Повышение nps что это

Net Promoter Score (NPS): что это, зачем нужен и как его рассчитать

Здравствуйте. Меня зовут Людмила, я маркетолог в компании Altcraft. Сегодня поговорим с вами о том, как рассчитывается индекс NPS. Net Promoter Score — метрика, которую отслеживают две трети компаний из Fortune 1000. А директор по маркетингу IBM Мишель Пелузо называет NPS не просто метрикой, а показателем, который должен стать мировой «религией». Узнайте, что отслеживание NPS даёт вашему бизнесу, как правильно посчитать этот показатель и улучшить его. Приятного чтения.

NPS — это метрика, которая показывает, как клиенты относятся к вашей компании. Индекс потребительской лояльности определяет:

Работать с метрикой просто: компания проводит NPS опрос после покупки клиентом продукта или услуги — уточняет, всем ли он доволен. Дальше анализирует результаты, делает выводы и ищет направления для улучшений.

Изначально в NPS опроснике был единственный вопрос: «Насколько вы готовы рекомендовать наш продукт/услугу коллегам и друзьям?» Его предлагал создатель концепции NPS Фред Райхельд из компании Satmetrix и Bain&Company в 2003 году. В ответе была шкала от 0 до 10 баллов. Сейчас пул вопросов может быть шире, но идея та же — пользователь участвует в простом и быстром опросе.

Индекс NPS — это ориентир для роста бизнеса, который подсвечивает слабые стороны и показывает возможности роста.

Что измерение NPS даёт бизнесу:

Отслеживание ожиданий клиентов и возможность на их основе планировать поставки и объём продаж.

Устранение проблем в обслуживании клиентов и в самом продукте. Обычно в опросах есть комментарий к оценке, где клиенты рассказывают о недостатках и достоинствах ваших товаров или услуг. Это клад с инсайтами для вашего бизнеса.

Прогноз оттока клиентов и планов прибыли. Измерение лояльности покажет, сколько клиентов скорее всего уйдёт, а сколько останется и с большой вероятностью купят повторно.

Планирование рекламных кампаний. Текущая лояльность показывает перспективы привлечения клиентов. Если сейчас пользователи недовольны вашей компанией, то сначала надо проработать их проблемы. Иначе привлечение новых будет провальным — они тоже получат негативный опыт и уйдут.

Развитие реферального маркетинга. Чем больше показатель NPS, тем выше вероятность, что клиенты порекомендуют вас другим людям. Рекомендация довольного клиента — бесплатный способ продвижения.

Удержание аудитории. NPS можно и нужно рассматривать в контексте. Не смотреть только на общую цифру, а на количество довольных и недовольных клиентов. С каждым типом можно работать отдельно. Например, поощрять лояльных и решать проблемы недовольных.

NPS будет работать на пользу бизнеса только при условии:

Чтобы узнать индекс удовлетворённости клиентов, нужно:

Ответы должны быть в виде оценки по шкале от 0 до 10 или содержать свободный ответ.

Важно! Не стоит делать опросник слишком длинным и сложным. Не «грузите» клиентов, тогда больше шансов, что они пройдут опрос до конца.

Все участники опроса делятся на детракторов, промоутеров и нейтралов. Эти категории распределяются по баллам, которые ставят клиенты.

Самый лояльный пользователь, фанат вашего бренда, который часто покупает и приводит вам новых клиентов через рекомендации.

Равнодушен к вашему бренду. Может порекомендовать вас или уйти к конкурентам. Не пишет/говорит негатив о вашей компании, но и не хвалит.

Критик, который недоволен вашей компанией. Может просто уйти к конкурентам или даже испортить репутацию бренда плохими отзывами.

Пример. Компания N провела расчёт оценок и получила результат: 60% — промоутеры, 20% — детракторы. Считаем по формуле и получаем NPS = 40%.

Но есть и другой вариант — NPS формула, где не нужно заранее высчитывать процент промоутеров и детракторов. В ней участвуют первичные данные:

(количество промоутеров – количество детракторов) / количество участников опроса x 100%

Пример с той же компанией N. В опросе участвовала 1000 человек. 600 из них — промоутеры, 200 — детракторы. Считаем: (600 — 200) / 1000 x 100% = 40%.

Для расчёта каскадным методом нужно знать оценку пользователя и причину, почему он поставил именно такой балл. Пункт о причине обязателен в опросе. Следует добавить в него несколько вариантов ответа, которые соотносятся с факторами клиентской лояльности в вашей сфере: ценой, сервисом, программой лояльности и другими.

Как рассчитать NPS каскадным методом?

NPSf =% Промоутеровf –% Детракторовf

Значение совпадает с расчётом по классической формуле, но каскадная модель раскрывает показатель NPS на втором, более глубоком уровне. Первый — Top Down NPS нужен для общей картины и отслеживания долгосрочных трендов. Второй уровень — Bottom-up NPS отражает ситуацию здесь и сейчас, помогает найти конкретные причины изменения индекса потребительской лояльности.

Какой показатель NPS считается хорошим? Есть условное правило, что все оценки больше 30% уже положительные. Но правильнее не оценивать показатель в вакууме, а сравнивать с NPS компаний в своей сфере.

Например, компания A из отрасли D получила NPS 25%. На первый взгляд результат не самый хороший. Но если рассмотреть NPS конкурентов, то увидим, что их показатели ниже — 15-20%. Тогда результат компании A уже положительный.

Данные про NPS можно найти в открытом доступе. Например, есть глобальный рейтинг по компаниям со всего мира.

Также важно сравнивать свои результаты за разные периоды. Есть ли рост или оценка постоянно падает? Насколько меняется показатель: растёт/падает стабильно или с большими разрывами? Однозначно плохо — это ноль и отрицательные числа. Здесь компании уже стоит бить тревогу и менять стратегию работы с клиентами.

Верный путь улучшить индекс потребительской лояльности — спрашивать, почему клиент именно так оценивает компанию. Анализируйте комментарии пользователей в самом опросе и собирайте обратную связь.

Сделайте возможность оставить отзывы на сайте или укажите адрес электронной почты — пусть высказать мнение будет максимально просто. Реагируйте на критику быстро и устраняйте проблемы оперативно.

Увеличить индекс потребительской лояльности можно, если:

Также важно работать с каждой из групп респондентов, а не оценивать только конечный показатель:

Детракторы. Если их критика оправдана, прислушайтесь и улучшайте сервисы. Важно показать, что вы обратили внимание на мнение человека, а не проигнорировали. Также недовольство появляется из-за непонимания, тогда объясните клиенту, как пользоваться вашим продуктом. Снизить градус раздражения помогут скидки. При правильном подходе из детрактора вы, возможно, сделаете промоутера.

Важно! Отвечайте на запросы пользователей быстро. По исследованиям HBR, клиенты ждут, что компания отреагирует:

Чем дольше клиент ждёт ответа, тем больше у него недовольства компанией и негатива в ваш адрес.

Тоже важно! Отчитайтесь клиенту, что проблема решена или скоро решится. Покажите, что работаете над ней. Ничего не раздражает так, как отписки в стиле «мы сожалеем».

Нейтралы. Станут промоутерами бренда, если дарить бонусы: подарки, скидки и постоянно напоминать о себе.

Промоутеры. Благодарите и показывайте важность их лояльности для вас. За пост о вашей компании в своих соцсетях или положительные отзывы дарите бонусы. Как и с нейтралами, уделяйте внимание, напоминайте о скидках и акциях, делайте для них полезный контент.

Промоутеры и нейтралы могут быть всем довольны, но при этом давать фидбек и предлагать улучшения. Реагируйте на советы, а не только «тушите пожары» негатива детракторов. Так вы удержите лояльность и увеличить её.

Наша платформа позволяет вести нпс отслеживание без сторонних приложений. Опрос создаётся с нуля в блоке «Формы» — сервисе для сбора обратной связи от ваших клиентов.

Источник

Что такое NPS и почему он так важен для вашего бизнеса

Повышение nps что это. Смотреть фото Повышение nps что это. Смотреть картинку Повышение nps что это. Картинка про Повышение nps что это. Фото Повышение nps что это

Выясняем, что такое NPS. Откуда взялось это явление, почему стало таким популярным и как применить его на практике, чтобы помочь собственному бренду.

Что же такое NPS?

NPS расшифровывается как Net Promoter Score, что в вольном переводе на русский язык означает «индекс потребительской лояльности». По крайней мере, это определение используется повсеместно. NPS помогает оценить, насколько текущая аудитория заинтересована в бренде.

Net Promoter Score пришел на замену стандартным опоросам, которые были слишком сложными и запутанными. Их прохождение раздражало и занимало слишком много времени.

NPS формируется за счет одного вопроса: «Будете ли вы рекомендовать наш бренд своим друзьям или родным?». Простые ответы «да» и «нет» используются для оценки NPS.Повышение nps что это. Смотреть фото Повышение nps что это. Смотреть картинку Повышение nps что это. Картинка про Повышение nps что это. Фото Повышение nps что это

История NPS

Метод был разработан и описан маркетологом Фредом Райхельдом в 2003 году. По его словам, методика NPS должна использоваться в каждой компании. В исследовании Гарвардского журнала Business Review ее назвали метрикой, которую обязательно нужно вырастить.

Уже через 3 года после первого упоминания компании из списка Fortune 500 начинают использовать ее в своем бизнесе. Еще через 5 лет она превратилась в полноценную систему контроля, а в 2016 году эволюционировала до самого значимого показателя успеха бренда.

Методика опросов по NPS

Вместо десятка (или нескольких десятков) вопросов задается всего один. Компания просит оценить вероятность того, что клиент порекомендует бренд своим знакомым.

Обычно просят оценить вероятность по 10-бальной шкале, где 0 – это «точно не буду рекомендовать» и 10 – это «обязательно порекомендую кому-то из знакомых». Но это необязательно, иногда простого «да» и «нет» хватает. Рейтинговая система дает больше информации и способов сегментации аудитории.

Опрос можно отправить push-уведомлением, по почте или через SMS. Зависит от сферы деятельности и используемых клиентами устройств/приложений.

Результаты оценки

С помощью полученных оценок можно сегрегировать пользователей, поделив их на группы для корректировки взаимодействия с каждым типом клиентов.

Принято делить пользователей на три категории:

Повышение nps что это. Смотреть фото Повышение nps что это. Смотреть картинку Повышение nps что это. Картинка про Повышение nps что это. Фото Повышение nps что это

Подсчет баллов

На примере это работает так:

Сначала считаем процент голосов с оценкой выше 8. Допустим, их 76%.

Затем считаем процент голосов с оценкой меньше 7. Допустим, их 12%.

А потом из 76 вычитаем 12. Рейтинг NPS составляет 64%.

Преимущества NPS

Основные причины задействовать эту технологию в своей работе.

Простота

Чтобы реализовать NPS-опрос, не нужно придумывать сложные вопросы и долго выстраивать их цепочку. Всего один вопрос, и вы добились нужного результата. Сложность исследования на таком уровне, что с ней под силу справиться даже далеким от маркетинга людям.

Пользователям, проходящим опрос, тоже гораздо проще дать ответ. И вероятность того, что они поучаствуют в опросе гораздо выше, когда нужно ответить всего на один пункт.

Данные NPS легко сформулировать. Так как пользователи отвечают на один вопрос, легко организовать их по ответу в группы. Нетрудно сосчитать процентное соотношение получившихся групп, а потом высчитать Net Promoter Score по формуле, описанной выше.

Сегментация аудитории

Базовая сегментация подразумевает деление аудитории на тех, кто любит ваш бренд и готов делиться мнением о нем, и на тех, кто бренд не любит и портит репутацию.

Но если получить больше данных, то можно углубиться в процесс сегментации. К примеру, выяснить место проживания клиента, его поведенческие особенности, привычки и т.п.

Повышение nps что это. Смотреть фото Повышение nps что это. Смотреть картинку Повышение nps что это. Картинка про Повышение nps что это. Фото Повышение nps что это

Те показатели, что обычно используются в таргетинге, можно задействовать в свою пользу, чтобы узнать, почему клиенту не нравится продукт или услуга. Или наоборот.

Адаптация стратегии продвижения

По окончании первичного опроса и выявления критиков, можно устроить дополнительный, более сложный опрос с конкретными вопросами в духе «почему вы недовольны брендом?».

Критики и так почти потерянная аудитория, их надо переманивать на свою сторону. А если вы не знаете, почему они стали критиками, то как обратить их к себе лицом?

Дополнительное исследование поможет узнать, что в голове у этих пользователей, а потом изменить стратегию продвижения или продукт так, чтобы критиков стало меньше.

Но в попытках угодить критикам важно не навредить фанатам.

Другие плюсы

NPS нередко используется в качестве основной цели для команды сотрудников. Это дает некое идейное вдохновение. Задачей работников становится удовлетворение клиентов. И преимущество NPS заключается в том, что это метрика, которую легко оценить. Никаких абстрактных неизмеряемых показателей и комплексных целей.

NPS настолько элементарна, что подходит для любого бизнеса. Будь у вас парикмахерская или завод по производству металлических труб – Net Promoter Score вам подходит.

И нельзя забывать, что такие опросы – лучший способ установить обратную связь с клиентом, потому что они комбинируют высокую степень вовлечения аудитории вкупе с достаточной информативностью передаваемой информации.

Как использовать NPS в своем деле?

Вот как Net Promoter Score может помочь в работе компании.

В развитии общей стратегии

В этом блоке статьи не будет конкретных решений, наставлений и готовой стратегии. Никаких советов, кроме одного – повышайте Net Promoter Score. Специалисты считают, что этот рейтинг способен трансформировать бизнес. Они считают NPS ведущим фактором развития для повышения прибыли, наращивания аудитории и увеличения доли бренда в выбранной сфере деятельности. Успех выпускаемой продукции и дешевизна продвижения зависят от одного критерия – лояльности аудитории (или NPS).

Повышение nps что это. Смотреть фото Повышение nps что это. Смотреть картинку Повышение nps что это. Картинка про Повышение nps что это. Фото Повышение nps что это

Считается, что если Net Promoter Score одной компании выше, чем у другой, то компания с более высокой оценкой, вероятно, выбьется в лидеры по всем фронтам.

В работе с менее лояльными клиентами

Действующих клиентов нельзя терять. Их потребности легко удовлетворить, они по умолчанию лояльно относятся к бренду, приносят деньги, повышают репутацию и т.п.

NPS помогает постоянно контролировать процент лояльных пользователей. При необходимости вносить в работу компании коррективы и адаптироваться под существующих клиентов.

Лояльность влияет на общую репутацию компании и может лишить вас необходимости в найме SERM-специалиста для корректировки позиций бизнеса в поисковой выдаче.

В продвижении

Этот пункт связан с предыдущим. До 90% клиентов обращаются к бренду, узнав о нем от друзей, знакомых, родных. Ни один вид рекламы не работает так эффективно, как мнение близких.

Знание рейтинга NPS позволяет рассчитать вероятность того, что сарафанное радио сработает в отношении вашего бизнеса, и скорректировать тактику продвижения, если этот рейтинг падает.

Высокий NPS спас далеко не один стартап, сейчас находящийся в топе. В их числе облачное хранилище Dropbox и сервис для аренды жилья AirBnb.

Для улучшения KPI

KPI – это основной критерий оценки успешности бизнеса. Их может быть несколько, но не может не быть совсем. NPS может стать главным (и единственным) KPI для компании любого масштаба.

Можно связать Net Promoter Score с финансовой отчетностью и использовать в качестве основной метрики успеха. Потому что даже прибыль не гарантирует безоговорочного роста. Если мнение пользователей о бренде резко изменится, то и доход стремительно упадет, потому что недовольные пользователи в одночасье переметнутся к конкурентам.

Для работы с командой

Принцип NPS можно использовать не только на клиентах, но и на сотрудниках. Да, регулярно устраивайте опросы в духе Net Promoter Score среди работников компании, чтобы узнать их мнение о бренде.

Их лояльность так же важна, как и лояльность пользователей. Миграция штата к конкурентам может сильно ударить по прибыли и бизнесу в целом.

Повышение nps что это. Смотреть фото Повышение nps что это. Смотреть картинку Повышение nps что это. Картинка про Повышение nps что это. Фото Повышение nps что это

Интересоваться мнением можно анонимно, чтобы сотрудники могли честно рассказать, что думают. А полученные данные потом можно задействовать для совершенствования корпоративный культуры, рабочих условий и т.п.

Как правильно считывать оценку Net Promoter Score?

Перед тем как браться за оценку и делать выводы на основе полученных данных, нужно взять в расчет две вещи:

Уровень конкуренции в вашем бизнес-направлении. Чем он выше, тем сложнее достичь высоких оценок NPS. При повышенной конкуренции нормально иметь средний рейтинг. А в случае с низкой конкуренцией – обратная ситуация. Рейтинг должен быть выше среднего, так как пользователям не с чем сравнить, а значит, низкие отметки сигнализируют о серьезных проблемах с качеством предоставляемых услуг/продаваемых продуктов.

Терпеливость клиентов. Конкурентная среда и значимость продукта для людей критически влияют на оценку. Любой недочет в работе интернет-провайдера, например, выводит пользователей из себя, что негативно сказывается на NPS. Надо учитывать это при анализе Net Promoter Score.

Как выяснить, хороший у вас NPS или нет?

Идеальная оценка NPS варьируется от бренда к бренду, от сферы деятельности к сфере деятельности. Чтобы понять примерное положение дел, можно выяснить:

Насколько NPS вашей компании отличается от NPS конкурентов. Если он выше, то оценку можно считать хорошей по умолчанию. Хотя на этом анализ и не заканчивается.

Растет ли NPS. С каждым опросом процентное соотношение должно смещаться в пользу поклонников бренда. Стагнация не так плоха, как падение, но лучше ее избегать.

Насколько NPS бренда выше нуля. 0 – это барьер, ниже которого заходить нельзя. Даже если у конкурентов оценки гораздо ниже, все равно нужно держаться выше.

Как работать с разными категориями клиентов?

Не игнорируйте критиков и не сбрасывайте их со счетов. Их можно обратить в лояльных или пассивных, если выстроить корректную стратегию общения. Отправляйте таким пользователям персональные письма с предложением повторно оценить сервис/продукт или рассказать, что компания могла бы улучшить, чтобы привлечь его. Подробнее расскажите о преимуществах продукта, дайте бесплатный тестовый период, помогите решить проблему клиента, покажите свою вовлеченность.

Повышение nps что это. Смотреть фото Повышение nps что это. Смотреть картинку Повышение nps что это. Картинка про Повышение nps что это. Фото Повышение nps что это

Пассивные клиенты находятся в ждущем режиме. Их окончательный выбор зависит от действий бренда. Если тот действует активно, выходит на контакт и пытается заинтересовать нейтрального клиента (скидки, оповещения о новинках), есть шанс на конвертацию пассива в фаната. Если допускать ошибки или бездействовать, то он уйдет к конкурентам.

Тем, кто не отвечает на опросы, нужно предложить награду за ответ или найти иной способ мотивировать взаимодействие. Игнорирование может обернуться потерями – хоть такие пользователи и не влияют на NPS, они могут влиять на успех компании (прибыль, репутацию и т.п.). Покупать или не покупать продукцию, оставлять плохие отзывы, отговаривать людей пользоваться услугами вашей компании.

Действующим фанатам ничего не нужно. Скажите спасибо и расскажите им о других продуктах. Это поддержит их энтузиазм (они увидят ваш интерес и благодарность за их лояльность).

Вместо заключения

Важно отметить, что следить за NPS нужно перманентно. Нельзя собрать информацию единожды и постоянно на нее ориентироваться.

Нужно настроить автоматические опросы по электронной почте раз в неделю/месяц (желательно в рабочий день), прикрепить эти данные к интерактивному графику и постоянно держать на виду.

Net Promoter Score – система, помогающая развивать бизнес, но требующая много внимания и непрерывной работы с клиентами по улучшению общего рейтинга.

Источник

Как измерить лояльность клиентов и повысить ее? Рассказываем о метрике лояльности NPS

Повышение nps что это. Смотреть фото Повышение nps что это. Смотреть картинку Повышение nps что это. Картинка про Повышение nps что это. Фото Повышение nps что это

В статье:

Определяем лояльность клиентов: что такое индекс NPS

NPS (Net Promoter Score) — это индекс лояльности клиентов, который отображает, насколько ваш бренд люди любят или ненавидят. Метрика появилась в 2003 году, ее взяли на вооружение такие крупные корпорации, как Siemens, Apple, Microsoft, eBay и прочие гиганты, и с тех пор NPS стал главным критерием успешности компании у пользователей.

Главный вопрос при расчете NPS можно сформулировать так:

«Стали бы вы рекомендовать нашу компанию друзьям?».

Вы можете интерпретировать этот вопрос с учетом особенностей аудитории и вашего рода деятельности. Аудиторию просят ответить на вопрос по десятибалльной шкале, где 10 — да, обязательно, а 0 — нет, ни в коем случае.

Исходя из полученных данных можно посчитать процент лояльных, нейтральных и негативно настроенных покупателей и определить общую оценку лояльности. Разберем порядок работы с опросом дальше.

Почему лучше использовать метрику NPS

Быстрый результат опроса. Эта метрика дает максимум данных за меньшее время, ведь, чтобы получить результат, от пользователя требуется ответить лишь на один-два вопроса. Этот метод удобен и для вас: такие данные легко перевести в процентное соотношение.

Выявление проблемной аудитории. Задача бизнеса состоит не только в привлечении новых клиентов, но и в удержании старых. Но как отсеять тех клиентов, которым не требуется дополнительная мотивация, от тех, с кем нужно доработать еще чуть-чуть? NPS поможет и здесь.

Не нужны дополнительные знания. Чтобы запустить опрос для сбора данных NPS, не обязательно нанимать специалиста — это может сделать практически любой штатный сотрудник. То же касается и расчета индекса.

Измеримость показателей. С помощью индекса можно ставить измеримые задачи: например, возвращать старых клиентов, удерживать нынешних, снижать процент недоверия, повышать общий индекс и так далее. Измеримость и наглядность индекса помогает ощутить эффект от проделанной работы, что всегда идет на пользу команде и помогает ее мотивировать.

Шаг 1. Как составить опрос

Опрос для подсчета лояльности по методике NPS состоит из вопроса со смыслом «с какой вероятностью вы порекомендуете знакомым нашу компанию». Формулировка может быть разной. Для оценки дается шкала, обычно она состоит из 10 баллов. От клиента требуется только выбрать отметку.

Часто добавляют и вопрос открытого типа: «Что нужно сделать, чтобы при следующем опросе ваш ответ был 10 баллов?», который появляется, если пользователь поставил не максимальную оценку. Вот как выглядит такая анкета у магазина «Hoff»:

Повышение nps что это. Смотреть фото Повышение nps что это. Смотреть картинку Повышение nps что это. Картинка про Повышение nps что это. Фото Повышение nps что этоПример открытого уточняющего вопроса в анкете

При подготовке опроса следует учесть следующее:

Оформление
Клиенту должно быть понятно, что конкретно у него спрашивают, как можно выбрать нужный ответ в форме. Виджет с опросом должен быть оформлен в стилистике сайта, чтобы не было ощущения, что это сторонний баннер.

Формулировку
Сформулируйте опрос под ваши особенности. Не перегружайте его, но и не удаляйте все подробности — нужно, чтобы было понятно, что опрос касается вашего продукта или приложения.

Стратегию проведения
Продумайте частоту вопросов: если постоянный клиент будет видеть опрос при каждой покупке, это может начать его раздражать. Определите выборку, выделите возможные бонусы за развернутые ответы и продумайте последующие контакты с группами клиентов.

Рынок
Мониторьте рынок. Смотрите, что делают другие компании, вдохновляйтесь хорошими идеями, замечайте недостатки, пробуйте новое.

Шаг 2. Как получить данные для измерения лояльности покупателей

Получить данные для подсчета NPS можно с помощью опроса. Есть несколько способов:

СМС
Сразу после получения товара или звонка оператора.

Опрос на странице сайта
После контакта с менеджером или закрытия заказа.

Звонок клиенту/голосовой робот
Во время сотрудничества, после завершенной сделки, после посещения магазина.

Пуш-уведомление в приложении
После завершения задачи в приложении.

Повышение nps что это. Смотреть фото Повышение nps что это. Смотреть картинку Повышение nps что это. Картинка про Повышение nps что это. Фото Повышение nps что этоПример пуша приложения

Сервисы для оценки лояльности покупателей

Для сбора NPS и прочей полезной статистики существует несколько инструментов:

uxfeedback.ru
Универсальный инструмент, направленный на три основные категории: фидбек, опросы и NPS. Позволяет создавать виджеты для сбора оценок и дописывать комментарии. Сервис распределяет их по категориям по ключевым словам для быстрой обработки. Есть пробная версия

Шаг 3. Как рассчитать индекс. Методика оценки

Как определить выборку для NPS

Для корректного расчета индекса выборка должна быть репрезентативной. Индекс подходит и для крупных компаний, и для малого бизнеса, и для бизнеса с небольшим количеством клиентов, но крупными объемами продаж. Поэтому сложно вывести минимальное число клиентов, которое нужно опросить.

Размер выборки зависит от количества покупателей. Допустим, у компании всего 10 клиентов и ей удалось опросить каждого. С математической точки зрения выборка будет очень маленькой, но по факту это будет настоящий показатель лояльности, поскольку опросили всех клиентов компании.

Как проводить опрос

Обзвон не должны проводить сотрудники, которые с ними связаны, его должны проводить нейтральные лица.

Проверьте, кого вы опрашиваете: это должны быть не только покупатели с негативным опытом и не только довольные компанией. К примеру, если вы будете отправлять опрос только тем, кого успешно обслужили, будет перекос в данных.

Также необходимо учитывать частоту опросов. Это добавляет индексу точности и позволяет наблюдать его динамику. Когда проводить опросы:

по всем клиентам раз в месяц или раз в квартал;

каждый год в сезон для сезонных товаров и услуги;

после проведения рекламной кампании;

после вывода на рынок нового продукта.

Как классифицировать данные

После проведения опроса пользователей и сбора данных на основании 10-балльной оценки формируется несколько классов клиентов. В NPS выделяют три категории:

0-6 баллов — критики или детракторы. Эти люди пишут вам гневные отзывы и хотят найти вам замену.

7-8 — нейтралы. Эти клиенты пользуются вашими услугами, однако их ничего не связывает с вашей компанией, и при наличии выгодного предложения у конкурентов они без угрызений совести перейдут к ним.

9-10 — промоутеры. Это ваши давние клиенты, настроенные доброжелательно. Они могут быть агентами бренда, то есть защищать вас в спорах в интернете, могут привлекать новых клиентов через «сарафанное радио». Они пользуются вашими услугами и рекомендуют вас своему окружению.

Посчитайте количество в каждой группе. После получения необходимого количества данных по опрошенным клиентам, воспользуйтесь формулой:

NPS=(число промоутеров/опрошенных — число недовольных/опрошенных * 100%).

Нейтральные в подсчетах не участвуют, но эта группа нам тоже понадобится.

Предположим, вы опросили 100 человек. Из них промоутеров оказалось 30, критиков — 10, а остальная часть поставила оценку от 6 до 8 баллов. Нейтральных не учитываем, в таком случае индекс лояльности клиентов составит (30/100 — 10/100)*100% = 20%.

По сути, это отражение разницы между количеством довольных и недовольных клиентов. Чем выше показатель, тем лучше компания чувствует себя на рынке.

Шаг 4. Как расшифровать результаты

В среднем принято выделять следующие категории:

Меньше 5% — очень низкий уровень. У вас проблемы, нужно срочно что-то менять. Узнайте у опрошенных, в чем причина их недовольства.

5-10% — низкий уровень лояльности. Мало промоутеров, а следовательно вашу компанию не выделяют на рынке. У такого предприятия мало шансов выйти на рост в ближайшее время.

До 45% — уровень развития. Вашу компанию узнают, у вас есть постоянные и давние клиенты, вас рекомендуют. У такой компании есть потенциал.

50-80% — безусловные лидеры рынка, Почти нет пассивных и недовольных клиентов, большинство из вашей аудитории — промоутеры. Такая компания растет сама по себе за счет репутации.

Впрочем, цифры условные и варьируются в зависимости от сферы деятельности компании, региона и прочих факторов. Следите за следующими показателями:

Коэффициент метрики должен расти при каждом новом замере, если вы работаете над улучшением лояльности.

Сравнивайте вашу лояльность с конкурентами. Некоторые включают в анкету дополнительные вопросы о конкурентах по типу: «какая вероятность, что вы предпочтете совершить покупку в другой компании?». Если оценка составит 9-10 баллов, задается уточняющий вопрос, о каком конкуренте идет речь. Поскольку информация об индексе NPS редко встречается в открытом доступе, такие маневры могут помочь составить примерное представление о лояльности к конкурентам.

Учимся работать с разными категориями клиентов

Лояльные покупатели

Самые важные в индексе клиенты — лояльные, иногда их называют промоутеры. Ваша задача — превратить в промоутеров как можно больше клиентов.

С этой группой работать легче всего. Поскольку они уже расположены к вам, ваша основная задача — поддерживать их расположение на высоком уровне. Для этого вы можете делать промоутерам подарки в виде скидок, промокодов или даже фирменной атрибутики, благодарить бонусами за пройденный опрос и рассказывать об обновлениях, открывать им специальные условия. По данным Temkin Group, покупки они совершают чаще в 4 раза, в 5 раз терпимее относятся к вашим ошибкам и в 7 раз активнее тестируют обновления.

Нейтральные клиенты

Группа нейтральных клиентов при расчете индекса не учитывается, поэтому рекомендуем сделать отдельную выборку по ним.

В этой выборке попытайтесь определить, какая часть более склонна стать лояльными к вашей компании, а какая напротив, скорее всего скоро уйдет. Исходя из этого определите, как работать с этими группами: что сделать, чтобы перевести благоприятно настроенных в группу лояльных и удержать нейтрально-негативных.

Нейтрал ищет самое выгодное предложение на рынке, ему также могут понравиться бонусы при опросе или тот же комплимент в виде особого предложения. Его имеет смысл оповещать об обновлениях ассортимента — иногда именно этого им не хватает, чтобы поставить максимальную оценку.

Критики

Основная категория, с которой вам придется работать— это детракторы, то есть критики. Вам придется завоевывать любовь и доверие этих клиентов.

Ваша задача — выяснить причину разочарования клиента и попытаться решить его проблему. Подходящий способ для повторного контакта — личный звонок, сообщение или электронное письмо. Нередко именно личная заинтересованность превращает детрактора в промоутера.

Работайте над службой поддержки. Не бросайте клиента после завершенной сделки, предложите оценить уровень сервиса и расскажите об особых предложениях и бонусах.

Зачем на самом деле считать NPS

Вне зависимости от ваших объемов продаж и сферы бизнеса расчет индекса будет вам полезен.

Суть этого метода в том, что в обратной связи вы получаете ценную информацию для развития и улучшения компании. Оценка NPS укажет вам на слабые стороны, которые вы сможете использовать как точки роста и поможет выделить наиболее эффективную группу клиентов для дальнейшего продвижения.

Регулярное использование расчета индекса позволит вам наблюдать за динамикой и эффективностью проделанной работы: рекламной кампании, внедрения нового продукта на рынок.

Чтобы сайт нравился пользователям, помимо удобства заказа он должен корректно и быстро работать. Проверить технические параметры, оптимизацию и юзабилити можно в сервисе Анализ сайта. Также в нем можно следить за позициями в поисковых системах по регионам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *