Что такое сведения о языке
§ 1. Общие сведения о языке
Язык — явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода.
Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. В нем откладывается опыт всех сфер деятельности народа и благодаря ему сохраняется и передается из поколения в поколение. Язык обеспечивает связь времен. Как без языка не могло существовать общества, так и язык не существует вне его.
В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены еще древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью*, — писал Аристотель.
Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом — носителем данного языка.
Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке, прежде всего в его словарном составе.
Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке. У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.
Язык — совершенное средство общения между людьми, благодаря языку можно обмениваться информацией в разных сферах жизни: политике, науке, искусстве, спорте.
Поскольку язык — явление общественное, никто ПО 9ВОЄМУ усмотрению не может его изменить, исправить. И если можно назвать несколько придуманных кем-то слов, вошедших в обиход, то случаи эти единичны. Что же касается грамматики, то здесь затруднительно вообще говорить о вмешательстве в язык какого-либо, пусть выдающегося, деятеля.
Все это свидетельствует о языке как устойчивой системе со своими единицами.
Язык (его особенности, свойства, законы) изучается специальной наукой, которая называется лингвистикой.
Лингвистика изучает звуковой строй языка (фонетика), значение слова (лексика), строение слов и их образование (словообразование), формы слов (морфология), сочетание слов в речи (синтаксис).
Морфология и синтаксис составляют один раздел лингвистики, который называется грамматикой.
Кроме того, наука о языке определяет правила написания слов (орфография), правила употребления знаков препинания (пунктуация), правила произношения (орфоэпия), целесообразность употребления тех или иных слов, словосочетаний в конкретной речевой ситуации (стилистика).
Звук, морфема, слово, словосочетание, предложение — единицы языка (см. табл. 1).
Основные разделы науки о языке
п/п
ние
Язык — явление социальное. Он социален котя бы потому, нто создан обществом, обслуживает общество и обеспечивает существование самого общества.
Формами существования языка являются: разговорно-бытовой язык, территориальные и социальные диалекты, литературный язык, язык межнационального общения. К сферам употребления языка относятся семейное общение, общение в условиях коллектива, средства массовой информации.
Язык не только лучший показатель обіцей культуры, но и лучший воспитатель человека.
Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.
Если он, не обидев никого и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты коллег, значит он умеет работать в коллективе и общаться с его членами. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке — прекрасный показатель профессионализма и сотрудничества.
1. Какая основная функция языка?
2. Какие еще функции выполняет язык в обществе?
3. Как вы понимаете выражение «функции языка социальны»?
4. В каких условиях усиливается влияние языка на общество?
Общие сведения о языке
5. В каких областях жизни общества принимает участие язык?
6. Какие факторы способствуют развитию языка?
7. Как называется наука о языке?
8. Какие вы знаете основные разделы науки о языке?
9. Что является единицами языка?
10. Является ли знание языка показателем профессионализма?
11. Обобщите сведения о языке по таблице 2.
12. Является ЛИ ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ языком общения? Почему?
Прочитайте. Озаглавьте текст, составьте план.
Проблема «Язык и общество» широка и много- планова. Прежде всего язык социален по своей сущности. Основная его функция — быть средством, орудием общения людей. На базе этой функции и в связи с нею языком осуществляются и другие функции — воздействия, сообщения, формирования и выражения мысли. Эти функции также социальны.
Можно сказать, что общество имеет такой язык, какой обществом создан, и использует язык так, как умеет и может. Влияние языка на общество усиливается вместе с развитием самого общества — это влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства.
Язык участвует в организации труда, в управлении общественным производством, деятельностью учреждений, в осуществлении процесса образования и воспитания членов общества.
Общество влияет на язык, но и язык, в свою очередь, влияет на общество, участвуя в различных областях жизни и деятельности людей.
Прочитать текст, ответить на вопрос: Какие факторы способствуют развитию языка?
Язык — это не что-то застывшее и неизменное.
Он находится в вечном движении, потому что на говорящих людей постоянно действует множество самых различных факторов — и внешних, как говорят, экстралингвистических, и внутренних, собственно языковых. Русский языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ в одной из своих статей удивляется тому, что, несмотря на такое количество самых разнообразных обстоятельств, обусловливающих изменения в языке, язык изменяется все-таки не очень сильно и сохраняет свое единство. Но ничего особенно удивительного в этом нет. Ведь язык — это важнейшее средство взаимопонимания людей. И если бы язык не сохранял свое единство, то он не мог бы выполнять эту важную функцию.
Переписать, сформулировать тему текста.
Люди общаются друг с другом с помощью языка. Через речь происходит обмен мыслями, чувствами, жизненным опытом.
Нет ничего такого, о чем нельзя было бы рассказать. Поэтому язык — самое совершенное средство общения между людьми.
Человек учится языку от тех, кто его окружает.
Общество (семья, знакомые, школа) учит ребенка языку. Если ребенок вырастает не среди людей, а, например, среди животных (такие случаи известны), то он не научится говорить.
Язык — средство общения не только между живущими в одно время людьми, но и между различными поколениями.
Благодаря языку известны мысли, чувства, образ жизни людей, живших еще до нашей эры.
Язык — величайшее достояние человеческого общества.
Переписать- Доказать тезис: «Язык — исторически развивающееся явление».
По письменным памятникам мы можем проследить развитие нашего языка за тысячу лет. За это время произошло множество изменений: из семи типов склонения образовалось три, вместо трех чисел (единственное, двойственное и множественное) нам известны теперь только два. Совпали друг є другом или вытеснили друг друга разные падежные окончания, во множественном числе почти перестали различаться существительные мужского, среднего и женского рода. И так далее до бесконечности. Сотни и сотни замен, подстановок, различных, иногда не отмеченных в памятниках изменений. В речи одного человека и в речи многих людей, случайных и намеренных, длительных и моментальных, забавных и поучительных. Это неуемное море шумит где-то за нашей спиной, оно ушло с нашими предками. Это море — их речь. Но взамен всего того, что отстоялось и укрепилось, мы получили новую систему языка, систему, в которой постепенно откладывалось современное нам мышление. Язык каждый раз поворачивается своими гранями таким образом, как требуется именно
Подберите пословицы о языке как средстве общения. Запишите, объясните смысл одной из них.
Лекция «Общие сведения о языке и речи»
Введение. Общие сведения о языке и речи.
2.Противоположные особенности языка и речи
5.Компоненты культуры речи
6.Требования к речи специалиста.
Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в этом обществе.
Речь- использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может, определена, как функционирование языка.
Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка.
Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что существует некий язык, на котором никто не говорит и не пишет, и при этом не сохранилось ничего, что было бы написано на этом языке раньше. В таком случае разве могли бы мы знать о его существование?
Но и речь не может существовать без языка, поскольку речь – это практическое использование языка. Язык необходим, чтобы речь была понятной. Без языка речь перестает быть собственно речью и превращается в набор бессмысленных звуков.
2. Противоположные особенности языка и речи.
Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои особенности:
2 . Язык абстрактен, формален; речь материальна, в не корректируется все; что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухам;
3. Язык снабжен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;
4 .Язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;
5.для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;
6. язык независим от ситуации и обстановки общения; речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют.
Таким образом, являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их меналичностные и социальные взаимодействия, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, являющийся резульного опыта индивида, формирует сознание (индивидуальное) сознание и сознание общества (общественное), сознание служит материалом и формой художественного творчества.
Таким образом, язык тесно связан со всей деятельностью человека и выполняет разнообразные функции.
1.Язык служит средствам общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как – то реагировать (принимать к сведению, соглашаться возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.
4. Комулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций, культуры, истории народа, национального самосознания.
Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в самых различных жизненных обстоятельствах. С помощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, общается с другими людьми.
Вопросы для самоконтроля.
Как соотносится такие понятия как « язык» и « речь»?
В чем сходство и различия понятий языка и речи?
Каковы функции языка?
Раскройте понятие «культуры речи».
Охарактеризуйте коммуникативный и этический компоненты речи.
Общие сведения о русском языке
Все люди на нашей планете умеют говорить. Они говорят на разных языках, но в любом языке главной задачей остается помощь в понимании друг друга при общении. Без языка невозможно развитие общества, науки, техники, искусства.
Язык – основное средство общения. Он служит для выражения мысли. Выражать свою мысль нужно всегда ясно, точно и образно, чему нужно научиться. Л.Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Русский язык – это язык русской нации. Изучая язык, мы изучаем культуру и историю страны. Впервые в современном виде русский язык появился в 19 веке, в эпоху А.С. Пушкина, так как он является основателем современного русского языка, на котором мы разговариваем, и который понятен всем.
Русский язык – официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы человеческой деятельности на территории Росси: на нем производится оформление всей документации, ведется преподавание во всех учебных заведениях.
Наша страна многонациональна и русский язык служит средством межнационального общения. Он является родным для большей части нашей страны.
Русский язык кодифицирован, т. е. языковые явления упорядочены в единый свод правил.
Русский язык очень разнообразен. В нем огромное количество выразительных средств. Имеет огромный лексический запас. Богатство языка позволяет не только назвать предмет, его действие или признак, но и подчеркнуть оттенки, выразить через все это свое отношение к предмету речи. Например: Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои – рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. Кассиль.)
Значения слов изменяются при помощи суффиксов и приставок, которые придают тончайшие смысловые оттенки: ходить – уходить – приходить – заходил; девочка – девчонка – девчушка; кузнец – кузница – кузнечик.
Одну и ту же мысль можно выразить и простыми и сложными предложениями: Алексей грустит. Алексею грустно, оттого, что он не встретил друга.
Русский язык включает в себя как литературную (в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматике правила), так и нелитературную (просторечия, диалекты, жаргоны и арго – случаи отклонения от литературной нормы): специалист – спец.
Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми
Материалы к урокам «Общие сведения о языке»
Материалы к урокам «Общие сведения о языке»
Проблемная ситуация может быть создана вопросами: Что такое язык? Как мы понимаем смысл этого слова?
Язык – важнейшее средство человеческого общения.
Что такое общение? Почему язык – важнейшее средство общения?
Язык, в отличие от всех других средств общения (например, сигнализация флажками, жесты, дорожные знаки, музыка, живопись, танец), играющих вспомогательную роль, является всеобъемлющим средством общения, способным передавать информацию любого содержания. Самые разнообразные средства связи существуют в человеческом обществе, но ни одно из них не может сравниться по гибкости, универсальности, экономности с нашим обычным человеческим языком. Жесты и мимика тоже помогают общению, но, прекрасно сопровождая звуковую речь, все же не заменят ее. Они успешно выполняют свою коммуникативную функцию лишь в том случае, если смысл, значение жеста является одинаковым для тех, кто пользуется ими. Например, в языке жестов у одних народов кивок головой вперед обозначает согласие, кивок в сторону – отказ, а у других народов жесты имеют противоположное значение. В африканской республике Камерун говорят на нескольких разных языках, и жесты часто помогают в общении. Вспомогательную роль когда-то играли жесты и в высокогорных районах Кавказа. Особое место язык жестов играет и в спорте, судейство на играх. Некоторые люди из-за глухоты используют жесты. Жесты и мимика – только вспомогательные средства, существовать вне языка они не могут.
Существует ли язык вне человеческого общества?
Отрывок из статьи психолога А. Рузской:
Среди животных изредка находят детей. Их называют дети-маугли. Психологическое исследование показывает, что у этих детей отмечаются признаки глубокого и необратимого недоразвития. Если ребенок не общается с людьми, заложенные возможности в нем угасают.
Все зависит от того, растет ли человек в обществе людей.
Чтение абзацев из учебника. Записи.
Комплексный анализ связных текстов.
… Хотя у первых людей мозг был достаточно большой, чтобы думать, говорить они не умели. И хотя рот, горло были вполне приспособлены, чтобы производить множество разных звуков, слов они не произносили. Первые люди на Земле не умели разговаривать.
Никто не рождается, уже умея говорить словами. Даже и сейчас, когда мир полон слов, каждому ребенку нужно учиться говорить. Но кто же обучил первых детей разговаривать, если никто еще не знал, как это делается?
Никто не знает точно, когда именно появилась речь, но некоторые специалисты считают, что она могла возникнуть, когда люди впервые научились делать простейшие каменные орудия и пользоваться ими (а это было более полумиллиона лет назад), новые орудия появились и совершенствовались очень медленно. Весьма вероятно, и язык развивался медленно. Орудия и язык помогали друг другу развиваться. Возможно, окончательно язык развился примерно 25000 лет назад.
Прослушать отрывок и записать (выборочно) под диктовку несколько предложений.
Объяснить (выборочно) знаки препинания.
Объяснить (выборочно) правописание некоторых слов.
Зависимость развития языка от развития общества бесспорна. Развивалось общество, появилась письменная форма.
Задание. Прослушать и озаглавить текст.
Ученые тщательно описывали все особенности языков, на которых люди продолжали разговаривать. Они изучали, как слова пишутся, а потом выводили, как они должны были произноситься в древние времена. Все эти исследования привели к удивительному выводу. Они показали, что звуки ведут себя строгим законам. Иные из этих законов одинаковы для всех языков. Зная эти обязательные правила, можно восстановить звучание древней речи.
Языковеды принялись искать следы сходства в разных языках, перебирая их один за другим и уходя все дальше в глубь веков. Прослеживая изменение звуков, они добрались до далекого прошлого и убедились, что многие следы ведут к одному и тому же источнику. Все они, по-видимому, сходились к языку, который существовал давным-давно. Поскольку родственники этого языка расселились по всей Индии и чуть ли не по всей Европе, его назвали индоевропейским.
Ученые составили списки слов-братьев и стали их изучать. Порой удавалось восстановить целый словарик индоевропейского языка.
Беседа по вопросам.
Какие родственные языки вы знаете?
Какие факты свидетельствуют о родстве языков?
Взаимодействие русского и старославянского языков. Анализ примеров. Работа над связным текстом:
Славянское языковое «древо» имеет три основные ветви: 1. Восточнославянские языки, 2. Западнославянские языки, 3. Южнославянские языки. Эти основные ветви-группы разветвляются в свою очередь на более мелкие: так, восточнославянская ветвь имеет три основные ответвления – языки: русский, украинский и белорусский, а ветка русского языка имеет, в свою очередь, две основные ветви северорусское и южнорусское наречия.
Работа по данному тексту иллюстрируется таблицей «Семья славянских языков».
Вывод. Родство славянских языков, факты, подтверждающие это родство, наличие слов и словообразующих элементов из старославянского языка в русском.
Почему некоторые слова постепенно исчезают из употребления? Какие вы знаете новые слова? Какое новое значение слова «спутник»?
Человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь – небесное тело, обращающееся вокруг планеты.
Далее ряд примеров об изменениях в грамматическом строе языка.
Выводы. Словарный состав языка активнее и непосредственнее, чем другие уровни (фонетический и грамматический), реагирует на изменения в жизни человеческого общества, так как он очень тесно связан с различными сторонами его жизни. Словарный состав непрерывно обновляется, удовлетворяя все новые и новые запросы жизни. Это обновление идет по трем главным направлениям: появление новых слов; переход устаревших слов в пассивный запас; изменение значений слов. Одним из результатов обновления словарного состава является формирование лексических групп неологизмов, архаизмов.
Записи главных положений теории о происхождении языка:
Нельзя рассматривать вопрос о происхождении языка вне происхождения человека.
Происхождение человека связано с возникновением и развитием труда.
Если язык «родился» вместе с человеком, то не могло быть «безъязыкого» человека.
Язык появился как одна из первых примет человека; без языка человек не мог быть человеком.
Язык появился как звуковой язык.
Доклады или рефераты.
«Звукоподражательная теория происхождения языка», «Междометная теория».
Закрепление теории. Подготовка информации о каком-либо средстве общения (цель – сравнение с языком), вспомнить и записать пословицы, поговорки, крылатые слова о языке.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 237 ; Мы поможем в написании вашей работы!
- Что такое сведения о цепочке собственников включая бенефициаров
- Что такое сведения об имуществе семьи