страниц за полчаса. Томас Эдисон читал сразу по несколько строк, запоминая текст страницами, благодаря сосредоточению. Вряд ли эти и другие выдающиеся личности обладали навыком быстрого чтения на генетическом уровне. Это результат кропотливого труда и работы над собой, а не врожденный талант [Ю. Жданович, 2019].
Некоторые техники скорочтения действуют по принципу Бритвы Оккама – философского утверждения, что для объяснения явления нужно привлекать минимум предположений. В процессе быстрого чтения читатель старается не тратить время и силы на то, что не обязательно брать во внимание, т.е. отбрасывает «воду» в тексте, исключает механизм проговаривания про себя и блокирует возвратное движение глаз. Проще говоря, при скорочтении происходит более глубокая взаимосвязь подсознания с мозгом в отличие от прочтения книги в привычном темпе.
Многие считают, что скорочтение – это просто чтение в ускоренном темпе, но на самом деле это более сложная интеллектуальная работа, чем может показаться на первый взгляд. Она помогает не просто быстро «поглощать» слова, но и формировать образы, раскладывать информацию. Навык скорочтения в прямом смысле слова способен повысить качество уровня жизни. Все логично: человек получает и обрабатывает в несколько раз больше информации, это увеличивает его плодотворность и, следовательно, повышает его ценность на рынке труда, как профессионала [А. Клименко, 2020].
Развеиваем мифы о скорочтении
Несмотря на наличие доступной информации, вокруг скорочтения до сих пор ходит много споров. Кто-то считает, что это занятие для избранных, а кто-то думает, что оно может и вовсе навредить.
Ирина Пермякова, автор проекта «Развивай Мегаинтеллект», чемпионка по скорочтению в школе Александры Рудамановой, выделяет несколько популярных мифов, которые мешают обучиться технике быстрого чтения:
И еще несколько важных моментов: если вас уверяют, что научиться быстро читать можно за несколько дней – это миф. За процесс обучения данному навыку отвечают определенные структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, которые сформировать за такой короткий промежуток времени невозможно.
Также не стоит надеяться, что, однажды освоив технику быстрого чтения, эта способность останется с вами навсегда. Любой навык требует регулярной тренировки, и скорочтение в том числе. Эффективнее будет прибегнуть к услугам тренера в этой области и пройти соответствующее обучение, ведь сейчас существует множество школ по скорочтению и развитию интеллекта.
Рекомендуем заглянуть к нам на онлайн-программу «Быстрое чтение», где вы научитесь качественно работать с информацией и закрепите умение запоминать изучаемый материал.
Многие считают, что скорочтение заключается в способности читать по диагонали. Такое чтение – один из методов ускоренной работы с текстом. Чтобы его освоить, сначала нужно выполнить основные упражнения, которые тренируют концентрацию, внимание, работу глаз, память, фиксацию взгляда, умение правильно обрабатывать и анализировать большой объем информации, и только потом приступать к диагональному чтению. Как видите, это поэтапный процесс, который подразумевает последовательное развитие интеллектуальных способностей человека и приобретение полезных навыков [А. Полищук, 2021].
Немного практики
Итак, теперь, когда вы окончательно убедились, что скорочтение – это уникальный тренажер для мозга, который по силам каждому, предлагаем перейти от слов к практике. Конечно, курсы и школы по скорочтению помогут вам освоить определенные методики быстрее и эффективнее, чем при самостоятельном их изучении, но любое обучение должно обязательно подкрепляться практикой и полезной литературой. Рекомендуем вам следующие книги:
Юрий Жданович, автор книги «Книгоед. Курс скорочтения» описал поэтапную работу над скоростью чтения. Вот что он рекомендует делать, чтобы добиться максимального успеха в скорочтении:
Интересный метод, который подавляет внутреннее проговаривание текста, разработал Николай Иванович Жинкин, советский психолог и лингвист. Все просто: во время прочитывания текста простукивайте определенный ритм, который отличается от ритма вашей внутренней речи. Так в коре головного мозга вы запустите зону индуктивного торможения, т.е. рефлекс чтения про себя срабатывать не будет.
Многие упражнения для развития скорочтения настолько доступны и универсальны, что их можно выполнять по дороге на работу, в обеденный перерыв и в любую свободную минуту. Например, это: попробуйте читать слова наоборот. Это здорово тренирует концентрацию, ведь чтобы прочитать набор букв, понадобятся определенные усилия [В. Рипа, 2021].
Конечно, техник освоения навыка быстрого чтения очень много, все они направлены не просто на увеличение скорости чтения, а на развитие отдельных интеллектуальных способностей, тренировку определенных зон головного мозга, и при этом методики доступны абсолютно для каждого: не нужно быть гением, чтобы их освоить. Главное – терпение, усердие и понимание, для чего вы это делаете.
Резюме
Скорочтение – это суперспособность, которую может освоить абсолютно каждый. Этот навык будет полезен всем: тем, кто медленно читает, проговаривая каждое слово про себя по слогам; тем, кому необходимо изучить максимум информации за короткий срок. Скорочтение развивает интеллект, тренирует память, концентрацию, внимание, усидчивость, учит работать с большим объемом информации.
Конечно, есть уникальные случаи, когда техника быстрого чтения осваивается интуитивно, но это, скорее, исключение из правил. Чтобы научиться быстро читать, необходимо постоянно практиковаться и быть готовым к тому, что результат не придет сразу. Мы же знаем, что накачать пресс с одного посещения спортзала невозможно. То же самое и с освоением скорочтения: только понимание цели, зачем вам это нужно, и регулярные тренировки помогут прийти к требуемому результату. Как видите, никакого волшебства. Ваша волшебная палочка – это личное желание и усердие, и она в ваших руках.
Желаем удачи и просим поделиться с нами своим мнением:
Почему вам нужно обучиться скорочтению?
Практически каждый человек, интересующийся саморазвитием, приходит к необходимости поглощать как можно больше знаний. Замечали, как, заходя в книжный магазин, у вас возникает мысль: «Боже, как много книг еще хочется прочитать…»? Или после прослушивания какого-то интересного человека, ученого, искусствоведа, артиста, вы начинаете понимать, как немного, в сущности, вы знаете, и как хотелось бы заполнить свои пробелы в эрудированности… В такие моменты обычно хочется найти какое-то магическое средство, способное привести вас к большим результатам.
Если вы смотрели фильм «Области тьмы» (Limitless, 2011), вы наверняка позавидовали главному герою – писателю, принимавшему таблетки, которые в разы повысили активность его головного мозга. Персонаж Брэдли Купера мог учить больше языков, заниматься тем, что ему нравится, более профессионально, быть невероятно продуктивным как физически, так и ментально, и все это с невероятной скоростью. Именно одно такое средство, но не киношное, а более реальное мы с вами обсудим ниже. И речь пойдет о скорочтении.
Призывы к обучению скорочтению можно услышать уже не первые пару лет. Стремление к освоению больших массивов информации становится все более актуальным с каждым годом, т.к. жизнь ускоряется, сфера наших интересов расширяется, а обучение длиною в жизнь становится повседневной концепцией. Соответственно, возникает проблема поиска всевозможных методов максимизации потребляемой информации, среди которых большие перспективы открывает умение быстро обрабатывать много текста.
У нас на сайте вы можете найти бесплатный курс «Скорочтение» и программу «Быстрое чтение», которые могут стать отличными помощниками в обретении такого важного навыка как умение читать быстро и много. Также они помогут улучшить концентрацию и память, подарят вам больше свободного времени, повысят конкурентоспособность на рынке труда и уровень эрудированности.
А мы далее разберемся, как вообще построен процесс чтения, нужно ли учиться скорочтению, и если да (спойлер – да), посмотрим, какие упражнения помогут на этом пути. Поехали!
Что вообще такое «читать»?
Мы часто слышим, «читать нужно много» или «чтение делает нас образованными» или «лучший друг человека – это книга»; цитаты многих исследователей, ученых, популярных людей призывают нас окунаться в невероятные приключения, открывающиеся за дверями книги. Т.е. мы постоянно слышим ответ на вопрос «Зачем читать?» Однако никто и никогда не задает вопрос «А как читать?» Давайте сначала разберемся, как построен механизм чтения, что у нас там по техническому описанию…
Естественно, что основной орган, помогающий нам читать, – это глаза. Конечно, сегодня на рынке чтения значительная доля отводится аудиокнигам и подкастам, но все же популярность бумажных книг не может быть оспорена и подтверждается некоторыми научными исследованиями, демонстрирующими ее выигрыш [M. Heid, 2018].
Процесс чтения заключается в движении глаз, которое подразделяется на три вида:
Казалось бы, наши глаза при чтении используют разные виды указанных движений, но если разбираться в данном процессе структурно, то на самом деле наши глаза совершают непроизвольные быстрые, толчковые движения в определенном ритме, называемые саккадами. Также вы могли заметить, что помимо постоянных движений (саккад) мы еще и останавливаемся, делаем паузу на каком-то слове, и это называется фиксацией. И, наконец, третьей составляющей этого процесса является обработка когнитивных данных, когда вам нужно осознать, что вы только что прочитали. Фактически, эти три мини-процесса составляют более комплексный процесс чтения.
Важно знать, что область нашего взгляда делится также на три области:
При фиксации работает в основном фовеальное зрение, периферическое же в основном отдыхает.
Теперь обратимся к тексту, который мы читаем. Текст – это любая последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию [В. Руднев, 1997]. Он состоит из слов, которые подразделяются на слова содержания, передающие основной смысл, и функциональные слова (предлоги, союзы, артикли и т.д., т.е. грамматические единицы, связывающие слова содержания). Исследование показывает, что наше визуальное внимание в большей степени фиксируется на словах содержания [A. Schmauder, R. Morris, D. Poynor, 2000].
Помимо саккад, фиксации и когнитивной обработки, мы сталкиваемся еще и с регрессиями или возвращением к прочитанному материалу. Это происходит довольно часто, особенно на начальных этапах, когда мы только приступаем к чтению и пытаемся сконцентрироваться на материале. У более продвинутых читателей регрессии занимают не более 15% времени, посвященного чтению. Также регрессии могут быть нашими частыми попутчиками, если мы читаем какую-то научную литературу, что-то, чего до сих пор никогда не знали, т.е. создаем новые нейронные сети.
В целом, как указывает видеоблогер, автор и предприниматель Томас Франк, человек читает от 200 до 400 слов в минуту, что является средним показателем. Все, что идет свыше этой нормы, считается чтением с потерей понимания [Th. Frank, 2015]. И здесь встает вопрос: а что важнее для вас? Что хотите получить вы, прочитав книгу: еще один «трофей» на полке или смысл, извлеченный из прочитанного?
Известный режиссер Вуди Аллен как-то сказал: «Я окончил курсы скорочтения и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию». Из этого высказывания становится понятно, что режиссер не очень положительно настроен по отношению к скорочтению. Но действительно ли можно говорить о проблеме потери смысла и понимания?
Скорочтение – браться или нет?
Наш ответ: однозначно да! Дело в том, что «читать бегло» и научиться скорочтению – это две разные вещи. Скорочтение предполагает освоение материала при потере понимания не более чем на 10%. По сути, если вы вспомните любую из прочитанных книг, вы, конечно, не ответите на все вопросы, касающиеся содержания. При правильном обучении технике скоростного чтения вы рискуете потерять совсем немного, но при этом значительно выигрываете во времени.
Почему же скорочтение для взрослых так важно?
Во-первых, человеку, который сталкивается на работе с большим количеством текстов и которому нет нужды вдаваться в подробности либо анализировать какие-то детали материала, если ему нужно просто оценить то, что написано, то скорочтение для него незаменимый навык. Данное умение называют еще «сканированием текста», что довольно точно передает смысл данного действия.
К примерам таких профессий можно отнести журналиста, писателя, редактора, копирайтера, научного работника и т.д., т.е. всех тех, кому периодически нужно знакомиться с новыми текстовыми данными.
Во-вторых, если взрослый человек решает для себя тратить ежедневно определенное время на чтение, то подходить к этому нужно с умом. Мы думаем, вы согласитесь с нами, что не существует людей, читающих исключительно один вид литературы: только художественную, только научно-популярную или только серьезные научные публикации. Соответственно, приоритетность каждой книги также отличается.
Если вы столкнулись с научно-популярной книгой, не включающей очень много научных объяснений, фактов и сложных концепций, то вы можете воспользоваться скорочтением и прочитать ее быстро и с достаточным уровнем осознанности. Так вы сможете уделить больше времени тому, что считаете более важным для себя.
В-третьих, многие люди, овладевая навыком скорочтения, начинают читать как можно больше литературы из самых разных областей, начиная программированием, заканчивая музыкальной теорией. Да, конечно, чем в больших сферах мы разбираемся, тем более интересной и эрудированной личностью мы становимся. Но в предыдущем предложении ключевое слово все же «разбираемся».
Задача чтения не заключается в том, чтобы читать как можно больше. Чтение – это процесс, который делает нас более глубокой и фундаментальной личностью, поэтому используйте скорочтение с умом – углубляйтесь в тему, которая кажется вам наиболее полезной, увлекательной. Не разбрасывайтесь по разным сферам знания. Держитесь одной генеральной тематики, это однозначно принесет вам больше дивидендов за счет роста интеллектуального капитала.
Кстати, очень интересный ролик о том, как подходить к процессу чтения правильно, вы посмотрите ниже:
В-четвертых, скорочтение позволяет улучшить концентрацию и внимание. Известно, что чтение в общем является отличным инструментом по тренировке внимания, а скорочтение – это процесс, требующий еще большей сфокусированности.
Так, нейропсихолог и специалист в области изучения работы мозга Марк Тигелаар в своей книге «Как читать, запоминать и ничего не забывать» указывает на то, что мозг готов потреблять в минуту примерно 800-1400 слов, в то время как в обычном режиме чтения мы воспринимаем 200-400 слов в минуту, поэтому возникает некая «ментальная пустота», которую мозг сам заполняет посторонними мыслями. Так что специалист советует увеличивать скорость, чтобы минимизировать риск проникновения отвлекающих факторов [М. Тигелаар, 2009].
В-пятых, овладев навыком скорочтения, вы станете более уверенным в себе человеком. Зная, что у вас за плечами гораздо больше книг, чем у тех, кто не владеет скорочтением, вы оказываетесь обладателем конкурентного преимущества. Соответственно, вы можете использовать его, показывая более глубокие знания в разных областях.
Формирование мнения строится на опыте получения информации. Следовательно, чем больше качественной информации вы потребляете, тем больше вероятность того, что ваше мнение окажется компетентным и объективным. А при обсуждении какого-то вопроса это всегда чувствуется.
Таким образом, если вы решили познакомиться со скорочтением, советуем вам незамедлительно приступать. Чуть ниже делимся несколькими техниками и рекомендациями о том, как делать это лучше всего.
Скорочтение: с чего начать?
Если заняться поиском различных тренингов или методик обучения скорочтению для взрослых, вы найдете множество вариантов. Среди наиболее популярных и полезных материалов в данной области предлагаем вам следующие:
При выборе одного из данных форматов фактически вы будете обучаться сами, получая рекомендации и техники от специалистов данной области. При этом нужно учитывать разницу в форматах и выбирать то, что вам по душе. К примеру, если вы хотите узнать как можно больше информации о скорочтении, выбирайте курс, где побольше развернутых уроков, если же вас интересует лишь основное – техники и упражнения – выбирайте более сжатые варианты без лишних отступлений.
Однако самое главное – это понять, что скорочтение для взрослых – это не жизненно необходимый навык. Это скорее усовершенствованный навык чтения, позволяющий вам экономить время и быть более эффективным. Поэтому выбирайте данный путь, только если действительно хотите добиться указанных преимуществ.
Более подробно об опыте освоения скорочтения, проблемах, возникающих на этом пути и способах их решения говорит сооснователь 4brain и преподаватель МГУ Евгений Буянов в следующем видеоролике:
Далее мы поделимся с вами техниками и упражнениями, составляющими сущность скорочтения. Конечно, они не могут заменять целый курс скорочтения для взрослых, однако освоив данный материал, вам будет легче при погружении в тематику быстрого чтения.
Упражнения и рекомендации
Если вы приступаете к освоению скорочтения, это не значит, что вы пытаетесь развить в себе какую-то суперспособность – вы лишь пытаетесь овладеть навыком чтения в его более совершенной форме. К примеру, специалист в области развития когнитивных функций, предприниматель Джордан Харри в своем выступлении TED Talks отмечает, что плохой читатель – это не тот, кто читает мало слов в минуту, а тот, кто имеет плохие привычки, связанные с чтением. И чтобы стать эффективным читателем, необходимо их исправить [J. Harry, 2018]
Ниже отметим эти самые плохие читательские привычки:
Субвокализация
Некоторые люди во время чтения произносят каждое слово вслух (кстати, это называется «вокализация»), потому что им так легче усваивать информацию. Это, конечно, довольно редкий и аномальный случай, зато более часто можно услышать, что человек читает все внутренним голосом, «про себя». Это и называется субвокализацией, которая, как и в случае с вокализацией, используется для большего понимания.
Тем не менее, по сути, эти два процесса практически ничем не отличаются, и, что самое неприятное, они оба тормозят наши читательские навыки, ведь, подумайте, если вы уделяете время на то, чтобы хоть и внутри, но произнести слово, вы затрачиваете на это ресурсы. Задача же скорочтения – минимизировать энергию, затрачиваемую на процесс чтения без потери осмысленности. И это возможно.
Попробуйте читать без проговаривания слов про себя. Сначала у вас будет не получаться, вы будете страдать от непонимания и будет появляться ощущение простого скольжения по буквам. Но со временем придет осознанность, и вы поймете, что, по сути, для понимания текста не обязательно его проговаривать.
Есть еще техника, предполагающая, что мы «настраиваем» окружающую среду. К примеру, многие люди для работы или чтения уходят в парк или в кафе. Казалось бы, в этих местах очень много отвлекающих факторов. Однако на самом деле именно в таких местах мозг чувствует себя наиболее расслабленно, потому что ему не нужно искать, чем себя занять – определенное количество таких факторов уже есть, и нет необходимости пытаться избавиться от шума и сфокусироваться, т.к. эти места не настолько шумные и активные (точнее, следует выбирать именно такие спокойные места).
Как же еще может помочь себе взрослый человек при освоении скорочтения?
Регрессии
Как мы указывали выше, регрессии – это возврат к материалу, который вы только что прочитали, но уже позабыли. Проблема здесь заключается в том, что мы теряем концентрацию во время чтения из-за создания автором контекста, который вводится, чтобы погрузить нас в происходящее. Проблема в том, что часто в этом контексте присутствует большое количество «воды». За время погружения в контекст мы теряем концентрацию и пропускаем даже ключевые моменты, из-за чего вынуждены потом возвращаться.
Как же решить данную проблему? Возвращаемся к привычке из детства. Помните, когда мы читали, поддерживая строку линейкой? Зачем мы это делали? Конечно – чтобы сохранить концентрацию, не «расплываться» по всему тексту, а быть максимально внимательным. Почему бы не применить эту технику и сейчас?
Чтобы избавиться от регрессии, возьмите любой объект (пластиковую карту, ту же линейку, чехол от телефона и др.), чтобы закрыть отвлекающую часть текста и сфокусироваться на том, что вы читаете в данную секунду, и ни в коем случае не позволяйте себе возвращаться к уже прочитанному материалу. Со временем вы заметите, что этой необходимости и вовсе не будет.
Еще одной плохой привычкой также является уже знакомое нам понятие.
Фиксации
Вы уже знаете, что наши глаза останавливаются после каждой саккады, занимающей в среднем от 2 до 5 слов. После этого мы посвящаем время фиксации и когнитивному осознанию. Однако на это также тратится очень много времени. Понимание текста возможно и в режиме непрерывного чтения.
Чтобы читать непрерывно, используйте свой безостановочно движущийся палец либо ручку и водите плавно от слова к слову, не сбавляя скорость ни при каких обстоятельствах. Тогда вы увидите, что ваша скорость возрастет, и вы одновременно не потеряете в осознанности.
Помимо этого, многие учатся скорочтению в мобильных приложениях, которые предлагают автоматическую подсветку слова, заменяющую палец или ручку. Подсветка идет в определенном ритме от одного слова к другому, и у читателя не остается другого пути, как следовать этой подсветке. В результате, фиксации пропадают, а скорость увеличивается.
Еще одним советом по избеганию фиксаций является популярное средство разделения области чтения на несколько секций, в частности, на три. Сущность данной техники заключается в чтении слов в середины первой секции, затем скачке на середину второй секции и на середину третьей секции. Все остальные слова должны быть зафиксированы периферическим зрением, вот почему его важно развивать [T. Ferris, 2017].
Тем не менее, помимо техник и упражнений существует один метод, который должен сопутствовать всему упомянутому – читайте много. Читайте часто, читайте на разную тематику, читайте, борясь с собой. Чем больше опыта чтения вы будете иметь, тем больше словарного запаса и знаний у вас будет в багаже, что позволит читать качественнее и быстрее, ведь некоторые термины будут уже знакомыми и понятными, а использование определенных словарных оборотов не будет неожиданным [Th. Frank, 2015].
Таким образом, благодаря вышеуказанным техникам и упражнениям для скорочтения вы сможете избавиться от привычек, тормозящих ваш привычный темп чтения.
Итоги
Даже если вы не записываетесь в школу скорочтения для взрослых, существует очень много методик для самостоятельного освоения этого навыка. Однако прежде чем учиться скорочтению, осознайте, зачем вам это нужно. Если вы находите обоснование своего желания, дерзайте! Не забывайте, что поначалу будет непросто, и в этом случае главное не отчаиваться и продолжать работать над собой. Работайте не один месяц, и вы заметите видимые результаты, которые принесут многочисленные преимущества.
Желаем вам успехов и просим ответить на вопрос по теме статьи: