Пленэр в художественной школе что это
Формирование личности ребёнка на занятиях по пленэру ДХШ
МБОУ ДОД ДХШ №1 им. В.М. Клыкова
ребёнка на занятиях по пленэру
в детских художественных школах
Роль пленэра в процессе обучения
Пленэр – Детская художественная школа
ДХШ №1 им. В.М. Клыкова
Формирование личности ребёнка
на занятиях по пленэру в ДХШ
«Каких бы открытий не сделал человеческий гений…
он никогда не создаст творение
такой красоты, ясности и простоты, на которые способна природа,
ибо в ее произведениях не бывает
чего-либо недостающего или
Пленэр (французского – en plein air – «на открытом воздухе») – это живописная техника изображения объектов при естественном свете и в природных естественных условиях (вне мастерской), т.е. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха.
«Пленэр» является учебной практикой – т.е. частью процесса обучения в ДХШ, продолжением классных учебных заданий по рисунку, живописи, композиции.
На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Здесь появляется возможность применить полученные на уроках знания в новой обстановке. Обогащаются представления учащихся о природных явлениях и формах.
На занятиях по пленэру необходимо уделять внимание созданию благоприятного психологического климата среди детей.
Не маловажны также планируемые результаты обучения, т.е. универсальные учебные действия.
Личностные – ориентация на понимание причин успеха в рисовании, интерес к познанию нового, способность к самооценке.
Занятия по пленэру, как и обычные занятия, должны быть насыщены, богаты занимательным материалом. Атмосфера, царящая на них, деловая и доброжелательная. Важно не просто учить ребенка как надо рисовать, а советовать, предлагать и поэтому на таких занятиях не чувствуется напряженности, здесь все открыто, просто и ясно.
Программа по пленэру дает возможность детям выполнить всю программу с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной ее реализации.
На занятиях по пленэру учащиеся не только рисуют, они изучают историю родного края. Некоторые дети так увлекаются рисованием, что забывают о времени. Занятия на пленэре учат видеть красоту природы, любить свою землю, Отчизну.
Дополнительное школьное образование
Занятия, полученные учащимися о пленэре, служат в качестве связи между общим и дополнительны образованием.
Дополнительное образование – это первая ступенька на пути получения общего среднего образования. Именно на этой ступени развивается интерес детей к занятиям по овладению новыми знаниями, приобретению умений и навыков в различной творческой деятельности.
Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над композицией; изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры; законы линейной и воздушной перспективы, равновесия, плановости.
Учащиеся изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи. Перед юными художниками стоит непростая задача передать образ нашего древнего Курска средствами, которыми они владеют: прозрачностью акварели, серебром карандаша, бархатистостью пастели.
В ДХШ приходят очень разные дети: у каждого ребенка свой характер, свои особенности. Важно понять и выявить художественные наклонности у каждого ребенка.
Пленэр является важнейшей практической частью процесса обучения в системе начального художественного образования. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных, способствует приобретению детьми навыков передачи освещения, состояния природы, световоздушной среды, решение пространственных задач, развивает такие качества ребенка, как воображение, умение осознанно анализировать увиденное, претворять зрительные впечатления в изобразительной форме.
Красота окружающего мира положительным образом влияет на развитие творческого потенциала ребенка. Детские пленэрные этюды и зарисовка получаются живые, насыщенные цветом.
Работа на пленэре ведется «от простого к сложному».
Для детей важно рисовать то, что их увлекает, пробуждает в них живой интерес и вызывает желание взять в руки кисть, карандаши и т.д.
В процессе занятий на пленэре развиваются художественно-творческие способности детей и такие важные качества личности, как:
способность к художественно-образному выражению;
художественное восприятие натуры;
владение техническими приемами живописи;
последовательность выполнения задания и его объяснение;
воображение, развитие зрительной памяти;
владение навыками создания пейзажа на пленэре;
тоновое и колористическое видение;
точность выбора изобразительных средств, владение живописным языком;
предвидение результата работы;
Таким образом, летние пленэрные зарисовки – это наглядные пособия, выполненные самим учеником.
Рисование с натуры расширяет кругозор, повышает качество живописи, прививает любовь к искусству, активизирует творческую деятельность учеников.
Собранный в процессе пленэрной практики художественный материал является основой для создания новых композиций. Пленэрные этюды могут быть использованы при построении композиций на любую тему.
Занятия на пленэре учат ребенка видеть окружающий мир,
открывать необычное в обыденном, создавать собственные художественные композиции.
Цели и задачи предлагаемой программы по пленэру для ДХШ делятся на развивающие и образовательные.
Развивающие – это развитие типов мышления пространственного, образного, логического, а так же художественного вкуса и эстетической восприимчивости. Это не только цель, но и средство развития личности учащегося, его творческого потенциала.
Образовательные цели заключают в себя возможность дать представление о различных видах техник, в том числе и смешанных, научить пользоваться основными инструментами и материалами, используемыми в работе художника; научить работать на пленэрах, помочь художественному становлению детей.
Предлагаемая программа по пленэру должна:
— вызвать у учащихся интерес к самостоятельной работе на пленэрах;
— вызвать интерес к архитектуре, стилю и природе города;
— дать толчок для развития и творческого потенциала;
— помочь развитию всех видов мышления и в особенности пространственного.
Чтобы раскрыть потенциал ребенка нужно поддерживать стремление его к творчеству и развитию творческого мышления (если это еще не сделано).
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что занятия изобразительным искусством могут помочь в развитии творческого мышления и помочь становлению личности детей.
Работа в материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать акварель, гуашь, акриловые краски, пастель.
Для графики – карандаш, тушь, перо, уголь.
В качестве зрительного ряда (на пленэре) кроме самой природы педагог предлагает учащимся книги по искусству, альбомы с изображениями выдающихся произведений изобразительного искусства, памятников архитектуры.
Основной задачей занятий является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения. Они направлены, главным образом, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.
Э.М. Белютин «Основы изобразительной грамоты» М. 1961 г.
А.В. Щербаков «Искусство и художественное творчество детей» М. 1991 г.
Алексеева В.В. «Что такое искусство?» М. 1991 г.
Н.В. Гросул «Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве» 1993 г.
Журнал «Юный художник» «Художественная школа»
Статья «Пленэр в детской школе искусств». Автор: Щербинин
Автор: Щербинин
Методика преподавания пленэра в школе искусств.
Техники, применяемые материалы.
Управление культуры города Красноярска
Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного Образования
Детская школа искусств №8
по теме: « Пленэр в детской школе искусств».
преподаватель художественного отделения
Щербинин Дмитрий Вадимович
1. Пленэр как часть учебного процесса, самостоятельная дисциплина.
Способы работы на плен э ре – рисунок, живопись.
В заданиях пленэра ставится задача научиться примен ять разные виды рисунка: длительный рисунок, зарисовка, набросок.
Длительный рисунок – это полный анализ мотива и ведётся поэтапно:
и выполняется легкими штрихами
перспективное построение форм
, прорисовывается обобщенно и схематично;
проработка объёма средствами светотени;
тональные отношения и передача фактуры;
Рисунок выполняется от 3 до 6 ч.
Длительный живописный этюд ведётся последовательно:
компоновка на листе бумаги;
прокладка общих цветовых отношений;
проработка форм, выявление пространственных планов;
уточнение цветовых отношений;
Этюд выполняется от 3 до 6 ч.
Краткосрочный этюд делается с целью передачи общего состояния пейзажа. В этюде внимание сосредоточено на основных цветовых отношениях, общем колорите. Длительность этюда от 10 до 30 мин.
Живописные зарисовки растений, живой натуры, элементов пейзажа изображают конкретную форму, дают ей цветовую характеристику. Фон может отсутствовать, а на листе компонуется одна или несколько зарисовок. Длительность от 30 мин.
Кистевые наброски с живой натуры передают её окраску, общую форму, освещённость. Делаются они быстро – 3-5 мин.
Дети работают с различными материалами:
бумагой разных сортов (ватман, торшон, яичная скорлупа, тонированная бумага, эскизная бумага);
зарисовки делают графическими материалами (тушью, углем, сангиной, пастелью, графитными карандашами различной мягкости, фломастером)
пейзажные этюды пишут акварелью;
кисти разной формы и разного размера (беличьи, колонковые, синтетические);
П ленэрная практика – это благоприятный период в учебном процессе, когда соединяются художественно-творческие и воспитательные задачи. Учащиеся знакомятся с природно-климатическими явлениями и характером местности родного края, по лучают знания и сведения о памятниках истории и культуры, что способствует более углубленному эстетическому и нравственному воспитанию.
3. Краткая характеристика содержания обучения и результатов освоения программы «Пленэр».
Учащиеся первого года обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения, изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке.
Учащиеся второго года обучения решают задачи на цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с различными художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц, фигуры человека, архитектурных мотивов.
Учащиеся третьего года обучения развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.
Учащиеся четвертого года обучения решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения. Задания тесно связаны со станковой композицией.
Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;
умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы;
навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
4. Тематика пленэрных заданий.
С первого дня работы на открытом воздухе необходимо прививать учащимся умение правильно, интересно с композиционной и живописной точек зрения выбирать натурный объект с учетом поставленной перед ними задачи. Преподаватель знакомит детей с приемами и методами нахождения выразительной композиции изображаемого в формате, учит увязывать выбираемый формат с характерными особенностями натуры. Возможно использование видоискателя.
Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.
Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.
Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр».
Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы. Вводная беседа с показом иллюстративного материала. Зарисовки и этюды разных по форме цветов и растений (розетка листьев одуванчика, лопуха). Материал: карандаш, акварель.
Тема 2. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев.
Образное восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры. Зарисовки крупных камней, пней интересной формы, тропинок, аллей, крутых склонов, сучьев деревьев, кустарников и зарослей на берегу реки. Этюды деревьев (монохром). Материал: карандаш, акварель, соус, фломастер.
Тема 3. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения.
Развитие пленэрного цветоощущения, передача общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже. Этюды на большие отношения неба к земле приемом a la prima при разном освещении.
Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение характера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с разными композиционными задачами.
Решение композиционного центра. Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыков работы различными художественными материалами. Пейзаж городских окраин.
Выявление возможностей акварельных красок в передаче различного состояния природы. Использование различных приемов работы карандашом.
Материал: карандаш, акварель, соус, тушь.
Тема 4. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека.
Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта. Зарисовки, этюды домашних животных. Пластика фигуры человека. Этюды и зарисовки своих близких и знакомых, одногруппников.
Материал: карандаш, тушь, акварель.
Тема 5. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы).
Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки с частью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера. Передача пропорций архитектурных частей здания. Зарисовки памятников архитектуры.
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка.
Тема 6. Натюрморт на пленэре.
Выразительная передача образа растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения, решения тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности.
Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане. Этюд букета цветов. Этюды и зарисовки комнатных цветов.
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка, пастель.
Тема 7. Линейная и световоздушная перспектива.
Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов.
Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора. Рисунок дома с частью улицы, уходящей в глубину. Этюд городской улицы с людьми. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах.
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка, пастель, соус, сангина, тушь.
Тема 8. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра.
Умение находить выразительное пластическое решение, работать с подготовительным натурным материалом. Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Сюжетная фигурная композиция. Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.
В течение пленэрной практики дети знакомятся с репродукциями картин известных русских художников: И. Шишкин «Полдень в окрестностях Москвы», М. Сарьян «Октябрьский пейзаж», В. Сидоров «Качели», Г. Нисский, «Подмосковье», И. Левитан «Сумерки», «Вечер на пашне», «Осенний день в Сокольниках», «Озеро», А. Саврасов «Проселок», «Грачи прилетели», А. Остроумова-Лебедева «Ленинград. Фонтанка и Летний сад», «Марсово поле», Ю. Пименов «Новая Москва», К. Коровин «Ф. Шаляпин у открытого окна» (натюрморт), В. Максимов «Всё в прошлом» (натюрморт), А. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса», А. Пластов «Ужин тракториста» (натюрморт при вечернем освещении), В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик», Н. Крымов «Утро», «Деревня летом», «Красные крыши», А. Иванов «Храм Весты в Риме», П. Кончаловский «Ессентуки. Лестница». Также учащиеся знакомятся с картинами зарубежных живописцев: А. Сислей «Местечко на берегу Сены», К. Моне «Руанский собор», О. Ренуар «Качели», «Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «В саду», Ф. Базиль «В семейном кругу», К. Моне «Завтрак на вольном воздухе», «На большом бульваре», Ж.О. Фрагонар, «Прачки».
Список рекомендованной литературы.
Кузин В.С. Наброски и
Пленэр. – М.: Просвещение, 1984
Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. – М.: Академический Проект, 2012
Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Луковенко Б.А. Рисунок пером. – М.: Просвещение, 2000
Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №1 им. Г.В. Свиридова»
«Пленэр в детской школе искусств».
Посашкова Полина Владимировна
1. Пленэр как часть учебного процесса, самостоятельная дисциплина.
2. Способы работы и необходимые материалы для пленэра.
3. Краткая характеристика содержания обучения и результатов освоения программы «Пленэр».
4. Методика и тематика пленэрных заданий.
Список рекомендованной литературы.
1. Пленэр как часть учебного процесса, самостоятельная дисциплина.
На пленэрных занятиях у юных художников происходит развитие необходимых качеств: «твердость руки», способность «цельно видеть», умение наблюдать и анализировать. Развивается острота и точность глазомера. Дети учатся передавать большие пространственные отношения земля-небо, вода-небо и различные состояния природы. На пленэрной практике так же совершенствуется художественное мастерство учеников, продолжается знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.
Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над композицией; изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры; законы линейной и воздушной перспективы, равновесия, плановости. Учащиеся изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды. При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.
2. Способы работы и необходимые материалы для пленэра.
Способы работы на пленере – рисунок, живопись.
В конкретных видах пленэра применяются разные виды рисунка: длительный рисунок, зарисовка, набросок.
Длительный рисунок ведётся поэтапно:
компоновка на листе бумаги;
перспективное построение форм;
проработка объёма средствами светотени;
тональные отношения и передача фактуры;
Рисунок выполняется от 3 до 6 ч.
Зарисовка – это краткосрочный рисунок с ограниченной задачей. В зарисовках нужно учиться передавать главное, характерное. Зарисовывая объект, следует сразу строить изображение на плоскости, не разделяя на этапы, но учитывая закономерности объёмно-пространственного решения. Зарисовка-основной способ работы на пленере. Длительность от 20 мин до 2 часов.
Набросок – рисунок, сделанный за предельно короткий срок. Композиционные наброски пейзажа имеют целью быстро зафиксировать варианты пейзажных мотивов. Наброски с движущейся натуры требуют быстроты реакции, умения видеть общо, цельно. Длительность наброска 3-5 мин.
Живопись основывается прежде всего на грамотном рисунке, поэтому её называют «рисунок цветом». В пространственной живописи главное – общие цветовые и тоновые отношения.
Длительный живописный этюд ведётся последовательно:
компоновка на листе бумаги;
прокладка общих цветовых отношений;
проработка форм, выявление пространственных планов;
уточнение цветовых отношений;
Этюд выполняется от 3 до 6 ч.
Краткосрочный этюд делается с целью передачи общего состояния пейзажа. В этюде внимание сосредоточено на основных цветовых отношениях, общем колорите. Длительность этюда от 10 до 30 мин.
Живописные зарисовки растений, живой натуры, элементов пейзажа изображают конкретную форму, дают ей цветовую характеристику. Фон может отсутствовать, а на листе компонуется одна или несколько зарисовок. Длительность от 30 мин.
Кистевые наброски с живой натуры передают её окраску, общую форму, освещённость. Делаются они быстро – 3-5 мин.
Дети работают с различными материалами:
бумагой разных сортов (ватман, торшон, яичная скорлупа, тонированная бумага, эскизная бумага);
зарисовки делают графическими материалами ( тушью, углем, сангиной, пастелью, графитными карандашами различной мягкости, фломастером )
пейзажные этюды пишут акварелью;
кисти разной формы и разного размера (беличьи, колонковые, синтетические);
Нужно не забывать, что пленэрная практика благоприятный период в учебном процессе, когда объединяются художественно-творческие и воспитательные задачи. Учащиеся знакомятся с природно-климатическими условиями и характером местности родного края, пополняют свои знания новыми сведениями о памятниках истории и культуры, что, безусловно, способствует более углубленному эстетическому и нравственному воспитанию. Это удобное время для посещения музеев и выставок. В своей школе мы обязательно посещаем Курский краеведческий музей, Курскую государственную картинную галерею А.Дейнеки. Экскурси и расширяют кругозор учащихся, воспитывают уважение к традициям предков, к родной земле и к культурному наследию прошлого.
3. Краткая характеристика содержания обучения и результатов освоения программы «Пленэр».
Учащиеся первого года обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения, изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке.
Учащиеся второго года обучения решают задачи на цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с различными художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц, фигуры человека, архитектурных мотивов.
Учащиеся третьего года обучения развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.
Учащиеся четвертого года обучения решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения. Задания тесно связаны со станковой композицией.
Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;
умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы;
навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
4. Тематика пленэрных заданий.
С первого дня работы на открытом воздухе необходимо прививать учащимся умение правильно, интересно с композиционной и живописной точек зрения выбирать натурный объект с учетом поставленной перед ними задачи. Преподаватель знакомит детей с приемами и методами нахождения выразительной композиции изображаемого в формате, учит увязывать выбираемый формат с характерными особенностями натуры. Возможно использование видоискателя.
Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.
Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.
Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр».
Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным правилам работы. Вводная беседа с показом иллюстративного материала. Зарисовки и этюды разных по форме цветов и растений (розетка листьев одуванчика, лопуха). Материал: карандаш, акварель.
Тема 2. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев.
Образное восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры. Зарисовки крупных камней, пней интересной формы, тропинок, аллей, крутых склонов, сучьев деревьев, кустарников и зарослей на берегу реки. Этюды деревьев (монохром). Материал: карандаш, акварель, соус, фломастер.
Тема 3. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения.
Развитие пленэрного цветоощущения, передача общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже. Этюды на большие отношения неба к земле приемом a la prima при разном освещении.
Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение характера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с разными композиционными задачами.
Решение композиционного центра. Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыков работы различными художественными материалами. Пейзаж городских окраин.
Выявление возможностей акварельных красок в передаче различного состояния природы. Использование различных приемов работы карандашом.
Материал: карандаш, акварель, соус, тушь.
Тема 4. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека.
Передача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта. Зарисовки, этюды домашних животных. Пластика фигуры человека. Этюды и зарисовки своих близких и знакомых, одногруппников.
Материал: карандаш, тушь, акварель.
Тема 5. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы).
Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки с частью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера. Передача пропорций архитектурных частей здания. Зарисовки памятников архитектуры.
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка.
Тема 6. Натюрморт на пленэре.
Выразительная передача образа растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения, решения тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности.
Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане. Этюд букета цветов. Этюды и зарисовки комнатных цветов.
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка, пастель.
Тема 7. Линейная и световоздушная перспектива.
Знакомство с визуальным изменением размера предметов в пространстве на примере городского дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращений пространственных планов.
Определение правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора. Рисунок дома с частью улицы, уходящей в глубину. Этюд городской улицы с людьми. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах.
Материал: карандаш, акварель, гелевая ручка, пастель, соус, сангина, тушь.
Тема 8. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра.
Умение находить выразительное пластическое решение, работать с подготовительным натурным материалом. Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Сюжетная фигурная композиция. Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.
В течение пленэрной практики дети знакомятся с репродукциями картин известных русских художников: И. Шишкин «Полдень в окрестностях Москвы», М. Сарьян «Октябрьский пейзаж», В. Сидоров «Качели», Г. Нисский, «Подмосковье», И. Левитан «Сумерки», «Вечер на пашне», «Осенний день в Сокольниках», «Озеро», А. Саврасов «Проселок», «Грачи прилетели», А. Остроумова-Лебедева «Ленинград. Фонтанка и Летний сад», «Марсово поле», Ю. Пименов «Новая Москва», К. Коровин «Ф. Шаляпин у открытого окна» (натюрморт), В. Максимов «Всё в прошлом» (натюрморт), А. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса», А. Пластов «Ужин тракториста» (натюрморт при вечернем освещении), В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик», Н. Крымов «Утро», «Деревня летом», «Красные крыши», А. Иванов «Храм Весты в Риме», П. Кончаловский «Ессентуки. Лестница». Также учащиеся знакомятся с картинами зарубежных живописцев: А. Сислей «Местечко на берегу Сены», К. Моне «Руанский собор», О. Ренуар «Качели», «Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «В саду», Ф. Базиль «В семейном кругу», К. Моне «Завтрак на вольном воздухе», «На большом бульваре», Ж.О. Фрагонар, «Прачки».