Что такое славянское единство

Существует ли «славянское единство», или В чем славяне похожи между собой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Пресловутый славянский тип с оговорками

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

В научных кругах славянами считают народы, издавна использующие в качестве родных языки славянской группы. Естественно, что носители родственных языков обладают антропологическими сходствами. Западные славяне генетически похожи на восточных. Русские, населяющие центральные и южные регионы, формируют с украинцами и белорусами общую восточную группу. При этом северные русские сильно выделяются на фоне остальных представителей. В генетическом контексте им роднее финно-угорские народы.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Что касается западной группы, то наибольшее родство наблюдается у восточных славян с поляками. Имея ряд общих черт между собой, западные и восточные братья во многом схожи с неславянскими соседями.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Речь идет о балтоязычных народах – латышах, литовцах. Это явление ученые логично поясняют взаимной ассимиляцией в силу территориальной близости.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Особый генофонд представляют южные славяне. Максимально тяготея к типажу географических соседей, они сходны на генетическом уровне с другими балканскими народами. К примеру, болгар, хорватов и сербов внешне порой сложно отличить от живущих рядом греков, румын и албанцев.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Даже с учетом того, что все эти представители общаются посредством разных неславянских языков. А вот чехи со словаками генетически смещаются к западноевропейской популяции, в частности, к немцам.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Отдельно стоит отметить популярную сегодня украинскую тему. Все чаще звучат предположения, основывающиеся скорее на политизированных источниках. Если судить по результатам многолетних исследований международной генетико-лингвистической группы ученых во главе с доктором биологических наук О. Балановским, то ответ один. Украинские популяции максимально схожи с русскими.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Языковые сходства или немного о лингвистике

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Славянская группа языков является частью индоевропейской семьи, имея массу схожего с балтской. Славянские языки условно подразделяют на восточнославянскую ветвь (русский, белорусский, украинский), южнославянскую подгруппу (болгарский, сербо-хорватский, словенский,), западнославянское ответвление (польский, чешский, словацкий). Разговорные формы языков сильно между собой похожи, отличаясь в грамматическом и фонетическом аспектах. Письменная разность, к примеру, в польском, чешском и словацком заключена в латинском алфавите. Это легко объяснить влиянием католичества.

Соответственно, кириллицу в русский, болгарский, македонский языки принесла Православная Церковь. На их фоне выделяется сербохорватская письменность, опирающаяся на два алфавита. Еще один отличительный критерий славянских языков – позиции ударений в словах. Например, чехи делают акцент на первый слог, поляки – предпоследний, а болгары и русские в этом плане максимально вариативны. Грамматически отличаются от других славянских македонский и болгарский языки, использующие особую систему употребления существительных и артикли.

Существенные межязыковые различия обусловлены во многом территориальным положением. Ученые сходятся во мнении, что, размещаясь по европейским землям, славяне приносили с собой язык, одновременно впитывая и чужой генофонд.

Общее в народной культуре

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Основным культурным отображением тех или иных особенностей народа считается фольклор. Что касается устного творчества, общие черты без труда прослеживаются у восточных славян, западных и даже южных. Множество вековых болгарских сказок очень похожи на русские. Ведь фольклорная общность заключена не только в смысловой идентичности. Исследователи делают упор на схожесть стилей изложения, сравнительных образах, эпитетах.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Другими словами, славянское творчество отличается схожим принципом мировосприятия и мышления. Кроме этого, на сходство культур не могло не влиять общее географическое положение и виды деятельности. Славяне жили земледелием и скотоводством, что отражено в обрядовой поэзии всех представителей подгрупп. Древние славяне считаются солнцепоклонниками, так что образы земли и солнца наполняют мифологию и русских, и белорусов, и сербов, и болгар.
О единой общности свидетельствуют герои сказок.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Тесные межславянские связи располагали к объединению и противостоянию врагам общими усилиями. Некоторые классические сказочные персонажи являются собирательными в устном творчестве восточных, южных, западных славян. То же самое касается сюжетов эпосов, народных песен и танцев, явственно свидетельствующих о единстве славян.

Ментальность и общеславянский психотип

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Славянофил 19 века Н. Данилевский в своей работе «Россия и Европа» выразил основные черты национального славянского характера. По его убеждению, этот психотип резко отличается от тех же романо-германских народов. На основании результатов долгих исследований ученый выделил особый славянский культурно-исторический тип. Первая указанная им особенность — генетически обусловленное миролюбие и отсутствие тяги к насилию.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Вторым отличительным признаком славянства в целом назван приоритет внутреннего глубинного образа жизни. Другими словами, славяне являются созерцательными интровертами, пренебрегая прагматичностью, активностью, обращению к внешнему миру и экспансии. В основе жизнедеятельности славян, по Данилевскому, лежит духовная созерцательность, размеренный поиск истины. Ученый брался утверждать, что характер славян преисполнен мягкости, почтительности, покорности, что само собой исходит из христианских идеалов.

Помимо имён, от славянской традиции у русских сегодня используют отчество, чего нет в Центральной и Западной Европе.

А в России оно есть у всех.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

День единения и дружбы славян и печальное настоящее славянского мира

25 июня отмечается День единения и дружбы славян. Этот праздничный день был учрежден в конце ХХ века с целью сохранения исторической памяти славянских народов мира о своих корнях, о, во многом, общей истории предков. Сегодня славянский мир – это более 300 миллионов человек, но отношения между многими славянскими государствами и народами далеки от безоблачных.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Славянский мир: каков он?

Сегодня в мире на славянских языках говорит от 400 до 500 млн человек, хотя, конечно, не каждый из славяноговорящих является славянином. Совокупная численность собственно славянских народов насчитывает от 300 до 350 млн человек. Славяне составляют большинство населения Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении. Есть еще Приднестровская Молдавская Республика, Донецкая и Луганская народные республики – также преимущественно славянские по своему составу. Кроме того, внушительные славянские общины проживают в Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Эстонии, Литве, Молдавии, США, Канаде, Австралии и многих других странах мира.

Крупнейший славянский народ – русские. Затем следуют поляки, украинцы, сербы, чехи, болгары, белорусы, хорваты, словаки, босняки, словенцы, македонцы, черногорцы. Все перечисленные народы имеют свою государственность. Государственности нет у таких славянских народов, как лужичане (лужицкие сорбы) – проживают в Германии, кашубы – проживают в Польше, русины – проживают на Украине и в Венгрии.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Языковая близость – единственное, что объединяет пестрый славянский мир. Славяне придерживаются разных культурных традиций, у них совершенно разная история, даже разная конфессиональная принадлежность. Среди славян есть православные (русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары, черногорцы, македонцы), католики (поляки, хорваты, часть чехов, словаков, словенцев), протестанты (часть чехов и словаков) и даже мусульмане – сунниты (босняки, болгары-помаки). Таким образом, славянский мир – многогранен, многолик и отнюдь не един. Этим и объясняются многочисленные перипетии в отношениях между собственно славянскими народами. Например, сербы, хорваты и босняки – фактически один и тот же народ, говорящий на одном языке, но религиозные различия превратили его в три совершенно разных народа, не просто имеющих разные культурные традиции, но и находящихся в состоянии перманентного противостояния друг другу.

Панславизм

В XIX веке большая часть славянских народов Восточной и Южной Европы не имела своей государственности, а входила в состав Австро-Венгерской и Османской империй. Естественно, в этих странах славяне считались людьми даже не второго, а третьего сорта – в Австро-Венгрии после австрийцев и венгров, в Османской империи – после турок и албанцев. Тем не менее, у славянских народов начала просыпаться идентичность, тяга к свободе. И большая часть передовых представителей славянских народов в те годы считала, что освобождение славян придет от России – единственного на тот период могущественного славянского государства.

Исключение, правда, составляла часть польских общественных деятелей, которые ностальгировали по Речи Посполитой и считали, что именно Польша должна возглавить освобождение славян Восточной Европы, тогда как Российская империя, мол, якобы способна славян лишь закабалить. Но мы видим, что в действительности именно Россия внесла ключевой вклад в освобождение от османского владычества славян Балканского полуострова, в избавлении малороссов от крымских набегов, тогда как Польша проводила геноцид малороссийского населения.

Кстати, и к соседним чехам и словакам поляки также относились без особого пиетета, чему свидетельство – радостное участие Польши вместе с Германией и Венгрией в разделе Чехословакии незадолго до начала Второй мировой войны.

Есть ли сегодня славянское единство?

К сожалению, славянское единство так и осталось мечтой интеллектуалов-панславистов XIX века и их современных идейных наследников — энтузиастов. Да, мы видим официальные мероприятия, приезды делегаций, конференции, концерты и выставки, но что за ними? А за ними ужасы югославской войны, где ближайшие родственники — хорваты, босняки и сербы, резали друг друга. Мы видим многовековое господство Речи Посполитой над населением территорий, вошедших затем в состав современных Украины и Белоруссии. Мы видим геноцид поляков украинскими националистами и украинцев – польскими формированиями.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Поэтому единство славянских государств сегодня – не более чем миф. Россия, которая в мечтах панславистов занимала место объединителя славянских народов, сегодня осталась практически в полной политической изоляции среди славянских государств. Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория – члены НАТО. Македония готовится. Даже в Сербии размышляют над вступлением в Альянс. Украина открыто называет Россию врагом украинской государственности и также стремится на Запад, в НАТО. Единственный формальный союзник – Белоруссия, но и «батька» Александр Лукашенко играет «свою игру», пытаясь лавировать между Россией и Украиной, Россией и Евросоюзом.

Можно сказать, что борьбу за политическое и идеологическое доминирование в славянском мире Россия проиграла. Сегодня нам проще сотрудничать с Казахстаном, Кыргызстаном или Арменией, чем с «братьями-славянами», поскольку перечисленные государства, хоть и чужды в культурном отношении, вынужденно тяготеют к России в силу своего географического положения и историко-политической специфики. Это политическое и идеологическое поражение неизбежно отражается и на культурном влиянии России в славянских странах, на ее образе в глазах самих представителей братских славянских народов. Кто еще любит русских столь же горячо, как сербы? Какой славянский народ?

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

В каких современных славянских странах испытывают большой интерес к русской культуре? На Украине, например, вообще запрещают многие произведения русских писателей, запрещают въезд в страну для деятелей культуры и искусства по малейшему подозрению в отсутствии лояльности действующему украинскому режиму. Достаточно выступить с концертом или выставкой в Крыму, чтобы получить «волчий билет» от киевских властей.

Россия, Украина и Белоруссия

Всегда считалось, что среди славянских народов русские, украинцы и белорусы занимают особое место. До советского времени вообще говорилось об одном русском народе и трех его составляющих – великороссах, малороссах и белорусов. Никаких украинцев не было и в помине – они появились в недрах австро-венгерских спецслужб для разрушения российского единства. Но что сделано, то сделано – и когда создавался Советский Союз, Украинская ССР стала одной из его важнейших республик. Восточные славяне – русские, украинцы и белорусы – считались наиболее братскими народами и это действительно было так: общая религия и культура, масса смешанных браков, единая (с небольшими нюансами) письменность.

Однако в проект Запада входило тотальное разрушение славянского единства и если настроить против России поляков, чехов, хорватов удалось очень и очень давно, то с украинцами все было куда сложнее. Антирусская пропаганда закрепилась лишь на крайнем западе Украины – в Галиции. Но с распадом Советского Союза именно националистические силы возобладали у власти в стране. Можно сказать, что ползучая дерусификация на Украине шла с 1991 года, хотя Кравчук, Кучма, Янукович и даже Ющенко не действовали столь топорно и агрессивно, как нынешние киевские власти.

В итоге все пришло к тому, что Россия и Украина превратились во враждебные государства, а раздел прошел даже в отдельно взятых семьях – родственники, проживающие на Украине и в России, шлют друг другу взаимные проклятья. И связано это исключительно с политической ситуацией, порожденной двумя главными факторами – интригами Запада и неспособностью России отстаивать свои интересы за рубежом в 1990-е годы, когда и закладывался фундамент современных украинских событий.

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

В Белоруссии, кстати, реализуется тот же самый сценарий, правда более ползучий, в силу меньшей агрессивности белорусов и роли самого «батьки», который понимает, что его личная власть в любом случае держится на поддержке России. Но и там действует внушительная «аппазыцыя», спонсируемая Западом и включая как «интеллигентов» — писателей и публицистов, так и уличных боевиков. И опять российская власть верит рассказам о большой дружбе с Россией, хотя реальные дела «батьки», а особенно его внутренняя политика, совсем далеки от дружественных по отношению к нашей стране.

Почему все же нужен День единения и дружбы славян

Но политика – политикой, а славяне – это не только политические деятели и активисты, но и масса самых обычных людей, которая действительно имеет языковую и культурную близость и именно сотрудничество которой готово остудить некие «горячие головы».

День единения и дружбы славян – это ответ разумной части славянского мира тем силам и внутри славянских стран, и на Западе, которые пытаются окончательно перессорить все славянские страны и народы с Россией, а затем «деславянизировать» славян. Процесс «деславянизации» почти до конца прошли словенцы и хорваты, в меньшей степени поляки, чехи и словаки – латинский алфавит, западное христианство, близкие к германским культурные традиции. Но сербам, черногорцам, болгарам, македонцам не стоит обольщаться – руки дойдут и до них. Противопоставление черногорцев сербам – типичный тому пример, осталось постепенно перевести черногорцев в западное христианство и процесс разрыва будет завершен.

Поэтому когда проходят праздники, подобные Дню единения и дружбы славян, проводятся связанные с ними мероприятия, это демонстрирует мировому сообществу, что славяне все же еще ощущают себя единой общностью, пусть и богатой в своем многообразии. Конечно, основная роль в таких праздниках принадлежит деятелям культуры и искусства, но ведь именно они, а не ангажированные политические деятели, с полным правом могут считаться лучшими представителями своих народов. Особенно, если они лишены национального чванства, если они искренне хотят дружбы и единения славян.

Источник

Русский народ способен объединить славян. Но кому это нужно?

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

В День единения и дружбы славян говорить о единении и дружбе пока не приходится

О том, что сегодня – 25 июня – славяне всего мира празднуют День дружбы и единения меж собой, знает не каждый нынешний славянин. Название этого торжественного дня звучит громко, его суть излагается возвышенно, а как быть с содержанием? Есть ли это единение как некий факт, или же это – очередной «праздник-призыв», по смыслу снисходящий до масштабов хорошего тоста?

Знают ли об этом празднике считающие себя славянами бандеровцы? Празднуют ли его те, кто обстреливал жилые районы Славянска? Интересно, что они чувствуют в этот день – или что почувствуют, узнав о сегодняшнем празднике.

Есть ли оно – славянское единство? Не хотелось бы причислять этот вопрос к риторическим. Назовем его открытым, причем которое поколение подряд. Наверное, должна быть идея, на основе которой это единение случится. Ее пока никто не предложил, но мы и не спешим: не зря же терпение относят к одной из отличительных черт славян.

О перспективах единения славян высказался известный общественно-политический деятель, председатель партии «Великая Россия» Андрей Савельев:

– Еще Достоевский говорил о том, что «славяне есть, а славянства нет», и за достаточно длительное время мы уже не раз смогли в этом убедиться. Во времена того же Достоевского, в начале XX века, европеизация славян шла полным ходом, и сейчас можно уверенно констатировать, что славянское единство как таковое оказалось во многом мифологизированным.

На самом деле именно русский народ является корнем всего славянства, и насколько славянские племена близки к русскому народу, настолько же они и близки между собой. Отдаляясь же от русских, они неизбежно теряют и свои корни. И сегодня мы прекрасно это видим на примере Украины, где налицо стремление к единству не с русским народом, а с Европой.

Что касается позиции государственных мужей, то и в России, и в славянских государствах они ориентируются в основном на Запад, да и на протяжении всего XX века эта ориентация на Запад была в основном доминирующей. Вот потому и происходит не единение, а разделение славян. И на этот процесс разделения ориентированы также и сегодняшние политические элиты всех без исключения славянских государств.

И естественно, что на такие праздники сегодня мало кто обращает внимание. Они в большей степени являются демонстрацией некоего благого пожелания, чем какой-то политической реальности или же поставленной задачи.

– То есть идея единения славян – это по сути утопия?

– За этой идеей, к сожалению, не стоит никакой силы – ни силы государственной власти, ни силы общественного мнения. Есть просто некие воспоминания об исторической общности славян, о происхождении из одного источника, о близости культур и языков. И эта общая народная память хранит какие-то ценные культурные артефакты, памятные даты истории, но не более того.

Реально же ни у славянских народов, ни у тех, кто возглавляет славянские государства, нет никаких позывов к единению. Ну разве что, быть может, между русскими и сербами произошла какая-то дополнительная мифологизация единства вследствие уничтожения Югославии и жесточайшего подавления сербского национального самосознания западной правящей элитой. Но больше мы не припомним ничего. По факту нет, к примеру, никакой общности между русскими и поляками, хотя эти этносы настолько близки генетически, что сами генетики их особо не различают. Не говоря уже о балканских народах, которые теперь достаточно далеко ушли в сторону Запада.

Но самое страшное, что как таковой начал разваливаться и Русский мир: мало того, что от нас отделились и обособились белорусы и украинцы, но размежевание идет уже и между великороссами. И я пока не вижу стремления кого бы то ни было обратить этот процесс вспять – ни политиков, ни самого русского общества.

– Получается, что политика сильнее крови?

– Трудно сказать, о политике ли тут стоит вести речь или о разложении национального самосознания как такового. Разложении, связанном с процессами не только сознательного выбора, но и с некими глобальными тенденциями, которые сегодня дробят вообще все крупные народы. Во всяком случае, все крупные народы Европы серьезным образом раздроблены с точки зрения не только культурной среды, но и самого национального самосознания.

Это сложный процесс: с одной стороны, мы говорим о глобализации, когда население Европы перестает различаться меж собой по стилю жизни, по интересам, когда повседневности унифицируются, но в то же время некогда монолитные народы внутри этой унификации дробятся на части, препятствуя образованию единой политической нации. Этот процесс распада может быть остановлен разве что серьезным волевым усилием с предъявлением нового политического проекта.

Но ничего подобного, по крайней мере, у правящих группировок славянских государств Европы просто не имеется. Они могут лишь много и красиво говорить о славянской солидарности, о славянском единстве, но за шорохом этих слов ничего нет – ни реальных программ, ни конкретных задач.

Источник

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единство

Идея славянского единства не нова. В XIX в. виднейшие славянские учёные, писатели и общественные деятели, увлечённые идеей панславизма, выступали за создание славянской федерации во главе с Россией. Однако злая ирония судьбы распорядилась иначе: славяне оказались на многие века и до сих пор разобщены территориально, государственно и религиозно.

Для Российской Империи главной целью в разделах Речи Посполитой было воссоединение западных и юго-западных русских земель (Белоруссии, Подолии, Волыни), в конце XIV в. захваченных литовцами и поляками, с остальной Россией. Таким образом, наше государство собрало в своих пределах подавляющее большинство русского народа.

Однако и западнославянские народы постепенно возвращаются к идее более тесного общеславянского сотрудничества. Сейчас мы воочию наблюдаем, как Чехия и Словакия вновь начинают культурно и политически тяготеть к возрождающейся и набирающей силу России. Лишь официальная русофобская Польша (отнюдь не сам народ) традиционно сопротивляется идее славянского единства во главе с Россией. Вероятно, быть вечным буфером, этакой маленькой, но кусачей моськой, как и т.н. «государства Балтии», между «российским империализмом» и дряхлой педерастической Европой весьма удобно: на слона иногда потявкать, дабы евростарушка деньжат подкинула.

Утопия? А, возможно, и нет!

Необходим альтернативный противовес обнаглевшему англосаксонскому блоку во главе с США, стремящемуся к мiровому господству и созданию «своего» Всемiрного государства, где не будет места славянам!

Геннадий Игоревич Лукиных, публицист, славист, член Российского авторского общества, член МОО «Объединение русинов» (Москва), почётный член Русинского общества имени Н.И. Кукольника (Ростов-на-Дону)

Источник

Славянское единство и Евразийский Союз

Что такое славянское единство. Смотреть фото Что такое славянское единство. Смотреть картинку Что такое славянское единство. Картинка про Что такое славянское единство. Фото Что такое славянское единствоДоклад на международной научной конференции «Евразийский союз», организованной содружеством «Сербско-русский мост», г. Биелина, Республика Сербская…

Институт русской цивилизации, который я представляю, начиная со Всеславянского съезда в Праге в 1998 году, занимается разработками вопросов славянской цивилизации и славянского единства. В этом направлении нами подготовлен ряд монографий и публикаций, в частности, выпущены труды великих славянских ученых B.И.Ламанского, А.С.Будиловича, А.Ф.Риттиха, О.Ф.Миллера, а также, конечно, и труды славянофилов.

Готовятся к изданию труды славянских мыслителей Ю.Крижанича, И.Добровского, Я.Коллара, П.Шафарика, Л.Штура.

Названные мною ученые считали, что все славянские народы объединяет принадлежность к древней славянской цивилизации, что все славяне являются единым славянским народом. Когда-то, тысячелетия назад, славянские племена были частью единого этнического целого, зарождающейся славянской цивилизации. Впоследствии в результате исторических катаклизмов наше единство было разрушено, единый народ распался на части и каждая часть пошла своим путем. Тем не менее, духовные корни славянских народов проистекают из этого древнего славянского единства, создавая между ними глубокую генетическую и мистическую связь, которую невозможно разорвать ни одному нашему недругу. Из корней древней славянской цивилизации выросло дерево, каждая ветка которого потянулась в свою сторону.

Развитие славянской цивилизации осуществлялось в непрекращающейся борьбе с цивилизацией германо-романской (западной)

В славянской цивилизации преобладали общинные начала над личными, духовное над материальным.

В отношении к другим народам у Запада преобладало завоевание. Тогда как миродержавной ролью славянского племени было не завоевание, а хозяйственно-культурный подъем страны и народов, ее населяющих.

Славянским народам определено Богом особое служение, составляющее смысл славянской цивилизации во всех ее проявлениях. История славянских народов есть история их призвания к этому служению, история борьбы славян с силами мирового зла, славянофобии и расизма. У славянских народов особый путь. Их всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которые получила история под влиянием Запада.

И славянский, и германо-романский миры развивались каждый на основе своих собственных цивилизационных ценностей. И славянский, и германо-романский миры опирались на собственные начала объединения народов в государственные и межгосударственные союзы.

Разгром Тевтонского ордена св. Александром Невским на 700 лет остановил германский натиск на славянские земли вплоть до второй мировой войны, когда германцы пытались сделать еще одну попытку уничтожить славянские народы. Массовые убийства русских (включая белорусов и малороссов), поляков, сербов, чехов показали всем, что как во времена Тевтонского ордена, в ХХ веке германскому миру важно освободить «жизненное пространство» от славян. В войне с германскими оккупантами погибло около 40 млн славян. Это был главный трагический итог второй мировой войны, самая страшная трагедия мировой истории.

Чтобы понять главный принцип национального строительства России, осознать, почему она выросла в великую державу, сумела объединить и сплотить вокруг себя множество народов и племен, следует прежде всего обратиться к словам св. блгв. кн. Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова, ставшие народной пословицей, духовно пронизывают всю русскую историю, придавая положительный тонус национальному и государственному строительству.

Российское государство строилось не на насилии, а на духовных началах русского народа, величие которых сознательно и бессознательно понималось многими малыми народами. Великая русская культура духовно подчиняла себе, заставляя служить не за страх, а за совесть.

Обладая высоким чувством национального достоинства, русские никогда не считали себя выше других народов, терпимо и с понимание относились к проявлению национальных чувств других народов.

Русское государство спасло многие народы от уничтожения, предоставив им равные с русскими людьми права и возможности развития, которые вплоть до 1917 реализовывались безо всяких существенных ограничений. Русский центр проводил политику гармонизации отношений между отдельными народами, начисто отрицая типично имперскую политику «разделяй и властвуй», которая была бессмысленна в отношении с народами, имевшими права, равные с русскими.

Разница в подходе к государственному строительству Руси и государств будущей западной цивилизации (находившейся тогда в эмбриональном состоянии) видна на примере отношений славян и германцев.

В XI в. славяне жили в самом центре Европы: от Киля до Магдебурга и Галле, за Эльбой, в «Богемском лесу», в Каринтии, Кроации и на Балканах. Как отмечает И.А.Ильин, «германцы систематически завоевывали их, вырезали их верхние сословия и, «обезглавив» их таким образом, подвергали денационализации». Такое решение национального вопроса через денационализацию и истребление германцы применяли и к другим народам.

Гибель разбойничьего государства Казанского ханства предопределила переход под руку России земель башкиров, марийцев, татар, удмуртов, чувашей.

В «Повести временных лет» дается достаточно ясная картина распределения славян по Европе и возникновения отдельных славянских народов [1]. Самая значительная часть славян расселились по территории будущей российской империи и изначально стали объединительным центром славянского мира.

С Владимира Мономаха до Николая II русская власть стремилась включить в сферу своих государственных интересов родственные им по языку, культуре и вере славянские народы.

Как отмечал В. И. Ламанский, «идея о перенесении христианского царства с греков на русских, мысль о Москве как о Третьем Риме, отнюдь не была пустым горделивым вымыслом так называемой у нас московской кичливости и исключительности. Это была гигантская культурная и политическая задача, всемирно-исторический подвиг, мысленно возложенный миллионами единоверцев и современников на великий русский народ и его державных вождей. То, что Москва умела понять величие этой идеи, всего лучше говорит против ее косности и национальной исключительности. Только великие, всемирно-исторические народы способны откликаться на мировые задачи, воспринимать вселенские идеи и отдаваться их осуществлению. Эта великая идея завещана была Москвой и новому периоду русской истории. Она всецело была принята Петром Великим. И в начале, и в середине, и в конце царствования Петр энергически поддерживал и распространял связи России как со всеми единоверными, так и западнославянскими народностями и землями. Со времени императора Мануила Комнина не было на Востоке царя более энергического и смелого в этом отношении, как и в национальных движениях славянства после гуситов никто еще, кроме Петра, не выступал так открыто в смысле самого решительного панславизма. К мысли о Царьграде в русских руках часто обращался деятельный ум Петра. С этой мыслью были связаны его общие преобразовательные планы».

Впоследствии эти идеи были продолжены в Константиновском проекте Екатерины II и, так или иначе, подразумевались в русско-турецких войнах XIX века.

В к. XVI в. хорват Мавро Орбини (ск. 1614 г.) подготовил книгу «Славянское царство» (1601 г.), в которой проводил мысль о единстве славянских народов, естественным центром которой может быть Россия. Он исследовал места расположения славян по всей Евразии. Орбини отмечал, что земли прибалтийских славян, ободритов, лютичей немецкие источники называли Славией.

Победы России в русско-турецких войнах XVII-XIX вв. послужили мощным фактором пробуждения славянских народов и их стремления к славянскому единству. Славянские народы во главе с Россией разрушили прежнее могущество Османской империи и тем самым создали условия для объединения славян.

В 30-к-40-е годы XIX в. в Хорватии и Славонии возникает политическое и культурное движение по объединению южных славян «Великая Иллирия». Иллирийцы считали себя потомками единого славянского народа и стали в этой части славянства зачинателями панславистского движения.

Диссонансом в славянском мире была позиция Польши. Это славянское государство в XV—XVII вв. являлось одной из ведущих держав Европы. Историк Н. И. Бухарин считает, что тогда на ее долю выпала задача объединения славянского мира и создания противовеса Османской империи. По мнению автора, Литва, в отличие от Польши, до соединения в Люблинской унии 1569 г., имела шансы объединить православно-славянский мир и выполнить ту миссию, которую отчасти впоследствии выполнила Российская Империя.

Именно шляхетская политическая элита как носитель сарматской идеи избранности и «католицкой» догматически-репрессивной, тоталитарной нетерпимости не только сорвала этот объединительный проект, но и в последующем предопределила крах своей государственности [4].

Тем не менее, панславистские настроения были сильны среди славянских народов вплоть до 1917 года. Перед первой мировой войной славян очень беспокоила нарастающая угроза пангерманизма. В России славянские народы видели единственную силу, способную противостоять германской угрозе. Об этом много говорилось в выступлениях депутатов на Славянском съезде 1908 года в Праге.

Крушение Российской Империи на десятилетия отодвинули решение вопросов славянского единства. Вместе с тем на разрушительных импульсах большевистской революции возникло новое течение мысли, которое пыталось подвести идеологическую основу под катастрофические деформации, совершенные большевиками, и найти в них некую высшую закономерность для объединения народов. Так возникло движение «евразийцев», основателями которого были П.Н.Савицкий, Н.С.Трубецкой, П.П.Сувчинский, Г.В.Вернадский и др.

Сторонники евразийства фактически растворяли русскую духовную культуру в некоем «едином евразийском пространстве». Высокий потенциал православной духовности евразийцы приравнивали к религиозным верованиям др. народов, населявших Россию. В Православии, исламе и буддизме, распространенных в Евразии, они ошибочно видели ряд общих черт, особенно нравственно-этических. Православие же в их философии вообще выступает как «симфоническая» форма религиозности, характеризующаяся «стремлением к всеединству и синтезу всего духовно здорового». Однако на практике такой взгляд вел к умалению значения Православия перед лицом других религий, к возникновению неприемлемого для Русской веры сближения с другими религиями.

Сторонники евразийского учения рассматривали большевистский режим как объективное продолжение тенденции к «евразийскому единству», забыв о том, что большевики намеренно сломали славянское ядро России, установив между частями единого целого произвольные границы, разрушившие единое государство в 1991 году.. Как и ортодоксальные большевики, евразийцы искали в России прежде всего формальное государственное начало, не понимая, что оно само по себе есть следствие более глубоких закономерностей национальной жизни. Евразийство дезориентирует русское общественное движение, сужает его программу до требований построения формального государственного союза разрозненных частей, создавая иллюзию, что она может осуществляться вне др. начал русской жизни или даже вне этих начал опираться на европеизм и ислам. Сегодня евразийство по своей духовной сути является современной модификацией либерального космополитизма и большевистского интернационализма, новой оболочкой мондиалистского мышления [6].

Настоятельная необходимость в объединении славян возникла в начале второй мировой войны. Как и первая мировая война, эта война, по точному определению Сталина, прошла на славянских спинах. В июле 1941 г. в Питтсбурге состоялась антифашистский славянский митинг. В августе 1941 в Москве создан Всеславянский комитет. В апреле 1942 в США возник Американский славянский конгресс, объединивший 15 млн граждан США славянского происхождения.

Вся политика Запада после второй мировой войны была направлена на разрушение дружеских и партнерских связей между славянскими странами. Миллиарды долларов были использованы западными спецслужбами для разжигания противоречий между славянскими народами, особенно в СССР и на территории Югославии.

С конца 1940-х годов только США израсходовали на холодную войну против славянского мира, разжигание в нем вражды и противоречий около 100-150 млрд. долларов. [9]

Тем не менее, несмотря на значительный ущерб, нанесенный единству славянских стран, славянское движение продолжало развиваться. В начале 1990-х годов возник Славянский Собор, в 1992 основан Московский конгресс славянской культуры, которые способствовали созданию Всеславянского Собора, выступившего организатором Всеславянского съезда в Праге (1998). На этом съезде был создан Международный Славянский Комитет, взявший на себя роль руководителя славянского движения. Однако, лишенный государственной поддержки, этот Комитет не в состоянии решать те глобальные задачи, которые он на себя возложил.

Существует большая опасность в попытке создать Евразийский союз по рецептам «евразийцев» 1920-х годов и их современных эпигонов. Евразийский союз, который предлагали «евразийцы», также неприемлем России, так как он зажимает ее в тисках западноевропейской и тюркской цивилизаций, разрушает славянское ядро страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *