Что такое светская семья
Если бы не было покаяния, то не было бы спасающихся.
Отходя от Бога, человек испытывает адскую муку
Старец Паисий Святогорец
Вопрос священнику
— Чем отличается светская семья от христианской?
Протоиерей Евгений Шестун
— Почему Господь апостолами избрал только мужчин?
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными, так как они более других потрудились в деле евангельской проповеди: святой Петр среди иудеев, святой Павел среди язычников.
Апостол Петр по Вознесении Господнем первым начал проповедовать в Иерусалиме, много пострадал за веру. В 44 г., освобожденный из темницы Ангелом, покидает Иерусалим и проповедует в Сирии, Галатии, Понте, Египте и в других странах. Подтверждая силу своих слов, апостол Петр воскрешал из мертвых и исцелял недужных, причем исцеления происходили даже от одной его тени. В Лидде он исцелил расслабленного Енея, восемь лет лежавшего на одре, сказав ему: «Еней! Исцеляет тебя Иисус Христос!» (Деян. 9, 32—34). В Иоппии он воскресил умершую девицу Тавифу (Деян. 9, 36—42).
Апостол оставил после себя два Соборных Послания. В царствование императора Нерона, прибыв в Рим, он претерпел мученическую кончину, будучи распят на кресте вниз головой.
Чудесно призванный в апостолы Самим Господом, св. Павел сделался ревностным проповедником Евангелия, сподобился чрезвычайных откровений и совершил многие и великие чудеса.
Начальник острова Мелит (нынешняя Мальта) по имени Публий принял спасенных от моря Павла и его спутников в свой дом и три дня дружелюбно угощал их. Отец Публия в это время лежал, страдая горячкой и болью в животе. Павел вошел к нему, помолился Господу и возложил руки свои на больного, исцелив его. После этого события и прочие на острове больные приходили к святому апостолу и были исцеляемы.
Не только руки его являлись чудотворными, исцеляя одним прикосновением всякий недуг, но и платки его и головные повязки, напитанные его потом, имели ту же чудотворную силу, ибо, будучи полагаемы на больных, тотчас исцеляли их и изгоняли нечистых духов от людей.
Любовь ко Христу апостол Павел ставил превыше всего. Он написал 14 Посланий. Так же, как и апостол Петр, мученически погиб в Риме от усечения мечом в 67 году. Считается вероятным, что погибли святые апостолы Петр и Павел в один день.
Семья в светской и христианской культурах
2. Типы семей в современном обществе.
4. Нравственные нормы брака и семейного воспитания в светской и
5. Народные традиции русской православной семьи.
6. Воспитательный потенциал семьи.
1. Библия: Ветхий Завет и Новый Завет.
2. Измайлова, А.Б. Русская народная педагогика: воспитание ребёнка
младенческого возраста: монография. – Владимир, 2001. – 547 с.
3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
4. Ничипоров, Б. В. Введение в христианскую психологию. – М., 1994.-
6. Рогачёва, Е.Ю., Даведьянова, Н.С. Педагогика межнационального
Семья и брак.
В процессе изучения семейной педагогики особое значение приобретает изучение семьи, являющейся одним из социальных институтов формирования личности ребёнка.
Семья –это основная ячейка общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.
Семья– это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Внутри семьи различают 2 вида отношений: супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).
Брак– это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (обычаи, религия, табу, право, мораль)сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака – создание семьи и рождение детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.
Брак и семья возникли в разные исторические периоды (сначала – брак, а затем – семья). Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку объединяет не только супругов, но и их детей и родственников (или просто близких им людей) (Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 1999. – С.22-25).
В истории человечества семья прошла несколько этапов своего становления и развития: от первобытного (полуживотного) состояния с неупорядоченными половыми связями, через возникновение брачных отношений между полами к групповому браку, затем к полигамии, а в позднепервобытной общине – к моногамному парному браку. Парный брак знаменовал начало домашне-семейного воспитания, которым занимались родители и другие члены рода. Возникла хозяйственная ячейка из мужа, жены и детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами, так как жена и дети не могли обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась её подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно менялся и сам характер брака: его целью стало создание семьи, содержание и воспитание детей. Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.
На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в 8 – 9 веках. Семья была многодетной, что гарантировало её хозяйственную надёжность. Дом и семья становились начальной школой для детей, своеобразной «домашней академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, а девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению родительских функций.
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Это объясняется не только социально-экономическими достижениями человечества, но и моралью и нравственным развитием людей, ростом их эстетической культуры, усилением роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».
Итак, по мере развития общества на стабилизацию брачно-семейных отношений всё большее влияние оказывают не внешние факторы (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчинённость женщин), а внутренние факторы (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).
2. Типы семей в современном обществе.
Существуют разные классификации семей. В данную лекцию включена типология, представленная в учебнике Т.А.Куликовой «Семейная педагогика и домашнее воспитание».
Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.
1. Самым древним типом семьи, который прошёл многовековую проверку в историческом опыте человечества, является патриархальная (традиционная) семья. Как правило, это большая по численности и крепкая семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В такой семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эти семьи сохранились, главным образом, в сельской местности, малых городах, в среде священнослужителей и глубоко верующих людей.
3. В последние десятилетия растёт число малых семей. Среди них – «пустые гнёзда» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда», а также неполные семьи, возникшие в результате развода или смерти одного из супругов. Это печальная примета нашего времени, где одинокий родитель (чаще мать) воспитывает ребёнка (детей).
4. Такова же структура материнской (внебрачной) семьи, где мать не состояла в браке с отцом своего ребёнка. Здесь уместно напомнить о печальной статистике «внебрачной» рождаемости в России: каждый 5 – 6-ой ребёнок появляется у незамужней мамы. Речь идёт либо о девушках 15-16 лет, не способных ни содержать, ни воспитывать ребёнка, либо о зрелых женщинах около 40 лет, сознательно решивших «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются с одним родителем в результате развода. В России каждый третий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье.
5. Сегодня значительную популярность приобрёл так называемый «гражданский брак». С точки зрения традиционных религий, подобное партнёрство является грехом, явным нарушением Божьих заповедей. В просторечии его называют фактическим браком, или «сексуальным сожительством».Психологи ввели более мягкий термин – «промежуточная семья», так как она в любой момент может принять какую-то окончательную форму: либо распадётся, либо будет закреплена документально (часто «под давлением» беременности). В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая по одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще. В России более 7 % супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнёрства «двух независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы ещё молоды для брака, надо материально встать на ноги». По данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, это – проявление крайней степени гедонизма, эгоизма, безответственности, желания подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить.
Функции семьи.
Семья – специфический социальный институт, первичная ячейка общества, в которой переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждой личности в отдельности.Под функциями семьипонимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право, нормы морали, реальная помощь государства. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи меняются. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи, но многие исследователи единодушны в определении следующих функций:
1) репродуктивная (функция продолжения рода) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. На уровень рождаемости оказывают влияние такие факторы, как социально-экономическая стабильность в стране, благосостояние семьи, её обеспеченность жильём и работой, социально-культурные нормы, национальные и религиозные традиции, образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников, профессиональная деятельность и характер занятости женщины, место жительства. Учёные вывели несколько закономерностей: рождаемость ниже в городе, чем в селе, падает с ростом достатка, образования и обеспеченности жильём. При более благоприятных условиях в семье проявляются эгоистические тенденции супругов («пожить для себя»), и они переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учёбу, потребление, досуг, творчество. Сегодня остро стоит вопрос о количестве детей и их физическом и психическом здоровье. Существуют разные мировоззренческие подходы к решению этого вопроса: светский или религиозный. На практических занятиях мы специально рассмотрим эти проблемы, в том числе проблемы «планирование семьи» и «демографическая ситуация в России»;
2) духовная (ценностная) функция– функция выстраивания системы ценностей супругов и их детей, которая и определяет стиль жизни, выбор целей и способы их достижений. В ходе семейного воспитания родители прививают ребёнку понимание того, что в жизни есть высший смысл. Для христианина – это Господь Бог – наш Творец, Промыслитель, Искупитель, Спаситель и Судия. Для неверующего человека – это совокупность высших нравственных и эстетических культурных ценностей;
3)хозяйственно-бытовая функция обеспечивает многообразные экономические и организационные потребности семьи;
4) социокультурная и досуговая функцияимеет целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных культурных потребностей семьи. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в 15 веке, произошло от глагола «досягать» и буквально означало время, когда можно чего-то достичь. Сегодня, кроме традиционных форм досуга, появились такие формы, как общение в сети Интернет, разного рода игровые клубы, занятия экстремальными видами спорта и др. К сожалению, некоторые формы досуга наносят ощутимый вред физическому, психическому и нравственному здоровью семьи или отдельных её членов;
5) эмоционально-психологическая функцияимеет целью установление гуманных взаимоотношений, атмосферы доверительности, дружбы и любви, защищённости, которая располагает всех членов семьи выразить своё эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться и радостью, и горем, получить совет и наставление, ощутить сострадание, участие, помощь. Оптимистический настрой, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, преодоления невзгод и неудач;
6) воспитательная функция– важнейшая функция, заключающаяся в духовном воспроизводстве человечества. В семье дети и взрослые влияют друг на друга. В этом деле особенно велика моральная ответственность родителей, передающих детям свой жизненный опыт.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
«Брак в церковном понимании — идеальная школа любви»
О светском и церковном понимании брака, семейном счастье, кризисе мужского воспитания и многом другом в своей беседе с корреспондентом портала Православие.Ru рассуждает священник Илия Провада, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, отец семерых детей.
Священник Илия Провада |
— Отец Илья, наша встреча проходит накануне дня памяти святых Петра и Февронии, покровителей брака, и эта дата в нашей стране отмечается как день любви, семьи и верности. А ведь в России далеко не каждая пара венчана в церкви. Давайте обсудим, какая разница существует между браком светским и церковным.
— У светского и церковного брака могут быть разные цели и задачи. В чем-то они могут и соприкасаться, но, бесспорно, существует одно важное отличие.
Церковный брак ставит своей целью научиться любить, в первую очередь.
Церковные представления о нашей жизни таковы: здесь мы воспитываем себя для будущей жизни, и войдет в Царствие Небесное только тот человек, который научился любить. Апостол Павел говорит, что без любви человек может говорить всеми языками — человеческими и даже ангельскими, но речь его будет «медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1). Т.е. если человек прожил свою жизнь и приобрел все, что только можно, но не научился любить, то считай — жил зря. Поэтому основная задача — научиться любить. И брак в церковном понимании — это идеальная школа любви.
— А что означает выражение «научиться любить»? Ты либо любишь, либо нет.
— Очень важно определиться, что мы вкладываем в понятие «любви». Вот, если устроить опрос «что такое любовь», то мы увидим, что само слово это уже истерлось. Люди забывают о его истинной смысловой нагрузке. Оттого светское и церковное понимание любви могут сильно различаться и даже противоречить друг другу.
— В чем конкретно?
Есть хорошая книжка Клайва Льюиса «Письма Баламута». Там описывается, в частности, как опытный бес учит молодого бесенка людей искушать. В своем письме он рассуждает примерно так: «Как это так: Бог любит человека и при этом оставил ему свободную волю? Я этого не понимаю! Как можно любить и оставлять свободу?! Я ведь тоже люблю человека — по-своему, по-бесовски. По мне любовь — это что такое? Это значит его пожрать! Съесть, чтобы он на весь мир смотрел бы моими глазами. Уничтожить личность».
Вот и получается, что по сути дела житейское понимание любви — часто бесовское. Слышали, как влюбленные иногда признаются друг другу: «Мне с тобою хорошо!», «Я хочу, чтобы ты всегда был со мною». Т.е. люди думают прежде всего о себе, о своих чувствах. Светское понимание любви зачастую бывает потребительским, в нем кроется услаждение самого себя. Человек наслаждается физически и душевно. Но чувства, если не работать над ними и не расти духовно, сходят на нет. И спустя время люди так же искренне говорят: «Мне с тобой плохо. Давай разойдемся…»
Церковное понимание любви — это когда человек «окунается» в другую личность и забывает самого себя. Почему так важно научиться любить? — Потому что в этом состояло грехопадение. Казалось бы, сотворил Бог человека, дал ему все необходимое и только одно требование просил соблюсти. Не принципиально, что именно нельзя было трогать — дерево или же что-то еще. Это было некое испытание, потому что человек был морально нейтральным. Он был свободен, и надо было как-то первый раз этой свободой воспользоваться. И когда человек выбрал свою собственную волю, не посоветовавшись с Господом, он тем самым отделил себя от Бога. Условно говоря, у него произошел своеобразный психологический процесс: он понял, что «вот это — я. Это — мое мнение, мое решение, и вообще, это вот — мое пространство, а что вне этого пространства — это уже не я».
— Наверное, большинство современных людей разделяют такую установку. Разве это не естественно?
Нет, это эгоцентризм, который именно тогда и зародился. И цель нашего пребывания на Земле — выйти за его рамки, потому что когда человек произносит «я», он, по идее, должен подразумевать и Бога, и других «я». Это не значит, что человек полностью растворяет свою личность. Нет. Он может оставаться индивидуальностью, но при этом помнить, что все мы настолько взаимосвязаны друг с другом и, тем более, с Господом, что когда принимаем какие-то решения, то должны принимать во внимание и все, что вокруг нас: и людей, и Бога, и природу. Научиться любить — значит научиться отдавать отчет в том, что рядом всегда есть кто-то абсолютно такой же, как и ты, и который нуждается в том же, в чем и ты. И никогда этого не забывать.
Но сразу и по-настоящему полюбить всё и всех вокруг себя невозможно. И потому человек должен вначале научиться любить кого-то одного. Я считаю, что Господь промыслительно разделил человечество на мужской и женский пол. Люди тянутся друг к другу сначала зачастую на физиологическом уровне, но потом затрагиваются более глубокие пласты отношений — душевные и духовные.
И вот Господь создал семью. И вы — два разных человека — должны научиться друг с другом сосуществовать, впустить в свое личное пространство чужое пространство, чтобы они стали единым целым. И если это получится, вот тогда уже можно будет рассуждать о том, любит ли человек Бога или не любит. Потому что Господь для большинства людей представляется абстракцией: да, Он есть где-то там. А в Евангелии четко сказано: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:19). А людей ближе, чем муж и жена, просто не придумаешь.
— А как же кровные родственники? Родители, дети, братья, сестры?
Церковь знает разные степени родства. Например, у родных братьев степень родства — единичка. Между детьми и родителями степень родства тоже единица, а у мужа и жены — ноль! Так что муж и жена — одна плоть, и их отношения — самые тесные. В церковном понимании брак — школа любви, поэтому если человек эту школу бросает, то тем самым он подписывает себе приговор в том, что несостоятелен, не умеет любить, не готов к Царствию Небесному, раз не научился любить даже одного — не десять, не сто, а и одного не научился любить.
Чаще всего Господь сводит друг с другом людей диаметрально противоположных, словно хочет сказать: «Смотри, вот абсолютно другой человек, у него совсем иной взгляд на мир и на вещи, чем у тебя. Но он тоже имеет право на существование и свое мнение. И с ним тоже можно сосуществовать». Если мы это сможем, то мы станем богаче, мы станем шире своего собственного я, больше, чем свое я.
— Да, есть такое выражение: «противоположности притягиваются». Но, в то же время, всюду говорится, что для создания гармоничного брака у супругов должны быть схожие взгляды на жизнь, единые устои, цели и способы достижения этих целей. Насколько такое утверждение справедливо в отношении церковного брака?
— В этом плане есть вещи принципиальные, а есть второстепенные. Принципиальные — это чтобы религиозные взгляды были едиными. Наиболее ярко это проявится, когда появятся дети, и их надо будет воспитывать в единой системе ценностей. Если у супругов по этому вопросу разные взгляды — возникнут сложности. Когда мама говорит одно, а папа другое, ребенок растет в деструктивной обстановке.
— Давайте исходить из того, что оба супруга — христиане. Браки с людьми другой веры — тема сама по себе очень сложная и глубокая, и мы просто не успеем ее обсудить.
Если религиозная картина мира у супругов общая, то тогда вещи второстепенные можно и потерпеть. Главное, чтобы цели и задачи были общие. Даже если поначалу, предположим, это был чисто светский брак, а впоследствии кто-то из супругов пришел к вере и воцерковился, то как показывает современная практика, если со стороны одного из супругов есть трезвое отношение к вере, вторая «половина» с годами тоже «подтягивается». Потому что христианство, настоящее христианство, — это очень красивый и чистый образ жизни. Около настоящего христианина хочется «погреться», около него хорошо.
Вспомним историю. У первых христиан большинство супружеских пар пребывали в такой ситуации: кто-то из супругов обретал для себя Христа, а кто-то нет. По этому поводу апостол Павел написал, что верующая жена освящает своей жизнью неверующего мужа, а верующий муж — неверующую жену.
Иначе обстоит дело, когда юноша и девушка еще не вступили в брак, а только собираются создать семью, и при этом девушка, например, воцерковленная, а юноша совершенно далек от веры.
— Но вы ведь только что говорили о том, что вторая половинка «подтянется» за верующей.
— Это другая ситуация. Один московский проповедник сказал по этому поводу так: «Если воцерковленная девушка придет к батюшке за советом, выходить ли ей за светского человека, то ей можно ответить, что это — то же самое, что выйти замуж за медведя. Мишку ведь тоже можно как-то приручить и даже заставить кататься на велосипеде. Но в какой-то момент он услышит зов природы и уйдет в лес, а тебя оцарапает».
Как мы уже говорили, у человека невоцерковленного понятия о любви и целях семейной жизни — иное. А если оба супруга — воцерковлены, им будет проще найти общий язык, сохранить семью, чем, к примеру, супругам, живущим мерками светского брака.
— Почему?
— В светской среде основной упор делается на чувства: «Мне нравится», «Мне с тобой хорошо». Сегодня — хорошо, а завтра — плохо, и вот уже человек думает: «Наверное, любовь прошла. » Но ведь чувства — самый примитивный тип взаимоотношений, в то время как у человека существует 3 уровня восприятия всего вокруг — телесный, душевный и духовный.
И вот, когда у людей было много «партнеров» (слово-то какое отвратительное!), когда они пожили половой жизнью до заключения брака, то дар истинной любви пропадает. Так всё на уровне чувственного и телесного и остается. Как искали они эти чувства телесно-душевного комфорта и удовольствия, так и продолжают искать. И кроме этой чувственности уже ничего не ищут, ничего им больше не надо.
— Расскажите, пожалуйста, об остальных уровнях восприятия.
— Душевное восприятие — это когда мы получаем какую-то информацию на ментальном уровне. Никогда не надо путать душевное с духовным.
Духовное восприятие — чисто в религиозных рамках, сквозь призму Евангелия, сквозь призму христианского понимания нашей жизни — что мы готовим себя к жизни вечной.
Если это понимание отсутствует, и человек живет только чувственными или душевными ощущениями, происходит следующее. Все мы ищем какого-то удовольствия от жизни, просто так человеку жить недостаточно. И вот, мы что-то находим и становимся зависимыми от этого. Но когда мы перейдем в мир иной, у нас останется только душа, и какими-то тленными удовольствиями мы уже не сможем насладиться. Представим теперь, что мы стали рабами удовольствий, но у нас нет инструмента, с помощью которого мы могли бы их получить. И душа начинает страдать: страсть есть, но удовлетворить ее мы не можем. С душевным происходит то же самое. Там — за гробом — мы этого тоже лишимся, и останется лишь духовное. А духовное — самое сложное, до него надо суметь подняться, дорасти. И любовь в духовном понимании — совсем не то, что в чувственном. У святого Максима Исповедника есть фраза: «Истинная любовь — это бесстрастие». Ведь если человек относится к чему-либо с элементом страсти, то в этом присутствует его самость, его эгоизм, его гордыня. А истинная любовь бесстрастна.
— Возможно ли вообще обрести счастье в не венчанном, но зарегистрированном в ЗАГСЕ браке?
— Я думаю, можно, в том случае, если супруги придут к христианскому пониманию цели брака. Но опять же, если они придут к этому, то, скорее всего, обвенчаются. Хотя, наверняка, есть исключения, когда люди счастливо прожили лет 40-50, расписавшись лишь в ЗАГСЕ. И будет ошибкой, если кто-то им скажет, что они не венчаны и всю жизнь прожили в блуде. Они честно прожили друг по отношению к другу — не изменяли, детишек нарожали. Я думаю, они все равно будут счастливы.
— Некоторые ученые социологи говорят, что институт семьи себя исчерпал. Как вы прокомментируете это заявление?
Когда разрушается институт семьи, то разрушается самое идеальное средство подготовки человека к будущей жизни, разрушается самая идеальная школа любви. И человек костенеет в своем эгоизме. Как это происходит? — Когда, например, создается брачный контракт, где все настолько жестко регламентировано, что если муж или жена его нарушают, то все вопросы решаются с адвокатом супруга. Люди лукаво переиначивают институт брака в такое состояние, когда можно костенеть в своем эгоизме и при этом сохранять иллюзию семьи.
— А как Вы относитесь в такой позиции: «Надо сначала получить образование». Это отговорка?
— Нет, это нормальная здравая позиция. Но при этом надо помнить: нельзя начинать половую жизнь до свадьбы. Я считаю, что это одна из грубейших ошибок, которые разрушают наше общество. Часто молодые люди просто боятся брать на себя какую-либо ответственность. Сейчас кризис мужественности: из 100 парней, может быть, один будет более-менее хорошим отцом семейства и мужем.
— Почему это происходит?
— Сейчас очень много молодых людей, которые выросли в неполноценных семьях или, например, были у родителей единственным ребенком, или же воспитывались одной матерью, а потому и стереотип жизни у них не мужской. Воспитанный подобным образом молодой человек привык заботиться о своем комфорте и боится принимать решения. Сейчас молодые люди вообще всего сплошь и рядом боятся — создавать семью, рожать детей, — и приводят этому кучу оправданий. Но это все отговорки: человек либо хочет семью и детей, либо нет. Если он хочет, то берет и делает. И все становится проще. Когда у мужчины появляется ребенок, все становится проще.
— Мне видится в этом парадокс.
— Материально становится, конечно же, сложнее, но вот мировозренчески — проще, потому что сразу становится понятно, зачем надо зарабатывать деньги, и что нужно делать в жизни помимо работы. До рождения детей молодой человек может очень долго маяться — искать себя в том, в другом, в третьем. А тут — все. Вот — моя любимая жена, вот — мои любимые дети, и я буду работать, не покладая рук, чтобы моим любимым людям, моей семье было хорошо, уютно, комфортно. Чтобы они были одеты, насыщены, обучены. И у мужчины возникает ощущение полноты жизни.
— У некоторых мужчин полнота жизни возникает уже оттого, что они раз в полгода меняют машину или же ездят в путешествия.
— Это некая иллюзия полноты жизни, которая, кстати, хорошо иллюстрирует разговор о чувственном восприятии жизни. Помнится, Пелевин в одном из своих романов описывал, что когда в 1980-х годах «из-за бугра» привозили кроссовки или джинсы, эйфории хватало на полгода. Сейчас, чтобы испытать подобное, надо купить новый джип. И так все больше и больше: вот уже и в кругосветное путешествие надо. А оно даст ощущение полноты только на время путешествия: как вернулся домой — вновь пустота, надо снова что-то придумывать. Всё как у ребенка: чем больше у него игрушек, тем быстрее они ему надоедают: одной поиграл — выкинул, другой поиграл — выкинул, не интересно. А вот когда у него не десять, не ящик, а одна-две игрушки, тогда он их бережет, долго ими играет, не кидает. Так что если человек бегает от цели к цели, это иллюзия полноты жизни. А семья может дать ощущение полноты жизни раз и навсегда, до конца земных дней.
— Отчего же возникает это ощущение пустоты?
— В первую очередь, это религиозная проблема. Ведь что такое «религия»? Само это слово происходит от латинского «religare», что означает «воссоединять», «восстанавливать». Соответственно, и религия означает восстановление потерянной связи. Что за потерянная связь? Мы уже говорили о том, что когда человек совершил грехопадение, он сам оборвал ту связь, которая соединяла его с Богом. И вот человек всю жизнь мается, стремится — часто неосознанно — что-то изменить в своей жизни. Понимает, что что-то не так, а что изменить, не знает. Живет — словно плывет по течению, пытается получить какие-то удовольствия. Кто-то, чтобы ощутить «полноту» жизни, берет в руки бутылку или наркотики. Кто-то идет по карьерной лестнице, окунается во власть, радуется этой власти, кто-то радуется богатству и потребительству. Но все эти радости преходящие. Потом человек все равно остается у разбитого корыта и понимает — не то!
А религиозный человек через Богооткровенную книгу — Священное Писание — понимает, что произошло и чего он ищет. Не хватает ему связи с Богом. Он ищет, как эту связь восстановить. Вся религия, церковность, христианство — есть восстановление потерянной связи. Мы как эмбрионы, которым перерезали пуповину: еще какое-то время вроде бы живем, но не получаем того, что должны получить, и маемся. А перестанем маяться лишь тогда, когда Господа для себя обретем. Если у любого человека спросить: «Вам хотелось бы жить в любви, мире и добре?», всякий бы ответил: «Конечно же, да!» А посмотрите реальности в лицо: в семье люди ссорятся, не понимают друг друга, друзья ссорятся, родственники подчас так воюют, что по полжизни не поддерживают отношения. А в глобальном плане люди миллионами уничтожают друг друга. И при всем этом каждый хочет жить в любви и мире. А не получается, потому что связь с Богом утрачена.
Или, например, у каждого человека есть ощущение, что он — на самом деле не такой, какой сейчас! «Это сейчас я немножечко плохой, но на самом-то деле я лучше. И когда-нибудь я стану хорошим. Сейчас у меня пока не получается, лишь пока я не соответствую своему собственному “я”». И человек всю жизнь проживает с этим несоответствием.
Или же человек прекрасно осознает, что смертен. Но в глубине души у него живет убежденность: «Я буду всегда». Думаю, если и рьяный атеист не будет себя обманывать, то признает, что даже у него есть четкая убежденность: «Я буду всегда». Все эти противоречия в жизни оттого, что мы эту «пуповину» перерезали, оборвали с Господом связь.
Чтобы все это привести в соответствие, чтобы, наступила, наконец эта полнота жизни, надо соединиться с Богом. Но как? — Научившись любить.
— Как Вы считаете, Адам и Ева могли считаться первой семьей? И как должны были строиться между ними отношения, планировалось ли появление новых людей, детей?
— Я думаю, это тайна Божия. Безусловно, их можно назвать семьей, но не совсем в нашем понимании этого слова. Возможно, у них даже плоть была другая — не такая, как у нас сейчас, потому что все нынешние законы физики — законы падшего мира. Изначально мир должен был жить по-другому. Самый яркий тому пример: не должно было быть смерти. И законы физики в Раю, возможно, были какими-то другими. Не было тления, была, наверное, какая-то другая плоть. Ведь Господь говорит, что каждая душа после воскресения мертвых получит плоть. Но она будет другой — преображенной, иной. И до грехопадения всё было по-иному.
Помните, в книге Бытия описывается, что после грехопадения Адам и Ева увидели, что они наги? Здесь на самом деле очень тонкий психологический момент: «На меня смотрит другой, он меня как-то оценивает, что-то обо мне думает, может, он сейчас посмеется надо мной»… и возникает желание спрятаться. То есть каждый из них осознал: «Вот, есть я, есть мое пространство. А как все остальные на меня смотрят? Я лучше от них закроюсь, оболочкой спрячусь». Так появился эгоцентризм, а отсюда — и гордыня, и тщеславие, и зависть, и зложелательство. И воровство, и убийство.
И Господь, увидев, какая порча закралась в человека, дал оптимальное лекарство, чтобы эту порчу исцелить. Он же не просто так сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16). Господь дал ей лекарство. Поэтому для женщины спасительно рожать детей, быть в зависимости от мужа, быть покорной ему. И тогда вот эта порча, что есть в ней, изглаждается. Если этого варианта нет (например, иногда женщина чисто физиологически не может иметь детей), то тогда она должна каким-то образом служить людям или обществу. До самопожертвования, чтобы эта жертвенность присутствовала. А для мужчины самая страшная беда — это праздность, поэтому и сказал Господь: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:19). Вот когда мужчина так зарабатывает, он исправляет ту порчу, которая в его природу вкралась. А праздность недопустима для мужчины, отсюда идут все грехи.
— То есть самое главное в нашей жизни — жить ради семьи?
Если человек живет только ради семьи, то рано или поздно он останется у разбитого корыта. Очень важно, чтобы большая часть нашего сердца принадлежала Господу, чтобы мы Его обрели. Тогда баланс будет правильным, и мы все вытянем: и за родителями сможем ухаживать, и все от них претерпим, и с супругом проживем, и там, где надо, смиримся.
Даже если человек одинок, но большая часть его сердца пребывает с Господом, то у него на душе и при термоядерной войне будет радостно. На эту тему есть очень хороший рассказ Тургенева «Живые мощи»: о том, в каких условиях и в каком состоянии человек может жить и при этом быть абсолютно счастливым.
— Есть расхожее выражение: «Любовь с первого взгляда». Иногда люди рассказывают, что, увидев впервые будущего спутника жизни, они сразу же понимали: «Вот она (он)!» Причем, иногда об этом говорят оба супруга. Как по-вашему, стоит ли доверять таким ощущениям? Может быть, Господь так промыслительно озаряет души людей неким откровением?
— Я вижу эту ситуацию немного по-иному. Любовь — это дар Господа. И этот дар нужно заслужить определенной чистотой жизни. Некоторые люди в юности, когда они чисты, могут сразу взять и влюбиться. И они могут назвать это любовью с первого взгляда. Но сама по себе влюбленность — это любовь в зачаточном состоянии. А потом она должна совершенствоваться. И лучше всего, если она будет совершенствоваться в духовном понимании смысла нашей жизни. Тогда семья будет только крепнуть. И отношения между супругами будут переходить в нечто более качественное и глубокое, нежели чувства.
— Как по-вашему, в идеале сколько должно быть в семье детей?
— Почему так?
— Потому что это самое идеальное соотношение, когда старший ребенок начинает полноценно ухаживать за младшим. И тогда они растут в более-менее гармоничной ситуации. Один ребенок — это огромнейший труд родителей, двое — то же, трое — просто большой труд.
А вот если детей пятеро, то они уже сами начинают воспитывать друг друга, и родителям надо их немного направлять и помогать. И когда они вырастут, они будут уже более-менее подготовлены к тому, чтобы создать семью и самим стать родителями.
— Почему в наше время у такого большого числа семейных пар нет детей? Причем, иногда это происходит при полном физическом здоровье обоих супругов.
— Я думаю, когда в России не останется ни одного ребенка в детдомах, тогда эта проблема сама собою разрешится. Мне кажется, Господь так промыслительно устраивает, чтобы люди забирали детишек из детдомов. Я по нашему приходу знаю массу случаев, когда люди из детдома брали малыша, не имея возможности родить своего. И Господь тут же им эту возможность посылал, наверное, в подарок за то, что они решились на такой шаг.
— Возможно, людей останавливает то, что детдомовские дети часто происходят из неблагополучных семей, вот и боятся дурной наследственности.
— А вся генетика лечится любовью. Я знаю такие семьи, где все эти неправильности сходят на нет.
— А что для вас семья?
— Семья — идеальнейшее средство не закостенеть в эгоизме, выйти за рамки своего собственного «я», даже немножечко забыть, как меня зовут и какого я года рождения, позабыть о себе. Личность свою никчемную позабыть и посмотреть на других. Идеальнейшее средство. Если бы этого не было в моей жизни, мне, наверное, приходилось бы ежедневно в 2 часа ночи вставать, читать акафисты и сотнями бить поклоны, чтобы как-то справиться со своими страстями, с гордыней своей. А тут. только честно неси этот крест, а все средства уже есть. И подвиги никакие не надо уже совершать. Просто смиренно неси этот крест и в голову даже не бери, что его можно с себя сбросить. И все будет нормально.
— Сколько у вас детей?
Семеро. Так получилось. Изначально не было об этом никакого замысла.
Это как если бы захотели мы после весны, когда снег сошел, искупаться, и пришли на водоем. Солнышко вроде греет. Ногу обмакнули — ледяная! И думаем: может быть, сейчас лучше одеться и уйти, а искупаться. потом, когда-нибудь. И вдруг решаем: «А, ладно», — и прыгаем. А когда прыгнули, то уже и ничего вроде, и поплыли…
Лично от себя я всем молодым людям желаю такой решимости, потому что мужчина раскрывается, когда берет на себя ответственность, когда он становится спиною для кого-то, защитой. Позор мужчинке, если он живет только ради себя, это уничтожение всей мужественности, которая только существует.
— Вы рано женились?
— Любовь с первого взгляда?
— Нет, я не скажу, что это так. Отношения были достаточно осмысленными. Конечно, сейчас они стали еще более осмысленными, но я был бы уже более придирчив до неправильности. В молодости, конечно, проще ужиться. Я понял, что с этим человеком могу создать семью, вырастить детей.
Но я хочу сказать, что если бы мы оба не были воцерковленными людьми на момент встречи, то, думаю, давно бы расстались.
— И как же удалось сохранить крепкую семью?
— Очень важное правило для семейной жизни, один из главных ее «технических принципов», я прочитал в дневнике Чехова. Он повторил эту мысль дважды: «Самое главное, самое главное — не унижай своего близкого. Лучше сказать: “Ангел мой!”, а не “Дурак”!»