Что такое своевременная оплата
Своевременная оплата
Чаще всего поставщики жалуются, что клиенты не платят им вовремя. Как ни удивительно, чем крупнее покупатель, тем острее стоит эта проблема. Эта общепринятая, но несправедливая практика создает серьезные проблемы с потоком средств по всей цепочке поставщиков, поскольку поставщики часто не могут сами вовремя заплатить собственным поставщикам. Сознательный бизнес ставит себе целью всегда платить вовремя или даже заранее. Особенно важно, чтобы в этом преуспевали розничные операторы, которые обладают высокой ликвидностью, в то время как их поставщики не могут похвастаться подобным. Более того, небольшие производители часто обнаруживают, что чем больше они продают, тем меньше у них денег.
Южнокорейская компания POSCO, согласно журналу Fortune, – самая популярная сталелитейная компания в мире<106>. По размеру она занимает четвертое место в отрасли. У POSCO великолепные отношения со всеми заинтересованными лицами, но особенно известна она своей ориентацией на поставщиков.
Компания взяла за правило не просто платить поставщикам вовремя, но делать это наличными в течение трех дней. Такая политика была принята на вооружение в 2004 году. Таким образом POSCO помогает своим партнерам развить финансовую гибкость, чтобы те, в свою очередь, могли заплатить вовремя своим поставщикам, что будет способствовать оздоровлению всей финансовой системы<107>.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
19.5. ОПЛАТА ПАТЕНТА
19.5. ОПЛАТА ПАТЕНТА В течение 25 дней с начала применения упрощенной системы налогообложения на основе патента предприниматель должен внести 1/3 часть стоимости патента.В течение 25 дней по окончании периода, на который был выдан патент, предприниматель должен внести
20. Оплата труда
20. Оплата труда Учет труда и заработной платы представляет собой сложную и очень трудоемкую бухгалтерскую задачу.Право на труд закреплено Конституцией Российской Федерации в ст. 37, которой определено, что каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими
Оплата труда
Оплата труда Расходы на оплату труда включают в себя заработную плату работников и другие начисления в денежной и натуральной форме, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. К таким расходам относятся следующие затраты:• денежные суммы, начисленные по
Оплата патента
Оплата патента Объектом налогообложения признается потенциальный доход предпринимателя, а налоговой базой – величина потенциального дохода.Потенциальный доход – это доход, который, по мнению региональных властей, должен получать предприниматель в своих условиях
Оплата труда
Оплата труда Труд работников оплачивается в соответствии с установленной в организации системой оплаты труда.Система оплаты труда представляет собой набор правил определения размеров оплаты труда. Системы оплаты труда можно объединить в группы, которые называются
Оплата Штейнера
Оплата Штейнера Любой менеджер работает в соответствии с той системой мотивации, которая для него предусмотрена. Работа Хайнрика Штейнера – яркий пример действия этой концепции. Вспомните, переменная часть оплаты труда Штейнера зависит только от роста продаж.
Оплата по счетам
Оплата по счетам Глава 53. ДжиннОмаха • 1998 годБаффет всегда был подвержен тому, что Мангер называл «комплексом обувной пуговицы», то есть был готов высказаться на абсолютно любую тему только потому, что он был экспертом по вопросам бизнеса. Однако к середине 1990-х годов и
Оплата счетов
Оплата счетов В WebMoney реализована оплата счетов. Если Вы хотите получить от кого-то деньги (WM), то Вы можете выставить этому человеку счет. Как это сделать, было рассказано в предыдущей главе.Теперь давайте рассмотрим, как оплачивать счет. Например, при пополнении своего
1.4.7. Оплата труда
1.4.7. Оплата труда В этом пункте трудового договора необходимо отметить следующее (рис. 25):• размер тарифной ставки или должностного оклада;• дату получения заработной платы (в соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата должна выплачиваться два раза в
5.2. Наличная оплата
5.2. Наличная оплата Наличная оплата является самым распространенным видом оплаты. Все дело в том, что такой способ оплаты существует уже веками. Кроме того, многие привыкли рассчитываться именно данным способом, расчеты наличными не вызывают проблем у старшего
Оплата договора
Оплата договора Если денег для покупки квартиры в строящемся доме не хватает, можно воспользоваться разными финансовыми инструментами. Один из них – рассрочка.Сегодня рассрочку предлагают многие компании. Но у каждой – свои условия, которые зависят от множества причин,
БАЗОВАЯ ОПЛАТА
БАЗОВАЯ ОПЛАТА Базовая ставка – это фиксированный оклад или зарплата, которая зависит от тарифов для данного вида работы. Он может варьировать от градации работы или, для работников ручного труда, уровня требуемых навыков.Базовые уровни оплаты труда отражают как
ЗАВИСИМАЯ ОПЛАТА
ЗАВИСИМАЯ ОПЛАТА В отдельных случаях могут предоставляться дополнительные финансовые поощрения, связанные с показателями работы, квалификацией, компетентностью или опытом. Это называется зависимой зарплатой. Зависимая зарплата может быть приплюсована к базовой, т. е.
Базовая оплата
Базовая оплата Решения о базовой зарплате директоров и руководителей высшего звена обычно основываются на представлениях (которые могут оказаться очень субъективными) о рыночной стоимости рассматриваемых работников. Вознаграждение за переход на работу в данную
«Висящая» оплата
«Висящая» оплата Представьте, что вы позвонили узнать, когда человек оплатит, есть ли у него какие-то вопросы, а он вам сказал, что переведет деньги через неделю или через месяц. Что делать?Естественно, неинтересно ждать, пока клиент оплатит. Потому что за две недели может
Как платить контрагентам вовремя даже в кризис
Платежеспособность бизнеса зависит от того, насколько грамотно управляют платежами.
Часто у бизнеса много поставщиков, и платить нужно всем, но не очень понятно, как и в какой очередности это делать, чтобы не уйти в минус.
В кризис все обостряется, долги копятся, а денег, чтобы расплачиваться по ним, не хватает. Расскажу, как подготовиться к подобным ситуациям. И какие шаги предпринять, если бизнес все-таки столкнулся с нехваткой средств.
Подход, о котором вы узнаете, неплохо работает в обычной рыночной ситуации, в том числе при сезонных колебаниях. В ситуациях резких кризисных изменений, например в пандемию 2020 года, он может помочь не дать компании закрыться.
Когда возникают проблемы с оплатами
Первый вариант, самый частый — когда не хватает оборотных средств, чтобы заплатить текущим контрагентам. Например, интернет-магазин закупает ткани у поставщиков и продает оптовым покупателям. Покупатели получили ткань, но с оплатой затянули. Причины задержки могут быть разные: например, у покупателя не хватает свободных денег, продавец не вовремя оформил и предоставил отчетные или отгрузочные документы.
Второй вариант более тяжелый — когда кроме оплаты контрагентам не хватает и на внутренние платежи компании: зарплаты сотрудникам и налоги. Так обычно происходит, если проблемы с нехваткой оборота наложились на резкий спад продаж.
Расскажу про шаги, которые помогут лучше организовать процесс оплаты и справиться с кризисом платежеспособности бизнеса.
Как победить выгорание
Поделите платежи по типам деятельности
Составьте очередность выплат малым и средним поставщикам
Обычно я вместе с руководителями подразделений в компании делю платежи контрагентам по степени срочности и важности. На этом этапе можно брать только малых и средних поставщиков и подрядчиков, а крупным и важным пока платить вне очереди.
Выстраивайте очередность выплат по приоритетам. Сперва идет операционная деятельность компании. Например, интернет-магазин детских игрушек должен заплатить поставщикам, чтобы те привезли товар. Не будет товара — не будет продаж, а значит, и прибыли. Такие платежи будут первыми в очереди.
Затем идут важные подрядчики из текущей деятельности, без оплаты которым затормозится что-то в жизни компании. Если не заплатить за аренду офиса — арендодатель может попросить съехать или выставит штрафные санкции. И так далее по списку.
Важно периодически анализировать поставщиков и подрядчиков, с которыми работает компания. Может оказаться, что за долгое время сотрудничества с одними и теми же контрагентами их цены стали выше среднерыночных. Всегда можно пересмотреть условия договора, получить отсрочку, постоплату.
Например, во время карантина все работали из дома, но за аренду офиса все равно платили. Мы договорились с арендодателем о скидке на ближайшие шесть месяцев аренды на 20%, а текущие платежи делали в рассрочку. Так освободили деньги на важные расходы.
Другой пример: тарифы интернет-провайдеров время от времени меняются, появляются новые операторы, которые предлагают выгодные условия. Такие расходы легко быстро проанализировать и сменить тариф или оператора.
Составьте очередность выплат самым важным поставщикам
На начальных этапах появления сложностей с платежами достаточно сегментировать только малых и средних поставщиков. Но когда кризис усиливается, а платежеспособность снижается еще больше, приходится сегментировать даже основных и самых ценных партнеров.
Например, мы проанализировали поставщиков — условия поставок и отпускные цены, удобство и быстроту логистики, ассортимент. Потом сравнили аналогичные услуги с другими предложениями на рынке и договорились о новой ценовой политике, договорились о новых способах оплаты партнерам и о постоплате или отсрочке платежей, пересмотрели размер складских запасов.
Конечно, параллельно получаем зависшую дебиторскую задолженность, то есть деньги приходят уже после отгрузки товара или оказания услуги.
Но что делать, если денег нет, а платить нужно?
Крайняя мера: сокращайте внутренние платежи компании
Временно сократить зарплаты сотрудникам и налоги — крайняя мера. Например, текущие премии персоналу можно выплатить в рассрочку. При этом лучше предварительно обсудить общую картину с сотрудниками.
Главный риск — потеря ценных кадров. Поэтому всегда лучше компенсировать снижение зарплат и отсрочку выплат, когда бизнес вернется в нормальные условия.
Параллельно не забывайте работать с дебиторами и улучшать продажи.
Но когда нет средств на оплату внутренних платежей, а границы кризиса непонятны, как это было в 2020 году, нужно оптимизировать все расходы.
В моем опыте был случай, когда мы пошли на такую крайнюю меру. Чтобы временно снизить расходы компании, сократили зарплаты топ-менеджерам на 30%, а остальным сотрудникам — на 20%, но не ниже минимальной границы. Это помогло продержаться в самое тяжелое время и спасти компанию.
В этом примере всем сотрудникам были заранее разосланы письма с объяснением ситуации, принимаемыми мерами и обязательством компании возместить потери. В итоге так и получилось, и компания не потеряла ценные кадры.
Если же картина поступлений улучшается, то и погашение кредиторской задолженности восстанавливается.
Систему приоритетности платежей я иногда применяю и в обычном рабочем режиме. Бывают ситуации, когда на один день вдруг скапливается большой объем запросов на платежи, а поступления идут не так активно, хоть и по графику.
Какие есть инструменты, чтобы управлять платежами
Давайте разберемся с тем, какие у вас есть инструменты, чтобы управлять платежами в компании в кризисное время.
Кредитные продукты. Я стараюсь заранее, пока никакого кризиса нет, договориться с банками об открытии кредитных инструментов. В разных банках есть разные предложения. При возникновении неожиданных сложностей, в зависимости от тяжести и прогнозной долготы, пользуюсь кредитными продуктами, чтобы покрыть кассовые разрывы.
Но важно не злоупотреблять, чтобы компания не влезла в долги. Поэтому держу кредиты на крайний случай и обхожусь обычными мерами. Веду переговоры с поставщиками и подрядчиками, оптимизирую и снижаю расходные операции, ускоряю подготовку и подписание документов для поступлений.
Платежный календарь. Платежный календарь — это таблица с планируемыми суммами доходов и расходов компании — на неделю или месяц. Он нужен, чтобы прогнозировать платежеспособность и сократить кассовые разрывы. В обычное время обновляю платежный календарь раз в неделю, этого достаточно. В кризис — каждый день, так как любая операция, как поступления, так и оплаты, могут влиять на общую картину.
В разделы поступлений и платежей под соответствующими датами вносим планируемые суммы по статьям. Если после разнесения сумм в строке «исходящий остаток» где-то показывается «красная» цифра, это и есть кассовый разрыв, и нужно принимать меры. А именно перераспределять денежные потоки так, чтобы остатки были без минусов. Идеальная картина платежного календаря — без единого кассового разрыва. Безусловно, вся информация должна быть актуальна как по суммам, так и по срокам.
Сценарное моделирование. Еще одна таблица, ее можно составлять раз в год. В отличие от платежного календаря, в сценарном моделировании вносят информацию сразу на несколько месяцев вперед.
По сути, вы строите прогноз будущей картины по поступлениям и тратам. В прогнозе стоит отталкиваться от имеющихся планов развития компании, договоренностей с клиентами, заключенных договоров и других факторов. Самое важное, чтобы в итоге получилось три сценария: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный.
При делении на сценарии опираемся на статистику, сезонность и общие планы развития компании. Например, компания имеет заключенные договоры с клиентами только на ближайший квартал, а на дальнейшее еще ведутся переговоры. Значит, сумма заключенных договоров ближайшего квартала — это реалистичный прогноз, а, например, готовящиеся сейчас к заключению договоры — это оптимистичный. И наоборот, второй квартал это, скорее всего, пессимистичный сценарий — либо отсутствие новых договоров, либо их минимальное значение.
В итоге можно посмотреть, хватает ли средств бизнесу — по месяцам. В зависимости от того, что получилось, в сценарное моделирование можно вносить необходимые корректировки. Например, если появляются остатки, перераспределять средства между периодами. То есть переизбыток относить туда, где есть нехватка средств, или планировать кредитование, где есть сильный дефицит.
В разделы поступлений и платежей под соответствующими сценариями вносим планируемые суммы по статьям. Статьи тут укрупненные, без подробностей. Для сценарной модели этого достаточно.
Выводы: как не допустить кризис в оплатах
Планирование и бюджетирование. Важно планировать поступления и платежи и в бюджете разносить их по соответствующим статьям. Как правило, горизонт планирования — год, с возможным обновлением планов 2—4 раза в год. В особых ситуациях планировать можно каждый месяц.
Планирование опирается на статистику поступлений и расходов прошлых периодов и на четкие планы на будущее. Руководители подразделений должны точно составлять свои прогнозы — как по поступлениям, так и по расходам. Тогда и общее планирование компании будет точным.
Согласование расходов. После того как утвердили бюджет компании, начинается подписание договоров с поставщиками и клиентами. Полезно иметь систему согласования всех подписываемых договоров. Например, менеджер по работе с клиентами готовит договор вместе с юристом. Но до подписания генеральным директором и отправки соглашения клиенту или поставщику лучше, чтобы его также согласовали ответственный финансист и бухгалтер. Это сократит риски. Юрист может не знать новые требования налоговой, но бухгалтер, скорее всего, знает — и внесет правки в договор.
Каждый фактический расход сразу разносите по бюджетным статьям, чтобы в режиме реального времени видеть исполнение статей и сравнивать с планами.
Контроль поступлений и платежей, а также общей платежеспособности. Любой перерасход, по сравнению с утвержденным планом, лучше рассматривать внимательно с подробным пояснением руководителей подразделений. Обсуждайте сильное отклонение от плана — то есть более 10% — и оперативно сглаживайте картину. Тут как раз помогут переговоры с поставщиками и подрядчиками и текущие оптимизации.
Как прописать условия оплаты в договоре
Порядок оплаты по договору — это установленный сторонами в контракте способ расчета за выполненные обязательства.
Одной из основных частей контракта является порядок расчетов по договору, в этом вопросе важно достичь компромисса, учитывающего интересы обеих сторон. Недостаточно знать, что договор будет исполнен, для эффективного ведения бизнеса имеет большое значение, когда и каким образом.
Формы и способы: возможные варианты
Варианты расчета за выполненные обязательства предусмотрены в ГК РФ различные. Выбор конкретного способа зависит от волеизъявления сторон, вида заключаемого контракта, требований законодательства по нему. По общему правилу ст. 424 ГК РФ цена может быть и не установлена в соглашении, в этом случае она определяется по правоприменительной практике. Для некоторых видов контрактов существенным условием (без которого договор признается незаключенным) является сам порядок расчетов. Таковым является очень распространенное в бизнесе соглашение о поставке товаров.
В соответствии с ГК РФ и деловыми обычаями какие бывают формы оплаты по договору:
Варианты, как прописать сроки оплаты в договоре:
Несколько примеров, как прописать в договоре порядок оплаты (формулировки):
Чтобы выбрать подходящий способ и правильно составить формулировку, рекомендуется рассмотреть все варианты и учесть практику правоприменения. Например, для безналичного перечисления существует несколько способов (инкассо, аккредитив, чеки, электронные средства платежа), их конкретно указывают в контракте с реквизитами во избежание разногласий. Чаще всего используются переводы на расчетный счет по платежным поручениям. О смене реквизитов сразу уведомляют контрагента.
Как прописать расчет по факту
Расчет за выполненную работу, оплата товара по договору поставки по факту закладываются в контракт на практике не часто, этот вариант несет большие риски для исполнителя.
В соглашении рекомендуется прописать следующие моменты.
Конкретный срок расчета. Необязательно дату, допускается привязать срок к неизбежному событию (принятие работ, услуг, заключение соглашения).
Заказчик обязуется произвести оплату не позднее 10 календарных дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг. |
Пени и штрафные санкции за просрочку. Обычно закладывается процент за каждый день, размер должен соответствовать практике, в противном случае может быть снижен в суде. Заказчику этот пункт включать невыгодно.
Как оговорить аванс
Это самый распространенный способ согласования порядка расчета. Заключить договор на оплату до получения товара (услуги, работы) частично одинаково выгодно как заказчику (продавцу), так и исполнителю (покупателю). Риски остаются, но минимизируются для обеих сторон.
Исходя из судебной практики, во избежание споров рекомендуется в контракте оговорить следующие условия:
Срок с указанием конкретной даты или определенного периода, события (чаще всего, заключения соглашения).
Заказчик обязуется внести аванс 20.08.2020 г.
Заказчик обязан внести аванс не позднее 7 календарных дней дней с момента подписания настоящего контракта.
Размер
Заказчик обязуется произвести расчет за работы в следующие сроки: в срок до 20.08.2020 г. — 50% цены по контракту; в срок не позднее 7 календарных дней с момента подписания акта приемки — оставшиеся 50%. |
Допускается ссылка на график платежей, который содержится в приложении. В этом случае в контракте обязательно надо прописать, что приложение является его неотъемлемой частью, само приложение подписать сторонами и подшить ко всем экземплярам.
Как прописать оплату наличными
Сейчас наличный расчет в договоре используется крайне редко, безналичный гораздо проще и эффективнее. Для наличных расчетов юрлиц и ИП существует лимит — не более 100 000 рублей, по указанию ЦБ РФ. При определении этого способа в соглашении прописывается конкретный адрес, где осуществляются платежи наличными в кассу.
Как указать условие об использовании иностранной валюты
В России оплата по договору производится только с использованием национальной валюты (ст. 317 ГК РФ). Допускается привязка цены контракта к иностранной валюте (доллар, евро), но оплата должна производиться исключительно рублями. Например, допустимо прописать этот порядок следующим образом:
Покупатель должен заплатить Продавцу за товары сумму в рублях, эквивалентную 10 000 долларам США (в том числе НДС — 20%), по курсу Центробанка РФ на момент оплаты, то есть составления платежного поручения на списания средств со счета Покупателя. |
То есть необходима ссылка на порядок определения этого момента (вторая сторона вправе посчитать моментом расчета дату поступления средств на собственный счет.
В итоге, как прописать условия оплаты в договоре, решают стороны. Основная рекомендация специалистов — прописывать способы расчетов максимально точно и четко, с указанием дат, сроков и способов их определения.
Что такое своевременная оплата
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации признается обеспечение права каждого работника на своевременную и выплачиваемую в полном объеме заработную плату.
В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Таким образом, законодательством установлено требование о максимально допустимом промежутке времени между выплатами частей заработной платы при регламентации вопроса о конкретных сроках ее выплаты самим работодателем. При этом не зависимо от финансового положения предприятия, работодатель не освобождается от обязанности своевременно выплачивать заработную плату и от ответственности за несоблюдение этой обязанности.
Необходимо помнить, что помимо предусмотренной административной ответственности, работодатель также, согласно статье 236 ТК РФ, несет и материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. В соответствии с данной статьёй работодатель обязан выплатить компенсацию в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. При этом обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Начисленную компенсацию нужно выплатить работнику вместе с погашением задолженности по зарплате, указав сумму долга и компенсации в разных графах расчетного листка. Таким образом, задержка выплаты работникам заработной платы может обернуться для работодателя дополнительными ещё большими расходами.
Гражданам, работающим на предприятиях, учреждениях и организациях Симферопольского района, в случае невыплаты заработной платы, в установленные законодательством сроки, рекомендуем обращаться в сектор труда и социального партнерства департамента по адресу: г. Симферополь, ул. Павленко, 1, кабинет № 102, телефон горячей линии 56-02-67.
Сектор информационных технологий и взаимодействия со СМИ
Своевременная оплата жилищно-коммунальных услуг – обязанность собственников и нанимателей помещений
Одной из самых значимых задач и усиливающихся с каждым годом проблем для всех руководителей управляющих компаний и других организаций жилищно-коммунального комплекса является эффективное правовое управление дебиторской задолженностью предприятий отрасли.
В настоящее время дебиторская задолженность населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги является наиболее распространенным видом долга во взаимоотношениях между управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Один из показателей эффективной работы управляющей организации – собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. Падение платежной дисциплины ставит под угрозу реализацию социально значимых проектов, текущий ремонт подъездов и коммунальной инфраструктуры и сказывается на работах по подготовке жилого фонда к отопительному периоду.
Управляющими организациями Городского округа Подольск проводится регулярная работа с должниками по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
К примеру, в микрорайоне Климовск с начала текущего года управляющей организацией МУП «Служба единого заказчика» было направлено в суд 290 исковых заявлений о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги на сумму более 31 миллиона рублей. Сотрудниками управляющей организации проведено 186 мероприятий по обходу должников с разъяснениями о необходимости оплаты задолженности в досудебном порядке, размещено более 8 тысяч объявлений на информационных стендах, направлено 433 уведомления Почтой России, а также более 4 тысяч претензий разложено в почтовые ящики и совершено более 5 тысяч звонков должникам.
В результате обхода и разъяснительной работы специалистами абонентского отдела МУП «СЕЗ» в сентябре 2020 года жителями, имеющими задолженность за ЖКУ, оплачено в добровольном порядке свыше 2,5 миллиона рублей. Данные мероприятия позволили сократить дебиторскую задолженность населения перед МУП «СЕЗ», работа продолжается ежедневно.
Своевременная и полная оплата жилищно-коммунальных услуг – обязанность собственников и нанимателей помещений.
Согласно ст. 153, ст. 155 Жилищного кодекса РФ и ст. 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственники и наниматели жилых помещений обязаны ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, если договором управления многоквартирным домом не предусмотрено иное.
Источник: Комитет по ЖКХ администрации Городского округа Подольск