отмена qr кода в москве что это значит
Суетливое решение: о чем говорит отмена обязательных QR-кодов в Москве
Разумеется, мы опять ничего не поняли. После начала новой волны заболеваний коронавирусом в обществе сложилось стойкое убеждение, что административный нажим будет усиливаться, засасывая все большие слои населения в процесс вакцинации. На это указывали реплики Дмитрия Пескова, выражающего, как принято думать, позицию Кремля, утечки из московской мэрии (в том числе идея близкого к ней Алексея Венедиктова провести голосование по тотальной вакцинации москвичей), парад регионов, равняющихся на столицу в принятии ограничительных мер.
Информационные сводки о ходе эпидемии не теряли своего драматизма, поддерживая эту гипотезу. Корпоративные структуры установили жесткие правила: невакцинированным грозили потерями бонусов, а затем — увольнениями. Рекламная кампания в пользу вакцинации становилась все более жесткой, выйдя на формулу: сделай или умри. Наконец удалось сформировать активные группы поддержки в социальных сетях, которые — неважно из каких мотивов — но постоянно били в набат: дальше, больше, сильнее. В общем, маховик удалось запустить, бунта не возникло, мелкие эскапады можно было не брать в расчет.
Переключение тональности
И вдруг, казалось бы, частный случай — внезапная, всего через три недели после введения, отмена QR-кодов для допуске в московский общепит — резко переключает тональность. Конечно, можно отнести это решение к тактическому маневру, который не меняет общую картину. Например, предположить, что московские рестораторы обладают мощным лоббистским потенциалом и даром убеждения, что сотрудникам администрации президента стало некомфортно без неформальных встреч в кафе рядом со Старой площадью или что в правительстве Москвы пришли к логичному выводу: зажимать ресторанный бизнес при прежней плотности в общественном транспорте — имитация контроля за ситуацией. Наконец, крайние оптимисты могли поверить официальной позиции — за эти три недели произошел перелом и Москва приблизилась к новой победе над эпидемией.
Но в общественной среде, которая привыкла воспринимать решения власти как сигналы, несущие символическую нагрузку за пределами прямого содержания, «декуаризация» вызвала растерянность. Наблюдатели подметили, что в этот раз само решение было озвучено за рамками привычной технологии. Например, руководитель фонда «Петербургская политика» политолог Михаил Виноградов обратил внимание, что впервые изменение карантинного режима в Москве не сопровождалось публикациями Собянина ни на его сайте, ни в Telegram-канале, а это многое говорит и о скорости принятия решения, и о его аргументации.
Причины разворота
Только время покажет, имеем ли мы сейчас дело с осознанным торможением политики жесткой вакцинации или импульсивным решением. Если первое, то логично искать причину разворота в настроениях масс, особенно за два месяца до парламентских выборов. По данным, полученным социологическими компаниями «Платформа» и OMI в рамках совместного замера, 74% граждан выступают против обязательной вакцинации, 69% — против нее даже в отношении отдельных отраслей.
Противники жестких административных мер преобладают даже в группе, намеренной сделать прививку в ближайшее время, — 59%. Такой расклад создал угрозу существенного расширения контекста: дискуссия вышла за границы уже привычной полемики адептов вакцинации с «антиваксерами», сместив ее фокус в обсуждение мер, а не самой цели.
При ничтожности шансов, что протестные группы решатся на прямые действия по французскому сценарию, они вполне смогут «отыграться» в сентябре внутри избирательных кабинок. Возьмем, к примеру, ситуацию: крупная компания стремится показать, что ее персонал отличается политической благонадежностью и на парламентских выборах поддержит «Единую Россию». Одновременно менеджмент этой компании проводит принудительную вакцинацию на производствах. Представить себе дальнейшее электоральное поведение обиженного человека несложно.
Если же речь идет о спонтанно-импульсивном действии мэрии, то оно подтверждает уже сложившийся стереотип: при всех ресурсах, направленных на кампанию по вакцинации, ей недостает федерального координационного центра, который придает всем решениям форму единого ансамбля. Каждый играет на своей волне. Внутренние противоречия в коммуникационных и управленческих импульсах демотивируют даже самых решительных сторонников. Вожди перестают оглядываться на паству, а та оказывается в ситуации полной растерянности, когда весь энтузиазм и пафос борьбы с инертным большинством срезан одним управленческим жестом. Давно ведь замечено, что властям прощают любую жесткость, но не суетливые метания. Сложно придется не только активистам, но и руководству тех регионов, которые стали на московские рельсы.
Впрочем, не больше социального такта оказалось и у бенефициаров отмены кодов. Резвая радость, охватившая рестораторов, с их публичными призывами «выпить за свободу», не слишком уместна на фоне запущенных на всю мощность крематориев. Хочется посоветовать этим людям пить без публичной демонстрации своей радости и не устраивать пирушку во время чумы.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Власти Москвы назвали основание для остановки действия QR-кода
Действие QR-кода, подтверждающего отсутствие коронавирусной инфекции, может быть приостановлено в единственном случае — если человек все-таки заболел COVID-19. Об этом сообщили в столичном оперативном штабе по борьбе с заболеванием.
«Если владелец QR-кода заболел коронавирусом, действие его QR-кода может быть приостановлено», — говорится в сообщении.
После выздоровления пациента медучреждение вносит соответствующую информацию в систему ЕМИАС, и он может получить QR-код на следующий день.
QR-коды выдаются москвичам в трех случаях: если они привиты одной из зарегистрированных в стране вакцин, если они переболели COVID-19 и при получении отрицательного ПЦР-теста. В последнем случае QR-код действует три дня. В двух остальных — по шесть месяцев с момента выдачи.
При сложностях с получением кода в Москве граждане могут обратиться в специальный сервис на портале mos.ru после 25 июня. Если QR-код не будет найден в системе, следует проверить корректность персональных данных — они должны совпадать со сведениями, указанными при вакцинации, сдаче ПЦР-теста или при лечении от COVID-19.
Если вся информация указана верно, но QR-код все равно не сформирован, можно будет обратиться в техподдержку — специалисты все проверят и помогут оперативно получить подтверждение.
QR-коды необходимы в Москве для посещения ресторанов и кафе с 28 июня. Сначала это правило хотели распространить и на детей, но 24 июня мэр Сергей Собянин согласился пускать детей в сопровождении родителей в заведения общепита без QR-кодов.
На летних верандах в столичных кафе и ресторанах QR-коды не нужны будут до 12 июля, после этой даты и там начинают действовать единые правила.
Минкультуры рекомендовало подведомственным театрам и кинозалам тоже пускать только зрителей, подтверждающих прививку QR-кодом. Для таких площадок не будет действовать лимит посетителей в 500 человек.
Как кафе в Москве принимать посетителей по QR-кодам
Этот код подтверждает, что человек вакцинировался, переболел ковидом в последние полгода или не заразен, то есть у него отрицательный ПЦР-тест не старше трех дней.
Посетители без кода могут заказать еду навынос в окне или расположиться на веранде заведения, если она есть. При этом помыть руки и в туалет зайти можно — в маске и перчатках.
Разберем подробнее, что нужно сделать общепиту в Москве, чтобы продолжать работу.
У кого должен быть QR-код для посещения ресторанов и кафе
QR-код должен предъявить каждый посетитель, который хочет войти в кафе или ресторан, чтобы поесть и посидеть внутри.
Действующий QR-код есть у всех москвичей, кто:
Получить QR-код можно:
QR-код у туристов и гостей столицы появится в приложении «Госуслуги СТОП Коронавирус».
Как победить выгорание
Кого можно впускать без QR-кода
Некоторых посетителей можно пропускать без запрашивания QR-кодов :
Если ребенок пришел в кафе без родителей, то у него должен быть QR-код с отрицательным ПЦР-тестом или подтверждением перенесенного коронавируса. Прививки от коронавируса несовершеннолетним пока не делают.
Общепиту нужно подать заявку на включение в реестр
Владельцы кафе, ресторанов и других заведений общественного питания, которые выполнили все санитарные меры, должны подать заявку на включение в реестр заведений, которые работают с ограничениями.
В заявке нужно указать:
Если заведение проверят и найдут несоответствие требованиям, его исключат из реестра. Новую заявку можно подать через месяц и только после проведения выездной проверки Департаментом торговли и услуг города Москвы.
Как заведению проверять QR-коды
Чтобы убедиться, что человека можно пустить в заведение, кафе или ресторану нужно проверять дату действия QR-кода каждого посетителя.
Поставьте пункт контроля у входа в заведение, назначьте одного из сотрудников ответственным за проверку QR-кодов. На тротуар у входа нанесите разметку в 1,5 метра — она позволит людям в очереди соблюдать социальную дистанцию.
Сотруднику следует обращать внимание на домены сайтов, которые подтверждают действительность QR-кода — это должны быть gosuslugi.ru или mos.ru. Все остальные сайты — не настоящие.
По результатам анализа крови, показывающим наличие антител к коронавирусу, тоже пропускать нельзя.
Сам QR-код может быть предъявлен как в электронном виде с экрана мобильного устройства, так и распечатанным на бумаге. Если у человека нет смартфона, интернета или он не умеет пользоваться сервисами, он может попросить в МФЦ или регистратуре поликлиники распечатанный QR-код или получить распечатку в инфомате поликлиники.
На экране отобразится:
На смартфоне можно также установить приложение «Госуслуги СТОП Коронавирус» и сканировать коды через него. Приложение покажет, есть ли у посетителя сертификат о вакцинации. Отрицательный результат ПЦР-теста или перенесенную болезнь приложение не покажет.
Если в базе данных не окажется сведений о вакцинации, перенесенном заболевании или сданном ПЦР-тесте, предложите посетителю обратиться в специально созданную «группу разбора». Он может сделать это через личный кабинет на портале mos.ru.
Без QR-кода можно попасть внутрь заведения, чтобы помыть руки или посетить туалет — при этом обязательно нужно надеть маску и перчатки.
Что будет, если не проверять у посетителей QR-коды
За невыполнение требования о проверке QR-кодов бизнес могут оштрафовать:
Вместо штрафа ИП или организацию могут закрыть на срок до девяноста суток.
Нужно ли проверять QR-коды летним верандам
Проверять QR-коды не должны заведения, которые работают только на доставку или навынос. Еще до 11 июля 2021 года включительно QR-коды могут не проверять у посетителей летних веранд.
Если в вашем заведении есть летняя веранда, следите за изменениями московского законодательства — власти могут продлить этот срок или ввести те же требования, что и для кафе с помещениями.
В Москве отменили систему QR-кодов
Власти Москвы с понедельника, 19 июля, отменили систему QR-кодов в общепите, сообщил мэр Сергей Собянин. Это решение мэрия приняла совместно с правительством, рассказали РБК два источника, близкие к московским властям.
Собянин пояснил, что большая часть столичных компаний сумела вакцинировать 60% сотрудников. Всего за последний месяц прививку от COVID-19 сделали более 2 млн человек, сказал он.
Теперь организации смогут сами решать, требовать ли у посетителей QR-коды. Помимо этого, кафе и ресторанам в Москве разрешили работать по ночам. До этого посещать заведения общепита в ночное время могли только те, кто полностью вакцинировался от коронавируса и получил QR-код. Также в столице разрешили работу детских игровых комнат и проведение мероприятий в ночных клубах, барах, на дискотеках и в караоке.
Рестораны и кафе, которые не присоединились к системе QR-кодов, после открытия 19 июля должны будут соблюдать все противоэпидемические требования Роспотребнадзора, заявил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. В тех заведениях, которые сохранят «свободные от COVID зоны», посетители смогут находиться без масок и перчаток, а столы могут быть расставлены ближе, чем в полутора метрах друг от друга, также не будет обязательным измерение температуры у гостей.
Система QR-кодов проработала в Москве три недели: ее вводили с 28 июня. Получить такой код можно после завершения вакцинации. Также он выдается в случае перенесенного COVID-19, если с даты выздоровления прошло не более шести календарных месяцев. Кроме того, код можно получить при отрицательном ПЦР-тесте, но в таком случае он действует в течение трех дней с даты получения результата.
Без QR-кодов нельзя было попасть в кафе и рестораны, за исключением летних веранд, а также на массовые мероприятия численностью более 500 человек. Позже их начали проверять и на входе в некоторые музеи.
Источник РБК в мэрии допустил, что снятие ограничений связано и с проблемами «задыхающегося» ресторанного бизнеса. «Многие [кафе] плохо пережили еще локдаун, а это все [введение QR-кодов] их вообще убивало, так что не в последнюю очередь систему решили отменить из жалости и понимания», — отметил он.
Так, в первые дни после введения властями Москвы системы QR-кодов выручка заведений общепита сократилась примерно на 20%, следует из данных налоговой службы о движении денежных средств через кассы. В то же время опрошенные РБК рестораторы утверждали, что потери были больше. «Гостей с веранд смыло ливнем, а в залы ресторанов почти никто не пришел. В итоге мы имеем падение выручки в заведениях с верандами на 50%, в ресторанах без веранд — до 95%», — говорил РБК управляющий партнер и гендиректор Ginza Project Moscow Максим Ползиков. В свою очередь, основатель сети ресторанов «Мясо & рыба», уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса в столице Сергей Миронов оценивал падение выручки заведений в среднем в 80%.
За две недели в Москве закрылось почти 200 ресторанов, а за весь прошлый год — 220, сказала РБК основательница сети «АндерСон» и бизнес-омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Анастасия Татулова. «За 2,5 недели мы потеряли почти столько же заведений, как за весь предыдущий год, тяжелейший для индустрии», — отметила она.
По словам Татуловой, рестораторы рады, что власти их услышали. Так же отреагировал и Миронов, отметив, что бизнес уже «истощен локдауном».
Как система QR-кодов работала в Москве и почему ее отменили
В Благовещенске с 18 октября в ресторанах, барах и кафе планируют ввести пропускную систему. С 1 ноября новая мера распространится также на все спортивные клубы, фитнес-центры, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки и других объекты массового скопления людей. Amur.life выяснил, как это работало, и почему их отменили.
Система QR-кодов работала в Москве всего три недели: с 28 июня по 19 июля. За три дня до запуска московская администрация запустила портал, куда можно было обратиться за получением QR-кода. Также код можно было получить на портале gosuslugi.ru, в мобильном приложении «Госуслуги. Стоп коронавирус», их в поликлиниках распечатывали на бумаге специальные инфоматы или выдавали в регистратуре, сообщает РБК.
Полученный QR-код рекомендовали сохранить в памяти смартфона или распечатать. На нем также указан срок действия (для вакцинированных он действителен год, для переболевших — 180 дней, для сдавших ПЦР-тест — 72 часа). Коды появляются в госуслугах автоматически после второго этапа вакцинации, а также на следующий день после выздоровления.
Без QR-кода нельзя было попасть во внутренние помещения заведений общепита и на массовые мероприятия численностью более 500 человек. Рестораны и кафе в этом случае обходились летними верандами, потом и к ним применили пропускную систему. Код не был нужен для посещения гостиничных ресторанов, если туда нет доступа никому, кроме постояльцев, а также офисных и студенческих столовых. Этой лазейкой пользовались многие командировочные. Было время, когда бумажные справки от врачей и поликлиник вместо QR-кодов не принимались. На работу по QR-кодам в Москве думали перевести магазины и общественный транспорт, заявляла столичная мэрия. Москву некоторые тогда назвали «электронным лагерем имени Собянина».
Отдельных условий и рекомендаций по получению QR-кода для тех, у кого есть противопоказания к прививке, власти Москвы не обозначили, поэтому доступ куда-либо для них был вообще закрыт. Действие кода приостанавливалось, если человек заболевал коронавирусом после его получения.
Введение QR-кодов вызвало возмущение жителей Москвы, из-за этого бизнес и сфера обслуживания, культуры оказалась почти парализована. По словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России, омбудсмена в сфере ресторанного бизнеса Москвы, владельца сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергея Миронова, выручка и посещаемость ресторанов и кафе в связи с введением системы QR-кодов снизились на 80%. Опыт продлился три недели, после чего мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что заболеваемость снизилась и пропускную систему отменили, сообщал «Интерфакс».
В настоящее время коды для посещения общественных мест уже введены более чем в десятке регионов. Среди них — Курганская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Курская, Ульяновская и Свердловская области, а также Пермский край и Башкортостан. 9 октября QR-коды вводятся в Калининградской области, а с 10 октября — в Чувашии.