Что такое словесные игры определение
«Словесные игры как средство развития речи дошкольника». Советы для родителей
Анастасия Черных
«Словесные игры как средство развития речи дошкольника». Советы для родителей
В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно. Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома. Родители играют значительную роль в обогащении словарного запаса детей, и могут это делать ненавязчиво в процессе повседневной жизни. С детьми старшего дошкольного возраста, а порой и с младшими школьниками полезно играть в так называемые словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки в транспорте. Хочу привести примеры наиболее известных и популярных словесных игр для детей.
В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т. д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.
Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например,что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т. д.
4. «Новые слова«
В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона.У нас получился вот такой стих:
Птица важная ворона,
К лицу была бы ей корона.
Прежде чем предлагать ребенку поиграть в «Буриме», надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.
Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву.Примеры: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
В эту словесную игру обычно играют с мячом.Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: «Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница».Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т. д.
Обогащение словарного запаса для развития связной речи ребенка. Не имея словарного запаса-нет связной речи,нет динамики в развитии повествовательной и диалогической речи. Работу над обогащением словарного.
Развитие речи и общения Развитие речи и общения. Развитие речи и общения – главная задача родителей. Вот ваши дети перешли из ясельной группы на новую ступень.
Словесные игры – средство для обучения, развлечения и снятия стресса
Словесными называются игры, в которых основным видом взаимодействия между игроками является речь. Этот способ скоротать время стал популярным и массовым благодаря своей универсальности. Словесные игры для детей и взрослых выручают во время длительных скучных поездок, ими можно разнообразить праздник малышей или вечеринку, а также разбавить милую болтовню двух влюбленных. Иметь несколько игр такого типа в своей копилке будет полезно:
Регулярные занятия словесными играми можно применять для развития речи, памяти, внимательности, скорости реакции, кругозора. В век высоких технологий для этого даже не нужен партнер, играть можно с любым андроид-девайсом, если на него установлен голосовой ассистент, поддерживающий функцию. Например, Яндекс.Алиса охотно играет с пользователем в «Города» или в «Верю – не верю».
Для детей
Дети всех возрастов любят словесные игры, исключение составляют разве что крохи, которые еще не научились говорить. Но и с ними в такие игры можно играть при условии, что «агуканье» и другие звукоподражания проходят по правилам, как полноценные ответы. Обычно в таких случаях игра сводится к простому повторению окружающих звуков, как лает собачка, как мяукает котенок, как «бибикает» машинка и т. д.
Почему важно делать это каждый день:
«Лишнее слово»
Ребенку предлагается 3-5 слов, из которых нужно выбрать одно единственное слово, которое никак не связано с остальными. Например, карандаш, тетрадь, пенал, корова. Первые 3 слова можно объединить в категорию «школьные принадлежности», последнее же к этой категории не относится и является лишним. С упражнением в самом простом варианте справится даже средняя группа детского сада, но усложняя его от раза к разу, можно помочь крохе не только выучить новые слова, но и научиться в полной мере понимать их суть.
«Я пошел на чердак»
Игра на развитие памяти и воображения, в которую можно играть в старшей группе. Первый игрок говорит «я пошел на чердак и нашел…», найденный предмет придумывается без каких-либо правил и законов, при этом чем сложнее и заковыристее, тем лучше. Например, «я пошел на чердак и нашел старую зеленую каракатицу!». Следующий игрок делает то же самое, но свою находку прибавляет к находке предыдущего, вот так: «я пошел на чердак и нашел старую зеленую каракатицу и фиолетовый космический сапог!». Третий игрок добавляет свою находку, четвертый – свою и т. д. Когда игроки заканчиваются, список находок не обнуляется, последнего игрока сменяет первый, и круг продолжается. Игра заканчивается, когда кто-то из игроков собьется.
ВАЖНО! Чем сложнее и фееричнее «находки», тем веселее игра, тем больше дети задействуют фантазию и воображение.
«Жили-были»
Если ваш малыш в старшей группе, то рекомендуем подбирать для него более сложные речевые игры, предполагающие составление сложных предложений, работу фантазии и творческое мышление. Одна из таких игр называется «Жили-были», она научит ребенка сочинять собственные сказки.
Ведущий (взрослый), начиная со слов «жили-были» задает направление сюжета в нескольких предложениях, задача ребенка – их продолжить. Если детей несколько, то каждый по очереди добавляет свои несколько предложений к сказке. Задача взрослого – вести и корректировать сюжет, чтобы сказка получалась увлекательной, динамичной и веселой, а также усложнять задачу, подкидывая сложные элементы.
Для взрослых
Обратите внимание, что для всех перечисленных профессий и родов деятельности обязательным профессиональным навыком является не только умение красиво говорить, но и находчивость, способность не теряться в сложных ситуациях.
Человеку, не преследующему цель сделать карьеру артиста или медийного лица, игры могут помочь сделать следующее:
Эти навыки пригодятся на работе, в личной жизни, в быту, да и везде, где требуется разговаривать. Кроме того, уверенная речь – это атрибут уверенного человека, поэтому трудности с комплексами также можно полностью или частично устранить с помощью речевых упражнений.
«Труляля»
Простая игра на внимание и память, в которой игроки ведут счет от одного до бесконечности или до любого условленного числа, например, до ста. Во время счета числа называются игроками по очереди и очень быстро. Суть игры в том, что все числа, которые делятся без остатка на определенную цифру, например, на 9, должны быть заменены словом «труляля». Семь, восемь, труляля, десять, одиннадцать и т. д. Вылетает тот, кто сбивается или ошибается, выигрывает последний оставшийся в игре.
Игра тренирует способность параллельно обрабатывать и последовательно применять различную информацию, а также развивает кратковременную память.
Ассоциации
Вариантов игры в ассоциации может быть бесконечное множество, все они тренируют ассоциативное мышление, благодаря которому можно создать разговор из ничего и говорить бесконечно. Этот вариант игры более сложный, подходит как для двоих, так и для компаний, позволяет провести время весело.
Команда игроков (или один игрок, если играют двое) загадывает человека из команды или из определенного круга общих знакомых. Ведущий должен отгадать, кого загадала команда, задавая наводящие вопросы-ассоциации. Примеры вопросов:
На первый взгляд вопросы кажутся бессмыслицей, потому что ассоциативное мышление пока еще не ваша сильная сторона. Уже после нескольких минут практики вы научитесь подмечать сходство между характерами людей и предметов и использовать их в игре.
Игра «шарадного» типа для нескольких игроков. Ведущий получает слово от любого игрока, его задача – объяснить остальным, что это за слово, пользуясь исключительно словами на букву «П». Например, слово «автомобиль» можно объяснить так: припарковал, помыл, поехал. Можно давать игрокам подсказки, если все слова в них тоже на «П»: почти правильно, подождите, подумайте, плохо, полный провал и т. д.
Для двоих
Словесные игры для двоих – это почти всегда игры для свиданий, цель которых двояка. С одной стороны, играми можно заполнить время, если не клеится разговор, с другой – раскрепоститься и сблизиться. Почему игра раскрепощает? Потому что у нее простые и понятные рамки, внутри которых существовать несоизмеримо проще, чем вне их, то есть в мире, где условностей больше и не все они очевидны. Говоря проще, включаясь в игру, вы перестаете думать о том, что вам сейчас говорить, потому что это определено игрой, вы не беспокоитесь о своем поведении, потому что оно в данный момент игровое. Таким образом, отбросив характерные для первого свидания тревоги, вы лучше раскрываетесь как личность и как собеседник.
С помощью игры можно:
Любая пара сталкивалась с моментом, когда обоих интересует один и тот же вопрос, но никто не решается прямо его озвучить. Это всегда можно сделать через игру.
«К сожалению и к счастью»
Эта игра напоминает детскую «Жили-были», она тоже строится на сочинении сюжета или диалога, но есть и свои особенности. Пара делится на «пессимиста», который начинает свою фразу со слов «к сожалению», и «оптимиста», чья фраза начинается словами «к счастью».
— К сожалению, на улице идет дождь.
— К счастью, у нас есть зонтик.
— К сожалению, зонтик только один.
— К счастью, мы оба под ним поместимся.
«Невпопад»
Один игрок задает вопросы другому, задача «ответчика» – отвечать так, чтобы ответ не имел с вопросом ничего общего. Отвечать односложно (да, нет, не знаю и т. п.) нельзя, отвечать осмысленно нельзя, за нарушение засчитывается проигрыш. Игроки могут меняться местами сколько угодно раз и устанавливать в игре любые рамки, после которых «ответчик» будет считаться победителем.
Для компании
Игры, созданные исключительно для досуга, строятся на создании забавных ситуаций, над которыми можно дружно и беззлобно посмеяться. Интересные словесные игры для компании хорошо вписываются в мероприятия, на которых много случайных или незнакомых друг с другом людей, т. к. нахождение в незнакомой компании – это всегда стресс, без снятия которого досуг не состоится. Сам стресс возникает по причине боязни быть непринятым в новом обществе, он заставляет человека все время следить, оценивать и корректировать поведение, чтобы не показаться глупым, смешным, слабым или не проявить какие-либо другие недостатки на людях.
Игра же делает обратное: она создает условия, в которой все присутствующие по очереди смешат остальных, в то же время давая каждому возможность посмеяться над остальными. После такого «ритуала» напяливать на себя маску недосягаемой серьезности уже нет смысла, т. к. все присутствующие вместе уже побывали в непринужденной обстановке и расслабились. Самое время общаться, заводить новые знакомства, обмениваться контактными данными и наслаждаться вечеринкой.
«Один ответ»
Перед началом игры участникам предлагается вытянуть карточки со словами. Один участник – одно слово. После этого в круг выходит ведущий и начинает задавать вопросы всем игрокам по очереди. Ответом на каждый вопрос должно быть слово с карточки, видоизмененное, если этого требует структура вопроса. Задача ведущего – подбирать такие вопросы, чтобы ответ звучал как можно смешнее. Игрок, который засмеется, выбывает, победителем становится самый невозмутимый.
Например, если слово на карточке игрока «барсук»:
— На кого вы учились в институте?
— В каком году вы родились?
— Фамилия, имя, отчество?
— Барсук Барсукович Барсуков.
«Никогда НЕ»
Каждому участнику раздается по 10 фишек, ими могут быть любые одинаковые мелкие предметы, например, спички или пуговицы. После чего игроки по очереди признаются в чем-то, чего они ни разу в жизни не делали. Например, первый игрок говорит: я никогда не прыгал с крыши. Те игроки, которые не могут сказать того же самого про себя, отдают первому игроку по одной фишке, остальные остаются при своих. Например, из всех присутствующих прыгали с крыши всего трое, значит, первый игрок получает три фишки.
Для наглядности, если игрок скажет, что никогда не был на Марсе, то не получит ни одной фишки, потому что остальные тоже там не были. А если заявит, что никогда не смотрел телевизор, то получит по фишке от каждого. Перед игрой следует договориться не мухлевать, т. к. делать это будет довольно просто.
Словесные игры на Новый год
Задача новогодней игры – создать или поддержать праздничное настроение у компании, в которой могут находиться и взрослые, и подростки, и маленькие дети. Ведет новогодние словесные игры обычно приглашенный Дед Мороз, аниматор или переодетый знакомый, однако заменить его может любой желающий участник вечеринки.
«Наряжаем елку»
— Игрушки и гирлянды?
Проигравших и победителей быть не должно, цель игры – покричать и получить удовольствие. Советуем заготовить длинный список путанных и каверзных предметов, чтобы задание не казалось легким никому.
«Немой Дед Мороз»
Для игры выбирается пара взрослых – Дед Мороз и Снегурочка. Дед потерял дар речи, поэтому поздравляет собравшихся жестами и движениями, а Снегурочка старательно все переводит в слова. Задача играющих – скооперироваться и зачитать зрителям полный текст поздравления (его можно заранее подготовить).
Важно, чтобы ни Дед Мороз, ни Снегурочка не знали, какой текст их ожидает. Для еще большего эффекта можно предложить парам составить тексты, а потом перемешать их так, чтобы никому не достался свой.
«Еловые слова»
В эту игру можно играть, не вставая из-за стола. Участники по очереди называют слова, в которых есть «ель». Например, сочельник, карусель, вексель, бельчонок, апельсин. Слова должны быть существительными в именительном падеже, без собственных имен и иностранных слов, не считая заимствованные. Если игрок не может назвать слово, он вылетает, победителем становится самый стойкий.
Консультация для педагогов «Словесные игры и их значение»
Лолита Омельченко
Консультация для педагогов «Словесные игры и их значение»
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей
Игра –это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится
в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. В игре у детей
развиваются: внимание, память, мышление, двигательная сфера,
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное
ожидание, не требует каких – либо условий, оснащения.
Основная цель игр – развивать речевую активность детей, умение связывать
движения со словом, совершенствовать звукопроизношение, оттачивать
интонационную выразительность детского исполнения. Выполнение
названных задач возможно лишь при условии постепенного их
Воспитатель следит, чтобы текст исполнялся в нужном темпе, без замедления или ускорения его. Очень важно, чтобы в коллективном исполнении стихотворения не теряли своей выразительности. Этому способствует совместное игровое действие.
Эти игрыинтенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Основная цель словесных игр для малышей — развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения.
Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя1 Вот воспитатель широко открывает глаза от удивления, и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо — и у всех детей на лицах грусть. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть,говоря: «Не хочу играть в страшную козу».
Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть.
Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например, объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т. п. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.
Детям 6—7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам — вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.
Решать головоломки, соблюдать определенные правила игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы соревнования. У детей старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.
Что же представляет собой словесно-логическое мышление детей 6—7 лет?
Обобщение чувственного опыта, расширение кругозора в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих. В возрасте 6—7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности может выделить, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, классифицировать.
Словесные игры для компании любого возраста
Сидите вы с ребёнком в очереди, едете в электричке, бредёте по дороге от метро до дома – во всех этих случаях помогут словесные игры. Для них не нужен реквизит, не нужно большого пространства, огромной компании.
Чем полезны словесные игры можно прочесть тут (плюс 14 игр для детей помладше)
В этой подборке 13 словесных игр. Количество играющих – от 2 человек и больше. Возраст – от 5 лет и старше. Игры расположены по возрастанию сложности.
И помните про важные правила:
Игра должна быть в радость. Если видите, что ребёнок нервничает, раздражён или играет нехотя – спросите, стоит ли продолжать игру. Может, пора эту игру заменить на другую? Или он хочет поговорить о чём-то важном? Или просто помолчать?
Предлагайте игры по возрасту. Игру в «Абырвалг», например, дошкольники могут не понять. Пусть иногда правила игры будут вам казаться слишком лёгкими, зато процесс игры будет активнее, азартнее.
Если у ребёнка не получается полноценно играть (например, придумать слово на нужную букву), но он очень хочет – подсказывайте ему. Хотя бы немного.
Никакой критики. Даже если у вас в мыслях вертится «ну как, он же должен это знать» или «почему он так тормозит?» – говорить об этом вовсе не нужно. От таких слов ребёнок точно не прозреет, а, скорее всего, почувствует себя неуютно.
Помните, игра – не обучение, а процесс. Это ваше уникальное совместно проведённое время, ваши инвестиции в душевные отношения с ребёнком.
Играйте с удовольствием!
1. «Угадай слово»
Водящий загадывает слово, остальные пытаются его отгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Для малышей можно упростить задачу – загадывать лишь определённую категорию. Например, животных или предметов мебели.
2. «О чём речь?»
Задача: отгадать слово с трёх подсказок.
Пример: Водящий загадал слово «дом». Первая подсказка – «высокий». Если игрок не угадывает, тогда даётся вторая подсказка – «кирпичный». Подсказкой может быть только одно слово (не словосочетание). Игра продолжается до трёх подсказок.
3. «Угадай число»
Игроки заранее договориваются, что загадывают число до 10 или до 20 (в зависимости от возможностей ребёнка).
Водящий загадывает число, остальные задают вопросы, на которые водящий может ответить лишь словами «больше» или «меньше». Задача — угадать правильное значение за меньшее количество «ходов».
Пример: Водящий загадал «5». Игрок: «8». Водящий: «Меньше». Игрок: «6». Водящий: «Меньше». Игрок: «4». Водящий: «Больше». Игрок: «5». Водящий: «Правильно!»
4. «Тройная чепуха»
Один из игроков называет любую букву. Другой должен сказать фразу, где все три слова начинаются с этой буквы.
Настольная игра с таким же названием появлялась в подборке игр и книг для тех, кто осваивает чтение
5. «Запрещённая буква»
Водящий задаёт игрокам вопросы, на которые надо давать быстрые ответы, но избегая определённую букву (игроки заранее оговаривают, какая это будет буква).
6. «Рифмы»
Водящий называет слово, игрок придумывает к нему рифму.
Пример: палка – скалка, дом – гном и т.д.
7. «Аббревиатура»
Один игрок называет слово, другой придумывает предложение, которое состоит из слов, каждое из которых начинается с буквы предложенного слова. Звучит сложно, но на примере сразу станет понятно.
Пример: Загадали слово «рука» – Резвая Утка Крякнула Аптекарю, Рабочий Учёный Колоссальный Анахронист.
Получаются забавные фразы. При этом через веселье игра развивает образное мышление.
8. «Три истории»
Каждый игрок по очереди рассказывает истории, произошедшие с ним. Одна из историй вымышленная, две другие – реальные. Задача остальных – угадать, где правда, а где вымысел.
Желательно, вымышленную историю рассказывать так, чтобы легче было догадаться, какая из историй сочинённая.
9. «Абырвалг»
Водящий называет предмет, игрокам надо поскорее найти вокруг себя эту вещь. Сложность заключается в том, что все слова ведущий говорит «задом наперёд»: акрог, мод, робаз, котевц (горка, дом, забор, цветок).
Игра может быть и подвижной: водящий называет слово, игрокам надо успеть добежать до загаданного предмета.
10. «Синонимы»
Первый игрок произносит вслух любое слово. Лучше всего, если это будет глагол.
Остальные игроки по очереди произносят его синонимы. Пауз быть не должно, остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Пример: работать – вкалывать – горбатиться – трудиться и т.д.
11. «Ассоциации»
Игроки загадывают какого-либо общего знакомого, но так, чтобы водящий не слышал. Затем водящий начинает задавать вопросы, с чем ассоциируется у игроков этот человек – с каким цветком, какой погодой, транспортным средством и т.д.
Если компания большая, то лучше загадывать кого-то из присутствующих.
12. «Игра в П»
Водящий загадывает слово. Он должен объяснить его игрокам, используя лишь слова, начинающиеся на букву «п» (кроме однокоренных).
Пример: Загадали слово «дом» – водящий говорит: «Построил, проживаю» и т.д.
Если игроки близки к разгадке, водящий подбадривает их: «Почти правильно!» Если совсем не там ищут отгадку, то: «Путаетесь» или «Плохо».
13. «Я возьму с собой. »
Водящий сообщает игрокам, что он отправляется в путешествие и берёт с собой лишь некоторые вещи. При этом он заранее придумывает правило, согласно которому берёт с собой только определённые предметы. Например, зелёные, круглые или холодные.
Затем водящий говорит: «Я отправляюсь в путешествие и беру с собой. лягушку». Этот предмет должен соответствовать задуманному правилу. Игроки спрашивают, можно ли взять с собой хлеб? Хлеб не зелёный – значит, нельзя. Можно ли взять с собой огурец? Водящий отвечает, что можно (так как огурец зелёный). Побеждает тот, кто сумеет разгадать правило.
Правила могут быть как простыми (например, то, что умещается в портфель, все круглое, мягкие вещи), так и сложными. К примеру, ваше имя и все предметы начинаются на одну букву. Или все слова иностранного происхождения.