Что такое скороговорки доклад

Проект «Что такое скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи.»

исследовательский проект » Что такое скороговорки», поможет научиться правильно работать со скороговорками.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Что такое скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи.»»

Уватского муниципального района

«Что такое скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи.»

Авторы: Тарасова М.А.

1.1.1 История появления скороговорок ………………………………………….5

1.1.2 Для чего нужны скороговорки и их польза ……………………………….6

1.1.3 Методика произношения скороговорок……………………………………7

Когда я училась в начальных классах я не выговаривала звук «Р». Логопед давала мне различные упражнения для языка, с мамой заучивали разные скороговорки. Спустя какое-то время я стала его выговаривать, но плохо. Тогда мы решили в любое свободное время говорить скороговорки, в которых больше слов со звуком «Р».

Так же играли с мамой и бабушкой кто быстро и четко проговорит скороговорку, было очень смешно, как кто-то коверкал слова пытаясь произнести на первый взгляд простую скороговорку.

Вот так играючи я научилась выговаривать этот звук. Теперь я учусь в 5 классе и стала замечать, что в нашей школе много детей которые плохо выговаривают много звуков, «съедают» окончания в словах.
Отсюда задался вопрос, что такое скороговорка и какую пользу они приносят нашей речи?

Актуальность нашего проекта заключается в том, что скороговорки представляют собой эдакий речевой тренажер, возможностями которого пренебрегать просто не разумно.

Проблема исследования – каким образом систематическое заучивание и проговаривание скороговорок будет способствовать развитию речи.

Цель: Узнать, что такое скороговорка и какую пользу они приносят нашей речи.

Выяснить для чего людям нужны скороговорки;

Узнать каких видов бывают скороговорки;

Научиться правильно и быстро произносить скороговорки

Объект исследования – скороговорки.

Изучение специальной литературы.

Обобщение и систематизация материала по данной теме.

Наблюдение за речью школьников.

Продукт проекта: Создание книжки со скороговорками.

1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

История появления скороговорок

Что такое скороговорка?

Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г.)

Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произносить

Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно.
На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

Исследователи фольклора считают, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с целью развития речи, а исключительно для развлечения. При отсутствии телевизора и других современных «благ цивилизации» люди собирались на различные забавы, танцевали, пели, проговаривали скороговорки – в общем веселились. Поэтому скороговорки относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Первое собрание скороговорок впервые опубликовал Владимир Иванович Даль в 1862 году. По его мнению, скороговорки необходимо включить в программу обучения для развития речи. Владимир Даль называл скороговорки чистобайками.

Скороговорки, которые собрал Даль, разные: они бывают короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых – несколько.

Короткие скороговорки: У ёлки иголки колки.
Длинные: Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Скороговорки, похожие на стихи: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели.
Скороговорки с повторяющимся одним звуком: Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
С разными звуками: Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Для чего нужны скороговорки и их польза.

Скороговорки — это эффективный способ для развития: артикуляции и дикции. Скороговорки помогут избавиться от: косноязычия и дефектов речи. Скороговорки сделают вашу речь: выразительной, разборчивой, внятной.

В процессе разучивания очередной скороговорки, можно научиться подходить исключительно осмысленно к тому, что он произносит. Мы начинаем взвешивать каждое сказанное слово, прочувствовать уникальную связь, установленную между словосочетаниями, понимать значение или смысл слов.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения).

Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание.

1.1.3 Методика произношения скороговорок.

Специалисты советуют перед чтением скороговорок разогреть мышцы неба. Для этого нужно в ровном темпе произнести три раза согласные «Г» и «К». Затем с полуоткрытым ртом также три раза произнести гласные «О», «А» и «Э». После этого расслабляем мышцы и представляем, что полощем рот.
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звука [к]: Около кола колокола.
Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком и т.д.

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:

вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки.

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки. В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).

Таким образом можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка и поможет ему при обучении в школе. Есть ситуации, когда, к сожалению, помочь тренировке дикции скороговорки не могут. Их, слава богу, немного, но тем не менее важно понимать: в случаях, если речь нарушена вследствие травмы и/или болезни голосовых связок, а также из-за необратимых процессов в головном мозге, скороговорки будут бессильны.

2.1 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучив всю необходимую литературу, мы решили узнать, у учеников нашей школы, как они относятся к скороговоркам, что это вообще такое и для чего они нам необходимы. Для этого мы провели анкетирование. (Приложение 1) Анкетирование показало, что учащиеся моей школы не знают, как влияют на нашу речь скороговорки, каких видов вообще бывают скороговорки, не знают, как работать с ними и некоторые не знают даже ни одной скороговорки наизусть.

Результаты анкетирования представлены на диаграмме. (Рисунок 1)

Тест показал, что на первый вопрос ответило 83% положительно, на второй тоже, но 50% из них ответили, что скороговорок они знают мало, а остальные 33% ответили, что знают много скороговорок, а 22% не знают вообще. После чего, мы с моим руководителем решили приготовить небольшое мероприятие (Приложение 2), в котором мы рассказали какую роль играют в нашей жизни скороговорки, как с ними работать и для чего они вообще нужны. Проведя работу, мы заметили, что скороговорки заинтересовали всех, особенно тех, у кого есть проблемы с произношением. У всех стало довольно быстро получаться произносить скороговорку, над которой мы поработали.

Что такое скороговорки доклад. Смотреть фото Что такое скороговорки доклад. Смотреть картинку Что такое скороговорки доклад. Картинка про Что такое скороговорки доклад. Фото Что такое скороговорки докладЧто такое скороговорки доклад. Смотреть фото Что такое скороговорки доклад. Смотреть картинку Что такое скороговорки доклад. Картинка про Что такое скороговорки доклад. Фото Что такое скороговорки докладЧто такое скороговорки доклад. Смотреть фото Что такое скороговорки доклад. Смотреть картинку Что такое скороговорки доклад. Картинка про Что такое скороговорки доклад. Фото Что такое скороговорки докладЧто такое скороговорки доклад. Смотреть фото Что такое скороговорки доклад. Смотреть картинку Что такое скороговорки доклад. Картинка про Что такое скороговорки доклад. Фото Что такое скороговорки доклад

После чего мы провели еще раз анкетирование (Приложение 1), которое показало заинтересованность в дальнейшем разучивание скороговорок. Результаты представлены в диаграмме (Рисунок 2)

Как мы видим, результаты довольно высокие. Если первоначально при ответе на второй вопрос были те, кто вообще не знал скороговорок, то теперь они перешли в категорию тех, кто знает, но мало.

Для того, чтобы у моих друзей по школе не было затруднений по работе со скороговорками, мы раздали им памятки по разучиванию скороговорок (Приложение 3) Исходя из практики, можно сделать такой вывод, что, не смотря на темп чтения, не смотря на то, как ты говоришь, произносишь ли ты все звуки или нет, скороговорки легко поддаются разучиванию если соблюдать все правила, и способствуют в дальнейшем правильному произношению слов и обогащению нашего словарного запаса.

Источник

Доклад Развитие речи с помощью скороговорок

Что такое скороговорки доклад. Смотреть фото Что такое скороговорки доклад. Смотреть картинку Что такое скороговорки доклад. Картинка про Что такое скороговорки доклад. Фото Что такое скороговорки доклад

Доклад Развитие речи с помощью скороговорок.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно…

Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется все: машины, интернет и, естественно, человеческая речь. Люди торопятся высказаться, как можно быстрее. А что из этого выходит? Никто их не понимает!

Хотите, чтобы вас понимали? Развивайте дикцию! Нет, не просто чёткое выговаривание буквы «р». А именно четкую, размеренную речь, смысл которой не теряется в «проглоченных» окончаниях и подобных изъянах.

Многие дети в школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная и они не могут выговаривать некоторые звуки. Есть один весьма простой и несколько забавный способ для того чтобы усовершенствовать дикцию ребёнка – это скороговорки.

История скороговорок начинается со времён Древней Руси, но при этом они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах Европы и Азии, которые обладают богатейшим фольклором.

Еще в старину были придуманы скороговорки.

Сейчас легко можно найти скороговорки на английском, французском, арабском, польском языках не только в книгах, но и на интернет-сайтах, которые специализированны на эту тему. Детские скороговорки являются отличным помощником в развитии чувства рифмы и силы голоса, они сделают темп речи идеальным, а речевое дыхание совершенным.

Дети очень любят скороговорки, так как детские скороговорки наделены своим сказочным, забавным смыслом.

С раннего детства нам запомнились весёлые скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова.

Карл у Клары украл кораллы.

Чем же они поразили наше воображение, что остались в памяти на всю жизнь? Маленький человек в своём речевом развитии проходит несколько этапов, но уже на первом, в возрасте 6 месяцев, он начинает улавливать, перенимать и познавать все элементы звучащей речи. И это не только звуки (фонемы), но и темп, ритм и мелодика.

А разве всего этого нет в скороговорке? Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытывать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймёшь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого.

Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.

Но проходит время, ребёнок подрастает и встаёт перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актёры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее. Значит из скороговорки можно извлечь огромную пользу.

Как уже упоминалось выше, скороговорка воспринимается на слух. От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний. До тех пор, пока в мозгу не создастся точный звуковой образ заданного слова и языку не будет дана верная команда, борьба со скороговоркой бессмысленна, лобовой штурм, попытка выговаривать с налета почти всегда оканчивается неудачей.

Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, переходят к их освоению в скороговорках.

Итак, в работе над дикцией и орфоэпией используется скороговорка, и

чтобы обычные скороговорки преобразились в скороговорки для развития дикции достаточно следовать простым правилам.

Пошагово отрабатывая скороговорки и трудные слова можно добиться великолепной четкости речи. А список шагов очень прост:

Для примера возьмем скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Очевидные сложные буквы здесь – это Р, Д и Т. Соответственно разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая буквы Р, Д и Т: «На Дво-Ре ТРа-ва, на ТРа-ве ДРо-ва». Но часто, забывая про гласные звуки, начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Наша цель научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово. И отрабатывая каждый звук в скороговорках, вы добьётесь лёгкости в произношении слов в повседневной речи.

Когда ребёнок сможет выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию. (Чтение по губам).

Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые произносит ребёнок, должны быть тихими, но четкими! Пусть ребёнок представит себя суфлёром в театре, его шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.

Теперь, когда ребёнок полностью выучил и проработал текст, можно текст произнести с разной интонацией, в разных «стилях». Проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Потом продемонстрировать скорость речи. Затем можно попробовать спеть фразу.

Для того чтобы развить правильную дикцию у ребёнка необходимо проводить с ним занятия всего лишь раз в два-три дня по пятнадцать–двадцать минут. Важно, чтобы это занятие ему не надоело. Учиться выговаривать скороговорки надо по одной, пока не научитесь произносить одну, не начинайте изучать другую. А когда ребёнок сможет произносить скороговорку быстро, то обучение можно превратить в игру. Например, когда ребёнок подбрасывает мяч, то во время того, пока мячик будет находиться в воздухе, ребёнку нужно успеть выговорить небольшую скороговорку.

В общем, вот это весь секрет развития речи с помощью скороговорок, а вы уж совершенствуйте метод. Тренируйте детей, тренируйтесь вместе с детьми. Пусть все ваши дети говорят четко и ясно.

Надеюсь, что эта статья будет интересна всем, кто желает улучшить дикцию свою и своего ребёнка.

Источник

Скороговорка

Что такое скороговорки доклад. Смотреть фото Что такое скороговорки доклад. Смотреть картинку Что такое скороговорки доклад. Картинка про Что такое скороговорки доклад. Фото Что такое скороговорки доклад

Скороговорка это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.

Происхождение

Русские скороговорки появились в народном творчестве в результате устной словесной игры, в которой соревновались в умении «скоро говорить», т. е. чисто, правильно и быстро произносить сложные сочетания звуков или созвучных многосложных слов. Скороговорка составлялась в форме ритмизованной прозы или короткого стиха с шуточным содержанием. Таким образом, скороговорка возникла в фольклоре как шуточное сочинение, предназначенное для проговаривания вслух, с целью развлечения. Скороговорку также называли «чистоговоркой» и «частоговоркой».

Скороговорка в литературе

Скороговорка в литературе оформилась в отдельный поэтический жанр, основанный на приёмах фонетической организации художественного текста. Скороговорка представляет собой предложение или фразу, трудную для произношения, потому что включает в себя аллитерацию, омонимию, рифму или все эти явления одновременно.

В основе скороговорки – игра специально скомпонованных труднопроизносимых слов и звуков, которые создают трудности для быстрого и выразительного произношения фразы. Ошибки, которые возникают во время неправильного произношения скороговорок говорящим, создают юмористический эффект, в результате чего выполняется развлекательная функция скороговорки.

Каждая скороговорка – не случайное сочетание звуков и слов; в ней преднамеренно подобраны слова, состоящие из одинаковых звуков («Купи кипу пик»), что затрудняет произношение фразы. Такой повтор согласных звуков называется аллитерацией. Аллитерация часто дополняется рифмой, что придаёт скороговорке форму стихотворения. Скороговорками также называют стихи, которые быстро произносятся.

Примеры скороговорки:

Осип охрип, Архип осип.
Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Скороговорки встречаются как сами по себе, так и в литературных произведениях. В художественном тексте скороговорка часто используется как комедийный элемент, фокусирующийся на том, насколько сложно правильно сказать фразу.

Эквивалент скороговорки существует в языке жестов, в котором фразы, трудно поддающиеся выражению, называются «палец-путаник».

Скороговорка и пословица

Знаменитый русский писатель и этнограф XIX века В. И. Даль в сборнике «Пословицы русского народа» писал, что многие скороговорки содержат также пословицу, например: «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не исправишь). Такое сочетание указывает на тесную связь фольклорных жанров, а также их многофункциональность. В этом отношении скороговорка выступает словесной игрой, упражнением для дикции, кратким народным изречением с назидательным смыслом. В. И. Даль также подчёркивал значимую роль скороговорок в процессе выработка правильного произношения.

Скороговорка и шибболет

Шибболет, т. е. фраза на определённом языке, сложная для произношения человеку, не являющемуся носителем этого языка, рассматривается как тип скороговорки. Например, грузинское выражение baq’aq’i ts’q’alshi q’iq’inebs («лягушка квакает в воде») или чешское и словацкое strc prst skrz krk («просунь палец сквозь горло») трудно выговорить не местному человеку из-за отсутствия гласных, хотя силлабический r – распространенный звук в чешском, словацком и других славянских языках.

Скороговорки в педагогике и логопедии

Скороговорки распространены в педагогике и логопедии как средство, с помощью которого тренируется дикция и исправляются дефекты речи. Короткие рифмованные скороговорки представляют собой эффективный метод развития артикуляционного аппарата ребёнка. Изучение скороговорок включено в учебную программу младших классов, что благоприятно влияет на развитие речи детей с раннего возраста.

Скороговорки в логопедии подбираются согласно звуку или звукосочетанию, произношение которого тренируется. Например, скороговорка «Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии» предназначена для отработки согласных звуков р, л, г.

Русские скороговорки характеризуются сложностью, поскольку содержат труднопроизносимые сочетания звуков, скопляющиеся на коротком отрывке текста. Как правило, произносить скороговорки легче в медленном темпе речи. Но текст сначала произносят медленно и отчетливо, а затем многократно повторяют в ускоренном темпе. Постоянные тренировки способствуют улучшению артикуляции и усилению выразительности речи.

Современное значение

В современной языковой практике скороговорки используются не только с целью развлечения или создания комического эффекта в произведении, но и для развития речи. Скороговорки совершенствуют ораторские способности человека: чёткое произношение формирует правильно поставленную речь. В подготовке к речевому выступлению скороговорки часто используют представители профессий, предполагающих демонстрацию голосовых навыков, – дикторы телевидения, радиоведущие, переводчики, певцы, актёры и др.

Термин «скороговорка» употребляется также для обозначения краткой, торопливой речи, например: «Писатель скороговоркой закончил повесть» (т. е. быстро).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *