Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: — Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая: — Лучше нет родного края!
ЧТО РОДИНОЙ МОЕЙ ЗОВЁТСЯ?
Автор: Е. Трутнева
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
Автор: И. Шаферан
Ушло тепло с полей, и стаю журавлей Ведёт вожак в заморский край зелёный. Летит печально клин, И весел лишь один, Один какой-то журавлёнок несмышлёный.
Он рвётся в облака, торопит вожака, Но говорит ему вожак сурово: — Хоть та земля теплей, А родина милей, Милей — запомни, журавлёнок, это слово. Запомни шум берёз и тот крутой откос, Где мать тебя увидела летящим; Запомни навсегда, Иначе никогда, Дружок, не станешь журавлём ты настоящим.
У нас лежат снега, У нас гудит пурга И голосов совсем не слышно птичьих. А где-то там вдали Курлычут журавли, Они о Родине заснеженной курлычут.
НАД РОДНОЙ ЗЕМЛЁЮ
Автор: Р. Босилек
«Меня возьмите с вами!
Чтоб над родной землёю
Пронёсся я стрелою,
И зыбь на Чёрном море,
и лодки на просторе,
Равнины в буйном цвете
И всех детей на свете!»
РОДИНА
Автор: Т. Бокова
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
РОССИЯ — МОЯ РОДИНА!
Автор: Е. Кисляков
Россия – Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо,
И верю в Бога, что живёт на небесах!
Люблю я звон колоколов
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
Люблю я стройные, высокие берёзки –
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!
А если вдруг когда–нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт
Как птица в тесной клетке буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймёт!
РОССИЯ
Автор: П. Синявский
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
КАКАЯ НАША РОДИНА!
Автор: В. Боков
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ МАЛЕНЬКОГО РОССИЯНИНА
Автор: А. Гаврюшкин
Расскажу вам десять правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.
Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь прожив,
Безымянным стал солдатом,
Свою голову сложив.
Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Он возвел на пьедестал.
Правило один, конечно,
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.
Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.
Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать,
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.
Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.
Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб
Навсегда уйдет беда.
Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.
Завещал седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.
Правило восьмое: бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.
Вот девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!
Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.
О ГЕРБЕ РОССИИ
Автор: Ваня Меморский
Много символов на свете
Есть у стран и государств,
но для нас всего дороже
Герб России самый важный,
Знак отличия страны,
Есть на нём орёл двуглавый-
Власти символ и борьбы.
У орла блестит корона
Это веточки закона
На верхушечке венца.
Много лет народ боролся
За свободу, мир и власть.
Это зло поверг Георгий,
Змею он помог пропасть.
Красный цвет обозначает
Кровь, пролитую в борьбе,
Мощь, богатство на земле.
Пусть Россия процветает,
От войны нас защищает
ГЕРБ РОССИИ
Автор: Соня Трушина
Могучая наша держава,
Мудрейшая наша страна.
Любима, добра и сильна ты,
Такая на свете одна.
Твой герб излучает богатство,
богатство России моей.
Богаты поля и дубравы,
Так скажем «спасибо» ей.
ГЕРБ РОССИИ
Автор: Полина Богданова
Наш герб – очень гордая птица
С двумя головами орёл
Одной он глядит на Европу
В Азию – взгляд у другой.
Ещё у него три короны
В честь Украины из них одна
Для нас всех как сестричка,
В честь Белоруссии
Короной ей возносит
Орёл большую честь.
А третья корона в честь
И славят свою Россию
И есть там всадник, который
Копьём побеждает зло.
От легенды этой красивой
Герб наш очень красивый
Гордимся гербом и страной.
Нет в мире страны прекрасней.
России нет в мире другой.
ГЕРБ РОССИИ
Авторы: В. Степанов, Т. Абдрахманова
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
ФЛАГ РОССИИ
Автор: В. Степанов
Белый цвет – берёзка,
КРЕМЛЁВСКИЕ ЗВЁЗДЫ
Автор: С. Михалков
Кремлёвские звёзды Над нами горят, Повсюду доходит их свет! Хорошая Родина есть у ребят, И лучше той Родины Нет!
НАША РОДИНА
Автор: Г. Ладонщиков
И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса: Рек сверканье голубое, Голубые небеса.
Каждый город Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взято И упрочено трудом!
НАШ КРАЙ
Автор: А. Пришелец
То берёзка, то рябина, Куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой!
От морей до гор высоких, Посреди родных широт — Всё бегут, бегут дороги, И зовут они вперёд.
Солнцем залиты долины, И куда ни бросишь взгляд — Край родной, навек любимый, Весь цветёт, как вешний сад.
Детство наше золотое! Всё светлей ты с каждым днём Под счастливою звездою Мы живём в краю родном!
КРАЙ РОДНОЙ
Автор: М. Пожарова
Лесок весёлый, родные нивы, Реки извивы, цветущий склон, Холмы и сёла, простор привольный И колокольный певучий звон.
С твоей улыбкой, с твоим дыханьем Сливаюсь я. Необозримый, Христом хранимый, Мой край родимый, Любовь моя.
ЛУЧШАЯ НА СВЕТЕ
Автор: Н. Забила
(пер. с укр. З. Александровой)
Российский край, моя земля, Родимые просторы! У нас и реки, и поля, Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге. На севере снега вокруг – Там холода и вьюги.
В Москве ложатся спать сейчас, Луна глядит в оконце. Дальневосточник в тот же час Встаёт, встречая солнце.
Российский край, как ты велик! С границы до границы И скорый поезд напрямик В неделю не домчится.
Звучат по радио слова – Им дальний путь не труден. Знакомый голос твой, Москва, Повсюду слышен людям.
И рады мы всегда вестям О нашей мирной жизни. Как счастливо живётся нам В своей родной Отчизне!
Народы – как одна семья, Хотя язык их разный. Все – дочери и сыновья Своей страны прекрасной.
И Родина у всех одна. Привет тебе и слава, Непобедимая страна, Российская держава!
ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА МОЯ
Автор: В. Орлов
Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине Подпевают птицы мне. Травы шепчут мне в пути: – Ты скорей, дружок, расти!
Как будто ветер гнал меня по ней, По всей земле — по селам и столицам! Я сильный был, но ветер был сильней, И я нигде не мог остановиться.
Привет, Россия — родина моя! Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к твоим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю Свой низкий дом с крапивой под оконцем. Как миротворно в горницу мою По вечерам закатывалось солнце!
Как весь простор, небесный и земной, Дышал в оконце счастьем и покоем, И достославной веял стариной, И ликовал под ливнями и зноем.
РОССИЯ, РОССИЯ, РОССИЯ
Автор: В. Гудимов
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
РОДИНА
Автор: З. Александрова
Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор. А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная, Золотая целина. Родина бывает разная, Но у всех она одна!
НЕТ ЖИЗНИ МНЕ БЕЗ РОССИИ
Автор: А. Прокофьев
. А мне Россия Навек люба, В судьбе России – Моя судьба. Мой век суровый, Мой день крутой Гудит громОво: «Иди, не стой!» Идёт Россия – Врагов гроза, Синее синих Её глаза, Синее синих Озёр и рек, Сильнее сильных Её разбег! Неповторима, Вольным-вольна, Необорима В грозе она! С ней, непоборной, Иду, как в бой, Дорогой горной, Тропой любой. Всё в ней, в Отчизне, Кругом моё, И нету жизни Мне без неё!
ДОЖДИК, ДОЖДИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ.
Автор: Кирилл Авдеенко
А потом я плыл далёко В речке быстрой, синеокой, Любовался всей душой Нашей Родиной большой!
Ну а после испарился, К тучке белой прикрепился, И поплыл, скажу я вам, К дальним странам, островам.
Чтобы с речкой повстречаться, Чтоб с ней в лес родной помчаться! Любоваться чтоб душой Нашей Родиной большой.
Ведь по дому я скучаю. Ну-ка, тучку раскачаю! К дому ух как тороплюсь. Скоро-скоро к вам вернусь!
ПОЕЗЖАЙ ЗА МОРЯ-ОКЕАНЫ
Автор: М. Исаковский
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля.
НЕОБЪЯТНАЯ СТРАНА
Автор: В. Степанов
В самолёте нам лететь,
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
РОССИЯ
Автор: С. Васильев
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом – РУСЬ.
РОДНАЯ ЗЕМЛЯ
Автор: Г. Ладонщиков
Земля, где я сделал
Автор: А. Жигулин
И шорох рощи белоствольной, И синий дым в дали пустой, И ржавый крест над колокольней, И низкий холмик со звездой.
ДВУГЛАВЫЙ ГЕРБ РОССИИ
Автор: Софья Зайцева
Я вчера читала книжку
О сокровищах России.
И, увидев герб двуглавый,
Маму тихо я спросила:
«Почему орёл двуглавый?
Что за всадник на коне?
Всё хочу узнать подробно!
Расскажи, мамуля, мне».
«Велика наша держава,
Чтобы мир царил вовек,
Вдаль глядит орёл двуглавый,
Защищает нас от бед.
На коне – Победоносец –
Наш святой борец со злом.
Змея лютого, большого
А раскрашен герб российский
В красный цвет и золотой.
Красный – кровь героев павших,
Чтобы жили мы с тобой.
Золото – богатство наше :
Хлеб, руда, поля, леса.
Только чтобы жить богаче
Нужны труд и доброта».
Я послушала рассказы
О России с давних дней
И решила – нет на свете
НАШ ГЕРБ
Автор: С. Маршак
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный,—
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье, потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.
Где львов от века не бывало,
С гербов свирепо смотрят лъвы
Или орлы, которым мало
Одной орлиной головы!
Но не орел, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.
Мы не грозим другим народам,
Но бережем просторный дом,
Где место есть под небосводом
Всему, живущему трудом.
Не будет недругом расколот
Союз народов никогда.
Неразделимы серп и молот,
Земля, и колос, и звезда!
РОДИНА
Автор: М. Лермонтов
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю — за что не знаю сам?
Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее подобные морям. Проселочным путем люблю скакать в телеге, И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой многим незнакомой Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
ГОЙ, ТЫ, РУСЬ, МОЯ РОДНАЯ.
Автор: С. Есенин
ЗАПЕЛИ ТЕСАНЫЕ ДРОГИ.
Автор: С. Есенин
Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука. О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.
СПИТ КОВЫЛЬ.
Автор: С. Есенин
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
Свет лупы, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, ночью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!
О, МАТЬ МОЯ, РОССИЯ
Автор: А. Черный
О, мать моя, Россия, Русь, Незыблем трон твой златоглавый, Люблю тебя, тобой горжусь, Многострадальной и державной.
Россия, Россия, великая сила, Великая сила, бездонная Русь, В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я И с нею останусь навеки, клянусь!
ГЛАВНЫЕ СЛОВА
Автор: Л. Олифирова
В детском садике узнали Мы прекрасные слова. Их впервые прочитали: Мама, Родина, Москва.
Пролетят весна и лето. Станет солнечной листва. Озарятся новым светом Мама, Родина, Москва.
Солнце ласково нам светит. Льется с неба синева. Пусть всегда живут на свете Мама, Родина, Москва!
ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ
Автор: П. Воронько
Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края!
РОДНАЯ ЗЕМЛЯ
Автор: Г. Ладонщиков
Холмы, перелески, Луга и поля — Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей — Частица великой Отчизны моей.
РОССИЯ
Автор: И. Мордовина
Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает. Каскад хребтов в горах мечты таит. Речной поток от жажды исцеляет, А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся. От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица, А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе ещё мы знаем. Как много изучить нам предстоит.
РОДИНА
Автор: К. Симонов
Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую, Кокой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом. Песчаный берег с низким ивняков.
Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится. Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да. Можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть…
Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.
ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ
Автор: В. Степанов
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
ПРИВЕТ
Автор: С. Дрожжин
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
О РОДИНЕ, ТОЛЬКО О РОДИНЕ
Автор: Р. Гамзатов
О чём эта песня плакучих берёз, Мелодия, полная света и слёз? О Родине, только о Родине. О чём за холодным гранитом границ Тоска улетающих на зиму птиц? О Родине, только о Родине.
В минуты печали, в годину невзгод Кто нас приголубит и кто нас спасёт? Родина, только лишь Родина. Кого в лютый холод нам надо согреть И в трудные дни мы должны пожалеть? Родину, милую Родину.
Когда мы уходим в межзвёздный полёт, О чём наше сердце земное поёт? О Родине, только о Родине. Живём мы во имя добра и любви, И лучшие песни твои и мои — О Родине, только о Родине…
Под солнцем палящим и в снежной пыли И думы мои, и молитвы мои — О Родине, только о Родине.
МНЕ О РОССИИ НАДО ГОВОРИТЬ
Автор: А. Прокофьев
Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имён сказать: Россия!
Сильнее всех имён произнести, Сильнее матери, любви сильнее И на устах отрадно пронести К поющим волнам, что вдали синеют.
Не раз наедине я был с тобой, Просил участья, требовал совета, И ты всегда была моей судьбой, Моей звездой, неповторимым светом.
Он мне сиял из материнских глаз, И в грудь вошёл, и в кровь мою проник, И если б он в груди моей погас, То сердце б разорвалось в тот же миг!
НА ШИРОКОМ ПРОСТОРЕ
Автор: А. Прокофьев
На широком просторе
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
ЗА МИР, ЗА ДЕТЕЙ
Автор: Е. Трутнева
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!
О, РОССИЯ!
Автор: Ю. Друнина
О, Россия! С нелегкой судьбою страна. У меня ты, Россия, Как сердце, одна. Я и другу скажу, Я скажу и врагу – Без тебя, Как без сердца, Прожить не смогу.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Лучше нет родного края
Лучше нет родного края.
Облетел он сто земель.
Крылья, ноги натрудил.
— Где же лучшая земля?
— Отвечал он, пролетая:
-Лучше нет родного края!
На пушистых ветках
Курс повышения квалификации
Развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО
Курс повышения квалификации
Организация музыкального воспитания детей в дошкольной организации
«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»
Дистанционные курсы для педагогов
Видеолекции для профессионалов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 878 044 материала в базе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Настоящий материал опубликован пользователем Ткаченко Вера Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов
Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
«Особенности обучения и адаптация к школе детей с УО в начале года»
«Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z»
«Секрет заботливого взрослого: как помочь раскрыть потенциал ребенка, просто общаясь с ним за пределами развивающих занятий?»
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Введение в содержание раздела «Край родной, навек любимый»
Урок литературного чтения в 1 классе. П. Воронько «Лучше нет родного края»
Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: стихи, рифма; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, составлению устных сообщений о красоте родного края; развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся научатся предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своих чувствах к родине; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Оборудование: выставка книг по теме урока, аудиозапись песни «Моя Москва» («Я по свету немало хаживал. ». Сл. М. Лисянского и С. Аграняна, муз. М. Дунаевского); текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Родная земля
Земля, где я сделал
— Прочитайте медленно жужжащим чтением.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— Прочитайте с утвердительной интонацией.
— Прочитайте с сердитой интонацией.
— Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивления; с интонацией сожаления.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как можно назвать раздел, в который включили бы это стихотворение? (Предположения детей.)
— Сегодня на уроке мы начнем изучать новый раздел, узнаем, как он называется. Прочитайте, что здесь написано: ЙЫМИБЮЛ КЕВАН, ЙОНДОР ЙАРК
(Край родной, навек любимый.)
— Как вам удалось прочитать? (Читать нужно справа налево. )
IV. Работа по теме урока
— На какую тему произведения вы поместили бы в этот раздел? (Предположения детей.)
— В учебнике на с. 66 прочитайте, какие понятия мы узнаем, изучая этот раздел. (Стихи, рифма.)
— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.
— Что хотели сказать этим диалогом дети?
(Дети рассказывают о месте своего рождения.)
— Как называется место, в котором человек родился? <Родина.)
— Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров. (Дети читают сообщение о родине.)
— Как называется столица нашей родины? <Москва.)
— Послушайте песню о родине, ставшую гимном столицы, — «Я по свету немало хаживал. ».
(Учитель включает аудиозапись.)
— Как вы поняли смысл текста песни?
V. Физкультминутка
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте в учебнике на с. 67 имя автора стихотворения «Лучше нет родного края».
— Послушайте сообщение о нем.
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством П.Н. Воронько.)
Материал для учителя
Платон Никитович Воронько (1913— 1988) — украинский поэт. Родился в селе Чернетчина (ныне Сумская область Украины). Отец его был кузнецом, дед — кобзарем (кобзарь — в старину народный певец на Украине). С 10-летнего возраста мальчик воспитывался в Ахтырском детгородке, где и окончил школу-семилетку. В 1932 г. окончил автотехникум и весной того же года по путевке ЦК комсомола уехал в Таджикистан на строительство Вахшского канала. Там же начал писать свои первые стихи.
В 1935—1937 гг. служил в Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1938—1941 гг. учился в Московском литературном институте им. М. Горького. Добровольцем ушел на советско-финляндскую войну 1939—1940 гг. Был бойцом лыжного батальона, командовал группой, действовавшей во вражеском тылу. В годы Великой Отечественной войны воевал в истребительном батальоне, затем с мая 1943 г. — в партизанском соединении С.А. Ковпака. Командовал группой минеров-подрывников, затем Олевским партизанским отрядом. Участвовал в Карпатском рейде. Зимой 1944 г. он был тяжело ранен; на санях через линию фронта его доставили в Киев. В 1945—1946 гг. работал в редакции журнала «Днiпро». Участвовал в работе Всемирной конференции демократической молодежи в Лондоне. В 1947—1948 гг. был ответственным секретарем комиссии по работе с молодыми авторами Союза писателей СССР. Депутат Верховного Совета УССР 10—11-го созывов.
— Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете?
(Учитель читает стихотворение.)
— С чего начинается стихотворение?
— Как вы понимаете слова: «Крылья, ноги натрудил»?
— Прочитайте последние строчки. Почему журавль так ответил?
— Как вы считаете, в каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
— Найдите рифмы в этом стихотворении. (Журавель — земель, обходил — натрудил, журавля — земля, пролетая — края.)
— Прочитайте пословицы разных народов, объясните их смысл.
• Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
• У чужой еды и вкус чужой.
• Каждый кулик свое болото хвалит.
• Где выросла сосна, там она и красна.
• Лебедю степь ни к чему, дрофе — озеро.
— Какая из этих пословиц соответствует содержанию стихотворения? (Ответы детей).
VII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел начали изучать?
— Чем он вам понравился?
— Чему учились на уроке?
— Какой важный вывод можно сделать по теме урока?
Домашнее задание
Составить рассказ о своей родине по вопросам в учебнике на с. 69.
Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию (чтение художественной литературы): заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» Платона Воронько
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: беседы и рассматривание альбомов на тему «Наша родина – Россия», «Наш край родной», чтение стихотворений о Родине, экскурсии по улицам посёлка, «заочные» экскурсии по г.Биробиджан.
Словарная работа: натрудил, вейник, осока.
Материалы и оборудование: проектор, презентация, мнемотаблицы к стихотворению, бумажные журавлики по количеству детей и гостей.
Индивидуальная работа: закреплять умение интонацией, жестом, мимикой передавать своё отношение к содержанию литературной фразы – Марина, Ира, Илья, Ярослав.
Структура НОД и методические приёмы:
— Ребята, отгадайте загадку:
Здесь родился и живешь
Как зовут это место,
— Как вы думаете, что такое Родина?
Родина – это место, где человек родился и живет, где живут близкие и родные люди, где его дом.
Словесная игра «Вопрос – ответ»:
— Как называется наша страна?
— Как называют граждан нашей страны?
— Главный город нашей страны?
— Президент нашей страны?
— Как называет регион, в котором мы живём?
— Название нашего посёлка?
— Как называют людей, проживающих в нашем посёлке?
— Главное предприятие нашего посёлка?
Словесная игра «Родина – это…» (подбор синонимов к слову Родина): отчизна, отечество, колыбель, прародина, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов, родная сторона, родная сторонка, родные палестины, родные осины, родные места.
— Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением украинского поэта Платона Воронько «Лучше нет родного края». Отгадайте загадку про главного героя этого произведения:
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали…
Чтение стихотворения воспитателем:
Облетел он сто земель
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
— К кому обратился поэт в стихотворении? /к журавлю/
— Как он его называет? /жура – жура – журавель/
Единственный вид журавлей, у которых ноги имеют розоватый оттенок, а вдоль шеи проходят широкие белые полосы. Вокруг глаз имеются участки красной голой кожи. Оперение большей части тела взрослых птиц тёмно-серое; маховые и кроющие перья крыльев более светлые и имеют серебристый оттенок.
Даурские журавли всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Основной рацион составляют корневища и побеги водных растений, насекомые, рыба, креветки и другие мелкие позвоночные животные. Их можно встретить кормящихся зерновыми культурами на рисовых, кукурузных, соевых и пшеничных посевах.
Даурские журавли всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Основной рацион составляют корневища и побеги водных растений, насекомые, рыба, креветки и другие мелкие позвоночные животные. Их можно встретить кормящихся зерновыми культурами на рисовых, кукурузных, соевых и пшеничных посевах.
Основным фактором риска этого вида является осушение пригодных для гнездовий заболоченных территорий в результате хозяйственной деятельности человека, освоение земель под сельскохозяйственные нужды, мелиорация, строительство дамб, лесные пожары и беспокойство, вызванное присутствием человека.
Физкультминутка «Не идет ли к нам весна?»
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево) С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша) Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление) За деревней, за долиной, Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево). Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей) Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Повторное чтение стихотворения.
— О чем спросили журавля?
— Как долго он летал? /облетел он сто земель/
— Что с ним случилось? /крылья, ноги натрудил/
— Как вы понимаете это выражение? /утомился, вдоволь натрудился/
— Кто из вас готов прочитать стихотворение Платона Воронько «Лучше нет родного края»:
— Сначала называем автора и название стихотворения, а вот эти мнемотаблицы помогут вам прочитать данное стихотворение.
Чтение стихотворения детьми.
III. Заключительная часть:
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие сказал журавль последние слова в стихотворении?
— Как вы думаете, почему нет земли лучше, чем родной край, чем Родина?
Как говорится «Родная сторона – мать, чужая – мачеха», «В гостях хорошо – а дома лучше».