Что такое свояк в бильярде
«Бей своих – чужие бояться будут»
«Бей своих – чужие бояться будут»
Н ачинающему игроку для освоения «свояков» в первую очередь необходимо изучить несложные упражнения по определенной схеме, руководствуясь которой он достаточно быстро и уверенно сможет приобрести необходимые навыки в технике игры свояков.
От чего зависит свояк, или Когда у вас есть молоток – все кажется гвоздем
Известно, что биток после столкновения с неподвижным прицельным шаром сначала короткий отрезок идет по прямой, касательной к шарам в точке соударения. Затем направление битка может измениться в зависимости от того, как он двигался перед соударением. Если биток скользил по сукну без вращения, то он и после соударения продолжает двигаться по прямой. У вращающегося битка траектория движения будет иной. Возможные варианты траектории битка показаны на рисунке 1.
Траектория свояка зависит от трех основных параметров удара:
• резки битком по прицельному шару;
• точки попадания кием по битку.
Выводы
• При скольжении биток имеет единственную правильную траекторию отражения по прямой, поэтому для точного попадания свояка в лузу требуется только одна резка. Во всех остальных случаях игрок получает целый букет кривых траекторий, что дает ему возможность в одной и той же игровой позиции играть свояков на разных резках, вращениях битка и силе удара. Дуга обычно бывает очень короткой, и далее биток опять продолжает катиться по прямой.
• Что касается выбора эффе, то, откровенно говоря, его основное назначение состоит в придании битку нужного вращения, которое компенсирует погрешности в свояке за счет эффекта вкручивания битка при его попадании на губу лузы.
Учебная схема
Для приобретения первоначальных навыков игры свояков мы предлагаем учебную схему, которая содержит базовые параметры удара. Важно то, что в ней подобраны рациональные (устойчивые) базовые сочетания параметров удара в зависимости от направления атаки битка по прицельному шару.
Упражнения на отработку техники игры свояков следует осваивать в два этапа. На первом этапе необходимо научиться визуально (зрительно) определять углы атаки. На втором этапе при заданных углах атаки следует выполнять серию упражнений с определенными параметрами удара.
При игре свояка биток атакует прицельный шар под определенным углом, который мы обозначим как угол атаки (А). Геометрически этот угол образован двумя линиями. Одна линия проходит от края (губы) лузы по касательной к прицельному шару. Другая линия, составляющая угол атаки, проходит от края битка к прицельному шару в ту же точку касания. Следует заметить, что точка эта визуальная, а не фактическая точка соударения. Она необходима нам для определения угла атаки.
Для того чтобы научиться определять угол атаки битка по прицельному шару на бильярдном столе, делаем следующие построения, как показано на рисунке 2.
Сначала устанавливаем прицельный шар недалеко от угловой лузы на расстоянии 20—30 см. От ближнего края лузы проводим визуальную линию, касательную к фронтальному краю прицельного шара, и на расстоянии примерно в 80 см от точки касания устанавливаем первый шар, но уже по другую сторону от касательной. Такое положение битка соответствует нулевому углу атаки. Если к первому шару вплотную веером по радиусу положить другие шары, то угол атаки каждого последующего битка будет увеличиваться на 5°. Заранее укажем, что эффективный, то есть стабильно реализуемый сектор углов атаки ограничен диапазоном от 20 до 45°. Свояки с меньшими или большими углами атаки относятся к сложным ударам, и здесь мы их рассматривать не будем (на схеме битки изображены пунктирной линией).
Полный веер из десяти битков на бильярдном столе приведен на (фото 1). Кий следует положить на стол таким образом, чтобы наклейка упиралась в край лузы, а сам кий вплотную прилегал к прицельному шару. Далее, сохраняя направление касательной, нужно передвинуть наклейку кия под прицельный шар и на расстоянии, равном половине длины кия, установить веером битки.
Для приобретения и развития навыка определения угла атаки при различных положениях пары «биток — прицельный шар» полезно менять положение прицельного шара относительно лузы или расстояние битка до прицельного шара (фото 2—3).
Разобравшись с углами атаки, переходим ко второму этапу учебной схемы, то есть непосредственно к отработке свояков при заданных углах атаки. Сначала следует обозначить параметры удара. Угол атаки (А) задается на секторе от 20 до 45° и с интервалом в 5°.
Резка (Р) задается в десятых долях диаметра прицельного шара. Эффе (Э) задается в долях диаметра наклейки и определяется ее вертикальным и горизонтальным смещением относительно центра битка. Положительным направлением считается смещение наклейки кия вверх и в боковую сторону от прицельного шара (рис. 3).
Начнем с положения битка на угле атаки в 35° (А35) как базового (фото 4).
Параметры удара должны быть следующие: сила удара (С) с размером в 2,5, резка — в полшара, смещение наклейки по вертикали вверх на полдиаметра наклейки (фото 4—6).
Далее следует переходить на меньшие углы атаки и отрабатывать свояки с заданными параметрами удара. Так, например, свояк на угле атаки 30° играется на резке в 0,4 шара с силой удара в 2 размера. Эффе по битку с вертикальным смещением от центра вверх на 0,5 диаметра наклейки и боковым смещением внутрь на одну наклейку (Э 0,5/–1) (фото 7—8).
Прицельный шар должен откатываться примерно с тем же отражением от борта, но короче по дистанции (фото 9).
Свояки на углах атаки в 25 и 20° играются с параметрами А 25°/Р 0,2 ш/С 1,5/Э (–1; –1,5) н и А 20°/Р 0,2 ш/С 1/Э (–1; –1,5) н соответственно.
После того как отработаны свояки на углах атаки меньше 35°, нужно снова возвратиться к игре свояка на угле атаки в 35° и затем, после отработки этих ударов, перейти на большие углы атаки.
Так, например, при угле атаки в 40° мы имеем следующие параметры удара: Р 0,5ш; С 3; Э (0,5/0,5) на (фото 10—12).
Свояк на угле атаки в 45° имеет следующие параметры удара: резка — в полшара (0,5), сила удара — 3,5 размера и эффе — со смещением на одну наклейку вверх и от прицельного шара.
Следует отметить общее правило: с увеличением угла атаки возрастают сила удара и резка по прицельному шару, а точка удара по битку смещается от положения ниже горизонтали вверх и в сторону, и на максимальных углах атаки располагается в центре битка.
Свояки под углами атаки менее 20° и более 45° стабильно играть сложно, особенно на начальном этапе освоения. Они малоперспективны, и если нет уверенности в результате, лучше выбирать другие варианты игры.
Что же дает нам эта схема освоения игры свояков? Ее универсальность заключается в том, что она позволяет определить параметры игры свояка при различных положениях на бильярдном столе битка и прицельного шара.
Оставить комментарии
Свояк на угле атаки в 45° имеет следующие параметры удара: резка — в полшара (0,5), сила удара — 3,5 размера и эффе — со смещением на одну наклейку вверх и от прицельного шара.
Вышеописанную шизофрению осилит далеко не каждый! Где вы его нашли? Лучше бы совсем не писать чем так как есть.
ужас, я такой методики не видел и не слышал ни у кого, очень запутано и сразу хочется бросить учиться
лучшая методика у Лазарева ПРОСТО, ПОКАЗАТЕЛЬНО И ДЕЙСТВЕННО!
Лучше всех эта тема описана у Лазарева. А этот материал просто неправильно подан. Очень запутано и сложно.
Играем свояков и чужих с руки в комбинированную пирамиду! Учебное пособие.
Posted By admin on 22.01.2016
Игра с рук в московскую пирамиду.
В отличие от «Малой русской пирамиды», в «Московской пирамиде» сыгрывание битка является результативным ударом, поэтому необходимость ввода битка в игру ударом с рук возникает не изредка (при незаказном сыгрывании битка или вылете его со стола), а очень часто (после заказного сыгрывания битка).
Это обуславливает возможность построения серии посредством результативного сыгрывания битка ударами с рук из дома. Собственно, эта особенность и определяет изрядную техническую и тактическую однобокость «Московской пирамиды».
Исходя из этой особенности, то есть – возможности строить серию ударами с руки, определяется наилучшее место в доме для ввода битка в игру. Причём, в некоторых случаях даже нецелесообразно сыгрывать битком с руки «застрявшего» в лузе прицельного шара, если есть лёгкая альтернатива сыграть биток.
Исходя из этой особенности, в «Комбинированной пирамиде» (с самосъёмом) искушённые игроки сами снимают прицельного шара-подставку, чтобы продолжить серию свояков из дома без риска подставить этого прицельного шара в лузе в случае промаха свояка с рук. И наоборот, в «Московской пирамиде» (снимает соперник) сопернику порой выгодно оставить прицельного шара – подставку (с которого игроку ещё нужно сделать выход), а снять тот прицельный шар, от которого игрок сможет сыграть наиболее простого свояка и опять получить биток в руке.
Если при игре с руки в «Московскую пирамиду» нет лёгкой позиции для сыгрывания битка, то перспективными будут те же позиции, что и при игре в «Малую русскую пирамиду». Причём, так как в этой игре допускается ударом с рук сыгрывать шары и в средние лузы, то выгодно играть прямые короткие пары накатом для атаки средней лузы не только прицельным шаром, но и битком.
Впрочем, это справедливо и для угловой лузы. Исходя из этого, при принятии решения о том, какой шар снимать в «Московскую пирамиду», приоритет отдается прицельным шарам, от которых можно сыграть лёгкий свояк, и прицельным шарам у линии дома, которые можно сыграть в среднюю лузу вместе с битком.
Если же возникает проблема выбора между этими двумя вариантами, то нужно учитывать и счёт в партии. К примеру, если сопернику осталось сыграть один шар, то лучше оставить на столе тот прицельный шар, от которого есть несложный свояк, а вот если соперник отстаёт в счёте и ему нужна серия, то лучше оставить на столе тот прицельный шар, который можно сыграть в среднюю лузу вместе (что непросто!) с битком.
Теперь следует подробней разобрать, какое же место для битка следует выбрать в доме для его сыгрывания ударом с рук. Это будет зависеть от предполагаемой техники удара. Есть немало техник сыгрывания свояков, но технически простых, подходящих для уверенного сыгрывания битка ударом с рук, можно выделить три: скаткой битка, ударом накатом и ударом в отскок. Рассмотрим их подробнее.
Скатка битка.
Для того чтобы у битка после его отскока от прицельного шара было выраженное вертикальное вращение, необходимо чтобы и до соударения с прицельным шаром у битка было такое вращение. Максимальную степень вертикального вращения битка после удара по нему кием можно получить, если применить глубокий нижне-боковой винт (под 45 градусов вниз от центра битка на грани кикса).
Точки ударов по битку при ударе по «скату».
Однако, это достаточно сложное сочетание стабильно исполнять по-плечу только высоко-техничным игрокам, поэтому менее продвинутым следует играть не на грани кикса, а с отступом от центра примерно 15 мм и не под углом 45 градусов от центра, а немного ниже. При ударе с рук скаткой битка резка (прицел) выбирается в «полшара» или чуть толще на 1-2 мм.
Смысл такой резки состоит в том, что отскок катящегося битка от прицельного шара максимален именно на такой резке, а при резке толще или тоньше, чем «полшара», отскок битка при той же начальной скорости будет меньше.
Величина отскока битка от прицельного шара, при разной резке.
Именно эти два параметра удара (резка в полшара и выраженное вертикальное вращение битка) обуславливают объективно высокую результативность приёма скатки битка. К тому же, прицеливание в «полшара» максимально комфортно для зрения, так как взгляд фокусируется на контрастной границе белого и зелёного цветов.
Осталось сказать о направлении винта и силе (размере) удара, которые взаимосвязаны.
Сыгрывание битка в лузу с винтом на лузу или, как его еще называют от шара.
Применение различного бокового вращения при разных углах постановки битка.
Удар накатом.
Эта техника является упрощенной по сравнению с техникой скатки битка.
Также как и при скатке, ударом накатом биток сыгрывается с резкой в полшара, однако цель оставить биток в районе лузы в случае промаха не преследуется. Напротив, зачастую при сыгрывании битка в угловую лузу этой техникой подразумевается, что биток в случае промаха вернётся в дом, где нет шаров и поэтому относительно безопасно. Или же целью применения этой техники сыгрывания битка может быть поднятие прицельного шара в центр стола, чтобы создать позицию для сыгрывания битка в среднюю лузу от этого прицельного шара следующим ударом.
Поэтому, сыгрывание битка накатом производится на более сильном ударе, чем скатка битка, и применение нижнего винта в этом случае особого смысла не имеет. А вот применение бокового винта, совмещённого с верхним, имеет смысл. Причём, смысл заключается не только в том, чтобы увеличить вертикальное вращение битка и вследствие этого – допустимую ошибку в размере удара, но и в том, чтобы создать эффект ввинчивания битка в лузу при попадании его в губу. Поэтому, налузный или отлузный боковик берётся в зависимости от того, с какой губой лузы будет соударяться биток при его сыгрывании. Если угол входа битка в лузу близок к «фарватеру» лузы, то иногда налузный винт используют для того, чтобы увеличить отскок битка от прицельного шара, не увеличивая силы удара. Здесь используется тот факт, что налузный боковик уменьшает угол отскока битка от прицельного шара, но при этом увеличивает скорость битка и уменьшает кривизну его траектории. А отлузный боковик, наоборот, увеличивает угол отскока битка от прицельного шара, но при этом уменьшает скорость битка и увеличивает кривизну его траектории.
Траектории отскока битка при одной и той же силе удара.
Так как, из тактических соображений, размер удара накатом может быть различным, то и угол установки битка в доме будет различным. В этом смысле наработать безошибочность применения этого приёма объективно сложнее чем при скатке, поэтому в трудных позициях, в которых приём скатки ещё вполне применяется, приём сыгрывания битка накатом в полшара продвинутыми игроками используется значительно реже.
Удар в отскок.
Выгода плоского соударения битка с прицельным шаром заключена в том, что в этом случае биток отражается от прицельного шара по прямой линии, не искривляя свою траекторию, как при ударе накатом в полшара, и поэтому довольно просто определить точку прицеливания – к примеру, с помощью метода совмещения «ломтиков».
Определение резки соударения при игре свояков в отскок.
То есть сначала, зрительно проведя прямую линию от губы лузы к поверхности прицельного шара, определяется необходимая точка касания шаров. Затем, зрительно проведя вертикальную линию через эту точку, определяется ломтик на прицельном шаре. После этого зрительно выбирается ломтик такой же величины на битке с той его стороны, которая будет касаться прицельного шара, и, совмещая вертикальные линии этих двух ломтиков, находится направление необходимого удара или, что тоже самое – степень перекрытия шаров при ударе.
Попутный боковик при этом ударе выгоден тем, что он уменьшает кривизну отскока битка, которая неизбежно появится от действия нижнего винта. То есть, при таком ударе траектория отскока битка более предсказуема, и поэтому легче натренировать чувство необходимого сочетания размера удара и глубины винта.
Сыгрывание битка с рук ударом в отскок применяется, как правило, в тех случаях, когда расстояние от прицельного шара до лузы невелико, а сыграть приёмами скатки битка или удара накатом невозможно, так как установить биток под нужную резку мешают прицельные шары, находящиеся в доме.
Что такое свояк в бильярде
Главное меню
Магазин
Дополнительно
Супер акция!
Aramith Premier, Тип: Русская пирамида
Диаметр: 68 мм
Розница: 150 у.е., Опт: 145 у.е
Сначала рассмотрим теорию прицеливалия для свого шара.
Для того, чтобы забить свой шар X от шара Y в лузу Z надо мысленно провести касательную от угла лузы Z к шару Y, как это показано на рисунке. Та точка, где эта касательная задевает шар Y и есть точка прицеливания. На нашем рисунке эта точка обозначена красным крестиком.
Теоретически, по законам геометрии,после соударения шаров в точке прицеливания свой шар X отскочит от чужого и пойдет по коридору, обозначенноми на рисунке двумя голубыми линиями. На практике же существует еще несколько факторов, влияющих на движение шара, которые далее и рассмотрим.
На следующем рисунке белой линией в форме дуги обозначена реальная траектория движения свояка.
Форма дуги в траектории движения своего шара после отскока зависит от вращения, силы удара и, даже, материала из которого сделаны шары.Шары из арамита и шары из суперарамита отскакивают по разному. Видимо, у суперарамита упругость больше, поэтому шары, сделанные из этого материала отскакивают друг от друга сильнее.
Итак с точкой прицеливания все ясно. Поговорим о вращении и силе удара.
При выполнении своего шара вращение имеет большое значение. Как правило, если расстановка шаров не требует удара с оттяжкой, игроки используют накат либо накат с боковиком.
На рисунке показаны три вероятные траектории отскока шара А при забивании шаром А шара В в лузу С. Точка соударения шаров одна.
На этом с теорией попадания своим шаром в лузу в рамках данной страницы хочу ограничиться и перейти к практическим советам по данному вопросу.
При забивании свояка в каждой конкретной ситуации есть какой-то диапазон силы удара, в котором можно забить этот шар. Считаю, что в этом диапазоне следует выбирать минимально необходимую силу удара.
После удара обязательно проанализируйте его, если не попали, то в чем была основная ошибка (сильно или слабо, толсто или тонко, не то вращение и т.п.) Эти анализы в любом случае отложаться в Вашем подсознании и в следующий раз помогут выбрать наилучший вариант удара.
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
Планета Баскетбол
Мир дзюдо
Олимпийский вестник Юга России
FIBA Assist Magazine
Дао шахмат. 200 принципов изменить вашу игру
Рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда по отрасли «Физическая культура и спорт» в городе Москве
Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Бокс за 12 недель
Наше всё. Футбольная хрестоматия
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Теория «свояка» Часть ІІ (заключительная)
Теория «свояка» Часть ІІ (заключительная)
Данный материал является расширенным и дополненным продолжением статьи Леонида Бальцева «Свояк» опубликованной в №5(17) нашего журнала за 2005 год. Поскольку в «обновленной» статье тема раскрыта гораздо более детально и подробно, вырос и объем, поэтому вместить всё в один номер не представляется возможным. К тому же для усвоения и освоения подобной информации необходимо время. Исходя из этих соображений, материал решено публиковать по частям.
Среди состояний движения битка в момент удара по прицельному шару следует выделить два:
А) Когда биток не имеет вращений вокруг горизонтальной оси, так называемый плоский удар;
Б) Состояние качения.
Рассмотрим их особенности.
А) Биток может не иметь вращений вокруг горизонтальной оси в двух случаях.
Второй случай, когда после удара кием ниже центра шара, он движется с обратным вращением. Сила трения замедляет это вращение и в какой-то момент оно становится равным нулю.
Кроме плоского удара пользоваться этой точкой можно еще в двух случаях:
— Когда чужой шар стоит относительно близко к лузе. В этом случае при сильных и средних ударах, при любом вращении битка, он не успевает изменить угол начального отклонения (по касательной к точке удара) до падения в лузу.
— Когда биток ударяет в чужой шар на тонкой резке, при так называемых «скользящих» ударах. В этом случае сила трения скольжении от вращения битка почти совпадает с направлением движения битка после отскока и мало влияет на прямолинейность его движения.
Б) Качение. Отличительной особенностью этого удара является то, что биток при любых ударах кием очень быстро переходит в это состояние. Для тихих ударов это буквально сантиметры, на средних и не очень сильных ударах несколько десятков сантиметров.
Это дает возможность играть свояки на «скате». В этом случае биток практически сразу после соударения переходит в стадию финального качения.
Второй особенностью качения является то, что максимальный угол финального отклонения при качении — 33 градуса получается, когда линия движения центра битка проходит примерно по касательной к прицельному шару, а точнее на 2мм ближе к центру. При этом при отклонении точки удара вправо или влево на 2мм практически не меняет угол финального отклонения, а траектории битка при одинаковой силе удара будут параллельны друг другу с расстоянием между ними также 2мм. Это еще один ориентир для прицела при игре свояков.
При качении ошибка в резке на 1мм от точки максимального отклонения при одной и той же силе удара, приводит к отклонению траектории на 1мм и не зависит от расстояния от прицельного шара до лузы. При этом при ударе в прицельную точку, траектория зависит от силы удара.
Боковое вращение
Боковое вращение не влияет на движение битка после удара горизонтальным кием. Но его влияние проявляется:
а) при ударе в чужой шар;
б) после удара в борт (губки лузы).
а) При ударе в чужой шар действие боковика заключается в изменении траектории битка по сравнению с таким же ударом без бокового вращения.
При обратном вращении по отношению к чужому шару биток увеличивает кривизну траектории, уменьшая угол финального отклонения.
При попутном боковике траектория более пологая и угол финального отклонения больше.
Это легко объясняется, если мы вспомним цифры приведенные в п.2. При резке 22,5 градуса трение между шарами уменьшает поступательную скорость битка на 7 процентов. Значит, отношение скорости вращения вокруг горизонтальной оси к скорости поступательного движения увеличивается и, как показано на рисунках в пункте 3, траектория битка будет более крутой.
При попутном боковике поступательная скорость битка при такой резке увеличивается на 7 процентов и, соответственно, траектория битка становится более пологой.
С увеличением резки влияние трения между шарами на траекторию битка уменьшается. Например, при резке 67,5 градусов трение между шарами уменьшает скорость битка только на 1,1 процента, что незначительно меняет траекторию битка.
Вращение битка вокруг горизонтальной оси (прямое и обратное) также оказывает влияние на траекторию битка после соударения. Но, так как свояки, в основном, играются накатом, здесь рассмотрено влияние только горизонтальной составляющей силы трения между шарами, которая зависит от скорости и направления бокового вращения.
б) Действие боковика при ударе битка о борт (губки лузы) более существенно для покладки битка в лузу, чем изменение траектории после соударения с чужим шаром. Но действие его при ударе в губки мы практически не видим.
Смысл действия боковика заключается в изменении угла отскока от губки лузы. Изменение угла отскока зависит от отношения скорости вращения битка к скорости поступательного движения и может достигать
45 градусов. Это дает возможность забивать свояки на строгих лузах русского бильярда из так называемых «мертвых зон», из которых чужой шар не падает. Обычно это зона между бортом и линией, под углом примерно 5 градусов к этому борту. При больших углах, при немного неточном ударе боковик помогает битку упасть в лузу.
Есть мнение, что боковое вращение переданное чужому шару, также может помочь чужому шару упасть из мертвой зоны. Действительно, винт чужому шару передается. Но это вращение настолько мало, что визуально его не видно. Практически такое вращение изменяет угол отскока при ударе перпендикулярно борту примерно на 3 градуса. Такой угол не может помочь чужому шару упасть в строгую лузу русского бильярда.
Какой винт надо давать? Наиболее часто задаваемый вопрос. Винт должен быть такой, чтобы при ударе в губку биток отбрасывался вглубь лузы.
Когда биток перед входом в лузу движется по траектории близкой к биссектрисе угла, боковик может, как помочь при ударе в губку отскочить в лузу, так и наоборот, помешать зайти в лузу изменив направление отскока в поле стола. Поэтому в таком случаях его действие непредсказуемо.
Почему многие игроки при игре свояка всегда применяют боковик и именно обратный?
Во-первых, при частом применении обратного боковика у игроков нарабатывается привычная траектория. При изменении боковика на попутный ошибка в траектории будет больше, чем та в которой попутный боковик может оказать помощь.
Во-вторых, при обратном боковике точка прицеливания близка к точке удара. Например, при резке в полшара, при ударе кием в центр битка линия прицеливания проходит по касательной к чужому шару, а точка удара на чужом шаре отстоит от центра на 0,5R. Если при такой же резке (в полшара) мы хотим ударить с боковиком, при удалении точки удара кием от центра битка на 0,5R линия прицеливания (ось кия) будет проходить через точку соударения (0,5R).
Здесь возможен вопрос, а для чего нам надо увеличивать или уменьшать кривизну траектории?
Для примера рассмотрим следующую позицию (рис. 2).
Здесь можно играть на тонкой резке без винтов, тем более что траектория перпендикулярна створу лузы. Но мы знаем, что удары на больших резках выполнять точно труднее. Об этом сказано в п.2. Так, при ошибке в резке на 1мм при резке 22,5 градуса ошибка на один метр пути составит 35мм, а при резке 67,5 градусов в два раза больше — 70мм.
Применяя обратный боковик можно ударить гораздо толще, уменьшив, таким образом, возможную ошибку.
В этой позиции, при движении битка вдоль борта существенней помощь обратного винта. Попутный винт, даже при точном попадании в створ лузы (а видимый створ лузы мал) может наоборот «выбросить» шар из лузы. Здесь, для получения более пологой траектории лучше ударить кием в точку ближе к центру битка.
6. В бильярде легче всего забить шар, когда направление движения перед лузой совпадает с биссектрисой угла. В этом случае перед шаром самый широкий створ лузы.
Движение битка по кривой дает возможность легко забивать шары из позиций, в которых при плоском ударе они не падают совсем или падают при очень точном ударе (рис. 4).
Следует отметить, что обратный боковик, как говорится «кашу не испортит» так как увеличит кривизну траектории и более привычен в игре.
Изменяя состояние движения битка в момент соударения с чужим шаром можно забить биток в лузу, попадая в различные точки на чужом шаре (при разной резке), при этом чужой шар будет двигаться в разных направлениях (рис. 5).
В этой позиции на тихом ударе с качением биток не падает.
Опять же здесь вопрос, какими терминами квалифицировать эти удары?
В этой позиции при удалении чужого шара до средней лузы 70см чужой шар в позиции 4 идет в угол. Если чужой шар идет в направлении, где установлена пирамида, и она не полностью разбита, чужой шар разбивает остатки пирамиды. Если играть плоским ударом с левым боковиком (траектория 2) чужой шар подобьет пирамиду от короткого борта.
Я думаю, в этой позиции Тарновецкий играл бы плоским ударом с обратным боковиком для подбивки пирамиды. Паламарь — таким же, но мог ударить и на оттяжке (траектория 1). Сталев в турнирной игре не рисковал бы и играл 4 вариант, посылая и чужой шар в угол.
Удар должен быть сильным с небольшим левым боковиком ниже центра шара на толстой резке. На подходе к чужому шару биток должен потерять обратное вращение и получить небольшое прямое.
В заключение отмечу следующее. При ударе свояков переменных гораздо больше, чем для забивания прицельных шаров, но многие игроки и особенно любители играть свояки, забивают биток с такой же уверенностью, как и прицельные шары. Это говорит о том, что в обоих случаях имеет значение не какие-то вычисления, а «чувство удара» наработанное многочисленными тренировками или длительной игрой. Но понимание теории помогает быстрее нарабатывать это чувство.
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.