Пограничный срок годности что это
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
О сроке службы и сроке годности товаров
О сроке службы и сроке годности товаров
Установление срока службы товара, как и срока годности, является одним из средств обеспечения его надлежащего качества и безопасности.
Срок службы устанавливается изготовителем и начинает действовать со дня приобретения товара, при этом продавец обязан довести информацию до потребителя об установленном изготовителем сроке службы товара.
Обязанность по установлению срока службы лежит на изготовителе товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень товаров длительного пользования, на которые устанавливается срок службы утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 720.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, в том числе:
ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Срок службы имеет важное значение при предъявлении потребителем требований в случае обнаружения существенных недостатков товара. В таком случае потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены:
Срок годности –это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Обязанность устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары возложена на их изготовителей. Причем производители самостоятельно определяют этот срок, исходя из индивидуальных характеристик товара, влияющих на период сохранения им своих свойств.
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Потребитель имеет право на получение полной достоверной и необходимой информации о товаре, обеспечивающей возможность его правильного выбора, в том числе о сроке годности. При покупке товара необходимо внимательно изучить потребительскую упаковку (этикетку, ярлык, лист-вкладыш и т.д.), срок годности должен быть доведен в наглядной и доступной форме на русском языке, ни в коем случае не может быть нанесен шариковой ручкой или фломастером, он, как правило, выбивается специальным станком или печатается штампом на этикетке.
Образец.
Если всё же потребитель попал в ситуацию, когда приобрел просроченный товар, прежде всего, рекомендуем обратиться к продавцу за возвратом уплаченных денег, предоставив чек и купленный товар. Отсутствие кассового чека у потребителя не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Потребитель также вправе потребовать от продавца возмещения вреда здоровью, причиненного употреблением некачественного товара, компенсации морального вреда, а также полного возмещения понесенных в связи с данными обстоятельствами убытков. Следует знать, что право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом или нет.
За продажу товаров с истекшим сроком годности продавец несет административную ответственность.
Гарантийный срок, срок годности, срок службы
При возникновении спора о том, является ли товар качественным, очень важно уяснить понятия таких терминов, как «гарантийный срок», «срок годности» и «срок службы» товара, так как именно эти понятия будут являться определяющими при предъявлении требований потребителей. Данные сроки регламентированы ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей».
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (например, по истечении срока хранения мёд может потемнеть или засахариться, однако он все еще безопасен. А вот если истек срок годности, то от употребления такого лакомства следует воздержаться).
Непригодным к использованию следует считать товар, во-первых, утративший свои потребительские свойства, во-вторых, представляющий опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды.
В Законе «О защите прав потребителей» указываются лишь некоторые группы товаров, на которые изготовитель обязан устанавливать срок годности. Подробный Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720.
Необходимо обратить внимание, что обязанность по установлению срока годности лежит на изготовителе, однако следить за тем, чтобы товаров с истекшим сроком годности не было в продаже должен продавец.
Правила доведения до потребителя информации о сроке годности товара изложены в ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Срок годности исчисляют с даты изготовления. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием установленных условий хранения.
Если срок годности пищевого продукта указывают после слов «годен до» или «использовать до», то его окончание обозначают датой: день, месяц и год – если срок годности не превышает три месяца; месяц и год – если срок годности превышает три месяца.
При сроке годности, превышающем три месяца, срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.
Допускается при сроке годности, превышающем три месяца, проставлять день, месяц и год. При этом срок годности продолжается до дня, указанного на потребительской таре.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 дает определения срока хранения и срока реализации пищевых продуктов. Срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению. Установление данного срока является правом изготовителя.
Срок реализации – период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю. Этот срок также устанавливает изготовитель.
Изготовитель обязан помещать информацию о сроке годности всегда и в отношении всех товаров, указанных в перечне, приведенном в Приложении №1, в том числе и в отношении импортных товаров. Продавец, в свою очередь, обязан передать потребителю товар с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Иначе использование товара по назначению теряет свой смысл. Например, пачку творога можно употребить в пищу в день покупки, а стограммовую пачку чая используют обычно в течение довольно длительного времени, поэтому такой товар должен быть снят с продажи заблаговременно до истечения срока годности.
Что касается предприятий общественного питания, то на все блюда должны быть установлены сроки годности, по истечении которых товары не реализуются.
Второй вид срока, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей» – это срок службы. Он определяется как период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Обязанность по установлению срока службы лежит на изготовителе товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень таких товаров также утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.07.1997 г. № 720.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Третий вид срока по Закону «О защите прав потребителей» – это гарантийный срок, который определяется как период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей.
Гарантийный срок также можно определить как срок, в течение которого покупатель, установив скрытые недостатки товара, может предъявить соответствующие претензии продавцу, и срок, в течение которого изготовитель обеспечивает стабильность качественных показателей изделия.
Гарантийный срок, как и все сроки, устанавливаемые законами или сделками, в соответствии со статьей 190 ГК РФ определяется календарной датой или истечением определенного периода времени (год, месяц, неделя, день или час в зависимости от вида товара, работы или услуги).
В отличие от срока службы и срока годности, гарантийный срок не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное его назначение – установить период обнаружения недостатков товаров, за которые виновное лицо несет ответственность.
Важно отметить, что установление гарантийного срока не является обязательным и он может устанавливаться либо не устанавливаться на любые товары (услуги), таким образом, являясь средством конкурентной борьбы на рынке. Потребитель скорее выберет товар, на который установлена гарантия, чем товар без нее. Кроме того, если на какой-либо товар производитель установил гарантийный срок, продавец не имеет права сокращать его или не устанавливать вовсе.
В случае обнаружения недостатков в товаре, потребитель имеет право предъявить определенные требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, как продавцу, так и изготовителю товара, либо исполнителю услуги.
Практика показывает, что чаще всего потребители предъявляют свои требования именно к продавцу, что обусловлено его более близкой территориальной расположенностью.
Следует отметить, что в случае устранения недостатков товара (работы, услуги) силами продавца (изготовителя, исполнителя), гарантийный срок, установленный на данный товар (работу, услугу) продлевается на период, в течение которого товар не использовался.
О косметических продуктах с пограничным сроком годности
Компания ТЕНТОРИУМ делает всё возможное, чтобы быть ближе к Клиенту! Недавно на заводе TENTORIUM RULAND запущена новая линия по производству и фасовке косметической продукции. До сегодняшнего времени эти задачи выполняло предприятие «Орбита» СП в Кирово-Чепецке, которое производит продукт только большими партиями. Иногда появляется забота с товаром, срок реализации которого подходит к концу. В таком случае товар с «пограничным» сроком годности отправляется на исследование в лабораторию «Федерал» и, получив одобрение специалистов, идёт в Дистрибьюторскую сеть: реализуется по сниженной цене, используется как раздаточный материал на мероприятиях Компании, праздниках, мастер-классах и Акциях. Компания выступает гарантом качества производимого и реализуемого продукта, наши технологи постоянно работают над совершенствованием продукта, его качества и потребительских свойств; не отвечающий нормативным требованиям продукт не выходит за пределы склада!
Давайте разберёмся, что значит «пограничный» срок годности, в чём отличие срока годности и срока реализации и почему Компания ставит на этикетки своей продукции срок годности значительно меньший, чем в действительности гарантирует.
«Жизнь» косметического средства начинается с того момента, когда вы открыли тюбик или баночку и туда попадает первая порция воздуха и света. Поэтому важно не только смотреть срок годности косметики на упаковке, а знать его «век» (срок реализации).
В чём разница между сроком годности и сроком реализации косметических товаров?
Срок годности определяется нормативными документами, он определяется исходя из группового признака товара, входящих в его состав ингредиентов, предназначения. По европейским стандартам косметические средства в нераспечатанном виде могут храниться не менее 36 месяцев. Разумеется, столь длительный срок хранения обеспечивают консерванты, стабилизаторы и прочая «химия» в составе продукта. ТЕНТОРИУМ по минимуму использует консерванты, отдавая предпочтение натуральным, природным ингредиентам, наши продукты «живые». Поэтому срок годности, определяемый для косметических продуктов ТЕНТОРИУМ гораздо меньше того, что заявляют многие другие производители. При использовании, приобретении косметических продуктов надо иметь в виду, что, согласно нормативной документации срок годности, обозначенный на упаковке или этикетке, не является окончательным, так как для каждого продукта рассчитан и определён «запас прочности». Для продуктов косметической линии ТЕНТОРИУМ этот дополнительный срок в среднем составляет от 15% и выше от общего срока годности. На любом продукте Компании срок годности указывается несколько меньше, чем он есть на самом деле.
То есть, если на этикетке указано, что продукт произведён 01.15 г., срок годности 12 месяцев, вы приобрели его, допустим, 12.15 г., то открыть и использовать продукт вы смело можете 03.16 г. И с этого момента начинается отсчёт срока реализации, то есть времени, в течение которого рекомендовано использовать продукт по назначению. Например: срок годности пенки очищающей для лица с экстрактом прополиса, изготавливаемой по ГОСТ Р 52345-2005, установлен производителем ООО «Тенториум» 12 месяцев. Консерванты, используемые в пенке для лица, обеспечивают безопасность и сохранение потребительских свойств продукции в течение 18 месяцев. Для установления уровня антимикробной защиты пенки очищающей для лица, производитель провёл оценку сохранения косметического состава по challenge test согласно ISO 11930:2012 «Cosmetics — Microbiology — Evaluation of the antimicrobial protection of a cosmetic product». На основании вышеуказанных данных установленный срок годности пенки очищающей для лица 12 месяцев заявлен производителем с большим запасом.
Как только упаковка вскрыта, после первого же применения в баночку попадают микробы, бактерии — из воздуха, от ваших рук. Поэтому надо отдавать предпочтение флаконам с дозатором — контакт в этом случае сведён к минимуму. К тому же средства с дозаторами экономичнее расходуются, меньше подвергаются окислению и защищены от прямых солнечных лучей. Крем из тюбика более «защищён», чем банка с широким горлышком. Крем из баночки с широким горлышком лучше наносить с помощью специальной лопаточки, которую рекомендуется мыть после каждого применения. После использования плотно закрывайте упаковку, сведя к минимуму контакт косметики с воздухом.
Что ещё спасёт вашу косметичку от вредного влияния извне? Конечно же, полезные ингредиенты, которые сами по себе являются природными консервантами, сражающимися с болезнетворными микробами. И главный наш помощник — прополис. Если вы видите в составе своего продукта экстракт прополиса, можете быть уверены: брожение, размножение бактерий в такой среде практически невозможно. Это не значит, что пользоваться кремом или пенкой для умывания можно бесконечно, но дополнительный защитный фактор присутствует!
«Жизнь» косметического средства начинается с того момента, когда вы открыли тюбик или баночку и туда попадает первая порция воздуха и света. Поэтому важно не только смотреть срок годности косметики на упаковке, а знать его «век» (срок реализации)
Нужно понимать и чётко разграничивать срок годности косметики (указанный на баночке) — это время её хранения в запечатанном виде и срок реализации, начинающийся сразу же после вскрытия упаковки. Более того, флакончики пенки с дозаторами обеспечивают максимально надёжную безопасность во время использования, поскольку исключают контакт кожи рук непосредственно с содержимым упаковки, а прополис надёжно защищает средство от вредоносных бактерий.
Справка от лаборатории «Федерал»: срок годности парфюмерно-косметической продукции — период, по истечении которого продукция считается непригодной для использования по назначению. Срок годности устанавливается изготовителем продукции. В течение срока годности продукции изготовитель гарантирует соответствие продукции требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя и сохранение ее потребительских свойств при соблюдении условий хранения. Устойчивость парфюмерно-косметической продукции к микробному загрязнению в течение срока годности обеспечивают консерванты — химические вещества природного и/или синтетического происхождения. Срок годности продукции производитель определяет исходя из данных по консервантам, используемых в продукции, или экспериментально.
Информация для потребителей о сроках годности, хранения, реализации товаров
Срок годности товара определяется временным периодом, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Срок годности может быть указан одним из следующих способов:
— годен в течение (часов, дней, месяцев или лет);
— использовать до (дата).
Дата окончания срока годности выглядит так:
Срок хранения исчисляют от даты изготовления продукта и обозначают на упаковке или потребительской таре следующим образом: «Срок хранения до (дата)», «Срок хранения в течение (дней, месяцев или лет)».
Срок хранения действует для пищевых продуктов, на которые не требуется устанавливать срок годности.
Неизменность всех качественных характеристик товара во многом зависит не только от верного установления срока, в течение которого товар считается пригодным к использованию по назначению, но и от условий хранения. Только совокупность этих двух показателей является гарантией соответствия товара установленным требованиям.
Соблюдение условий хранения в течение срока годности необходимо не только для отдельных видов пищевых продуктов, но и для непродовольственных товаров.
При установленном сроке годности товара необходимо не только доводить до покупателя эту информацию, но и указывать условия хранения, например для хранения парфюмерно-косметических изделий требуются специальные условия: пониженная температура, определенная влажность воздуха и др.
Запрещается продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен.
При заключении договора (совершении покупки) покупателю следует уточнить, должен ли быть установлен срок годности на приобретаемый им товар. Если действующее законодательство того требует, но в установленном порядке срок не установлен или изготовитель не довел информацию до сведения покупателя, следует отказаться от приобретения такого продукта. Если товар расфасован, следует запросить документы, подтверждающие продолжительность срока годности и условия хранения.