Самые воинственные племена индейцев северной америки

Коренные жители США – индейцы, населявшие земли Америки

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америкиИндейцы — это обобщенное название коренных жителей Северной и Южной Америки, которые проживали на этих территориях до появления здесь европейцев.

А возникновение такого определения связано с тем, что Христофор Колумб,

который открыл эти земли (хотя данный факт до сих пор вызывает споры), считал, что прибыл в Индию.

Коренные жители США

По разным источникам, до прихода европейцев численность населения данных территорий варьировалась в пределах от 6 до 15 миллионов жителей (примерно 2 200 племен), из которых от 2 до 4 миллионов проживала на территории современной Америки и Канады. К началу 20 столетия из-за прихода белых людей, численность индейцев была сокращена до 250 тысяч человек.

На сегодняшний день в Северной Америке проживает около 3,5 миллионов индейцев. Многие племена были просто истреблены в процессе «освоения» территорий европейцами. Индейцев принуждали к переселению на запад с обжитой ими земли.

Индейские племена существовали благодаря природе, умели ее ценить. Они никогда не истребляли животных ради забавы только для того, чтобы обеспечить себе пропитание.

В статье мы вспомним историю и поговорим о самых известных индейских племенах, когда-то населявших Северную Америку.

Индейцы, населявшие земли Америки

Чероки

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

В наши дни чероки является одним из самых крупных племен, проживающих на территории Америки. В переводе Cherokee означает «носители другого языка». До прихода выходцев из Европы, племя размещалось в юго-восточной части страны. Их жилища были построены из глины, при этом, крыши покрывались соломой либо корой. Их основным родом деятельности было сельское хозяйство, рыбалка, охота (к примеру, на оленей, кроликов, иногда медведей), а также собирательство. Они выращивали такие культуры как кукуруза, бобовые и сквош. Средняя деревня насчитывала не более 50 домов, причем каждый из них принадлежал одной семье. Обычно деревня относилась к одному клану.

Белые переселенцы считали это племя одним из наиболее цивилизованных. Это связано с тем, что чероки были в числе первых, кто отказался вести кочевой образ жизни, были даже попытки создания собственного государства. На их землях было открыто свыше 30 школ, печаталась собственная газета, даже была написана конституция! Надо сказать, что некоторые вожди племени имели даже собственные плантации, на которых работали черные рабы. Однако, земли, населяемые племенем, были слишком привлекательны для белых людей, что привело, в конечном итоге, к принудительному выселению индейцев на Великие Равнины. В дороге, именуемой «Дорогой слез», погибло порядка 15 тысяч представителей чероки. На сегодняшний день, это одно из самых больших индейских племен насчитывает свыше 300 тысяч человек.

Ирокезы

Иными словами, Союз Пяти Наций (в его составе: онондага, мохок, сенека, онейда и кайюга). Они проживали на территории будущей границы Америки и Канады и прославились своей жестокостью и храбростью.

Этот Союз даже имел устав, оформленный в виде вампума (ракушки, собранные на нити в установленном порядке). Позднее в Союз принимали и другие племена, не являющиеся родственными, но изъявившими желание соблюдать установленные традиции и порядки. Ирокезы регулярно совершали набеги на соседние племена (гуронов, отава, могикан и т.д.).

Местные жители продавали бобровые меха европейцам, причем торговля велась настолько активно, что популяция этих животных резко таяла, вызывая потребность добывать их на соседних территориях.

Союз Пяти Наций имел большое влияние, благодаря чему, европейцам было выгодно видеть их в качестве своих союзников. Однако, его сила не была вечной — постоянные войны привели к ослаблению влияния, а новые хозяева перестали нуждаться в помощи Союза. Ирокезов расселили по различным резервациям Америки и Канады.

В наше время, численность ирокезов составляет порядка 125 тысяч человек.

Апачи

Это воинственное племя принесло немало проблем колонизаторам из Европы. Племя кочевало на территориях, которые не могли поделить между собой мексиканцы и американцы.

Апачи совершали набеги на испанских и французских переселенцев (которые первыми появились на землях будущих штатов Техас, Луизианы и т.д.), а впоследствии на американцев и мексиканцев, но они также не щадили другие индейские племена. Апачи известны своей жестокостью по отношению к пленникам.

Апачи владели навыками ведения «партизанской борьбы» и славились умением возникать ниоткуда и также незаметно исчезать. Среди знаменитых вождей племени стоит упомянуть о Колорадо, Юх, Кочис, Найче, Джеронимо. Причем последний известен тем, что не прекращал воевать с американской армией еще на протяжении двадцати пяти лет (до 1886 года) после переселения индейцев в резервации.

В наше время племя Апачи насчитывает порядка 112 тысяч человек.

Команчи

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

Это смелое и воинственное индейское племя, которое наводило ужас на противника. Обученные верховой езде индейцы совершали набеги, угоняли в плен женщин других племен, делая их наложницами, забирали детей, чтобы впоследствии воспитать их согласно своим обычаям и традициям.

Территорию команчей обходили стороной белые переселенцы, опасаясь смерти. Военный вождь был главным, кому подчинялись разные отряды (конные, разведывательные, пешие и т.д.

Команчи занимались разведением лошадей, продавали их, в том числе, и своим соседям.

Жителям Техаса и Мексики команчи приносили много проблем, пока американская армия не одержала окончательную победу над ними в 1874 году в бою у каньона Пало-Дуро (штат Техас).

Навахо

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

Это племя одно из крупнейших по численности, проживающее на территории Северной Америки и насчитывает свыше 280 тысяч человек. Основным местом их нахождения являются штаты Аризона и Нью-Мексико.

Навахо издавна вели оседлый образ жизни. Их родом деятельности было скотоводство, земледелие, кроме того, они одни из первых освоили гончарное производство, изготовление корзин и т.д.

С появлением здесь испанцев, племя навахо долгое время противостояло экспансии, при этом, охотно заимствуя новые навыки от белых. К примеру, индейцы научились выращивать плодовые культуры, хлопок, разводить лошадей и т.д.

В 1860 году, после военных событий между Америкой и Мексикой, племя оказалось в резервации США. Навахо получило полуавтономный статус, у него есть даже свой президент, полиция и органы правосудия.

В период Второй мировой войны представители навахо прославились как самые лучшие шифровальщики. Их сложный язык не мог освоить никто из противников.

Делавары

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

Это индейское племя воспето в произведениях Дж. Фенимора Купера. Местом проживания племени были побережье реки Делавэр и Гудзон.

Надо сказать, что название «делавары» было приобретено. Так был назван залив (именем сэра Томаса Уэста, лорда да ла Вэрр), на побережье которого размещалось племя ленни-ленапе. Индейцев стали называть также, как и залив.

В действительности, Купер приукрасил качества делаваров, представив их благородным народом. До появления здесь европейцев, между племенами делаваров и ирокезов возникали постоянные войны.

С белыми делавары предпочитали мирное существование, в отличие от других своих собратьев. Они наладили торговлю, даже стали служить в армии США в качестве скаутов. Благодаря такой политике племени удалось выжить. В настоящее время его численность составляет порядка 16 тысяч человек.

Шайенны (чейенны)

Это представители Великих Равнин, охотившиеся на бизонов. Они занимались кочевничеством от Блэк-Хиллс до реки Арканзас. До половины 19 столетия они довольно мирно жили с белыми, однако им вовсе не нравилось, что поселенцы свободно ведут себя на их территории, создают здесь фермы, строят военные объекты и т.д.

В наши дни численность шайеннов составляет примерно 11,5 тысяч человек, проживающих в резервациях.

Заключение

На сегодняшний день коренные жители США насчитывают всего 1 % от общей численности населения страны. Большая часть традиций потеряна в процессе войн и геноцида индейского населения. Современные индейцы стараются сохранить то, что они имеют и передать свое наследие будущим поколениям.

Источник

Ирокезы – народ воинов или жестокие дикари Америки?

Ирокезы принадлежат к могущественному союзу индейских племён. Самые разные коренные народности Северной Америки состоят в этой конфедерации, что по праву гордится своей историей. Далеко не все знают, что ирокезам удалось выиграть немало войн с европейцами, они встречались с британской королевой, умело отстаивали свои права и боролись за независимость.

Издавна среди Великих Озёр Северной Америки были расположены территории, что населял необыкновенно интересный и своеобразный народ. Это индейское племя получило название ирокезов, однако вовсе не из-за пристрастия к фантазийным причёскам и головным уборам.

Сегодня большинство ирокезов живут в Соединённых Штатах Америки, государстве, принципы которого построены на государственной системе, что некогда существовала у этих народов (правда, сами американцы говорить об этом не любят). Чем знамениты ирокезы? Какие яркие события нашли отражение в их истории? И почему их считают самыми жестокими индейцами?

Прозвище – «гадюки»

Родиной ирокезов считается регион озера Онтарио, к югу от реки Святого Лаврентия. Быстро развиваясь, племена приобрели репутацию отчаянных и жестоких воинов. Доказательством этого является одно только название индейских общин.

Когда смотришь на фотографии ирокезов или их предков, невольно находишь объяснение названию этого народа. Среди индейцев очень популярны причёски в виде гребня, который дополняют всевозможные украшения – перья, шерсть животных, листья. Вот только слово «ирокез» на местом наречии означает вовсе не сторонника необычного стиля.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америкиРоберт Гриффин «Ирокез», 1998 год

Как заявляют исследователи, слово “ирокез” происходит из алгонкинского наречия. На нём “ироку” означает “истинные гадюки”. Вероятно, кураж и беспощадность, что демонстрировали воины ирокезов во время сражений с соседними племенами, стали причиной того, что их начали сравнивать с ядовитыми змеями.

В общении же между ирокезами часто встречается слово «ходинонхсони», что используется как обозначение всего их народа. Перевести его можно как «живущие в длинном доме», что вполне соответствует представлениям о жилище в данной группы племён. Я хочу подчеркнуть, что ирокезы значительно отличались от большинства индейских народов. Они никогда не строили небольшие вигвамы, где могла бы разместиться лишь одна семья.

В качестве домов ирокезы использовали удлинённые хижины, укрытые корой деревьев. В таком вместительном жилище могли поселиться несколько семей. Они могли быть как родственниками, так и посторонним людьми, а дом представлял собой многолюдное “общежитие”, где каждому находилось место.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америкиДеревня ирокезов из книги «Индейцы», автор книги Вячеслав Шпаковский

Воинственные племена

В старину ирокезы жили не только за счёт набегов на соседние народы. Известно, что они статочно успешно освоили земледелие. Основными выращиваемыми культурами стали бобовые, тыква, кукуруза.

Задолго до появления первых европейцев у американских берегов ирокезы уже занимались ремёслами и торговлей с соседними племенами. Я хочу отметить, что площадь, на которой прежде жили эти индейцы, были очень велика. Их земли простирались от озера Онтарио до Эри и реки Гудзон.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америкиРоберт Гриффин «Деревня ирокезов», 2016 год

Сохранились сведения о том, что отношения с соседними индейскими племенами у ирокезов были, мягко говоря, напряжёнными. Алгонкинская группа индейцев, к которой принадлежали и сами ирокезы, обитала в районах Великих Озёр, где племена непрестанно вели друг с другом войны.

Из-за чего? В те времена для укрепления власти племени был важен каждый дюйм земли, что мог обеспечить дичью и рыбой разрастающуюся общину. В таком противостоянии свои позиции мог потерять более слабый народ, зато сильным и воинственным индейцам доставались лучшие территории.

Ирокезы, что сражались едва ли не с каждым из своих соседей, приобрели репутацию бесстрашных воинов и могущественного племени, а потому и культура их развивалась стремительными темпами.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америкиРоберт Гриффин «Вождь на войне», 2001 год

Ирокезы и прибывшие европейцы

В XVI веке ирокезы осознают, что, как бы сильны они не были, им необходимо объединить свои силы против прочих племён. На одной только территории современной Канады тогда существовало около десятка разрозненных ирокезских общин. Индейцы создают большой союз племён, что вошёл в историю как Лига ирокезов. Они успешно покорили небольшие соседние народности, что присоединились к ирокезским общинам, приняв их культуру.

Среди основных племён ирокезов, что сложились к XV веку, стоит выделить могавков, сенека, онондага, каюга, онейда. Объединённые племена создали Лигу Ходеносауни, превратившись в одно из самых могущественных государственных объединений того времени.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америкиРоберт Гриффин «Индейцы ирокезы»

С появлением европейских путешественников в Северной Америке в их записях встречается всё больше упоминаний о местных племенах. Ирокезам выделяли особенное место среди прочих индейцев. Впервые столкнувшись с ирокезами, европейцы были потрясены их жестокостью. В заметках путешественники называли индейцев “дикарями” и “убийцами”.

Нужно признать, что ирокезы действительно отличались воинственным нравом. Если родственник или друг погибал от рук соседних племён, община тут же готовилась к войне. Лига ирокезов не была многочисленной, однако её воины умели отстаивать свои права и интересы.

Нередко повод для войны находился сам собой, а успешные битвы приносили трофеи – пленных и новые земли. Известно, что ирокезы практиковали каннибализм, однако в данной традиции они не были одиноки. Но, как мне кажется, французские мореплаватели впервые столкнулись с подобными обычаями именно со стороны ирокезов, что и привело их в ужас.

Войны и противостояния

В 1609 году между ирокезами и алгонкинами развернулась очередная война. Возможно, всё прошло бы по обычному сценарию, но тогда в дело вмешались французы. Десять солдат стали третьей стороной в битве.

Вскоре в регионе появляются новые жители, с которыми у ирокезов сложились вполне доброжелательные отношения. Ими были голландцы. Свои поселения на индейских землях они начинают строить в XVII веке и, надо сказать, их появление оказалось выгодным для ирокезов.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америкиРоберт Гриффин «Заговор»

Войны из-за бобровых шкур

Индейцы начинают активно торговать с европейцами, а самым ценным товаром становятся бобровые шкуры, которые голландцы закупали в неограниченном количестве. Именно этот факт приводит к новым разногласиям между индейцами Великих Озёр.

Ирокезы считали себя монополистами в данном деле, однако запросы их были так велики, что приходилось нелегально охотиться на территориях соседей. С 1630 по 1700 годы начинаются вспышки Бобровых войн.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америкиБобровые войны

Упадок народа ирокезов

Настоящие потрясения наступают в жизни ирокезов с началом Американской революции. Дипломаты Британии сумели убедить индейцев выступить на их стороне, однако те лишь потеряли от такого сотрудничества.

Долгие годы, до наступления XIX века, ирокезы жили в резервациях, едва не исчезнув как народ. Однако сегодня численность этих индейцев растёт, а сами они уверенно заявляют о своих правах. Центром племён всех ирокезов считается поселение Онондага.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америкиРоберт Гриффин «Ирокезские воины», 2011 год

Ирокезы в наше время

Сегодня численность ирокезов составляет около 125 тысяч человек. Они стараются сохранить свою культуру и продолжают отстаивать свои права. К счастью, времена войн европейцев и индейских народов позади, однако ирокезы мечтают воплотить в жизнь надежды их предков.

Главная цель общин – независимость для их края со столицей в поселении Онондага. Отношение к ирокезам по-прежнему нельзя назвать однозначным. Немало людей считают их жестокими и кровожадными, чему, по правде говоря, способствовали произведения американских авторов, старавшихся показать индейские народы в негативном свете.

Современные ирокезы значительно отличаются от своих предков. Известно немало случаев, описанных в литературе, когда ирокезы проявляли коварство и непомерную жестокость к противнику. Воины прошлых столетий были хитры и изворотливы, нередко прибегали к пыткам и даже каннибализму. Ирокезы нашего времени – мирные жители США и Канады.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америкиРоберт Гриффин «Ирокез с ракеткой для лякросса», 1998 год

Большинство из них является христианами, однако это не мешает индейцам сочетать свою веру с обрядами предков. Так, например, ирокезы часто зазывают добрых духов, а главным своим защитником считают жилище – тот самый «длинный дом».

Но не стоит забывать, что к моменту появления европейцев ирокезы уже построили собственное государство, развивали культуру и преуспели в военном деле. Прозвище дикарей” они получили лишь потому, что их обычаи значительно отличались от тех, какие были у белых чужеземцев.

Ирокезы продолжают развиваться как народ, однако не забывают о прошлом и традициях своих племён. Интересно, что и сегодня есть семьи индейцев, что помнят о своих мифических прародителях, в образах которых выступают животные.

Их изображения считаются мощными оберегами и талисманами, которые раньше могли защитить воина во время сражения, а сегодня помогают своему обладателю найти удачу. Подобные верования возвращают нас ко временам тотемизма, то есть к заре появления человечества. Пройдя через жизненные испытания, ирокезы доказали, что память о прошлом не менее важна, чем вера в будущее.

Источник

Самые воинственные племена индейцев северной америки

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

Ирокезы. Этим словом, образованным от алгонкинского ироку — настоящие гадюки, французы стали называть союз пяти племен, которые сами себя так и называли — пять наций, а еще — люди длинного дома. Пять племен это — сенека, кайюга, онондага, онейда и мохок. Позже в союз ирокезов были приняты тускарора, и ирокезы стали шестью нациями. Ирокезы жили в длинных домах сооружениях из деревянных опор, крытых корой, которые достигали в длину 30 — 40 и более метров при ширине 7 — 10 м. Такой дом занимали несколько семей, родственных по женской линии. Кроме охоты, важное место в хозяйстве ирокезов занимало земледелие — они выращивали маис, тыкву, бобы, подсолнечник, арбузы, табак. Селение было окружено частоколом из бревен, который служил защитой в случае нападения врага. Сами люди длинного дома были тоже очень воинственны и совершали набеги на все окрестные племена — могикан, делаваров, алгонкинов, монтанье, майами, катавба, гуронов, сусквеханна, эри, оттава, иллинойсов и др. В результате ирокезы подчинили себе огромную область, во много раз больше своей исконной территории располагавшейся к югу и востоку от озера Онтарио. Сила и влияние Лиги были огромны, и европейские державы — Англия и Франция, а позднее и США сражавшиеся между собой за североамериканские земли, старались использовать ирокезов как военных союзников. Но, в конце концов, ослабленная в бесконечных войнах Лига стала терять свое могущество, и племена ирокезов оказались разобщены и рассеяны по резервациям США и Канады. Сейчас ирокезы считаются лучшими строителями-высотниками, и многие знаменитые американские небоскребы построены их руками.

Семинолы. Это племя образовалось в конце 18 века из части племени криков, переселившихся во Флориду, где к тому времени местное население было практически истреблено. Семинолы оказывали отчаянное сопротивление белым захватчикам, но в результате трех Семинольских войн (1817 — 1818, 1835 — 1842 и 1855 — 1858 гг.) от 6 тыс. индейцев во Флориде осталось менее 200 человек. Остальные были либо уничтожены, либо отправлены на Индейскую территорию. О том, насколько серьезным противником считали семинолов американцы, говорит тот факт, что во время второй Семинольской войны численность федеральных войск была увеличена вдвое. Среди знаменитых вождей семинолов — Миканопа, Билли Кривоногий, Дикий Кот, Оцеола. Сейчас семинолы живут в Оклахоме и в трех резервациях во Флориде. Часть флоридских семинолов говорит на другом языке (хитчити) и считается самостоятельным племенем микасуки.

В 1820-е-1830-е большинство стокбриджских индейцев перебрались в округ Шавано, Висконсин, где правительство США выделило им землю. В Висконсине они поселились в резервациях вместе с племенем мунси. Вместе они основали племя, известное как стокбридж-мунси. Сегодня резервация известна как Племя Стокбридж-Мунси индейцев-могикан (или Община Стокбридж-Мунси).

Миссионеры Моравской Церкви из Вифлеема в нынешней Пенсильвании основали миссию в могиканской деревне Шекомеко в округе Дачес, штат Нью-Йорк. Целью их было привести коренных американцев к христианству. Постепенно их усилия стали оборачиваться успехом, и они создали первый индейский приход в Соединенных Штатах, для которого они построили в 1743 году часовню. Также они пытались защищать могикан от поселенцев, которые предпринимали попытки спаивать индейцев и отбирать их земли. Кое-кто из тех, кто противодействовал их работе обвинял «моравских братьев» в том, что они на самом деле были тайными иезуитами (деятельность которых была в 1700 в этой колонии запрещена) и работали с индейцами в интересах французов. Миссионеров неоднократно вызывало для объяснений колониальное правительство, но также были у них и последователи. В конечном итоге в конце 1740-х годов колониальное правительство в Покипси из Нью-Йорка, вскоре после чего поселенцы захватили земли могикан.

Ныне несуществующий могиканский язык принадлежал к восточной ветви алгонкинской языковой семьи. Это был алгонкинский н-диалект, наподобие массачусетт и вампаноаг.

Известный роман Фенимора Купера, «Последний из могикан», основан на племени могикан. Он также включает некоторые культурные аспекты мохеганов, другого алгонкинского племени, жившего в восточном Коннектикуте. Действие романа происходит в долине реки Гудзон, традиционно бывшей землей могикан, но имена некоторых персонажей, вроде Ункаса, имеют мохеганское происхождение.

Команчи. Команчи принадлежат к числу тех индейских племен, что почти наверняка известны даже тем, кто совершенно не интересуется ни культурой коренных американцев, ни их историей, ни ими самими – просто потому, что наряду с апачами, ирокезами и еще несколькими племенами они почему-то очень приглянулись романистам наподобие Фенимора Купера и Гюстава Эмара, а уж их каждый хотя бы раз да читал в детстве.

Команчи – индейская народность, чей исторический ареал обитания, иногда называемый «Команчерия», располагался на территории современных восточного Нью-Мехико, южного Колорадо, северо-восточной Аризоны, южного Канзаса и всей Оклахомы. По типу культуры команчи были охотниками и собирателями, представляя собой типичных индейцев Великих равнин.

В период своего расцвета (конец XVIII века) племя насчитывало по различным данным от 20 000 до 45 000 тысяч человек. Сегодня же их численность составляет, по переписи 2008 года, 14 105 человек. Несмотря на то, что численность команчей очень сильно сократилась, они по-прежнему остались самым многочисленным племенем североамериканских индейцев и проживают, по большей части, на территории штата Оклахома, став единственным племенем, сохранившим за собой свои исконные земли.

Слово «команчи» не является самоназванием; сами представители племени именуют себя Numunuu, что в переводе означает «настоящие люди». О происхождении же общепринятого названия у лингвистов единого мнения нет – одни считают, что это производное от слова из южного паюте, означающего «враги», другие – что оно происходит от «kohmahts» языка племени юта, означающего «народ». Собственный язык команчей, команче, принадлежит к нумским языкам юто-ацтекской языковой семьи и иногда классифицируется как диалект шошонского; впрочем, в настоящее время он почти не используется, большинство представителей племени говорят по-английски.

This entry was posted on Среда, Декабрь 26th, 2012 at 11:28 дп and is filed under Племена, Статьи. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Responses are currently closed, but you can trackback from your own site.

Источник

«Я иду в поход на знаменитого Сидящего Быка севера». Как индейцы сопротивлялись армии Соединенных Штатов

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга историка Питера Коззенса «И будет рыдать земля: Как у индейцев отняли Америку». Опираясь на свидетельства участников и архивные документы, автор описывает Индейские войны между коренным населением Северной Америки и Соединенными Штатами на Великих равнинах и в Скалистых горах. В результате серии растянувшихся на десятилетия ожесточенных битв шайенны, лакота, чероки, семинолы и другие племена были лишены своих земель. Публикуем фрагмент из главы, посвященной походу армии США на предводителя индейцев Сидящего Быка.

В декабре 1875 г. у полковника Джона Гиббона, командующего округом Монтана, образовалась уйма свободного времени. Гиббона, как и его начальника генерала Терри, не посвятили в планы Белого дома по обвинению недоговорных лакота во враждебных действиях, которые надеялся спровоцировать президент Грант. Воспользовавшись затишьем, которое наступало на фронтире зимой, Гиббон сочинял длинное и абсолютно нетипичное для военного послание редакторам Army and Navy Journal. Он хотел четко высказать армии, общественности и официальному Вашингтону свою позицию по войнам с индейцами. Выпускник Вест-Пойнта и герой Гражданской войны, задержавший со своей дивизией атаку Пикетта при Геттисберге, Гиббон не был ни сентиментальным, ни мягкотелым. Он был честным человеком с обостренным чувством справедливости. Поэтому он просил читателей посмотреть на происходящее глазами индейцев:

Поставьте себя на место белого человека, который задается вопросом: «Что бы сделал я, если бы мне угрожали, как угрожали и угрожают индейцам?» Допустим, на берега нашего огромного континента высадится народ, превосходящий наш, и примется пять за пядью скупать или выманивать у нас обманом землю, постепенно захватывая ее всю, пока в конце концов не загонит нас, опустившихся и разложившихся, в самый дальний и негодный угол, где нельзя выжить, иначе как воруя или разбойничая. Допустим, вспомнив о справедливости, этот высший народ осознает, что долг обязывает его давать пищу нашим голодным ртам и укрывать одеялами наши замерзшие спины, что мы сделаем тогда? Человек, который, насколько мне известно, ненавидит индейцев пуще змей и признает хорошим индейцем только мертвого, на предложение поставить себя на их место заскрежетал зубами от ярости и воскликнул: «Да я бы вырвал сердце любому, кто попался мне в руки!» Именно так он бы и поступил, и именно так поступили бы мы все.

В 500 км на юго-восток от Форт-Шоу, в лагерях, разбросанных по берегам рек Паудер и Йеллоустон, зимовали недоговорные лакота. Вопреки Гиббону, они не опустились, не разложились и не воровали (разве что лошадей у кроу и шошонов). Это были суровые и непримиримые приверженцы традиционного уклада жизни, именуемые иногда «зимними бродягами», в отличие от «летних бродяг» — резервационных индейцев, которые пополняли их ряды в теплое время года, чтобы вместе поохотиться, укрепить родственные и дружеские связи и, пусть ненадолго, вдохнуть пьянящий воздух свободы. С наступлением нового года позиция недоговорных индейцев не изменилась: они не собирались ссориться с белыми, пока те не посягают на Неотчуждаемую Индейскую территорию, которую, как ясно дали понять их вожди, они уступать не собираются. Поэтому требование правительства прикрепиться к индейским агентствам не позже 31 января 1876 г. их озадачило. Ответ они дали абсолютно миролюбивый и, с их точки зрения, вполне разумный: они признательны за приглашение прийти и поговорить, но уже устроились на зимовку. Вот когда наступит весна и лошади наберутся сил, тогда настанет пора собраться и обсудить будущее. А пока они никому никакого вреда не причинят.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

Уполномоченный по делам индейцев положил ответ лакота под сукно и в своих донесениях в Вашингтон придерживался все той же намеченной в ноябре официальной линии. Лакота, заявил он, «непокорны и враждебны» настолько, что он не видит смысла дожидаться назначенного на 31 января 1876 г. окончания срока, позволяющего армии развернуть против них военные действия. Министр внутренних дел Чандлер, как и ожидалось, эти измышления поддержал.

«Сидящий Бык по-прежнему отказывается выполнять указания комиссии», — сообщил он военному министру, тем самым препоручая ему разобраться с недоговорными лакота и с зимующими на Неотчуждаемой Индейской территории шайеннами, как армия сочтет нужным.

Шеридану дали зеленый свет. 8 февраля он приказал Терри выдвигаться на запад из форта Авраама Линкольна с Кастером и 7‑м кавалерийским полком к окрестности Паудера, а Круку — из Форт-Феттермана на север, в Вайоминг. Если получится скоординировать действия, тем лучше. Терри, однако, в поход так и не выступил. Из-за обильных снегопадов железная дорога «Норзерн Пасифик» встала, и подвоз провианта в форт Авраама Линкольна прекратился. Надеясь, что Кастера сможет заменить Гиббон, Терри велел полковнику направляться на восток от Форт-Эллиса вдоль Йеллоустона и перехватывать всех индейцев, которых Крук оттеснит на север. Однако Гиббон тоже был отрезан снежными заносами, и на сбор своих войск ему требовался весь март.

В департаменте Крука дела складывались получше. Несмотря на непогоду, ему удалось добыть достаточное количество провианта, и 1 марта 1876 г. он выступил из Форт-Феттермана с 692 офицерами и солдатами и с внушительным обозом из навьюченных провизией и боеприпасами мулов и фургонов. Официально возглавлял поход полковник Джозеф Рейнольдс, командир 3‑го кавалерийского полка, а Круку отводилась роль наблюдателя. Рейнольдс, показавший себя компетентным командиром корпуса во время Гражданской войны, на фронтире пока ничего не добился. Ставя его во главе экспедиции на реку Паудер, Крук давал Рейнольдсу шанс реабилитироваться.

Однако ничего хорошего Крук от этой операции не ждал. «Я иду в поход на знаменитого „Сидящего Быка севера“, — писал он своему другу, будущему президенту Резерфорду Хейзу. — Я не особенно уповаю на успех, поскольку у них перед нами огромное преимущество». И преимущество это еще возрастет. Едва экспедиция Крука покинула Форт-Феттерман, зима обрушилась на них так, будто хотела сжить со света. Метель застила глаза преследователям и укрывала преследуемых. В первую же ночь отряд индейцев угнал стадо мясных коров, которое Рейнольдс не распорядился охранять. Четыре ночи спустя другой отряд чуть не обратил в паническое бегство коней кавалеристов. Индейцы выследили колонну и висели у нее на флангах, даже не скрываясь. В конце концов Круку это надоело, и он, сместив Рейнольдса, взял командование на себя. Демонстративно отправив пехоту и фургонный обоз обратно в Форт-Феттерман, чтобы обмануть индейцев, морозной безоблачной ночью 7 марта он помчался с кавалерией к предполагаемой стоянке Бешеного Коня на реке Паудер и был застигнут одним из самых страшных буранов в истории Великих равнин. Метель мела не переставая. Температура упала до минус сорока. Теперь Крук сражался с самой природой. «Есть бекон из пайков удавалось, только отрубая от него мелкие стружки топором. Несколько буханок мягкого хлеба, промерзнув насквозь, превратились в камень, — выводил задубевшими пальцами в блокноте дрожащий от холода репортер. — Пальцы липли к ружьям и ножам, словно к свежей клейкой ленте, а толщина льда на реке [Тонг] была от полуметра до метра».

К счастью для Крука, 16 марта на окраину лагеря забрели двое индейских охотников. Увидев кавалеристов, они сразу же скрылись в снежной кутерьме, но их успели заметить. Крук послал Рейнольдса с тремя батальонами (15 офицеров и 359 бойцов) и опытным разведчиком Фрэнком Груардом на поиски стоянки Бешеного Коня, с которой, как предполагал Крук, пришли эти охотники. С ними увязались репортер Роберт Страхорн и адъютант Крука лейтенант Джон Берк.

Сам Крук остался в лагере с вьючным обозом. «Приказ он дал нам строгий, — вспоминал Груард. — Мы должны были налететь на стоянку, захватить лошадей и все запасы сушеного мяса, которые попадутся, а саму стоянку сжечь и удерживать позиции до тех пор, пока не удастся отправить Круку связного с донесением. Индейцев по возможности брать в плен. Такую задачу ставил перед Рейнольдсом генерал Крук в своем устном приказе».

Колонна Рейнольдса выдвинулась с наступлением темноты. Более морозной ночи Груард не припомнил бы за всю свою жизнь. Ледяной ветер хлестал словно плетью, метель то свирепела, то утихала, луна куталась в плотные тучи. Смутный след вел через угольно-черные лощины и обледеневшие овраги. Страхорн поражался упорству Груарда, который, «ползая на четвереньках в глубоком снегу, вглядывался в едва различимые отпечатки копыт, а потом, на миг потеряв след, метался туда-сюда, пока не находил его снова». К утру тучи разошлись. Снегопад прекратился, зато усилился мороз — до минус пятидесяти, не меньше, как казалось некоторым солдатам. До реки Паудер было уже рукой подать. В половине третьего ночи кавалерия сгрудилась в глубоком ущелье, и Груард отправился дальше один. Несколько измученных голодом, обессиленных и окоченевших от мороза кавалеристов свалились с коней и замерзли бы насмерть, если бы их не растолкали и не привели в чувство. Слава богу, на рассвете вернулся Груард. Ему удалось отыскать стоянку Бешеного Коня. По крайней мере, так решил бывалый разведчик. На самом деле он обнаружил 65 палаток общины шайеннов под предводительством двух мирных вождей, собиравшихся весной прийти в Агентство Красного Облака.

Как показала кампания на реке Уошито, зимой внезапная атака эффективнее всего на рассвете. Но когда Рейнольдс с офицерами добрались до высокого изломанного хребта, с которого виднелась стоянка шайеннов на западном берегу Паудера, уже давно стоял белый день. Между подножием хребта и рекой простиралась ровная бесснежная луговина — то, что нужно для кавалерийского наскока. К югу от стоянки пасся, разбредясь небольшими группками по обоим берегам скованного льдом Паудера, табун — около тысячи коней. При виде молодых воинов, расхаживающих между палатками, Рейнольс и его продрогшие бойцы усомнились, что атака получится внезапной.

Суматоха на стоянке прекратилась быстро. Под призывы вождей «сражаться, как подобает мужчинам» воины сгруппировались к северу от своего лагеря и открыли испепеляющий ответный огонь. Шесть кавалерийских коней пали под обстрелом, четверо бойцов вылетели из седла — кто-то из них уже не поднялся. Видя, что сопротивление крепнет, капитан Иган велел своим всем спешиться и, укрываясь за палатками, дожидаться огневой поддержки с хребта.

Дожидался он напрасно. Мур по какой-то необъяснимой причине замешкался, развертывая стрелков в цепь, и, когда огонь был открыт, в зоне обстрела оказались в основном кавалеристы Игана. Тем временем капитан Нойз со второй ротой отошел уже довольно далеко, уводя табун шайеннских коней. Рейнольдс не потрудился даже поставить боевую задачу командиру своего третьего батальона Энсону Миллсу, поэтому прийти на подмогу Игану тот решил самостоятельно. Оттеснив индейских воинов на несколько сотен метров от стоянки, он поджег палатки, где хранились боеприпасы. Взрывающиеся патроны рвали в клочья парусину палаток и взметали в небо осколки шестов. Седла лошадей лопались с треском. Бизоньи накидки, сундуки, обтянутые искусно расшитой лосиной шкурой, величественные головные уборы из орлиных перьев, одеяла, бубенцы, шелковые ленты, столовые приборы, горшки и котлы — пламя поглощало все без остатка. Рейнольдс приказал спалить все, в том числе тысячу фунтов свежего бизоньего и оленьего мяса. Бессмысленное уничтожение столь необходимой им провизии ужаснуло лейтенанта Берка, который увидел, что Рейнольдс «не способен усвоить важнейшие принципы ведения войны с индейцами», например не оставлять своих раненых и убитых на поле боя. Отступая с неподобающей поспешностью, полковник бросил двух погибших и одного тяжелораненого, который не мог передвигаться самостоятельно. Он забрал у индейцев 799 лошадей, но не распорядился выставить у табуна караулы, и почти всех коней благополучно увели назад пришедшие ночью десять воинов.

27 марта 1876 г. потрепанная и деморализованная колонна генерала Крука вошла, едва волоча ноги, в Форт-Феттерман. Все, чего удалось добиться в ходе зимней кампании, — непреднамеренно предупредить недоговорные племена о грозящей им смертельной опасности. Крук, спеша снять с себя ответственность за разгром, отдал Рейнольдса под трибунал за «бестолковость и безголовость», как выразился Берк.

В этой пятичасовой стычке, именуемой в армейских анналах Битвой на реке Паудер, погибли два индейских воина. К чести Игана и Миллса, среди женщин и детей застреленных не было. Спасшиеся со стоянки индейцы недосчитались только одной соплеменницы — слепой старухи, слишком немощной, чтобы бежать. Несколько шайеннских воинов, вернувшись к тлеющим углям лагеря, обнаружили ее палатку и ее саму целыми и невредимыми. Как вспоминал один из воинов, «все сошлись на том, что это говорит о великодушии солдат».

Возможно. Тем не менее шайеннам досталось изрядно. Погибая от голода и холода, оставшиеся без крова индейцы три дня брели по лютому морозу сквозь сугробы, пока не добрались до стоянки Бешеного Коня. Оглала помогли беженцам чем могли, но община Бешеного Коня насчитывала меньше четырехсот человек — слишком мало, чтобы обеспечить шайеннов всем необходимым. Понимая, что на него тоже могут напасть, Бешеный Конь свернул лагерь, и шайенны вместе с оглала отправились за 100 км к большой стоянке ханкпапа и миниконджу под предводительством Сидящего Быка у слияния Паудера и Литтл-Миссури. Там не было недостатка в еде, одеялах и палатках. Пока ханкпапа оказывали гостеприимство шайеннам, вожди племен устроили большой совет, на котором договорились и впредь держаться вместе.

Читайте также

«Мы думали, что объединенный лагерь отпугнет солдат, — вспоминал шайеннский воин Деревянная Нога. — Мы надеялись таким образом избавиться от их атак, а потом снова тихо-мирно охотиться и кочевать». Руководящую роль объединенные племена отводили Сидящему Быку. «Теперь все индейцы восхищались им как обладателем сильной магии, т. е. человеком добрым и мудрым, умеющим выбрать правильное направление действий», — объяснял Деревянная Нога. Придерживаясь намеченной Сидящим Быком и Бешеным Конем политики оборонительной войны, совет постановил, что они будут сражаться, только если окажутся под ударом. Но это не мешало вождям злиться. Прежде армия вторгалась на их земли, только чтобы охранять железнодорожные постройки или исследовать территорию. Теперь они пришли убивать.

Источник

Самые известные племена индейцев

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

Коренные обитатели суровые и воинственные индейцы много раз становились героями дворовых игр и центральными персонажами книг и фильмов. Да и как тут не заинтересоваться этими воинами, жившими в согласии с природой – когда тут и нестандартная внешность, и преданность идеалам, и брутальное, невозмутимое выражение лица даже в самых, казалось бы, опасных ситуациях.

Разумеется, среди многочисленных племен индейцев были самые-самые, те, кто больше всего развился, досадил белым людям, а то и принял на вооружение элементы их культуры. О них сейчас и пойдет речь.

1. Чероки

Самое продвинутое, если так можно сказать, племя индейцев, живет и здравствует и поныне, вполне окультурившись и даже смешавшись с белым человеком по всему современному США. Поспособствовало этому то, что проживали они на обширной территории южных Аппалачей, обширной – но лишенной всяких полезных ископаемых, так что активной борьбы с ними особо никто не вел.

К тому же, чероки практически первыми отказались от кочевого образа жизни и стали буквально строить свое государство, увеличив с начала 17 века свою численность с 50 тыс. человек, до почти 200 тысяч к началу 20-го.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

Если остальных индейцев только-только зарождавшаяся американская нация презрительно называла «краснокожими дикарями», то назвать так чероки даже не поворачивался язык. Судите сами в начале 19 века, они принимают христианство, создают свою азбуку, издают свою газету и открывают более 30 школ и различных народных департаментов, увенчав все это своей конституцией.

В дальнейшем, богатые индейцы стали плантаторами с сотнями черных рабов, и тем самым, еще больше ассимилировали свою общину с народом США.

2. Апачи

Общее название для целых шести больших индейских племен, и повествование о всех тянет на небольшую докторскую диссертацию. Самым интересным и брутальным на мой взгляд являются липан-апачи, в совершенстве владевшие военным искусством и тактикой партизанской войны.

Липан-апачи делали набеги даже на своих родичей хикарийя-апачи, объединявшись то с испанцами, то с французами. Постоянно кочуя и уходя в случае опасности чуть ли не до границы с Мексикой, как герои боевиков, липан-апачи постепенно добились того, что настроили абсолютно всех против себя, так как могли напасть как на американцев, так и на своих собратьев индейцев, например, чтобы угнать их лошадей.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

Весь 19 век липан-апачи воевали с американцами, устраивая кровопролитные бои и набеги то из-за гор, то из-за реки Рио-Гранде, служившей естественной границей между США и Мексикой и уходя за нее всякий раз после набегов – ведь солдаты США пересекать ее не имели права.

Лишь в конце 19 века, договорившись с правительством Мексики, и предприняв масштабную карательную операцию, удалось добить апачей в горах и вывезти остатки народа в контролируемые резервации в количестве 700-900 человек, оставшихся от 12 тысяч.

3. Команчи

Воспетая в песнях храбрость команчей и их кавалерийские атаки принесли им заслуженную славу. Команчи первыми поставили конезаводство на поток, и поднялись, поставляя лошадок другим племенам. Кроме того сильна была и идеологическая составляющая – у команчей было больше всего всяческих военных, погребальных и свадебных обрядов, например знаменитое курение трубки и Пляски Солнца и Духа после нее.

Интересно было и наличие многоженства, а также и то, что если женщина изменяла, не получая внимания от мужчины, то могла просто отделаться отрезанным носом. Если же она изменяла, получая внимание от мужа – то вполне могла быть убита.

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

Принятие всех решений и власть принадлежала военному командиру, да и вообще роль воинства – была центральной в племени. Существовала не просто «масса воинов», а конные отряды, пешие отряды, отряды разведчиков и даже подобие тыловой службы – «бизоны», «вороны», «лошади», «лисы».

Команчи также знамениты и известны своими живописными перьевыми уборами, вышивкой военных одежд и причудливым разукрашиванием тел, пожалуй самыми красочными среди всех остальных индейских племен.

4. Могикане

Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть фото Самые воинственные племена индейцев северной америки. Смотреть картинку Самые воинственные племена индейцев северной америки. Картинка про Самые воинственные племена индейцев северной америки. Фото Самые воинственные племена индейцев северной америки

Существование собственного племени практически прекращается, и могикане ассимилируются с гуронами, однако костяк племени, около 300 человек все-таки принимает решение жить отдельно, в Огайо. В начале 18 века остатки могикан принимают христианство, разъезжаются по резервациям и окончательно перестают существовать как племя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *