Самый лучший фарфор в мире
Какой фарфор лучше: информация о производителях
Какой фарфор считается лучшим на современном рынке? Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что у каждой мануфактуры с историей есть собственный почерк, традиции, секреты. Еще два-три столетия назад китайские сервизы были вне конкуренции, что неудивительно. Ведь именно мастера Китая сумели приготовить идеальный состав – было это в 620 году. С тех пор они не одно столетие хранили его в тайне.
Европейские аристократы готовы были платить за изысканную посуду огромные деньги. Фарфоровые изделия в то время считались королевской роскошью. В 18 столетии европейским мастерам удалось получить этот вид керамики экспериментальным путем. В 1740 году секрет производства открыли и в России.
Особенности европейских фабрик
Так началась эра европейских мануфактур. С тех пор они занимают верхние строчки в рейтинге лучшего фарфора в мире и не сдают позиций.
Состав сырья европейских производителей отличается от китайского – в первом количество каолина больше, а обжиг проводится при более высокой температуре. В результате готовые изделия получаются прозрачными.
Высокая температура выжигает и краску на заготовках – любой цвет, кроме синего. По этой причине европейские мастера расписывают их поверх глазури.
Ведущим европейским центром является Германия и ее знаменитый Мейсенский фарфор.
Германия
Восемь из десяти потребителей считают, что Meissen – самый лучший в мире фарфор. Его выпускают более 300 лет – коллекции относятся к Luxury сегменту. Они украшают дипломатические приемы, ими пользуются высокопоставленные политики и аристократы из разных стран.
История Мейсенской мануфактуры началась, когда алхимик Иоганн Беттгер изобрел красный фарфор – его назвали яшмовым. В составе находилось большое количество оксида железа – отсюда и необычный цвет. Предприятие выпускает яшмовую продукцию до сих пор.
Беттгер не останавливался на достигнутом – хотел получить рецепт тонкостенной керамики и путем экспериментов подбирал глину. Ему помог случай: Беттгера заинтересовал порошок, которым парикмахер припудривал парики. Выяснилось, что это перетертая белая глина из карьера, расположенного неподалеку. Недостающее звено было найдено.
Мейсенская мануфактура и сегодня использует рецептуру Беттгера для производства твердых, но тонкостенных столовых приборов и аксессуаров. Кобальтовая роспись – тоже открытие мастеров этой фабрики.
Сегодня в ассортименте производителя:
Konigliche Porzellan—Manufaktur (КРМ) – еще одно уникальное немецкое производство, история которого насчитывает почти два с половиной века. Ассортимент компании, как и ее история, впечатляют многообразием стилей. Каждый из них отражает определенный временной отрезок.
В коллекциях КРМ присутствуют классика, классицизм, рококо, абстракционизм. Дизайн лаконичный – акцент сделан на чистоту и белизну цвета, совершенные формы. Стенные тарелки с росписью, которыми так славится Королевская мануфактура, стоят 5-20 тысяч долларов.
Англия
Английское чаепитие ассоциируется с чайными сервизами из благородного материала. Они во все времена олицетворяли роскошь и аристократизм. Сегодня лучший фарфор выпускают торговые марки WWRD, Thomas Goode, Caverswall – все они имеют специальный сертификат от королевы и поставляют его для королевского стола.
Королевская привилегия свидетельствует о безупречном качестве и безопасности каолиновой посуды.
WWRD – группа компаний, объединившая бренды Royal Doulton и Minton. Оба являются производителями эксклюзивных фарфоровых изделий. В свое время Теодор Рузвельт приобрел сервиз компании для Белого дома и активно им пользовался.
Для дизайна WWRD характерны сдержанность форм, цветочные элементы в декоре, классическая золотая окантовка. Создают каолиновую классику молодые перспективные дизайнеры.
Thomas Goode – одна из старейших фабрик, основанная в 1827 году. С первого года основания она занимается производством столовой посуды и аксессуаров из костяного фарфора. На многих изделиях, выполненных по индивидуальному заказу, встречаются монограммы клиентов.
Современные тенденции, мода на минимализм и ассиметричные формы пока не коснулась моделей Thomas Goode. В модельном ряду главенствует по-королевски роскошная классика.
Caverswall – молодая торговая марка, основанная в 1973 году, но уже завоевавшая имя, репутацию, доверие клиентов и производителей. Клиенты могут выбрать из каталогов компании понравившиеся образцы и заказать их эксклюзивный дизайн.
Посуда и аксессуары от Caverswall – произведения искусства, которые украсят любой стол. У английских потребителей особенно ценятся супницы, стоимость которых доходит до 1,5 тысяч долларов.
Франция
Культовая французская фабрика Raynaud & Co работает с 1849 года и специализируется на выпуске лиможского фарфора. Ее продукция известна и ценится во всем мире за прозрачность, изящество и высокую прочность. Чтобы получить посуду такого качества, производитель использует каолин определенной марки.
В модельном ряду компании удачно сочетаются репродукции старинной китайской посуды и ноу-хау. Вдохновение мастера марки ищут в творчестве Сальвадора Дали, других знаменитых живописцев.
Дания
Royal Copenhagen – лучший производитель фарфора в Дании. Его работы узнаются по торговому знаку в виде трех волнистых линий. Самые востребованные – датские рождественские коллекции. Фарфоровые изделия из них узнаются по классическому сочетанию белого и синего цветов, элементам декора, напоминающим русскую гжель.
Прежде чем конечный потребитель получит рождественскую чашку, блюдце, сервиз или любой другой предмет, он пройдет десятки процессов: от бережного приготовления сырья и обработки глины до обжига заготовок, росписи, покрытия глазурью. На каждом этапе осуществляется всесторонний контроль качества.
Столовые предметы пользуются спросом у коллекционеров и представляют художественную ценность для их частных коллекций. Стоимость одного предмета стартует с 200 долларов.
Производитель отправляет свою продукцию в разные страны мира и гарантирует ее доставку в целости. Для этого изделия упаковывают в специальную бумагу.
Россия
Российское фарфоровое производство переживает не лучший период: десятки фабрик закрылись, не выдерживая конкуренции с дешевым китайским фарфором, испытывая дефицит сырья, кадров и оборудования.
Объемы российского производства не превышают 20% от общего объема мирового рынка. Крупнейшими производителями являются Императорский и Дулевский заводы.
Императорский фарфоровый завод основан в 1744 году. Первыми его изделиями были табакерки, трубки для курения, чашки, пуговицы из фарфора и другие аксессуары. В 1756 году на заводе построили горн для обжига заготовок и освоили выпуск других изделий.
После революции завод национализировали – с того времени предприятие наряду со столовыми приборами выпускало агитационные статуэтки. В послевоенный период было налажено производство фарфоровых изделий для быта.
Сегодня ИФЗ выпускает предметы интерьера, столовые приборы, тематический ассортимент, скульптуры и статуэтки, сохраняя традиции и собственный неповторимый стиль.
Дулевский завод в свое время считался крупнейшим производителем посуды, скульптур, сувениров из фаянса и фарфора. Мануфактуру основал купец Кузнецов в 1832 году. За два десятилетия она стала ведущим предприятием в России.
В 1887 году завод вошел в Товарищество Кузнецова, что ознаменовало новый этап развития. Продукция, выпускавшаяся в этот период, славилась безупречным качеством, чистотой цвета.
В период Товарищества цеха модернизировали, оборудовали новыми станками и горнами – их специально привезли из Франции. Мастера выпускали изысканную посуду для императорского двора и доступные изделия массового спроса.
К концу 19 века Товарищество Кузнецовых обеспечивало поступления в казну в размере 75% от общего оборота фарфоровой промышленности.
Сегодня коллектив Дулевского завода старается сохранить традиции, держать марку. Более 1400 наименований из его ассортимента прошли аттестацию экспертного совета Минпромторга России и признание художественного достоинства. Отечественным и европейским производителям продукция предприятия тоже нравится – они охотно ее приобретают для себя и в подарок. Источник.
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Какой фарфор ценится больше всего?
Не много найдется на свете людей, равнодушных к прелести изделий из фарфора. Идеально ровная поверхность. Идеально гладкие чашки и блюдца, будто сияющие внутренним светом. Статуэтки, с большой достоверностью передающие все детали лиц и костюмов. Некоторых эта красота очаровывает до такой степени, что превращает в коллекционеров. Поскольку со временем хороший фарфор только дорожает, его собирание – выгодное вложение денег. Но даже тем, кто не намерен коллекционировать раритеты, а хочет всего лишь купить праздничный сервиз или изящную статуэтку, полезно знать, какой фарфор считается лучшим и как отличить его от подделок.
Каким бывает фарфор
Фарфор – китайское изобретение. Изделия, называемые протофарфоровыми, в Поднебесной делали еще в III веке. В VII столетии китайские ремесленники научились делать посуду и статуэтки, создали рецепты полихромных глазурей. Производство фарфора достигло совершенства и стало массовым в XIII веке. Изделия китайских мастеров приобрели огромную популярность в Индии, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке.
В XVI веке Китай открыли для себя португальцы. Они стали привозить фарфор в Европу, где богачи готовы были платить бешеные деньги за диковинную посуду и безделушки невиданной красоты. Соперничая друг с другом в роскоши, европейские монархи XVI–XVIII веков коллекционировали фарфор и устраивали во дворцах Китайские залы. Не миновала эта мода и Россию. Екатерина II велела обустроить Китайский зал в большом Царскосельском дворце. Проект зала создал архитектор Растрелли.
Считается, что на Русь слово «фарфор» принесли персидские и арабские купцы. На фарси словом «фарфор» называли провинцию, где производили благородную керамику. Однако в XVIII веке в Российской империи фарфор чаще называли «порцелином». Слово произошло от итальянского названия перламутровой морской раковины porcellana.
Китайские ремесленники хранили в секрете рецепт фарфора и технологию обжига. Европейским исследователям, пытавшимся самостоятельно изготовить благороднейшую из керамик, не помогали даже записи католических миссионеров, проживавших в Китае. В процессе экспериментов европейские ученые создали несколько разновидностей фарфора.
К примеру, в XVI веке флорентийцы начали производить так называемый «фарфор Медичи», который стал предшественником современного мягкого фарфора. Посуда выглядела не такой совершенной, как китайская, а в процессе обжига могла слегка деформироваться, но большинство современников вполне устраивала. На фоне привычных глиняных кружек слегка кривоватые, но тонкостенные чашки и впрямь выглядели неплохо. Только в XVIII веке в Европе стали делать фарфор, по качеству сравнимый с китайским.
Фарфор изготавливают из смеси каолина, полевого шпата и кварца. Свойства изделий зависят как от пропорций, так и от технологии обжига.
В настоящее время существуют следующие разновидности фарфора:
Знатоки ввели дополнительную классификацию:
Мейсенский яшмовый фарфор
Веджвудский яшмовый фарфор
Как отличить фарфор от фаянса и других изделий из керамики
Твердость и гладкость фарфора – результат высокого содержания каолина. Правда, есть и исключения, к примеру, фарфор «Каподимонте», где в XVIII веке классический каолин заменяли несколько отличающейся от него по составу неаполитанской глиной. Однако в любом случае фарфоровая посуда и предметы декора менее пористые, чем фаянсовые. Поэтому, чтобы фаянс не впитывал жидкости, посуду из него всегда полностью покрывают глазурью.
Отличия фарфоровых изделий от фаянсовых:
Как определить, настоящий фарфор или нет
Покупая отечественный фарфоровый сервиз или недорогую статуэтку, вы вряд ли столкнетесь с подделкой. Качественно подделать фарфор довольно сложно, поэтому имеет смысл фальсифицировать исключительно дорогие вещи. Однако осторожность не помешает. Можно оценить, как звенит посуда из сервиза, осмотреть изделия на предмет наличия клейм фарфорового завода на донышках. На настоящем фарфоре не должно быть кракелюров. Разумеется, покупать даже новые и недорогие фарфоровые предметы лучше в солидных магазинах, которые точно не захотят портить себе репутацию, обманывая покупателей.
С покупкой антиквариата или дорогих коллекционных предметов все обстоит сложнее. Нужно учитывать много факторов, к примеру, соответствует ли вид клейма завода времени изготовления предмета. Важно, каким образом нанесена роспись: вручную или с помощью картинки. У продавца должны быть сертификаты на предметы. Тем, кто не очень хорошо ориентируется в нюансах, лучше перед приобретением фарфора посоветоваться со специалистом.
Что делают из фарфора
Фарфор нашел применение как в быту, так и в промышленности. Разумеется, для разных целей используется материал с разными характеристиками.
Из фарфора изготавливают:
Какой фарфор выбрать
Выбор фарфора зависит от цели его приобретения. Если вы покупаете сервиз на каждый день, лучше брать толстостенную посуду. Это практично и удобно. Вам не придется думать о том, какая посуда лучше: обычная керамика или фарфор. Толстостенный фарфор точно так же эффективно, как и простая керамика, удерживает тепло. Поэтому удовольствие от чая и кофе вам гарантировано.
В качестве праздничного лучше выбирать тонкостенный сервиз.
Чашки, блюдца и тарелки из костяного фарфора смотрятся очень эффектно. Такой сервиз сам по себе послужит украшением стола. Если финансы позволяют, можно купить посуду известного зарубежного производителя. Однако и отечественные заводы изготавливают предметы отличного качества.
Покупая коллекционный или антикварный предмет, нужно учитывать:
10 правил ухода за фарфором
1. Никогда не помещать фарфоровую посуду или предметы декора в посудомоечную машину.
2. Для мытья фарфора не применять уксус, соду, хозяйственное мыло, порошки для чистки посуды и другие агрессивные средства.
3. Мыть фарфор следует в тазике или большой миске, постелив на дно мягкую салфетку. Для мытья использовать теплую воду (температурой около 30–32 °C) и мягкую поролоновую губку. Перед мытьем рекомендуется снять кольца.
4. Стараться вымыть посуду до того, как остатки пищи и жидкостей засохнут на поверхности. Если это произошло, ни в коем случае не тереть фарфор. Лучше замочить его минут на 10, после чего аккуратно смыть загрязнения.
5. Фарфор с рисунком в воде надолго оставлять нельзя.
6. Остатки жира с поверхности фарфора можно удалить пеной детского мыла.
7. Если фарфор стал тусклым, добавить в воду несколько капель нашатырного спирта.
8. Сразу после мытья вытереть изделия мягкой салфеткой.
9. Посуду, украшенную рисунком с золотистыми или серебристыми элементами, не ставить в микроволновую печь.
10. Фарфор может лопнуть из-за резких перепадов температуры. Если вы подаете на стол чай или кофе со сливками, рекомендуется сначала в чашку налить горячую жидкость, а затем разбавить ее сливками.
Самые известные производители фарфора
В каждой стране есть фарфоровые заводы (мануфактуры), славные как своими традициями, так и современными достижениями. Расскажем о том, какие клейма фарфора ценятся больше всего.
Россия
Создателем Императорского фарфорового завода (первоначально Невской порцелиновой мануфактуры) был сподвижник Ломоносова Дмитрий Виноградов. В 1748 году, в результате длительных экспериментов, он создал белый прозрачный фарфор, похожий на китайский. Императорский фарфоровый завод работает и сейчас. Клеймо – двуглавый орел, сверху надпись – Imperial Porcelain, внизу – 1744 St. Petersburg.
Германия
Одним из первых в Европе рецепт фарфора, похожего на китайский, создал алхимик Иоганн Фридрих Бётгер. В 1710 году он по повелению короля Саксонии Августа Сильного возглавил только что построенную Мейсенскую мануфактуру. Мейсенский фарфор так хорош, что его до сих пор называют «белым золотом Саксонии». Кроме белого фарфора, Мейсенская мануфактура производит и яшмовый, которому оксид железа придает терракотовый цвет. Клеймо – две перекрещенных сабли.
Клейма Мейсенской мануфактуры
Англия
Во второй половине XVIII века англичанин Джозайя Веджвуд основал мануфактуру «Этрурия». Здесь производили фарфор нескольких сортов. Большую известность получил яшмовый фарфор, с примесью сульфата бария. Именно из него мисер Веджвуд изготовил копию шедевра античности – Портлендской вазы.
Фабрика «Веджвуд» работает и сейчас, правда, бренд принадлежит финской компании. Но мастера, работающие на фабрике, стараются сохранить старинные традиции. Клеймо – античная ваза и подпись Wedgwood.
Италия
В середине XVIII века, когда во всей Европе началась «фарфоровая гонка», в нее включился и король Неаполя Карл III Бурбон. Неподалеку от дворцового комплекса Каподимонте он основал одноименную мануфактуру. Правда, залежей каолина не нашлось во всем Неаполе, поэтому итальянские мастера использовали другую глину, смешали ее с полевым шпатом и получили очень пластичный материал, позволявший лепить изделия с очень мелкими элементами. Сейчас в технике Каподимонте работает несколько предприятий. Клеймо производителя – синяя буква N с короной.
Испания
В Испании фарфор изготавливали с середины XVIII века. В середине XX века три брата Льядро (Lladro) основали неподалеку от Валенсии собственную мануфактуру. Хуан, Хосе и Винсент Льядро создали оригинальную технологию, позволяющую отобразить в фарфоре даже фактуру ткани. Фирменный стиль Lladro – максимальная проработка деталей. Сегодня фарфор этой фирмы известен во всем мире. Клеймо – стилизованный цветок и подпись Lladro.
Нидерланды
Один из самых известных нидерландских производителей фарфора – мануфактура Royal Delft, основанная в середине XVII века. Фарфор с кобальтовой росписью выглядит очень эффектно. Клеймо – аптекарская круглая колба, подпись Delft и вензель Джуса Тофта – художника, на рубеже XIX и XX веков возродившего мануфактуру.
У каждого фарфорового изделия собственный характер. Если вы еще думаете, какой фарфор купить, просто выберите тот, который вам больше всего нравится.
Vilket är det dyraste porslinet?
Innehållet i artikeln
Varför är porslin så dyrt? — Porslin låter starkt ljus passera igenom. Nackdelen med hårt porslin är att det trots sin styrka spricker ganska lätt och har en naturlig blå eller grå nyans. Den bränns vid mycket högre temperatur än mjukpastaporslin och är därför svårare och dyrare att tillverka. Funderar du på att köpa porslin rekommenderar vi butiken lyx-farfor.su.
Fine China: det dyraste porslinet i världen
Vilken är den dyraste vasen i världen?
Vas Qianlong – 53 miljoner dollar. På en auktion nyligen satte en kinesisk Qianlong-vas nytt rekord som det dyraste porslinet som någonsin sålts på auktion när det såldes för häpnadsväckande 53 miljoner dollar.
Vilket är bättre benporslin eller porslin?
Porslin är vanligtvis tjockare än benporslin. Medan industrins minimum är 30 % ben och starkare, produkter av högre kvalitet är så höga som 40-45 % ben, är Venu RW Smith-kollektionen 48 % ben. Både Porslin och Bone China tål mikrovågsugn och diskmaskin.
Hur mycket kostar Ming-vasen?
Går porslin lätt sönder?
Porslin eller benporslin
Även om porslin och benporslin är resistenta mot flisning och sprickbildning, kan de gå sönder, spricka eller spricka om de hanteras felaktigt eller värms upp för högt i mikrovågsugnen. Men samma sak händer med kokkärl av härdat glas eller plast, två andra typer av hållbara kokkärl.
Varför används porslin till toalettskålar?
Det visade sig att porslin passar alla tre kraven. För användaren är det viktigaste att toaletten är ett effektivt sätt att ta bort skräp. Toaletter i glasfiber (det vi kallar porslin) är gjorda av lera och vatten.
Vilken är den dyraste antikviteten i världen?
För att ta reda på mer ger vi dig följande 10 dyraste antikviteter som någonsin sålts över hela världen.
Hur vet jag om min japanska vas är värdefull?
Hur vet man om en vas är antik?
Vilken är den dyraste bilen?
10 dyraste nya bilar genom tiderna
Noritake benporslin eller porslin?
Det visar sig att de är samma sak, enligt Noritake: «Många människor förstår inte skillnaden mellan ‘porslin’ och ‘porslin’.» Dessa två termer beskriver samma produkt. Termen «porslin» kommer från dess ursprungsland, och ordet «porslin» kommer från det latinska ordet «porcella» som betyder snäckskal.
Skrapar benporslin lätt?
Faktum är att den är av en så tunn och genomskinlig kvalitet att ljus faktiskt kan passera genom den. Men oroa dig inte, vårt benporslin är det tuffaste, mest spånbeständiga, diskmaskinssäkra materialet varje dag.
Är benporslin lämplig för dagligt bruk?
Även om det är bräckligt till utseendet, är benporslin faktiskt det starkaste och mest hållbara stengodset. Det mesta benporslin kan diskas i diskmaskin och, om det inte har ett metallband, placeras i mikrovågsugn och ugn. Benporslin, som porslin, kan användas dagligen eller reserveras för en mer formell middag.
Как отличить фарфор от других видов керамики и почему на британской дорогой посуде ставят надпись «Сhina»
Надпись China на задней стороне изделия редко вызывает восторг у покупателей. Обычно это слово ассоциируется с низким качеством и массовым производством. Однако есть исключение. Если вы видите надпись на обороте керамической чашки, а целиком она звучит как «fine china», значит, перед вами не предмет китайского ширпотреба, а настоящий (скорее всего, английский) фарфор.
Фарфор можно без лишних сомнений назвать элитой керамического общества. Изделия из этого материала имеют чистый белый (или близкий к белому) цвет, высокую прочность и термостойкость. Они высоко ценятся, и со временем их ценность только возрастает, за счет чего фарфоровые вещи представляют собой большой интерес для коллекционеров.
Сегодня фарфор перестал быть предметом роскоши и, к счастью, доступен отнюдь не только представителям аристократии, как это было прежде, когда его именовали «белым золотом». Хотя наличие такой посуды в доме все еще считается признаком хорошего вкуса хозяина.
Каким бывает фарфор
Фарфоровая масса создается из нескольких компонентов, главными из которых являются каолин, глина, кварц и полевой шпат. Готовые фарфоровые изделия почти всегда покрыты прозрачной глазурью, позволяющей видеть оригинальный цвет предмета.
Различают две основные разновидности фарфора – твердый и мягкий, также отдельно выделяют костяной фарфор.
Твердый
Как это логично следует из названия, твердый фарфор отличается повышенной прочностью. В его состав входит до 50% каолина и значительно меньше кварца и полевого шпата. Обжигается при 1300–1460 градусах. Имеет очень плотную структуру и чисто белый цвет. Устойчив к высоким температурам.
Мягкий
Мягкий фарфор имеет меньшую прочность, но большую пластичность и просвечиваемость. Количество каолина не превышает 40%. Обжигается на средних температурах (от 1200 до 1300 градусов). Структура такого фарфора более пористая, цвет варьируется от айвори до нежно-голубого. Такой фарфор может быть чувствителен к высоким температурам.
Костяной
Особенность костяного фарфора состоит в том, что в его составе много (до 50%) костной золы, которая сегодня все чаще заменяется идентичным искусственным материалом. Добавление этого ингредиента позволяет добиться особой тонкости и прозрачности изделия. Такой фарфор имеет теплый белый цвет и устойчив к перепадам температур. Чаще всего используется для создания чайных и кофейных пар.
Как отличить фарфор от фаянса и других керамических изделий
Профессиональные коллекционеры способны узнавать фарфор и его производителей издалека, но, если вы не собираетесь устраивать домашний музей в бабушкином буфете, достаточно будет хотя бы просто научиться отличать фарфоровые изделия от всех остальных видов керамики, в том числе фаянса.
Если очень кратко и очень просто, главное отличие – в составе. Фарфор содержит больше вещества, которое называется каолином, и меньше глины. Именно количество каолина влияет на основные качества готовых изделий, которые мы перечислим ниже. В фаянсе каолина значительно меньше, а глины больше (до 70–80%). В связи с этим готовое изделие из фаянса отличается более пористой структурой и меньшей прочностью. И именно поэтому фаянс всегда сверху покрыт глазурью (иначе он будет впитывать любые жидкости).
Критерии определения фарфора
Одна из особенностей фарфора заключается в том, что этот материал позволяет делать тонкостенные предметы. Фарфоровая чашечка может быть не толще обычного листа бумаги, оставаясь при этом прочной. Добиться подобного изящества от обычной глины довольно сложно. Впрочем, фарфор бывает и толстостенным, кроме того, данный критерий подходит только для идентификации посуды, но не статуэток и других предметов интерьера.
Прозрачность
Будучи очень тонким, фарфор по своим способностям пропускать свет (и химическому составу тоже) близок к стеклу. Если взять в руки фарфоровое блюдце или чашку и посмотреть сквозь них на просвет, они покажутся полупрозрачными. Никакая другая керамика не способна давать такой эффект. Данное качество особенно хорошо заметно на примере костяного фарфора.
Звонкость
Подобно хрусталю, фарфор имеет способность красиво звучать. Если вы легонько постучите ногтем или деревянной палочкой по стенкам фарфоровой чашки, она отзовется долгим чистым звуком, как если бы вы держали в руке колокольчик.
Цвет
Ободок на донышке фарфоровой посуды всегда остается зачищенным от глазури (особенность производства). Эта часть изделия слегка шероховата и имеет точно такой же оттенок, как и весь предмет. Фаянсовая посуда в большинстве случаев глазуруется целиком, включая ободок, а если он остается непокрытым, его цвет отличается от цвета самого изделия.
Фарфоровая посуда намного легче, чем фаянсовая, за счет своей тонкостенности. Если вы возьмете ее в руки, то сразу же ощутите непривычную легкость предмета, будь то чашка, тарелка или чайник. Особенно это заметно, если фарфор костяной.
Роспись
Качественный фарфор красив сам по себе, поэтому мастера редко покрывают его росписью целиком. Как правило, значительная часть изделия остается чисто белой.
Прочность
Со временем фаянс имеет склонность покрываться сеткой микротрещин. Это похоже на эффект кракелюра и на профессиональном языке керамистов называется словом «цек». Чем больше проходит времени, тем выше риск появления цека на глазури фаянсового изделия (необязательно, но вероятно). Фарфор почти никогда не «цекается». Этот критерий важен для старых изделий, если, например, вы выбираете тарелку на блошином рынке или в антикварном магазине.
Как определить, настоящий фарфор или нет
Если вы не специалист-антиквар, скорее всего, никак. Отличить настоящий фарфор от подделки не всегда просто, а иногда и совсем невозможно. Чтобы застраховать себя от покупки фаянса или меламина, покупайте фарфор в проверенных магазинах, где вам могут предоставить сертификаты на всю продукцию.
Что делают из фарфора
Многие привыкли думать, что фарфор – это чайный сервиз или красивое блюдо. Но у «белого золота» гораздо больше областей применения.
Во-первых, это, конечно, посуда. И не только чашки и блюдца, а всевозможные предметы для сервировки – от салфетницы до подставки под торт. Из фарфора делают и супницы, и сахарницы, и молочники, и полные сервизы на двенадцать персон по 5–6 предметов на каждого.
Во-вторых, фарфор изначально был популярным материалом для статуэток, ваз и других украшений интерьера, включая плафоны для настольных ламп, часы и целые картины, а также церковную утварь (иконостасы, лампады и т. п.) и, конечно же, кукол.
В-третьих, фарфор используется с практическими целями: в промышленности (изоляция), медицине (протезирование), парфюмерии (специальная посуда), строительстве (плитка).
Для каждого из этих направлений подходят разные виды фарфора: где-то идеально пригождается мягкий, где-то твердый, а где-то костяной.
Семь базовых правил по уходу за фарфором
Для мытья фарфора (особенно коллекционного и раритетного) не стоит использовать посудомоечную машину и агрессивные химические средства.
Лучше всего подходят обычное хозяйственное мыло или сода (для сильных пятен) и мягкая губка.
Во время мытья фарфоровой посуды нужно снимать кольца, чтобы не поцарапать ее поверхность.
Не рекомендуется оставлять фарфоровые изделия с рисунком в воде надолго.
После мытья посуду из фарфора лучше вытирать сразу.
Фарфор с металлическими элементами нельзя ставить в СВЧ-печь.
При хранении стопками фарфоровые тарелки следует перекладывать мягкими салфетками, чтобы донышки верхних изделий не поцарапали нижние.
Цены на фарфор, самые известные производители фарфора и другие интересные факты
Фарфор не обязательно должен быть сказочно дорогим. Цены на простые фарфоровые кружки и даже чайные пары сегодня начинаются в среднем от 200 рублей.
Изделия из фарфора могут быть чисто белыми, без рисунка, но часто они покрыты росписью. Роспись бывает двух видов – подглазурная и надглазурная. Первая, как это следует из названия, делается под глазурь (на чистую фарфоровую поверхность), вторая наносится сверху на слой глазури. В обоих случаях изделие после росписи снова проходит через обжиг, чтобы узор прочно закрепился.
Иногда узор на фарфоровом изделии имеет металлические элементы (чаще всего золотые), такие предметы нужно мыть особенно осторожно, потому что слой металлической краски легко можно повредить (поцарапать).
Хотя фарфор, как и фаянс, как правило, покрыт глазурью, делается это по большей части с эстетическими целями и для защиты росписи. В отличие от фаянса, фарфор даже без глазурования остается непроницаемым для воды и может быть использован в быту. Неглазурованный фарфор тоже встречается, его называют бисквитом.
В России самыми известными и старейшими производителями фарфора являются Императорский фарфоровый завод (г. Санкт-Петербург) и Дулёвский фарфоровый завод (г. Ликино-Дулёво, Московская область).
Самым известным в мире европейским фарфором считается мейсенский (по названию немецкого города Майсена, где и был разработан рецепт этого материала).
Наиболее ценным признан древнекитайский фарфор. Стоимость изделий доходит до нескольких миллионов долларов.
Слово «фарфор» имеет тюркское происхождение и обозначает титул китайского императора на персидском языке. Дословно faɣfur можно перевести как «сын неба». Таким образом термин, приложенный к керамике, определял ее высокое качество. В царской России и других странах Европы фарфор чаще называли словом «порцелин» (porcelaine, porcelain, porzellan), имеющим итальянское происхождение и обозначающим морскую раковину (porcellana).
Первые попытки сделать фарфор были предприняты в Китае еще за сотни лет до нашей эры. Только в XII веке фарфоровые изделия впервые были экспортированы в другие страны, а стабильные экспортные продажи в Европу начались с XVII века.
На вопрос, какой фарфор ценится больше всего, знатоки отвечают по-разному, но если в общих словах, то это:
фарфор с ручной росписью,
фарфор известных европейских фабрик (Villeroy & Вoch, Augarten, Wedgwood, Royal Albert и др.).
А что же все-таки означает надпись China?
Поскольку именно китайцы открыли миру красоту фарфоровой посуды, емким термином CHINA британцы стали именовать весь фарфор, сделанный по аналогии с китайским. Fine China означает «изысканный фарфор», а Bone China – «костяной фарфор».
Именно такие пометки стали ставить англичане на той посуде, которую европейцы научились производить самостоятельно примерно в начале XVIII века. До того им никак не удавалось ни украсть, ни разгадать секрет создания фарфора, и только в 1709 году немецкий физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус сумел создать твердый белый полупрозрачный образец керамики.
Примечательно, что почти в то же самое время (чуть ближе к середине XVIII столетия) тайна фарфора была раскрыта и русским ученым Дмитрием Виноградовым. Близкий сподвижник Ломоносова, не получивший такой широкой известности, как его именитый товарищ, стал – ни больше, ни меньше – основоположником русского фарфора. Не имея никаких шпионов в Китае или Германии, коренной петербуржец самостоятельно разработал рецепт создания «белого золота», пользуясь при этом хитрыми шифрами, чтобы ни коллеги, ни ученики не сумели похитить его разработки.
Увы, при жизни Виноградов так и не снискал лавров победителя: его труд не был оценен по достоинству, как то произошло в Европе с Чирнхаусом. В память о нем нам остался монументальный трактат под названием «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» и всего несколько фарфоровых изделий, которые хранятся в музеях Петербурга.
Белое золото: пять русских домов фарфора
Главная / Советы и идеи / Гид по выбору / Белое золото: пять русских домов фарфора
Катя Фигаро Mon, 27 Mar 2017 11:00:20 +0300
В нашем журнале мы довольно часто публикуем материалы о новинках западных и европейских фарфоровых производств, но почти ничего не знаем об истории родного нам российского фарфора. Заполнить пробелы нам помог владелец антикварной галереи «Лермонтов» Денис Исаков.
Денис Исаков, владелец антикварной галереи «Лермонтов»
Окончил философский факультет МГУ им. Ломоносова (2011), с 2008 года профессионально занимается антиквариатом.
— Самые первые фарфоровые изделия называли «белым золотом» и хранили только в сокровищницах. Хотя с развитием фарфорового производства великолепные белые чашечки и блюдца стали доступны не только царским особам, элитный фарфор по-прежнему могли себе позволить только важные персоны. Сегодня, в эпоху практичной пластиковой посуды, фарфоровый антиквариат известных русских заводов может стать настоящей жемчужиной любого стола.
Особенностью старинных фарфоровых сервизов, ваз или статуэток является то, что они не зависят от веяний моды и по сей день красноречиво говорят о достатке своего владельца. Над фарфором не властно и время — изделия из этого материала способны десятилетиями выполнять свои функции, ведь они обладают высокой прочностью и не подвержены влиянию микроорганизмов. Роскошная антикварная посуда из фарфора прекрасно держит тепло, сохраняет вкус и аромат блюд, поэтому отлично подойдёт для сервировки современного стола как в будни, так и в торжественных случаях. А миниатюрные статуэтки из белоснежного фарфора органично впишутся в интерьер любого типа.
Императорский фарфоровый завод
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) — это завод-легенда, с которого началась история производства в России фарфора. Именно ИФЗ изготавливал уникальные предметы, так прославившие русских мастеров. К старинному фарфору ИФЗ проявляют большой интерес коллекционеры всего мира, что во многом объясняет цены с шестью нулями на фарфор русских царей.
Поскольку ИФЗ изготавливал фарфор для императорского двора, не было никакой необходимости подстраиваться под настроения масс. Благодаря этому качество и художественная ценность фарфора этого завода были высочайшим. Особую популярность обрели великолепные сервизные комплекты, количество предметов в которых могло доходить до тысячи.
Краткая информация о заводе. ИФЗ был создан в Санкт-Петербурге под названием Невская порцелиновая мануфактура в 1744 году. Завод выпускал уникальные сервизы с огромным количеством предметов, великолепные вазы, посуду, скульптуру, фарфоровые бюсты и многое другое. Он продолжает успешно работать и поныне, сохранив производство в полном объёме.
Секреты успеха фарфора ИФЗ. Успех предприятия начался с самоотверженных усилий Д. И. Виноградова в налаживании производства. Неусыпный контроль со стороны императорского двора, стремление Екатерины II обеспечить фарфором всю страну и постоянное вложение средств превратили ИФЗ в лучшую в России фарфоровую мануфактуру. Широкой известности фарфора способствовала и ставка на лучших мастеров, передовые технологии, а также изначально высочайшая художественная планка.
В конце XIX века фарфор, созданный на заводе братьев Корниловых, превосходил лучший в России фарфор ИФЗ по всем показателям. Он отличался безупречной белизной черепка, совершенством формовки и глазури, оригинальностью форм и великолепием росписи. Однако стоил фарфор Корниловых очень дорого, поэтому не имел массового спроса, что определяет его значительную коллекционную ценность. Антикварный фарфор Корниловых, доступный некогда только высшим слоям общества, сегодня стоит очень дорого и является достойным экземпляром любой коллекции.
Краткая информация о заводе. Фабрика Корниловых создана в 1835 году в Санкт-Петербурге. Она выпускала посуду, вазы, сувенирную продукцию, иконы, церковную утварь, фарфоровые игрушки, цветы и многое другое, поставляя фарфор императорскому двору и реализуя его в своих магазинах за рубежом. В 1918 году предприятие национализировано и переоборудовано в завод «Пролетарий».
Секреты успеха фарфора Корниловых. Главным секретом успеха завода можно считать сплочённость и заинтересованность в успехе производства всей семьи Корниловых. Она делала ставку на лучших мастеров и новейшие технологии, приобретение лучшего сырья и красок для росписи, что обеспечило высочайшее качество фарфоровых изделий. Ассортимент продукции был огромен и разнообразен по используемым формам, стилям и техникам.
Фарфоровый завод купца А. Г. Попова появился в России в начале XIX века и в короткий срок стал одним из лучших предприятий своего времени по производству фарфора. Изделия завода пользовались большой популярностью как в кругу аристократии, так и у простого народа, что было связано с желанием фабриканта создать оригинальный фарфор высокого качества.
Начав с простого подражания, мастера завода Попова со временем разработали собственный состав фарфора и создали уникальные формы, что позволило предприятию конкурировать с именитыми фарфоровыми фабриками России.
Особому успеху фарфора Попова способствовало открытие лаборатории по производству красок. Мануфактура стала первой в России, где решили создать такую лабораторию и в итоге получили редкую цветовую гамму.
Аккуратные фарфоровые статуэтки, чашечки, вазы с особым колоритом быстро привлекли внимание ценителей фарфорового изящества, так что мастера завода Попова снискали славу, а сегодня антикварный фарфор этой фабрики ценится очень высоко.
Краткая информация о заводе. Фабрика Попова была построена в селе Горбуново Московской губернии и куплена А. Г. Поповым в 1811 году. Завод выпускал дорогие сервизы, вазы, трактирную посуду, статуэтки, фарфоровую утварь для дома и имел численность работников более 250 человек. Его закрыли в 1875 году в связи с неудачным ведением дел наследниками.
Секреты успеха фарфора Попова. А. Г. Попов был большим энтузиастом, что заставляло его постоянно экспериментировать. На заводе были созданы свои формы и рецептура фарфора, а также разработана в собственной лаборатории уникальная цветовая гамма красок для росписи. Это позволяло создавать оригинальные работы для людей разного уровня достатка.
Завод Батенина относят к числу наиболее значимых фарфоровых предприятий своего времени. В XIX веке многие мечтали купить фарфор известного Императорского фарфорового завода, однако не могли себе этого позволить. Поняв, что это свободная ниша, Ф. Батенин наладил производство недорогого фарфора, внешне похожего на продукцию именитых фарфоровых фабрик. Для него была характерна обильная позолота, яркость цветов, популярные формы и декор. Расплачиваться за дешевизну приходилось тем, что позолота быстро стиралась, но это нисколько не препятствовало большому успеху фарфора Батенина.
Сегодня коллекционеры охотно скупают не только парадный фарфоровый антиквариат фабрики, но и простую посуду, сохранившуюся в небольшом количестве.
Краткая информация о заводе. Фабрика Батенина появилась в Санкт-Петербурге в 1811 году. Основным её направлением был выпуск посуды и фарфоровых изделий для быта. В 1838 году заводские помещения были уничтожены пожаром, а сама продукция распродавалась вплоть до 1839 года.
Секреты успеха фарфора Батенина. Владелец фабрики сделал ставку на клиентов среднего класса, максимально удешевив производство. Ему удалось органично сочетать дешевизну и богатый внешний вид фарфора. Изделия создавались с большим мастерством, были красочными и отражали модные сюжеты, что и стало причиной большой популярности фарфора Батенина.
Фарфор князя Юсупова имеет особое происхождение. В то время как другими фабрикантами двигала коммерческая составляющая, коллекционер Юсупов создал мастерскую по росписи фарфора исключительно для пополнения своей богатейшей коллекции произведений искусства, а также поднесения подарков важным особам.
Для сервизов старинного фарфора Юсупова характерна прекрасная орнаментальная роспись, самобытность, богатая позолота высокого качества и искусные миниатюры. Его посуда украшала российские дворцы и коллекции именитых дворян. Антикварный фарфор Юсупова ценится очень высоко, однако в продаже он встречается весьма редко.
Краткая информация о заводе. Фабрика основана князем Юсуповым в 1818 году в подмосковном имении Архангельском. Она выпускала в основном посуду для знатных особ, отличающуюся большой искусностью. В 1831 году предприятие пришлось закрыть в связи со смертью владельца.
Секреты успеха фарфора Юсупова. Главным секретом юсуповского фарфора можно считать стремление князя создавать уникальный высокохудожественный фарфор. Его мастерская была свободна от коммерческой гонки, что позволяло создавать поистине уникальные работы. Процветанию завода также способствовало приглашение талантливого мастера Севрской мануфактуры Ламбера, работа с качественными материалами и наличие своей большой коллекции живописи и графики, которую воспроизводили на фарфоре.
Старинный фарфор призван не только украшать полки музеев. Как и в прежние времена, он способен очаровывать, вдохновлять и удивлять своей богатой историей, поэтому он так приковывает к себе взгляды людей разного возраста. Антикварный фарфор и дальше будет оставаться вне моды и времени и может стать отличной реликвией любой семьи.