Что такое сводный хор
Что такое сводный хор
Хор (др.-греч. χορός — толпа ) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.
Содержание
Типы хоровых коллективов
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.
С точки зрения манеры пения различают:
Виды хоровых коллективов
По количеству участников различают:
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские, церковные и учебные хоры.
Хор в музыке: какие виды бывают, дирижирование
Хоровое пение играет важную роль в музыкальной культуре. Это одна из древнейших традиций, которая не только не угасла за прошедшие тысячелетия, но и в своём развитии достигла новых вершин. По-настоящему высокий уровень этого вида искусства достигается в рамках музыкальных ансамблей, одной из разновидностей которых является хор. Рассмотрим специфику подобных объединений.
Что называют хором
Существует несколько разновидностей вокальных ансамблей – трио, квартеты и т.д. Хор отличается от них тем, что одну партию в нём исполняют не менее двух участников с однородными голосами, родственными по тембру. В целом, это группа певцов, которая может насчитывать десятки (а иногда и сотни в сводных хорах) участником в своём составе, и которая исполняет вокально-хоровые произведения. Подобный коллектив, по сути, представляет собой вокальный оркестр. Такая форма певческого коллектива весьма распространена, т.к. в процессе хорового пения объединяются люди с разным уровнем вокальных данных и одарённости. Помимо профессиональных, во множестве существуют самодеятельные, церковные, школьные коллективы. Вообще, данный вид искусства вовлекает большое количество людей.
Классификация
Существует несколько типов хоровых объединений. Они могут выступать в сопровождении музыкальных инструментов (вплоть до оркестра) или же без них (это т.н. «а капелла», a’cappella). Кроме того, существующие коллективы классифицируют по голосам участников. Так, хоры разделяют на два вида – однородные и смешанные. В первых объединяются голоса одной группы. Всего групп три – женские голоса, мужские и детские. В смешанных составах эти группы комбинируются определённым образом. Кратно опишем особенности хоров разных типов.
Мужской
Базовая структура мужского хора следующая: партию верхних голосов исполняют тенора, а партию нижних – обладатели баса. Кроме того, каждая партия может дополнительно разделяться на первые и вторые голоса (соответственно тенора и басы). В этих рамках первые тенора или басы относятся к высоким (в границах своего диапазона), а вторые – к низким. Кроме того, хоровой коллектив данного типа может быть дополнен певцами, поющими фальцетом. В коллективе необязательно должен быть полный набор типовых голосов.
Примером состава такого хора может быть следующее сочетание: тенора, а также первые и вторые басы.
Женский
В женском хоре партия нижних голосов исполняется альтами, верхних – сопрано. Альты и сопрано также подразделяются на первые и вторые. Исполнение определённых произведений может потребовать, чтобы хор звучал на один голос (все диапазоны в унисон), на два, три, четыре голоса (в этом случае самостоятельные партии у первых и вторых альтов и сопрано). В некоторых ситуациях применяется разделение на большее количество голосов.
Детский
Детских хор в целом повторяет структуру, присущую взрослым коллективам. В нём звучат высокие детские голоса, называемые дискантами, а также более низкие голоса – альты. Такой хоровой коллектив может быть разделён и на большее количество голосов, например, состоять из дискантов, а также первых и вторых альтов. Это не предел, голосов может быть и больше. Кроме того, все голосовые диапазоны могут звучать в унисон, на один голос.
Смешанный
Все вышеописанные типы хоровых коллективов относятся к однородным. Но существуют и коллективы смешанного типа. В них используются мужские (нижние), а также женские (верхние) голоса. Иногда мужские голоса комбинируются с детскими. Этот тип хора может быть и неполного состава, к примеру, состоять из альтов, теноров и басов. В некоторых случаях смешанный коллектив может петь в унисон, но это случается довольно редко. Кроме того, в зависимости от исполняемого произведения его могут разделить более чем на четыре голоса.
Что такое хоровая партия
Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону. Базовыми являются 4 типа таких партий. Это басы, тенора, альты и сопрано (у детей дисканты). Внутри этих типовых партий имеется своя градация голосов. К примеру, к басовой партии относятся баритоны, а к альтам – контральто.
Кроме того, нередко случается, что голос певца нельзя чётко отнести к какой-либо одной партии. Например, его можно классифицировать и как тенор, и как баритон. В конечном итоге, тип голоса певца, а также его возможности и место в хоре определяет хормейстер.
Дирижирование в хоре
Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса:
Кроме того, хормейстер подбирает новых участников коллектива, прослушивает их, определяет их место в хоровом коллективе в зависимости от вокальных данных. В целом, хоровой дирижёр должен сочетать функции музыканта, организатора и педагога.
У главного хормейстера круг обязанностей шире. В частности, он работает с композиторами и драматургами в рамках создания новых произведений, принимает участие в разработке репертуарных планов учреждений культуры, контролирует работу хормейстеров и при необходимости оказывает им профессиональную помощь.
Как подобрать репертуар
Подбор репертуара для хорового коллектива является важной задачей, решением которой обычно занимается руководитель хора. При подборе композиций хормейстер, как правило, руководствуется не только своими предпочтениями, но и принимает во внимание ожидания слушателей, учитывает их вкусы. Кроме того, на репертуар накладывает отпечаток тематика концерта и место исполнения произведений. В самом деле, совершенно неуместным покажется исполнение каких-либо нескромных песен в православном храме или исполнение произведения современного автора на фестивале, посвящённом итальянской музыке эпохи барокко.
Когда ограничения по репертуару отсутствуют, можно подобрать произведения для хора, относящиеся к различным жанрам. Это может быть хоровая классика, оперные сцены, народные песни, саундтреки кинофильмов и т.д. Следует отметить, что при исполнении современной музыки возникает проблема соблюдения авторских прав. В целом же, грамотно подобранный разнообразный репертуар при соответствующем уровне исполнения практически гарантирует успех концерта.
Песни для хора
Подбор песен для хора определяется вкусами хормейстера, популярностью тех или иных песен среди слушателей, направленностью хорового исполнительства. Под направленностью подразумеваются направления, в которых работают хоровые коллективы. В настоящее время различают два направления – академическое и народное. Академическое направление не является чем-то узкоспециализированным, догматичным и застывшим. В этом направлении имеется множество школ, стилей исполнения. При этом в академическом направлении присутствует и определённая нормативность, что не мешает исполнять как классические, так и совершенно новые произведения, включая современные популярные песни.
Большей специализацией отличаются народные хоры. Их деятельность базируется на местных певческих традициях. Местные традиции накладывают отпечаток и на манеру исполнения. В соответствии с направленностью, подбирается репертуар такого коллектива. Это могут быть исконные народные песни, или песни, написанные профессиональными композиторами специально для народно хора.
Подведем итоги
Хоровое пение по сей день не утратило своей популярности несмотря на всю мощь современной развлекательной индустрии. Этот вид искусства справедливо можно назвать массовым, так как участником самодеятельного хорового коллектива может стать человек даже с довольно скромными музыкальными данными. Репертуар хора может быть весьма разнообразным – от сложных произведений, рассчитанных на высокопрофессиональных исполнителей, до незатейливых народных или популярных песен. В любом случае, хоровое исполнение музыкальных произведений неизменно привлекает внимание слушателей, зачастую значительно расширяет их представления о музыкальной культуре.
Состав хора по количеству в нём исполнителей
Определение хора. Состав хора. Тип хора. Вид хора.
Хор(с др. – толпа) – это певческий коллектив, состоящий из хоровых партий, в которых объединяются голоса, родственные по тембру и диапазону.
Каждая партия представляет собой унисон. Деление внутри партии на два или более голосов называется divisi.
Минимальный состав смешанного хора (по Чеснокову) – 12 человек, по 3 на партию: тогда можно пользоваться цепным дыханием. При таком количестве легче добиться унисонного строя партии, чем меньшем.
Хором руководит дирижер или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Хор чаще всего состоит из 4-х хоровых партий, но количество партий в принципе не ограничено, т.к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (divisi).
В партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabot Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 16 голосов в каждом (в общей сложности 48 хоровых партий).
Хор может петь в сопровождении или без него (a capella). Как правило, на репетициях хора, в процессе разучивания произведения написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано. Также, фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a capella.
Пение в хоре – это самый массовый и доступный вид совместного музицирования.
Тип хора
Тип хора – это характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов.
Певческие голоса делятся на 3 группы:
1) мужские
2) женские
3) детские
Хор, состоящий из голосов одной группы называется однородным
Хор, состоящий из мужских и женских голосов называется смешанным
В настоящее время в хоровой практике укрепилась классификация хоров, которая делится на 4 типа:
1) мужские
2) женские
3) детские
4) смешанные
Объединение женских и детских голосов в один тип неправомерно, т.к. каждая из этих типов имеет свой специфический репертуар.
Смешанный хор
Его диапазон составляет более 4-х октав: от ноты «ля» контроктавы до «до» 3 октавы.
Смешанный хор позволяет применять разнообразные
приёмы изложения. Чаще всего применяется тесное расположение голосов. Голоса смешанного хора могут охватывать почти весь диапазон, создавая объёмное звучание. Смешанному хору можно поручать многоголосные гармонические и полифонические произведения.
Такой хор может включать в себя певческие голоса всех групп:
1) мужские
2) женские
3) детские
Он обладает очень большой динамической силой звука, а также богаты технические возможности смешанного хора. Самые большие возможности даёт исполнение широких распевных произведений, т.к. в профессиональные хоры женщины долгое время не допускались, для дисконтовых партий в хор вводились мальчики
Мужской хор
Диапазон мужского хора: от ноты «ля» контроктавы до ноты «до» второй октавы.
При наличие в хоре хороших октавистов, им часто поручают дополнительные, не обозначенные в партитуре удвоения басового звука в контроктаве.
Наиболее характерно для мужского хора тесное расположение голосов, как и для смешанного.
Не редко применятся и широкое расположение аккордов, охватывающее значительную часть.
Мужские хора разнообразны по своему исполнительскому профилю. Существуют академические мужские капеллы (a capella), народные мужские хоры, ансамбли песни и пляски и т.д.
Из русских композиторов XIX века для мужских хоров писали Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Рубенштейн, Аренский.
Особенно широко такие хоры используются в операх.
Женский хор
Женский хор имеет диапазон: от «фа» малой октавы до «до» 3 октавы.
В женском хоре используется тесное и широкое расположение голосов. Широкое расположение голосов встречается довольно редко.
В полифонических произведениях нередко возникает перекрещивание голосов. Встречается шести, семи, восьми–голосные произведения для женского хора. Встречается много оригинальных сочинений и обработок народных песен.
Для женского хора создали русские и народные композиторы такие как Кюи, Лядов, Чесноков, Мендельсон, Абд, Раве и многие другие..
Детские хора
Все детские хоры по возрастному признаку можно разделить на:
1. Младшего школьного возраста 1-3 класс
2. Среднего школьного возраста 4-6 класс
3. Старшего школьного возраста 9-11 класс
Хор, состоящий из детей 7-10 лет, характеризуется лёгким и фальцетным. Голоса ещё не имеют ярко выраженного индивидуального тембра.
Нет существенного различия голосов мальчиков и девочек.
Хоры младших школьников (1-3 класс) совершенствуются в одноголосном и двухголосном пении.
Хор, состоящий из детей среднего школьного (4-6 класс) возраста характеризуются большой насыщенностью и динамичностью звука.
У мальчиков в этом возрасте появляется грудное звучание, а у девочек ближе к 6 классу появляется тембр женского голоса.
Состав хора по количеству в нём исполнителей
По количеству певцов, составляющих хор, различают большие, средние и малые хоры. Наименьшим составом хоровой партии принято считать 3-4 партии. Это объясняется цепным дыханием.
Минимальный состав смешанного хора 12-16 человек.
Меньший коллектив – ансамбль.
Максимальный состав смешанного хора 120-130 человек.
Вид хора
Вид хора – это характеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных партий.
По количеству самостоятельных хоровых партий хоры бывают:
1. Одноголосные
2. Двухголосные
3. Трёхголосные
Двухголосное, трёхголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. Пятиголосное, восьмиголосное изложение встречается в основном в хоровых сочинениях крупной формы, а также в полифонических произведениях.
Произведения, рассчитанные на исполнение двумя, тремя и более самостоятельными группами называется двуххорными, трёххорными и т.д.
Древнейшей формой двуххорной композиции является антифон.
Антифон (греч. – звучащий в ответ) – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами.
Широко применялось в античных театрах.
Двуххорные произведения имеются у Баха, Танеева, Рубенштейна, Прокофьева, Шостаковича, Шабалина.
Хоры могут иметь разный статус:
1. Профессиональные хоры
Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Ведут регулярную концертную деятельность. Состоят из профессиональных певцов.
2. Любительские хоры
Объединяют людей, для которых пение в хоре – это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, при организациях и учреждениях, при немузыкальных заведениях. Например: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.
3. Церковные хоры
Участвуют в церковных службах.
4. Учебные хоры
Существуют в учебных заведениях (музыкальных, музыкально-педагогических, училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.
5. Оперные хоры
«Хоровой коллектив. Типы и виды хоров»
1. Характеристика хорового коллектива……………………………………….6
5. Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением..14 Заключение ……………………………………………………………………. 19
Список использованной литературы и источников ……………………….22
Многие участники самодеятельных хоров, получившие певческие навыки, пополняют собой ряды артистов профессиональных хоровых коллективов. Бурное развитие хоровой самодеятельности в Советском Союзе продолжалось до 1990-х гг. В этот период в стране произошли перемены как в политической, общественной, экономической и культурной сферах, произошла переоценка ценностей, и интерес к хоровой самодеятельности стал пропадать. В настоящее время у значительной части населения отсутствует интерес к высокохудожественным ценностям, классические виды искусства теряют популярность. Таким образом, ослабевает развивающая роль искусства, усиливается его развлекательная сфера, что особенно явно выражается в деятельности средств массовой информации. Это касается и хорового искусства, в частности хоровой самодеятельности.
Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания, хормейстер ставит перед собой следующие задачи:
— развитие у участников интерес и любовь к хоровому пению;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
— формировать художественный вкус;
— развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон;
— прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
Проблема хорового пения заключается в ряде вопросов хормейстера, связанных с работой хорового коллектива над художественной отделкой музыкальных произведений.
Объект: Хоровой коллектив. Типы и виды хоров.
Цель курсовой работы : раскрыть сущность понятий хоровой коллектив, типы и виды хоров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
1. Изучить определение хорового коллектива.
2. Охарактеризовать типы хоров.
3. Охарактеризовать виды хоров.
5. Выявить функции хормейстера, а также репертуар и работу над хоровым произведением.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы и источников, приложение.
Характеристика хорового коллектива
Хор – понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор – вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора.
Хор – это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии – унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор – это ансамбль вокальных унисонов. [1, с. 362]
Хоровое исполнительство выражено двумя формами музицирования – пение без сопровождения (a’cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования – в натуральном или темперированном строе – повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре – основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. [2, с. 154]
Строй в хоре всегда сопряжен с выполнением множества различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до встраивания собственно хоровой звучности с выявлением проблем ансамбля и строя. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие исполняемых звуков, тембровое их единство – решаются при условии правильно организованной вокально-хоровой работы с певцами. В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств – музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.
Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии. [7, с. 58-59]
Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело статус профессионального искусства. Отсюда происходят две основные формы хоровой деятельности – профессиональная и любительская, отсюда и собственные названия – хор профессиональный и хор любительский (народный, самодеятельный). Под первым понимают хор, состоящий из специально обученных певцов, под вторым – хор, в котором принимают участие все желающие в нем петь. Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных.
В хоровом исполнительстве различают два основных направления – академическое и народное, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.
Академический хор (или капелла) опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В рассмотрении проблематики вокально-хорового пения мы будем отталкиваться от понятия академической манеры пения.
Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе. [10, с. 118-119]
Хоровые произведения могут быть охарактеризованы по количеству самостоятельных хоровых партий в них, что определяется понятием вид хора. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трех-, четырех- и более. Принципы применения divisi (разделения) в хоровых партиях связаны с высотными соотношениями певческих голосов, а также с их гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями. Известно, что divisi гармонически насыщает хоровое изложение, но в то же время заметно ослабляет силу звучания хоровых голосов.
Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия, представляющая собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии (группа певцов) начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов: хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижера в установлении ансамбля и строй, в художественной отделке произведения. В связи с этим обнаруживается проблема наименьшего количества певцов (голосов) в хоровой партии – 3-4 певца, а также их тембровое и динамическое равновесие. [11, с. 209-210]
Хор, состоящий из мужских голосов, называется однородным мужским.
Хор, состоящий из женских голосов, называется однородным женским.
Хор, состоящий из женских и мужских голосов, называется смешанным.
СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: «до» первой октавы – «ре» второй октавы.
АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: «ля» малой октавы – «ре» второй октавы.
ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: «до» малой октавы – «ля» второй октавы.
В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный. [4, с. 131]
Смешанный хор (полный состав)
Диапазон смешанного хора более четырех октав «соль-ля» контроктавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.
Диапазон «ля» контроктавы – «до» 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.
Диапазон от «фа» малой октавы до «до» 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.
Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.
Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями. [12, с. 85-86]
Понятие вид хора связывается с количественным содержанием хорового состава, который, как исполнительская форма, имеет обычно равночисленные хоровые партии и группы. Таким образом, под понятием вид хора подразумевается характеристика исполнительского коллектива и произведения по количеству самостоятельных хоровых партий.
Однако следует заметить, что количество самостоятельных хоровых партий не учитывает эпизодических разделений ( divisi ) одной из хоровых партий. Например, если четырехголосие в смешанном хоре (С, А, Т, Б) сменяется на пяти-, шести-, семиголосный, ибо здесь увеличение количества голосов эпизодическое.
Хоровые партитуры, насчитывающие более четырех голосов и, следовательно, называющиеся пяти- (и более) голосными видами хоров, встречаются редко. Чаще можно встретить четырехголосные виды хора с эпизодическим разделение одной из хоровых партий. [5, с. 72-73]
При divisi хоровое изложение гармонически насыщается и появляется возможность исполнения многозвучных аккордовых сочетаний диапазоном до четырех октав, однако сила звучания таких аккордов несколько ослаблена. [8, с. 182]
Значение: владение вокально-хоровой техникой помогает хору правильно передать идейно-художественное содержание исполняемого произведения. Понимание произведения и большая любовь к нему певцов хора является важным условием для хорошего исполнения.
Основу вокально-хоровой техники составляют: певческая установка, дыхание, атака звука, приёмы звукообразования, приёмы звуковедения, округление звука, резонаторы, регистры, тесситура, ансамблевые навыки, навыки интонирования, интонирование ступеней лада, интонирование интервалов, дикционные навыки, навыки пения с нюансами. [9, с. 74]
Атака звука. Существует твердая и мягкая атака звука. Надо запомнить, что мягкая атака звука должна быть постоянным способом, которым следует начинать звук. Т.е. начинать его чрезвычайно осторожно, как бы едва касаясь голосовыми связками.
Приемы звукообразования. Звукообразование или фонация происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает в от колебаний голосовых связок, а усиливается и темброво окрашивается с помощью резонатора. Моменты звукообразующего процесса: легкий зевок, высокая позиция звука. В овладении техникой пения большую роль играет выработка единой манеры звукообразования. Голос певца, владеющего единой манерой формирования звука, отличается особой ровностью тембровой окраски, единым колоритом звучания в объеме всей звуковой палитры.
Одним из средств музыкальной выразительности является музыкальная фразировка. Под фразировкой следует понимать художественное, музыкально-осмысленное исполнение отдельных построений (мотива, фразы, предложения и т.д.), а также разграничение их цезурой или дыханием. Музыкальная фразировка соответствует фразировке литературного текста. Точка грани между фразами называется цезурой. Нельзя выразительно прочитать текст песни, не соблюдая знаков препинания, так нельзя выразительно спеть и ее мелодию, не соблюдая цезур. В большинстве случаев цезура выполняется посредством смены дыхания.
Отчётливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Поэтому большое внимание в хоре уделяется воспитанию правильной и ясной певческой дикции. Дикционные навыки помогают хору выделить наиболее важные по смыслу слова текста, обычно совпадающие с кульминациями музыкальных.
Помимо выше перечисленных средств музыкальной выразительности есть и другие: цезура, нюансы, темп, фермата, тембр и др.
Полноценное, правдивое исполнение хорового произведения может быть осуществлено лишь при правильном использовании средств музыкальной выразительности. [6, с. 54-55]
Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением
Сущность дирижёрской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижёра, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, инженером, планирующим звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным диспетчером, точно распределяющим время и качество звучания, контролёром качественной стороны исполнения. Дирижёр совмещает в себе функцию актёра и режиссёра, задумывая и ставя музыкальный спектакль и одновременно играя в нём главную роль.
Но к тому же дирижёр ещё и организатор, и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив, и помогающий каждому развивать необходимые качества.
Большую роль в работе хора играет репертуар, определяющий творческое лицо хорового коллектива. Главная задача руководителя создание ценного в идейно-художественном отношении и интересного как для исполнителей, так и для слушателей репертуара. При отборе репертуара руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост хора. [13, с. 301-302]
Ставя перед собой задачу, создать хор, следует, прежде всего, определить, что это будет за коллектив, какой контингент участников в возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящее время, какой у хора будет репертуар и репертуарное направление, каковы его специфические особенности. Следует определить заранее и объём, масштаб работы с хором в области развития музыкальной грамотности хористов, рассчитать, сколько времени будет отведено на занятия хоровым сольфеджио, слушание музыки, беседы, разбор услышанного. Важно также определить сферу деятельности хора в общественной жизни города, района.
Руководитель хора должен сделать всё от него зависящее для создания коллектива перспективного, прогрессивного, с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающегося как в области непосредственно хоровой и обще музыкальной, так и в области нравственной, эстетической, воспитательной. [2, с. 201]
Приём в хор обычно проходит так: прослушиваются все участники и отбираются наиболее музыкальные из них. Вначале особенно важно выделить наиболее способных.
Для того чтобы участники коллектива, исполняя произведение искусства, действительно сопереживали авторский замысел, необходимо воссоздавать картину художественного образа, анализировать его становления, находить объяснения каждому выразительному проявлению его особенности. Только тогда проникновение в замысел произведения будет полным и исполнитель может стать сотворцом, а не механическим озвучивателем написанного.
Однако сотворчество включает в себя не только умение проникать в замысел автора, но и большую эрудицию, то есть широкий кругозор и объем музыкальных знаний.
Однако не всякое произведение может вызвать положительное чувство сопереживания, всколыхнуть мысли, чувства, эмоции. Эмоциональный отклик на произведения искусства зависит от идейно-художественной ценности произведения, а также от степени подготовленности к его исполнению и восприятию.
Одна из ведущих задач хорового исполнительства сделать музыкальное искусство постоянной потребности человека, предметом его увлечения и глубокого интереса. Так, практика многих коллективов показывает, что систематическое музицирование, коллективное исполнительство превращается в потребности музыкального высказывания, самовыражения. [13, с. 402]
- Что такое сводный счет
- Что такое сводный чек в терминале сбербанка