Подготовка к школе для чего

Важность подготовки ребенка к школе

Подготовка к школе для чего. Смотреть фото Подготовка к школе для чего. Смотреть картинку Подготовка к школе для чего. Картинка про Подготовка к школе для чего. Фото Подготовка к школе для чего Екатерина Макарова
Важность подготовки ребенка к школе

Проблема подготовки детей к школе всегда актуальна. Все понимают нужность предшкольного образования, но не все важность.

Остался позади первый в жизни выпускной-выпускной в детском саду. Проходит беззаботное лето, наполненное веселыми играми.

Еще совсем немного и прозвучит первый школьный звонок. Выпускники детского сада будут носить долгожданное звание первоклассника. Сбудется еще одна мечта девчонок и мальчишек уже вчерашних дошколят, стремящихся к неизвестной взрослой жизни. Приближающее событие волнует не только ребят, но и гораздо в большей степени их родителей. У мам и пап много вопросов,переживаний: готов ли ребенок к школе, а может еще подождать и остаться в детском саду, что он должен знать и уметь, как его примут другие дети, какую программу выбрать? Даже самый опытный педагог не даст точного ответа на все вопросы родителей. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Но, то, что готовить детей к школе нужно обязательно, подтвердит каждый педагог.

Ступенчатая система образования даст положительный результат, если дети начнут подготовку к школе ещё с детского сада. От малого к большему, ступенька за ступенькой. Стабильность, системность, игровые методы и приемы помогут детям получить первые навыки к самообслуживанию, научатся выстраивать отношения в коллективе сверстников и взрослых, получат знания, привыкнут к порядку и дисциплине.

Как было сказано ранее, все дети индивидуальны и посещение одного только детского сада бывает недостаточно, чтобы подготовить ребенка к школе. В этом случае существуют дополнительные кружки, подготовительные к школе курсы, школы для дошколят.

Очень часто родители считают, что если ребенок посещает детский сад – значит, ответственность за подготовку к школе можно переложить на педагогов дошкольного учреждения. Но как бы мы не старались переложить ответственность на педагога, главную роль в подготовке детей к школе играют все-таки родители. Ребенкутребуется постоянное закрепление знаний: знания, полученные в детском саду он должен проверить и закрепить дома и на оборот.

Наряду с детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения, дополнительные кружки, подготовительные к школе курсы, школы для дошколят, выявляется категория «неорганизованных» детей. Практика показывает, что данные дети испытывают наибольшие трудности, чем те, которые посещали дошкольные образовательные учреждения, дополнительные кружки, подготовительные к школе курсы, школы для дошколят и имеют начальную подготовку.

Мудрость родителей во многом определяет, как малыши вступят в школьную жизнь. Неравнодушие сближает всех членов семьи, дети чувствуют поддержку, важность происходящих событий. Очень важна заинтересованность родителей в жизни будущего школьника.

Совместные игры, труд, прогулки, отдых, поездки, беседы, чтение книг, просмотр обучающих программ и мультфильмов поможет заинтересовать, увлечь ребенка, обратить его внимание на происходящее вокруг него. Покупая детям игрушки, обучающие игры, книги, важно знать с какой целью приобретаются эти предметы, чему они научат ребят.

И опять вернёмся к словам, что каждый ребёнок индивидуален. Его уровень развития, психологические особенности, физическое здоровье должны быть развиты на достаточном уровне. Лишь совокупность всех факторов поможет, сделает процесс обучения успешным и продуктивным.

Таким образом, мне хотелось подчеркнуть важность и необходимость подготовки детей к обучению в школе. Из опыта работы я делаю вывод, что дети, получившие начальную базу знаний (подготовка на дому, дополнительные кружки, подготовительные к школе курсы, школы для дошколят или в дошкольном учреждении) легче проходят адаптацию, активнее включаются в учебный процесс. Каждый родитель должен проявить максимум терпения и заинтересованности в будущей успешной учебной деятельности своего ребенка.

Уважаемые родители! Любите своих детей!

Принимайте активное участие в образовании своих детей!

Анкета для родителей «Подготовки ребенка к обучению в школе» Уважаемые родители! Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его.

Игры и упражнения для подготовки детей к школе Игры и упражнения для подготовки детей к школе Родителям следует заранее позаботиться о целенаправленной подготовке ребенка к школе. Даже.

Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе? Подготовка к школе в детском саду — это содержательный, индивидуально ориентированный.

Презентация «Теоретические проблемы подготовки детей к школе» Программа профессиональной переподготовки Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации.

Рекомендации родителям для подготовки детей к школе Ни для кого не секрет, что учеба играет огромную роль в жизни человека. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил лучшее образование.

Подготовка к школе для чего. Смотреть фото Подготовка к школе для чего. Смотреть картинку Подготовка к школе для чего. Картинка про Подготовка к школе для чего. Фото Подготовка к школе для чегоРодительское собрание в подготовительной группе по вопросам подготовки к школе Цель: Вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки. Подготовить.

Консультация для воспитателя «Процесс подготовки ребенка к школьному обучению» «Шпаргалка для воспитателя»Уважаемые коллеги! В этом выпуске «Шпаргалки» речь пойдет о будущем первокласснике, о выпускнике нашего детского.

Консультация «Важность подготовки ребенка к школе» в подготовительной группе Проблема подготовки детей к школе всегда актуальна. Все понимают нужность предшкольного образования, но не все важность. Остался позади.

Этапы подготовки ребенка в домашних условиях к занятиям в бассейне в детском саду В большинстве детских садов, которые строятся сегодня, отведено место под бассейн, в котором инструктор по физической культуре проводит.

Источник

Зачем нужна подготовка к школе?

И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Наверняка, Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь Ваш малыш и насколько он готов к школе? Куча вопросов, тревог и волнений…

Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — есть стресс. Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие — «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней. Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым.

Подготовка к школе для чего. Смотреть фото Подготовка к школе для чего. Смотреть картинку Подготовка к школе для чего. Картинка про Подготовка к школе для чего. Фото Подготовка к школе для чего

Для родителей, которые желают подготовить своего малыша к новому, серьезному этапу в его жизни и сделать это до школьного звонка, существуют специализированные детские центры предлагающие программы по подготовки к школе.

Когда говорят о подготовленности ребенка к школе, подразумевают как психологическую готовность ребенка к началу школьной жизни, так и набор определенных умений и навыков, которые необходимы малышу, чтобы начать обучение в школе.

Программа подготовки к школе не только развивает интеллектуальные способности Вашего ребенка, она дает возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок попадает в новую, не знакомую для него среду, где он должен научиться общаться со сверстниками и взрослыми, где от него требуется усидчивость и концентрация внимания. Кроме того, Ваш ребенок получает знания, которые необходимы для успешного прохождения тестов, определяющих уровень готовности Вашего ребенка к школе.

Чтобы психологически подготовить ребенка к школьной жизни, на занятиях:

Чтобы дать малышу конкретные знания, которые пригодятся ему за школьной скамьей, на занятиях:

Подготовка к школе для чего. Смотреть фото Подготовка к школе для чего. Смотреть картинку Подготовка к школе для чего. Картинка про Подготовка к школе для чего. Фото Подготовка к школе для чего

Посещая занятия по подготовке к школе, Вы сделаете переход Вашего малыша к школьному обучению плавным, безболезненным и радостным!

Источник

Подготовительные курсы и их роль в формировании первоклассника

Подготовка к школе для чего. Смотреть фото Подготовка к школе для чего. Смотреть картинку Подготовка к школе для чего. Картинка про Подготовка к школе для чего. Фото Подготовка к школе для чего Ирина Круглова
Подготовительные курсы и их роль в формировании первоклассника

О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий,в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: «подготовка к школе«.

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредото-читься, управление эмоциями)

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)

Ребенок должен учиться понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.

1. Подготовка будет полезна в первую очередь для тех детей, родители которых не научили их читать и писать. В этом случае неподготовленный ребенок уже в первом классе остро почувствует, что отстает от своих более подготовленных одноклассников, может начать испытывать комплексы по этому поводу, замкнуться в себе. Чувство собственной неполноценности может быть настолько велико, что в дальнейшем ребенок просто не будет развивать свои способности, и так на всю жизнь «пропишется» в отстающих учениках. С этой точки зрения плюс дошкольной подготовки в том, что детей «подтягивают» до общего уровня.

3. Если ребенок никогда не ходил в детский сад, то подготовка к школе ему особенно нужна. Как бы прекрасно мама ни занималась со своим чадом сидя с ним дома, главное, чему научится ее ребенок на подготовительных занятиях – это общение в коллективе. «Домашний» ребенок не привык слушаться кого бы то ни было, кроме родителей, а тут надо беспрекословно выполнять просьбы учительницы. Такой ребенок мог всегда договориться с мамой на тему «хочу – не хочу», в школе же эта система не работает. Нельзя не хотеть в данный момент заниматься математикой, а хотеть – музыкой. Таким образом, даже если ваш ребенок читает на скорость русскую классику, подготовка для него явно не будет лишней.

Мною составлена развивающая мини-программа «Пчелка», разработанная для подготовки детей к школьному обучению в начальной общеобразовательной школе. Данная программа направлена на изучение готовности ребенка к школьному обучению, на выявление индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитив-ной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при подготовке к обучению в школе.

Задача моей программы – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) не просто учитывались, но и активно формировались. Педагог, используя материалы, представленные в программе, в качестве перспективы видит сформированность у детей полноценной психологической готовности к школе. Основной его задачей является создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для развития ребенка.

В данной программе применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями детей 6 – 7 лет, т. е. обуче-ние ведется в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности. Основной формой организации и проведения развивающих занятий с детьми является игра, ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятное условия для психического и личностного развития ребенка. Кроме того, следует иметь ввиду,что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация: например, развитию тонкой моторики руки способствует и лепка, и конструирование, и рисование, и раскрашивание, и шитье, и мозаика, и все это готовит руку ребенка к письму. Для развивающей программы были разработаны и использованы раз-личные методики, тесты, игровые задания, которые прилагаются к данной про-грамме.

Учитывая все вышеизложенное, не стоит забывать о том, что в ходе развива-ющих занятий у ребенка формируется и социальная зрелость – умение общаться со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а так-же способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка, от которого зависит его психологическая готов-ность посещать школу, социальная адаптация, уровень знаний и навыков, кото-рые облегчат ему учебу в школе.

1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М. : ТЦ «Сфера», 1998 г.

2.Руководство практического психолога:Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М. : Из-дательский центр «Академия», 1998г.

Роль книги в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников «Роль книги в формировании духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если.

Роль распевки в формировании певческих навыков Методическое сообщение преподавателя фольклорных дисциплин МБУ ДО «Краснознаменская школа искусств» Цыганковой Ольги Васильевны «Роль распевки.

Консультация «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника». Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального.

Роль игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих театрализованных игр. Театрализованные игры,.

Роль книги в формировании творческой личности учащихся «Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми. И то и другое равно необходимо» Карамзин Н. Современный мир информационных технологий,.

Роль музыки в формировании основ экологической культуры «Роль музыки в формировании основ экологической культуры» Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики.

Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ Е. Н. Вельгорецкая, Е. В. Смоловая, МБДОУ «ЦРР – Д/С №168» городского округа.

Статья «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности» Роль семьи в формировании духовно- нравственной личности Семья – это колыбель не только физического, но и духовного рождения человека.

Источник

Что надо уметь ребенку в 5 лет, чтобы через 2 года быть готовым к школе

Как оценивают готовность детей к школе современные психологи

Подготовка к школе для чего. Смотреть фото Подготовка к школе для чего. Смотреть картинку Подготовка к школе для чего. Картинка про Подготовка к школе для чего. Фото Подготовка к школе для чегоВиктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта

Что нужно, чтобы подготовить ребенка к школе? Современные психологи отвечают на этот вопрос совсем не так, как родители дошкольников. И готовить к школе предлагают начать года за два до первого сентября. Чем же, по их мнению, надо заниматься с ребенком все это время?

Для начала экспресс-тест для родителей. Что вы чувствуете, когда на детской площадке вас спрашивают: «А ваш уже сколько букв знает?», «А как считает?». Когда говорят: «Вы же знаете, что считать подряд бессмысленно, нужно вразнобой? А вот мы занимаемся по специальной системе, уже в год мой ребенок знал все буквы, а теперь уже читает…»

Давайте по-честному: даже если ваш ребенок вундеркинд, вы испытаете легкое тревожное покалывание. Ой, а у меня-то все в порядке? А мой-то точно так умеет? Я точно выбрала правильную систему? Хорошо, если тут же ваш мозг вам напомнит, что все в порядке. Тогда вы быстро успокоитесь и продолжите общение.

Если же мозг запоздает или будет занят другими проблемами, ваша тревога начнет расти, и вы начнете защищаться доступными для вас способами. Например, расскажете всем, какой у вас уникальный ребенок, и таким образом окажетесь в том же белом пальто, что и все собеседники. Или сделаете вид, что эти темы вас не касаются, и покажете, как вы пофигистичны и безразличны к делам ребенка (а это ведь тоже не совсем правда). А может быть, вы ночь спать не будете, придумывая новый план срочного развития вашего ребенка и турбо-подготовки к школе за неделю.

Эта зарисовка нужна нам для того, чтобы понять несколько простых вещей:

Так что давайте сразу к делу: готовность к школе — что это? В чем ее измерить, как ее увидеть?

Самый современный тест на готовность ребенка к школе

Перво-наперво давайте забудем эти странные критерии: умеет читать, писать, считать, знает десять видов животных. Если к семи годам ребенок будет все это уметь — о’кей, будем побеждать с этим, если нет — это почти ничего не говорит о его готовности к школе.

Эксперты Института возрастной физиологии РАО утверждают, что готовность ребенка к школе лучше всего оценивать по трем глубоким универсальным критериям: эмоции, движение и речь.

То есть если эти три больших пласта умений выведены на уровень, соответствующий возрасту, значит, ребенок вполне готов к школе. Если в каком-то из пластов есть «недобор» — прописи и таблица умножения не помогут.

Что полезно уметь ребенку в 5 лет, чтобы спустя два года с радостью пойти в школу?

Эмоции:

Движение:

Речь:

И это еще не все! Кроме того, что ребенку для подготовки к школе нужно стать хозяином своего тела, мыслей и языка, ему нужно еще подобрать ключи к миру других людей — иначе далеко не продвинешься.

Какие навыки общения тренировать у ребенка перед школой?

Жить среди людей — невероятно сложная работа, которая может отнимать у ребенка все силы. Семья, детский сад, родной двор и иногда магазин — все это не такой уж большой мир. Школа по сравнению с предыдущей ойкуменой — как большой континент по сравнению с маленьким островом. Все как-то сразу стало больше, значительнее, где-то проскользнула враждебность, где-то тебя напугал чужой взгляд, а может быть, ты просто устал идти и срочно нужен привал…

В общем, думаю, вы согласитесь: можно отпустить ребенка на большую землю без умения считать до ста, даже без знания отличий хвойных деревьев от лиственных… А без социальных инструментов — никак нельзя.

Десять социальных навыков, необходимых каждому ребенку, особенно накануне школы:

Так что же, учить чтению и счету не нужно?

Вот такие планы на ближайшие два года. Внимательно посмотрите на эти родительские чек-листы. Вы согласны с тем, что у вашего ребенка полно работы? Что для выполнения этой программы нужен фактически полный рабочий день в течение двух лет — тренировать, напоминать себе, слушать, думать, пробовать, искать, попадать в истории, бегать, прыгать, плакать, не плакать, злиться, не драться и т.д.?

Может быть, вы согласитесь со мной, что прописи и академические знания в области ботаники и зоологии в эту насыщенную жизнь могут просто не поместиться?

— А если мне все равно хочется подготовить ребенка к предстоящей учебе? Если я хочу его чему-то поучить, да и сам он постоянно ищет, чем бы заняться? Что же теперь, буквы не учить?

Если вы уверены, что успешно осваиваете физиологическую и социально-психологическую «программу», а учеба доставляет удовольствие и вам, и ребенку, — конечно, занимайтесь!

Только прошу вас, не садитесь раньше времени за парту больше чем на 10 минут. Это вредно и для тела, и для эмоций. Читайте вывески, изучайте математику, рисуя цифры на асфальте и прыгая по ним. Пересчитывайте горки, с которых скатились, снимайте на виртуальный «волшебный фотоаппарат» все деревья, которые встретите по дороге домой из магазина. Хорошо укладывается в голове дошкольника только то, что он прочувствовал телом.

— Вот вы говорите, что не надо учить ребенка читать, а надо учить его извиняться. А что я скажу педагогам, которые на прослушивании будут просить его читать, соединять, считать? Я буду краснеть со стыда, что ребенок не готов?

О, я слышу в этих словах классическую родительскую тревогу: а вдруг мой ребенок покажет себя недостойно?

Смотрите! У нас ведь и у самих есть тысячи способов опростоволоситься. Не тому позвонить, неправильно решить задачу, сжечь кастрюлю… А выход из всех этих положений один на всю жизнь: управлять эмоциями, принять свою ошибку, сделать выводы, спокойно извиниться, попросить о помощи, сказать спасибо.

Если вы можете дать и то и другое, при этом от усилий не заработать себе невроз — прекрасно. Если нужно выбирать — советую выбрать крюк. Множество исследований моих коллег в США, Китае, Сингапуре, Великобритании, Финляндии (не последние государства в плане качества образования) показывают, что метапредметные навыки, мягкие методики, универсальные человеческие умения работают лучше любых жестких академических знаний — и в школе, и за ее пределами.

И уж поверьте мне, когда на встрече с педагогами ребенок говорит открыто, спокойно, вежливо, дружелюбно, на хорошем русском языке: «Простите, я пока совсем не умею считать, только знаю числа» — это в разы сильнее, чем безучастно промямлить правильный ответ.

Что нужно запомнить о подготовке к школе

Источник

Консультация «Нужна ли детям специальная подготовка к школе?»

Подготовка к школе для чего. Смотреть фото Подготовка к школе для чего. Смотреть картинку Подготовка к школе для чего. Картинка про Подготовка к школе для чего. Фото Подготовка к школе для чего Ольга Колчина
Консультация «Нужна ли детям специальная подготовка к школе?»

«Нужна ли детям

специальная подготовка к школе

Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет обучаться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.

Задолго до первого сентября начинаются семейные советы:

Нередко, рассуждая таким образом, родители не помогают ребенку стать школьником, а мешают ему приготовиться к сложному труду – учению.

Что же могут и должны сделать и родители и воспитатели, чтобы вступление детей в новую пору жизни было не только безболезненным для всех, но и радостным и результативным?

В каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, часто возникают разговоры о школе, о том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. Родители чаще всего решают этот вопрос односторонне, заботясь лишь о том, чтобы малыш научился читать и усвоил элементарные математические знания. Нередко бывает, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. Вот этого, как раз, и не следует делать! В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Так нужна ли детям специальная подготовка к школе?

Педагоги, психологи выяснили, насколько важно для последующего обучения сформировать у ребенка самостоятельность, организованность, умение общаться с взрослыми и сверстниками, научить его, играя, добывать знания.

Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Какими знаниями должен обладать дошкольник, чтобы первый школьный год прошел легко, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием?

Ответы на эти вопросы совсем не однозначны. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в первый класс умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно, не интересно.

В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе.

Существует и противоположная позиция – «ребенку необходимо заранее дать все те знания, которые он должен получить в первом классе». И, вооружившись «Азбукой», мама начинает интенсивную «подготовку к школе». Как правило, это приводит к стойкому нежеланию ребенка заниматься. Под любым предлогом маленький ученик пытается увильнуть от чтения,а в ответ слышит: «Ну, подожди, вот пойдешь в школу – тогда узнаешь! Уж там-то тебя заставят!» Стоит ли удивляться, что в таких семьях ребенок совсем не хочет идти в школу, со страхом ждет учебного года.

Так как же поступить? Если ребенок посещает детский сад, то там он проходит необходимую подготовку к школе.

Дома, в семье играя вместе с детьми в словесные, звуковые игры, получая от этого обоюдное удовольствие еще и от необходимости думать, преодолевать трудности, можно подготовить ребят к обучению чтению.

Эти игры облегчат его дальнейшую школьную жизнь, избавит от множества проблем. Кроме того, ребенка лучше научить читать до школы – в 4-5 лет дети овладевают грамотой значительно легче, чем в 6-7 лет.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой чувствительности и восприимчивости к звуковой стороне речи. Поэтому, прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. (В детском саду главным помощником воспитателя в этом вопросе является методика Лидии Ефремовны Журовой). Дома, у родителей не всегда под рукой есть такой прекрасный материал, да и играть приходится не с целой группой детей, а с одним-двумя.

Можно и нужно воспользоваться этим периодом жизни ребенка и ввести его в увлекательный мир языка, открыть для них языковую действительность и таким образом привести к чтению.

Так с чего же начать? Как ввести ребенка в удивительный мир звучащего слова?

Есть чудесная книжка К. И. Чуковского «От двух до пяти». В этой книге собрана бесценная коллекция детских упражнений со звучащим словом. Читая К. И. Чуковского, мы обязательно вспомним те речевые игры, которые проделывали наши дети.

Ребенок радостно выкрикивает: «Мама! Рама, пама, кама, сама…»Мать сердито обрывает его: «Не болтай глупости!» А он, оказывается не «болтал»,а проделывал сложнейшее языковое упражнение: менял в слове один первый звук и получал новое слово. В школе такие задания дети выполняют с трудом, потому что в дошкольном детстве у них был искусственно задавлен, прерван, уничтожен этот прекрасный период языкового развития.

С чего же начинать занятия? Конечно, с игры!

Нужно отметить, что 4-х летнему ребенку произнести слово таким образом не легко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нем звук «ж» и потянуть его на выдохе. Поэтому первое время ребенок повторяет слова за взрослым.

Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание детей со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, дети начали намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу.

Есть много стихов, авторы которых специально подобрали слова с частым повторением какого-либо звука.Например:

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише!»

Послушав музыку стиха, обсудив его содержание, улыбнувшись смешному мышонку,замечаем: «Ребята, вы обратили внимание на то, как шуршали листья под окнами мышиной норки?»И читаем стихотворение по-другому: «Мышшшонку шшшепчет мышшшь…» Дети присоединяются и читают стихи с усиленным акцентированием в них звука «ш».

Далее, задание усложняется. Предлагаем игру – кто больше назовет слов, в которых есть песенка «шуршащих листьев», т. е. слов, в которых есть звук «ш». Поможем детям, только так, чтобы им казалось. Что они все делают сами.

Ребенок еще ничего не знает о согласных звуках, об их мягкости и твердости, но различать их он должен обязательно и делает это, как правило, легко.

Теперь, когда звуки речи для наших детей так интересны, можно знакомить их с буквами. Дети с самого начала должны знакомиться с буквой, как со знаком и твердого и мягкого согласного звуков. Это нужно для того, чтобы процесс обучения был для них радостным, чтобы они каждый раз делали маленькие открытия.

В чем же сложность обучения чтению в русском языке? В нем нет четкого соответствия звука и буквы. Практически все согласные буквы русского языка обозначают два звука – твердый и мягкий. Увидев букву «эм», мы не знаем, какой звук мы должны произнести – твердый – «м» или мягкий – «мь». Только гласная буква, которая стоит после согласной, указывает на твердость или мягкость предшествующей согласной буквы.

Ну вот, наши дети уже читают. Медленно, растягивая звуки. Не стоит торопить их. Значит ли это, что они теперь будут читать книжки? Нет! Самостоятельное чтение придет еще не скоро. Не стоит лишать детей любимого чтения вслух. Дети начнут читать с удовольствием только тогда, когда техника чтения перестанет быть препятствием для быстрого продвижения от страницы к страницы. А пока они читают не для себя, а для мамы, бабушки, воспитателя. Они показывают взрослым, как научились читать. И только от внимания взрослых зависит, пристрастятся ли наши дети к чтению. Станет ли оно радостным, любимым, увлекательным занятием.

Учеными, педагогами, психологами доказано, что развитие детской руки находится в тесной связи с развитием речи и развитием мышления. Поэтому, важно помочь ребенку овладеть «ручной умелостью». В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые детям для овладения письмом, важно создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, формирования навыков «ручной умелости».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому, в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм, развивающим заданиям на развитие мелких мышц,решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим его к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Конечно, писать шестилетнему дошкольнику очень трудно. Именно поэтому не нужно форсировать этот процесс. У ребенка слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Нужно помочь ему овладеть «ручной умелостью». И для этого совершенно не обязательно писать. Учителя и родители отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания и определенной функциональной зрелости коры головного мозга. Для укрепления мелкой мускулатуры пальцев детских рук я предлагаю рисовать, разукрашивать, выкладывать мозаику, собирать разные виды конструкторов, перебирать крупу, играть зернышками, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, заниматься лепкой, играть с бумагой, работать ножницами. Важно проводить массаж детских рук и пальчиковую гимнастику, укрепляя мелкие мышцы. Выполняя эти игры и упражнения, развивается умелость детских рук, самостоятельный зрительный контроль над движением руки. В дальнейшем ребенок легко справится с карандашом, ножницами, иглой для вышивания, и мы увидим, как легко он овладеет письмом в первом классе.

Итак, наши дети идут в школу. Мы готовили их этому событию несколько лет постепенно и терпеливо.Мы добились главного: им интересно заниматься, они любят узнавать новое, они хотят учиться.

Пожелаем успехов в их новой школьной жизни!

«Обучение детей грамоте» Л. Е. Журова

«Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Группа авторов под руководством Гавриной С. Е., Кутяниной Л. Н.

«Я учусь писать». Тригер Р. Д.

«Готов ли ваш ребенок к школе. /Советы педагога и психолога/. Виноградова Н. Ф., Журова. Л. Е.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *