Лучшие триллеры 21 века
Фильмы, которые пробирают до дрожи: 20 лучших триллеров XXI века (не для слабонервных!)
1. «Темный рыцарь» (2008)
IMDb 9.0
Одна из лучших работ Кристофера Нолана, которая в очередной раз подчеркивает гениальность режиссера. Фильм о противостоянии жителей Готэма и криминального гения Джокера, о борьбе людей не только со злом, но и самими собой, со своей внутренней темной стороной. Фильм получился трагичным, став последним для Хита Леджера, сыгравшего свою лучшую роль — Джокера, и посмертно получившего в общей сложности 32 премии за роль лучшего актера второго плана, в том числе премию «Оскар».
По итогу съемок в фильме было сожжено, взорвано 39 транспортных средств. Помимо этого в мир иной отошла одна из четырех, существовавших в тот момент на планете, камер IMAX. Но несмотря на все потери, фильм заработал в домашнем прокате больше, чем предыдущий, всего за 6 дней.
2. «Начало» (2010)
IMDb 8.8
И снова здравствуйте. Режиссер Кристофер Нолан продолжает радовать нас шедеврами в жанре триллер. Во главе сюжета фильма «Начало» стоят схемы и предметы. Это история о команде специалистов, выполняющих сложнейшую миссию по внедрению мысли в человеческое сознание, — это своего рода фильм-ограбление, только наоборот.
Прокатное время фильма «Начало» 2 часа и 28 минут, что ровняется 8888 секундам. Но это не все — 2 минуты 28 секунд в оригинальном хронометраже длится песня Эдит Пиаф «Non, je ne regrette rien», которая красной нитью проходит через весь фильм. Вы нигде не встретите в прокате фильма в 3D, Нолан убежден, что это отвлечет зрителя от разгадки истории. И после просмотра фильма вас будет мучить только один вопрос: «Упал ли волчок».
3. «Убить Билла: кровавое дело целиком» (2011)
IMDb 8.7
«Убить Билла» — фильм Квентина Тарантино, который был вынужден разделить киноленту на две части, чтобы они попали в прокат, ведь продолжительность полной версии картины более четырех часов. А вы знаете, на что способна женщина в порывах злости и жажде мести? Особенно если это беременная Черная Мамба, которая во время церемонии бракосочетания получает пулю в голову.
Вопреки всему у нее одна цель — добраться до Билла и отомстить, уничтожив все вокруг. Черно-белые вставки в сценах сражений — дань уважения американским телесериалам кунг-фу 1970-х и 1980-х годов, когда подобным образом цензоры пытались избавиться от ярко-красного, излишне натуралистичного вида крови.
4. «Паразиты» (2019)
IMDb 8.6
«Паразиты» — это первый южнокорейский фильм, который был номинирован на премию «Оскар». Отчасти автобиографичный фильм снял талантливый режиссер Пон Чжун Хо. Здесь нет сумасшедших спецэффектов или головокружительных съемок, картина говорит о социальном неравенстве и той бездне, которая разделяет богачей и бедняков.
Режиссер Пон Чжун Хо назвал свою работу «комедией без клоунов и трагедией без злодеев», и это действительно так, ведь у каждого героя здесь своя правда. Фильм заставит вас ощутить весь спектр эмоций: от брезгливости до восторга, от ненависти до восхищения. И если первая половина картины похожа на сатирическую комедию, то чем дальше продвигается сюжет, тем более крутые и драматичные повороты ждут оцепеневшего зрителя.
5. «Престиж» (2006)
IMDb 8.5
Еще одна жемчужина Кристофера Нолана «Престиж». У циркачей это финальная часть фокуса, которая эффектно завершает представление, будь то появление монеты из ниоткуда, либо освобождение фокусника из всех узлов и цепей. Что выйдет из соперничества двух фокусников — иллюзионистов Роберта (Хью Джекман) и Альфреда (Кристиан Бэйл), чья дружеская конкуренция на профессиональной почве перерастает в настоящую вражду. Они готовы на все, чтобы выведать друг у друга секреты фантастических трюков и сорвать их исполнение.
Приготовьтесь потеряться в круговороте событий, ведь Кристофер Нолан ой как любит играть со временем, перенося действие то в прошлое, то в будущее. Всего в ленте присутствует 146 хронологических «прыжков», что при длительности фильма в 125 минут дает частоту чуть большую, чем одно перемещение во времени в минуту.
6. «Отступники» (2006)
IMDb 8.5
Фильм «Отступники» выдающегося режиссера Мартина Скорсезе рассказывает о противостояние двух полицейских, один из которых внедрен в мафию, а другой, наоборот, внедрен мафией в полицию. Запутанно, да, а что если весь этот кисель разбавить еще любовным треугольником, сторонами которого являются главные герои? И все это на фоне интриг полицейских и мафиозных боссов.
Мэтт Дэймон для того, чтобы лучше вжиться в роль своего героя Колина, в течение нескольких месяцев работал полицейским в одном из отделений штата Массачусетс. А Джек Николсон (Костелло) и вовсе отверг предложение сняться в фильме, но после встречи с Мартином Скорсезе и Леонардо ДиКаприо, он согласился, так как жуть как соскучился по роли злодея. Еще мы насчитали слово «f*ck» в фильме аж 237 раз. А вы?
7. «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
IMDb 8.4
И опять режиссер Кристофер Нолан. А ведь могло быть все иначе. Студия «Ворнер Брос» металась между несколькими кандидатурами, пока в дела компании не вмешался Кристиан Бэйл, заявивший, что вернется к роли Бэтмена только после утверждения Кристофера Нолана.
Действие фильма разворачивается через 8 лет после событий «Темного рыцаря», Брюс Уэйн (Кристиан Бейл) ведет затворнический образ жизни, Готэм прекрасно существует без Бэтмена. Преступность повержена. Но на горизонте маячит новый враг Уэйна, чье лицо закрыто маской. Он разворачивает в Готэме чудовищную деятельность, и это вынуждает Брюса Уэйна выйти из сумрака. Победит ли Бэтмен в этой битве? И что влечет за собой появление Женщины-Кошки (Энн Хэтэуэй) с загадочным прошлым, которая чертовски хорошо смотрится на бэтпаде?
8. «Жизнь других» (2006)
IMDb 8.4
Завязка фильма «Жизнь других» немецкого режиссера Флориана Хенкель фон Доннерсмарка сразу же, без долгих вступлений погружает зрителя в мир, где тотальная слежка за людьми — это норма.
Герд Вислер (Ульрих Мюэ) — работник Штази. Он — образец верности и преданности работе и режиму, получает задание: следить за успешным драматургом Георгом Драйманом (Себастьян Кох) и его подругой, не менее успешной актрисой Кристой-Марией Зиланд (Мартина Гедек). Все это приводит Вислера к острому осознанию скудости его собственного существования и открывает ему совершенно новый образ жизни, противостоять которому становится все сложнее. Главное чувство, возникающее при просмотре «Жизнь других», — это напряжение. Ведь любой поступок и даже слово может стать роковым, ведь оно неизбежно станет достоянием Штази.
9. «Помни» (2000)
IMDb 8.4
Нет, это не рейтинг режиссера Кристофера Нолана. Ну что поделаешь, если любой фильм, которого касается рука Нолана, очаровывает зрителя запутанностью сюжета и держит в напряжении до последней минуты. Фильм «Помни» снят задом наперед. Заснуть не получится, а то придется смотреть все сначала.
10. «Джокер» (2019)
IMDb 8.4
Фильм «Джокер» — талантливо снятый режиссером Тоддом Филлипсом психологический триллер, который повествует о несчастном молодом человеке, живущем вместе с больной матерью. Бедная женщина мучает собственного сына, заставляя его улыбаться людям. Но что скрывает в себе эта улыбка? Чтобы научиться смеяться, как Джокер, Хоакин Феникс смотрел видео с людьми, страдающими от неконтролируемого, патологического смеха.
Хоакина Феникса в роли Джокера привлекла его неоднозначность. По его словам в большинстве фильмов есть герой и злодей, мотивы персонажей понятны. В случае с главным героем по имени Артур актер никогда не был уверен в том, что им двигало.
11. «Остров проклятых» (2009)
IMDb 8.2
Действие «Острова проклятых» напоминает шкатулку с двойным дном. Сначала мы наблюдаем историю федерального маршала, который прибывает на остров с целью расследовать дело об исчезновении пациентки психиатрической лечебницы. При детальном погружении в сюжет мы понимаем, что сюжет намного запутанней. И зачастую, чтобы распутать паутину событий, фильм надо пересмотреть несколько раз.
12. «Исчезнувшая» (2014)
IMDb 8.1
Дэвид Финчер, известный в киносреде как сумасшедший перфекционист, снял детективный триллер «Исчезнувшая» по одноименному роману Гиллиан Флинн, которая сама переделала свою книгу в киносценарий создала несколько вариантов концовки сценария фильма, чтобы сохранить интерес читателей и зрителей.
Итак, вернувшийся домой Ник (Бен Аффлек) обнаруживает, что его жену похитили. Как водится, первым под подозрение попадает сам Ник. Детектив Ронда Бони (Ким Диккенс), берущаяся за расследование, то и дело натыкается на факты, косвенно свидетельствующие о причастности мужа к исчезновению жены. Или же это тщательно спланированная игра самой жертвы?
13. «Невидимый гость» (2016)
IMDb 8.1
«Невидимый гость» — первый самостоятельный проект режиссера и сценариста Ориола Пауло. Главный герой — Адриан Дория (Марио Касас) — молодой успешный бизнесмен, создатель IT-империи, находящийся на пике своей карьеры, просыпается в закрытом изнутри номере отеля рядом с бездыханным телом своей замужней любовницы.
И вот одним недобрым вечерком к нему приходит адвокат Вирджиния Гудман (Ана Вахенет), не проигравшая ни одного судебного разбирательства. А теперь она мечтает присвоить этому делу статус «лебединой песни». Ее задача — придумать наилучшую стратегию для защиты Адриана, но для этого она должна знать ВСЮ правду. Но вот только возможно ли это?
14. «Пленницы» (2013)
IMDb 8.1
Изначально планировалось, что главные роли исполнят Марк Уолберг и Кристиан Бэйл, а режиссерское кресло займет Брайан Сингер.
«Пленницы» — это казалось бы типичный детективный триллер с незамысловатой историей, как мы можем подумать, прочитав аннотацию к фильму. Но не спешите делать поспешные выводы. «Пленницы» — это психологический триллер, снятый Дени Вильневым. Что может быть страшней похищения детей? На что готов пойти отец ради спасения своей шестилетней дочери и ее подруги, отчаявшись в помощи полиции. Остается только одно: вершить правосудие саму. Но как далеко готов зайти Келлер (Хью Джекман) в поисках девочек?
15. «Кровавый алмаз» (2006)
IMDb 8.0
Премьера фильма «Кровавый алмаз» режиссера Эдварда Цвика вызвала массовую критику властей ЮАР, которым пришлось оправдываться перед международным сообществом по обвинениям в преступлениях перед человеком. Но все же представители страны признали факты нарушений гражданских прав населения, подчеркнув, что все это в далеком прошлом, а доля нелегальных алмазов на мировом рынке не превышает одного процента.
Действие разворачивается в Сьерра-Леоне. Кровь и хаос. В этой безрадостной атмосфере орудует ловкий контрабандист, специализирующийся на бриллиантах. Ему нет особенного дела, что эти камешки используются для дальнейшего нагнетания межнациональной розни. Но однажды контрабандист встречает местного фермера, у которого пропал сын — его, говорят, забрали в «детскую армию», используемую на фронтах. И два разных человека образуют противоестественную коалицию.
16. «Черный лебедь» (2010)
IMDb 8.0
Ну конечно мы не могли пройти мимо психологической драмы «Черный лебедь» самого противоречивого режиссера Америки, автора «Реквиема по мечте» Даррена Аронофски. По сюжету у примы нью-йоркского балета Нины (Натали Портман) появляется конкурентка Лили (Мила Кунис), претендующую на заветную партию девушки-лебедя в «Лебедином озере». Соперничество обостряется до такой степени, что Нина уже не понимает, реальна ли Лили и не является ли она плодом ее больного воображения.
Актрисы до съемок фильма занимались балетом, самостоятельно оплачивая уроки. Помимо этого, Натали Портман и Мила Кунис сильно похудели, чтобы лучше сыграть настоящих балерин. Во время съемочного процесса оскароносная Натали Портман получила сотрясение мозга, а также травму ребер. Из-за чего больше месяца находилась на лечении. А бюджет фильма был настолько ограничен, что компании пришлось отказаться от съемок трейлера, дабы выделить средства на врача для Натали Портман.
17. «Казино Рояль» (2006)
IMDb 8.0
Самый известный шпион в мире возвращается к зрителю в лице Дэниэла Крейга. Первая же миссия Джеймса Бонда в качестве агента 007 становится его величайшим испытанием: ему предстоит сразиться с международной террористической организацией, опутавшей своей сетью всю планету. И несмотря на производственную травму в виде двух выбитых резцов на съемочной площадке, Крейг не стал прерывать процесс, вызвав на съемочную площадку личного стоматолога из Англии. И продолжил бороться за справедливость, используя весь свой шпионский арсенал — от верного пистолета до навороченного спортивного авто.
20 интригующих триллеров, которые нужно досмотреть до конца
«Афиша Daily» и Mastercard составили список из ста фильмов разных жанров, которые стоит увидеть. Вслед за фильмами о любви и комедиями список дополняют двадцать отличных триллеров.
«Лифт на эшафот» («Ascenseur pour l’échafaud»), реж. Луи Маль, 1958
«Разговор» («The Conversation»), реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1974
Снятый одновременно с Уотергейтским скандалом, в момент острой реакции Нового Голливуда на запреты и ложь никсоновской Америки, «Разговор» находится немного в тени двух первых частей «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня», который обрамили копполовские 70-е. При этом без всякой вьетнамской войны и мафии это настолько пугающий фильм с открытым финалом, после которого днями невозможно прийти в себя. Спецагент Гарри с титров и до конца фильма проигрывает на повторе запись, сделанную в рамках его шпионского задания. Не понимая всех деталей подслушанного разговора, он предчувствует нечто нехорошее: объекты его наблюдения знают, что находятся на прослушке, и договариваются о встрече в ближайшее время. Социопат в обычной жизни, католик по своим убеждениям и саксофонист ради удовольствия, Гарри в исполнении Джина Хэкмена проживает кошмар соучастия внутри себя, опознавая следы скорого кровопролития. Почти моноспектакль, построенный на крупных планах обычного встревоженного человека, «Разговор» рассказывает о расстройстве, в корне которого — неразрешимое противоречие: христианская мораль противоречит шпионским приемам, а сбежать от такого противоречия можно только в разрушение и хаос.
«Прокол» («Blow Out»), реж. Брайан Де Пальма, 1981
Молодой звукорежиссер, работающий в кино, выбирается в уединенный пригород, чтобы записать звуки природы. Именно в это время мимо проезжает машина перспективного политика (и возможного президента) с молодой любовницей, вдруг падая в воду с высокого моста. Звукорежиссер спасает спутницу и через время находит оператора, случайно снявшего проезд машины в темноте. Обладая идеальным слухом, он слышит на своей записи хлопок от выстрела и ищет этому подтверждения в метре оказавшейся в его распоряжении пленки. Политически заряженный триллер Де Пальмы дышит паранойей Нового Голливуда и общим недоверием к истеблишменту, а заодно делает реверанс двум неоднозначным триллерам — «Фотоувеличению» Антониони (и почти ворует у него название) и «Разговору» Фрэнсиса Форда Копполы. «Прокол» попал в учебники по монтажу и операторскому мастерству, постоянно пересекая грань между жанровым и политическим кино, конспирологией и сочным детективом в мягкой обложке с жирными, но действенными приемами. И это все, не считая образцового финала и невероятного Траволты в главной роли.
«Охотник на людей» («Manhunter»), реж. Майкл Манн, 1986
Первый из фильмов о Ганнибале Лектере с безупречным звуковым рядом — вершина 80-х и одно из самых больших достижений в карьере Майкла Манна, — как это часто бывает, провалился в кино и стал культовой классикой видеопроката. Все причины для народной любви у него были: роман Томаса Харриса в основе сюжета, незатертые голливудские лица, неоновые цвета и соседство самоиронии и палпа, свойственные времени (Линч снимет определяющий «Синий бархат» в том же году). Фэбээровец Уилл Грэм уходит на покой после нервного срыва: его пытался атаковать маньяк-каннибал доктор Лектер, бывший психиатр, который теперь отбывает срок в тюрьме. Но Уиллу не суждено провести остаток дней в кругу семьи: его вызывают в качестве консультанта работать над делом следующего маньяка. Личные встречи с Лектером и болезненные флэшбеки, а еще рефлексия Майкла Манна о природе преступления и наблюдения делает «Охотника на людей» точкой отсчета для многих триллеров следующих 30 лет.
«Мона Лиза» («Mona Lisa»), реж. Нил Джордан, 1986
«Экзотика» («Exotica»), реж. Атом Эгоян, 1994
Один из самых загадочных фильмов 90-х без готовых ответов, «Экзотика» — драма о провинциальном городке, где все знают друг друга, а за порок и фантазии отвечает захолустный клуб «Экзотика». Именно туда на танец стриптизерши в школьной форме каждый вечер приходит Фрэнсис, потерявший дочку несколько лет назад. После того как его выбрасывают из клуба за непристойное поведение, Фрэнсис знакомится с контрабандистом Томасом, нелюдимым парнем, провозящим экзотических животных. Их неочевидная дружба, а еще общение десятка второстепенных персонажей, не очень понимающих связь между собой, — в основе пронзительно печального фильма о чувстве вины и призраках прошлого, которых не удалось похоронить и которые продолжают шататься по нынешней жизни взад и вперед. Сложнее всего передать визуальные переживания от раннего Эгояна — он не предлагает готовые решения ни в сюжете, ни в мизансценах, где за бубнящими, смутно выражающимися и измученными героями можно наблюдать, только выключив зрительский цинизм.
«Церемония» («La cérémonie»), реж. Клод Шаброль, 1995
Детектив о классовой ненависти и, как шутил сам режиссер Клод Шаброль, снимавший еще первые фильмы французской «новой волны», — «последний подлинно марксистский фильм». В главных ролях — две выдающиеся француженки — Изабель Юппер и Сандрин Боннер. Боннер играет неграмотную горничную Софи, которую нанимает состоятельная буржуазная семья Лельевр с мужем, женой и двумя детьми от прошлых браков. Софи, зашуганная и покорная, в свободное время предпочитает телевидение: в детстве с ней случился страшный инцидент, после которого она мучается от многолетнего чувства вины. Встреча с бунтаркой Жанной сулит ей освобождение — агрессивная и склонная к насилию Жанна презирает богачей, пытается социализоваться через благотворительность и имеет на все собственное непреклонное мнение. Вместе они — подруги, конфидентки друг друга и, само собой, самые жесткие критики всем, кто находится в социальной иерархии выше них. Свобода, равенство и сестринство приходят сюда, когда метафорическая голова Марии-Антуанетты летит с плеч на гильотине.
«Малхолланд-драйв» («Mulholland Dr»), реж. Дэвид Линч, 2001
Блондинка с комплексами и брюнетка с внешностью порнозвезды. Голливуд и амнезия. Однажды девушка с большими надеждами покорить Голливуд знакомится с роскошной женщиной, потерявшей память, кажется, когда машина с ней попала в аварию на одном из голливудских холмов. Они начинают жить вместе, помогают друг другу выжить и путешествуют по ночному Лос-Анджелесу с чертовски хорошим кофе и концертами подставных звезд. Довольно бессмысленно пересказывать фильм Линча, у которого есть десятки толкований и армия фанатов. Удовольствие «Малхолланда» не только в том, как приятно собирать сценарный кубик Рубика и находить параллели между еле связанными событиями, нажимая паузу. Это трагичное кино с незабываемыми шутками, которое Линч, как выяснилось после нового сезона «Твин Пикса», не разучился снимать за долгие годы. Очень много черного юмора и саморазоблачения, заметок о состоянии индустрии и о том, как поймать большую рыбу — в самом хитовом фильме Линча, где черт ногу сломит (на самом деле нет).
«Воспоминания об убийстве» («Salinui chueok»), реж. Пон Чжун Хо, 2003
Провинциальный и столичный корейские детективы пытаются раскрыть личность серийного убийцы. В середине 80-х серийные убийства в глухой провинции в Корее — ситуация из ряда вон выходящая, поэтому местные полицейские, делающие все через одно место, оказываются совсем не готовы к катастрофе. Местный Пак и сеулец Сео за пять лет допрашивают три тысячи человек, охотясь на местного маньяка: тот нападал на беззащитных женщин в дождливую ночь в настоящем захолустье, охотился на красный цвет и в ночь убийства заказывал одну и ту же песню на радио. Детективы жестко допрашивают всех — от местных жителей до недавно переехавших, но каждый раз сталкиваются с отсутствием улик: маньяк теряется под дождем в скупых корейских пейзажах. Умение снимать детектив без броской и простой развязки, который оставляет тянущее ощущение незавершенности после финала, — черта лучших фильмов, работающих со зрительским вниманием. Фильм «Воспоминания об убийстве», похожий на «Зодиак» Финчера, снятый с очень корейским чувством юмора, — о неразрешенной интриге и ускользающем ответе, который все равно очень хочется знать.
«Таинственная река» («Mystic River»), реж. Клинт Иствуд, 2003
«Скрытое» («Cache»), реж. Михаэль Ханеке, 2005
«Пророк» («Un prophète»), реж. Жак Одиар, 2009
Без дураков, великий фильм о мафии и о тюрьме, из которой невозможно сбежать. Иллюстрация иерархии насилия, где, будучи никем, можно стать всем, пройдя все этапы обязательной инициации. 19-летний неграмотный Малик, француз с арабскими корнями без семьи и близких, попадает в тюрьму после обвинения в нападении на полицейского. Он совершенно зеленый, напуганный и плохо соображает: знакомство с тюремными воротилами и боссом корсиканской мафии, мотающим срок, меняет его жизнь навсегда. Ты или убиваешь, или убивают тебя — с такой логикой Малик включается в тюремную игру на выживание и в ближайшие годы учится не только читать, но и стряпать любые дела на зоне и за ее пределами. «Пророк» смотрится на одном дыхании, как это часто бывает с фильмами про непревзойденный криминальный талант, но одновременно и очень много рефлексирует о природе преступного мира и логике маргиналов. Арабская мафия смывает корсиканскую, годы в застенках заставляют смириться с невыносимым, но у всех узников — один и тот же блеск в усталых глазах: отсюда попросту нет дороги назад.
«Тайна в его глазах» («El secreto de sus ojos»), реж. Хуан Хосе Кампанелья, 2009
«Пожары» («Incendies»), реж. Дени Вильнев, 2010
Ближневосточный эпос о потерянной молодости и семейной тайне с самой страшной концовкой из всех возможных. После похорон матери брат и сестра получают у адвоката завещание и письмо с последней волей умершей: в нем она рассказывает об отце, которого они никогда не встречали, и брате, который у них есть, прося вручить каждому по посланию в конверте. В то время как брат решает, что прошлому место в прошлом, сестра решается узнать о корнях матери и едет на ее родину на Ближний Восток. Там она выясняет, как мать участвовала в студенческом и женском освободительном движении и попала в тюрьму, когда власть досталась фундаменталистам. «Пожары», поставленные по пьесе драматурга с ливанскими корнями, — один из самых точных фильмов о бессмысленности поиска крайних в локальных войнах, о сросшихся семьях и поломанных судьбах, в которых невозможно отделить своих от чужих, а виноватых от невинных. Именно после «Пожаров» Вильнев набрал обороты и в конце концов превратился в человека с карт-бланшем в Голливуде и сиквелом «Бегущего по лезвию» в списке достижений. Тем интереснее смотреть, как компактная история измученной женщины разрастается в его исполнении до глобального пацифистского манифеста.
«Кожа, в которой я живу» («La piel que habito»), реж. Педро Альмодовар, 2011
Обязательный триллер Альмодовара по бульварной повести с подмигиванием всем великим, в первую очередь Хичкоку и французского триллеру «Глаза без лица». Роберт Ледгард — пластический хирург, безгранично несчастный в личной жизни и настолько же гениальный в своей работе. В его отдаленном поместье под надзором прислуги живет Вера — пленница и главный объект его экспериментов по тестированию суперстойкой синтетической кожи. Вера с идеальными пропорциями и формой лица живет в закрытой комнате, не выходя из особняка, пока травмированный врач, потерявший жену и дочь, придумывает план спасения человечества. Фрейдистский фильм за гранью кэмпа крутится вокруг отношения создателя и объекта, мести и памяти, как лучшие драмы Альмодовара, но в этот раз бесстыдно эксплуатирует главные триллер-клише, рассчитывая на охи внезапности в зале. Странно и сказочно, что именно такой отрывающийся Альмодовар, женящий китч с древнегреческой трагедией, смотрится взахлеб как кино, на которое никто не может отважиться и которое почти никому не по зубам.
«Охота» («Jagten»), реж. Томас Винтерберг, 2012
Детектив Винтерберга бродит по краю дозволенного: его главный герой в исполнении Мадса Миккельсена, которому зритель должен сочувствовать, обвиняется в педофилии. Спокойный и скромный провинциальный датский учитель, любимец всех детей, борется с бывшей женой за опеку над любимым сыном. Он пользуется безграничным уважением у местных и слишком долго разводится, когда получает надежду на счастливый исход. Именно в это время пятилетняя девочка рассказывает одной из воспитательниц, что учитель прикасался к ней в интимных местах, — теперь его жизни, до выяснения всех обстоятельств, грозит настоящая опасность: родители не поступятся ничем, чтобы защитить своих детей. Экстремальное высказывание Винтерберга о родительских страхах и цифрах демографии, о запрещенных отношениях и клевете, о насилии, которым оправдывают себя люди, потерявшие контроль, — триллер о самосуде, после титров которого в ушах еще звучат оружейные выстрелы.
«Незнакомец у озера» («Lʼinconnu Du Lac»), реж. Ален Гироди, 2013
Квир-триллер, драма с черным юмором и вообще редкое кино нефабричной сборки авторства Алена Гироди — убедительного и при этом витиеватого француза, чья сила в принципиальной непрямолинейности. На одном из французских пляжей месяц за месяцем собираются нудисты и геи: в жаркое время они плещутся в море, отходя в лес поблизости за телесными удовольствиями. Однажды на пляж приезжает Франк, заводит платоническую дружбу с добрым, но несимпатичным Анри и параллельно влюбляется в рокового усача Мишеля. Тем временем здесь находят тело мужчины, которого все знали и который тоже входил в полиаморное гей-сообщество. «Незнакомец у озера» — изящно сделанное, очень простое и остроумное кино о том, как жить в отношениях с психопатом и как сексуальная притягательность неминуемо путает карты при правильных решениях. И бывают ли решения правильными, если законы плоти вступают в противоречие с инстинктом самосохранения? Это нуар в солнечном свете о маленьком гетто и неслучившемся Эдеме с хичкоковским настроением и озоновским чувством юмора.
«Исчезнувшая» («Gone Girl»), реж. Дэвид Финчер, 2014
Ник и Эми полюбили друг друга стремительно и пять лет женаты — без детей, зато с котом. Его тошнит от ее требовательности, ее — от его напускного равнодушия и привычки рубиться в компьютерные игры. Эми, почти гениальная и единственная дочка известнейших родителей, вроде бы немного сожалеет о том, что бросила блистательное будущее к ногам довольно заурядного мужчины. Когда Ник возвращается домой в день их годовщины, его ждут только осколки стекла и ни следа потерянной жены — из-за звездного статуса родителей Эми история ее исчезновения сразу же становится темой месяца. Финчер раскручивает триллер постепенно и ближе к середине фильма вносит вторую точку зрения, нарезая круги между жертвой и психопатом и доставая улики из кармана, как пятаки из-за уха наивного зрителя. Отдельного внимания стоит медиавойна и сенсационная природа новостей, с которой Финчер работает во многих своих фильмах. Никогда еще у фасадного бергмановского брака не было такого ледяного саспенса: Розамунд Пайк и Бен Аффлек играют несочетающуюся, невозможную и несчастливую пару, где каждый вступил в брак, не осознав разделяющую их пропасть. И это тот случай, когда от хеппи-энда мурашки бегут по коже.
«Виктория» («Victoria»), реж. Себастьян Шиппер, 2015
Испанка Виктория, недавно переехавшая в Берлин, танцует в дымке под пульсирующее техно и знакомится с компанией простых и молодых ребят. Ей особенно нечем заняться, и в холодный день она отправляется пить пиво на крышу одного из домов неподалеку и сближается с парнями, а особенно с самым бедовым — Зонне. Как выяснится довольно скоро, у ребят есть преступный план на эту ночь и Викторию они, не думая дважды, берут в оборот, ничего ей не объяснив. Фильм немецкого режиссера Себастьяна Шиппера — не просто обманчиво простой экшен, от которого не отвести глаз. Это фильм, снятый одним непрерывным дублем на цифровую камеру в холодную берлинскую ночь посреди самого обласканного молодыми тусовщиками города Европы с пульсом техно и актерами, которые разбиваются в лепешку. Нетуристический Берлин, непредсказуемая групповая динамика, преступление и пальба, какими их можно представить только внутри банды отчаянных лузеров, — все держит зрителя за грудки, не давая перевести дух. Сердце «Виктории» бьется с ритмом 120 ударов в минуту: молодость и преступление давно не выглядели так осязаемо, притягательно и правдоподобно.
«Неоновый демон» («The Neon Demon»), реж. Николай Виндинг Рефн, 2016
Гипнотический неонуар Рефна с неторопливым сюжетом о модели на грани нервного срыва нагло сворован у лучших людей, снимавших кровавые фильмы, — от Ардженто до Де Пальмы. Хичкок перерождается в Лос-Анджелесе, когда неискушенная Джесси, сирота с фантастической внешностью, начинает карьеру на подиуме и съемках в Голливуде. Она живет в отеле на отшибе с неоновой вывеской, встречается с приятным обычным парнем и покоряет всех с первого взгляда. У нее есть одна ненастоящая подруга и две конкурентки, но ни их, ни жизнь Джесси пока по-настоящему не знает. А самое главное, не знает ничего о себе. Освистанный в Каннах фильм Рефна в традициях триллеров 70-х сделан как подделка под жанр устаревшего и бессмысленного кровавого фильма, не притворяясь ничем серьезным. Люди или манекены, покорные овечки или каннибалы, город ангелов или город дьявола. «Неоновый демон» нарочно сделан как глянцевый и вторичный фильм для удовольствия со всеми фетишами самоуверенных режиссеров: золотой наряд, пустой бассейн для убийства и занавески в цвет губ похолодевшего трупа, а еще вездесущий неон как источник обманчивого света — на него слетаются мотыльки-однодневки.
25 триллеров XXI века, которые нужно видеть
От «Ведьмы» до «Убийства священного оленя»
В прокат на этой неделе выходят сразу два ожидаемых триллера: «Снеговик» Томаса Альфредсона, экранизация одного из романов Ю Несбё с Майклом Фассбендером в главной роли, и «Тельма» — норвежский номинант на премию «Оскар», мистический фильм Йоакима Триера о провинциальной девушке из религиозной семьи. Психологический триллер — один из базовых жанров — явно проживает перерождение в авторских руках, и перед вами — 25 очевидных тому доказательств. The Village выбирает не самые очевидные триллеры, снятые в XXI веке, которые нужно посмотреть хотя бы однажды.
режиссер: Софи Такал, 2016
Психологический триллер о конкуренции, немного уходящий от «Персоны» Бергмана в сторону «Королевы Земли» Алекса Росса Перри. Две похожие друг на друга ровесницы, блондинки-актрисы и к тому же давние лучшие подруги едут отдыхать за город, чтобы отвлечься от будней. Одну почти узнают даже в глубинке, вторая топчется на невразумительных проектах — соперничество обрастает завистью и взаимными обвинениями. Фильм о жесткой конкуренции, в которой не бывает выигравших и проигравших, а есть только женщины с идентичными стрижками и покалеченной психикой.
«Сырое»
режиссер: Джулия Дюкорно, 2016
Младшая сестра дружной семьи воссоединяется со старшей в ветеринарной академии. На вечеринке по случаю инициации ее обливают животной кровью и заставляют съесть кроличью почку, после чего первокурсница не может преодолеть сверхъестественную тягу к сырому мясу, что для нее как вегетарианки большой шок. Французский триллер из каннского конкурса прошлого года — одно из самых странных и необычных зрелищ в жанре, смешивающее драму взросления с проблемами этики, телесности и нанесением себе вреда, приправленное вампирскими мотивами. Дикое, совершенно ненормальное и невероятно притягательное кино.
«Ведьма»
режиссер: Роберт Эггерс, 2014
Хоррор с настроением раннего Шьямалана, «Ведьма» — фильм о закрытом сообществе в Новой Англии эпохи первых переселенцев. Миловидная девочка-подросток Томасин живет в семье на отшибе, когда исчезает ее младший брат-младенец. Скорбящие родители-пуритане начинают искать виноватых, и вокруг главной героини сгущаются обвинения в колдовстве и демонической одержимости. Клаустрофобный триллер о патриархальной семье, безграничной власти в закрытом пространстве и логике изолированных сообществ — о XVII веке, который куда ближе к нам, чем кажется.
«Изъяны»
режиссер: Райли Стернс, 2014
Специалист по психологии мистер Рот заработал свое состояние на книгах и публичных выступлениях о контроле над человеческим мышлением, но оказался совершенно разорен после неудачного карьерного шага. Теперь к нему, находящемуся на грани выживания, обращаются тревожные родители молодой девушки Клер, которую завербовали в секту под названием «Изъяны». Рот решается на похищение Клер на пять дней, чтобы перепрограммировать ее в изоляции и вернуть ее личности равновесие. Тревожный триллер с черным юмором о природе власти и механизме промывания мозгов, построенный на едких интригующих диалогах.
«Возмутитель спокойствия»
режиссер: Алекс ван Вармердам, 2013
Триллер и одновременно с этим черная комедия о вторжении в мещанскую семью то ли темного духа, то ли бомжа, то ли просто хаоса в воплощении человека по имени Боргман. Появившись на пороге типичного голландского загородного дома, Боргман начинает жить с обывателями бок о бок, постепенно вскрывая их противоречия и внося смуту в равномерную и довольно безрадостную жизнь. Фильм назвали «веселым Ханеке»: в нем действительно много ожидаемых подшучиваний над севером и «северянами» (так называется еще один важный фильм Вармердама) и дьяволе, дремлющем в летнем домике.
«Пожары»
режиссер: Дени Вильнев, 2010
После смерти матери взрослые брат и сестра получают в завещании два письма: одно нужно вручить отцу, которого они никогда не видели, другое — старшему брату, о котором впервые слышат. Дочка решает пойти по следам матери родом с Ближнего Востока и начинает поиски с деревни и университета, где училась ее мама, проживая вместе с ней болезненную и страшную историю гражданских войн и усиления фундаменталистских настроений. Фантастически сложный фильм с травматичной развязкой снят Дени Вильневом по театральной драме канадского драматурга с Ближнего Востока и касается болезненной темы XX века — невозможности отличить союзников от врагов даже внутри семьи.
«Подарок»
режиссер: Джоэл Эдгертон, 2015
«Убийство священного оленя»
режиссер: Йоргос Лантимос, 2017
К уважаемому врачу приходит мальчик-тинейджер, с которым он поддерживает никому не понятные отношения, представляя его сыном друга. Врач женат на эталонной красавице и живет в дорогом доме с двумя детьми — старшей дочкой-подростком и младшим сыном. Внезапно его сын теряет возможность передвигаться собственным ходом, а загадочный знакомый мальчик объявляет, что его появление и эта временная болезнь связаны между собой и есть способы вернуть здоровье сыну и другим близким. Тактильный хоррор греческого режиссера, каждый фильм которого — повод для обсуждения, деконструирует полумертвую традиционную семью до набора девиаций, насильственных практик и животных реакций выживания.
«Спокойной ночи, мамочка»
режиссеры: Северин Фиала, Вероника Франц, 2014
Двое братьев, похожих друг на друга как две капли воды, ждут возвращения из больницы своей мамы. Она пережила пластическую операцию и должна ходить с перебинтованным лицом во время восстановления. Пока мальчики проживают лето, гуляя в лесу и прыгая на батуте, их мать наблюдает за ними издалека. Дети уверены, что нечто незнакомое, поселившееся в их доме, — не их настоящая мама, а вторгнувшаяся похитительница тел. Немецкоязычный минималистичный и очень страшный триллер о детском сомнении и родительском авторитете с десятком сцен, которые будет непросто выкинуть из головы на следующий день.
«Как поймать монстра»
режиссер: Райан Гослинг, 2015
Неблагополучная семья живет в заброшенном квартале южного штата: старший брат чинит машины и болтается без дела, мать соглашается на сомнительную работу для богатых, а младший брат воспитывается на улице. В городе происходит много сверхъестественного, но он давно охвачен кризисом, а река затопила кварталы вокруг. Главный герой пытается найти вход через Затерянную реку в мир памяти, где он будет бороться за свою жизнь и знание о своей среде обитания. Магнетический, задумчивый и неторопливый триллер Гослинга-режиссера о заповедном мире, где мечты помогают справиться с реальностью, когда в ней невозможно находиться.
«Список смертников»
режиссер: Бен Уитли, 2012
Муж и жена — оба ветераны военных действий — живут мирной жизнью вдали от шумных городов и воспитывают ребенка. Приехавшие в гости давние друзья быстро раскрывают мотив своего появления: ветерану предлагают быстрый заработок за тройное убийство для заказчика, который желает оставаться неизвестным. Психологический триллер о посттравматическом синдроме и уязвимой психике в руках британского мастера черного юмора и беспощадной бойни Бена Уитли.
«Акт убийства»
режиссеры: Джошуа Оппенхаймер, Кристина Синн, 2012
Этот триллер документальный — и потому еще более страшный. Режиссер фильма приезжает в туристическую Индонезию, имеющую имидж одной из самых умиротворенных стран в мире, чтобы встретиться с глазу на глаз с главными действующими лицами военного переворота 50-летней давности. Палачей и их помощников приглашают к участию в художественной реконструкции гражданской войны, пыток и казней для съемок исторического фильма о случившихся событиях. Известные политики и бывшие военные разыгрывают на экране былые зверства, а зрители смотрят в глаза победителям, которых обычно не судят.
«Вне Сатаны»
режиссер: Брюно Дюмон, 2011
Неявный триллер, где самые страшные ужасы случаются в пустынных пейзажах северной Франции при свете дня. Молодая жертва нападения, бесприютная девушка неопределенного возраста и рода занятий, сопровождает странника — ангела возмездия, маргинала или маньяка-бездельника, тут уж каждый должен решить сам. Сталкиваясь со случайными встречными — людьми и животными, — они будут демонстрировать сострадание и беспощадность, по чуть-чуть раскрывая свою нечеловеческую сущность. Задумчивый, неторопливый и действительно страшный в своем бездействии фильм, где нет линейной логики и драматического разделения на правых и виноватых.
«Неоновый демон»
режиссер: Николас Виндинг Рефн, 2016
Молодая сирота приезжает в Лос-Анджелес, чтобы начать модельную карьеру, и почти сразу становится фавориткой модельного агентства и дизайнеров — в ней есть что-то, что намекает на лучистую истинную красоту, не требующую косметики и пластических операций. У модели есть две взрослые конкурентки, похожие на роботов, симпатизирующая ей приятельница-визажистка, парень-фотограф и номер в богом забытом мотеле, где ей снятся кошмарные сны. Неоновый триллер о девушке как объекте, потере невинности и переходе из одушевленного человека в мертвую функцию — самый противоречивый фильм Рефна, испытавший на себе огромное влияние американского кино 70-х.
«Скрытое»
режиссер: Михаэль Ханеке, 2004
Литературный критик и его жена-редактор — счастливая интеллигентная буржуазная семья, которая ни в чем не нуждается, — отлично проводят время в привилегированном кругу и знают друг друга полжизни. Во время одной вечеринки на имя главного героя приходит пленка, на которой записан короткий фильм с изображением фасада их дома и угла родной улицы. В отсутствие реальных угроз полиция отказывается начинать расследование, а семья пытается установить личность отправителя, которому нравится за ней наблюдать. Не лобовой, напряженный и очень дискомфортный триллер Ханеке касается нескольких слонов в комнате, которых никто не пытается замечать: европейских привилегий, дискриминации и незначительности жизни уязвимых людей. Главный вывод — даже в самых близких отношениях дремлет скрытое.
«Щекотка»
режиссер: Дэвид Ферриер, 2016
Еще один документальный триллер в списке, сравнимый по остроте ощущений с «Тайнами миллиардера». Главный герой — новозеландский журналист — находит фетиш-проект, посвященный щекотке: в документальной съемке объектами являются чаще всего молодые люди спортивного вида. Пытаясь найти производителей контента, потребителей и актеров, авторы открывают подпольную империю с жесткой иерархией, системой унижения и давления, денежными вознаграждениями и одним-единственным олигархом со страшной тайной из прошлого. История, больше, чем жизнь, разоблачающая властную структуру, смотрится на одном дыхании — и в нее буквально невозможно поверить.
«Звук моего голоса»
режиссер: Зал Батманглидж, 2011
Режиссеры-документалисты Лорна и Питер узнают о том, что в Калифорнии действует новая секта с молодой и располагающей к себе основательницей. Она собирает вокруг себя людей с обещанием спасти их от грядущего апокалипсиса через совместные духовные практики, носит белое и говорит умиротворяющим голосом. Пара решает вступить в культ и разоблачить поведение основательницы, но, попадая в закрытое сообщество, начинает открывать в нем неизвестные грани и проникаться лидершей. Мистический детектив о культе личности, сектантском поведении и иерархии любого закрытого сообщества дал дорогу коллективу, который позже снимет мистический сериал The OA с аналогичным посланием.
«Приглашение»
режиссер: Карин Кусама, 2015
Через два года после тяжелого расставания бывшая Уилла по имени Иден приглашает его на ужин примирения. Теперь у каждого из них новый партнер, а к ужину должны подъехать старые друзья, которых Уилл не видел больше двух лет. Продолжая страдать от депрессии и реагируя на дурное предзнаменование, Уилл переполнен подозрениями о том, что Иден не вполне искренне ведет себя с ним и от ее внешне спокойной пары стоит ждать подвоха. «Приглашение» — фильм о невозможности разобраться с гнетущей травмой и завистью, об иллюзиях склеить разбитую чашку, паранойе и усталости, в котором легко рассмотреть уязвимых и пытающихся выглядеть сильными людей.
«Ублюдок»
режиссер: Патрик Брайс, 2017
Малобюджетный и интригующий триллер о случайном знакомстве, которое приводит к страшным последствиям. Оператор Аарон находит на американской виртуальной доске объявлений Craigslist работу на один день — снять короткий фильм для заказчика, живущего далеко в лесу. Клиента зовут Джозеф, и он после онкоремиссии снова обнаружил опухоль в мозге: врачи обещали ему всего несколько месяцев жизни, а его беременная жена родит, скорее всего, сироту. Задание для Аарона — снять фильм для будущего сына Джозефа и оставить какое-то визуальное воспоминание о его отце. Просто скроенный и безгранично страшный фильм о людях в полной власти друг друга сделан на коленке и пугает, как «Ведьма из Блэр».
«Мой убийца»
режиссер: Костас Марсан, 2016
В Якутии убита девушка, но исполнителя достаточно быстро находят — можно закрывать дело. Ответственного оперативника Джулуса беспокоит несоответствие показаний свидетелей и обвиняемого, и он отправляется на поиски следов девушки через знакомых и сторонние свидетельства. Так он попадает на золотые прииски и узнает о местной коррупционной схеме. Якутский триллер, наследующий традиции азиатских детективов (в первую очередь корейских и китайских), — редкое явление на российском ландшафте, оцененное на международном уровне: фильм вошел в лонг-лист «Золотого глобуса» прошлого года.
«Катастрофа»
режиссер: Джереми Солнье, 2013
Растерянный и испуганный Дуайт, явно давно не ощущавший себя полноценным человеком маргинал, сталкивается с призраками жуткого прошлого. Связывающийся с ним полицейский предупреждает его, что убивший родителей Дуайта преступник освобожден из тюрьмы. Знающий, как жить на волоске и не по правилам большинства, Дуайт начинает охоту на человека, с появления которого его жизнь пошла кувырком. Небанальный, страшный и осязаемый фильм о мести, избегающий большинства жанровых клише и пристально смотрящий в глаза человеку, который решился на непоправимое.
«Медовый месяц»
режиссер: Ли Джаньяк, 2013
Молодая пара сразу после свадьбы уезжает на медовый месяц в семейный домик у озера. Би и Пол отлично проводят время, пока однажды ночью девушка не уходит в лес и не возвращается оттуда совершенно другой. Она нескладно общается, не может приготовить кофе, на теле — странные, непонятно как появившиеся следы. И если лунатизму Пол еще находит объяснение, то изменившуюся Би он вообще не узнает — хорошо ли двое на самом деле знают друг друга? Компактный триллер о нарушенном доверии и ломающихся отношениях со всеми приемами ужастиков со звездой «Игры престолов» в главной женской роли.
«Игра Джеральда»
режиссер: Майк Флэнаган, 2017
Еще один триллер про супружескую пару и домик на озере — в этот раз пару зрелую, а домик совсем уж далекий. Джесси и ее более старший муж Джеральд приезжают на уик-энд в уединенное место, где никому их не найти, и решают заняться непривычным сексом — с приковыванием жены к кровати. Во время прелюдии Джеральд падает без чувств от сердечного приступа, и Джесси остается прикованной к кровати совершенно одна: без ключа, телефона и возможности позвать кого-то на помощь. В этот момент на нее и набрасываются все пережитые и воображаемые ужасы. Очень оригинальный по задумке фильм о нервном срыве и выживании в одновременно абсурдной и опасной ситуации — учебник по саспенсу при минимуме формальных затрат.
«Монстр в шкафу»
режиссер: Стивен Данн, 2015
Обычный канадский мальчик переживает болезненный развод родителей. Примерно в это же время в округе происходит преступление из ненависти — подростка-гея убивают нипочему, только из-за его ориентации. Подросшему Оскару будет невероятно трудно открыться другим, да и взрослые не будут обращать на него внимания: живя под крылом неприятного отца, он будет общаться в основном с хомяком и парой ровесников. Его настоящая мечта — стать художником по гриму и уехать куда подальше сразу после окончания школы. Триллер о сложности выбора идентичности и о детских страхах, из-за которых могут вспотеть ладони и в 20, и в 30 лет.
«Славные ублюдки»
режиссер: Клер Дени, 2013