Что такое сзз предприятия
Проект санитарно-защитной зоны предприятия – что это такое и зачем нужно проектирование СЗЗ?
Что такое проект СЗЗ?
Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается для действующих и проектируемых промышленных объектов. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ. Санитарно-защитная зона предприятия — это буферная зона между промышленным объектом и нормируемой территорией: жильем, огородами, рекреационными территориями, детскими спортивными площадками. Она ограждает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных и других инфраструктурных объектов. Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.
Зачем нужен проект СЗЗ?
Проект санитарно-защитной зоны преследует две главные цели. Первая — соблюдение требований российского законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вторая цель — для проектируемых объектов определить размер будущей «буферной зоны» предприятия, на которой нельзя размещать жилую застройку, рекреационные зоны и другие нормируемые территории, а для действующих — оценить достаточность текущего размера СЗЗ и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия.
Чем регламентируется разработка проекта СЗЗ?
Санитарно-защитная зона предприятия разрабатывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3 марта 2018 года, однако, вышло постановление № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», которое в некотором смысле «перекрыло» СанПиН.
Согласно этому постановлению, теперь любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство, на стадии проектирования. Это означает, что без проекта обоснования санитарно-защитной зоны ни один объект теперь не может быть введен в эксплуатацию. Согласно постановлению, линию санитарно-защитной зоны теперь необходимо ставить на кадастровый учет, чтобы ее невозможно было не учесть.
Важность мартовского постановления в том, что, с одной стороны, оно упростило процедуру, но с другой — сделало проект санитарно-защитной зоны обязательным для объектов, которым раньше не нужно было его разрабатывать и согласовывать.
Подытожим: на март 2019 года проектирование СЗЗ регламентирует постановление правительства № 222 и теми пунктами СанПиНа, которые ему не противоречат.
Что такое ориентировочная санзона?
В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.
Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.
Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.
Что такое дополнительная оценка рисков?
Для предприятий первых двух классов опасности — I и II — предусмотрена дополнительная оценка рисков для здоровья населения. Суть процедуры в том, чтобы оценить не максимально разовое воздействие негативных физических или химических факторов, а риск возникновения заболеваний и других последствий для здоровья при постоянном воздействии этих факторов в течение года. По результатам анализа устанавливается уровень риска: допустимый, условно допустимый или недопустимый. При недопустимом уровне разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье населения.
Что входит в проект СЗЗ?
Проектирование санитарно-защитной зоны — комплексная процедура, состоящая из многих частей. Сначала экологи-проектировщики выявляют на предприятии источники химического загрязнения воздуха и физические факторы воздействия на жителей близлежащих территорий и сравнивают выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами.
Затем разрабатывают и обосновывают перечень мер по снижению влияния вредных химических соединений и физических факторов на здоровье населения. Для действующих предприятий также предусмотрен мониторинг физических показателей и атмосферного воздуха.
По итогам этих оценок и совокупности других показателей экологи-проектировщики определяют достаточный размер санитарно-защитной зоны, после чего согласуют его в органах Роспотребнадзора.
Итогом успешной разработки и согласования проекта СЗЗ является положительное решение по предложенным границам зоны от Главного государственного санитарного врача РФ — на федеральном уровне для объектов I или II класса опасности и на уровне субъекта для остальных классов опасности.
Утвержденные границы ведомство отправляет в Росреестр, где их вносят в градостроительные планы, а на землю в их пределах налагают ограничения.
Сколько длится согласование проекта СЗЗ?
После разработки проекта необходимо получить экспертное заключение во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» или в другой аккредитованной организации — это занимает около 1−2 месяцев. Следующая ступень — согласование в Роспотребнадзоре, на которое необходим еще месяц. Для действующих объектов также предусмотрены замеры в рамках экологического мониторинга — они обычно занимают от 3 до 12 месяцев. Итого для проектируемого объекта минимально возможный срок разработки и согласования проекта СЗЗ составляет 4 месяца, для действующего объекта — 6 месяцев.
Как часто нужно разрабатывать проект СЗЗ?
Проект СЗЗ разрабатывается и согласовывается один раз и подлежит корректировке при изменении технологических процессов, смене оборудования, увеличении мощности предприятия и других масштабных изменениях.
Какая ответственность предусмотрена за отсутствие проекта СЗЗ?
За отсутствие разработанного и согласованного проекта санитарно-защитной зоны у действующего предприятия КоАП РФ предусматривает для юридических лиц штраф 20 000 рублей или приостановление производства на срок до 90 суток. К производственным предприятиям применяют в основном второй вид ответственности, в силу незначительного для юрлица размера денежного штрафа.
Проектируемый же объект без согласованной СЗЗ просто не допустят до строительства.
Проект санитарно-защитной зоны предприятия – что это такое и зачем нужно проектирование СЗЗ?
Что такое проект СЗЗ?
Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) разрабатывается для действующих и проектируемых промышленных объектов. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ. Санитарно-защитная зона предприятия — это буферная зона между промышленным объектом и нормируемой территорией: жильем, огородами, рекреационными территориями, детскими спортивными площадками. Она ограждает жителей близлежащих территорий от негативного воздействия промышленных и других инфраструктурных объектов. Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.
Зачем нужен проект СЗЗ?
Проект санитарно-защитной зоны преследует две главные цели. Первая — соблюдение требований российского законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вторая цель — для проектируемых объектов определить размер будущей «буферной зоны» предприятия, на которой нельзя размещать жилую застройку, рекреационные зоны и другие нормируемые территории, а для действующих — оценить достаточность текущего размера СЗЗ и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия.
Чем регламентируется разработка проекта СЗЗ?
Санитарно-защитная зона предприятия разрабатывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3 марта 2018 года, однако, вышло постановление № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», которое в некотором смысле «перекрыло» СанПиН.
Согласно этому постановлению, теперь любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство, на стадии проектирования. Это означает, что без проекта обоснования санитарно-защитной зоны ни один объект теперь не может быть введен в эксплуатацию. Согласно постановлению, линию санитарно-защитной зоны теперь необходимо ставить на кадастровый учет, чтобы ее невозможно было не учесть.
Важность мартовского постановления в том, что, с одной стороны, оно упростило процедуру, но с другой — сделало проект санитарно-защитной зоны обязательным для объектов, которым раньше не нужно было его разрабатывать и согласовывать.
Подытожим: на март 2019 года проектирование СЗЗ регламентирует постановление правительства № 222 и теми пунктами СанПиНа, которые ему не противоречат.
Что такое ориентировочная санзона?
В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.
Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.
Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.
Что такое дополнительная оценка рисков?
Для предприятий первых двух классов опасности — I и II — предусмотрена дополнительная оценка рисков для здоровья населения. Суть процедуры в том, чтобы оценить не максимально разовое воздействие негативных физических или химических факторов, а риск возникновения заболеваний и других последствий для здоровья при постоянном воздействии этих факторов в течение года. По результатам анализа устанавливается уровень риска: допустимый, условно допустимый или недопустимый. При недопустимом уровне разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье населения.
Что входит в проект СЗЗ?
Проектирование санитарно-защитной зоны — комплексная процедура, состоящая из многих частей. Сначала экологи-проектировщики выявляют на предприятии источники химического загрязнения воздуха и физические факторы воздействия на жителей близлежащих территорий и сравнивают выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами.
Затем разрабатывают и обосновывают перечень мер по снижению влияния вредных химических соединений и физических факторов на здоровье населения. Для действующих предприятий также предусмотрен мониторинг физических показателей и атмосферного воздуха.
По итогам этих оценок и совокупности других показателей экологи-проектировщики определяют достаточный размер санитарно-защитной зоны, после чего согласуют его в органах Роспотребнадзора.
Итогом успешной разработки и согласования проекта СЗЗ является положительное решение по предложенным границам зоны от Главного государственного санитарного врача РФ — на федеральном уровне для объектов I или II класса опасности и на уровне субъекта для остальных классов опасности.
Утвержденные границы ведомство отправляет в Росреестр, где их вносят в градостроительные планы, а на землю в их пределах налагают ограничения.
Сколько длится согласование проекта СЗЗ?
После разработки проекта необходимо получить экспертное заключение во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» или в другой аккредитованной организации — это занимает около 1−2 месяцев. Следующая ступень — согласование в Роспотребнадзоре, на которое необходим еще месяц. Для действующих объектов также предусмотрены замеры в рамках экологического мониторинга — они обычно занимают от 3 до 12 месяцев. Итого для проектируемого объекта минимально возможный срок разработки и согласования проекта СЗЗ составляет 4 месяца, для действующего объекта — 6 месяцев.
Как часто нужно разрабатывать проект СЗЗ?
Проект СЗЗ разрабатывается и согласовывается один раз и подлежит корректировке при изменении технологических процессов, смене оборудования, увеличении мощности предприятия и других масштабных изменениях.
Какая ответственность предусмотрена за отсутствие проекта СЗЗ?
За отсутствие разработанного и согласованного проекта санитарно-защитной зоны у действующего предприятия КоАП РФ предусматривает для юридических лиц штраф 20 000 рублей или приостановление производства на срок до 90 суток. К производственным предприятиям применяют в основном второй вид ответственности, в силу незначительного для юрлица размера денежного штрафа.
Проектируемый же объект без согласованной СЗЗ просто не допустят до строительства.
Что такое сзз предприятия
Понятие санитарно-защитная зона довольно распространенное, но не все знают, для чего она нужна и каким предприятиям она необходима.
Санитарно-защитная зона— специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Размеры санитарно-защитных зон различны и зависят от вида производства – чем выше риск неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека, тем больше санитарно-защитная зона.
Если за пределами промышленной площадки уровень загрязнения атмосферного воздуха превышают 0,1 ПДК (предельно допустимые концентрации) и/или ПДУ (предельно допустимые уровни), то для такого предприятия санитарно-защитная зона необходима для обеспечения безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м.
Производственный лабораторный контроль атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны производства, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Кроме того, в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
— мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
— функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Если предприятие реконструировалось или технически переоснащалось, то после завершения всех работ необходимо провести исследования атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух.
Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:
Автомагистраль, расположенная в санитарно-защитной зоне промышленного объекта и производства или прилегающая к санитарно-защитной зоне, не входит в ее размер, а выбросы автомагистрали учитываются в фоновом загрязнении при обосновании размера санитарно-защитной зоны.
Размеры санитарно-защитных зон различны и зависят от вида производств, например:
· Санитарно-защитная зона 1000 м.
Объекты по добыче горючих сланцев. Комбинаты черной металлургии и цветных металлов, производство алюминия, ртути, коксогаза, удобрений, красителей, ядохимикатов, токсичных химических соединений, синтетических волокон, а также производство по переработке нефти, нефтяного и природного газа и другие предприятия неправильная эксплуатация которых может привести к серьезным последствиям для окружающей среды и здоровья человека. Лесохимические комплексы. Промышленные объекты по содержанию и убою скота, мясокомбинаты.
Свиноводческие комплексы и комплексы крупного рогатого скота.
· Санитарно-защитная зона 500 м.
Объекты по добычи гипса и асбеста. Производство органических растворителей и масел, спиртов, кислот; предприятия по переработке торфа; производства искусственной кожи.
Производство свинцовых аккумуляторов и стальных конструкций. Производство воздушных судов, автомобилей, железнодорожных вагонов.
Производства свеклосахарные, альбумина, декстрина, глюкозы и патоки.
Производства по обработке и протравлению семян. Склады сжиженного аммиака.
Таможенные терминалы, оптовые рынки.
· Санитарно-защитная зона 300 м.
Производство кальцинированной соды, селитры, химических реактивов, никотина, большинства минеральных солей, прессматериалов, железобетонных изделий, искусственных минеральных красок, искусственных камней, шин, клееной обуви, а также резиновых смесей для них.
Производство санитарно-технических изделий, мясомолочного машиностроения. шахтной автоматики. Промышленные объекты по добыче торфа, каменного, бурого и других углей. Прядильно-ткацкое производство.
Объекты по добыче и обработке промысловых рыб. Производство пива, кваса и безалкогольных напитков.
Производство по производству растительных масел. Производство по розливу природных минеральных вод с выделением пахучих веществ.
Мясоперерабатывающие, консервные производства. Зверофермы. Гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Автобусные и троллейбусные вокзалы.
· Санитарно-защитная зона 100 м.
Производство бумаги, глицерина, мыла, товаров бытовой химии. Заводы полиграфических красок и производства по переработке пластмасс. Производство тяжелых прессов. Полиграфические комбинаты. Производство по ремонту дорожных машин, автомобилей, кузовов, подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена.
Промышленные объекты (карьеры) по добыче мрамора, песка, глины с отгрузкой сырья транспортерной лентой.
Швейное производство. Производство спортивных изделий. Производство фурнитуры. Производство обуви. Элеваторы. Производство кофеобжарочное. Производство пищевого спирта. Кукурузно-крахмальные, кукурузно-паточные производства. Производство вина и столового уксуса. Молочные и маслобойные производства. Сыродельные производства. Тепличные и парниковые хозяйства. Химчистки. Прачечные. Банно-прачечные комбинаты.
· Санитарно-защитная зона 50 м.
Производство готовых лекарственных форм, бумаги из макулатуры, изделий из пластмасс и синтетических смол, «сухого льда», спичек, пневмоавтоматики.
Сборка мебели из готовых изделий без лакирования и окраски.
Производство пряжи и тканей из хлопка, льна, шерсти при отсутствии красильных и отбельных цехов. Производство ковров, обоев. Овоще-, фруктохранилища.
Производство коньячного спирта. Производство макарон. Производство колбасных изделий, без копчения. Производства пищевые заготовочные, включая фабрики-кухни, школьно-базовые столовые. Производство фруктовых и овощных соков. Производства по переработке и хранению фруктов и овощей (сушке, засолке, маринованию и квашению). Производство майонезов. Производство пива (без солодовен).
С полным перечнем объектов, для которых должны быть установлены санитарно-защитные зоны, можно ознакомиться прочитав СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и
санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
Если предприятие выделяет какие-либо вредные вещества в окружающую среду, но санитарными правилами не установлен размер санитарно-защитной зоны, то необходимо разработать и утвердить в установленном порядке проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Многие предприятия в настоящий момент работают на современном оборудовании и внедряют природосберегающие технологии, поэтому и вредных веществ в атмосферный воздух выделяют минимально. Для таких объектов размер существующей санитарно-защитной зоны может быть уменьшен, при этом необходимо обоснование уменьшения санитарно-защитной зоны, в том числе, и с помощью систематических лабораторных наблюдений.
Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020
Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.
Нормативное регулирование:
Понятие
Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).
Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:
Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:
Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):
Процедура
Ответственность
Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2019 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.
Общие нормы по КОАП:
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Вывод:
Буду рада вашим дополнениям/комментариям к материалу.